Методы оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог
одежды при испытаниях по табл. 14. При динамическом нагружении принимается динамический требуемый модуль упругости Етр.д; при статическом статический требуемый модуль упругости Етрс; при испытаниях колесом движущегося автомобиля – требуемый модуль упругости при малой скорости нагружения Eтр.ос.Требуемый расчетный модуль упругости дорожной одежды (т. е. с учётом всех критериев прочности, а также с учетом ровности покрытия) Eтp.р определяется по формуле:
Етр.р=(ЕТр∙К′пр∙Кс+Δ)∙Кк∙КМ (15)
где ЕТр – требуемый модуль упругости, определенный по табл 14 для данного вида нагружения; К'пр – нормативный коэффициент прочности дорожной одежды; принимается по табл. 6 прил. 1 в зависимости от категории дороги; типа дорожной одежды и покрытия; Ks – коэффициент, учитывающий необходимость обеспечения требуемой ровности; Ks определяется по табл. 15 в зависимости от приведенной интенсивности движения и требуемой ровности покрытия по толчкомеру; требуемая ровность покрытия по толчкомеру определяется по табл. 12 в зависимости от группы (категории) дороги; Δ – поправка, учитывающая обеспечение прочности по сдвигу в грунте земляного полотна; Δ определяется по табл. 17 в зависимости от общей толщины дорожной одежды (включая дренирующий слой) и климатических и грунтово–геологических условий (тяжелых, сложных, средней сложности); тип климатических и грунтово–геологических условий принимается по табл. 16; Кк – коэффициент, учитывающий обеспечение прочности по сдвигу песчаного слоя; Кк определяется по табл. 18 в зависимости от приведенной интенсивности движения, толщины песчаного слоя и общей толщины слоев дорожной одежды над песчаным слоем; КМ – коэффициент, учитывающий обеспечение прочности верхних асфальтобетонных слоев на растяжение при изгибе; Км определяется по табл. 19 в зависимости от приведенной интенсивности движения, относительной толщины асфальтобетонного покрытия hа/б/D и марки асфальтобетона.
Перспективная интенсивность движения, приведённая к нагрузке 50 кН на колесо, на полосу, авт/сут | Требуемая ровность дорожных одежд Sтр, см/км | ||||||
90 | 110 | 130 | 150 | 165 | 180 | >200 | |
10 | – | – | – | – | – | – | 0,62 |
20 | – | – | – | – | – | 0,71 | 0,67 |
30 | – | – | – | – | 0,75 | 0,74 | 0,71 |
50 | – | – | – | – | 0,76 | 0,75 | 0,72 |
100 | 1,10 | 1,03 | 0,91 | 0,86 | 0,82 | 0,80 | 0,76 |
200 | 1,15 | 1,09 | 1,01 | 0,94 | 0,91 | 0,88 | – |
300 | 1,18 | 1,15 | 1,03 | 1,01 | 0,97 | 0,94 | – |
500 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,15 | 1,08 | 1,04 | – |
>1000 | 1,38 | 1,34 | 1,30 | 1,26 | 1,18 | 1,11 |
После определения ЕРфр и Етр.р определяется фактический коэффициент прочности. При коэффициенте прочности Кпр< 1 назначаются ремонтные работы; при Кпр >1 – работы по содержанию дороги.
Исходные данные для оценки прочности нежёсткой дорожной одежды по данным испытаний приведены в табл. 3, 4.
Таблица 14. Значения требуемых модулей упругости.
Перспективная интенсивность движения, приведёная к нагрузке 50 кН на колесо, на полосу | Требуемые модули упругости, МПа | ||
Динамические, Етр.д |
При малой скорости нагружения, Eтp.oc |
Статические, Eтp. c |
|
10 | 145 | 127 | 120 |
20 | 168 | 148 | 137 |
30 | 184 | 163 | 146 |
50 | 199 | 177 | 156 |
100 | 222 | 195 | 173 |
200 | 245 | 216 | 183 |
300 | 260 | 230 | 199 |
500 | 276 | 243 | 210 |
1000 | 299 | 263 | 227 |
2000 | 322 | 283 | 243 |
3000 | 336 | 296 | 254 |
5000 | 354 | 311 | 265 |
10000 | 376 | 330 | 280 |
Таблица 15. Коэффициент, учитывающий необходимость обеспечения требуемой ровности Ks.
Перспективная интенсивность движения, приведённая к нагрузке 50 кН на колесо, на полосу, авт/сут | Требуемая ровность дорожных одежд Sтр, см/км | ||||||
90 | 110 | 130 | 150 | 165 | 180 | >200 | |
10 | – | – | – | – | – | – | 0,62 |
20 | – | – | – | – | – | 0,71 | 0,67 |
30 | – | – | – | – | 0,75 | 0,74 | 0,71 |
50 | – | – | – | – | 0,76 | 0,75 | 0,72 |
100 | 1,10 | 1,03 | 0,91 | 0,86 | 0,82 | 0,80 | 0,76 |
200 | 1,15 | 1,09 | 1,01 | 0,94 | 0,91 | 0,88 | – |
300 | 1,18 | 1,15 | 1,03 | 1,01 | 0,97 | 0,94 | – |
500 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,15 | 1,08 | 1,04 | – |
>1000 | 1,38 | 1,34 | 1,30 | 1,26 | 1,18 | 1,11 |
Таблица 16. Тип климатических и гидрологических условий.
Тип условий | ДКЗ | Тип местности по увлажнению | Грунты |
Тяжёлые | II | 3 | Пылеватые супеси и суглинки |
Сложные | II | 3 | Непылеватые суглинки и глины |
III | 2 | Пылеватые супеси и суглинки | |
Средней сложности | III | 2–3 | Пылеватые супеси и суглинки |
II | 2 | Непылеватые суглинки и глины | |
II | 1 | Все виды грунтов |
Таблица 17. Численные значения поправки Δ.
Тип покрытия |
Общая толщина дорожной одежды, м, для климатических и грунтово– гидрологических условии |
Δ, МПа, при требуемых модулях упругости |
||||
тяжёлых | сложных |
Средней сложности |
Етр.д |
Eтp.oc |
Eтp. c |
|
Усовершенствованный | Более 0,95 | Более 0,75 | Более 0,45 | 0 | 0 | 0 |
для капитальных одежд: | 0,90–0,95 | 0,70–0,75 | 0,40–0,45 | 15 | 14 | 12 |
0,85–0,89 | 0,65–0,69 | 0,35–0,39 | 30 | 28 | 25 | |
0,80–0,84 | 0,60–0,64 | 0,30–0,34 | 45 | 42 | 37 | |
Усовершенствованный | менее 0,80 | менее 0,60 | менее 0,30 | 58 | 52 | 48 |
для облегчённых одежд: | ||||||
На вязком битуме | более 0,80 | более 0,70 | более 0,40 | 0 | 0 | 0 |
0,75–0,80 | 0,60–0,70 | 0,3–0,4 | 17 | 16 | 14 | |
менее 0,75 | менее 0,60 | менее 0,30 | 29 | 25 | 20 | |
На жидком битуме | более 0,75 | более 0,65 | более 0,40 | 0 | 0 | 0 |
0,7–0,75 | 0,55–0,65 | 0,30–0,40 | 16 | 14 | 11 | |
менее 0,70 | менее 0,55 | менее 0,30 | 29 | 25 | 20 |
Таблица 18. Величина коэффициента Кк.
Тип покрытия | Интенсивность движения, приведённая к нагрузке 50 кН на колесо, авт/сут | Толщина песчаного слоя, м | ||||||||
Более 0,50 | 0,45 | 0,4 | ||||||||
Общая толщина одежды над песчаным слоем, м | ||||||||||
0,35 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,25 | 0,20 | ||
Усовершенствованные капитальные | 50 | 1 | 1,10 | 1,45 | 1,63 | 1 | 1,20 | 1,40 | 1 | 1 |
100 | 1 | 1 | 1,40 | 1,48 | 1 | 1,1 | 1,30 | 1 | 1 | |
300 | 1 | 1 | 1,23 | 1,30 | 1 | 1 | 1,10 | 1 | 1 | |
500 | 1 | 1 | 1,18 | 1,22 | 1 | 1 | 1,10 | 1 | 1 | |
1000 | 1 | 1 | 1,10 | 1,14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Усовершенствованные облегчённые на вязком битуме | 30 | 1 | 1,20 | 1,68 | 2,10 | 1 | 1,48 | 1,72 | 1 | 1,18 |
50 | 1 | 1,10 | 1,55 | 1,80 | 1 | 1,28 | 1,45 | 1 | 1,03 | |
100 | 1 | 1 | 1,45 | 1,60 | 1 | 1,18 | 1,32 | 1 | 1 | |
300 | 1 | 1 | 1,27 | 1,38 | 1 | 1 | 1,14 | 1 | 1 | |
500 | 1 | 1 | 1,07 | 1,22 | 1 | 1 | 1,02 | 1 | 1 | |
То же на жидком битуме | 30 | 1 | 1,27 | 1,90 | 2,15 | 1 | 1,47 | 1,60 | 1 | 1,27 |
50 | 1 | 1,17 | 1,78 | 1,95 | 1 | 1,35 | 1,67 | 1 | 1,17 | |
100 | 1 | 1,09 | 1,64 | 1,75 | 1 | 1,23 | 1,36 | 1 | 1,09 | |
300 | 1 | 1 | 1,37 | 1,50 | 1 | 1,03 | 1,14 | 1 | 1 |
Примечания:
1. При толщине песчаного слоя 0,30 м и менее Кк=1 во всех случаях.
