Анализ наличия и использования трудовых ресурсов

ККДАВТ

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ


КИЇВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТУ

ім. гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного


ФАКУЛЬТЕТ ЕКОНОМІКИ ТРАНСПОРТУ


КАФЕДРА ЕКОНОМІКИ І МЕНЕДЖМЕНТУ


К У Р С О В А Р О Б О Т А


з дисципліни "АНАЛІЗ ГОСПОДАРСЬКО - ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ"

на тему: Аналіз наявності та використання трудових ресурсів


6.050201


"01"



МО



____________


спеціальність Шифр кафедри Факультет, група

залікової книжки

Порядковий номер документу

Студент: _

Викладач: ______________


КИЇВ – 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Характеристика и анализ производственно-финансовых показателей работы предприятия…………………………………………..…………………..4

1.1. Краткая характеристика предприятия………………………………….4

1.2. Характеристика производственных показателей работы предприятия и его технических средств………………………………………..6

1.3. Экономическая эффективность работы предприятия………………..9

2. Анализ наличия и использования трудовых ресурсов………………..12

2.1. Общий анализ трудовых ресурсов предприятия…………………….12

2.2. Анализ факторов, влияющих на изменение численности плавсостава на грузовых перевозках…………………………………………..18

2.3. Резервы улучшения трудовых ресурсов………...……………………21

Выводы и предложения……………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………………………….24


ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе проводится анализ наличия и использования трудовых ресурсов АСК «Укрречфлот». Достаточная обеспеченность компании нужными трудовым ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для объёмов оказания услуг и повышения эффективности работы компании. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и, как результат объём оказания услуг (перевозок), себестоимость перевозок, прибыль и ряд других экономических показателей.

При проведении анализа в работе используются такие методы, как детализация, обобщение, анализ динамики. Факторный анализ методом цепных подстановок позволяет глубоко проанализировать влияние элементов технологического процесса судна на уровень себестоимости перевозок.

В ходе работы используются отчётные и статистические материалы компании, которые были отобраны специально для целей.

1 Характеристика и анализ производственно-финансовых показателей работы предприятия

1.1 Краткая характеристика предприятия

Акционерная судоходная компания "Укрречфлот" была создана приказом фонда государственного имущества Украины № 477 от 10 ноября 1992 г. в результате структурной перестройки МГО «Укрречфлот». Компания основана на базе имущества транзитного флота, головного предприятия, 20 предприятий и структурных подразделений МГО «Укрречфлот» путём выпуска акций на полную стоимость его имущества.

Головной офис компании находится в г. Киеве. В состав компании входят 2 ССРЗ (Запорожский и Херсонский), 3 судоремонтные базы флота (Днепропетровская, Черниговская и Вилковская) и Запорожский речной порт. Дочерные АО, агентства и представительства территориально расположены в 10 областях Украины.

Акционерная судоходная компания "Укрречфлот" занимается орга­низацией внутренних та международных перевозок грузов речным, морским и смешанным "река - море" транспортом. Этот вид деятельности является основным (его доля во всей деятельности составляет около 90%).

Кроме того, предметом деятельности компании являются:

* туристическая и экскурсионная деятельность (круизы по Днепру, Чёрному морю, Дунаю);

* агентирование и фрахтование морского и речного грузового и
пассажирского флота;

* работа с акциями и ценными бумагами;

* брокерская и страховая деятельность;

* другие виды деятельности согласно Уставу компании.

Деятельность компании направлена на дальнейшее её развитие, получение прибыли на вложенный капитал, удовлетворение социально-экономических потребностей акционеров и членов трудового коллектива компании.

Цель деятельности компании:

  • обеспечение регулярного судоходства и эффективного
    использования грузового и пассажирского флота;

  • создание условий для развития конкуренции и обеспечения
    управления экономическими методами;

  • сохранение имеющихся социальных гарантий для
    работников компании.

Традиционно АСК «Укрречфлот» осуществляет перевозки грузов на трёх главных для неё рынках:

  • Черноморско-Средиземноморском;

  • на р. Дунай;

  • на р. Днепр (внутрибассейновые перевозки).

Кроме того, в настоящее время появились и имеют тенденцию к росту перевозки грузов новопостроенными судами типа «Десна», закреплёнными за компанией «Укршипгашг-1», в направлении портов Атлантического побережья Франции, Великобритании, Голландии, Скандинавских стран и стран Балтии.

