Менеджмент в парикмахерской деятельности

маникюрный, педикюрный, косметологический кабинеты, солярий. Цена одной услуги в таких салонах – $10-60. И поэтому прибыль здесь может быть в несколько раз выше, чем в простых парикмахерских, хотя рентабельность держится на том же уровне – 20-30%. В открытие салона площадью 60-100 метров придется вложить не менее $50-100 тыс.

Ежегодно открывается 800 парикмахерских. При этом через год 2/3 из них закрываются. Одна из причин в том, что зачастую этим бизнесом начинают заниматься дилетанты.

– Для многих жен обеспеченных мужчин это своего рода модное развлечение: иметь собственный салон красоты.

– Неуспех большого количества салонов связан с тем, что их хозяева забывают, что это предприятие службы быта. То есть все сотрудники салона должны обслуживать клиентов, а их владельцы зачастую обслуживают только собственные амбиции. Они ориентируются в первую очередь на собственные вкусы, мало задумываются над тем, что нужно другим людям, и создают вокруг салона ореол недоступности и элитарности. В результате даже их знакомые, заглянув сюда один раз, больше уже не приходят. Не говоря уже обо всех остальных.

Еще одна причина нежизнеспособности многих салонов кроется в том, что их владельцы не проводят маркетинговых исследований рынка. Люди, с каким достатком живут в том районе, где планируется сделать салон? Сколько рядом подобных салонов, в чем их сильные и слабые стороны? Чем новый салон будет отличаться от конкурентов? Какое количество людей необходимо обслуживать, чтобы салон был прибыльным? Пока нет четких ответов на эти вопросы, не стоит спешить распахивать его двери. Открыв салон, копирующий другие близлежащие заведения, – с таким же оборудованием, набором услуг и ценами, – невозможно рассчитывать на успешную работу. Возможно, вместо еще одного никому не нужного комплексного салона имеет смысл вложить деньги в открытие нескольких обычных парикмахерских.

Борьба за хороший имидж салона и привлечение клиентов занимает еще больше времени, чем раскрутка обычной парикмахерской. Окупается он только через полтора-два года. Но если салон приобрел достаточное число постоянных клиентов, доход становится стабильным.

Открытие комплексного салона, в отличие от простой парикмахерской, требует больших расходов и хлопот. Начать хотя бы с того, что для салона понадобится помещение площадью не менее 60-100 кв.м. Лучше, если оно расположено в местах скопления народа – рядом с крупными супермаркетами или магазинами, вдоль крупных магистральных дорог. Ведь большая часть клиентуры – проходящие или проезжающие мимо люди.

Если вы решили называться салоном, то и парикмахерская, и косметология, и маникюр-педикюр в нем должны быть обязательно.

– Имидж салона напрямую зависит от того, сколько видов услуг там, оказывается. Ведь большинство людей рассуждают примерно так: «Что это за салон, где нет косметологии, солярия? Неважно, что лично я туда не хожу. Раз это салон, там должно быть все!».

Доли тех или иных услуг в общем объеме прибыли у различных салонов неодинаковы. Теоретически, оказание парикмахерских услуг более выгодно. Во-первых, рабочее место парикмахера занимает как минимум в два раза меньше места, чем кабинет косметолога. Значит, на одной и той же площади парикмахеры могут подстричь сразу двух клиентов, пока косметолог занимается с одним. Во-вторых, профессиональным косметологам платят больший процент от выручки – 50% против 30-40% у парикмахеров.

Но на практике прибыль, которую приносят различные услуги, больше зависит от того, где расположен салон, от квалификации его специалистов и многих других факторов. Поэтому, прежде чем обустраивать помещение и закупать оборудование, надо решить, на чем будет сделан акцент в вашем салоне. Если вы считаете, что будут больше востребованы косметологические услуги, то лучше сократить количество рабочих мест парикмахеров до двух-трех и отдать больше площади под косметологию. А также инвестировать больше средств на закупку разнообразного оборудования для косметологического кабинета. Если же вы уверены, что вам удастся привлечь к работе высококлассных мастеров-парикмахеров, то следует уделить больше внимания обустройству и рекламе парикмахерского зала. Нужно обязательно оповестить потенциальных клиентов, что в вашем салоне делают эксклюзивные авторские стрижки и оказывают все виды парикмахерских услуг – различные виды окрашивания и химических завивок.

