Привод электродвигателя
Составляем табличный ответ*, мм:
Таблица 6
Проверочный расчет
Проверочный расчет |
||||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчетные значения |
Примечание (отклонения) |
|
Контактные напряжения Н, Н/мм2 |
514,3 |
474,99 |
недогрузка |
|
Напряжение изгиба, Н/мм2 |
F1 |
294,07 |
84,03 |
недогрузка |
F2 |
255,96 |
112,56 |
недогрузка |
4.6. Определение сил в зацеплении
Таблица 7 Значения сил
Силы в зацеплении |
Значение силы, Н |
|
на шестерне |
на колесе |
|
Окружная |
Ft1 = Ft2 = 4787 |
|
Радиальная |
Fr1 = Fr2 = 1220 |
|
Осевая |
Fa1 = Fa2 = 1742,7 |
Fa2 = Ft2tg =1742,7 |
4.7. Определение консольных сил
В проектируемых приводах конструируются открытые зубчатые цилиндрические и конические передачи с прямыми зубьями, а также ременные и цепные передачи, определяющие консольную нагрузку на выходные концы валов. Кроме того, консольная нагрузка вызывается муфтами, соединяющими двигатель с редуктором или редуктор с рабочей машиной.
Значения консольных сил приведены в табл. 8
Таблица 8
Значения консольных сил
Вид открытой передачи |
Характер силы |
Значение силы,Н |
|
На шестерне |
На колесе |
||
Цилиндрическая прямозубая |
Окружная |
Ft1 = Ft2 = 105556 |
|
Радиальная |
Fr1 = Fr2 = |
||
Клиноременная |
Радиальная |
|
|
Таблица 9
Табичный расчёт к задаче
Проектный расчет |
|||
Параметр |
значение |
Параметр |
Значение |
Межосевое расстояние, aW |
230 |
Угол наклона зубьев |
13,717 |
Модуль зацепления m |
5 |
||
Ширина зубчатого венца: шестерни b1 колеса b2 |
77 74 |
Диаметр делительной окружности: шестерни d колеса d2 |
143.8 329.4 |
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 |
26 64 |
Диаметр окружности вершин: шестерни da1 колеса da2 |
143.8 339.4 |
Вид зубьев |
наклонные |
Диаметр впадин зубьев: шестерни df1 колеса df2 |
121.8 317.4 |
5. Предварительный расчет валов и выбор стандартных изделий (подшипники, крышки, уплотнения).
Валы предназначены для установки на них вращающихся деталей и передачи крутящего момента.
Конструкции валов в основном определяются деталями, которые на них размещаются, расположением и конструкцией подшипниковых узлов, видом уплотнений и техническими требованиями.
Валы воспринимают напряжения, которые меняются циклично от совместного действия кручения и изгиба. На первоначальном этапе проектирования вала известен только крутящий момент, а изгибающий момент не может быть определен, т.к. неизвестно расстояние между опорами и действующими силами. Поэтому при проектировочном расчете вала определяется его диаметр по напряжению кручения, а влияние изгиба учитывается понижением допускаемого напряжения кручения.
5.1. Определение геометрических параметров ступеней валов
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей.
Входной вал
Рис. 3
Определяем расчетные ориентировочные геометрические размеры каждой ступени вала, мм.
Участок I – выходной конец вала для установки шкива ременной передачи. Диаметр выходного конца вала определяется по формуле:
где – крутящий момент на рассматриваемом валу, Нм;
– пониженные допускаемые напряжения кручения, МПа, для выходных концов вала принимаются равными МПа;
Участок II – участок для установки уплотнения; диаметр выбирается с учетом стандартных значений для деталей по эмпирической формуле:
Участок III – участок для установки подшипников; диаметр выбирается с учетом стандартных значений для деталей по эмпирической формуле:
С учетом полученного диаметра выбираем подшипники по ГОСТ 333–79 (подшипники роликовые конические однорядные) [3].
Обе опоры вала выполняют на подшипниках 7212 ГОСТ 333–79.
Таблица 10
Подшипники, устанавливаемые на входном валу.
Обозначение |
Основные размеры |
Грузоподъемность, кН |
Фактор нагрузки |
||||||
d, мм |
D, мм |
Y |
b, мм |
с, мм |
α° |
Cr |
C0r |
Y |
|
7212 |
60 |
110 |
1.547 |
23 |
19 |
2.5 |
72,9 |
58,4 |
1.710 |
Участок IV – участок для установки колеса. Диаметр определяется по формуле:
Со стороны выходного конца вала ставится торцовая крышка с отверстием для манжетного уплотнения, выбранная в зависимости от диаметра внешнего кольца подшипника [4], [3].
