Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания
не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было давления;- четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь оказывается бесплатно.
Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов.
Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.
На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным имуществом.
Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет:
местного бюджета;
областного бюджета на социальное обслуживания населения
внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц, общественных организаций;
У Центра нет внебюджетного счета
доходов от педагогической деятельности.
Центр не получает доходов от педагогической деятельности
Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:
местного бюджета
областного бюджета на социальное обслуживание населения
Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. На самом деле валютного счета у Центра нет.
Средства Центра состоят из:
бюджетных ассигнований района;
средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран;
доходов от учебной деятельности.
Центр не получает доходов от учебной деятельности
Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.
Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.
Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению.
Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра.
Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра.
Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями.
Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям.
6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы.
с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. 1
Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.
Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
на 1998 год
ЦЕНТР
экстренной психологической помощи
Должность |
Число едениц |
Разряд |
Оклад |
Оплата в соц. уч. 15% |
Оплата за стаж в соц уч. 20% |
Всего |
Фонд зар.платы |
Директор | 1 | 16 | 490200 | 73530 |
98040 661770 |
661770 | 661770 |
Зам. Директора | 1 | 15 | 441180 | 66177 | 507357 | 507357 | |
Секретарь | 1 | 4 | 113200 | 16980 | 130180 | 130180 | |
Спец. Отдела | 5 | 12 | 306000 | 45900 | 351900 | 1759500 |
ИТОГО: 8 1350580 202587 98040 1651207 3058807
ИТОГО В ГОД: 36705684
Смета расходов - это финансовый план учреждения1.
Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.
В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 1998 год.
СМЕТА РАСХОДОВ
На 1998 г.
ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
-
Статья Статья 1.
36.705.684 Статья 2.
50.837.373 Статья 3.
20.899.000 Статья 4.
6.700.000 Статья 12.
77.020.000 Статья 14.
3.090.000 Итого: 1 195.252.057
Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:
1.- Курсы повышения квалификации 3000000
- Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000
ИТОГО: 4200000
2.- Командировочные расходы 2500000
ИТОГО по ст.№4 6700000
Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. 1
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2
В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Также некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации
приобретение и реализация ценных бумаг
приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав
участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например,
сдавать в аренду свободное помещение;
осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
оказывать посреднические услуги;
получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим
ценным бумагам
предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:
нет самостоятельного баланса
нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений.
оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам
создавать филиалы
пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами
сдавать в аренду свободное помещение;
получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам
осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
оказывать посреднические услуги;
предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из
бюджетных ассигнований из района
средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран
доходов от учебной деятельности.»
Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.
Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры.
Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование.
Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять населению платные услуги могут только с разрешения органов местного самоуправления.
Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать следующее:
Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.
2. Стремится к частичной независимости от органов местного самоуправления.
3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы:
фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;
специалист
по маркетингу
- сотрудник,
ответственный
за взаимовыгодный
обмен;
“имиджмейкер”
- ответственный
за "лицо"
некоммерческой
организации
во внешнем
мире;
юрист
- ответственный
за правовое
обеспечение
работы некоммерческой
организации;
"интернетчик"
- специалист
по телекоммуникациям;
менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе;
служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций.
Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и развития организации:
Формирование общественного мнения;
Социальная реклама и социальный маркетинг;
Правовое обеспечение;
Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с государством и бизнесом);
Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;
Современная организация работы офиса.
Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор) учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт (технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.
Часто используются:
- "совмещение"
- сотрудники
некоммерческих
организаций
кроме своих
основных исполняют
и некоторые
новые обязанности
(как правило,
руководитель
учреждения
берет на себя
функции фандрайзера
и имиджмейкера);
- привлечение
оплачиваемых
внешних консультантов;
- временное
вовлечение
внешних консультантов
на добровольной
основе;
- использование
услуг инфраструктурных
и ресурсных
центров поддержки
учреждения.
После образования некоммерческой организации само собой подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.) автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной “организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так. Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой идеей и миссией и разделяющих общие ценности.
Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования.
Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как
- уточнение миссии организации,
- стратегическое планирование,
разработка проектов,
подбор и расстановка сотрудников,
сбор и привлечение средств,
привлечение добровольцев,
работа со средствами массовой информации и другие.
Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменения отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:
социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением;
социальный маркетинг и формирование общественного мнения;
укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;
развитие инфраструктуры ;
подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др.
Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет, стабильность любой некоммерческой организации в динамике в значительной степени зависят от того, насколько состояния и процессы ее внутренней жизни адекватны меняющимся условиям во внешней среде:
Оргструктура и ресурсный потенциал некоммерческой организации соответствуют масштабам и специфике ее деятельности;
Внутренние затраты на планирование оргразвития некоммерческой организации адекватны потребностям в адаптации функционально - должностной оргструктуры к изменяющимся условиям деятельности;
Внешняя оценка достигнутых результатов совпадает с внутренней самооценкой (процедурная обеспеченность, контроль,...)
