Понятие спроса и предложения

Содержание


Введение

1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара (работы, услуги)

2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Издержки производства

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Цель курсовой работы - изучение спроса и предложения выбранного мной товара.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара.

2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги).

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

4. Эластичность спроса и предложения. Виды. Практическая значимость. Определение эластичности выбранного товара (работы, услуги)

5. Издержки производства. Выручка. Прибыль. Расчёт издержек производства, выручки и прибыли на выбранный товар (работу, услугу)

Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.

1. Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на выбранный вид товара (работы, услуги)


Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.


Рис.1. Кривая спроса


Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[7; 130]

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси, и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. С математической точки зрения цену удобнее разместить на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. [7; 135]

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о товаре;

время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Я рассматриваю спрос на примере семечек

В таблице 1 представлена гипотетическая шкала спроса для семечек. Для каждой цены мы можем установить, какое количество семечек купят потребители. Например, при цене 15 руб. за упаковку потребители купят 9 млн. упаковок в год. По более низкой цене семечек их купят больше. Так при цене 12 руб. будет куплено 10 млн. упаковок. При еще более низкой цене , равной 9 руб., величина (количество или объем) спроса (К) достигнет 12 млн., и т.д. Мы можем определить величину спроса для каждой цены, представленной в табл.1.


Таблица 1 Шкала спроса для семечек


Цена семечек за упаковку (в руб.) Величина спроса (млн. упаковок в год)

1 2
1 15 9
2 12 10
3 9 12
4 7 15
5 5 20

По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество семечек. С уменьшением цены на семечки будет возрастать величина спроса.

В графическом виде шкалу спроса можно представить как кривую спроса. На рис. 2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси показана величина спроса на семечки, а по вертикальной - цена на них. Величина спроса и цена связаны обратной зависимостью: К возрастает, когда Ц убывает. Кривая наклонена книзу, она направлена от северо-запада к юго-востоку. Эта важная зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.


Рис. 2. Кривая спроса с отрицательным наклоном показывает зависимость между величиной спроса и ценой


На графике кривой спроса для семечек цены отложены по вертикальной оси, а величина спроса - по горизонтальной. Каждая пара (Ц,К) цифр из табл. 1 перенесена на график, и построена плавная кривая, проходящая через эти точки и являющаяся кривой спроса. Отрицательный наклон кривой спроса иллюстрирует соответствующий закон. Второй причиной эффекта снижения объема спроса при возрастании цены является эффект дохода. Он начинает действовать ввиду следующей причины: когда цена возрастает, я начинаю чувствовать, что стал немного беднее, чем был до того. Если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате я буду иметь меньше реального дохода и, естественно, снижу потребление бензина и других товаров.


2. Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)


Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.


Рис. 3. Кривая предложения


Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

изменение цен на факторы производства;

технический прогресс;

сезонные изменения;

налоги и субсидии;

ожидания производителей;

изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.[4; 104]

Табл. 2 иллюстрирует гипотетическую шкалу предложения для семечек, а рис. 3 представляет данные из таблицы в виде кривой предложения. Эти данные говорят о том, что при цене в 5 руб. за упаковку семечек, их не будет произведено совсем. По такой низкой цене производители продуктов, вероятно, захотят перевести свои предприятия на производство других продуктов, более выгодных, чем семечки. С возрастанием цены на семечки, будет все больше увеличиваться их производство. При самых высоких ценах на семечки, изготовители продуктов сочтут выгодным подключить к работе больше рабочих, оборудования для производства и упаковки семечек в пакеты, и даже вовлечь больше фабрик в их производство. Все это приведет к увеличению выпуска семечек по более высоким рыночным ценам.


Таблица 2 Шкала предложения для семечек


Цена семечек за упаковку (в руб.) Ц Величина предложения (млн. упаковок в год) К

1 2
1 15 18
2 12 16
3 9 12
4 7 7
5 5 0

Шкала предложения показывает зависимость между величиной предложения и ценой.


Рис.4. Кривая предложения


Рис.4 описывает типичный случай кривой предложения с положительным наклоном для отдельных товаров. Кривая предложения изображает пары количеств и цен, взятых из таблицы 2. Плавная кривая проходит через эти точки и образует кривую предложения с положительным наклоном


3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)


Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. [1; 78]


Рис. 5. Рыночное равновесие


Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Рассмотрим пример с выбранным мной товаром в табл. 3 для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие. Значения для этой таблицы я взяла из табл. 1 и 2. Для того, чтобы найти рыночную цену и количество, мы определим цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если мы возьмем цену 5 руб. за упаковку, то она продержится не долго. Как показывает строчка А табл. 3, по цене 15 руб. производители захотят продать 18 млн. упаковок в год, тогда как покупатели захотят купить только 9. Величина предложения при цене в 15 руб. превысит величину спроса, и запасы семечек накопятся в супермаркетах. В связи с тем, что слишком большое число семечек привлекает слишком мало покупателей, цена на них будет падать, как это показано в колонке (5) табл. 3.


