Основные способы классификации налогов
Таблица 3 составлена таким образом, чтобы напротив какого – либо вида налога, уплачиваемого предприятиями и организациями, был расположен максимально соответствующий ему вид налога, уплачиваемого физическими лицами. Например, предприятия и организации уплачивают налог на прибыль, физические лица уплачивают подоходный налог.
Однако как следует из таблицы 3 прямой взаимосвязи между видами налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, и видами налогов, уплачиваемых физическими лицами не существует.
Кроме того, из таблицы 3 видно, что в ряде случаев один и тот же вид налога может взиматься как с предприятий и организаций, так и с физических лиц, например, земельный налог и другие. В связи с этим, при изучении классификации налогов, корректно говорить не просто о классификации видов налогов, но и о классификации налоговых доходов бюджета.
Рассмотрим этот аспект более подробно.
Классификация налоговых доходов бюджета
Общая классификация доходов бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов) была подробно рассмотрена в теме 2.
Для классификации налоговых доходов в целом и доходов, полученных по отдельным видам налогов, могут использоваться следующие способы классификации:
I способ
Доходы, полученные от экономической деятельности внутри страны и доходы, полученные от внешнеторговых и связанных с ними операций.
Актуальность данного способа классификации объясняется следующими соображениями.
Доходы бюджета и, прежде всего, его налоговые доходы зависят от состояния национальной экономики, поскольку экономическая деятельность, выражающаяся в создании ВВП, является в первую очередь источником формирования налоговых доходов бюджета.
В России в 90-х годах формирование доходов бюджета осуществляется в условиях экономического кризиса, характеризующегося значительным падением уровня основных макроэкономических показателей (см. рис. 9):
Рисунок 9
Источник: рассчитано по:
1. Данным Госкомстата РФ (Национальные счета России в 1989 - 1995 годах: Стат. Сб./ Госкомстат России. - М., 1997. - 105с., стр. 5);
2. Орешкин В., Внешнеэкономические аспекты структурной перестройки экономики России, Экономика и жизнь, июль 1996 г., N 30, стр. 1.;
3. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России – М.: 1998. – 427 с., стр. 11.
Приведенные на рисунке 9 графики свидетельствуют о том, что в среднем основные макроэкономические показатели России сократились фактически наполовину. В результате этого сократилась налогооблагаемая база, обеспечивающая формирование доходов бюджета.
В условиях кризиса и спада одной из стабильных сфер экономики оказалась внешняя торговля.
Это подтверждается статистическими данными, представленными на рисунках 10 - 11, которые характеризуют внешнюю торговлю товарами. [Здесь и далее в исследовании под термином “товар” понимается соответствии с Таможенным кодексом РФ “любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, использующихся для международных перевозок пассажиров и товаров”]
Рисунок 10
Источник:
1. Госкомстат РФ (Орешкин В., Внешнеэкономические аспекты структурной перестройки экономики России, Экономика и жизнь, июль 1996 г., N 30, стр. 1);
2. ГТК РФ (Таможенная статистика внешней торговли, годовые сборники, 1995г., 1996г., 1997г.).
Рисунок 11
Источник: ГТК РФ (Таможенная статистика внешней торговли, годовые сборники, 1995г., 1996г., 1997г.).
Как видно из рисунков 9 – 11 за годы экономических реформ внешняя торговля стала одной из немногих сфер экономики, вышедшей после падения, пережитого в 1991 - 1992 (частично в 1993) годах, на путь достаточно динамичного развития: так начиная с 1993 года основные показатели (внешнеторговый оборот, экспорт и импорт) демонстрируют устойчивый рост. Произошедшее снижение этих показателей в 1997 году и первой половине 1998 года объясняются неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках.
Относительно благополучная ситуация во внешней торговле обусловлена во - многом наличием в России экспортоориенированных производств, особенно в добывающей промышленности и близких к ней отраслях, потребностями народного хозяйства и населения в импортных поставках. Кроме того, до 1992 года лишь внешнеэкономическая сфера напрямую соприкасалась с рыночной конкурентной средой, и этот факт в значительной степени предопределил опережающий характер преобразований во внешней торговле и ее большую подготовленность к реформам по сравнению с предприятиями, работающими только на внутреннем рынке.
Кроме того, российские реформы во многом начались именно с либерализации внешнеэкономической деятельности, а рыночные отношения первоначально стали складываться у предприятий главным образом с зарубежными партнерами, а не с другими российскими предприятиями.
В условиях экономического спада и сокращения внутреннего спроса стабилизация промышленного производства (см. рис. 9: 1995 – 1997 годы) в значительной степени обеспечивалась за счет поставок на внешние рынки. Происходящий в определенные периоды наблюдения некоторый рост производства ряда товаров зачастую был связан с увеличением удельного веса экспортируемой продукции в общем объеме производства этих товаров.
