Анализ наличия и использования трудовых ресурсов
ККДАВТ
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
КИЇВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТУ
ім. гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного
ФАКУЛЬТЕТ ЕКОНОМІКИ ТРАНСПОРТУ
КАФЕДРА ЕКОНОМІКИ І МЕНЕДЖМЕНТУ
К У Р С О В А Р О Б О Т А
з дисципліни "АНАЛІЗ ГОСПОДАРСЬКО - ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ"
на тему: Аналіз наявності та використання трудових ресурсів
6.050201 |
"01" |
МО |
____________ |
|
спеціальність | Шифр кафедри | Факультет, група |
№ залікової книжки |
Порядковий номер документу |
Студент: _
Викладач: ______________
КИЇВ – 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика и анализ производственно-финансовых показателей работы предприятия…………………………………………..…………………..4
1.1. Краткая характеристика предприятия………………………………….4
1.2. Характеристика производственных показателей работы предприятия и его технических средств………………………………………..6
1.3. Экономическая эффективность работы предприятия………………..9
2. Анализ наличия и использования трудовых ресурсов………………..12
2.1. Общий анализ трудовых ресурсов предприятия…………………….12
2.2. Анализ факторов, влияющих на изменение численности плавсостава на грузовых перевозках…………………………………………..18
2.3. Резервы улучшения трудовых ресурсов………...……………………21
Выводы и предложения……………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе проводится анализ наличия и использования трудовых ресурсов АСК «Укрречфлот». Достаточная обеспеченность компании нужными трудовым ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для объёмов оказания услуг и повышения эффективности работы компании. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и, как результат объём оказания услуг (перевозок), себестоимость перевозок, прибыль и ряд других экономических показателей.
При проведении анализа в работе используются такие методы, как детализация, обобщение, анализ динамики. Факторный анализ методом цепных подстановок позволяет глубоко проанализировать влияние элементов технологического процесса судна на уровень себестоимости перевозок.
В ходе работы используются отчётные и статистические материалы компании, которые были отобраны специально для целей.
1 Характеристика и анализ производственно-финансовых показателей работы предприятия
1.1 Краткая характеристика предприятия
Акционерная судоходная компания "Укрречфлот" была создана приказом фонда государственного имущества Украины № 477 от 10 ноября 1992 г. в результате структурной перестройки МГО «Укрречфлот». Компания основана на базе имущества транзитного флота, головного предприятия, 20 предприятий и структурных подразделений МГО «Укрречфлот» путём выпуска акций на полную стоимость его имущества.
Головной офис компании находится в г. Киеве. В состав компании входят 2 ССРЗ (Запорожский и Херсонский), 3 судоремонтные базы флота (Днепропетровская, Черниговская и Вилковская) и Запорожский речной порт. Дочерные АО, агентства и представительства территориально расположены в 10 областях Украины.
Акционерная судоходная компания "Укрречфлот" занимается организацией внутренних та международных перевозок грузов речным, морским и смешанным "река - море" транспортом. Этот вид деятельности является основным (его доля во всей деятельности составляет около 90%).
Кроме того, предметом деятельности компании являются:
* туристическая и экскурсионная деятельность (круизы по Днепру, Чёрному морю, Дунаю);
*
агентирование
и фрахтование
морского и
речного грузового
и
пассажирского
флота;
* работа с акциями и ценными бумагами;
* брокерская и страховая деятельность;
* другие виды деятельности согласно Уставу компании.
Деятельность компании направлена на дальнейшее её развитие, получение прибыли на вложенный капитал, удовлетворение социально-экономических потребностей акционеров и членов трудового коллектива компании.
Цель деятельности компании:
обеспечение регулярного судоходства и эффективного
использования грузового и пассажирского флота;создание условий для развития конкуренции и обеспечения
управления экономическими методами;сохранение имеющихся социальных гарантий для
работников компании.
Традиционно АСК «Укрречфлот» осуществляет перевозки грузов на трёх главных для неё рынках:
Черноморско-Средиземноморском;
на р. Дунай;
на р. Днепр (внутрибассейновые перевозки).