Приоритетность новых целей и задач, не разрушающих миссию некоммерческой организации, адекватны остроте проблем целевой группы или зоны ответственности учреждения;
Взаимодействие с государством, бизнесом и другими учреждениями строится на осознанной взаимозависимости при решении социально-значимых задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из дипломной работы вытекает, что в настоящее время создана необходимая законодательная база для экономической деятельности учреждений социального обслуживания. Такой базой являются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”
Анализ деятельности 2-ух учреждений социального обслуживания Химкинского района Московской области показал, что их Учредительные документы позволяют экономически обеспечивать выполнение Уставных задач. В то же время, в реальной практике эти учреждения не используют их возможности.
Для полной реализации необходимо:
Открыть расчетный, валютный и внебюджетный счет.
Вести самостоятельный баланс.
3. Осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью признаются:
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации
приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центров;
осуществление торговли покупными товарами и оборудованием,
оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности
других учреждений предприятии организаций);
приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.
Предоставлять платные медицинские и образовательные и другие услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям.
Вести внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, открыть валютный счет.
Пользоваться краткосрочными или долгосрочными кредитами.
Ввести новые должности.
Для большинства некоммерческих организаций в настоящее время остро стоит вопрос выживания и устойчивого развития в условиях кризисной экономики, меняющейся правовой среды, неустановившихся связей с государственными и коммерческими структурами.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Правовые акты, использованные в дипломной работе.
Конституция Российской Федерации, Москва: Юридическая литература, 1994 г.
Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1, Москва: Де-Юре, 1995 г.
Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г //Российская газета от 19.12.95 г.
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95 г
Федеральный закон Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” от 6 марта 1998 г.
Список литературы
Адаптация человека к рынку (Материалы «круглого стола») //Экономист 1995 №6
Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября,1992 г.. Москва / Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социально защиты населения Российской Федерации. –М.:1992
Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. –М.: Политиздат. 1989 г.
Андреева Н. Социальные проблемы при рыночном хозяйстве: Научно практическая конференция.//Социальное обеспечение 1992 №8
Антология социальной работы в 5-ти томах Т.3 Социальная политика и законодательство в социальной работе /Составитель Фирсов –М.: Свагоръ –нвф СПТ 1995 г.
Баркер Р. Словарь социальной работы (перевод с англ.) -М.:1994 г.
Барулин В.С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. –М.: Мысль, 1987.
Беличева С.А. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы 1995 №1
Бобков В.Н. Региональные программы социальной защиты населения. //Человек и труд 1996 №5
Бобков В.Н., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели. //Человек и труд 1996 №6
Введение документации на клиента в центрах социального обслуживания.// Российский журнал социальной работы 1996 №2
Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы -М.:1994 г.
Давидович В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы деятельности. –М.: Политиздат. 1989г.
Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики 1996 №10
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы /Перевод с англ. яз. Под ред. Шапиро –МПО «Аспект пресс» 1995 г.
Захаров М.А., Тучкова Э.Г. «Азбука социального обеспечения» -М.:1987 г.
Зимин В.Г., Новиков А.И. О прожиточном минимуме и расчетах прожиточного минимума //Общество и экономика 1994г. № 5-6
Зубкова А., Яковлев Р. К балансированию политики доходов населения //Российский экономический журнал 1996 №11-12
Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. -М.:“Финансы и статистика” 1995 г.
Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. –М.: Политиздат. 1980
Краткий словарь по социологии - М.: Политиздат. 1988 г.
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - Спб.: «Питер» 1993г.
Ляшеко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. –М.:Наука.1995 г.
Наумова В.И. Система общественного потребления -Л.: Знание, 1976 г.
Общая теория финансов –М.: “Банки и Биржи” 1995г.
Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции. –М.: Институт социальной работы 1995 г.
Прошина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. –М.:1990 г.
Семья в России .– М.: НИИ Семьи 1998г №1
Советская социология – М.: Наука 1982 г.
Социальная работа - М.: Институт социальной работы 1997 г.
Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. - М.: 1992 г.
Социальная работа и проблемы подготовки кадров/Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Отв. Ред. И.А.Зимняя. –М.: 1992 г.
Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальных потребностей. - Минск: 1975
Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. –М.: Наука 1988 г.
Социальное обеспечение в Советском Союзе. –М.: 1936 г.
Социальное познание и управление. –М.: Мысль 1983 г.
Социальный справочник. - Киев: Политиздат 1996 г.
Теория и методика социальной работы в 2 ч. Ч-1, -М.: Изд.«Союз» 1994 г.
Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования: Материалы российско-шведского семинара/ Ком. Социальной помои семье и детям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. – М.:1992 г.
Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз технологии. –М.: Изд. РГСИ. 1992 г.
Услуги и их социально-экономическая роль. - М.: Прогресс, 1956 г.
Философский словарь / под. Редакцией И.Т. Фролова-5-е изд. – М.: Политиздат.1987
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. –М.: 1993 г.
Хромова К. «Я ему доверяю как себе»: о социальной помощи на