Оценка бизнеса методом дисконтирования денежных потоков

Содержание

Введение 3

Метод дисконтирования денежных потоков 5

1.1 Сущность, основные принципы, лежащие в основе метода 5

1.2 Область применения и ограничения метода. 6

1.3 Основные этапы оценки предприятия методом ДДП 7

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 8

2.1 Вертикальный и горизонтальный анализ предприятия 8

2.2 Показатели рентабельности 11

2.3 Показатели ликвидности и платежеспособности 12

2.4 Показатели деловой активности или оборачиваемости 14

2.5 Показатели финансовой устойчивости предприятия 15

3. Оценка стоимости бизнеса с применением метода дисконтирования

денежных потоков 16

3.1 Ретроспективный анализ и расчет величины денежного потока 16

3.2 Определение ставки дисконта и стоимости предприятия в

постпрогнозный период 19

3.3 Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости

В постпрогнозный период 20

3.4 Внесение итоговых поправок 21

Заключение 22

Список использованных источников 24

Приложения 25


Введение

Развитие рыночной экономики в России привело к разнообразию форм собственности. Появилась особенность по своему усмотрению распорядиться принадлежащими собственнику квартирой, домом, другой недвижимостью, подыскать себе новое жилище или помещение для офиса, вложить свои средства в бизнес.

У каждого, кто задумается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости собственности. С этой проблемой сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формирует потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.

В производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает необходимость оценить рыночную стоимость имущества предприятий. Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства.

На сегодняшний день в России деятельность оценщиков на федеральном уровне регламентируется соответствующим Федеральным законом от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

В законе дано определение оценочной деятельности. Под ней понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Еще одним из главных законодательных актов, которые необходимо соблюдать являются "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. № 519. Согласно этому постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности было возложено на Минимущество России.

Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.

Капитал предприятия – товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной степени определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т.д.

Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала.

Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, теряет право присвоения будущих доходов, причем зачастую теряют эти права и действительные собственники предприятий – их работники. Следовательно, не учитывать будущие доходы от собственности при ее продаже неправомерно.

Поэтому оценка бизнеса с каждым годом становится более актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при осуществлении амортизационной политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее – метод ДДП).


Метод дисконтирования денежных потоков

1.1 Сущность, основные принципы, лежащие в основе метода

Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции – деньги.

Метод дисконтированного денежного потока предполагает, что измерителем дисконтируемых прогнозируемых доходов от бизнеса, которые рассматрива­лись ранее в качестве основы для определения его рыночной стоимости и осуще­ствляющего этот бизнес предприятия, выступают не прогнозируемые прибыли, а денежные потоки.

Наиболее простое определение денежного потока (Cash Flow) сводится к тому, что денежный поток за конкретный период (год, квартал, месяц) представля­ет собой не что иное, как сальдо поступлений по бизнесу (со знаком «плюс») и платежей (со знаком «минус»).

Прошлые денежные потоки учитываются просто как такие показатели, которые содержатся в отчете предприятия о движении денежных средств.

Будущие денежные потоки, обеспечиваемые бизнесом, прогнозируется на ос­нове чистых прибылей от бизнеса (валового дохода за минусом операционных из­держек, процентов за кредит и налога на прибыль) с корректировкой их таким об­разом, чтобы максимально отразить вероятное в том или ином будущем периоде сальдо поступлений и платежей.

Главные преимущества оценки бизнеса, в рамках доходного подхода, с опо­рой на прогноз денежных потоков, а не просто прибылей, заключаются в следую­щем.

Во-первых, будущие прибыли от бизнеса прямо учитывают лишь ожидаемые те­кущие издержки по производству и продаже продукции, в то время как будущие ка­питаловложения по поддержанию и расширению производственных или торговых мощностей бизнеса в прогнозе прибылей отражаются только частично - через их текущую амортизацию.

Во-вторых, недостаток прибыли (убытка) как показателя в инвестиционных расчетах по оценке бизнеса также объясняется тем, что прибыль, будучи чисто бухгалтерским отчетным показателем, подвержена значительным манипуляциям. Ее объявляемая величина зависит от метода учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (LIFO, FIFO, метод скользящей средней), от метода ускоренной амортизации, от критерия зачисления продукции в реализо­ванную продукцию (по факту поступления средств на ее оплату либо по выполне­нию обусловленного в договорах на поставку базиса поставки) и др.

