Организация и технология товароснабжения розничной торговой сети

VALIGN=TOP> Итого за 1 полугодие 640400,2 2235500 2263637,6 101,3 +28137,6 +1623237,4 353,5 Июль 160338,8 495000 508786,3 102,8 +13786,3 +348447,5 317,3 Август 172297,8 531000 520566,8 98,0 -104433,2 +348269,0 302,1 Сентябрь 198121,2 565000 525719,2 93,0 -39280,8 +327598,0 265,3 Итого за III квартал 530757,8 1591000 1555072,3 97,7 -35927,7 +1024314,5 293,0 Итого за 9 месяцев 1171157,7 3826500 3818710,6 99,8 -7789,4 +2647552,9 326,1 Октябрь 222459,4 584000 583565,9 99,9 -434,1 +361106,5 262,3 Ноябрь 236332,1 603000 594142,7 98,5 -8857,3 +357810,6 251,4 Декабрь 301726,6 680000 696895,8 102,5 +16895,8 +395169,2 231,0 Итого за IV квартал 760548,1 1867000 1874604,4 100,4 +7604,4 +1114086,3 246,5 Итого II полугодие 1291275,9 3458000 3429676,7 99,2 -28323,3 +2138400,8 265,6 Всего за год 1931676,1 5693500 5693314,3 100,0 -185,7 +3761638,2 294,7

Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»


ОАО «Магнит» успешно выполнило план розничного товарооборота в феврале, апреле, июне, июле и декабре 2008 года. В остальных месяцах план розничного товарооборота не выполнен. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 67058,7 тыс. руб. или 1,18 % к плановому годовому его объему (67058,7 : 5693500 х 100).

План розничной реализации товаров выполнен в трех кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах - 35742,0 тыс. руб. В связи с недовыполнением плана в третьем квартале потери товарооборота составили 35927,7 тыс. руб.

Равномерность развития товарооборота ОАО «Магнит» проанализируем, используя данные таблицы 3.


Таблица 3. Информация о доле каждого квартала в годовом розничном товарообороте ОАО «Магнит», %

Кварталы 2007 г. 2008 г. Отклонение



план факт от плана от прошлого года
I 13,3 17,1 17,2 +0,1 +3,9
II 19,8 22,2 22,6 +0,4 +2,8
III 27,5 27,9 27,3 -0,6 -0,2
IV 39,4 32,8 32,9 +0,1 -6,5
Всего за год 100 100 100 - -

Товарооборот ОАО «Магнит» распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был четвертый квартал, наименее напряженным - первый.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота исчислим коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

Коэффициент ритмичности определим как отношение числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. ОАО «Магнит» план товарооборота выполнило в 5 месяцах из 12. Отсюда, коэффициент ритмичности равен 0,42 (5112), или ритмичным его выполнение было только на 42 %. Выполнение плана товарооборота было равномерным на 97,09 % (100,0-2,91).

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла доля в товарообороте колбасных изделий, рыбы, молока и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, картофеля, водки и ликероводочных изделий, вина, конъяка, шампанского и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

Розничный товарооборот ОАО «Магнит» в действующих ценах вырос на 3761638,2 тыс. руб. или на 194,7 % (что обусловлено ростом цен на товары), а в сопоставимых ценах наблюдается его рост на 309786,2 тыс. руб. или на 16 %.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:

от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда работников;

от состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

У ОАО «Магнит» имеются следующие данные о движении товаров (см. табл. 4).


Таблица 4. Товарный баланс по ОАО «Магнит» в действующих ценах, тыс. руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонения (+,-)
Товарные запасы на начало года 23364,9 96263,4 +72898,5
Поступление товаров 2016827,2 5875343,2 +3858516,0
Прочее выбытие товаров 12252,6 22352,8 +10100,2
Товарные запасы на конец года 96263,4 255939,5 +159676,1

Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (на 72898,5 тыс. руб.), роста поступления товаров (на 38585160 тыс. руб.) возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения прочего выбытия товаров (на 10100,2 тыс. руб.) и увеличения товарных запасов на конец года (на 159676,1 тыс. руб.).


Таблица 5. Динамика товарных запасов в действующей оценке по ОАО «Магнит» за 2008 год

Кварталы 2003 г. Ед-ца измерен. Фактические товарные запасы Изменения товарных запасов по сравнению с данными на начало квартала






На начало квартала На первое число второго месяца квартала На первое число третьего месяца квартала На конец квартала На первое число второго месяца квартала На первое число третьего месяца квартала На конец квартала
1

тыс. р.