2. При расчетной интенсивности движения более указанной в таблице следует принимать те значения Кк, что указаны в табл. 15 для наибольшей интенсивности.
Таблица 19. Величина коэффициента КМ для двухслойного асфальтобетонного покрытия с нижним слоем из крупнозернистой смеси.
Интенсивность движения, приведённая к нагрузке 50 кН на колесо, авт/сут | Относительная толщина двухслойного покрытия | |||||
0,2 | 0,3 | 0,4 | ||||
Марка асфальтобетона | ||||||
I, II | III | 1, II | III | 1, II | III | |
100 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
200 | 1.04 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
300 | 1.06 | 1.06 | 1 | 1 | 1 | 1 |
500 | 1.11 | 1.12 | 1 | 1 | 1 | 1 |
700 | 1.16 | (*) | 1.07 | (*) | 1 | (*) |
1000 | 1.2 | (*) | 1.15 | (*) | 1 | (*) |
2000 | (*) | (*) | 1.23 | (*) | 1 | (*) |
3000 | (*) | (*) | 1.29 | (*) | 1.06 | (*) |
5000 | (*) | (*) | (*) | (*) | 1.15 | (*) |
Знак (*) обозначает, что при данной интенсивности движения соответствующая толщина слоя асфальтобетона не обеспечивает его необходимой прочности. При определении Етр.р по формуле (13) в расчет вводят одну из поправок: Кк или КМ, при которой величина Етр.р приобретает большее значение.
7.4. ОЦЕНКа пРОЧНОСТИ НЕЖЁСТКОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПО ДАННЫМ ИСПЫТАНИЙ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Категория дороги II. Тип покрытия – капитальный.
Интенсивность движения, определённая в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежёсткого типа ВСН 46–83 390 ед/сут.
Дорожно–климатическая зона – III. Тип местности по увлажнению – 2. Грунт земляного полотна – Супесь пылеватая. Расчётная относительная влажность грунта, определяемая в результате испытаний – 0,77.
Общая толщина дорожной одежды Н=0,73 м. Толщина песчаного слоя – 0,35 м. Общая толщина асфальтобетонных слоев ha/6=14 см. Марка асфальтобетона – I.
Температура асфальтобетона, измеренная в процессе испытаний, t°a/6=10°C. Испытания проводились испытательной установкой жесткий штамп. Испытания проводились в 10 точках. Измеренные в процессе испытаний прогибы в точках:
l1=1,10 мм=0,00110 м;
l2=1,12 мм=0,00112 м
l3=1,03 мм=0,00103 м
l4=1,25 мм=0,00125 м
l5=1,23 мм=0,00123 м
l6=1,18 мм=0,00118 м
l7=1,02 мм=0,00102 м
l8=1,34 мм=0,00134 м
l9=1,31 мм=0,00131 м
l10=1,20 мм=0,00120 м
РАСЧЕТ
Определяем фактический общий модуль упругости дорожной одежды в каждой точке Еф по формуле (9):
Определяем коэффициент, учитывающий сезонные изменения несущей способности грунта, для глины Kрi по табл. 21. Для толщины асфальтобетонных слоев, равной 14 см, при температуре асфальтобетона, равной 10° С, и при относительной влажности грунта 0,77 коэффициент Kрi грунта равен 1. Вычисляем расчетные фактические общие модули упругости в каждой точке Ефобщ по формуле (10):
Ефр1общ=147∙1=147 МПа;
Ефр2общ=145∙1=145 МПа;
Ефр3общ=157∙1=157 МПа;
Ефр4общ=130∙1=130 МПа;
Ефр5общ=132∙1=132 МПа;
Ефр6общ=137∙1=137 МПа;
Ефр7общ=159∙1=159 МПа;
Ефр8общ=121∙1=121 МПа;
Ефр9общ=124∙1=124 МПа;
Ефр10общ=135∙1=135 МПа.