Метод LIFO (last-in-first-out) заключается в том, что стоимость покупных ресурсов, взятых из запасов, постоянно пополняемых, но закупаемых в разное время по инфляционно растущим це­нам, рассчитывается по наиболее высоким ценам закупки последних поступивших в запасы пар­тий материалов, сырья, полуфабрикатов или комплектующих изделий. В результате себестои­мость выпущенной и проданной продукции искусственно (но вполне легально) завышается, а прибыль занижается. Метод FIFO (first-in-first-out) предполагает, напротив, учет стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (включаемой в затраты по ней в отчете о прибылях и убытках) по низким ценам самых ранних закупок, что уменьшает в отчете о прибы­лях и убытках издержки и увеличивает объявляемую прибыль. Возможен и метод «скользящей средней», когда в отчете о прибылях и убытках стоимость того или иного покупного товара исчис­ляется по средней цене его партий, закупленных в разное время, взвешенной на их объемы. Выбор одного из этих трех методов учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной про­дукции осуществляется самим предприятием (в порядке составной части своей системы бухгал­терского учета), применительно к конкретному продукту. При обновлении продукции (даже фор­мальном) ситуация выбора возникает вновь, Выбирая метод LIFO (например, для экономии на налогах на прибыль) или метод FIFO (например, для улучшения публикуемых показателей при­были и увеличения своей финансовой привлекательности в глазах потенциальных инвесторов на­кануне размещения новых выпусков акций), предприятие, по сути, может серьезно искажать дей­ствительную картину своего финансового состояния через показатель объявляемой прибыли.

1.2 Область применения и ограничения метода.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции - деньги. Метод ДЦП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

1.3 Основные этапы оценки предприятия методом ДДП

Выбор модели денежного потока.

Определение длительности прогнозного периода.

Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

Анализ и прогноз расходов.

Анализ и прогноз инвестиций.

Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

Определение ставки дисконта.

Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.

Внесение итоговых поправок.


Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Ретроспективная финансовая отчетность за последние несколько лет анализируется с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности.

2.1 Вертикальный и горизонтальный анализ предприятия

Вертикальный и горизонтальный анализы финансовой документации являются частью экспресс-анализа финансового состояния фирмы и позволяют увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования, доходности и т.п.

Горизонтальный анализ – представление данных в виде индексов по отношению к базисному году или процентное изменение по статьям за анализируемый период и сопоставление полученных данных.


Таблица 2.1 Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

АКТИВ

2004 год 2005 год

на нач. г. на кон. г. темп р., % на нач. г. на кон. г. темп р., %
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 900 3512 390,2 3512 4663 132,8
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 1705 1437 84,3 1437 5716 397,8
в том числе:





сырье и материалы 489 627 128,2 627 4030 642,7

затраты в незавершенном производстве
(издержки обращения)

900 355 39,4 355 185 52,1
готовая продукция и товары для перепродажи 70 322 460,0 322 1409 437,6
прочие запасы и затраты 246 133 54,1 133 92 69,2
НДС по приобретенным ценностям 196 238 121,4 238 265 111,3
дебит. задолженность (платежи в теч. 12мес. после отчет. даты ) 1600 14236 889,8 14236 15060 105,8
денежные средства 84 1117 1329,8 1117 1409 126,1
ИТОГО по разделу II: 3585 17028 475,0 17028 22450 131,8

БАЛАНС

4485 20540 458,0 20540 27113 132,0

ПАССИВ

2004 год 2005 год

на нач. г. на кон. г. темп р., % на нач. г. на кон. г. темп р., %
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 8 8 100,0 8 10 125
Нераспред. прибыль 676 2426 358,9 2426 5209 214,7
ИТОГО по разделу III: 684 2434 355,8 2434 5219 214,4
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
займы и кредиты 619 3345 540,4 3345 1191 35,6
кредит. задолженность 3182 14761 463,9 14761 20703 140,3
в том числе:





поставщики и подрядчики 1835 12133 661,2 12133 14162 116,7
задолж. перед персоналом по оплате труда 1025 2133 208,1 2133 5041 236,3
задолж. перед гос. внебюджетными фондами 176 144 81,8 144 667 463,2
задолж. по налогам и сборам 146 351 - 351 833 237,3
ИТОГО по разделу V: 3801 18106 476,3 18106 21894 120,9

БАЛАНС

4485 20540 458,0 20540 27113 132,0

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источники. Он применяется к исходному балансу, к трансформированному, либо к модифицированному (укрупненному по статьям). При проведении вертикального анализа расчет ведется в условных единицах, то есть Итог баланса на начало (на конец) года принимается за 100 ед. и все статьи Актива (Пассива) пересчитывается с учетом доли процентов в общей сумме. Вертикальный анализ позволяет не учитывать инфляцию, а анализировать лишь структуру баланса.

При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:

Соотношению между собственными и заемными средствами;

Обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ СОК)

Структуре кредиторской и дебиторской задолженности;

Анализу ликвидности баланса

Удельному весу наиболее ликвидных активов


Таблица 2.2 Вертикальный анализ бухгалтерского баланса


АКТИВ

Данные баланса на начало года, в тыс.руб. Структура баланса, в%

2004 2005 2006 2004 2005 2006
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 900 3512 4663 20,07 17,10 17,20
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 1705 1437 5716 38,02 7,00 21,08
в том числе:





сырье, материалы и другие аналогичные запасы 489 627 4030 10,90 3,05 14,86
затраты в незавершенном производстве 970 355 185 21,63 1,73 0,68
готовая продукция и товары для перепродажи 0 322 1409 0,00 1,57 5,20
прочие запасы и затраты 246 134 92 5,48 0,65 0,34
НДС по приобретенным ценностям 196 238 265 4,37 1,16 0,98
дебит. задолженность (платежи в теч. 12мес. после отчет. даты ) 1684 14236 16469 37,55 69,31 60,74
денежные средства 0 1117 0 0,00 5,44 0,00
ИТОГО по разделу II: 3585 17028 22450 79,93 82,90 82,80

БАЛАНС

4485 20540 27113 100 100 100

ПАССИВ

Данные баланса на начало года, в тыс.руб. Структура баланса, в%

2004 2005 2006 2004 2005 2006
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 8 8 10 0,18 0,04 0,04
Нераспред. прибыль 675 2426 5209 15,05 11,81 19,21
ИТОГО по разделу III: 683 2434 5219 15,23 11,85 19,25
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
займы и кредиты 619 3345 1191 13,80 16,29 4,39
кредит. задолженность 3182 14761 20703 70,96 71,86 76,36
в том числе:





поставщики и подрядчики 1802 12133 14161 40,19 59,07 52,23
задолж. перед персоналом организации 1025 2133 5041 22,86 10,38 18,59
задолж. перед гос. внебюджетными фондами 176 144 667 3,93 0,70 2,46
задолж. по налогам и сборам 146 351 833 3,26 1,71 3,07
прочие кредиторы 33 0 1 0,74 0,00 0,00
ИТОГО по разделу V: 3801 18106 21894 84,77 88,15 80,75

БАЛАНС

4484 20540 27113 100 100 100

2.2 Показатели рентабельности

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий доходность бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.азатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности ). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Можно выделить две группы показателей, которые характеризуют рентабельность:

Продаж;

Части активов или совокупных активов.

Рентабельность продаж – отношение прибыли к нетто-выручке от реализации.

Рентабельность продукции показывает удельный вес прибыли до выплаты процентов и налогов в каждом рубле оборота.

Рентабельность активов прямо пропорционально связана деловой активностью и оборотом капитала. Если предприятие не пользуется кредитом, то рентабельность активов совпадает с рентабельностью собственных средств.

Таблица 2.3 Показатели рентабельности

Показатель 2004 год 2005 год

нач. года конец года Абс. откл. нач. года конец года Абс. откл.

