Российская кооперация в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)

срокам и формам товарного кредитования. При этом определялось, что гос­торговля должна развивать оптовую и оптово - розничную торговлю, а розница - переходить к потребительской кооперации по мере её укрепления.

Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной под­держки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, ко­гда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребко­операции был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частны­ми промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с обо­рота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и бан­ками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный желез­нодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением - на развитие кооперации в на­циональных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году - 3,5 млн. долго­срочных ссуд для кооперативов всех видов.

И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные труд­ности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребитель­ской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось нала­дить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами - они поступали от случая к случаю.

В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской коо­перацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центро­союзом и крупными кооперативными организациями - с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные органи­зации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Цен­тросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предос­тавлено инициативе кооперативных организаций на местах.

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,

Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани­мали 19,8%, яйца и птица - 11,7, волокно - 30,2, пушнина - 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 - 1925 гг.составили 88%.

Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.

3.1. Культурно - просветительская деятельность

В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.

Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры , экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы - съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно - финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно - экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.

Организационно - массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою­зах.

Значительная роль потребительской кооперации в социально - эконо­мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль­турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле­нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся - посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 - е годы во многих республи­ках уже имелись кооперативные техникумы.

Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу - традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во­просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще­ния женщин.

Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало - Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива - приучить юношей и девушек к обществен­ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе­ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.

В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща­лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них - ежедневная коперативно - экономи­ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по­требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.

3.2 Видные государственные деятели о кооперации

Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О коопера­ции» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социаль­ном развитии страны.

В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Пред­седатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче - Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев , секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.

Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседа­ниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.

« Уже в данное время, - отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслужи­вающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Ка­луги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где проис­ходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение га­зогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».

Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект ры­ночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.

«Если мы, - писал он, - из промышленных центров раскинем сеть коо­перации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянст­ву».

В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, - говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».

Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кус­тарно - промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значе­ние сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.

А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредит­ной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль коопе­ративной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сель­скохозяйственного производства в стране.

«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответст­венность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное со­блюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы - вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию дове­рия массы крестьянства».


3.3 НЭП - время расцвета потребительской кооперации

В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча­стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера­тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор­говли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ­маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчиты­вала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.

Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 - го разрядов.

Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть - 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) - мелкие заведения 3-го разря­да. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарообо­рота и около 40 % розничной торговле.

В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находи­лись в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве коо­ператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Уско­ренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух ви­дов - рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительст­во. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно - арендной коо­перации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.

На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хо­зяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку коопера­тивному движению: «...Организационное и финансовое укрепление коопера­ции, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что коопера­ция является не только наиболее рациональной системой организации обра­щения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомилли­онные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»

Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь - за счёт дальнейшего вытеснения частной торгов­ли и во вторую - путём замещения госторговли.

Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии - постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объе­динённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой ли­нии.

В конце 1928 - начале 1929 г. в стране была введена карточная систе­ма. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференци­рованным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и слу­жащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди ра­бочих ударники получали повышенные нормы.

Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распре­деляться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.

В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распре­делял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое граж­данское население было практически кооперировано.

Именно в 1930 - 31 хозяйственном году для потребительской коопера­ции в товарообороте страны достигала высшего уровня - почти 70%, а удель­ный вес в оптовой торговле - 62%. Но далее коммерческая работа потреби­тельской кооперации пошла на убыль.

В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях - численном, хозяй­ственном и организационном - значительно окрепла. На этот период её отно­сительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последую­щие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.


Заключение

НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торго­вых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.

Эта попытка была обречена на провал, поскольку правительство не обеспечило потребительскую кооперацию и половиной требуемых промыш­ленных товаров, необходимым ассортиментом и деньгами. Оно связало руки кооператоров грабительским для крестьян ценовым эквивалентом и постоян­ным вмешательством в центре и на местах.

Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 го­дах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, от­сечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восста­новлением добровольного членства и ростом паенакоплений.

С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощ­рения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транс­портные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации про­мышленной продукции и т.д.

Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ли­квидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики - главного конкурента кооперации.

К концу 20-х годов кооперативное движение в Советском Союзе дос­тигло апогея своего развития. Потребительская кооперация объединяла 37,8 млн. пайщиков, её доля в товарообороте страны достигла 63,3%. Сельскохо­зяйственная кооперация объединяла около 12 млн. членов или почти 50% крестьянских хозяйств.

