Разработка рекомендаций по усовершенствованию системы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Министерство образования и науки Российской Федерации


Южно-Уральский государственный университет


Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»


ПРОЕКТ ПРОВЕРЕН ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Рецензент Заведующий кафедрой


_____________________ _____________________


«___»_____________2005г. «___»_____________2005г.


РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

________________________00 ПЗ


Консультанты Руководитель проекта


______________________ ______________________


______________________ ______________________


«___»_____________2005г. Автор проекта

студент группы МТ-547


______________________ ______________________


______________________ «___»_____________2005г.


______________________ Нормоконтролер


______________________ ______________________


«___»_____________2005г. «___»_____________2005г.


Челябинск

2005

АННОТАЦИЯ


Зитев В.А. Разработка рекомендаций по усовершенствованию системы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. – Челябинск: ЮУрГУ, МТ, 2005, ???с., ?? ил., ?? табл., Библиография литературы – ?? наименований. ?? плакатов.

Объект исследования – сформировавшаяся система обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

В дипломном проекте рассмотрена ситуация на рынке средств индивидуальной защиты. Проанализирована функционирующая, в соответствии с действующим законодательством, система обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Определены ее недостатки, предложены пути устранения выявленных недостатков. Предложен алгоритм выбора средств индивидуальной защиты по нескольким категориям критериев.

Внедрение разработанных в данном дипломном проекте рекомендаций позволит работодателю обеспечивать работников современными средствами индивидуальной защиты, сократить дополнительные расходы на их приобретение, а так же создаст предпосылки для увеличения производительности труда и повышения культуры безопасности жизнедеятельности работников.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Анализ современного российского рынка СИЗ
1.2 Оценка обеспеченности работающих СИЗ по данным аттестации рабочих мест

1.3 Порядок обеспечения работников СИЗ в соответствии

с нормативно-правовой базой РФ


1.4 Анализ Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ СИЗ
2.1 Предлагаемый алгоритм выбора СИЗ
2.2 Суть документа, регламентирующего порядок выбора СИЗ
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Анализ экономической стороны системы обеспечения работников СИЗ
3.2 Организационная часть
3.3 Расчет затрат на создание документа на основе разработанных рекомендаций
3.4 Пример экономической эффективности предлагаемых рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А – Протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Приложение Б – Протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Приложение В – Прайс ЗАО "СЕВЗАППРОМЭНЕРГО" на средства индивидуальной защиты по состоянию на 1 февраля 2005 года
Приложение Г – Отчет о прибылях и убытках ООО «Механизированная колонна №20» за период с 1 по 31 января 2005 года

ВВЕДЕНИЕ


Безопасность труда – одна из составляющих здоровья и долголетия человека. Обеспечение безопасности труда, сохранение нормального функционального состояния человека, его работоспособности – основное назначение средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) независимо от специфики и условий труда тех профессиональных групп, для которых они предназначены. Качество современных СИЗ определяется не только защитными характеристиками, но и целым рядом разносторонних критериев, таких как эргономические, эксплуатационные, эстетические.

Средства индивидуальной защиты являются одной из мер предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов на работающих. Их обеспечение надежными СИЗ способствует повышению уровня безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышению производительности. Но эффективность использования СИЗ во многом зависит от правильного их выбора и эксплуатации.

Использование средств защиты на производстве в России имеет и некоторые специфические особенности. К таким особенностям, следует отнести отчасти и наш российский менталитет, выражающийся нередко в определенной бесшабашности (в данном случае связанной с неиспользованием СИЗ), недооценке реальной опасности, пренебрежении собственным здоровьем и безопасностью окружающих. Вместе с тем известно, и это было особо подчеркнуто на Всероссийском совещании по проблемам реформирования отраслей социальной сферы и совершенствования управления охраны труда, состоявшемся 7-9 июля 2004 г.//, что каждый пятый несчастный случай на производстве связан с отсутствием, низким качеством или неправильным использованием средств индивидуальной защиты. На самом деле в силу ранее отмеченного, а также издержек учета, включая и сокрытие фактов, этот показатель существенно выше. Если на большинстве крупных и средних предприятий ситуация с использованием средств защиты находится, в основном, под контролем служб охраны труда, то совсем иная картина в сфере малого и индивидуального предпринимательства.