Производим обработку результатов измерений: определяем среднее значение фактического общего модуля упругости дорожной одежды на обследуемом участке Еф ср
=(147+145+157+130+132+137+159+121+124+135)/10=139 МПа
Определяем среднеквадратическое отклонение σ по формуле (12) и коэффициент вариации по формуле (13). Результаты вычислений сводим в табл. 20.
Таблица 20. Результаты измерений.
Номер точек |
Отклонение от среднего |
Коэффициент вариации ν |
||
1 |
139–147=-8 |
64 |
13 |
0,09 |
2 |
139–145=-6 |
36 |
||
3 |
139–157=-18 |
324 |
||
4 |
139–130=9 |
81 |
||
5 |
139–132=7 |
49 |
||
6 |
139–137=2 |
4 |
||
7 |
139–159=-20 |
400 |
||
8 |
139-121=18 |
324 |
||
9 |
139–124=15 |
225 |
||
10 |
139–135=4 |
16 |
=1523
=13МПа
ν=13/139=0,09
Определяем расчетное значение фактического модуля упругости по формуле (14): ЕРфр=(1–tν)
Коэффициент нормированного отклонения t для заданного уровня надежности 0,95 по табл. 22; для n–1=9 коэффициент t = 2,26 (уровень надёжности для дорог II категории с капитальным типом покрытия равен 1 в соответствии с табл. 23).
Следовательно, ЕРфр=139∙(1–2,26∙0,09)=111 МПа.
Па табл. 14 определяем требуемый модуль упругости дорожной одежды для статического нагружения. При приведенной интенсивности движения Nпр=390 ед/сут Етр д=203 МПа (значения приняты по интерполяции).
Требуемая ровность по толчкомеру для II категории дорог в соответствии с табл. 12 равна 100 см/км. В зависимости от требуемой равности определяем коэффициент Кs по табл. 15. Для приведённой интенсивности Nпр=390 ед/сут Кs равен 1,18.
Требуемый коэффициент прочности для II категории дорог равен 1 (табл. 23).
Определяем поправочные коэффициенты Δ, Кк и КМ, (см. формулу 15 – Етр.р=(ЕТр∙К′пр∙Кс+Δ)∙Кк∙КМ). В соответствии с табл. 16 для III ДКЗ и 2–го типа местности по увлажнению гидрогеологические условия данной дороги относятся к сложным условиям. Для сложных условий капитального типа покрытия при общей толщине дорожной одежды Н=0,73 м для статического нагружения поправка Δ к модулю упругости равна 14. (табл. 17).
В соответствии с табл. 18 при толщине песчаного слоя 0,35 м поправочный коэффициент Кк равен 1,0.
По табл. 19 при относительной толщине двухслойного покрытия, равной hа/б/D=0,14/0,357 для приведенной интенсивности Nпр=390 ед/сут коэффициент КМ=1,0. Таким образом,
Етр р=(203∙1∙1,18+14)∙1∙1=253 МПа.
Определяем коэффициент прочности дорожной одежды по формуле (6):
=111/253=0,45
Следовательно, требуется усиление покрытия.
Таблица 21. Коэффициент приведения к расчётному модулю упругости Kрi, грунт земляного полотна – Супеси пылеватого.
Температура асфальтобетона, °С | Толщина слоя асфальтобетона, м | Относительная влажность грунта | ||||
0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||
0 | 0,08 | 0,69 | 0,75 | 0,86 | 0,94 | 0,98 |
0,12 | 0,68 | 0,74 | 0,84 | 0,91 | 0,95 | |
0,16 | 0,68 | 0,73 | 0,83 | 0,89 | 0,92 | |
0,20 | 0,68 | 0,73 | 0,82 | 0,82 | 0,91 | |
10 | От 0,08 До 0,20 | 0,77 | 0,84 | 0,95 | 1,03 | 1,07 |
20 | 0,08 | 0,84 | 0,93 | 1,07 | 1,17 | 1,22 |
0,12 | 0,90 | 0,98 | 1,11 | 1,20 | 1,25 | |
0,16 | 0,94 | 1,02 | 1,14 | 1,23 | 1,28 | |
0,20 | 0,97 | 1,05 | 1,17 | 1,25 | 1,30 | |
30 | 0,08 | 0,94 | 1,04 | 1,20 | 1,31 | 1,38 |
0,12 | 1,04 | 1,15 | 1,30 | 1,41 | 1,48 | |
0,16 | 0,13 | 1,23 | 1,38 | 1,49 | 1,55 | |
0,20 | 0,21 | 1,30 | 1,45 | 1,55 | 1,61 | |
40 | 0,08 | 1,00 | 1,11 | 1,29 | 1,41 | 1,49 |
0,12 | 1,16 | 1,28 | 1,46 | 1,59 | 1,66 | |
0,16 | 1,30 | 1,42 | 1,59 | 1,72 | 1,79 | |
0,20 | 1,43 | 1,54 | 1,71 | 1,83 | 1,90 | |
50 | 0,08 | 1,04 | 1,16 | 1,35 | 1,47 | 1,55 |
0,12 | 1,24 | 1,37 | 1,56 | 1,69 | 1,77 | |
0,16 | 1,42 | 1,55 | 1,74 | 1,87 | 1,96 | |
0,20 | 1,58 | 1,70 | 1,90 | 2,03 | 2,11 |
Таблица 22. Коэффициент нормированного отклонения t.