Что касается солярия, то его наличие – как правило, вопрос имиджа. Профессиональные горизонтальные солярии, стоимостью от $3500 до $20 тыс. и выше, окупить очень сложно. Чтобы вернуть вложения, надо, чтобы с утра до вечера в солярий стояла очередь. Многие владельцы салонов выходят из положения, приобретая дешевые солярии по $700, предназначенные для домашнего использования. Но такие солярии не выдерживают интенсивной эксплуатации и быстро, примерно через пару лет, выходят из строя.

Залог успеха для салонов и простых парикмахерских – качественное обслуживание. От того, как мастера зарекомендуют себя, напрямую зависит число клиентов. Хорошо, если парикмахеры являются универсалами: могут красиво подстричь, уложить волосы и женщине, и мужчине, и ребенку. Такие мастера простаивать без работы не будут.

Однако найти мастера на все руки не так-то просто. Выпускники парикмахерских курсов и колледжей, за редким исключением, не готовы к самостоятельной работе и далеко не всегда владеют современными технологиями. При этом они весьма амбициозны и считают себя высокими профессионалами.

– Получить диплом мастера-модельера сегодня легко. Но в реальности человек, не проработавший несколько лет, вряд ли может считаться хорошим специалистом. Кстати, в цивилизованных странах профессии парикмахера учатся не менее трех лет.

Так что подбирать кадры надо задолго до того, как откроется парикмахерская или салон. Можно применять для этого традиционные методы поиска, а можно пойти другим путем. Чтобы избавиться от кадровых проблем, необходимо готовить квалифицированных мастеров, владеющих самыми современными технологиями27.

Для владельцев заведений, где парикмахеры не сидят на окладе, а работают за процент от сдаваемой выручки, очень актуальна проблема честности персонала. Некоторые мастера уводят постоянных клиентов из салона, предлагая им обслуживаться на дому. А многие предприимчивые администраторы кладут деньги клиентов мимо кассы, деля их с мастером. Владелец в этих случаях, естественно, ничего не получает. Застраховаться от подобных проблем трудно, но возможно. Например, можно периодически занимать место администратора и выявлять, какой бывает среднестатистическая выручка в обычные, в выходные и в предпраздничные дни. А затем сравнивать эти данные с реальной выручкой. Можно сделать ставку на честность мастеров, предложив им, хорошие условия оплаты и безжалостно расставаясь с теми, кто прикарманивает деньги клиентов. Чтобы другим неповадно было.

Уровень рентабельности элитных заведений достигает максимума – 40% и выше. Но и вложения в организацию такого салона очень велики – не менее $150 тыс. Сюда входит и качественный ремонт, и дорогое оборудование: ведь клиенты, готовые платить $60-100 за услугу, требуют трепетного отношения к себе. Тем более что их немного. По статистике, в элитных московских салонах красоты обслуживаются менее 1% от всех пользующихся услугами парикмахерских.

В среднем, один мастер в салоне класса «люкс» обслуживает 2-3 клиентов в день. Валовая выручка салона, где работают 5 парикмахеров, 2 маникюриста, 1 педикюрист и 1 косметолог, может составлять около $40-50 тыс. в месяц.

Если для простой парикмахерской хорошее расположение – это только часть успеха, то для салона класса «люкс» – обязательное условие. Большинство элитных салонов занимают по 150-300 кв. м, располагаются в центре города или местах, которые часто посещают самые состоятельные граждане.

Помимо профессиональных навыков, специалисты салонов класса «люкс» должны уметь сделать нахождение клиента в салоне приятным во всех отношениях. – Одна пятая успеха в нашем деле – это умение сделать прическу, а четыре пятых – умение ее продать. Для этого надо обладать определенным интеллектуальным уровнем и природной способностью к общению с разными людьми28.