Рассматривая существующие проблемы с точки зрения формирования нового отношения к средствам защиты, включая требования к ним с целью учета их при разработке (модернизации) и производстве СИЗ, а также порядка выбора и обеспечения ими соответствующих категорий граждан, работающих в различных отраслях промышленности, можно сформулировать некоторые общие принципы и императивы развития на ближайшую и обозримую перспективу (с учетом состояния общества, его социально-экономической базы), среди которых наиболее актуальными являются:

1. Полномасштабное обеспечение работающих в различных отраслях промышленности СИЗ, и, прежде всего, их наиболее ответственными видами – средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов, роль которых как наиболее экономически доступной и, одновременно, достаточно эффективной меры сохранения здоровья, а, по большому счету, и генофонда нации резко возросла. Это связано, наряду с отмеченными ранее факторами, и с продолжающимся:

– прогрессирующим старением основных производственных фондов, их физическим износом, достигшим в базовых отраслях, прежде всего, обрабатывающей промышленности, транспорте, агропромышленном комплексе, объектах инфраструктуры жизнеобеспечения городского и сельского населения, по существу запредельного уровня, обусловленных отсутствием нормально работающих воспроизводственных механизмов, а также реальных инвестиций, возможности их привлечения для модернизации (обновления) производства на базе современных технологий и оборудования, включая системы обеспечивающие контроль и безопасность процессов;

– нарушением графиков и низким уровнем планово-предупредительных ремонтов;

– снижением уровня квалификации (и ответственности) обслуживающего процессы персонала вследствие утраты позитивной мотивации, связанной с издержками социальной защищенности, включая оплату труда;

– снижением уровня ответственности новых собственников за обеспечение безопасности и охраны труда на соответствующих объектах экономики. Несмотря на предпринимаемые меры, в условиях неурегулированности коренной проблемы - баланса частных интересов новых собственников, общества и государства в целом, а также рядом других известных факторов, что объективно создает условия для травматизма, профзаболеваний и аварийности, их роста.

2. Комплексная защита персонала, работающего на объектах повышенной опасности, под которой понимается защита всего человека - его органов дыхания, зрения и кожных покровов.

Такая необходимость, имея непосредственное отношение к безопасности производственных объектов, обусловлена тем, что именно хорошо и надежно защищенный человек (оператор установки, мастер, технолог), чувствуя себя уверенно и комфортно, в состоянии принять первичные меры в случае нештатной ситуации по ее ликвидации или локализации в самом зародыше, еще до прибытия соответствующих частей и формирований, включая подразделения ГО ЧС, и таким образом минимизировать возможные последствия, в т.ч. для населения и окружающей среды.

3. Средства индивидуальной защиты, используемые в отечественной практике, должны отвечать требованиям двойного назначения.

Т. е. обеспечивать необходимую защитную функцию (по основному своему предназначению) при выполнении производственных операций там, где имеется обусловленное технологическим процессом (и условиями труда) превышение ПДК вредных и опасных веществ в рабочей зоне аттестованных рабочих мест и, одновременно, обладать возможностью использования их кратковременно в аварийных условиях нештатных ситуаций.

Такой подход позволяет одновременно рассматривать их (в т. ч. в качестве табельных) и для целей защиты населения, находящегося в зоне риска ЧС на таких объектах. Он продиктован, в данном случае, сугубо прагматическими соображениями при решении актуальной общегосударственной задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности как частично организованного, так и неподготовленного населения.

И отдельным обособленным пунктом выделяется необходимость создания новой модели научно-обоснованного выбора и обеспечения работающих СИЗ, как важного фактора сохранения здоровья работающих. Попытке найти решение этой задачи и посвящена данная дипломная работа.

1 Анализ обеспечения работающих Средствами индивидуальной защиты


1.1 Анализ современного российского рынка СИЗ


Одной из ключевых особенностей российского рынка СИЗ является превращение его в последние годы в рынок потребительский. Это в корне изменяет положение дел в плане обеспечения работников СИЗ. Исчезла действующая ранее централизованная система разработки, производства и распределения СИЗ, что способствовало как отмиранию некоторых актуальных ранее проблем, так и появлению новых.

К особенностям молодого российского рынка СИЗ так же следует отнести:

Появление изделий зарубежного производства, преимущественно из стран СНГ и Европы;

Постепенное выравнивание цен на отечественные и зарубежные изделия;

Низкая конкурентоспособность многих СИЗ отечественного производства и производства стран СНГ по сравнению с европейскими и, как следствие этого, трудности российских производителей в выходе на рынки Европы и Америки.