Кроме того, в настоящее время появились и имеют тенденцию к росту перевозки грузов новопостроенными судами типа «Десна», закреплёнными за компанией «Укршипгашг-1», в направлении портов Атлантического побережья Франции, Великобритании, Голландии, Скандинавских стран и стран Балтии.
Согласно концепции развития АСК «Укрречфлот» основные стратегические задачи компании заключаются в повышении прибыльности и рентабельности её основной деятельности - грузовых и туристических перевозок, а также в улучшении корпоративной управляемости компании. Реализация указанных основных задач предполагается по следующим направлениям деятельности:
улучшению использования флота;
максимальному снижению затрат на перевозки;
укреплению рыночных позиций компании за счёт
совершенствования её структуры (каждая структурная единица
компании перейдёт на свой бюджет);привлечения инвестиций для строительства нового флота;
поиску собственных средств для строительства нового флота за
счёт реализации излишних активов.
1.2 Характеристика производственных показателей работы предприятия и его технических средств
В таблице 1 приведена динамика грузо- и пассажирооборота по годам (с 2003 по 2005 гг.), а также определены базисные темпы роста грузо- и пассажирооборота (2005 г. сравнивается с 2003 г.).
Таблица 1 - Динамика грузо- и пассажирооборота
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Базисный темп роста |
Грузооборот, тыс. т-км |
413801 |
475788 |
474481 |
1,15 |
Пассажирооборот, тыс. пасс-км |
3692 |
3210 |
2816 |
0,76 |
Расчёт величин, представленных в таблице 1, произведён на основе данных об объёмах перевозок грузов и пассажиров, приведённых в таблице 2. Также на основе средней дальности перевозок, которая составила примерно 550, 500 и 450 км для грузовых линий и примерно по 1300 км для пассажирских туристических линий соответственно по годам, представленным в таблице 1 .
Как видно из таблицы 1, грузооборот в 2005 г. увеличился на 15% по сравнению с 2003 г. Это объясняется увеличением объёмов перевозок грузов в 2005 г. по сравнению с 2003 г. (см. табл. 2), несмотря на снижение средней дальности перевозок.
Пассажирооборот сократился за прошедшее время на 24%, что при одинаковой средней дальности перевозок свидетельствует о сокращении объёмов перевозок пассажиров (см. табл. 2).
В таблице 2 приведена структура перевозимых грузов и пассажиров для трёх последовательных лет работы компании (с 2003 по 2005 гг.).
Таблица 2 - Структура перевозимых грузов и пассажиров
Наименование груза |
2003 |
2004 |
2005 |
|||
н.ед. |
% |
н.ед. |
% |
н.ед. |
% |
|
Наливные |
3 |
0,02 |
1 |
0,02 |
1 |
0,02 |
Сыпучие |
3472 |
69,65 |
3825 |
70,75 |
3306 |
65,79 |
Уголь |
224 |
4,49 |
207 |
3,83 |
229 |
4,56 |
Кокс |
44 |
0,88 |
26 |
0,48 |
108 |
2,15 |
Руда |
1661 |
33,32 |
1683 |
31,13 |
1175 |
23,38 |
Строительные |
1069 |
21,44 |
1212 |
22,42 |
1306 |
25,99 |
Удобрения |
70 |
1,40 |
95 |