Согласно концепции развития АСК «Укрречфлот» основные стратегические задачи компании заключаются в повышении прибыльности и рентабельности её основной деятельности - грузовых и туристических перевозок, а также в улучшении корпоративной управляемости компании. Реализация указанных основных задач предполагается по следующим направлениям деятельности:

  • улучшению использования флота;

  • максимальному снижению затрат на перевозки;

  • укреплению рыночных позиций компании за счёт


  • совершенствования её структуры (каждая структурная единица
    компании перейдёт на свой бюджет);

  • привлечения инвестиций для строительства нового флота;

  • поиску собственных средств для строительства нового флота за
    счёт реализации излишних активов.


1.2 Характеристика производственных показателей работы предприятия и его технических средств

В таблице 1 приведена динамика грузо- и пассажирооборота по годам (с 2003 по 2005 гг.), а также определены базисные темпы роста грузо- и пассажирооборота (2005 г. сравнивается с 2003 г.).

Таблица 1 - Динамика грузо- и пассажирооборота


Показатели

2003

2004

2005

Базисный темп роста

Грузооборот, тыс. т-км

413801

475788

474481

1,15

Пассажирооборот, тыс. пасс-км

3692

3210

2816

0,76

Расчёт величин, представленных в таблице 1, произведён на основе данных об объёмах перевозок грузов и пассажиров, приведённых в таблице 2. Также на основе средней дальности перевозок, которая составила примерно 550, 500 и 450 км для грузовых линий и примерно по 1300 км для пассажирских туристических линий соответственно по годам, представленным в таблице 1 .

Как видно из таблицы 1, грузооборот в 2005 г. увеличился на 15% по сравнению с 2003 г. Это объясняется увеличением объёмов перевозок грузов в 2005 г. по сравнению с 2003 г. (см. табл. 2), несмотря на снижение средней дальности перевозок.

Пассажирооборот сократился за прошедшее время на 24%, что при одинаковой средней дальности перевозок свидетельствует о сокращении объёмов перевозок пассажиров (см. табл. 2).

В таблице 2 приведена структура перевозимых грузов и пассажиров для трёх последовательных лет работы компании (с 2003 по 2005 гг.).

Таблица 2 - Структура перевозимых грузов и пассажиров


Наименование груза

2003

2004

2005


н.ед.

%

н.ед.

%

н.ед.

%

Наливные

3

0,02

1

0,02

1

0,02

Сыпучие

3472

69,65

3825

70,75

3306

65,79

Уголь

224

4,49

207

3,83

229

4,56

Кокс

44

0,88

26

0,48

108

2,15

Руда

1661

33,32

1683

31,13

1175

23,38

Строительные

1069

21,44

1212

22,42

1306

25,99

Удобрения

70

1,40

95

1,76

72

1,43

Сахар

1

0,02

6

0,11

4

0,08

Хлебные

328

6,58

426

7,88

259

5,15

Прочие

75

1,52

170

3,14

153

3,04

Тарно-штучные

1409

28,30

1511

27,95

1712

34,10

Оборудование

1

0,02

1

0,02

1

0,02

Древесина

35

0,70

21

0,39

8

0,16

Чёрные металлы

1208

24,27

1207

22,33

1302

25,91

Цветные металлы

1

0,02

2

0,04

3

0,06

Бумага

7

0,14

5

0,09

8

0,16

Хлопок

7

0,14

0

0,00

0

0,00

Удобрения

39

0,78

77

1,42

51

1,01

Промтовары

1

0,02

9

0,17

0

0,00

Продтовары

5

0,10

17

0,31

8

0,16

Прочие

105

2,11

172

3,18

331

6,59

Грузы в контейнерах

101

2,03

69

1,28

6

0,12

Перевезено грузов всего, тыс. т

4985

100

5406

100

5025

100

Каботаж

847

16,99

1220

22,57

1360

27,06

Загранперевозки

4138

83,01

4186

77,43

3665

72,94

В т.ч. между иност-

7226

29,63

7323

31,61

1272

К 77

ранными портами







Перевезено пас.-ров, тыс. пасс.

2613

100

2454

100

2166

100


В таблице 3 рассчитаны цепные темпы роста объёмов перевозок грузов по основным номенклатурным группам и по направлениям перевозок, а также и цепные темпы роста объёмов перевозок пассажиров.