Вместе с тем, обеспеченность трудящихся СИЗ остается крайне неудовлетворительной. В Санкт-Петербурге она составляет, в среднем 65% при колебаниях на разных предприятиях от 0 до 100% //. Особенно неудовлетворительно обеспечены рабочие предприятия малого бизнеса.

Ассортимент СИЗ, предлагаемых сегодня на российском рынке, изменился за последние годы неодинаково. Снизилось число видов спецодежды и СИЗ лица и глаз отечественного производства. Вместе с тем, расширился ассортимент изолирующих костюмов, СИЗ головы, органов слуха, средств защиты органов дыхания, как за счет отечественных, так и зарубежных поставок.

Общее число производителей СИЗ выросло за счет появления небольших предприятий, нередко не имеющих необходимого оборудования и специалистов. Появились фирмы, занимающиеся специализированной торговлей СИЗ. Их число постоянно растет, обеспечивая определенную конкуренцию. В настоящее время только в Санкт-Петербурге число таких фирм приближается к двумстам. Изменения ассортимента СИЗ определяются не только работой отечественных производителей, но и, во многом, внедрением на рынок зарубежных фирм.

Часть особенностей российского рынка напрямую связана с уровнем качества СИЗ. Как и в отношении другой продукции, качество во многом определяется состоянием нормативной базы, содержащей требования к изделиям. Известно, что основные требования к средствам индивидуальной защиты регламентируют государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ). Созданная, главным образом, в семидесятые – восьмидесятые годы, эта система характеризуется неполнотой. Рассмотрим их состояние на примере стандартов по средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). В настоящее время в этой области действует 25 ГОСТов, в то время как в Европейском сообществе существует уже 43 аналогичных стандарта (EN). Отечественные стандарты объединяют 5 ГОСТов на методы испытаний, 7 ГОСТов технических условий на конкретные марки изделий и лишь единственный стандарт общих технических требований к фильтрующим СИЗОД. Европейские нормы содержат общие технические требования по группам изделий и, в развитие этого, по конкретным видам СИЗОД. Каждый европейский стандарт, помимо собственно технических требований, включает требования к испытаниям и маркировке. Отдельные стандарты на методы испытаний или стандарты технических условий отсутствуют.

Европейские стандарты значительно моложе отечественных: 31 из них утвержден в девяностые годы и 7 – в период с 2000 по 2004 год. Среди наших ГОСТов 10 утверждены в семидесятые, 12 – в восьмидесятые, 3 в девяностые и лишь 4 – в период с 2000 по 2004 год //. Срок действия большинства ГОСТов истек и автоматически продлен без пересмотра.

В отечественной системе далеко не все показатели качества СИЗОД имеют соответствующие нормативы. Из шести показателей назначения по ГОСТ 12.4.174-87 лишь три имеют нормативы, распространяющиеся на большие группы средств. Из шестнадцати эргономических показателей качества СИЗОД лишь семь имеют нормативы, и только три из этих нормативов обеспечены стандартизованными методами испытаний. Вместе с тем, существует семь гостированных методик испытаний СИЗОД по показателям, не имеющим нормативов. Многие нормативы и методики испытаний касаются лишь фильтрующих средств и не могут быть распространены на изолирующие.

Характеристику ГОСТов завершим констатацией очевидного факта: они создавались как нормативные документы, обеспечивающие интересы производителей, но никак не потребителей СИЗОД. Отсюда результат: лишь немногие отечественные средства защиты органов дыхания обладают качеством, способным делать их конкурентоспособными на мировом рынке. Это особенно касается эргономических свойств, то есть таких показателей, которые в наибольшей степени оцениваются непосредственными потребителями изделий.

Многие ГОСТы устарели и не соответствуют современным требованиям, принятым в европейской и мировой практике. Это, а так же отсутствие в прошлом конкуренции между производителями привело к тому, что отечественные СИЗ уступают зарубежным по внешнему виду, удобству, а в ряде случаев по безопасности (например, по показателю воспламеняемости). Можно утверждать, что ГОСТы на СИЗ не отражают во многом потребительские свойства изделий, а рассчитаны на монопольного производителя.

