Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания

не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было давления;

- четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь оказывается бесплатно.

Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов.

Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.

На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным имуществом.

Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет:

  • местного бюджета;

  • областного бюджета на социальное обслуживания населения

  • внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц, общественных организаций;

У Центра нет внебюджетного счета

  • доходов от педагогической деятельности.

Центр не получает доходов от педагогической деятельности

Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:

  • местного бюджета

  • областного бюджета на социальное обслуживание населения


Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. На самом деле валютного счета у Центра нет.

Средства Центра состоят из:

  • бюджетных ассигнований района;

  • средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран;

  • доходов от учебной деятельности.

Центр не получает доходов от учебной деятельности

Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.

Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.

Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению.

Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра.

Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра.

Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями.

Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям.

6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы.

с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. 1

Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным.

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

на 1998 год

ЦЕНТР

экстренной психологической помощи

Должность

Число едениц

Разряд

Оклад

Оплата в

соц. уч. 15%

Оплата за стаж в соц уч. 20%

Всего

Фонд зар.платы

Директор 1 16 490200 73530

98040 661770

661770 661770
Зам. Директора 1 15 441180 66177
507357 507357
Секретарь 1 4 113200 16980
130180 130180
Спец. Отдела 5 12 306000 45900
351900 1759500

ИТОГО: 8 1350580 202587 98040 1651207 3058807

ИТОГО В ГОД: 36705684

Смета расходов - это финансовый план учреждения1.

Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.

В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 1998 год.

СМЕТА РАСХОДОВ

На 1998 г.

ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья

Статья 1.

36.705.684

Статья 2.

50.837.373

Статья 3.

20.899.000

Статья 4.

6.700.000

Статья 12.

77.020.000

Статья 14.

3.090.000
Итого: 1 195.252.057

Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:

1.- Курсы повышения квалификации 3000000

- Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000

ИТОГО: 4200000

2.- Командировочные расходы 2500000

ИТОГО по ст.№4 6700000

Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. 1

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.


Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2

В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Также некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации

  • приобретение и реализация ценных бумаг

  • приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав

  • участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например,

  • сдавать в аренду свободное помещение;


  • осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

  • оказывать посреднические услуги;

  • получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим

ценным бумагам

  • предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

  • предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)

Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:

  • нет самостоятельного баланса

  • нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений.

  • оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам

  • создавать филиалы

  • пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами

  • сдавать в аренду свободное помещение;

  • получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам

  • осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

  • предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

  • оказывать посреднические услуги;

  • предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)


А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из

  • бюджетных ассигнований из района

  • средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран

  • доходов от учебной деятельности.»

Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.

Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры.

Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование.

Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять населению платные услуги могут только с разрешения органов местного самоуправления.

Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать следующее:

  1. Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.

2. Стремится к частичной независимости от органов местного самоуправления.

3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы:

фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;

специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный обмен;
“имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во внешнем мире;

юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой организации;
"интернетчик" - специалист по телекоммуникациям;

менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе;

служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций.

Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и развития организации:

Формирование общественного мнения;

Социальная реклама и социальный маркетинг;

Правовое обеспечение;

Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с государством и бизнесом);

Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;

Современная организация работы офиса.

Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор) учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт (технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.

Часто используются:

- "совмещение" - сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера);
- привлечение оплачиваемых внешних консультантов;

- временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе;
- использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки учреждения.


После образования некоммерческой организации само собой подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.) автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной “организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так. Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой идеей и миссией и разделяющих общие ценности.

Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования.

Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как

- уточнение миссии организации,

- стратегическое планирование,

  • разработка проектов,

  • подбор и расстановка сотрудников,

  • сбор и привлечение средств,

  • привлечение добровольцев,

  • работа со средствами массовой информации и другие.

Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменения отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:

  • социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением;

  • социальный маркетинг и формирование общественного мнения;

  • укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;

  • развитие инфраструктуры ;

  • подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др.
    Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет, стабильность любой некоммерческой организации в динамике в значительной степени зависят от того, насколько состояния и процессы ее внутренней жизни адекватны меняющимся условиям во внешней среде:

  1. Оргструктура и ресурсный потенциал некоммерческой организации соответствуют масштабам и специфике ее деятельности;

  2. Внутренние затраты на планирование оргразвития некоммерческой организации адекватны потребностям в адаптации функционально - должностной оргструктуры к изменяющимся условиям деятельности;

  3. Внешняя оценка достигнутых результатов совпадает с внутренней самооценкой (процедурная обеспеченность, контроль,...)

  4. Приоритетность новых целей и задач, не разрушающих миссию некоммерческой организации, адекватны остроте проблем целевой группы или зоны ответственности учреждения;

  5. Взаимодействие с государством, бизнесом и другими учреждениями строится на осознанной взаимозависимости при решении социально-значимых задач.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из дипломной работы вытекает, что в настоящее время создана необходимая законодательная база для экономической деятельности учреждений социального обслуживания. Такой базой являются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Анализ деятельности 2-ух учреждений социального обслуживания Химкинского района Московской области показал, что их Учредительные документы позволяют экономически обеспечивать выполнение Уставных задач. В то же время, в реальной практике эти учреждения не используют их возможности.