Рисунок 12
Источник:
1. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 1997. N 2.;
2. Орешкин В. Промышленный потенциал внешней торговли России. Экономика и жизнь N 12, март 1998г., стр. 1.
Это убедительно подтверждают статистические данные приведенные на рисунке 12, которые свидетельствуют о том, что с 1992 года происходит рост удельного веса экспорта в общем объеме производства ряда важных для российской экономики топливно-энергетических и сырьевых товаров.
Кроме того, одна из ключевых проблем начала 90-х годов - насыщение российского рынка товарами была во многом решена за счет импорта. [Давыдов О. Период либерализации внешней торговли завершен. Сегодня. 7 июня 1996 г.]
Внешняя торговля в определенной мере смогла стать важным инструментом поддержки находящейся в кризисе экономики и существенным, хотя пока недостаточно совершенным фактором интеграции российской экономики в мировой рынок.
В сложившейся ситуации, связанной со сложностями формирования доходов бюджета, весьма актуальным является поиск стабильных и адекватных этой ситуации источников бюджетных доходов и их эффективное использование.
В силу рассмотренных причин внешняя торговля является одним из таких источников формирования доходов бюджета, в первую очередь его налоговых доходов.
Следовательно, способ классификации налоговых доходов на доходы от внутренней экономической деятельности и на доходы от внешнеторговой деятельности является целесообразным и обоснованным.
II способ классификации налоговых доходов
по признаку государственного ведомства, обеспечивающего поступление в бюджет соответствующих налоговых доходов (см. рис. 13):
1. налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой;
2. налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственным таможенным комитетом (Таможенными органами РФ).
Рисунок 13
III способ
Кроме классификации, представленной во втором способе, целесообразно заметить, что налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой, могут быть разделены на доходы, поступающие в бюджет в денежной форме, и в неденежной форме (например, казначейские налоговые освобождения (КНО), различные зачеты). [Начиная с 1 января 1998 года в соответствии с Указом Президента РФ такого рода поступления в федеральный бюджет отменены. Вместе с тем, при изучении предлагаемого курса важно представлять, что поступление в бюджет налоговых доходов во многом обусловлено существующим в России кризисом неплатежей. И проблемы, вызванные кризисом неплатежей не могут быть решены указами, отменяющими, например, поступление средств в бюджет в неденежной форме.]
Поэтому налоговые доходы бюджета могут быть представлены с помощью рисунка 14.
Рисунок 14
Налоговые доходы федерального бюджета России, классифицированные и представленные схематично на рисунках 13 – 14 целесообразно проиллюстрировать данными официальной статистики (см. рис. 15).
Рисунок 15.
(Источник: Главное управление федерального казначейства Российской Федерации, Эксперт N 20, 2 июня 1997 года, стр. 4).
Приведенные на рисунке 15 статистические данные отражают кассовое исполнение доходной части (налоговые доходы) федерального бюджета, то есть в данном случае не учитываются различного рода налоговые доходы, мобилизуемые Государственной налоговой службой, поступающие в бюджет в неденежной форме (например, казначейские налоговые освобождения, различного рода зачеты).
Итак, доходы бюджета могут быть классифицированы и представлены в виде следующей таблицы:
Таблица 4. Доходы бюджета:
[В таблице 4 представлены виды основных наиболее “бюджетообразующих”
налогов. Остальные виды объединены в “другие налоги”.]
Налоговые доходы |
Неналоговые доходы |
Доходы целевых бюджетных фондов |
||||||||
Налоговые доходы, полученные в результате проведения хозяйственных операций (например, производство, реализация) внутри страны, то есть операций невнешнеторгового характера |
Налоговые доходы, полученные от внешнеторговых операций (таможенные платежи) |
|||||||||
Налог на прибыль |
НДС |
Акцизы |
Др. налоги |
Итого |
Таможенные пошлины |
НДС |
Акцизы |
Итого |
||
Налоги, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой |
Налоги, мобилизуемые в бюджет Государственным таможенным комитетом |
|||||||||
Доходы в денежной форме |
Доходы в неденежной форме |
|||||||||
Необходимо сделать оговорку, что две нижних строки приведенной таблицы в определенной степени носят приблизительный характер, поскольку в настоящее время в ряде случаев взимание налогов на внешнеторговые операции с товарами возложено на Государственную налоговую службу.
Характерными примерами в данном случае являются, взимание акциза за экспортируемый природный газ и взимание акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, экспортируемые в страны - члены СНГ.
В таблице представлены доходы по наиболее значимым для бюджета налогам (см. сноску 28), которые будут подробно рассмотрены в следующей теме.
Список литературы
1. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 248с.;
2. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 192с.;
3. Все налоги России 1997 * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 800 стр.;
4. Все налоги России * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 624 стр.;
5. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 704 стр.;
6. Барышников Н. П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. В 2-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. (Серия “Бухгалтерский учет сегодня”);
7. Налоги: Учебн. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 688 с.: ил.
8. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.