Таблица 3 Объединение спроса и предложения


(1) Возможные цены (руб. за упаковку) (2) Величина спроса (млн. упаковок в год) (3) Величина предложения (млн. упаковок в год) (4) Состояние рынка. (5) Давление на цену.
А 15 9 18 излишек в сторону снижения цены






B 12 10 16 излишек в сторону снижения цены






C 9 12 12 равновесие нейтральное






D 7 15 7 недостаток В сторону повышения цены






E 5 20 0 недостаток В сторону повышения цены







Только при равновесной цене в 9 руб. за упаковку величина предложения будет равна величине спроса. При слишком низкой цене будет иметь место дефицит товара и его цена будет расти, при слишком высокой цене - излишек (избыток), который будет снижать цену товара. Пусть теперь цена равна 7 руб. Улучшит ли она ситуацию на рынке?

Даже быстрый взгляд на строчку Д показывает, что при такой цене потребление превысит производство. Полки, заполненные семечками, начнут опустошаться. Люди будут повсюду разыскивать нужные им товары, а это, таким образом, приведет к росту цены, как это показано в колонке (5) табл. 3.

Мы можем рассмотреть и другие цены, но все же очевидно, что равновесная цена - это цена, равная 9 руб. или ряд С табл. 3. При цене в 9 руб. спрос, соответствующий желаниям потребителей, будет в точности совпадать с объемом производства, соответствующим желаниям производителей, причем каждый из них будет равен 12 единицам. Только при цене в 9 руб. и потребители, и производители будут принимать согласующиеся решения.

При равновесной цене в 9 руб. цена не будет иметь тенденции к росту или падению, и количество производимых кукурузных хлопьев не будет ни увеличиваться, ни возрастать. Это показывает, что заказы на предложение и спрос выполнены, книги заказов "очищены" от них, а потребители и производители удовлетворены.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

С помощью диаграммы предложения и спроса, изображенной на рис. 6, можно наилучшим образом показать рыночное равновесие продажи семечек. Эта диаграмма объединяет кривую предложения из рис. 4 с кривой спроса из рис. 2. Мы смогли объединить эти графики, так как на их осях отложены одни и те же единицы.


Рис. 6. Рыночное равновесие


Рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых предложения и спроса.

Равновесная рыночная цена и равновесный рыночный объем находятся на пересечении кривых предложения и спроса. При цене в 9 руб. фирмы захотят производить столько же, сколько потребители захотят купить. Если цена слишком низка (скажем 7 руб.), то величина спроса превысит величину предложения; тогда будет иметь место дефицит товара и цены будут двигаться к равновесию. При цене, равной 12 руб.произойдет то, что мы можем найти рыночное равновесие в том случае, если найдем цену, при которой величина спроса будет равняться величине предложения. Равновесная цена располагается на пересечении кривых предложения и спроса.

В условиях недостатка конкуренция среди покупателей за ограниченные блага приведет к повышению цен. Теперь мы знаем, что баланс или равновесие между спросом и предложением находится в точке , в которой кривые предложения и спроса пересекаются. В этой точке, где цена равна 9 руб. за упаковку и количество соответствует 12 единицам, величина спроса равняется величине предложения, нет ни дефицита, ни излишка, и, следовательно, нет тенденции к росту или падению цен. Только в этой точке, и нигде больше, силы предложения и спроса находятся в равновесии и устанавливается устойчивая цена.


4. Эластичность спроса и предложения


Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена товар возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на товар, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? [8; 46]

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж семечек вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется следующим образом:


Эd = Изменение объема продаж товаров, %


Изменение цены, %

где Эа - ценовая эластичность спроса.

В практике могут иметь место по меньшей мере три различных варианта ценовой эластичности спроса:

спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж семечек существенно возрастает;

спрос на семечки имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1% -ное изменение продаж;

спрос на семечки неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены. [8; 52]

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис. 7).


Рис. 7. Варианты эластичности спроса: кривая А — неэластичный спрос, когда 1% -ное снижение цены вызвало менее 1% увеличения продаж; кривая В - единичная эластичность: 1% снижения цены вызвал 1%-ное увеличение продаж; кривая С — эластичный спрос, так как 1% снижения цены вызвал увеличение продаж более, чем на 1%.


Каждый вариант, представленный на рис.7, имеет свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе - коэффициент больше единицы.

Например, если увеличение цены семечек на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получим коэффициент 0,5. В строго математическом смысле это коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе возросшей торговой выручки, то знак «минус» не имеет здесь принципиального значения.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.