Все категории парикмахерских предприятий имеют свой потолок прибыли. Чтобы зарабатывать больше, имеет смысл создавать сети из нескольких точек. Разумеется, управлять сетью гораздо сложнее, чем одним предприятием. Но зато, имея несколько парикмахерских, предприниматель обретает уверенность в завтрашнем дне. А, обладая одной точкой, рискуешь все потерять, если она по каким-то причинам закроется. Например, если по соседству появился конкурент, предложивший клиентам более качественное обслуживание или резко «обломивший» цены. Если же предприниматель имеет сеть из 3-5 салонов, исчезновение одной из них не поставит под угрозу существование всего его бизнеса. Кроме того, владелец сети имеет возможность экономить на расходных материалах, получая скидки при покупке больших партий шампуней, бальзамов, красок и т. д29.

Выбор оборудования зависит от категории салона, его ценовой политики и целевой группы потребителей, на обслуживание которых он нацелен. Если вы рассчитываете на малообеспеченных клиентов, то нет смысла приобретать дорогостоящее оборудование. Главное, чтобы оно соответствовало техническим требованиям.

– Клиенты, которые платят за стрижку 100 рублей, как правило, невзыскательны. Поэтому для дешевой парикмахерской подойдут самые простые кресла по $50. Если же вы хотите брать за стрижку $100, то кресла в таком салоне должны быть комфортными и красивыми. Стоят такие в десять раз дороже.

На российском рынке сегодня продается оборудование следующих производителей: Resner (Россия), Panda Trzebnica, Ayala (Польша), Greiner, Efalock (Германия), Ceriotti, Diva, Omar, Artecno (Италия). По словам специалистов, российские производители пока научились делать только качественные рабочие места (столы с зеркалами), которые стоят дешевле западных аналогов. А вот недорогие российские кресла пока что оставляют желать лучшего. Что же касается отечественных кресел, которые сопоставимы по качеству с импортными моделями, то и цена у них одинаковая.

Помимо специального оборудования для рабочих мест парикмахеров, маникюриста и косметолога, в бюджет необходимо заложить деньги для оборудования зала ожидания клиентов и рабочего места администратора салона: на покупку мебели, телевизора, торговой витрины, стиральной машины, холодильника, водонагревателя, кондиционера.

По статистике, регулярно посещает парикмахерские примерно 60% всех граждан. Из них платить по прейскуранту салонов красоты готовы только 10%. И таким образом, если в вашем районе проживает 10 тыс. человек, то лишь 600 из них – ваши потенциальные клиенты. Каждый из них, в среднем, подстригается раз в 1-2 месяца.

Следовательно, при стоимости стандартной услуги (стрижка + укладка) $20, потенциальная емкость всего этого мини-рынка составляет максимум $12 тыс. в месяц. Эти деньги делятся между всеми аналогичными салонами, существующими в районе. Получается, что если в районе уже есть два салона, валовая выручка каждого от оказания парикмахерских услуг не превышает $6 тыс. И конечно, открывать там же третий салон нецелесообразно.

Иной ситуация может быть только в центре города и элитных районах, где количество платежеспособных клиентов на душу населения выше.

Предпринимателю, решившему открыть салон красоты, не один день придется потратить на изучение предписаний Санэпидслужбы. Сделать это необходимо еще на стадии выбора или планировки помещения. Иначе впоследствии возникнут проблемы. Например, согласно требованиям СЭС, косметология и педикюр должны располагаться в отдельных кабинетах. Причем если парикмахеры могут работать в помещении без естественного источника света, то в косметологическом кабинете обязательно должно быть окно.

С полным перечнем требований СЭС можно ознакомиться в «Сборнике нормативных документов. Услуги парикмахерских», изданном Госстандартом России в 2000 году.