1,76 |
72 |
1,43 |
Сахар |
1 |
0,02 |
6 |
0,11 |
4 |
0,08 |
Хлебные |
328 |
6,58 |
426 |
7,88 |
259 |
5,15 |
Прочие |
75 |
1,52 |
170 |
3,14 |
153 |
3,04 |
Тарно-штучные |
1409 |
28,30 |
1511 |
27,95 |
1712 |
34,10 |
Оборудование |
1 |
0,02 |
1 |
0,02 |
1 |
0,02 |
Древесина |
35 |
0,70 |
21 |
0,39 |
8 |
0,16 |
Чёрные металлы |
1208 |
24,27 |
1207 |
22,33 |
1302 |
25,91 |
Цветные металлы |
1 |
0,02 |
2 |
0,04 |
3 |
0,06 |
Бумага |
7 |
0,14 |
5 |
0,09 |
8 |
0,16 |
Хлопок |
7 |
0,14 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Удобрения |
39 |
0,78 |
77 |
1,42 |
51 |
1,01 |
Промтовары |
1 |
0,02 |
9 |
0,17 |
0 |
0,00 |
Продтовары |
5 |
0,10 |
17 |
0,31 |
8 |
0,16 |
Прочие |
105 |
2,11 |
172 |
3,18 |
331 |
6,59 |
Грузы в контейнерах |
101 |
2,03 |
69 |
1,28 |
6 |
0,12 |
Перевезено грузов всего, тыс. т |
4985 |
100 |
5406 |
100 |
5025 |
100 |
Каботаж |
847 |
16,99 |
1220 |
22,57 |
1360 |
27,06 |
Загранперевозки |
4138 |
83,01 |
4186 |
77,43 |
3665 |
72,94 |
В т.ч. между иност- |
7226 |
29,63 |
7323 |
31,61 |
1272 |
К 77 |
ранными портами |
||||||
Перевезено пас.-ров, тыс. пасс. |
2613 |
100 |
2454 |
100 |
2166 |
100 |
В таблице 3 рассчитаны цепные темпы роста объёмов перевозок грузов по основным номенклатурным группам и по направлениям перевозок, а также и цепные темпы роста объёмов перевозок пассажиров.
Таблицы 2 и 3 предназначены для совместного анализа динамики и структуры перевозок.
Таблица 3 - Динамика перевозимых грузов и пассажиров
Наименование груза |
Цепной темп роста (2004 г. по ср. с 2003 г.) |
Цепной темп роста (2005г. по ср. с 2004г.) |
Наливные |
0,33 |
1,00 |
Сыпучие |
1,10 |
0,86 |
Тарно-штучные |
1,07 |
1,13 |
Грузы в контейнерах |
0,68 |
0,09 |
Перевезено грузов всего |
1,08 |
0,93 |
Каботаж |
1,44 |
1,11 |
Загранперевозки |
1,01 |
0,88 |
В т.ч. между иностранными портами |
1,08 |
0,96 |
Перевезено пассажиров |
0,94 |
0,88 |
В таблице 4 представлена информация о составе флота компании. Таблица 4 - Состав флота
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Самоходный грузовой флот |
|||
Количество единиц |
112 |
113 |
101 |
Общая грузоподъёмность, т. |
261328 |
263661 |
235662 |
Пассажирский флот |
|||
Количество единиц |
5 |
5 |
5 |
Общая пассажировмести-мость, пасс. |
2250 |
2250 |
2250 |
Как видно из таблицы 4, сократилось число грузовых судов на 10% по сравнению с 2003 годом при неизменном за последние три года числе пассажирских судов. Общая грузоподъёмность тоже сократилась на 10%, что говорит о выбытии судов, типичных по грузоподъёмности для компании.
Средняя грузоподъёмность судов компании в настоящее время составляет около 2333 т. С учётом вышесказанного очевидно, что средняя грузоподъёмность судов компании не изменилась.
1.3 Экономическая эффективность работы предприятии
Основные финансовые показатели работы компании приведены в таблице 5. В таблице 6 рассчитаны показатели динамики этих показателей.