Несмотря на это, соблюдение требований стандартов все-таки обеспечивает необходимый уровень защитных свойств изделий. Одним из способов государственного надзора за соответствием СИЗ ГОСТам является их обязательная сертификация.

Госстандарт утвердил «Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ». Документ содержит раздел «Средства индивидуальной защиты», который периодически расширяется. Однако ряд СИЗ попадает при этом в другие разделы «Номенклатуры». Например, средства защиты головы попали в раздел «Товары сырьевых отраслей и деревообработки», а защитные щитки сварщика – в раздел сварочного оборудования. Это является нарушением ГОСТа 12.4.011-89, который классифицирует и каски, и щитки как средства индивидуальной защиты. Отношение к СИЗ как к вспомогательному оборудованию дает право отраслевым органам сертификации включать эти изделия в свои области средств индивидуальной защиты. В результате появляется опасность того, что оценка качества средств обеспечения безопасности жизни и здоровья трудящихся будет проводиться некомпетентными людьми с возможными трагическими последствиями.

Касаясь сертификации СИЗ, ввозимых из-за рубежа, следует особо отметить преимущества сертификации типа, а не партий изделий. Сертификат на партию может быть выдан только однократно. Сертификат на тип выдается на основании результатов лабораторных испытаний продукции и оценки производства и обеспечивает необходимую уверенность в соответствии изделия требованиям государственных стандартов.

Главной предпосылкой для увеличения потребления СИЗ и, соответственно, улучшения обеспечения ими трудящихся, является обеспечение экономического роста в стране. Выход из кризиса позволяет предприятиям решить финансовые проблемы, что, в свою очередь, обеспечивает увеличение спроса на СИЗ.

Последствия этого двояки. С одной стороны, растет спрос на отечественные изделия с соответствующим увеличением объема их производства. С другой стороны, экономически окрепшие предприятия могут предпочесть зарубежные изделия, по крайней мере, в тех областях, где они выигрывают конкурентную борьбу с отечественными по качеству.


1.2 Оценка обеспеченности работников СИЗ по данным аттестации рабочих мест


Обеспеченность средствами индивидуальной защиты работников была изучена по результатам проведения аттестации рабочих мест 18 предприятий и организаций, из которых 8 относилось к электроэнергетике, 6 – к пищевой промышленности, по одному – к дорожному строительству, финансовым учреждениям, учреждениям культуры и государственного управления //.

Следует сразу оговориться, что экономическое положение и финансовые возможности изученных предприятий были неодинаковыми. Предприятия пищевой промышленности, финансовое учреждение и учреждение государственного управления не испытывали материальных затруднений. Предприятия электроэнергетики снабжались СИЗ централизованно, получая их через специализированное учреждение материально-технического снабжения. Таким образом, эти предприятия не могли в полной мере ориентироваться в рынке СИЗ и применяли изделия, выбранные и приобретенные не ими. Учреждение культуры и предприятие дорожного строительства в момент проведения аттестации испытывали финансовые затруднения.

Аттестация показала, что не на всех изученных предприятиях имелись внутренние нормы обеспечения работников спецодеждой и другими СИЗ (Таблица 1). Из четырех таких предприятий два относились к финансово благополучным, два – к испытывающим материальные затруднения. На трех предприятиях, где имелись внутренние нормы, они были разработаны на основе уже отмененных редакций Типовых отраслевых норм.

Табл. 1.

Наличие внутренних норм выдачи спецодежды и других СИЗ на изученных предприятиях

Отрасль

Нормы имелись

Норм не было

Всего предприятий


Включен-ные в колл договор

колл. договор

Отдельным документом



Электро-энергетика 4 4 - 8
Пищевая промышленность 1 4 1 6
Дорожное строительство - - 1 1
Финансы - - 1 1
Культура - - 1 1
Управление - 1 - 1
ИТОГО 5 9 4 18

На пяти предприятиях обнаружены несоответствия внутренних норм Типовым отраслевым нормам. Это выражалось в отсутствии некоторых профессий, выдача СИЗ которым предусмотрена Типовыми нормами. Вместе с тем, практически на всех предприятиях, за исключением учреждений культуры, финансов и управления, внутренние нормы содержали пункты об обеспечении средствами индивидуальной защиты управленческого персонала: от начальников участков до заместителей директора и директора.

