Основные способы классификации налогов

5. Налог на имущество предприятий и организаций; 3. Налог на имущество физических лиц; 4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 6. Налоги, поступающие в дорожные фонды: налог на реализацию ГСМ, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств; 5. Налог с владельцев транспортных средств; 7. Земельный налог; 6. Земельный налог (с физических лиц); 8. Налог на операции с ценными бумагами; 7. Государственная пошлина (с физических лиц); 9. Сбор за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” 8. Местные налоги и сборы; 10. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. 9. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (с физических лиц);

Таблица 3 составлена таким образом, чтобы напротив какого – либо вида налога, уплачиваемого предприятиями и организациями, был расположен максимально соответствующий ему вид налога, уплачиваемого физическими лицами. Например, предприятия и организации уплачивают налог на прибыль, физические лица уплачивают подоходный налог.

Однако как следует из таблицы 3 прямой взаимосвязи между видами налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, и видами налогов, уплачиваемых физическими лицами не существует.

Кроме того, из таблицы 3 видно, что в ряде случаев один и тот же вид налога может взиматься как с предприятий и организаций, так и с физических лиц, например, земельный налог и другие. В связи с этим, при изучении классификации налогов, корректно говорить не просто о классификации видов налогов, но и о классификации налоговых доходов бюджета.

Рассмотрим этот аспект более подробно.

Классификация налоговых доходов бюджета

Общая классификация доходов бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов) была подробно рассмотрена в теме 2.

Для классификации налоговых доходов в целом и доходов, полученных по отдельным видам налогов, могут использоваться следующие способы классификации:

I способ

Доходы, полученные от экономической деятельности внутри страны и доходы, полученные от внешнеторговых и связанных с ними операций.

Актуальность данного способа классификации объясняется следующими соображениями.

Доходы бюджета и, прежде всего, его налоговые доходы зависят от состояния национальной экономики, поскольку экономическая деятельность, выражающаяся в создании ВВП, является в первую очередь источником формирования налоговых доходов бюджета.

В России в 90-х годах формирование доходов бюджета осуществляется в условиях экономического кризиса, характеризующегося значительным падением уровня основных макроэкономических показателей (см. рис. 9):

Рисунок 9

Источник: рассчитано по:

1. Данным Госкомстата РФ (Национальные счета России в 1989 - 1995 годах: Стат. Сб./ Госкомстат России. - М., 1997. - 105с., стр. 5);

2. Орешкин В., Внешнеэкономические аспекты структурной перестройки экономики России, Экономика и жизнь, июль 1996 г., N 30, стр. 1.;

3. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России – М.: 1998. – 427 с., стр. 11.

Приведенные на рисунке 9 графики свидетельствуют о том, что в среднем основные макроэкономические показатели России сократились фактически наполовину. В результате этого сократилась налогооблагаемая база, обеспечивающая формирование доходов бюджета.

В условиях кризиса и спада одной из стабильных сфер экономики оказалась внешняя торговля.

Это подтверждается статистическими данными, представленными на рисунках 10 - 11, которые характеризуют внешнюю торговлю товарами. [Здесь и далее в исследовании под термином “товар” понимается соответствии с Таможенным кодексом РФ “любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, использующихся для международных перевозок пассажиров и товаров”]

Рисунок 10

Источник:

1. Госкомстат РФ (Орешкин В., Внешнеэкономические аспекты структурной перестройки экономики России, Экономика и жизнь, июль 1996 г., N 30, стр. 1);

2. ГТК РФ (Таможенная статистика внешней торговли, годовые сборники, 1995г., 1996г., 1997г.).

Рисунок 11

Источник: ГТК РФ (Таможенная статистика внешней торговли, годовые сборники, 1995г., 1996г., 1997г.).

Как видно из рисунков 9 – 11 за годы экономических реформ внешняя торговля стала одной из немногих сфер экономики, вышедшей после падения, пережитого в 1991 - 1992 (частично в 1993) годах, на путь достаточно динамичного развития: так начиная с 1993 года основные показатели (внешнеторговый оборот, экспорт и импорт) демонстрируют устойчивый рост. Произошедшее снижение этих показателей в 1997 году и первой половине 1998 года объясняются неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках.

Относительно благополучная ситуация во внешней торговле обусловлена во - многом наличием в России экспортоориенированных производств, особенно в добывающей промышленности и близких к ней отраслях, потребностями народного хозяйства и населения в импортных поставках. Кроме того, до 1992 года лишь внешнеэкономическая сфера напрямую соприкасалась с рыночной конкурентной средой, и этот факт в значительной степени предопределил опережающий характер преобразований во внешней торговле и ее большую подготовленность к реформам по сравнению с предприятиями, работающими только на внутреннем рынке.

Кроме того, российские реформы во многом начались именно с либерализации внешнеэкономической деятельности, а рыночные отношения первоначально стали складываться у предприятий главным образом с зарубежными партнерами, а не с другими российскими предприятиями.

В условиях экономического спада и сокращения внутреннего спроса стабилизация промышленного производства (см. рис. 9: 1995 – 1997 годы) в значительной степени обеспечивалась за счет поставок на внешние рынки. Происходящий в определенные периоды наблюдения некоторый рост производства ряда товаров зачастую был связан с увеличением удельного веса экспортируемой продукции в общем объеме производства этих товаров.

Рисунок 12

Источник:

1. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 1997. N 2.;

2. Орешкин В. Промышленный потенциал внешней торговли России. Экономика и жизнь N 12, март 1998г., стр. 1.

Это убедительно подтверждают статистические данные приведенные на рисунке 12, которые свидетельствуют о том, что с 1992 года происходит рост удельного веса экспорта в общем объеме производства ряда важных для российской экономики топливно-энергетических и сырьевых товаров.

Кроме того, одна из ключевых проблем начала 90-х годов - насыщение российского рынка товарами была во многом решена за счет импорта. [Давыдов О. Период либерализации внешней торговли завершен. Сегодня. 7 июня 1996 г.]

Внешняя торговля в определенной мере смогла стать важным инструментом поддержки находящейся в кризисе экономики и существенным, хотя пока недостаточно совершенным фактором интеграции российской экономики в мировой рынок.

В сложившейся ситуации, связанной со сложностями формирования доходов бюджета, весьма актуальным является поиск стабильных и адекватных этой ситуации источников бюджетных доходов и их эффективное использование.

В силу рассмотренных причин внешняя торговля является одним из таких источников формирования доходов бюджета, в первую очередь его налоговых доходов.

Следовательно, способ классификации налоговых доходов на доходы от внутренней экономической деятельности и на доходы от внешнеторговой деятельности является целесообразным и обоснованным.

II способ классификации налоговых доходов

по признаку государственного ведомства, обеспечивающего поступление в бюджет соответствующих налоговых доходов (см. рис. 13):

1. налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой;

2. налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственным таможенным комитетом (Таможенными органами РФ).

Рисунок 13

III способ

Кроме классификации, представленной во втором способе, целесообразно заметить, что налоговые доходы, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой, могут быть разделены на доходы, поступающие в бюджет в денежной форме, и в неденежной форме (например, казначейские налоговые освобождения (КНО), различные зачеты). [Начиная с 1 января 1998 года в соответствии с Указом Президента РФ такого рода поступления в федеральный бюджет отменены. Вместе с тем, при изучении предлагаемого курса важно представлять, что поступление в бюджет налоговых доходов во многом обусловлено существующим в России кризисом неплатежей. И проблемы, вызванные кризисом неплатежей не могут быть решены указами, отменяющими, например, поступление средств в бюджет в неденежной форме.]

Поэтому налоговые доходы бюджета могут быть представлены с помощью рисунка 14.

Рисунок 14

Налоговые доходы федерального бюджета России, классифицированные и представленные схематично на рисунках 13 – 14 целесообразно проиллюстрировать данными официальной статистики (см. рис. 15).

Рисунок 15.

(Источник: Главное управление федерального казначейства Российской Федерации, Эксперт N 20, 2 июня 1997 года, стр. 4).

Приведенные на рисунке 15 статистические данные отражают кассовое исполнение доходной части (налоговые доходы) федерального бюджета, то есть в данном случае не учитываются различного рода налоговые доходы, мобилизуемые Государственной налоговой службой, поступающие в бюджет в неденежной форме (например, казначейские налоговые освобождения, различного рода зачеты).

Итак, доходы бюджета могут быть классифицированы и представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 4. Доходы бюджета:
[
В таблице 4 представлены виды основных наиболее “бюджетообразующих” налогов. Остальные виды объединены в “другие налоги”.]

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Доходы целевых бюджетных фондов

Налоговые доходы, полученные в результате проведения хозяйственных операций (например, производство, реализация) внутри страны, то есть операций невнешнеторгового характера

Налоговые доходы, полученные от внешнеторговых операций (таможенные платежи)

Налог на прибыль

НДС

Акцизы

Др. налоги

Итого

Таможенные пошлины

НДС

Акцизы

Итого

Налоги, мобилизуемые в бюджет Государственной налоговой службой

Налоги, мобилизуемые в бюджет Государственным таможенным комитетом

Доходы в денежной форме

Доходы в неденежной форме

Необходимо сделать оговорку, что две нижних строки приведенной таблицы в определенной степени носят приблизительный характер, поскольку в настоящее время в ряде случаев взимание налогов на внешнеторговые операции с товарами возложено на Государственную налоговую службу.

Характерными примерами в данном случае являются, взимание акциза за экспортируемый природный газ и взимание акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, экспортируемые в страны - члены СНГ.

В таблице представлены доходы по наиболее значимым для бюджета налогам (см. сноску 28), которые будут подробно рассмотрены в следующей теме.

Список литературы

1. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 248с.;

2. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 192с.;

3. Все налоги России 1997 * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 800 стр.;

4. Все налоги России * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 624 стр.;

5. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне * 1998. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 704 стр.;

6. Барышников Н. П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. В 2-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. (Серия “Бухгалтерский учет сегодня”);

7. Налоги: Учебн. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 688 с.: ил.

8. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.