Таблица 5 - Основные финансовые показатели работы компании
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Доходы всего, тыс. долл. |
44598 |
46378 |
42037 |
в т.ч. |
|||
от перевозок грузов |
41436 |
43376 |
39403 |
от перевозок пассажиров |
2613 |
2454 |
2166 |
прочие |
549 |
488 |
462 |
Расходы всего, тыс. долл. |
32397 |
30570 |
26363 |
в т.ч. |
|||
на перевозки грузов |
30236 |
28356 |
24536 |
на перевозки пассажиров |
1794 |
1682 |
1473 |
прочие |
367 |
352 |
354 |
Прибыль всего, тыс. долл. |
72207 |
75928 |
75668 |
В Т.Ч. |
|||
от перевозок грузов |
11200 |
15020 |
14867 |
от перевозок пассажиров |
819 |
772 |
693 |
прочая |
182 |
136 |
108 |
10
Таблица 6 - Динамика основных финансовых показателей работы компании
Показатели |
Цепной темп роста (2004 г. по ср. с 2003 г.) |
Цепной темп роста (2005 г. по ср. с 2004 г.) |
Доходы всего |
7,04 |
0,97 |
в т.ч. |
||
от перевозок грузов |
1,05 |
0,91 |
от перевозок пассажиров |
0,94 |
0,88 |
прочие |
0,89 |
0,95 |
Расходы всего |
0,94 |
0,86 |
в т.ч. |
||
на перевозки грузов |
0,94 |
0,87 |
на перевозки пассажиров |
0,94 |
0,88 |
прочие |
0,96 |
1,01 |
Прибыль всего |
1,31 |
0,98 |
в т.ч. |
||
от перевозок грузов |
1,34 |
0,99 |
от перевозок пассажиров |
0,94 |
0,90 |
прочая |
0,75 |
0,79 |
Анализ таблиц 2 и 3
Как видно, в структуре перевезенных грузов преобладают сыпучие грузы (это в основном руда и строительные грузы), которые составляют около 2/3 от всего объёма перевозок. Около 1/3 от всего объёма - это тарно-штучные грузы. За рассматриваемый период структура объёма перевозок сместилась в сторону тарно-штучных грузов, что следует оценить положительно, т.к. тарно-штучные грузы являются высокотарифными. Среди тарно-штучных грузов преобладают чёрные металлы. Незначительны перевозки нефтегрузов. Компании следовало бы серьёзно заняться работой в этом направлении, т.к. перевозки нефти и нефтепродуктов приносят сейчас большие доходы. Контейнерные перевозки имеют тоже незначительный удельный вес в структуру объёма перевозок грузов судами компании, к тому же их объёмы сократились за рассматриваемый период более чем в 15 раз (1/(0,68x0,09)).
Рассматривая структуру объёма перевозок по направлениям, отметим, что она значительно изменилась за анализируемый период: увеличилась доля каботажных и уменьшилась доля заграничных перевозок. Этот факт является негативным, поскольку свидетельствует о том, что компания не выдерживает конкуренции на внешних фрахтовых рынках (иначе не объяснить такое изменение, т.к. фрахтовые ставки на загранперевозках намного выше). В составе загранперевозок возросла доля перевозок между иностранными портами. Последнее изменение не очень значительное и поэтому не заслуживает особого внимания исследователя.
Общий объём перевозок грузов является довольно стабильным (на уровне 5000 тыс.т в год). Изменения здесь не очень значительны. Постоянно сокращаются перевозки пассажиров в виду своей невысокой рентабельности. Это следует оценить положительно, поскольку компании необходимо сосредоточить все свои ресурсы на своей основной деятельности - перевозке грузов и завоёвывать на мировом фрахтовом рынке новые позиции.
Анализ таблиц 5 и 6
Как видно, за анализируемый период доходы практически не изменились, расходы снизились, что позволило компании повысить свою прибыль. Это произошло в основном за счёт роста прибыли от грузовых перевозок. Отметим усилия компании по сокращению расходов на грузовые перевозки (причём темп снижения расходов растёт по годам). Умение найти способы сократить расходы следует оценить положительно. Это будет иметь большое значение для повышения уровня конкурентоспособности компании при реализации планов закрепления на мировом фрахтовом рынке, о чём уже говорилось выше. Отметим уменьшение и доходов, и расходов, и прибыли от пассажирских перевозок и прочих видов деятельности. Это ещё раз свидетельствует о том, что компания направлением своего развития выбрала концентрацию на грузовом сегменте рынка.