в тыс. рублях в тыс. рублях
Прибыль от реализации прдукции, услуг 4605 26514 21909 26514 8058 -18456
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 47152 103973 56821 103973 106350 2377
Полная себестоимость 42547 77459 34912 77459 98292 20833
Чистая прибыль 511 1750 1239 1750 2782 1032
Собственный капитал 684 2434 1750 2434 5219 2785
Стоимость активов 4485 18106 13621 18106 27113 9007
Рентабельность продукции 10,82 34,23 23,41 34,23 8,20 -26,03
Рентабельность продаж 9,77 25,50 15,73 25,50 7,58 -17,92
Рентабельность активов 11,39 9,67 -1,73 9,67 10,26 0,60
Рентабельность собственного капитала 74,71 71,90 -2,81 71,90 53,31 -18,59

2.3 Показатели ликвидности и платежеспособности

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в платежеспособности и кредитоспособности заемщика. Тоже должны сделать и партнеры по бизнесу, особенно если возникает вопрос о предоставлении предприятию коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы Компании можно разделить на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы (строка баланса 250 + стр. 260)

А2. Быстро реализуемые активы (строка баланса 240+ стр.214+стр.215)

А3. Медленно реализуемые активы (стр. 210(без 214, 215) + стр 220 + стр 230 + стр 270)

А4. Трудно реализуемые активы (стр. 190).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства (стр. 620)

П2. Краткосрочные пассивы ( стр. 610 + стр. 660)

П3. Долгосрочные пассивы (стр. 590+ стр. 630 +стр. 640 +стр. 650)

П4. Постоянные пассивы или устойчивые (стр. 490).

Сгруппируем данные бухгалтерского баланса по группам и занесем их в таблицу 2.4


Таблица 2.4

Группа 2004 год 2005 год

начало года конец года начало года конец года

в тыс.руб. в тыс.руб. в тыс.руб. в тыс.руб.
А1 84 1117 1117 1409
А2 1670 14558 14558 16469
А3 1831 1115 1115 4572
А4 900 3512 3512 4663
П1 3182 14761 14761 20703
П2 619 3345 3345 1191
П3 0 0 0 0
П4 684 2434 2434 5219

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:


А1 > П1; А2 > П2 ; А3 > П3; А4 < П4

Сравним наши показатели:




2004 год








84 3182
1117 14761
1670 619
14558 3345
1831 0
1115 0
900 684
3512 2434


2005 год








1117 14761
1409 20703
14558 3345
16469 1191
1115 0
4572 0
3512 2434
4663

АКТИВ

Код стр.

На начало года

На конец года

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы 110

Основные средства 120

900


3512


Незавершенное строительство 130

Доходные вложения в материальные ценности 135

Долгосрочные финансовые вложения 140

Отложенные налоговые активы 145

Прочие внеоборотные активы 150

ИТОГО по разделу I 190 900 3512

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы 210 1705 1437
в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 489 627
животные на выращивании и откорме 212

затраты в незавершенном производстве

(издержки обращения)

213 900 355
готовая продукция и товары для перепродажи 214 70 322
товары отгруженные 215

расходы будущих периодов 216

прочие запасы и затраты 217 246 133
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 196 238
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230

в том числе покупатели и заказчики 231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 1600 14236
в том числе покупатели и заказчики 241 1150 12593
Краткосрочные финансовые вложения 250

Денежные средства 260 84 1117
Прочие оборотные активы 270

ИТОГО по разделу II 290 3585 17028

БАЛАНС

300

4485

20540


2005 год


1117

14761


1409

20703

14558

3345


16469

1191

1115

0


4572

0

3512

2434


4663

5219


Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели ликвидности: коэффициент ликвидности абсолютный, промежуточный и общий. В таблице 2.5 занесены коэффициенты ликвидности предприятия за исследуемый период.


Таблица 2.5

коэффициент показатель на конец года изменения

2003 2004 2005 за 2004 год за 2005 год
К ал 0,0221 0,0617 0,0644 0,0396 0,0027
К пл 0,4615 0,8657 0,8166 0,4043 -0,0492
К ло 0,9432 0,9273 1,0254 -0,0159 0,0981

2.4 Показатели деловой активности или оборачиваемости.

Данные показатели позволяют изучить отдельные компоненты оборотных средств. Несмотря на то, что в отечественной практике эти показатели относятся к группе показателей деловой активности, они также отражают ликвидность предприятия.