дни

96263,4

8,9

98621,8

9,1

124256,4

11,5

139197,8

12,8

+2358,4

+0,2

+27993,0

+2,6

+42934,4

+3,9

II

тыс. р.

дни

139197,8

9,7

148072,6

10,4

156010,1

10,9

177192,0

12,4

+8874,8

+0,7

+16812,3

+1,2

+37994,2

+2,7

III

тыс. р.

дни

177192,0

10,3

186959,0

10,8

193716,6

11,2

215431,5

12,5

+9767,0

+0,5

+16524,5

+0,9

+38239,5

+2,2

IV

тыс. р.

дни

215431,5

10,3

208097,3

10,0

251370,0

12,1

255939,5

12,3

-7334,2

-0,3

+35938,5

+1,8

+40508,0

+2,0

1

тыс. р.

дни

96263,4

8,9

98621,8

9,1

124256,4

11,5

139197,8

12,8

+2358,4

+0,2

+27993,0

+2,6

+42934,4

+3,9

Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»

Фактический розничный товарооборот за 1 квартал 2008 года составил 976423,8 тыс. руб. (см. табл. 2).

Товарные запасы в днях в 1 квартале по ОАО «Магнит» составили:


На 01.01 96263,4 : (976423,8:90) = 8,9 дня

На 01.02 98621,8 : (976423,8:90) = 9,1 дня

На 01.03 124256,4 : (976423,8:90) = 11,5 дня

На 01.04 139197,8 : (976423,8:90) = 12,8 дня


Фактический розничный товарооборот за II квартал 2008 года равен 1287213,8 тыс. руб.

Товарные запасы в днях во II квартале составили:


На 01.04 139197,8 : (1287213,8:90) = 9,7 дня

На 01.05 148072,6 : (1287213,8:90) = 10,4 дня

На 01.06 156010,1 : (1287213,8:90) = 10,9 дня

На 01.07 177192,0 : (1287213,8:90) = 12,4 дня


Фактический розничный товарооборот за III квартал 2008 года равен 1555072,3 тыс. руб.

Товарные запасы в днях во III квартале составили:


На 01.07 177192.0 : (1555072,3:90) = 10,3 дня

На 01.08 186959,0 : (1555072,3:90) = 10,8 дня

На 01.09 193716,6 : (1555072,3:90) = 11,2 дня

На 01.10 215431,5 : (1555072,3:90) = 12,5 дня


Фактический розничный товарооборот за IV квартал 2008 года равен 1874604,4 тыс. руб.

Товарные запасы в днях во IV квартале составили:

На 01.10 215431,5 : (1874604,4:90) = 10,3 дня

На 01.11 208097,3 : (1874604,4:90) = 10,0 дня

На 01.12 251370,0 : (1874604,4:90) = 12,1 дня

На 01.01 255939,5 : (1874604,4:90) = 12,3 дня


Товарооборачиваемость в днях определим по формуле:


Тдн. = Зср. : (Р : Д), (9)


где Зср. - среднегодовые товарные запасы;

Р - реализация товаров за год;

Д - количество дней анализируемого периода,

где - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

n - число дат, за которые взяты данные среднегодовые товарные запасы по ОАО «Магнит» составили за 2007 год:


Зср = 61554,8 тыс. руб.

Зср за 2003 г= 172918,8 тыс. руб.


Время обращения товаров по ОАО «Магнит»:

Фактически за 2007 год 61554,8 : (1931676:360)=11,5 дня

Фактически за 2008 год 172918,8 : (5693314:360)=10,9 дня

Таким образом, товарооборачиваемость в 2008 году по сравнению с 2007 годом ускорилась на 0,6 дня (10,9-11,5).

Определим сумму средств, высвобождаемости.

Для этого ускорение времени обращения товаров в днях умножим на фактический среднедневной товарооборот 2008 года.

Следовательно, ускорение времени обращения товаров в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,6 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в сумме 9488,9 тыс. руб. ((5693314:360)х(-0,6)).

По ОАО «Магнит» скорость обращения товаров составила:

Фактически за 2007 год 1931676 : 61554,8=31,4 оборота

Фактически за 2008 год 5693314 : 172918,8=32,9 оборота

Результаты анализа товарооборачиваемости по ОАО «Магнит» оформим в табл. 6.


