Основные способы классификации налогов

с) сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5 процентов суммы выигрыша; т) налог на игорный бизнес Пп. "т" введен Федеральным законом от 31.07.98 №138-ФЗ т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5 процентов этой платы; у) сбор за пограничное оформление Пп. "у" введен Федеральным законом от 22.10.98 № 1670-ФЗ у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки;

1

2

3

4

5

6 ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых представительными органами власти - местными Советами народных депутатов; х) сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти - местными Советами народных депутатов; ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры). Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки. Ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.

1

2

3

4

5

6 ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Взимается в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти- местными Советами народных депутатов. При исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия. Федеральные налоги (комментарии): 1. Все суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "а" - "ж" и "р", "у" зачисляются в федеральный бюджет (в Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1) (см. текст в предыдущей редакции) – реально вопросы распределения доходов, полученных от соответствующих налогов регулируются бюджетным законодательством [См. законы "О федеральном бюджете на ... год".]; 2. Суммы поступлений от налога, указанного в пункте "с" и "т", пункта 1 настоящей статьи, зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определяемом законодательными актами Российской Федерации об этих налогах. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 №138-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Налоги, указанные в пунктах "к" и "л", являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов. 4. Все суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "н" - "п", зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено законом. 5. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Налоги субъектов РФ (комментарии): 1. Налоги, указанные в пунктах "а", "б" и "в", устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ (в ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Сбор, указанный в пункте "г" настоящей статьи, устанавливается законодательными актами республик в составе РФ, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов. (абзац введен Законом РФ от 22.12.92 №4178-1); 3. Федеральным законом от 31.07.98 № 150-ФЗ установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ не взимается налог, предусмотренный подпунктом "г". Местные налоги (комментарии): 1. Налоги, указанные в "а" - "в", устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами или решениями органов государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ; 2. Налоги, указанные в "г" и "д", могут вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность. 3. Налоги и сборы, предусмотренные в пунктах "з" - "х", могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти – местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. 4. Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах "ж", "з", "о", "ф" , "х" и "ч", относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). (в редакции Законов РФ от 16. 07.92 N 3317-1 и от 22 декабря 1992 года N 4178-1 –Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118). 5. Федеральным законом от 31.07.98 № 150-ФЗ установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктами "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц".

Классификация налогов на прямые и косвенные налоги

В основе этого способа классификации лежит теоретическая возможность переложения налоговых выплат на потребителей продукции, работ или услуг.

Такая возможность предполагает, что плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает прибыль или доход, владеет имуществом или получает его; окончательным же плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене товара. Однако, необходимо учитывать, что данное предположение является именно теоретическим, поскольку на практике при определенных обстоятельствах прямые налоги также в конечном итоге могут оказаться переложенными на потребителя (например, через механизм роста цен).

С другой стороны, косвенные налоги в ряде случаев сложно переложить на потребителя, так как при дополнительном введении косвенных налогов потребители далеко не всегда продолжают покупать товар по повышенным ценам в прежнем объеме, следовательно, уменьшается объем продаж товара.

В результате изменения налогового законодательства были, повышены ставки акцизов (косвенный налог) на группу подакцизных товаров. В результате повышения акцизов были увеличены цены на данные товары. Это обусловило падение объемов продаж этих товаров до такой степени, что сделало производство таких изделий невыгодным. Поэтому, в целях восстановления прежних объемов продаж производители и продавцы были вынуждены частично пересмотреть свою ценовую политику и уменьшить норму получаемой прибыли.

Классическими примерами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; косвенных налогов: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы;

Налоги, уплачиваемые предприятиями, и налоги, уплачиваемые физическими лицами

В общем виде классификация основных видов налогов с точки зрения их плательщиков может быть представлена с помощью следующей таблицы (см. табл. 3):

Таблица 3. Классификация налогов по признаку их плательщиков (предприятия и организации; физические лица).
[
Необходимо сделать пояснение, что в таблице представлены главным образом налоги уплачиваемые физическими лицами без учета того, что физическое лицо может выступать, например, как частный предприниматель. В этом случае физическое лицо является плательщиком таких налогов как акцизы, налог на реализацию ГСМ, налог на приобретение автотранспортных средств]

Основные налоги, уплачиваемые предприятиями:

Основные налоги, уплачиваемые физическими лицами:

1. НДС;
2. Акцизы;
3. Налог на прибыль; 1. Подоходный налог с физических лиц;
4. Таможенные пошлины; 2. Таможенные платежи, уплачиваемые физическими лицами при перемещении ими товаров через таможенную границу РФ;