Анализ рынка кинотеатров Санкт-Петербурга и стратегических групп конкурентов
количество фильмов, которые показывают в кинотеатре, кинотеатр пользуется спросом. Главный акцент сделан на предоставлении комфорта. Это кинотеатр для истинных киноманов, кстати, для них разработана специальная программа скидок. Кинотеатр отличается комфортабельным залом, который оснащен 2-х, 3-х местными диванами, со столиками с индивидуальной подсветкой и возможностью вызова официанта. Таким образом, кинотеатр обеспечивает клиенту в какой-то мере индивидуальный подход. Уникальность кинотеатра состоит и в том, что помимо индивидуального обслуживания (по заказу клиента) возможна организация коллективных сценариев обслуживания непосредственно в зале (кофе-брейк, фуршет, подача напитков и закусок...). К услугам посетителей большой выбор напитков и блюд в меню бара и ресторана. Несмотря на то, что кинотеатр один, можно говорить об устоявшемся бренде.Построение карты стратегических групп на основе критериев «используемые технологии – дополнительные сервисы»
Проведем анализ основных игроков санкт-петербургского рынка кинопоказа с учетом выбранных критериев. Результаты анализа представлены в Таблице 3 и Таблице 4.
Таблица 3. Используемый набор технологий
Используемые технологии |
|||||
Кинотеатр |
2d | 3d | IMAX | 4d | Итого |
Кронверк Синема | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Каро Фильм | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Мираж Синема | 1 | 1 | 2 | ||
Kinostar City | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Синема Мир | 1 | 1 | 2 | ||
Jam Hall | 1 | 1 | 2 | ||
Кино эксперт | 1 | 1 | 2 | ||
Mori Сinema | 1 | 1 | 2 | ||
Киномакс | 1 | 1 | 2 | ||
Синема Парк | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Кристалл-Палас | 1 | 1 | 2 | ||
Колтуши Синема | 1 | 1 | 2 | ||
Заневский | 1 | 1 | |||
Дом кино | 1 | 1 | |||
Аврора | 1 | 1 | 2 | ||
Детский кинотеатр Чайка | 1 | 1 | 2 | ||
Новый рубеж | 1 | 1 | 2 | ||
Подвиг | 1 | 1 | 2 | ||
ПулковоФильм | 1 | 1 | 2 | ||
Родина | 1 | 1 | |||
Фильмофонд | 1 | 1 | |||
Формула Кино Галерея | 1 | 1 | 1 | 3 |
Будем считать, что если кинотеатр набрал 1 балл, то он использует старый набор технологий, если 2, то стандартный набор технологий, если 3-4, то современный набор технологий.
Таблица 4. Дополнительные сервисы
Если критерий «наличие дополнительных услуг» варьируется от 0 до 3, будем считать такое значение низким; если от 4 до 7, будем считать такое значение средним, и, наконец, значение будет считаться высоким при варьировании от 8 до 11.
С учётом вышеуказанных данных, построим точечную карту (Рисунок 3), а затем карту стратегических групп (Рисунок 4).
Рисунок 3. Точечная карта «используемые технологии – дополнительные сервисы»
Рисунок 4. Стратегическая карта «используемые технологии – дополнительные услуги»
Таким образом, все кинотеатры Санкт-Петербурга можно объединить в 6 стратегических групп по критериям «используемые технологии – дополнительные услуги». В самую большую группу, характеризующуюся высоким уровнем дополнительных услуг и использованием современных технологий, попали 3 кинотеатра – Кронверк Синема, Каро Фильм и Kinostar City. Можно сказать, что данные компании являются лидирующими по данным показателям, кроме того, и по долям рынка они занимают 1, 2 и 4 места соответственно. Их совместная доля рынка составляет 54,14%.
Во вторую по размеру группу попало 11 кинотеатров: Мираж Синема, Синема Мир, Jamm Hall, Кино Эксперт,Mori Cinema, Киномакс, Колтуши Синема, Аврора, Новый рубеж, Подвиг и Пулково Фильм. Их общая доля рынка составляет 29,3%. Компании данной группы характеризуются средним уровнем дополнительных услуг и стандартным набором используемых технологий. Что касается технологий, то все они предоставляют кинопоказы в форматах 2d и 3d. Таким образом, они не внедряют новые, но очень дорогостоящие технологии. Относительно дополнительных услуг, в данной группе достаточно большой разброс: так, все они предоставляют кафе или бар; почти все, кроме кинотеатров Пулково Фильм и Подвиг, – бронирование билетов; все, кроме Колтуши Синема и Подвиг, – вип-зал или вип-ложу; все, кроме Мираж Синема, Киномакс, Аврора и Пулково Фильм, – наличие игровых автоматов; все, кроме Мираж Синема и Кино Эксперт, имеют свой сайт. По остальным показателям различия более значимые. Можно сделать вывод, что компании стремятся удовлетворить стандартные потребности – удобная покупка, получение информации и нескучное времяпрепровождение в ожидании сеанса. Однако они стараются не перегружать количество развлекательных дополнительных услуг, оставляя основной ценностью непосредственно просмотр фильмов.
В третью по величине группу попало 2 кинотеатра – Формула Кино Галерея и Синема Парк. Их совместная рыночная доля 11,85%. Данные кинотеатры характеризуются высоким уровнем используемых технологий, так они в дополнение к стандартному наборы также используют IMAX. Что касается дополнительных услуг, то у первого из вышеперечисленных присутствуют такие, как бронирование билетов, кафе, наличие вип-зала и организация информирования через свой сайт. У Синема Парк в дополнение к этим 4-м реализуется еще система вип-карт и установлены игровые автоматы. Таким образом, кинотеатры данной группы, несмотря на то, что все еще относятся к среднему уровню дополнительных услуг, все же меньше ориентированы на дополнительные развлекательные услуги, здесь центральным и главным развлечением является кинопросмотр.
В четвертую по величине группу попало 3 кинотеатра – Заневский, Фильмофонд и Родина. Их общая доля рынка равна 1,97%. Группа характеризуется старым набором технологий и низким уровнем дополнительных услуг. Это значит, что фильмы показываются только в формате 2d, а из услуг представлены только бронирование и наличие сайта, а в случае Заневского кинотеатра дополнительных услуг вообще не предоставляется. При таком положении дел кинопросмотр становится единственной и главной ценностью, в связи с этим кинотеатры стараются подбирать отличающий их от других ассортимент – так, они показывают новинки в вперемешку с классикой. Очевидно, что компании вынуждены искать конкурентное преимущество по другим параметрам. В конкретном случае это очень низкие цены и проведение других мероприятий, кроме кинопоказов (например, кинолекторий, или предоставление залов для концертных выступлений), особое отношение персонала и стимулирование потребителей (так, в одном из отзывов было написано, что посетителей угощали тортом).
В предпоследнюю группу попало 2 кинотеатра – Чайка и Кристалл Палас. Их совместная доля рынка составляет 1,71%. Группе соответствуют стандартный набор технологий и низкий уровень значения дополнительных услуг. Так, в обоих кинотеатрах есть кафе, а в Кристалл Паласе предусмотрено также бронирование билетов и есть собственный сайт. Стоит отметить, что Кристалл Палас находится на грани перехода в другую стратегическую группу, – в которой стандартный набор технологий и среднее значение дополнительных услуг.
И, наконец, последняя стратегическая группа состоит всего из одной компании – кинотеатра Дом Кино. Его доля рынка 1,05%. Характеристики таковы: старый набор технологий + среднее значение показателя дополнительных услуг (бронирование билетов, наличие кафе, собственный сайт и бесплатный доступ в Интернет). Возможно, компания не так давно перешла в эту группу из рассмотренной выше.