Применимы ли понятия эластичности к предложению товаров? Да, применимы. Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации: эластичное предложение; предложение единичной эластичности; неэластичное предложение.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис.8).


Рис.8. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение


При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены семечек вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров (семечек), коэффициент которого равен единице.[8; 56]

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1 % . Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены на семечки не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.


5. Издержки производства


В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost) :


TR — ТС = Х, (1)


где TR (total revenue) — совокупная выручка (доход);

ТС (total cost) — совокупные издержки;

Х (profit) — прибыль.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.

Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.


Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.


Для примера предположим, что некий гражданин Л. зарабатывает 20 тыс. дол. в год, будучи торговым представителем компании, производящей семечки. Он принимает решение открыть собственный магазин розничной торговли где будет продавать семечки. Л. вкладывает 20 тыс. дол. своих сбережений, которые приносили ему 1000 дол. в год (в виде процентов). Он также решает отвести под свою новую фирму принадлежащее ему маленькое торговое помещение, которое Л. до этого сдавал в аренду за 5 тыс. дол. в год. Кроме того, для помощи в магазине он нанял себе одного служащего.

После года работы Л. подводит итоги своих операций и обнаруживает следующую картину (в тыс. дол.):

Общая выручка от реализации - 120

Себестоимость - 40

Жалованье служащего- 20

Коммунальные услуги - 5

Общие (явные) издержки - 65

Бухгалтерская прибыль - 55

Но эта бухгалтерская прибыль не в полной мере отражает экономическое положение его предприятия, потому что в ней не учтены скрытые издержки. Экономически важным фактором является общее количество использованных этим предприятием ресурсов (а не сумма потраченных долларов). Предоставляя свой собственный финансовый капитал, помещение и труд, он несете скрытые издержки (в форме упущенного дохода), состоящие из 1000 дол. процентов, 5 тыс. дол. арендных платежей и 20 тыс. дол. заработной платы. Кроме того, предположим, что предпринимательский талант гражданина Л., приложенный к другим видам бизнеса аналогичных масштабов, стоит 5 тыс. дол. в год. Таким образом (в тыс. дол.):

Бухгалтерская прибыль - 55

Упущенные проценты - 1

Упущенная арендная плата - 5

Упущенная зарплата - 20

Упущенный предпринимательский доход - 5

Общие скрытые издержки - 31

Экономическая прибыль - 24

Постоянные издержки — это такие издержки, величина которых не меняется с изменением объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного предприятия и потому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся, как правило, проценты по займам, арендные платежи, амортизационные отчисления от стоимости зданий и оборудования, страховые взносы. В столбце (2) табл. 4 постоянные издержки фирмы условно приняты за 100 дол. Постоянные издержки, по определению, существуют при любом объеме производства, включая нулевой. В краткосрочной перспективе постоянных издержек не избежать.


Таблица 4. Динамика общих, средних и предельных издержек фирмы по продаже семечек в краткосрочном периоде

Показатели общих издержек Показатели средних издержек (в дол.) Показатели предельных издержек (в дол.)
Совокупный продукт .Q (в ед.) Совокупные постоянные издержки. TFC (в дол.) Совокупные переменные издержки. TVC (в дол.) Общие издержки Средние постоянные издержки. AFC Средние переменные издержки. AVC Средние общие издержки. ATC Предельные издержки. MC
0 100 0 100



1 100 90 190 100.00 90.00 190.00 90
2 100 170 270 50.00 85.00 135.00 80
3 100 240 340 33.33 80.00 113.33 70
4 100 300 400 25.00 75.00 100.00 60
5 100 370 470 20.00 74.00 94.00 70
6 100 450 550 16.67 75.00 91.67 80
7 100 540 640 14.29 77.14 91.43 90
8 100 650 750 12.50 81.25 93.75 110
9 100 780 880 11.11 86.67 97.78 130
10 100 930 1030 10.00 93.00 103.00 150


Переменные издержки — это такие издержки, величина которых меняется с изменением объема производства. К ним относят затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть труда и тому подобные переменные ресурсы. В столбце (3) табл. 4 мы обнаружим, что общая сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. В то же время привлекает внимание, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на единицу продукции, не является постоянным. В начале наращивания производства переменные издержки увеличиваются, но темпы их роста со временем замедляются. В табл. 4 это продолжается до четвертой единицы производимой продукции, но затем переменные издержки начинают увеличиваться нарастающими темпами в расчете на каждую последующую единицу производимой продукции.

Такое поведение переменных издержек обусловлено законом убывающей отдачи. Из-за увеличения предельного продукта для производства каждой последующей единицы продукции какое-то время будет требоваться все меньший и меньший прирост переменных ресурсов. А поскольку все единицы переменных ресурсов имеют одну и