Таблицы 2 и 3 предназначены для совместного анализа динамики и структуры перевозок.

Таблица 3 - Динамика перевозимых грузов и пассажиров

Наименование груза

Цепной темп роста (2004 г. по ср. с 2003 г.)

Цепной темп роста (2005г. по ср. с 2004г.)

Наливные

0,33

1,00

Сыпучие

1,10

0,86

Тарно-штучные

1,07

1,13

Грузы в контейнерах

0,68

0,09

Перевезено грузов всего

1,08

0,93

Каботаж

1,44

1,11

Загранперевозки

1,01

0,88

В т.ч. между иностранными портами

1,08

0,96

Перевезено пассажиров

0,94

0,88

В таблице 4 представлена информация о составе флота компании. Таблица 4 - Состав флота


Показатели

2003

2004

2005

Самоходный грузовой флот




Количество единиц

112

113

101

Общая грузоподъёмность, т.

261328

263661

235662

Пассажирский флот




Количество единиц

5

5

5

Общая пассажировмести-мость, пасс.

2250

2250

2250

Как видно из таблицы 4, сократилось число грузовых судов на 10% по сравнению с 2003 годом при неизменном за последние три года числе пассажирских судов. Общая грузоподъёмность тоже сократилась на 10%, что говорит о выбытии судов, типичных по грузоподъёмности для компании.

Средняя грузоподъёмность судов компании в настоящее время составляет около 2333 т. С учётом вышесказанного очевидно, что средняя грузоподъёмность судов компании не изменилась.

1.3 Экономическая эффективность работы предприятии

Основные финансовые показатели работы компании приведены в таблице 5. В таблице 6 рассчитаны показатели динамики этих показателей.

Таблица 5 - Основные финансовые показатели работы компании


Показатели

2003

2004

2005

Доходы всего, тыс. долл.

44598

46378

42037

в т.ч.




от перевозок грузов

41436

43376

39403

от перевозок пассажиров

2613

2454

2166

прочие

549

488

462

Расходы всего, тыс. долл.

32397

30570

26363

в т.ч.




на перевозки грузов

30236

28356

24536

на перевозки пассажиров

1794

1682

1473

прочие

367

352

354

Прибыль всего, тыс. долл.

72207

75928

75668

В Т.Ч.




от перевозок грузов

11200

15020

14867

от перевозок пассажиров

819

772

693

прочая

182

136

108

10

Таблица 6 - Динамика основных финансовых показателей работы компании


Показатели

Цепной темп роста (2004 г. по ср. с 2003 г.)

Цепной темп роста (2005 г. по ср. с 2004 г.)

Доходы всего

7,04

0,97

в т.ч.



от перевозок грузов

1,05

0,91

от перевозок пассажиров

0,94

0,88

прочие

0,89

0,95

Расходы всего

0,94

0,86

в т.ч.



на перевозки грузов

0,94

0,87

на перевозки пассажиров

0,94

0,88

прочие

0,96

1,01

Прибыль всего

1,31

0,98

в т.ч.



от перевозок грузов

1,34

0,99

от перевозок пассажиров

0,94

0,90

прочая

0,75

0,79

Анализ таблиц 2 и 3

Как видно, в структуре перевезенных грузов преобладают сыпучие грузы (это в основном руда и строительные грузы), которые составляют около 2/3 от всего объёма перевозок. Около 1/3 от всего объёма - это тарно-штучные грузы. За рассматриваемый период структура объёма перевозок сместилась в сторону тарно-штучных грузов, что следует оценить положительно, т.к. тарно-штучные грузы являются высокотарифными. Среди тарно-штучных грузов преобладают чёрные металлы. Незначительны перевозки нефтегрузов. Компании следовало бы серьёзно заняться работой в этом направлении, т.к. перевозки нефти и нефтепродуктов приносят сейчас большие доходы. Контейнерные перевозки имеют тоже незначительный удельный вес в структуру объёма перевозок грузов судами компании, к тому же их объёмы сократились за рассматриваемый период более чем в 15 раз (1/(0,68x0,09)).

Рассматривая структуру объёма перевозок по направлениям, отметим, что она значительно изменилась за анализируемый период: увеличилась доля каботажных и уменьшилась доля заграничных перевозок. Этот факт является негативным, поскольку свидетельствует о том, что компания не выдерживает конкуренции на внешних фрахтовых рынках (иначе не объяснить такое изменение, т.к. фрахтовые ставки на загранперевозках намного выше). В составе загранперевозок возросла доля перевозок между иностранными портами. Последнее изменение не очень значительное и поэтому не заслуживает особого внимания исследователя.

