Психологические особенности следственной работы
выбрав которые, человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.
Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных качеств и наоборот.
При разделении следователей на две большие категории расследующих:
преступления против личности;
преимущественно хозяйственные преступления,
следует учитывать специальный тип высшей нервной деятельности в личностной структуре данного следователя. Так, представляется, специалисты с "художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим успехом будут расследовать убийства, нежели крупное хозяйственное дело, а, например, ярко выраженный "абстрактный" тип следователя с большим успехом разбирается в сложном хозяйственном деле, требующим абстрактного осмысливания наиболее сложных проблем.
В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:
"Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;
"Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;
"Следователь-мыслитель" - доминируют конструктивные качества;
"Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;
"Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.
С 1997 года произошла реорганизация правоохранительных органов, в том числе создание ГСК (государственного следственного комитета). При данном комитете были созданы отделы:
1) расследования ДТП - именно в этом направлении должен работать следователь-следопыт;
2) отдел по экономическим преступлениям, в этом направлении должен работать следователь-мыслитель, аналитик;
3) отдел по общеуголовным делам, в этом направлении должен работать следователь- собеседник, организатор, следопыт.
2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников
Наша молодая независимая республика осуществляет переход к качественно новому состоянию и как никогда нуждается в личности ищущей, умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений. Формирование личности работника следственных органов необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект.
По мере формирования личности следователя должна возрастать роль осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы. Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает возможность контролировать собственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.
Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно - розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.
В деятельности сотрудников следственных органов главная работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д.
Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников. Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие воздействия на всю деятельность связанную с достижением цели. Исходя из этого мы предлагаем модель ценностного ориентирования личности на следственную работу.
Таблица 2
Деятельностная сфера | Когнитивная сфера | Мотивационная сфера |
умения: · анализировать ситуацию; · абстрактное мышление; · логического мышления; · творческого мышления; · контактировать с людьми; · владеть ситуацией; · контролировать свои эмоции; · правильно отобразить события в письменном виде; · наблюдать; · запоминать; · внимательного отношения к делу. | Знание - осознание роли и значения следственной работы в развитии общества, личности. | Осознанность мотивации выбора профессии следователя |
Данная модель является инвариантной из сетки трех сфер являются "плавающими" то есть умений, их количество может быть больше или меньше. Может изменяться ранжирование мотиваций в зависимости от их количества. Осознанность роли и значение следственной работы зависит от социальной среды. Для подтверждения и развития нашей модели мы провели тестирование работников правоохранительных органов г. Зыряновска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению.
Таблица 3
№ п/п | Реалисти-ческий | Интеллек-туальный | Социальный | Конвицио- нальный | Предприимчивый | Артистич-ный |
1 | 6 | 9 | 10 | 8 | 6 | 3 |
2 | 4 | 9 | 4 | 10 | 8 | 6 |
3 | 10 | 7 | 8 | 8 | 4 | 3 |
4 | 9 | 11 | 8 | 9 | 2 | 2 |
5 | 8 | 7 | 3 | 11 | 4 | 7 |
6 | 9 | 5 | 4 | 12 | 9 | 3 |
7 | 4 | 8 | 10 | 13 | 3 | 3 |
8 | 6 | 8 | 7 | 7 | 8 | 6 |
9 | 8 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 |
10 | 9 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 |
11 | 6 | 10 | 8 | 9 | 3 | 5 |
12 | 3 | 6 | 10 | 10 | 5 | 7 |
13 | 4 | 5 | 14 | 7 | 7 | 5 |
14 | 4 | 13 | 9 | 12 | 1 | 2 |
15 | 7 | 0 | 3 | 5 | 14 | 4 |
16 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 2 |
17 | 9 | 10 | 11 | 11 | 13 | 2 |
18 | 3 | 14 | 10 | 10 | 2 | 2 |
19 | 2 | 8 | 6 | 7 | 11 | 7 |
20 | 5 | 5 | 7 | 3 | 10 | 2 |
21 | 3 | 6 | 8 | 9 | 10 | 6 |
22 | 7 | 8 | 11 | 8 | 1 | 9 |
23 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |