Использование дидактических игр для развития познавательной деятельности 6-классников

ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

Использование дидактических игр

для развития познавательной деятельности

6-классников на уроках математики

По методике преподавания математики

Михласулиной Эльнары Мирзаяновны

специальность: 050201

Математика

группа: М – 51         отделение: очное

Руководитель:

преподаватель методики математики

Т.А.Трясцына

2008


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические  основы развития познавательной деятельности 6-классников на уроках математики
1.1.Понятие мотивации познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе и развитие мотивов  обучения на уроках математики
1.2.Дидактическая игра и ее значение в развитии мотивационной сферы познания деятельности
Глава 2. Исследование влияния дидактических игр на развитие мотивационной сферы учащихся.
2.1.Проведение дидактических игр на уроках математики, анализ игровой деятельности
2.2.Выявление результативности использования дидактических игр в развитии мотивационной сферы.
Заключение
Литература

 


Введение

 

Успешность учения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который учение имеет для учащегося. Мотивация учения является проблемой, которая остро стоит и перед школьниками, и перед учителями, и перед родителями.

Проблема развития мотивации познавательной деятельности учащихся всегда была и будет одной из самых актуальных в образовании. Задача формирования личности заставляет педагогическую науку искать новое и совершенствовать традиционно используемые формы, методы и средства профессиональной подготовки [16, 78].

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках -дидактическая игра [5,12-34]. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным[14,31-92]. В ходе игры учащиеся незаметно для себя  выполняют различные упражнения, где им самим  приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. А также он советовал сделать серьезный учебный труд детей по возможности занимательным и этим облегчить его. Позднее выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко указывали, что игра- это потребность детского организма. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполняют задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ученика. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного  материала Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира [8,18-39].

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего выяснить ее природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых,- это путь познания окружающего мира.

До недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении тематических вечеров, предметных сборов и др., а возможности использования  дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.

Дидактические игры должны занять подобающее место во всей работе и, прежде всего, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания школьников.

Игры не только могут существовать рядом с серьезным учением, но и должны быть систематически использованы в целях повышения эффективности обучения. Дидактическая игра будит воображение, создает радостное настроение, дает возможность вызвать активную работу мысли и направить ее в нужное русло - на овладение учебным материалом. Ценность игры в учебно-воспитательной работе подтверждена рядом исследований психологов и педагогов [17,3-18]. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование на уроках раздаточного материала,- необходимое условие успешного обучения математике школьников, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность всего класса, а с другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. Однако, учителя проводят  дидактические игры на уроках не более 3 раз в год. Редко используются  игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике  преподавания средней школы.

Целью данной работы является обоснование использования дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности школьников. В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой;

2. Выявить роль игры как средства развития мотивации познавательной деятельности.

3. Подобрать игры, способствующие  развитию мотивации познавательной деятельности.

4. Провести уроки с использованием дидактических игр и проанализировать их.

Объект: процесс обучения учащихся на уроках математики.

Предмет: процесс развития мотивации познавательной деятельности 6-ти классников на уроках математики.

Гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики развивает познавательную деятельность учащихся.

Контингент: учащиеся 6 класса МОУ «Копчиковская основная общеобразовательная школа».


Глава 1. Теоретические  основы развития познавательной

деятельности 6-классников на уроках математики

 

1.1. Понятие мотивации познавательной деятельности

в психолого-педагогической литературе

и развитие мотивационной сферы обучения на уроках математики

 

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Деятельность определяет жизненный  путь личности. Существует сложное соотношение между психикой и деятельностью. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой - психика регулирует деятельность.

Формирующую роль деятельности можно проследить при сравнении особенностей людей, занятых в различных областях практики. Не случайно существуют отрасли психологии, которые изучают специфику деятельности. Вид деятельности формирует устойчивые качества личности, благодаря которым по одной- двум черточкам в поведении, а иногда и по внешнему облику можно определить профессию человека. Исследование  личностных качеств учителя показывает, какие свойства обеспечивают его мастерство в обучении и воспитании детей. Эти данные позволяют наметить программу воспитания и самовоспитания личности будущего учителя.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования.

Деятельность человека представляет собой целую цепь, или систему действий, практических и умственных, направленных на достижение какой-то цели. Она известна человеку, и он желает ее достичь. Поэтому на ее достижение он направляет свои действия, свои силы, использует имеющийся у него опыт.