Общий объём перевозок грузов является довольно стабильным (на уровне 5000 тыс.т в год). Изменения здесь не очень значительны. Постоянно сокращаются перевозки пассажиров в виду своей невысокой рентабельности. Это следует оценить положительно, поскольку компании необходимо сосредоточить все свои ресурсы на своей основной деятельности - перевозке грузов и завоёвывать на мировом фрахтовом рынке новые позиции.

Анализ таблиц 5 и 6

Как видно, за анализируемый период доходы практически не изменились, расходы снизились, что позволило компании повысить свою прибыль. Это произошло в основном за счёт роста прибыли от грузовых перевозок. Отметим усилия компании по сокращению расходов на грузовые перевозки (причём темп снижения расходов растёт по годам). Умение найти способы сократить расходы следует оценить положительно. Это будет иметь большое значение для повышения уровня конкурентоспособности компании при реализации планов закрепления на мировом фрахтовом рынке, о чём уже говорилось выше. Отметим уменьшение и доходов, и расходов, и прибыли от пассажирских перевозок и прочих видов деятельности. Это ещё раз свидетельствует о том, что компания направлением своего развития выбрала концентрацию на грузовом сегменте рынка.

12

2 Анализ наличия и использования трудовых ресурсов

2.1 Общий анализ трудовых ресурсов предприятия

Анализ наличия и состава трудовых ресурсов предполагает исследование динамики среднесписочной численности в целом по предприятию, по структурным подразделениям, по отдельным группам и категориям персонала, по профессиям, а также анализ структуры численности работающих по подразделениям. После этого определяется излишек или недостаток персонала, рассчитывается относительное высвобождение (привлечение) работающих, т.е. проводится анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

В общем, оценить динамику численности работающих можно с помощью табл. 7. В ней приведены данные по среднесписочной численности работников АСК «Укрречфлот» за период с 2000 по 2005 годы.

Как видно, компания проводит политику сокращения численности рабочих мест. За счёт этого экономится фонд оплаты труда, часть которого идёт на повышение зарплаты оставшимся работникам. Компании позволяют сокращать штаты следующие факторы: повышение производительности труда, совершенствование организационной структуры. Ввод в эксплуатацию 5 новых судов с численностью экипажа 8 человек и выбранный компанией курс на обновление флота (до конца 2006 года предполагается ввести в эксплуатацию ещё 7 судов нового века) значительно сокращают потребность в судовом персонале, но в то же время требуют от плавсостава более высокой квалификации.

Из таблицы 7 видно, что за шесть последних лет численность ра­ботников компании сократилась на (1-3915/5517) х 100% = 29% (за счёт со­кращения численности плавсостава на (3074/3915) х (3915/5517)-4249/5517 = 0,21 (или 21%) и за счёт сокращения численности береговых работников на (841/3915) х (3915/5517) - 1268/5517 = 0,08 (или 8%)). Эти данные мы получили, анализируя структурные сдвиги по численности персонала.

Табл. 7.Движение численности работников Компании за 1998-2003 г.г. (человек)


Предприятия

2000

2001

2002

2003

2004

2005

ВСЕГО

5517

5126

4879

4311

4315

3915

плавсостав

4249

3320

3592

3372

3579

3074

берег

1268

1306

1287

939

996

841

Черниговская РЕБФ

35

32

39

40

49

41

плавсостав

29

26

33

37

46

55

берег

6

6

6

3

3

3

Банковская РЕБФ

22

24

26

39

57

82

Киевская БТОРФ

1305

1093

1003

939

737

626

плавсостав

1243

/025

952

597

707

592

берег

62

68

51

42

36

34

Пр-во в г.Днепропетровске

727

662

606

562

646

641

плавсостав

684

636

553

570

555

534

берег

43

26

23

52

61

107

Пр-во в г Запорожье

1041

1061

1004

956

988

978

плавсостав

987

957

597

555

555

905

берег

54

ПО

107

101

100

70

Пр-во в г.Херсоне

1332

1217

1225

1205

1235

1063

плавсостав

1284

1158

1101

1034

1042

920

берег

48

59

124

171

193

143

Агентство в г.Днепроп.

