Учетная политика организации
информации и обеспечение ее достоверности, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.Методические вопросы, отражаемые в учетной политике.
Установление границы между ОС и средствами труда в обороте;
Порядок начисления амортизации основных средств;
Порядок начисления амортизации нематериальных активов;
Порядок учета и финансирования ремонта основных средств;
Метод оценки сырья, материалов и других производственных запасов;
Порядок и отражения в учете процесса заготовления материалов;
Способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования; варианты учета затрат на производство; калькулирование себестоимости и получение финансового результата.
Сроки списания расходов будущих периодов; вариант учета выпуска продукции; перечень резервов предстоящих расходов.
Порядок создания резерв по сомнительным долгам; вариант распределения чистой прибыли.
Технические вопросы, отражаемые в учетной политике.
Формирование рабочего плана счетов;
Разработка конкретной номенклатуры субсчетов;
Выбор формы учета: определение перечня регистров, их построение, последовательность, техника записей в них, взаимосвязь учетных форм.
Учетная политика предприятия
Бухгалтерский учет в ООО «СтройТрансСервис» ведется согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и другими нормативными документами с учетом последующих изменений и дополнений в них.
Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008 г.
1. Бухгалтерский учет осуществляется под руководством главного бухгалтера.
2. Требования главного бухгалтера при осуществлении избранной учетной политики являются обязательными для всех работников организации.
3. Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций вести в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Планом счетов бухгалтерского учета по журнально-ордерной системе, с ведением главной книги.
4. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются директором организации отдельным приказом, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях.
- при передаче имущества в аренду, продаже;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
5. Лимит стоимости отнесения предметов МБП установить в размере не более стократного установленного законом размера минимальной оплаты труда за единицу,
Учет износа МБП производить путем начисления износа в размере 100% при передачи МБП в эксплуатацию.
Списание МБП стоимостью не более одной двадцатой установленного в данном пункте лимита производить без начисления износа, и сразу списывать на себестоимость продукции
6. Списание износа нематериальных активов производить ежемесячно по нормам, насчитанным организацией, исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования. Списание износа нематериальных, по которым невозможно определить срок полезного использования производить исходя из норм установленных в расчете на 10 лет.
7. Начисление амортизации основных средств производить в соответствии с едиными нормативами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов.
8. Фактическую стоимость списываемых с производства товарно-материальных ценностей определять по методу ЛИФО – по себестоимости последних по времени закупок.
9. Учет товаров производить по покупной стоимости.
10. Учет затрат на производства вести с разделением на:
- прямые на счете 20 «Основное производство»;
- косвенные на 26 «Общехозяйственные расходы».
Косвенные расходы списывать в конце отчетного периода на счет 20 без распределения.
11. Затраты на капитальный и текущий ремонт средств МБП, арендуемого автотранспорта относить на себестоимость того отчетного периода, в котором производятся ремонтные работы.
12. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетном периодам, следует отражать на отдельном счете 97 «Расходы будущих периодов» с отнесением в себестоимость по мере наступления периода, к которому они относятся.
13. Для целей налогообложения выручку от реализации продукции определять по мере ее оплаты.
При безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на расчетный счет предприятия, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу. Под выручкой от реализации продукции следует понимать выручку от фактически выполненных работ, подтвержденных и подписанных актом выполненных работ.
14. Доходы, полученные в отчетном году, но относящиеся к будущим отчетном периодам необходимо отражать на отдельном счете 98 «Доходы будущих периодов», с отнесением на прибыль отчетного периода в зависимости от периода, к которому они относятся.
15. Прибыль остающуюся в распоряжении предприятия учитывать с распределением по фондам.
16. Начисление и выплаты дивидендов учредителей производить в конце отчетного периода за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что ООО «СтройТрансСервис» занимается строительно-ремонтной деятельностью и численность составляет 25 человек. Выручка определяется на момент оплаты, что отражено в учетной политике.
Заключение
Итак, сделаем некоторые выводы. В начале года учреждение пересматривает учетную политику, которой пользовалось в течение предшествующего отчетного периода, и вносит коррективы. К этому документу нужно отнестись предельно внимательно, ведь именно он будет регламентировать деятельность учреждения в течение всего года. Рассмотрим основные моменты.
Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В связи с реформированием бюджетной системы в России с 2005 года изменились требования к отчетности, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики. Данные изменения послужили началом принципиально нового подхода к организации бюджетного учета. В ранее действовавшей Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуация обуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В этой инструкции определялись формы первичных документов и учетных регистров бюджетного учета, регламентировалась форма бухгалтерского учета, применяемого в бюджетных учреждениях. Она также включала в себя положения по бухгалтерскому учету, методические указания и план счетов. В настоящее время бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н). Государственная учетная политика реализуется в соответствии с пунктом 2 Инструкции № 25н через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета;
иные вопросы организации бюджетного учета.
В Инструкции № 25н регламентирован лишь методический раздел учетной политики. В ней определены:
критерии, по которым актив признается основным средством, нематериальным активом, непроизведенным активом, материальным запасом;
правила оценки нефинансовых активов;
порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
порядок определения стоимости используемых материалов.
