Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему


«Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь»


Выполнила студентка

Факультета экономики и управления

группы Ш-21

Маслюк Юлия Викторовна

Научный руководитель

Ассистент

Машевская Оксана Владимировна


Гомель 2009г.

Содержание


Введение

1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты.

2. Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку

3. Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.

Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.

Именно поэтому, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.

Объектом исследования могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:

Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.

Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.

Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.

В соответствии с поставленными задачами курсовая работа разбита на 3 главы. Также в структуру работы входят введение, в котором обоснована актуальность темы, ставится цель и задачи исследования, заключение, в котором делаются общие выводы по работе и приложения.

Тема хорошо освещена в литературных источниках. Например, такое учебное пособие как «Макроэкономика» под ред. И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского очень хорошо раскрывает суть, формы, принципы, направления социальной защиты. При написании курсовой работы использовался круг периодической литературы: журналы «Беларуская думка», «Охрана труда и защита населения», «Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта».


1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты


Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.

Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:

- личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);

- порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).

Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни. [6.c. 263]

Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам можно выделить материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.

Уровень жизни населения— это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Иными словами, это — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Выделяют четыре уровня жизни населения:

♦ полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

♦ нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

♦ бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;

♦ нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.

Совокупность показателей уровня жизни затрагивает следующие аспекты жизнедеятельности населения:

♦ условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья и др.);

♦ условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний и др.);

♦ условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости и др.);

♦ состояние окружающей среды и др.

При этом следует отметить, что указанные показатели предполагают их сравнение с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами. [7 с. 254]

Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [5.c. 513]

Понятие «социальная защита» по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий жизни человека, например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

Однако при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной зашиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты - поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.

В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.

На основе рекомендаций Международной организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах Северной Европы, наименее - в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.

Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации в различных странах.

Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.

Основными задачами установления стандартов являются:

- выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в

важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;

- повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов:

- совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;

- совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

Третий принцип системы социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.

Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.

Важную роль в развитии системы социальной зашиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Хотя неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.


Инструментами политики социальной защиты являются:

Инструменты экономического механизма Инструменты социального механизма Инструменты правового механизма

разработка социально-экономических программ;

выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения;

индексация заработной платы;

предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и др.

активизация деятельности общественных организаций;

развитие отношений социального партнерства

обеспечение правовой защищенности граждан и др.;

правовая поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций


Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (рис. 1.1). Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.


Рис.1.1 Основные направления системы социальной защиты


Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

Социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис.1.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.

Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности. Они выплачиваются при потере трудоспособности, рождении детей, потере кормильцев или работы и в других случаях. Социальные трансферты предоставляются не только в денежной форме, но и в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов, а также в виде льготного налогообложения.

Целью социальных трансфертов являются гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [7 с. 263]

Система социальной защиты реализуется через систему прав и гарантий. Частные лица могут иметь право на определенные пособия благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие из Фонда занятости с учетом нынешнего или прошлого вклада. В большинстве промышленно развитых государств система социальной защиты включает также государственную помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. [6 с. 268]


Выводы: 1) Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантии уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

2) Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.

3) Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.


2. Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку


Социальная зашита населения Республики Беларусь, ограничившаяся в начале 90-х годов прошлого столетия поддержкой престарелых и инвалидов, выплатой им пособий, пенсий и предоставлением льгот, сегодня претерпевает существенные качественные изменения.

Ключевым пунктом выступает уровень жизни населения. Необходимо создать условия, позволяющие белорусам обеспечить своим трудом собственное материальное благосостояние, и усилить государственную поддержку социально уязвимых сограждан.

Это возможно только при условии:

повышения платежеспособного спроса населения;

роста заработной платы и превращения ее в основной источник денежных доходов населения;

поэтапного приближения величины минимальной зарплаты до уровня минимального потребительского бюджета, размера социальных пособий — до бюджета прожиточного минимума;

удержания безработицы в социально допустимых пределах;

дальнейшего совершенствования государственной адресной социальной помощи;

развития пенсионного обеспечения;

доступной медицинской помощи широким слоям населения, качественного улучшения оказываемых медицинских услуг;

стимулирования массовой физической культуры, пропаганды здорового образа жизни, профилактики социально опасных болезней, охраны материнства и детства;

наличия доступного и качественного образования, отвечающего потребностям реформируемой экономики согласно международным образовательным стандартам;

обеспечения качественным жильем, способным удовлетворить потребности настоящего и будущих поколений граждан страны.

Социальная политика государства за период 1992-2000 г. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию доходов различных групп и масштабы бедности.

Реализация определенных мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов. В 1992 г. среднемесячная заработная плата составила в Беларуси 5072 руб., в 1995 г. -755129 руб., в 2000 – 58916 руб. (С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)).