Таблица 6. Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по ОАО «Магнит»

Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонение 2008г. в % к 2007 г.
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. р. 1931676 5693314 +3761638 294,7
2. Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, тыс. р. 61554,8 172918,8 +111364 280,9
3. Время обращения товаров в днях 11,5 10,9 -0,6 94,8
4. Скорость обращения товаров в количестве оборотов 31,4 32,9 +1,5 104,8

Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»


Следовательно, в 2007 году товарные запасы обновлялись 32,9 раза и оборачиваемость товаров ускорилась по сравнению с 2007 годом на 1,5 оборота (32,9-31,4) [12, с. 263].

ОАО «Магнит» работает с большим количеством поставщиков, поэтому перечислим основные из них (табл. 7).

Таблица 7. Поставщики магазина

Товары Поставщики Товары
1 Рыба и рыбные продукты

СП “Санта-Импэкс”;

ОАО “Рыбокомплекс”;

ООО “Торговые традиции”;

ПКФ “Магнат”;

Рыба и рыбные продукты
2 Мясо и мясные продукты

г. курск, ОАО “Мясокомбинат”;

Березовский консервный завод;

г. Москва, мясокомбинат;

г. Воронеж, мясоконсервный комбинат;

Мясо и мясные продукты
3 Молоко и молочные продукты

ОАО “Белгородский молочный комбинат”;

Курский хладокомбинат;

Областная оптовая база “Мясомолторг”;

Высоковский ОАО сыродельный завод;

Каменецкий ОАО сыродельный завод;

Березовский ОАО маслосырзавод;

Молоко и молочные продукты
4 Яйца и яичные продукты

Г. Железногорск, птицефабрика;

Г. Курск, птицефабрика;

Яйца и яичные продукты
5 Пищевые жиры

Областная оптовая база “Мясомолторг”;

“Атика Импакс”;

Пищевые жиры
6 Продукты переработки зерна

Куркий хлебозавод;

Старооскольскиий хлебозавод;

Рыльский хлебозавод;

ЧП Глущук А. А.;

ЧП Мельничук И. В.;

ОАО Борисовская макаронная фабрика;

ОАО Витебская макаронная фабрика;

Брестская база “Бакалея”;

ООО “Юстек”;

ООО “Вастал”;

ООО “Ракал”;

Продукты переработки зерна
7 Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия

ОАО Жабинковский сахарный завод;

ОАО Скительский сахарный комбинат;

ОАО “Спартак”;

ОАО “Красный пищевик”;

ОАО “Коммунарка”;

Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия
8 Вкусовые товары

ООО “Бемсоли”;

ЧП “Аджибел”;

Курская база “Бакалея”

Курский ликероводочный завод;

КУрский комбинат безалкогольных напитков;

СП “Кока-кола”;

Вкусовые товары
9 Овощи, плоды

Совхоз “Россия”;

Совхоз “Молодая гвардия”;

Совхоз “Знамя”;

Совхоз “Мухавец”

Горплодоовощторг;

Фермерские хозяйства;

Овощи, плоды

Истиочник: Денисова И. Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие для сред. проф. образования по специальностям 0608 «Коммерция» (по отраслям), 0612 «Товароведение» (по группам однород. товаров)/ И. Н. Денисова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 208


Таким образом, важную роль в совершенствовании товароснабжения играет поиск стратегических поставщиков.

Глава 3. Пути совершенствования товароснабжения предприятий розничной торговли


3.1 Совершенствование предварительных операций по закупкам


Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль необходимо располагать (владеть) товаром. Главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле:


Д - Т и Т – Д (10)


Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле - предприниматель, располагая определённой суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия[17, с. 455].

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:

Изучение и прогнозирование покупательского спроса;

Выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

Организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;

Организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортёров и других поставщиков;

Организация контроля и учёта за оптовыми закупками.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос.

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних оптовых предприятий создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объёма спроса (ёмкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.

Изучение и поиск коммерческих партнёров по закупке товаров.

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров предприятия должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях[2, с. 391].

Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объёмом и качеством выпускаемой продукции, я также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, оптовых ярмарках.

Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в газетах и журналах, специальной прессе, биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата предприятия. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения.