Организационную часть учетной политики и методическую часть, затрагивающую вопросы предпринимательской деятельности, учреждение должно разработать самостоятельно. При формировании учетной политики для целей бюджетного учета и налогообложения следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями. Бюджетные учреждения при формировании учетной политики должны руководствоваться Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положение об учетной политике учреждения рекомендуется оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т. п.). Первый документ посвящен учетной политике учреждения в области бухгалтерского учета. Второй — учетной политике в области налогообложения. Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости осуществления наряду с бухгалтерским — налогового учета с утверждением способов и форм налогового учета внутренним документом учреждения — Положением об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя. Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Аудиторские проверки проводят высококвалифицированные специалисты с опытом работы в области аудита более 3-х лет, при необходимости к аудиторской проверке привлекаются юристы. По результатам проверки помимо аудиторского заключения представляется отчет, в котором подробно описываются все обнаруженные аудиторами ошибки в бухгалтерском и налоговом учете организации, рассказывается, как правильно отразить ту или иную операцию (со ссылками на нормативную базу), даются рекомендации по исправлению ошибок. Из отчета узнается, какие санкции грозят организации за совершенные ошибки.
- В процессе проверки дается консультации по всем интересующим вопросам.
- Аудиторская проверка может охватывать любой промежуток времени. Можно проверить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета компании за текущий год, квартал, месяц, а также за прошлые периоды.
Все изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом обязательно должна быть раскрыта причина изменения учетной политики, дана оценка последствий изменений в денежном выражении.
Таким образом, учетная политика занимает центральное место в системе бухгалтерского учета и отчетности. К процессу ее формирования необходим особый подход, так как от этого зависят весь учетный процесс организации, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также процесс принятия управленческих решений.
Приложение
Таблица №1
Таблица сравнения положений «старой» и «новой» редакции ПБУ «Учетная политика организации»
Что изменилось | Положение по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) | Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) |
Формирование учетной политики. | ||
Лица ответственные за формирование учетной политики Пункт 4 ПБУ 1/2008 |
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации. | Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. |
Формы первичных документов, включаемые в учетную политику Пункт 4 ПБУ 1/2008 |
При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета. |
При формировании учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. |
Порядок формирования учетной политики на основе МСФО Пункт 7 ПБУ 1/2008 |
При формировании учетной политики допускается разработка организацией соответствующего способа, исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. |
Не регламентируется. |
Принятие учетной политики реорганизованной организацией Пункт 9 ПБУ 1/2008 |
Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. | Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации |
Изменение учетной политики | ||
Порядок изменения учетной политики Пункт 12 ПБУ 1/2008 |
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения | Изменение учетной политики должно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. |
Отражение последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности Пункт 15 ПБУ 1/2008 |
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. |
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. |
Раскрытие учетной политики. | ||
Информация, которая должна быть раскрыта в случае изменения учетной политики организации Пункт 21 ПБУ 1/2008 |
В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию: Причину изменения учетной политики; Содержание изменения учетной политики; Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности; Суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию; Сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно. Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом. |
Изменения учетной политики, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум включать: Причину изменения учетной политики; Оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); Указание на то, что включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы. |
Случай, когда раскрыт информацию об изменениях учетной возможности, невозможно Пункт 22 ПБУ 1/2008 |
Если раскрытие информации по какому- то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более раним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики. | Не регламентировано |
Порядок внесения изменений в учетную политику, если нормативный правовой акт по бухгалтер-скому учету не вступил в силу Пункт 23 ПБУ 1/2008 |
Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрывать факт его неприменения, а также возможную оценки влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение. | Не регламентировано |
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Таблица № 2 Приложение к Положению О документах и документообороте в бухгалтерском учете.
График документооборота по предприятию, учреждению.
Утверждено приказом №___________от «_____»______2009 г.
Создание документа | Проверка документа | Обработка документа | Передача в архив | ||||||||||
Наименование доку мента | Количество экземпляров | Ответствен ный за выписку | Ответствен ный за оформление | Ответствен ный за исполнение | Срок исполнения | Ответствен ный за проверку | Кто пред ставляет | Поря док пред ставления | Срок испол нения | Кто испол няет | Срок испол нения | Кто испол няет | Срок испол нения |
Требова ние | 2 | Цех | ОМТС, бухгалтерия | Склад | Ежедневно (до17 час.) | Бухгалтерия | 1-й экз.-цех, 2-й экз.- склад | При отчете, при реестре. | Ежедневно (до 18 час.) | Бухгал терия | Ежедневно | Бухгалтерия | Ежедневно |
Список использованной литературы
Брызгалин В.В., Новикова Д.А. «Учетная политика организации на 2007 год». М,: Вершина, 2007.
Кондраков Н.П. «Учетная политика организации». М: Главбух 2008.
Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет».учебное пособие 2007.
Красноперова О.А. «Учетная политика организации на 2007 год. М: Гросс Медиа, 2007.
Хабарова Л.П. «Учетная политика 2007 года. М: ООО «Бухгалтерский Бюллетень ББ»,2007.
Налоговый Кодекс РФ, части 1 и 2.
Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2.
Положение по бухгалтерскому учету 1/98 и 1/2008.
Инструкция по бюджетному учету № 25.
СПС «Консультант Плюс» декабрь 2008 года.
Журнал «Главбух» 2008 год.
40