Одно из предприятий пищевой промышленности, несмотря на отсутствие внутренних норм, обеспечивало своих работников в полном соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, а также с нормами выдачи санитарной одежды. Другое предприятие, также пищевой промышленности, несмотря на отсутствие во внутренних нормах многих профессий, полностью обеспечивало своих работников необходимыми СИЗ, в том числе средствами защиты органов дыхания и органа слуха, причем выбор этих средств вполне отвечал состоянию производственной среды. Это объяснялось успешным сотрудничеством предприятия с торговым представителем одной из компаний, обеспечивающих комплексную поставку СИЗ. Представитель компании не только грамотно составил перечень профессий и рабочих мест, где необходимо применение СИЗ, но и умело подобрал средства, действительно необходимые на этих рабочих местах. В свою очередь предприятие проявило гибкий подход и не ограничилось только теми СИЗ, которые были заложены в устаревшие внутренние нормы. Подобное сотрудничество – положительное проявление рыночной экономики. Однако пока оно остается исключением на общем фоне административного подхода к обеспечению СИЗ.

Еще одно положительное новшество было выявлено также на предприятии пищевой промышленности: спецодежда бралась напрокат в специализированной фирме, обеспечивающей, кроме того, ее ремонт и стирку. Все работники, пользующиеся такой спецодеждой, высказывались положительно в отношении ее защитных свойств, качества, внешнего вида и удобства.

К сожалению, на всех предприятиях электроэнергетики, где обеспечение средствами индивидуальной защиты велось путем централизованных поставок специализированным предприятием материально-технического снабжения, ответственные лица предъявляли жалобы на неполноту поставок и, как следствие, невозможность полного и своевременного обеспечения СИЗ, низкое качество многих изделий, особенно спецодежды, ботинок и рукавиц. Осмотр рабочих мест и беседы с работниками полностью подтвердили эти жалобы. Несмотря на соответствующие протесты в вышестоящие организации, предприятие метериально-технического снабжения стремится к закупке изделий по минимальным ценам, не заботясь о наличии сертификатов на изделия, их защитных свойствах, внешнем виде и т. д.

Другие недостатки, выявленные в ходе аттестации рабочих мест, сведены в табл. 2.


Табл.2.

Основные недостатки в обеспечении средствами индивидуальной защиты, выявленные при проведении аттестации рабочих мест

Отрасль

Полное отсутствие СИЗ

Неполное обеспечение СИЗ

Несвоевремен-ная замена СИЗ

Низкий уровень контроля за применении-ем СИЗ

Отсутствие централизован-ных стирки и ремонта спецодежды

Погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ

Электро-

энергетика

- 4 1 1 2 2
Пищевая промышлен-ность - - - 1 1 1
Дорожное строительство - 6 1 - 1 1
Финансы - - - - 1 1
Культура 1 - - - - 1
Управление - - - 1 1 -
ИТОГО 1 10 2 3 6 6

Наиболее распространенными оказались отсутствие централизованных стирки и ремонта спецодежды и погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ: их устаревшая форма, неполнота и несвоевременность записей, хранение не в цехе, а в бухгалтерии. В учреждении культуры обеспечение СИЗ вообще не было организовано.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о наличии сертификатов на выданные СИЗ. Все нормативно-правовые акты требуют обеспечения работников только сертифицированными изделиями. Вместе с тем «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация» № РОСС RU.0001. 010132 от 04.03.98 содержит далеко не все виды СИЗ, которыми снабжаются работники. В особенности это касается спецодежды и спецобуви. Более того, в Типовых отраслевых нормах, перечень видов спецодежды и обуви не соответствует имеющемуся в ГОСТ 12.4.103-83 «ССБТ. Одежда специальная защитная. Средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация». Это приводит к тому, что большинство видов спецодежды и спецобуви, указанных в Типовых отраслевых нормах, не подлежит обязательной сертификации. Следствием этого является не только сложность оценки обеспеченности сертифицированными СИЗ, но и крайне низкое качество спецодежды и обуви, приобретаемой предприятиями.

На предприятиях электроэнергетики многие работники применяли средства защиты головы и средства защиты от поражения электрическим током. И состояние самих средств защиты, и порядок их применения не вызвали существенных замечаний.

На аттестованных предприятиях пищевой промышленности относительно небольшая часть работников применяла средства индивидуальной защиты органов дыхания, головы, лица, глаз. Выбор этих средств был адекватен условиям труда.