Политика в области оплаты труда в отмеченный период была направлена на повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержание его экономической заинтересованности и активности, создание условий для справедливой оплаты труда и обеспечения необходимых стандартов потребления.

По данным официальной статистики доля заработной платы в ВВП на протяжении 1992-1998 гг. составила от 31 до 36%. Причем наименьшей эта доля была в период самого резкого снижения реальной заработной платы – в 1994 г., а наибольшей достигнута в 1998 г.

Однако доля средств, направляемых на оплату труда, в ВВП за период 1996-2000 гг. практически не изменилась: в 1996 г. она составляла 33 %, в 2000 г. - только 33.4 %. В развитых странах этот показатель значительно выше - до 50-60 %. Структура денежных доходов населения также почти неизменна: доля оплаты труда составляла в 1996 г. 46,1 %, в 2000 г.- 51,7 %. Анализ динамики среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства и индекса потребительских цен свидетельствует о наиболее резком падении реальной заработной платы за период с 1991 по 1995 г. В период с 1996 по 2000 г. темпы роста начисленной заработной платы превышали темпы роста индекса потребительских цен, что говорит об увеличении реальной заработной платы. Однако опережающего роста оплаты труда по сравнению с ростом денежных доходов, как это предусматривалось НСУР, не произошло. Не все намеченные задачи в области оплаты труда удалось реализовать.

В период с 1992 по 2000 г. наблюдалась тенденция обеднения значительной части населения. Если в 1992 г. доля бедного населения в стране оценивалась 1-2 %, то в 1995 г. -33,9%, 1996 г. - 38,6 %, 1997 г -32,1 %, 1998 г. - 33,0 %, 1999 г. - 46,7 % (около 4,6 млн. чел.). В 2000 г. уровень бедности снизился до 41,9 %. Прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижения жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку[12.с. 81]. В 1995 г. бюджет прожиточного минимума составлял 424,1 тыс. руб., в 1998 г. – 2159,6 тыс. руб., в 2000 г. – 30,1 тыс. руб. (С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)). Критическим значением показателя «доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (черта бедности)» считается 9-10 %.

В борьбе с безработицей и для минимизации ее последствий важно обеспечивать людей информацией о возможных свободных местах в соответствии с потребностями рынка труда; органы государственной службы занятости оказывают помощь безработным в трудоустройстве; создают новые рабочие места, в частности с использованием средств Государственного фонда содействия занятости; организуют профессиональную подготовку и переподготовку по востребованным профессиям; поддерживают в предпринимательской деятельности, в том числе финансово; содействуют переселению безработных и их семей в районы, где их ждет конкретное дело; развивают систему профессиональной ориентацию молодежи, незанятого населения; выплачивают пособия, оказывают материальную помощь.

Безработица— неотъемлемый атрибут рыночной экономии. Она, как и занятость, не только категория экономическая, но и социальный индикатор эффективности осуществляемых реформ. Поэтому политика, направленная на недопущение выхода уровня безработицы за определенные границы и превращения ее в серьезный фактор дестабилизации общества,— объективная необходимость и составная часть социальной политики государства.

На конец 1992 года в органах государственной службы занятости на учете состояли 24014 человек, не имеющих работы, уровень регистрируемой безработицы составлял 0,5% экономически активного населения (в 1996 г. 4%, в 2000 г. – 2,1%), (рис. 2.1). Эти данные свидетельствуют о доминирующем факторе устойчивого превышения предложения рабочей силы над спросом.


Рис.2.1 Уровень зарегистрированной безработицы, %


В складывающихся условиях важна задача предотвращения массовой безработицы, обеспечения социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан. Это должно стать предметом постоянного внимания органов государственного управления всех уровней, профсоюзов, нанимателей. Ведь от решения проблемы во многом зависят сохранение благоприятного социального фона экономических преобразований, поддержка стабильности общества и целом. Особая ответственность за решение этой непростой задачи возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, в ведении которых находятся территориальные службы занятости.

Руководители отраслей, территорий, предприятий должны помнить о социально ответственном характере процессов реструктуризации производств и экономики в целом. Программы развития и технического перевооружения, инвестиционные проекты, планы сокращения вынужденной неполной занятости на производстве обязательно предусматривают пути и механизмы решения проблемы трудоустройства высвобождаемых работников.

Ключевое направление государственной политики — создание новых эффективных рабочих мест, совершенствование отраслевой и профессиональной структуры занятости населения.

Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без анализа уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть нашего общества. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. Тем, кто не может работать, но не имеет права на трудовую пенсию, назначается пенсия социальная. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила в 1990 г. 2375 тыс. человек, в 1995 г. – 2659 тыс. человек, в 2000 г. – 2622 тыс. чел. Они получают пенсию по возрасту, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии.

