Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА

услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %'. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако

' Trasy Desmond «The NAFTA and Mexican Economy» Lake Forest College, 1996, page 1 of3. ^_^_

не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США.

В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы:

по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.

Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая «следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации». Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно.

Министры стран- участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН).

По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

• проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетво­рительного разрешения споров;

• если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

• если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.

Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.

В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внеш­неторговое законодательство, и создание таможенного союза не предус­мотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превос­ходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

5.1.3. Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран – участниц североамериканской интеграции

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономичес­ком эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основыва­ются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения из­держек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повыше­ния активности капиталовложений и технического прогресса. В каче­стве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США — 3,6 млрд $, в Мексике — 2,4 млрд $, в Канаде — 1,6 млрд $'.

Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокраще­ние таможенных тарифов (см. табл. 17).


В результате устранения части тарифов в 1998 г. по сравнению с 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США, Канадой и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США ;

увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американский экспорт в Мекси­ку за аналогичный период увеличился в 2 раза. Это свидетельствует о поло­жительной роли НАФТА в увеличении объемов торговли практически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г. американский экс­порт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличился на 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мек­сиканский экспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза' по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудова­ния и автомобильных запчастей из Мексики. Таблица 18


Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное саль­до торгового баланса Мексики с США превысило в 1998г. 14 млрд долл. США, тогда как остальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный де­фицит более 11 млрд долларов. Доля промышленных изделий в мексиканс­ком экспорте превысила 90%. В 1999 г. благодаря поставкам на американс­кий рынок мексиканский экспорт увеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долл. США'.

Другим положительным эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций, что хорошо видно из сведений таблицы 186, основанных на официальных данных государственных органов ста­тистики Канады (объемы инвестиций даны в канадских долларах).

Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.

В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн'. Многие аналитики считают, что в США и Канаде | исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.

Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались «эффектом текилы}} — бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, | ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой свя­зи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики стра­ны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявле­ния глубинных противоречий мексиканского общества.

Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действен­ных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предо­ставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источни­ков Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего юж­ного соседа.

'La Jornada. Mexico, 25.IV.1999.

Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные послед­ствия кризиса, в результате которого уровень жизни упал ниже показа­теля 1980 г., то в плане экономического роста и динамики внешней тор­говли Мексика в 1995 г. восстановилась относительно быстро. Доста­точно сказать, что если во время кризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. — всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем «зонтиком», на который рассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию севе­роамериканской зоны свободной торговли.

НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кри­зиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный про­цесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свиде­тельствовали не только такие показатели, как динамика внешней тор­говли и движение капиталов и услуг'. И в США, и в Канаде, и в Мекси­ке ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.

Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.

Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как струк­тура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полуша­рия. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом пла­не в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром ин­теграционного объединения, охватывающего весь американский кон­тинент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свобод­ной торговли.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Другим практическим примером международной ин­теграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более 375 млн человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, кана­лизировать средства на укрепление экономической мо­щи. Материалы последних лет свидетельствуют о срав­нимости суммарных экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС по­сле сравнительно долгого периода становления инте­грации в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и рас­ширение интеграции. В то же время отмечается стреми­тельный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность организации Азиатско-тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и т.д. Такая эволюция событий в ми­ровой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные по­следствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каж­дая страна—участница Соглашения имеет свои эконо­мически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнитель­но короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексикан­скую территорию трудоемких, материалоемких И других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Амери­канские политологи-экономисты считают НАФТА свое­образным трамплином для более глубокого проникно­вения в экономику латиноамериканских стран на каче­ственно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм ста­ла приближаться к аналогичному показателю для аме­риканских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предваритель­но, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабаты­вающей и добывающей промышленности. Правительст­во Канады считает, что участие в НАФТА позволит бо­лее тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продук­ции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как аме­риканские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и су­ществуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.

Большие надежны связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего разви­тия, провести реформы и уже через 10—15 лет прибли­зиться по уровню своего развития к промышленно раз­витым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его при­ток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор се­верных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффектив­ность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группи­ровке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно бу­дет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Литература


1. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.

»/2. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса. //Латинская Америка. М., 1997. № 2.

3. Перова М. Международная форма регулирования иностран­ных инвестиций. (Опыт Североамериканской зоны свободной торгов­ли). // Хозяйственное право. М., 1999. № 8.

4. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): про­блемы и перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.

5. NAFTA: Law and Business Review of the Americas. Vol.1, № 1. Klumer Law International. N.Y. Winter, 1995.

6. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Георг Фишер. Изд. Москва “Банки и биржи” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.

7. Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ, В.Н. Харламова – Международная Экономическая Интеграция (учебное пособие), изд.


Приложение к курсовой работе


Таблица №1 Наиболее значимые интеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства

№п/п


Наименование организации


Число членов


Год создания


1


2

3


4


5


Европейский союз (первоначально Европейское экономическое сообщество)

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) Содружество Независимых Государств (СНГ)

Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)


15


4

7


12


11


1957/1992


1960

1992


1991


1992


6


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)


3


1994


7


8


9


Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)


21


9


7


1989


1967


1985


10


11

12


Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли - ЛАСТ)

Андская группа, или Андский пакт Карибское Сообщество и Карибский общий рынок


11


5

14


1980/1960


1969

1973


13


Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)


4


1991


[1]


№п/п


Наименование организации


Число членов


Год создания


14


Экономическое сообщество


16


1976



государств Западной Африки





(ЭКОВАС)




15


Общий рынок Восточной и


20


1994



Южной Африки (КОМЕСА)




16


Южноафриканское сообщество


11


1992



развития (САДК)




17


Таможенный и экономический


6


1966



союз Центральной Африки





(ЮДЕАК)




18


Совет арабского экономического


12


1964



единства (САЭЕ)




19


Совет сотрудничества арабских


6


1981



государств Персидского залива





(ССАГПЗ)





[2] Доля региональных группировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях (%)


Региональные группировки

Доля в мировом ВНП

Доля в межд. экспорте

Доля в инвестициях



Европейский союз

НАФТА

АТЭС (без членов НАФТА)

24

26

29


43

17

25

19

19

36



------------------------------

Источник: материалы “круглых столов” Санкт-Петербургского Экономического Форума 1999 г. //Экономист 1999. № 11. С.З.


[3] Различные формы торгово-экономических союзов (схема)


З

Снятие торгю барьеров во взаимной торговле

она свободной

торговли


Установление единой системы внешнеторговых барьеров

+


Таможенный союз


+

О

Свобода передвижения капитала, рабочей силы и согласование экономической политики

бщий рынок



+

Э

Согласование экономической политики стран-участниц

кономический

союз



+

П

Проведение общей экономической и валютно-финансовой политики

олный экономический

союз


[4] Таблица

Основные показатели экономического развития стран -участниц НАФТА в 1992г. при подписании договора

Страна


Население млн чел.


ВВП

млрд долл. США


ВНПна

душу населения


Экспорт

млрд долл. США


Импорт

млрд долл. США


Канада Мексика США


27,4 89,5 255,0


493,6 329,0 5920,2


20710 3470 23240


150,5 42,8 640,5


153,7 52,7 670,1



------------------------------------

Источник: Klein L.R„ Salvatore D. //Welfare effects of NAFTA. //Journal of policy modeling // New York, 1995. //Vol. 17 № 2. :