Для полной реализации необходимо:

  1. Открыть расчетный, валютный и внебюджетный счет.

  2. Вести самостоятельный баланс.

3. Осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью признаются:

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации

  • приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав

  • реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центров;

  • осуществление торговли покупными товарами и оборудованием,

  • оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности

других учреждений предприятии организаций);

  • приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.

  1. Предоставлять платные медицинские и образовательные и другие услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям.

  2. Вести внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, открыть валютный счет.

  3. Пользоваться краткосрочными или долгосрочными кредитами.

  4. Ввести новые должности.

Для большинства некоммерческих организаций в настоящее время остро стоит вопрос выживания и устойчивого развития в условиях кризисной экономики, меняющейся правовой среды, неустановившихся связей с государственными и коммерческими структурами.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения.


Правовые акты, использованные в дипломной работе.


  1. Конституция Российской Федерации, Москва: Юридическая литература, 1994 г.

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1, Москва: Де-Юре, 1995 г.

  3. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г //Российская газета от 19.12.95 г.

  4. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95 г

  5. Федеральный закон Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” от 6 марта 1998 г.

Список литературы

  1. Адаптация человека к рынку (Материалы «круглого стола») //Экономист 1995 №6

  2. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября,1992 г.. Москва / Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социально защиты населения Российской Федерации. –М.:1992

  3. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. –М.: Политиздат. 1989 г.

  4. Андреева Н. Социальные проблемы при рыночном хозяйстве: Научно практическая конференция.//Социальное обеспечение 1992 №8

  5. Антология социальной работы в 5-ти томах Т.3 Социальная политика и законодательство в социальной работе /Составитель Фирсов –М.: Свагоръ –нвф СПТ 1995 г.

  6. Баркер Р. Словарь социальной работы (перевод с англ.) -М.:1994 г.

  7. Барулин В.С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. –М.: Мысль, 1987.

  8. Беличева С.А. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы 1995 №1

  9. Бобков В.Н. Региональные программы социальной защиты населения. //Человек и труд 1996 №5

  10. Бобков В.Н., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели. //Человек и труд 1996 №6

  11. Введение документации на клиента в центрах социального обслуживания.// Российский журнал социальной работы 1996 №2

  12. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы -М.:1994 г.

  13. Давидович В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы деятельности. –М.: Политиздат. 1989г.

  14. Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики 1996 №10

  15. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы /Перевод с англ. яз. Под ред. Шапиро –МПО «Аспект пресс» 1995 г.

  16. Захаров М.А., Тучкова Э.Г. «Азбука социального обеспечения» -М.:1987 г.

  17. Зимин В.Г., Новиков А.И. О прожиточном минимуме и расчетах прожиточного минимума //Общество и экономика 1994г. № 5-6

  18. Зубкова А., Яковлев Р. К балансированию политики доходов населения //Российский экономический журнал 1996 №11-12

  19. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. -М.:“Финансы и статистика” 1995 г.

  20. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. –М.: Политиздат. 1980

  21. Краткий словарь по социологии - М.: Политиздат. 1988 г.

  22. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - Спб.: «Питер» 1993г.

  23. Ляшеко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. –М.:Наука.1995 г.

  24. Наумова В.И. Система общественного потребления -Л.: Знание, 1976 г.

  25. Общая теория финансов –М.: “Банки и Биржи” 1995г.

  26. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции. –М.: Институт социальной работы 1995 г.

  27. Прошина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. –М.:1990 г.

  28. Семья в России .– М.: НИИ Семьи 1998г №1

  29. Советская социология – М.: Наука 1982 г.

  30. Социальная работа - М.: Институт социальной работы 1997 г.

  31. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. - М.: 1992 г.

  32. Социальная работа и проблемы подготовки кадров/Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Отв. Ред. И.А.Зимняя. –М.: 1992 г.

  33. Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальных потребностей. - Минск: 1975

  34. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. –М.: Наука 1988 г.

  35. Социальное обеспечение в Советском Союзе. –М.: 1936 г.

  36. Социальное познание и управление. –М.: Мысль 1983 г.

  37. Социальный справочник. - Киев: Политиздат 1996 г.

  38. Теория и методика социальной работы в 2 ч. Ч-1, -М.: Изд.«Союз» 1994 г.

  39. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования: Материалы российско-шведского семинара/ Ком. Социальной помои семье и детям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. – М.:1992 г.

  40. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз технологии. –М.: Изд. РГСИ. 1992 г.

  41. Услуги и их социально-экономическая роль. - М.: Прогресс, 1956 г.

  42. Философский словарь / под. Редакцией И.Т. Фролова-5-е изд. – М.: Политиздат.1987

  43. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. –М.: 1993 г.

  44. Хромова К. «Я ему доверяю как себе»: о социальной помощи на