Следавательно, с поставщиками товаров должны быть налажены хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.


3.2 Определение цены и объема закупок


На предприятии процессом организации и планированием закупочной деятельности занимается его коммерческий директор. Непосредственно его действия заключаются в планировании очередной партии заказа и прогнозировании потребности в продукции исходя из спроса потребителей.

Планирование закупок и снабжение на предприятии можно условно разделить на два процесса: текущее планирование и оперативное. Текущее планирование включает в себя определение потребностей потребителей на планируемый квартал текущего года исходя из имеющейся информации за прошедшие периоды. Данный размер партии продукции впоследствии должен будет удовлетворить спрос потребителей в планируемом квартале.

В организации, осуществляющей закупки, обычное разделение функций происходит по четырем специальным направлениям.

Организация процесса закупок имеет определенные этапы:

1. Определение потребности в материальных ресурсах.

2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг.

3. Анализ и определение возможных источников снабжения.

4. Определение цены и условий закупок.

5. Подготовка и размещение заказа на закупку.

6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.

7. Получение и проверка товаров.

8. Обработка счета и оплата.

9. Учет поступлений материальных ресурсов.

Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары[14, с. 138].

Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе[21]. Таким образом, выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков[25, с. 231].

После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и/или ускорят выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля экспедирования. Функция контроля выполнения заказа - стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения[24, с.96].


3.3 Экономическое обоснование совершенствования процесса товароснабжения по средствам тары-оборудования


Важным направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароснабжения при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания.

Внедрение такой технологии позволяет:

- механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы;

- исключить тяжелый ручной труд;

- сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;

- сократить численность работников;

- повысить коэффициент использования транспортных средств;

- сократить затраты на тару и упаковку;

- более эффективно использовать торговые и складские помещения;

- снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Сущность прогрессивной технологии товароснабжения и продажи товаров заключается в следующем: товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещения для хранения. Товары при этом продаются методом самообслуживания.

Конструктивные особенности тары-оборудования:

- многоцелевое назначение (может использоваться для продовольственных и непродовольственных товаров);

- возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров;

- обеспечение сохранности товаров;

- возможность горизонтальной транспортировки;

- возможность пакетирования некоторых видов при возврате.

Виды тары-оборудования:

- неразборная;

- сборно-разборная;

- складная;

- переносная;

- передвижная.

Тара-оборудование может применяться при доставке важнейших продовольственных товаров (хлеб, бакалея, пиво и безалкогольные напитки, винно-водочные изделия, консервы, овощная продукция и отдельные непродовольственные (хозто-вары, обои, спортивная обувь и т.д.) [4, с. 196].

Экономический эффект доставки и продажи товаров в таре-оборудовании представляет собой суммарную экономию всех видов ресурсов (живого труда, капитальных вложений, оборотных средств), которую получает народное хозяйство в результате применения этой технологии.

Годовой экономический эффект от применения прогрессивной технологии может быть рассчитан по формуле:


Э = (31-32)Т, (11)


где Э — годовой экономический эффект, p.; Зх,32 — приведенные затраты на 1т товаров до и после перевода на прогрессивную технологию; Т — годовой объем доставки в таре-оборудовании, т.

От внедрения тары-оборудования экономический эффект получают предприятия промышленности, розничной торговли и транспорта.

Важную роль в совершенствовании товароснабжения играет поиск стратегических поставщиков. Это процесс, который помогает компаниям по-новому взглянуть на то, как они закупают продукты и услуги по более низким ценам, повышают прибыль и улучшают управление каналами поставок. В то время, как многие компании внедряют различные инициативы в области стратегических закупок только лишь с целью экономии средств, есть не менее веские причины: улучшение самого процесса закупок и оценки профиля поставщика, и также минимизация рисков.

Таким образом, в современной экономике компании уделяют всё больше внимания улучшению товароснабжения предприятия.

