Психологические особенности следственной работы

выбрав которые, человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.

     Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных качеств и наоборот.

     При разделении следователей на две большие категории расследующих:

преступления против личности;

преимущественно хозяйственные преступления,

следует учитывать специальный тип высшей нервной деятельности в личностной структуре данного следователя. Так, представляется, специалисты с "художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим успехом будут расследовать убийства, нежели крупное хозяйственное дело, а, например, ярко выраженный "абстрактный" тип следователя с большим успехом разбирается в сложном хозяйственном деле, требующим абстрактного осмысливания наиболее сложных проблем.

     В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:

"Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;

"Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;

"Следователь-мыслитель"  - доминируют конструктивные качества;

"Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;

"Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.

С 1997 года произошла реорганизация правоохранительных органов, в том числе создание ГСК (государственного следственного комитета). При данном комитете были созданы отделы:

1) расследования ДТП - именно в этом направлении должен работать следователь-следопыт;

2) отдел по экономическим преступлениям,  в этом направлении должен работать следователь-мыслитель, аналитик;

3) отдел по общеуголовным делам, в этом направлении  должен работать следователь- собеседник, организатор, следопыт.

2.2  Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников

Наша молодая независимая республика осуществляет переход к качественно новому состоянию и как никогда нуждается в личности ищущей, умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений. Формирование личности работника следственных органов необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект.

По мере формирования  личности следователя должна возрастать роль осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.

Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и  систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы. Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает возможность контролировать собственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно - розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.

В деятельности сотрудников следственных органов главная работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д.

Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников. Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие воздействия на всю деятельность связанную с достижением цели. Исходя из этого мы предлагаем модель ценностного ориентирования личности на следственную работу.

Таблица 2

Деятельностная сфера Когнитивная сфера Мотивационная сфера
умения: · анализировать ситуацию; · абстрактное мышление; · логического мышления; · творческого мышления; · контактировать с людьми; · владеть ситуацией; · контролировать свои эмоции; · правильно отобразить события в письменном виде; · наблюдать; · запоминать; · внимательного отношения к делу. Знание - осознание роли и значения следственной работы в развитии общества, личности. Осознанность мотивации выбора профессии следователя

       

Данная модель является инвариантной из сетки трех сфер являются "плавающими" то есть умений, их количество может быть больше или меньше. Может изменяться ранжирование мотиваций в зависимости от их количества. Осознанность роли и значение следственной работы зависит от социальной среды. Для подтверждения и развития нашей модели мы провели тестирование работников правоохранительных органов г. Зыряновска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению.


Таблица 3

№ п/п Реалисти-ческий Интеллек-туальный Социальный Конвицио- нальный Предприимчивый Артистич-ный
1 6 9 10 8 6 3
2 4 9 4 10 8 6
3 10 7 8 8 4 3                         
4 9 11 8 9 2 2
5 8 7 3 11 4 7
6 9 5 4 12 9 3
7 4 8 10 13 3 3
8 6 8 7 7 8 6
9 8 7 7 6 7 7
10 9 6 7 8 5 6
11 6 10 8 9 3 5
12 3 6 10 10 5 7
13 4 5 14 7 7 5
14 4 13 9 12 1 2
15 7 0 3 5 14 4
16 10 10 10 10 10 2
17 9 10 11 11 13 2
18 3 14 10 10 2 2
19 2 8 6 7 11 7
20 5 5 7 3 10 2
21 3 6 8 9 10 6
22 7 8 11 8 1 9
23 7 7 7 7 7