С другой стороны ставится торцовая глухая крышка, выбранная в зависимости от диаметра внешнего кольца подшипника [4], [3].
5.2. Вал колеса (выходной вал)
Выходной вал
Рис. 4
Участок I – выходной конец вала для установки шестерни зубчатой передачи. Диаметр выходного конца вала определяется по формуле:
где – крутящий момент на рассматриваемом валу, Нм;
– пониженные допускаемые напряжения кручения, МПа, для выходных концов вала принимаются равными МПа;
Участок II – участок для установки уплотнения; диаметр выбирается с учетом стандартных значений для деталей по эмпирической формуле:
Для защиты подшипников от внешней среды и удержания смазки в опорных узлах ставится манжетное уплотнение, выбранное в зависимости от диаметра вала по ГОСТ 8752–79 [5].
Участок III – участок для установки подшипников; диаметр выбирается с учетом стандартных значений для деталей по эмпирической формуле:
С учетом полученного диаметра выбираем подшипники по ГОСТ 333–79 (подшипники роликовые конические однорядные) [3].
Обе опоры вала выполняют на подшипниках 7315 ГОСТ 333–79.
Таблица 11
Подшипники, устанавливаемые на выходном валу.
Обозначение |
Основные размеры |
Грузоподъемность, кН |
Фактор нагрузки |
||||||
d, мм |
D, мм |
T, мм |
b, мм |
с, мм |
Α° |
Cr |
C0r |
Y |
|
7315 |
75 |
130 |
24 |
23 |
19 |
12 |
97,6 |
84,5 |
1.547 |
Со стороны выходного конца вала ставится торцовая крышка с отверстием для манжетного уплотнения, выбранная в зависимости от диаметра внешнего кольца подшипника [4], [3].
С другой стороны ставится торцовая глухая крышка, выбранная в зависимости от диаметра внешнего кольца подшипника [4], [3].
Участок IV – участок для установки колеса. Диаметр определяется по формуле:
где – крутящий момент на рассматриваемом валу, Нм;
– пониженные допускаемые напряжения кручения, МПа, в местах посадки колес принимаются равными МПа;
5.3. Предварительный выбор подшипников качения
Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.
Выбираем подшипники для валов [1, с.111]. На тихоходном и быстроходном валах устанавливаем подшипники типа радиальные конические однорядные. Схема установки – с одной фиксирующей опорой. Серия средняя. По величине диаметров d2 и d4 выбираем подшипники [1, с.410]:
для быстроходного вала 7212;
для тихоходного вала 7215.
6. Расчет основных элементов корпуса
Корпус редуктора предназначен для размещения в нем деталей передачи, восприятия усилий, возникающих при работе, а также для предохранения деталей передачи от повреждений и загрязнений.
Редукторы общего назначения для удобства сборки и разборки конструируют разъемными. Плоскость разъему проходит, как правило, через оси валов параллельно плоскости основания. В этом случае каждый вал редуктора со всеми расположенными на нем деталями представляет собой самостоятельную сборочную единицу, которую собирают и контролируют заранее независимо от других валов и затем монтируют в корпусе.
Габариты и форма редуктора определяются числом и размерами зубчатых колес, заключенных в корпус, положением плоскости разъема и расположением валов.
В крышке корпуса для заливки масла, контроля сборки и осмотра редуктора при эксплуатации предусматривают смотровое окно. Оно располагается в местах, удобных для осмотра зацепления. Размеры окна должны обеспечивать хороший обзор зацепления. Форма отверстий может быть прямоугольной, круглой или овальной.
В нижней части основания корпуса предусматривают маслосливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой, и отверстие для установки маслоуказателя.
Для подъема и транспортировки редуктора предусматривают крючья, проушины или рым-болты.
Толщина стенок одноступенчатого червячного редуктора определяется по формуле:
где – толщина стенок основания редуктора, мм;
– толщина стенок крышки редуктора, мм;
– межосевое расстояние, мм;
Глубина корпуса редуктора дожна обеспечивать необходимый обьём заливаемого масла V=(0.4-0.8) литр/КВт(картерная смазка)
H=230 мм
Размеры сопряжений выбираются в зависимости от толщины стенок [1]:
расстояние от стенки –
расстояние от фланца –
радиус закругления –
Диаметры болтов:
фундаментных:
соединяющих крышку корпуса с основанием редуктора:
у подшипников
прочих
крепящих крышку подшипников к корпусу, определяются исходя из размеров крышки [1]
крепящих смотровую крышку
Количество фундаментных болтов определяется по формуле:
где M и N – размеры основания корпуса,
Размеры элементов фланцев определяются в зависимости от диаметра болтов:
Таблица 12
Размеры элементов фланцев.