Комплект оборудования для парикмахерской*

Наименование оборудования Цена, долл.
Кресло клиента 200-500
Рабочее место (стол с зеркалом) 140-500
Мойка парикмахерская 260-900
Тележка парикмахерская (для инструментов) 100-200
Табурет мастера 70-180
Сушуар 150-400
Клемазон (ускоряет процесс окрашивания, хим. завивки волос) 690-1500
Стерилизатор для инструментов 100-150
Сиденье (кресло) детское 60-150

*В таблице приведены цены на оборудование среднего класса. Самые дешевые и дорогие варианты здесь не рассматриваются.


2.3 Лицензирование парикмахерской деятельности


Правительством РФ предусмотрено решение лицензирование деятельности по оказанию услуг парикмахеров, где предусматривается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию:

1. Перечень видов работ, входящих в понятие «услуги парикмахерских»

- мытье головы;

- стрижка волос, бороды, усов, бакенбард;

- укладка, прическа волос горячим и холодным способами, завивка волос;

- окраска волос, бороды , усов;

- сушка волос;

- выполнение процедур по уходу за волосами, кистями рук, стопами ног, маникюр, педикюр и т.п.

Лицензированию подлежат услуги, предоставляемые как в стационарных, так и передвижных парикмахерских, а также по вызову на дому.

На оказание косметических и массажных услуг требуется дополнительная лицензия.

2. Субъекты лицензирования

Субъектами лицензирования являются юридические и физические лица.

Лицензия выдается на каждый объект, оказывающий парикмахерские услуги.

3. Виды лицензии

Лицензия по способу получения является разрешительной, по срокам действия может быть краткосрочной - до 1 года.

4. Перечень документов, необходимых для получения лицензии

- заявка по установленной форме;

- характеристика объекта лицензирования по установленной форме;

- заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии производственных и подсобных помещений, а также их оснащения и отделки специальным требованиям, предъявляемым к парикмахерским;

- заключение пожарной инспекции;

- копия разрешения Центрального Банка Российской Федерации или Главного управления Центрального Банка Российской на осуществление деятельности в иностранной валюте (для субъектов, осуществляющих расчеты с посетителями в иностранной валюте).

5. Сроки рассмотрения заявки

Принятая заявка должна быть рассмотрена в течение 30 дней.

6. Перечень обязательных условий и требований к лицензиату

- соблюдение действующего законодательства, санитарно-экологических и гигиенических норм, противопожарных норм и правил электробезопасности;

- наличие помещений и оборудования, необходимых для выполнения данного вида деятельности;

- наличие в штате предприятия работников, соответствующих по квалификации оказываемым видам парикмахерских услуг;

- прохождение работниками предприятия, связанными с обслуживанием посетителей, медицинского обследования в сроки, устанавливаемые органами санитарного надзора;

- использование парфюмерно-косметических препаратов, разрешенных к применению органами Минздрава Российской Федерации;

- наличие на каждую партию используемых материалов документа, содержащего сведения об изготовителе и качестве товара, источнике его поступления.

7. Условия приостановления действия или аннулирования лицензии

Лицензия может быть аннулирована или ее действие приостановлено на определенный срок в случае неоднократного нарушения одного или нескольких обязательных условий и требований к лицензиату, зафиксированного государственными контрольными органами, или органами контроля Лицензионной палаты.

8. Размер лицензионного сбора

Сумма годового лицензионного сбора при расчете с посетителями в рублях составляет с юридических лиц 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, физических лиц - 12,5 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

Сумма годового лицензионного сбора при расчете с посетителями в валюте составляет 5000 долларов США.

Расчет суммы лицензионного сбора при получении краткосрочной лицензии производится по формуле : СБк = СБг : 12 х М,

где: СБк - сумма лицензионного сбора на определенный краткий срок (до года);

СБг - сумма годового размера лицензионного сбора данного вида лицензируемой деятельности;

М - количество месяцев, на которое выдается лицензия.

В случае, когда лицензиат осуществляет расчеты с посетителями как в рублях, так и в валюте, то лицензионный сбор взимается в размере 0,5 суммы сбора в рублях и 0,5 суммы сбора в долларах США.


Заключение


Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельный субъект хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, – постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Менеджмент, хотя и играет вполне определённую роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы её деятельности. Однако при всём многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно чётко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно чётко определить субъектов управленческой деятельности – менеджеров.