12
2 Анализ наличия и использования трудовых ресурсов
2.1 Общий анализ трудовых ресурсов предприятия
Анализ наличия и состава трудовых ресурсов предполагает исследование динамики среднесписочной численности в целом по предприятию, по структурным подразделениям, по отдельным группам и категориям персонала, по профессиям, а также анализ структуры численности работающих по подразделениям. После этого определяется излишек или недостаток персонала, рассчитывается относительное высвобождение (привлечение) работающих, т.е. проводится анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
В общем, оценить динамику численности работающих можно с помощью табл. 7. В ней приведены данные по среднесписочной численности работников АСК «Укрречфлот» за период с 2000 по 2005 годы.
Как видно, компания проводит политику сокращения численности рабочих мест. За счёт этого экономится фонд оплаты труда, часть которого идёт на повышение зарплаты оставшимся работникам. Компании позволяют сокращать штаты следующие факторы: повышение производительности труда, совершенствование организационной структуры. Ввод в эксплуатацию 5 новых судов с численностью экипажа 8 человек и выбранный компанией курс на обновление флота (до конца 2006 года предполагается ввести в эксплуатацию ещё 7 судов нового века) значительно сокращают потребность в судовом персонале, но в то же время требуют от плавсостава более высокой квалификации.
Из таблицы 7 видно, что за шесть последних лет численность работников компании сократилась на (1-3915/5517) х 100% = 29% (за счёт сокращения численности плавсостава на (3074/3915) х (3915/5517)-4249/5517 = 0,21 (или 21%) и за счёт сокращения численности береговых работников на (841/3915) х (3915/5517) - 1268/5517 = 0,08 (или 8%)). Эти данные мы получили, анализируя структурные сдвиги по численности персонала.
Табл. 7.Движение численности работников Компании за 1998-2003 г.г. (человек)
Предприятия |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
ВСЕГО |
5517 |
5126 |
4879 |
4311 |
4315 |
3915 |
плавсостав |
4249 |
3320 |
3592 |
3372 |
3579 |
3074 |
берег |
1268 |
1306 |
1287 |
939 |
996 |
841 |
Черниговская РЕБФ |
35 |
32 |
39 |
40 |
49 |
41 |
плавсостав |
29 |
26 |
33 |
37 |
46 |
55 |
берег |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
3 |
Банковская РЕБФ |
22 |
24 |
26 |
39 |
57 |
82 |
Киевская БТОРФ |
1305 |
1093 |
1003 |
939 |
737 |
626 |
плавсостав |
1243 |
/025 |
952 |
597 |
707 |
592 |
берег |
62 |
68 |
51 |
42 |
36 |
34 |
Пр-во в г.Днепропетровске |
727 |
662 |
606 |
562 |
646 |
641 |
плавсостав |
684 |
636 |
553 |
570 |
555 |
534 |
берег |
43 |
26 |
23 |
52 |
61 |
107 |
Пр-во в г Запорожье |
1041 |
1061 |
1004 |
956 |
988 |
978 |
плавсостав |
987 |
957 |
597 |
555 |
555 |
905 |
берег |
54 |
ПО |
107 |
101 |
100 |
70 |
Пр-во в г.Херсоне |
1332 |
1217 |
1225 |
1205 |
1235 |
1063 |
плавсостав |
1284 |
1158 |
1101 |
1034 |
1042 |
920 |
берег |
48 |
59 |
124 |
171 |
193 |
143 |
Агентство в г.Днепроп. |
22 |
22 |
21 |
|||
Агентство в г.Херсоне |
15 |
20 |
19 |
18 |
19 |
17 |
Агентство в г.Запорожье |
13 |
11 |
||||
Дунай - Днепротранс |
29 |
12 |
30 |
31 |
30 |
25 |
АУП Компании |
455 |
442 |
528 |
521 |
554 |
442 |
ПКБ |
50 |
50 |
||||
ПТУ связи |
402 |
410 |
378 |
|||
Речснаб |
69 |
70 |
Движение численности (чел.)
Структура численности работников немного сместилась в пользу плавсостава (удельный вес повысился с 77 до 78,5%).