22

22

21




Агентство в г.Херсоне

15

20

19

18

19

17

Агентство в г.Запорожье

13

11





Дунай - Днепротранс

29

12

30

31

30

25

АУП Компании

455

442

528

521

554

442

ПКБ

50

50





ПТУ связи

402

410

378




Речснаб

69

70





Движение численности (чел.)

Структура численности работников немного сместилась в пользу плавсостава (удельный вес повысился с 77 до 78,5%).

Представительства компании в городах Днепропетровск, Запорожье и Херсон сохранили за прошедшие шесть лет в среднем более 85% первоначальной численности работающих. Такое незначительное сокращение можно объяснить, по-видимому, повышением производительности труда работников, обусловленным интенсификацией труда, а также продажей компанией ненужного флота, приписанного к этим представительствам. Днепропетровск, Запорожье и Херсон по-прежнему являются районами интенсивного судоходства, важными для работы компании. Очевидно, поэтому здесь мы имеем дело лишь с незначительными изменениями в численности трудовых ресурсов. Анализируя структурные сдвиги, можно сделать вывод, что уменьшение численности работающих, приписанных к вышеперечисленным представительствам, уменьшило общую численность работников компании на: ((641+978+1063)73915) х (3915/5517)-(727+1041 + 1332)75517=0,08 (или 8%).

Напротив, большие изменения произошли в этом плане на Вилковской РЭБФ, где вследствие повышения значимости для компании Дунайских перевозок численность работающих увеличилась в 3,7 раза.

Больше, чем вдвое сократилась численность работающих на Киевской базе ремонта флота, поскольку сейчас Днепр выше (по течению реки) Запорожья не представляет собой зону активного судоходства. Каботажные перевозки ввиду спада промышленного производства в Украине значительно сократились. (То же касается и перевозок на р. Десна и в верховья Днепра в Беларуси, поэтому численность работающих на Черниговской РЭБФ невелико; шесть лет назад оно тоже было незначительным.) Согласно результатам анализа структурных сдвигов, описанное изменение уменьшило общую численность работающих на:

(626/3915) х(391575517)-1305/5517 = 0,12 (или 12%).

За счёт организационных преобразований в компании были ликвидированы как самостоятельные подразделения агентства в городах

Днепропетровск и Запорожье, проектно-конструкторского бюро (ПКБ), ПТУ связи и Речснаб. Многие работники были уволены по причине ненадобности, а остальные вошли в состав новых структурных подразделений компании и теперь выполняют аналогичные функции. Именно этим объясняется нехарактерный скачок в 2002 г. для временного ряда, отражающего изменения численности административно-управленческого персонала (АУП). Вообще говоря, описанные изменения являются большим шагом вперёд в управлении компанией. Их можно оценивать как адаптация работы компании к требованиям рынка (существование минимально возможного количества связей между подразделениями, ускорение процесса передачи информации от одних подразделений к другим). Такое усовершенствование позволило сократить общую численность персонала на: (0/3915) х (3915/5517) - (21 + 11+50+378+70)/5517 = 0,1 (или 10%).

Остальные не рассчитанные выше изменения в сумме увеличили численность работников на (8+12+10)-29 = 1%.

Отметим, что АУП компании сократился за прошедшие шесть лет на 3% (это с учётом того, что в 2002 г. он пополнился работниками лик­видированных предприятий, о чём уже упоминалось выше). Если не учитывать это изменение, то АУП головного офиса компании сократился примерно на 20%. Это впечатляет. В планах компании - и в дальнейшем проводить совершенствовании организации её управления, тем самым оставляя в своём штате высококвалифицированных работников и повышая им зарплату за счёт полученной экономии фонда оплаты труда от сокращения численности персонала.

Для продолжения анализа воспользуемся таблицей 8.

Таблица 8 - Динамика численности работников по категориям


Категория работников

План на 2005 г.

Отчёт 2005 г.

Отклонение (+г)

Плавсостав - всего

2935

2721

-214

В том числе на флоте:




Грузовом

2705

19

-186

Пассажирском

140

119

-21

Служебно-вспомогательном

90

83

-7

Судовые команды на зимнем отстое

200

187

-13

Судовые команды на навига­ционном отстое

25

31

+6

Береговой состав

393

357

-36

Работники в суммированном отгуле