п–1 |
Коэффициент нормированного отклонения t при Кн |
||||||
0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,95 | 0,98 | |
1 | 1,000 | 1,376 | 1,963 | 3,08 | 6,31 | 12,71 | 31,8 |
2 | 0,816 | 1,061 | 1,336 | 1,886 | 2,92 | 4,30 | 6,96 |
3 | 765 | 0,978 | 1,250 | 1,638 | 2,35 | 3,18 | 4,54 |
4 | 741 | 941 | 1,190 | 1,533 | 2,13 | 2,77 | 3,75 |
5 | 727 | 920 | 1,156 | 1,476 | 2,02 | 2,57 | 3,36 |
6 | 718 | 906 | 1,134 | 1,440 | 1,943 | 2,45 | 3,14 |
7 | 711 | 896 | 1,119 | 1,415 | 1,895 | 2,36 | 3,00 |
8 | 706 | 889 | 1,108 | 1,397 | 1,860 | 2,31 | 2,90 |
9 | 703 | 883 | 1,100 | 1,383 | 1,833 | 2,26 | 2,82 |
10 | 700 | 879 | 1,093 | 1,372 | 1,812 | 2,23 | 2,76 |
11 | 697 | 876 | 1,088 | 1,363 | 1,796 | 2,20 | 2,72 |
12 | 695 | 873 | 1,083 | 1,356 | 1,782 | 2,18 | 2,68 |
13 | 694 | 870 | 1,079 | 1,350 | 1,771 | 2,16 | 2,65 |
14 | 692 | 868 | 1,076 | 1,345 | 1,761 | 2,14 | 2,62 |
15 | 691 | 866 | 1,074 | 1,341 | 1,753 | 2,13 | 2,60 |
16 | 690 | 865 | 1,071 | 1,37 | 1,746 | 2,12 | 2,58 |
17 | 689 | 863 | 1,069 | 1,333 | 1,740 | 2,11 | 2,57 |
18 | 688 | 862 | 1,067 | 1,330 | 1,734 | 2,10 | 2,55 |
19 | 688 | 861 | 1,066 | 1,328 | 1,729 | 2,09 | 2,54 |
20 | 687 | 860 | 1,064 | 1,325 | 1,725 | 2,09 | 2,53 |
21 | 686 | 859 | 1,063 | 1,323 | 1,721 | 2,08 | 2,52 |
22 | 686 | 858 | 1,061 | 1,321 | 1,717 | 2,07 | 2,51 |
23 | 685 | 858 | 1,060 | 1,319 | 1,714 | 2,07 | 2,50 |
24 | 685 | 857 | 1,059 | 1,318 | 1,711 | 2,06 | 2,49 |
25 | 684 | 8/56 | 1,058 | 1,316 | 1,708 | 2,06 | 2,48 |
26 | 684 | 856 | 1,058 | 1,315 | 1,706 | 2,06 | 2,48 |
27 | 684 | 855 | 1,057 | 1,314 | 1,703 | 2,05 | 2,47 |
28 | 683 | 855 | 1,056 | 1,313 | 1,701 | 2,05 | 2,47 |
29 | 683 | 854 | 1,055 | 1,311 | 1,699 | 2,04 | 2,46 |
30 | 683 | 854 | 1,055 | 1,310 | 1,697 | 2,04 | 2,46 |
40 | 681 | 851 | 1,050 | 1,303 | 1,684 | 2,02 | 2,42 |
60 | 679 | 878 | 1,046 | 1,296 | 1,671 | 2,00 | 2,39 |
120 | 677 | 845 | 1,041 | 1,89 | 1,658 | 1,980 | 2,36 |
∞ | 0,674 | 0,842 | 1,036 | 1,282 | 1,645 | 1,960 | 2,33 |
Таблица 23.Нормативные коэффициенты прочности и уровень надёжности.