Представительства компании в городах Днепропетровск, Запорожье и Херсон сохранили за прошедшие шесть лет в среднем более 85% первоначальной численности работающих. Такое незначительное сокращение можно объяснить, по-видимому, повышением производительности труда работников, обусловленным интенсификацией труда, а также продажей компанией ненужного флота, приписанного к этим представительствам. Днепропетровск, Запорожье и Херсон по-прежнему являются районами интенсивного судоходства, важными для работы компании. Очевидно, поэтому здесь мы имеем дело лишь с незначительными изменениями в численности трудовых ресурсов. Анализируя структурные сдвиги, можно сделать вывод, что уменьшение численности работающих, приписанных к вышеперечисленным представительствам, уменьшило общую численность работников компании на: ((641+978+1063)73915) х (3915/5517)-(727+1041 + 1332)75517=0,08 (или 8%).
Напротив, большие изменения произошли в этом плане на Вилковской РЭБФ, где вследствие повышения значимости для компании Дунайских перевозок численность работающих увеличилась в 3,7 раза.
Больше, чем вдвое сократилась численность работающих на Киевской базе ремонта флота, поскольку сейчас Днепр выше (по течению реки) Запорожья не представляет собой зону активного судоходства. Каботажные перевозки ввиду спада промышленного производства в Украине значительно сократились. (То же касается и перевозок на р. Десна и в верховья Днепра в Беларуси, поэтому численность работающих на Черниговской РЭБФ невелико; шесть лет назад оно тоже было незначительным.) Согласно результатам анализа структурных сдвигов, описанное изменение уменьшило общую численность работающих на:
(626/3915) х(391575517)-1305/5517 = 0,12 (или 12%).
За счёт организационных преобразований в компании были ликвидированы как самостоятельные подразделения агентства в городах
Днепропетровск и Запорожье, проектно-конструкторского бюро (ПКБ), ПТУ связи и Речснаб. Многие работники были уволены по причине ненадобности, а остальные вошли в состав новых структурных подразделений компании и теперь выполняют аналогичные функции. Именно этим объясняется нехарактерный скачок в 2002 г. для временного ряда, отражающего изменения численности административно-управленческого персонала (АУП). Вообще говоря, описанные изменения являются большим шагом вперёд в управлении компанией. Их можно оценивать как адаптация работы компании к требованиям рынка (существование минимально возможного количества связей между подразделениями, ускорение процесса передачи информации от одних подразделений к другим). Такое усовершенствование позволило сократить общую численность персонала на: (0/3915) х (3915/5517) - (21 + 11+50+378+70)/5517 = 0,1 (или 10%).
Остальные не рассчитанные выше изменения в сумме увеличили численность работников на (8+12+10)-29 = 1%.
Отметим, что АУП компании сократился за прошедшие шесть лет на 3% (это с учётом того, что в 2002 г. он пополнился работниками ликвидированных предприятий, о чём уже упоминалось выше). Если не учитывать это изменение, то АУП головного офиса компании сократился примерно на 20%. Это впечатляет. В планах компании - и в дальнейшем проводить совершенствовании организации её управления, тем самым оставляя в своём штате высококвалифицированных работников и повышая им зарплату за счёт полученной экономии фонда оплаты труда от сокращения численности персонала.
Для продолжения анализа воспользуемся таблицей 8.
Таблица 8 - Динамика численности работников по категориям
Категория работников |
План на 2005 г. |
Отчёт 2005 г. |
Отклонение (+г) |
Плавсостав - всего |
2935 |
2721 |
-214 |
В том числе на флоте: |
|||
Грузовом |
2705 |
19 |
-186 |
Пассажирском |
140 |
119 |
-21 |
Служебно-вспомогательном |
90 |
83 |
-7 |
Судовые команды на зимнем отстое |
200 |
187 |
-13 |
Судовые команды на навигационном отстое |
25 |
31 |
+6 |
Береговой состав |
393 |
357 |
-36 |
Работники в суммированном отгуле |