Возьмем данные из табл. 2,6 и посчитаем некоторые коэффициенты оборачиваемости.

Таблица 2.6

Показатель Сумма, тыс. руб. Темп изменения, %

2003г. 2004г. 2005г. 2003-04 2004-05
Чистая прибыль 511 1750 2782 342,5 159,0
Выручка (нетто) от реализации продукции (Вpп), тыс. руб 47152 103973 106350 220,5 102,3
Сумма активов 4485 20540 27113 458,0 132,0

Таблица 2.7 Коэффициенты оборачиваемости

Показатель 2004 2005 абсол. отклонен.




Коа 31,801 4,464 -27,337
Кодз 13,131 7,260 -5,871
Кокз 11,589 5,998 -5,592
Компз 66,183 29,736 -36,447
Коос 47,132 26,018 -21,114
Коск 66,692 27,793 -38,899

2.5 Показатели финансовой устойчивости предприятия.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия. С помощью коэффициентов структуры баланса анализируется ликвидность предприятия в долгосрочном периоде.

Таблица 2.8 Коэффициенты структуры баланса

Показатели 2004 год 2005 год

на начало года на конец года изменения на начало года на конец года изменения
1. Коэффициент финансовой автономии 0,153 0,119 -0,034 0,119 0,192 0,074
2. Коэффициент финансовой зависимости 0,847 0,881 0,034 0,881 0,808 -0,074
3. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом 0,180 0,134 -0,046 0,134 0,238 0,104
4. Коэффициент финансового левериджа 5,557 7,439 1,882 7,439 4,195 -3,244

Исследование бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, расчет финансовых коэффициентов позволяет сделать следующие выводы:

Активы баланса увеличиваются, но рентабельность основных показателей к концу 2005 года – снижается.

Ликвидность ниже нормы, но тем не менее – растет.

Наличие у фирмы краткосрочной задолженности увеличивает финансовые возможности фирмы.

К концу 2005г. Произошло снижение оборачиваемости собственного капитала, за счет чистой прибыли.


3.Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования

денежных потоков

3.1 Ретроспективный анализ и расчет величины денежного потока

При оценки бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. Мы будем использовать модель денежного потока для собственного капитала.В таблице 3.1 показано, как рассчитывается денежный поток для собственного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия.


Таблица3.1 Денежный поток для собственного капитала


Чистая прибыль после уплаты налогов
плюс амортизационные отчисления
плюс (минус) уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала
плюс (минус) уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства
плюс (минус) прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности
итого равно денежный поток

Для построения модели нам необходимо сделать несколько допущений, связанных с состоянием рынка и прогнозом развития компании

Нижеперечисленные параметры остаются неизменными на всем протяжении существования компании; срок действия компании неограничен;

Ставка налога на прибыль составляет 24%;

Горизонт планирования составляет три года;

Рентабельность продаж (т.е. отношение «операционная прибыль/продажи») составляет примерно 6%;

Ежегодно объем продаж будет возрастать на 15%;

Амортизационные отчисления на основные средства рассчитываются линейным способом и составляют примерно 12% от начальной стоимости основных средств;

Краткосрочные займы привлекаются под 15% годовых.


Определение адекватной продолжительности прогнозного периода - непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков нежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составить в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.

Оцениваемое предприятие работает на рынке около пяти лет и еще не вышло на стабильные темпы роста денежного потока, поэтому прогнозный период определим в три года.


Таблица3.2 Прогноз баланса компании

показатель тек. период Прогнозный период постпрогн. период

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Актив

Запасы 5716 6288 6916 7608 8369
Дебит. задолженность 15060 20032 25741 32300 39840
Денежные средства 1409 1550 1705 1875 2063
Прочие активы 265 278 292 307 322
Основные средства 4663 4896 5141 5398 5668

Итого активы

27113 33044 39795 47488 56262

Пассив

Уставный капитал 10 10 10 10 10
Нераспред. прибыль 5209 9986 15519 21926 29343
Краткосрочные займы 1191 1310 1441 1585 1744
Кредит. задолженность 20703 21738 22825 23966 25165

Итого пассивы

27113 33044 39795 47488 56262

Таблица3.3 Прогноз отчета