Тип одежды и покрытия | Категория дороги |
Кпр |
Кн |
Дорожные одежды капитального типа с усовершенствованным покрытием |
I, II, IIIп, Iс, | 1,0 | 0,95 |
III, IVп, IIc | 0,94 | 0,90 | |
Одежды облегченного типа с усовершенствованным покрытием |
|||
III, IV, IVп, IIc | 0,90 | 0,85 | |
Переходные дорожные одежды | IV, V, IIc, IIIc | 0,63 | 0,60 |
8. Назначение работ по содержанию и ремонту
При оценке участка автомобильной дороги были назначены следующие виды работ:
По результатам оценки обеспеченности расчетной скорости (определялся коэффициент расчетной скорости Крсэ=0,8) – содержание.
По результатам оценки безопасности дороги (определялся итоговый коэффициент аварийности Ка=25) – работы по повышению безопасности движения.
По результатам оценки ровности покрытия (определялся коэффициент ровности Кр=0,86) – требуются ремонтные работы.
По результатам оценки сцепных качеств покрытия (определялся фактический коэффициент продольного сцепления Кс=0,87) – содержание.
По результатам визуальной оценки состояния дорожной одежды (определялся средний балл состояния фактический коэффициент продольного сцепления Бср=2,1) – инструментальная оценка прочности.
По результатам оценки прочности дорожной одежды (определялся коэффициент прочности дорожной одежды КПР=0,45) – усиление покрытия.
9. Содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений
С учетом специфики работ по содержанию в разные периоды года перечень основных технологических процессов определен для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.
В весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются:
а) полоса отвода
- очистка полосы отвода от мусора и посторонних предметов;
- планировка полосы отвода с прочисткой и профилированием кюветов и водоотводных канав:
- скашивание травы и ликвидация кустарника;
- ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
б) земляное полотно
- уборка с обочин, откосов и разделительной полосы посторонних предметов и мусора;
- устранение мелких повреждений (в т.ч. размывов) на неукрепленных обочинах и откосах с подсыпкой в отдельных местах грунта, планировкой и уплотнением;
- устранение мелких повреждений на укрепленных обочинах (в т.ч. на асфальтобетонных, щебеночно-гравийных);
- скашивание травы на обочинах, откосах и разделительной полосе;
- ликвидация кустарника на откосах и обочинах.
в) проезжая часть
асфальтобетонные (и другие "черные") и цементобетонные покрытия:
- очистка от мусора, пыли и грязи;
- заделка трещин и швов;
- устранение мелких повреждений (выбоин, просадок, колей и др.);
- устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;
- поверхностная обработка (в т.ч. двойная) покрытий, включая очистку покрытия от пыли и грязи, распределение битумного вяжущего, распределение щебня (в т.ч. обработанного битумом), укатка, уборка неприжившегося щебня;
гравийные и щебеночные покрытия:
- восстановление профиля гравийных и щебеночных покрытий (в т.ч. с добавлением нового материала);
- планировка и обеспыливание гравийных и щебеночных покрытий;
г) искусственные сооружения
- очистка проезжей части и тротуаров мостов от грязи и мусора;
- устранение мелких повреждений на ж/б элементах мостов;
- исправление или замена отдельных секций перил или ограждений на мостах;
- очистка перил и ограждений от пыли и грязи;
- покраска перил и ограждений (кроме оцинкованных);
- очистка лотков и водопропускных труб от грязи, снега и льда;
- устранение мелких повреждений лотков и труб, включая оголовки;
д) обустройство и обстановка дороги
- восстановление и нанесение вновь дорожной разметки;
- очистка и мойка дорожных знаков, стоек, ограждений, сигнальных столбиков и др.;
- замена поврежденных и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования), недостающих ограждений и направляющих устройств;
- содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их обустройства;
- уход за дорожным освещением (замена ламп и светильников); чистка, мойка и окраска опор (вертикальная разметка);
- устройство снегозащитных лесных полос, выращивание и уход за посадками и саженцами, рубки ухода: обрезка веток для обеспечения видимости и др.
В зимний период