Заключение


Розничная торговая сеть занимает основное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависит степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом. Ведь торговля участвует в решении задачи повышения уровня жизни народа не только посредством доведения до покупателей предметов потребления. Результаты ее усилий самым непосредственным образом отражаются также и на росте производительности труда во всем народном хозяйстве, на настроении людей, на моральном климате жизни общества, способствуют экономии свободного времени населения, увеличению его для гармоничного развития личности. Поэтому специалисты должны уметь оценивать современные процессы и проблемы, тенденции развития отрасли и конкретного предприятия, разрабатывать новые механизмы направления на повышение эффективности работы предприятия. Главной задачей торговли в настоящее время является наращивание объемов товарооборота при высокой культуре обслуживания с целью удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Также для достижения этой же цели необходимо обеспечить бесперебойность, ритмичность, оптимальность завоза товаров в розничную торговую сеть. Важнейшей задачей розничной торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров, а ассортимент и качество товара играет важную роль не только для получение прибыли торговым предприятием, но и для удовлетворения потребностей покупателей.

Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть.

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления.

Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.

Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

В данной роботе была изучена система товароснабжения на примере предприятия розничной торговли ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») и определен путь ее совершенствования.

Путем решения поставленных задач было изучено понятие, фрмы и этапы процесса организации товароснабжения; методы управления товароснабжением на предприятиях торговли. Так же была дана характеристика предприятия ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»). Проанализированы основные экономические показатели данного предприятия и намечены пути совершенствования процесса товароснабжения.

Список используемой литературы


1. Предприятия розничной торговли. – М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2002. – 425 с.

2. Айбазов Р.У., Атаманчук Г.В. и др. Теория организации: учебник. - М.: Изд. РАГС, 2007. - 456 с.

3. Альферьев Е.А. Качество. Развитие науки об управлении. Методические указания. - Самара, СГТУ, 2006.

4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 272 с.

5. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2002. –256с.

6. Виноградова С.Н. Организация коммерческой деятельности. Мн.: Высшая школа, 2003 г.

7. Гончаров П. Г., Егоров В. Ф., Жданова С. Д. и др. Организация торговли продовольственными товарами. - М.: Экономика, 2003 – 425с.

8. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, - М.: Госстандарт России, 2001

9. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования, - М.: Госстандарт России,2001

10. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Рекомендации по улучшению деятельности, - М.: Госстандарт России, 2001

11. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М., 2000. – 254с.

12. Денисова И. Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие для сред. проф. образования по специальностям 0608 «Коммерция» (по отраслям), 0612 «Товароведение» (по группам однород. товаров)/ И. Н. Денисова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 208 с.

13. Ежеквартальный отчет ОАО «Магнит» за 3-й квартал 2008 г.

14. Зорин Ю.В., Ярыгин В.Т. Системы качества и управление процессами. - Самара, 1997

15. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пособие для сред. спец. заведений/ С. А. Каплина. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 414

16. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: учеб. пособие - 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 272 с.

17. Козловский В.А. и др. Производственный менеджмент: учебник. - М.: Инфра-М, 2006. - 574 с.

18. Корольков В.Ф., Брагин В.В. Процессы управления организацией. - Ярославль: 2001

19. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм) Учебник О. А. Новиков, В. О. С. А. Уваров и др.; Под общ. ред.: О. А. Новикова. В. В. Щербакова. — СПб.: Изд-во 2005. —416с.

20. Ньюман Э. Кален П. Розничная торговля – СПб.: Питер, 2005 – 416с., ил., табл.

21. Офииальний сайт ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»), [Электронный ресурс]. Режим доступа: magnit-info

22. Плиханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2000. – 452с.

23. Покровский А.И. Экономика торговли. – М., 2005. – 354с.

24. Практикум по коммерческой деятельности. Учеб. пособие/ Ф.Г. Панкратов и др. – М.: Маркетинг, 2002 – 248 с.

25. Пугинский Б. И. Коммерческое право России: Учеб. для вузов/ Б. И. Пугинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 346

26. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.

Приложение № 1


Таблица. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации.

Формы специализации магазинов Размеры торговой площади, кв. м.

до 250 251-630 631-1000 свыше 1000
1. Универсам - до 700 700-1000 1001-1500
2. Кондитерские товары до 300 301-500 - -
3. Товары для детей - до 1000 1001-1500 св.1500
4. Товары для молодежи - до 800 801-1200 св.1200
5. Товары для женщин - до 1000 1001-1500 св.1500
6. Товары для мужчин - до 800 801-1200 св.1200
7. Одежда - до 600 601-1000 св.1000
8. Обувь до 300 301-500 501-800 св.800
9. Хозтовары до 500 501-800 801-1200 св.1200
10. Галантерея до 600 601-900 свыше 900 -

Размещено на