Таким образом, все кинотеатры Санкт-Петербурга можно распределить в шесть стратегических групп по критериям «технологии – дополнительные сервисы». В отношении технологий данная ситуация объясняется необходимостью больших инвестиций. Такие инвестиции даются легче и быстрее окупаются у больших сетевых компаний или мультиплексов за счет экономии на масштабе и разнообразии, сложившегося портфеля и других преимуществ сетевых организаций. Что же касается предоставления дополнительных услуг, то нужно сразу оговориться, что лишь небольшая часть из них предоставляется самими кинотеатрами, остальные же могут зависеть от месторасположения и места аренды. Таким образом, кинотеатры, размещающиеся в ТРЦ, оказываются в более выгодном положении. Чем те, кто арендует собственное здание – в такой ситуации им приходится самостоятельно организовывать доп.услуги, соответственно их издержки возрастают. Также интересным показался факт, что компании находящиеся в группах с низкими технологиями и низким значением показателя доп. Услуг достаточно старые и в отзывах их тоже описывают как «кинотеатры нашего детства, кинотеатры советского периода». Кроме того, 2 кинотеатра Заневский и Фильмофонд относятся к кинотеатрам ГУК "Петербург-кино". Возможно, какую-то роль играет и стиль менеджмента.
Список использованных источников
Кинотеатры Санкт-Петербурга. 2010. Доступно на: kinoafisha.spb/cinema/
Обзор рынка кинотеатров в Санкт-Петербурге по состоянию на май 2010 ГОДА. 2010. Доступно на: estimation/ru/analytics/2010/05/20-1/
Мультиплексы выгоняют «стекляшки» с рынка. 2011. Доступно на: bn/articles/2007/02/26/10582.html
Обзор рынка кинотеатров в Санкт-Петербурге по итогам 2009 года. 2009. Доступно на: estimation/ru/analytics/2010/03/19-2/
Невафильм. Киноиндустрия Российской Федерации. 2010. Доступно на: obs.coe.int/oea_publ/eurocine/russianfilmindustry_nevafilm2010_ru.pdf
Сайты кинотеатров
Статистика кризиса: кинотеатры опустели. Доступно на: toptrening/articles/1359/
Commercial Realestate. Доступно на: cre/site_upload/journal_pdf/CRE_NW_30.pdf
Количество 3D кинотеатров в России утроилось. 2010. Доступно на: newsland/News/Detail/id/557538/cat/100/
Обзор рынков кинотеатров Москвы. 2009. Доступно на: news4amuse/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=83
Размещено на
1 Статистика кризиса: кинотеатры опустели. Доступно на : toptrening/articles/1359/
2 Commercial Realestate. Доступно на: cre/site_upload/journal_pdf/CRE_NW_30.pdf
3Количество 3D кинотеатров в России утроилось. 2010. Доступно на: newsland/News/Detail/id/557538/cat/100/
4Обзор рынков кинотеатров Москвы. 2009. Доступно на веб-сайте: news4amuse/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=83
5Невафильм. Киноиндустрия Российской Федерации. 2010. Доступно на: obs.coe.int/oea_publ/eurocine/russianfilmindustry_nevafilm2010_ru.pdf
6Мультиплексы выгоняют «стекляшки» с рынка. 2011. Доступно на: bn/articles/2007/02/26/10582.html
7Невафильм. Киноиндустрия Российской Федерации. 2010. Доступно на: obs.coe.int/oea_publ/eurocine/russianfilmindustry_nevafilm2010_ru.pdf
8Невафильм. Киноиндустрия Российской Федерации. 2010. Доступно на: obs.coe.int/oea_publ/eurocine/russianfilmindustry_nevafilm2010_ru.pdf
9 Обзор рынка кинотеатров в Санкт-Петербурге по состоянию на май 2010. Доступно на: estimation/ru/analytics/2010/05/20-1/