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Например, для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны – объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, учитель воздействует на ученика (учит его). Объектом деятельности учителя являются ученики в классе. Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно изучает предметы, занимается самообразованием и т.д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собою цель.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.

Познавательная деятельность, как и любая другая, направлена на развитие ребенка, имеет свою специфику, как в содержании деятельности детей, так и применяемых ими методах [3,46-56].

Непосредственная задача, которую должна решать школа, организуя учебную деятельность детей, - обогащение детей определенной системой знаний, которые уже добыты человечеством и составляют содержание отдельных наук, отобранное для конструирования соответствующих предметов. Освоение знаний требует от учащихся использования ряда действий разной категории, разного уровня сложности, разной степени самостоятельности, их выбора и рационального применения [13,13-45]. Для этого детям необходимо овладеть рядом правил, приемов,  способов, без чего невозможно пользоваться даже хорошо заученными знаниями. В учебной деятельности педагог стремится сформировать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в умственном труде. Успешное решение этих задач – важнейший и наиболее эффективный путь умственного развития учащихся.

Познавательная деятельность ученика на уроке включает в себя процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, а также состояние бодрости, сосредоточенности внимания, установки, т.е. внутренней готовности к определенному поведению или действию. Полнота и четкость восприятия возможны лишь при соответствующей установке, при сосредоточенном внимании и активной умственной деятельности, проявляющиеся в анализе, синтезе, сравнении, сопоставлении, конкретизации и других мыслительных операциях, что в свою очередь требует работы памяти.

Невозможно добиться сосредоточенности внимания, пока ученик находится в вялом, заторможенном состоянии, пока его мысль не разбужена вопросом, требующим решения, пока у школьников не возникает потребность в активном действии [7,36]. Взаимообусловленность всех познавательных процессов не исключает доминирующего значения некоторых из них. Так, центральный компонент познавательной деятельности - работа мышления и воображения. Именно эти процессы ведут к пониманию новых фактов и связей, к нахождению новых приемов и способов действий, к выявлению наиболее рациональных путей решения задач и т.д. Развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учащихся, их переход от одной ступени умственного развития к другой.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач. Создавать такие условия на уроке учитель может лишь в том случае, если он понимает закономерности каждого деятельностного  состояния и характер их взаимодействия [6,124].

Деятельность учителя математики в современных условиях изменяется по сравнению с той, какой она была обычно до сих пор. До недавнего времени, а в ряде случаев и поныне, эта деятельность ограничивалась зачастую преподаванием. Вопросы воспитания личности учащихся, формирования их учебной деятельности не стояли в центре внимания учителей математики, не рассматривались ими как главные задачи.

В настоящее время главной задачей учителей математики является воспитание всесторонне развитой личности через свой учебный предмет, с помощью соответствующей организации учебно-воспитательного процесса обучения математике, формирования у всех учащихся учебной самодеятельности.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную дея­тельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершен­но недоступен в обычной учебной ситуации. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя.

Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономер­ность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Поэтому само преподавание в настоящее время должно осуществляться как бы через и посредством учащихся, через их индивидуальную и совместную деятельность.

К.Д.Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе, но, говоря им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [4,201].

Активность учащихся состоит не в беспрерывном поднятии руки угадывании желаемого ответа. Она состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремленной работе мысли по осмыслению содержания учебного материала, по поиску путей решения задач, по анализу проведенного решения, по выявлению общих способов действий. При этом урок, построенный на подлинной активности учащихся, идет внешне неторопливо, без потока вопросов и ответов, при незаметном, ненавязчивом руководстве учителя. Учитель при этом становится соучастником деятельности учащихся, играя роль отнюдь не самого сообразительного партнера, а сомневающегося, непонимающего и все время требующего обоснований, доказательств. И учащиеся принимают и понимают  такую игру учителя,- это не снижает их уважения к нему и его руководящей роли [32,65].

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство  воспитывающего обучения, повышения его качества [10,78].

В психолого-педагогических исследованиях проблеме познавательного интереса, его становлению, выявлению условий и средств становления отводится приоритетное значение. Н. Г. Морозова определяет познавательный интерес как «непосредственно мотивированное эмоционально-познавательное отношение, имеющее тенденцию переходить, а, при благоприятных условиях, переходящее в эмоционально-познавательную направленность личности» [27,19-36]. «Познавательный интерес, — пишет Г. И. Щукина, — важнейшее образование личности, которое