Список использованной литературы

Балабанов М. История рабочей кооперации в России. М., 1928,с. 281-342

Благих И. А. «Зигзаги» НЭПа. Истоки. Вопросы истории народного хозяй­ства и экономической мысли. Выпуск 1,М., «Экономика», 1989, с 169-184

Бондаренко Н.В. История и теория кооперации.М.,1998,с.37-43

Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть).М.,1998,с. 63-80

Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Кредитная кооперациям.,1974,с. 92

Калинин М., Каменев Л., Куйбышев В., Андреев А. Речи о кооперации. Центросоюз.М. 1925, с. 39-173

Кооперация. Место и роль в экономической истории.М.,1990,с 26-36;63-71

Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М.,1982,с15-58

Макерова Н.Я. История потребительской кооперации в СССР. Ленинград, с.113-161

Ю.Минин А.А. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. Ленинград,с.8-10 11 .НЭП и хозрасчёт. М., «Экономика»,1991,с.5-26

12.Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны.М.,1991,с. 11-57 13.Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР.М.,1991, с.27-35 14. Теплова Л.Е., Укалова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение.М.,2003,с 91-95 15.Фишгендер А. Потребительская кооперации в годы НЭПа. Цетросоюз.М.,1927,с.245-297

16.Хейсен М.Л. История кооперации в России.Ленинград, 1926,с. 245-297 17.Шмелёв Г.И. Коллективизация: на крутом переломе истории. Истоки. М.«Экономика», 1989,с. 114-115

30

Приложение 1


Численность организаций и торговых предприятий


ГОДЫ

СОЮЗНАЯ СЕТЬ

НИЗОВАЯ СЕТЬ

Торговля


Респ. Обл. Край союзы

Губ. союзы

Райсоюзы и окружные союзы

Национальные союзы

ИТОГО

Городская кооперация

Сельская кооперация

ИТОГО

Число лавок, ларьков и др.

1 окт. 1922

-

-

-

-

-

-

-

22,892

32,108

1923

4

59

51

23

137

1,897

17,18

19,08

25,49

1924

7

17

187

39

250

1,598

21,02

22,62

37,12

1925

11

4

206

38

259

1,598

24,28

25,62

51,45

1926

11

3

198

40

252

1,489

27,14

28,63

62,7

1928

14

-

147

42

203

1,470

26,31

27,78

88,3

1 янв. 1929

15

-

144

43

202

1,403

25,75

27,16

94,16

1930

20

-

124

43

187

1,157

22,325

23,482

119,33


31

Приложение 2


Кооперирование населения (охват в %) и паевые взносы


Показатели

ГОДЫ


1.Х.24

1.Х.25

1.Х.26

1.Х.27

1.Х.28

1.Х.29

1.Х.30

1. Городского населения

20,9

23,9

28,6

38,3

50,7

57,7

85,2

2. Сельского населения

а) к числу крестьянских хозяйств

16,2

22,7

29,5

39,0

54,2

58,3

Коллекти-визация

б) к числу сельского населения

5,5

7,8

11,0

15,5

21,4

31,1

48,3

3. Число пайщиков:

городская сеть

(в тыс.чел)

3,564

4,395

5,146

6,303

8,937

9,863

13,881

сельская сеть

3,529

5,041

7,260

9,761

13,719

14,870

23,925

4. Паевой капитал (в тыс.руб)

городская сеть

9,654

17,658

19,018

40,723

87,636

103,429

189,970

сельская сеть

6,330

13,108

15,694

35,571

91,625

112,164

273,960


32

Приложение 3


(товарооборот в млн. руб)



1928/29 год

1929/30 год


По пятилетнему заданию

Фактически

По пятилетнему заданию

Фактически


сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Гос. торговля

1,898

14

2,894

17,4

2,057

14

4,110

23,2

Потреб. кооперация

8,402

62

9,572

57,6

9,830

66,3

11,200

63,3

Другие кооп. системы

440

3,2

1,489

8,9

480

3,2

1,200

6,7

Итого обобществленный сектор

10,740

79,2

13,955

83,9

12,367

83,5

16,510

93,2

Частный сектор

2,830

20,8

2,680

16,1

2,474

16,5

1,200

6,8

Всего


13,570

100

16,635

100

14,841

100

17,710

100


33