Большинство белорусов получают трудовые пенсии. Единственный источник их финансирования — текущие страховые взносы нанимателей и работников. Эти средства аккумулируются во внебюджетном фонде социальной защиты населения Минтруда. На пенсии уходит около 80% собираемых взносов, остальные предназначены для выплат, связанных с другими страховыми случаями (оздоровление населения, оплата временной нетрудоспособности, пособия семьям, воспитывающим детей до 3-летнего возраста).

Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, государственных служащих, а также пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и людей, получающих социальные пенсии, производится за счет государственного бюджета (полностью или частично). Пенсионное обеспечение - одна из самых острых социальных проблем. Основная ее суть - низкие размеры пенсий, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов и вместе с тем недостаточность средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

Политика в области пенсионного обеспечения была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработка в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

Средний размер назначенной месячной пенсии в 1990 г. составил 107 тыс. рублей (стоимостный показатель приведен в рублях), в 1995 г. – 387,2тыс. руб. (стоимостный показатель приведен с учетом деноминации 1994 г. (уменьшение в 10 раз)), в 2000 г. – 36,4 тыс. руб. (стоимостный показатель приведен с учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз). [10 с.158] Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжает оставаться низкой.

Средний размер пенсии в не превышал минимального потребительского бюджета пенсионера и составлял около 70 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 1990 г. составило 39,6%, в 1995 г. – 38,2%, в 2000 г. - 41,5%. [10 с.158]. В сравнении с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения 60-70%, это низкий уровень.

В республике около 2.45 млн. человек имеют пенсионный возраст. Быстрыми темпами увеличивается число одиноких (более 104 тыс.) или проживающих отдельно от детей и родственников (свыше 560 тыс.). Эти люди ежедневно сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые для них не всегда разрешимы. Бытовые и материальные затруднения, психологическая несовместимость с родственниками или отсутствие близких, которые могли бы в нужный момент прийти на помощь,— жизнь начинает всецело зависеть от внимания извне.

В целом повышение качества жизни населения гарантируется введением системы государственных социальных стандартов. В Республике Беларусь существует также государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС), который представляет собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Для здравоохранения установлены, например, четыре государственных минимальных социальных стандарта: обеспеченность участковыми врачами (один на 1,3тыс. жителей), больничными койками (девять на 1 тыс. человек) и аптеками (одна на 8 тыс. жителей).

Практически внедрены 44 стандарта, касающиеся основных сфер жизнедеятельности. В результате улучшились транспортное сообщение, бытовое и торговое обслуживание, повысился уровень образовательных и медицинских услуг. В ближайшее время планируется расширить перечень стандартов и повысить их качественную составляющую.

В Беларуси внедрен государственный социальный стандарт — один территориальный центр социального обслуживания на административный район, сегодня их 156. Предстоит улучшить систему учреждений данного профиля, расширить их инфраструктуру и укрепить материально-техническую базу, повысить качество социальных услуг, предоставляемых на дому и в стационарных условиях, внедрить новые инновационные технологии социальной работы с населением. Работа центров особенно актуальна для одиноких пожилых граждан и жителей отдаленных сел. На учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек. Растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому. В 2008 году их численность увеличилась на 2,6 тыс. человек, всего на дому обслуживается 80,6 тыс. человек.

Сейчас во всех 156 районах страны работают отделения социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан. 70% их подопечных проживают в сельской местности. Более 12,5 тыс. социальных работников опекают одиноких и инвалидов. Задействованы предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, шефствующие организации. Кому-то надо посодействовать в установлении опеки и попечительства, кого-то поместить в дом-интернат, иным похозяйствовать по дому. А когда человек заканчивает земной путь, надо оказать ритуальные услуги; погребением одиноких тоже занимается социальная служба.

В целом по республике из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием пользуются 283,7 человека. Наибольшее развитие эта форма получила в Минской (469 человек) и Могилевской (333.5 человека) областях.

В Гомельской и Могилевской областях функционируют небольшие дома-интернаты для ветеранов труда на 10—20 мест.

В республике продолжают действовать 19 социальных столовых, 50 салонов «Милосердие». 95 центров медико-социальной помощи. В этом деле важны адресность, своевременность и эффективность. У каждого, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, свои запросы и нужды. И чтобы оперативно удовлетворить потребности больных, старых и малых в нужный момент, создаются центры социальною обслуживания.

Главная их цель— оказать максимальную и разностороннюю помощь нуждающимся, дать людям шанс до последней возможности оставаться в родных стенах и только в крайнем случае помешать их в социальный стационар. В республике уже действуют 84 центра социального обслуживания населения, 3 — для граждан пожилого возраста и инвалидов и 24 — оказывают помощь семье и детям.

Социальные услуги предоставляются бесплатно одиноким