Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА
услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %'. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако
' Trasy Desmond «The NAFTA and Mexican Economy» Lake Forest College, 1996, page 1 of3. ^_^_
не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США.
В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы:
по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.
Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая «следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации». Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно.
Министры стран- участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН).
По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:
• проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров;
• если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;
• если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.
Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.
В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.
5.1.3. Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран – участниц североамериканской интеграции
Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.
Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США — 3,6 млрд $, в Мексике — 2,4 млрд $, в Канаде — 1,6 млрд $'.
Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращение таможенных тарифов (см. табл. 17).
В результате устранения части тарифов в 1998 г. по сравнению с 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США, Канадой и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США ;
увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американский экспорт в Мексику за аналогичный период увеличился в 2 раза. Это свидетельствует о положительной роли НАФТА в увеличении объемов торговли практически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г. американский экспорт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличился на 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мексиканский экспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза' по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных запчастей из Мексики. Таблица 18
Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное сальдо торгового баланса Мексики с США превысило в 1998г. 14 млрд долл. США, тогда как остальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный дефицит более 11 млрд долларов. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%. В 1999 г. благодаря поставкам на американский рынок мексиканский экспорт увеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долл. США'.
Другим положительным эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций, что хорошо видно из сведений таблицы 186, основанных на официальных данных государственных органов статистики Канады (объемы инвестиций даны в канадских долларах).
Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн'. Многие аналитики считают, что в США и Канаде | исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.
У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.
Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались «эффектом текилы}} — бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, | ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества.
Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.
'La Jornada. Mexico, 25.IV.1999.
Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные последствия кризиса, в результате которого уровень жизни упал ниже показателя 1980 г., то в плане экономического роста и динамики внешней торговли Мексика в 1995 г. восстановилась относительно быстро. Достаточно сказать, что если во время кризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. — всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем «зонтиком», на который рассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию североамериканской зоны свободной торговли.
НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный процесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие показатели, как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг'. И в США, и в Канаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.
Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.
Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
Другим практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,
Помимо аргументов политического характера, каждая страна—участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких И других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.
Большие надежны связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература
1. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.
»/2. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса. //Латинская Америка. М., 1997. № 2.
3. Перова М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций. (Опыт Североамериканской зоны свободной торговли). // Хозяйственное право. М., 1999. № 8.
4. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.
5. NAFTA: Law and Business Review of the Americas. Vol.1, № 1. Klumer Law International. N.Y. Winter, 1995.
6. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Георг Фишер. Изд. Москва “Банки и биржи” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.
7. Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ, В.Н. Харламова – Международная Экономическая Интеграция (учебное пособие), изд.
Приложение к курсовой работе
Таблица №1 Наиболее значимые интеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства
№п/п |
Наименование организации |
Число членов |
Год создания |
1 2 3 4 5 |
Европейский союз (первоначально Европейское экономическое сообщество) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) Содружество Независимых Государств (СНГ) Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) |
15 4 7 12 11 |
1957/1992 1960 1992 1991 1992 |
6 |
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) |
3 |
1994 |
7 8 9 |
Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) |
21 9 7 |
1989 1967 1985 |
10 11 12 |
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли - ЛАСТ) Андская группа, или Андский пакт Карибское Сообщество и Карибский общий рынок |
11 5 14 |
1980/1960 1969 1973 |
13 |
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) |
4 |
1991 |
№п/п |
Наименование организации |
Число членов |
Год создания |
14 |
Экономическое сообщество |
16 |
1976 |
государств Западной Африки |
|||
(ЭКОВАС) |
|||
15 |
Общий рынок Восточной и |
20 |
1994 |
Южной Африки (КОМЕСА) |
|||
16 |
Южноафриканское сообщество |
11 |
1992 |
развития (САДК) |
|||
17 |
Таможенный и экономический |
6 |
1966 |
союз Центральной Африки |
|||
(ЮДЕАК) |
|||
18 |
Совет арабского экономического |
12 |
1964 |
единства (САЭЕ) |
|||
19 |
Совет сотрудничества арабских |
6 |
1981 |
государств Персидского залива |
|||
(ССАГПЗ) |
[2] Доля региональных группировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях (%)
Региональные группировки
Доля в мировом ВНП
Доля в межд. экспорте
Доля в инвестициях
Европейский союз
НАФТА
АТЭС (без членов НАФТА)
24
26
29
43
17
25
19
19
36
------------------------------
Источник: материалы “круглых столов” Санкт-Петербургского Экономического Форума 1999 г. //Экономист 1999. № 11. С.З.
[3] Различные формы торгово-экономических союзов (схема)
З
Снятие торгю барьеров во взаимной торговле
она свободнойторговли
Установление единой системы внешнеторговых барьеров
+Таможенный союз
+
О
Свобода передвижения капитала, рабочей силы и согласование экономической политики
бщий рынок
+
Э
Согласование экономической политики стран-участниц
кономическийсоюз
+
П
Проведение общей экономической и валютно-финансовой политики
олный экономическийсоюз
[4] Таблица
Основные показатели экономического развития стран -участниц НАФТА в 1992г. при подписании договора
Страна |
Население млн чел. |
ВВП млрд долл. США |
ВНПна душу населения |
Экспорт млрд долл. США |
Импорт млрд долл. США |
Канада Мексика США |
27,4 89,5 255,0 |
493,6 329,0 5920,2 |
20710 3470 23240 |
150,5 42,8 640,5 |
153,7 52,7 670,1 |
------------------------------------
Источник: Klein L.R„ Salvatore D. //Welfare effects of NAFTA. //Journal of policy modeling // New York, 1995. //Vol. 17 № 2. :