Управление парикмахерской деятельностью предстаёт в виде процесса осуществления определённого типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Управление не эквивалентно всей деятельности по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри салона, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности. С целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Конечно, в объеме одной курсовой работы не возможно полностью раскрыть тему, однако, я считаю, что достигла своей цели, в указанной работе: я полно и всесторонне изучила функционального содержания менеджмента, опираясь на теоретическое и институциональное обоснование управления, как условия и активного инструмента воздействия на социально-экономическое развитие, с позиций субъектно-объектного, функционально- процессного и структурно-организационного подходов к управлению, теоретико-методологического базиса управления.

Так же постаралась раскрыть задачи, поставленные для изучения этой темы и написания курсовой: раскрыты методологические основы содержания и развития функций управления, описаны все признаки и характеристик функций управления, раскрыла функциональный подход при оценке системы менеджмента; определила понятие парикмахерской деятельности; рассмотрела открытие и управление парикмахерской, салоном красоты; разработала бизнес план; рассмотрела лицензируемую деятельность отдельных видов парикмахерских услуг.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно управления деятельности в сфере парикмахерских услуг данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд.- М.: Экономист, 2004г.

Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Веснин В.Р. Основы менеджмента.- М.: Ин-т международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999г.

Гравин В. Дятлов В. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Горохов М.Ю., В.В. Малеев «Бизнес-планирование и инвестиционный анализ». М., 1998

Грибалев Н.П., И.Г. Игнатьев «Бизнес-план практическое руководство по составлению». С.-П., 1994.

Дашков Л.П., Е.Б. Тютюкина «Как преуспеть в бизнесе». М., 1993.

Егоров Д.Ю. Социальные организации: современные принципы построения управления. // РЭЖ. – 1999. - №7.

Ладанов И. Д. Практический менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2002.

Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями». М., 1999г.

Румянцева К.Р. Менеджмент в организации. - М.: УЦ “Перспектива”, 2001.

Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

Толстолобов Г.В. Проблемы теории и практики управления. // ЭКО. – 1998. - №3.

Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Уткин. Э.А., А.И. Кочеткова «Бизнес-план». М., 1996.

1 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 85.

2 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.86-87.

3 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.336.

4 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.337-338.

5Егоров Д.Ю. Социальные организации: современные принципы построения управления. // РЭЖ. – 2001. - №7. – С. 23-24.

6 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.178-179.

7 Егоров Д.Ю. Социальные организации: современные принципы построения управления. // РЭЖ. – 2001. - №7. – С. 25-27.

8 Румянцева К. Р. Менеджмент в организации: Учебник. - М.: УЦ “Перспектива”, 2001. – С.192.

9 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.222.

10 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.223.

11 Румянцева К. Р. Менеджмент в организации: Учебник. - М.: УЦ “Перспектива”, 2001. – С.193.

12 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.228.

13 Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – С.379-380.

14 Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – С.385.

15 Егоров Д.Ю. Социальные организации: современные принципы построения управления. // РЭЖ. – 2001. - №7. – С. 27.

16 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С.128.

17 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С.130

18 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С.130.

19 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С 131.

20 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С.271.

21 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 275.

22 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 285.

23 Теория управления: Учебник / Под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С 286.

24 В.Р. Веснин. Основы менеджмента.- М.: Ин-т международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999г.- 251с.

25 Горохов М.Ю., В.В. Малеев «Бизнес-планирование и инвестиционный анализ». М., 1998

26 Горохов М.Ю., В.В. Малеев «Бизнес-планирование и инвестиционный анализ». М., 1998

27 Грибалев Н.П., И.Г. Игнатьев «Бизнес-план практическое руководство по составлению». С.-П., 1994

28Дашков Л.П., Е.Б. Тютюкина «Как преуспеть в бизнесе». М., 1993

29 Грибалев Н.П., И.Г. Игнатьев «Бизнес-план практическое руководство по составлению». С.-П., 1994