На остальных предприятиях лишь отдельные работники снабжались средствами защиты от поражения электрическим током. К сожалению, не все они были готовы к применению СИЗ.

Таким образом, оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты проведенная в рамках аттестации рабочих мест выявила ряд замечаний, из которых наиболее характерными оказались:

- погрешности в нормативном оформлении порядка обеспечения средствами индивидуальной защиты;

- погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ;

- отсутствие централизованных стирки и ремонта спецодежды;

- жалобы на низкое качество спецодежды и обуви;

- недостаточный контроль за применением СИЗ работниками.

Финансово-экономическое положение предприятий не влияло на обеспеченность и правильность применения СИЗ. Централизованное снабжение средствами защиты предприятий электроэнергетики сопровождалось многочисленными жалобами на неполноту и несвоевременность поставок и низкое качество изделий.


1.3 Порядок обеспечения работников СИЗ в соответствии с нормативно-правовой базой РФ


Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ //, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регламентируется так же несколькими документами.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации //.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя (статьи 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного закона работодатель обязан обеспечить за счет собственных средств приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Обеспечение работников специальными одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Минтруда России в 1997-1999 гг.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее Правила), утвержденными постановлением Минтруда России от 18.12.98 №51 (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.99, регистрационный №1700) с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Минтруда России от 29.10.99 №39 (зарегистрировано в Минюсте России 23.11.99, регистрационный №1984), а так же с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Минтруда России от 03.02.04. №7 (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.04, регистрационный №5583).

Согласно п.2 вышеупомянутых Правил, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм //.

Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах (п.3 Правил).

Наименования профессий рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (п.4 Правил) //.

При заключении трудового договора работодатель знакомит работников с настоящими Правилами, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты (п.7 Правил).

Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации средства индивидуальной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается (п.8 Правил).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты (п.9 Правил).

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюмы на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий (п.11 Правил).

Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выполняемых работ и другие виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии(п.15 Правил).

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (п.16 Правил).

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации во время работы работники обязаны правильно применять выданные им средства индивидуальной защиты. Работодатель принимает меры к тому, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты. Работники не должны допускаться к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неисправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде и специальной обуви, а также с неисправными средствами индивидуальной защиты.

Работники должны бережно относиться к выданным в их пользование средствам индивидуальной защиты, своевременно ставить в известность работодателя о необходимости химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания специальной одежды, а также сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (п.18 Правил).

Специальная одежда и специальная обувь, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но еще годные для дальнейшего использования, могут быть использованы по назначению после стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта (п.19 Правил).

Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года (п.20 Правил).

Для хранения выданных работникам средств индивидуальной защиты работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные) (п.23 Правил).

Работникам по окончании работы выносить средства индивидуальной защиты за пределы организации запрещается. В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден (например, на лесозаготовках, на геологических работах и др.), средства индивидуальной защиты могут оставаться в нерабочее время у работников, что может быть оговорено в коллективных договорах и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка (п.24 Правил).

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации в случае необеспечения работника по установленным нормам средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Работодатель организует надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание специальной одежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. В этих целях работодатель может выдавать работникам 2 комплекта специальной одежды, предусмотренной Типовыми отраслевыми нормами, с удвоенным сроком носки (п.26 Правил).

Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, за организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на работодателя в установленном законодательством порядке (п.27 Правил).


1.4 Анализ Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты


Уже около полутора лет в России действуют новые Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98 №51) с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Минтруда России от 03.02.04г. №7 (зарегистрированных в Минюсте России 25.02.04г.) //. Эти Правила явились определенным шагом в деле улучшения снабжения работников средствами индивидуальной защиты. Однако следует отметить что новый документ не смог стать правилами выбора СИЗ, остро необходимыми в условиях рыночной экономики. Причиной этого явилось использование несколько модернизированных, но составленных по устаревшему распределительному принципу типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. В настоящее время таких норм опубликовано 51. Все они утверждены Министерством труда и социального развития. Среди типовых норм есть относящиеся к сквозным профессиям всех отраслей народного хозяйства, есть весьма специфические, например, для работников культуры. Нормы содержат и должности, предусмотренные Классификатором профессий рабочих, должностей служащих ОК 016-94, которым необходимо выдавать те или иные средства индивидуальной защиты.

Ориентация на такой