Диагностическое обследование и ремонт нефтепровода
об аварии.2 Остановка перекачки нефти МН Калтасы-Уфа 2 на участке «Калтасы-Чекмагуш».
3 Извещение диспетчера ОАО УСМН, руководства Арланского НУ и ЛПДС «Калтасы», НПС «Чекмагуш», диспетчера ЦРС и других органов согласно схеме оповещения.
4 Сбор ЛЭС «Чекмагуш», ЛЭС «Калтасы», ЦРС «Калтасы», сервисной группы СУПЛАВ.
5 Подготовка к транспортировке бонов типа «Уж», БПС – 160 УМ металлических бонов из труб, нефтесборщиков. Подготовка к выезду трейлера - тягача, бульдозеров, экскаваторов и другой спецтехники.
6 Прибытие УУД и УАВР ЦРС «Калтасы» на место развертывания боновых заграждений.
7 Прибытие ЛЭС «Чекмагуш», УОН ЦРС «Калтасы» на место аварии (ППМН, 60 км по р. Калмашка) с агрегатом ПНА-2 и двумя агрегатами УНБ 160Ч40.
8 Установка стационарного металлического бона в рабочее положение и развертывание бонов типа «Уж», расстановка нефтесборной и откачивающей техники, разработка котлованов
9 Прибытие сервисной группы СУПЛАВ на место аварии (ППМН, 60 км по р. Калмашка). Прибытие агрегата УНБ 160Ч40 и нефтесборщика АКН-V=10 мі на место расстановки бонов.
10 Начало сбора нефти с поверхности воды нефтесборщиками с последующей закачкой в приготовленные амбары.
11 Врезка «холодным» способом задвижек Ду150 на правом берегу р. Калмашка в нефтепровод Калтасы-Уфа 2 для закачки воды и на левом берегу в нефтепровод Калтасы-Уфа 2 и нефтепровод Калтасы-Языково-Салават для откачки-закачки вытесняемой нефти.
12 Обвязка первого агрегата ПНА-2 на правом берегу вантузом Ду150 в нефтепровод Калтасы-Уфа 2 для закачки воды. Обвязка двух агрегатов ПНУ-2 на левом берегу с вантузами Ду150 в нефтепровод Калтасы-Уфа 2 и нефтепровод Калтасы-Языково-Салават для откачки-закачки вытесняемой нефти. Закачка воды в подводный переход нефтепровода Калтасы-Уфа 2 через вантуз Ду150 на правом берегу р. Калмашка и закачка вытесняемой нефти в нефтепровод Калтасы-Языково-Салават на левом берегу р. Калмашка. Объем закачиваемой нефти – V=420 м3
5.2.3 Организация управления в ЧС
В соответствии с ГОСТ Р.22.005-94 ЧС – состояние, при котором в результате источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономики и окружающей природной среде.
Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действия регламентированы в «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий», утвержденной Госгортехнадзором 28 ноября 1988 года.
Ответственным руководителем работ по ликвидации аварий является главный инженер предприятия. Непосредственное руководство работами по тушению пожаров возложено на старшего начальника пожарной охраны, который должен выполнять задачи, поставленные ответственным руководителем работ по ликвидации аварий.
Начальник объекта, в котором произошла авария, выполняет функции ответственного исполнителя работ по ликвидации аварий.
Начальник смены, в которой произошла авария, лично или через ответственных подчиненных немедленно вызывает пожарную часть, а также извещает об аварии диспетчера предприятия.
При сигнале об аварии (сирена, гудок, звонок, сигнализация) все работающие, кроме лиц, участвующих в ликвидации аварии, обязаны немедленно принять меры индивидуальной защиты и покинуть рабочее помещение, двигаясь согласно плану эвакуации.
5.3 Экологичность проекта
С точки зрения безопасности и экологичности проекта при аварии принято считать ущерб от загрязнения нефтью окружающей природной среды (экологический ущерб). Немаловажным фактором являются также количественные потери нефти.
Причины возникновения аварии устраняются проведением внутритрубной диагностики, капитальным ремонтом внешней изоляции, заменой обнаруженных дефектных участков.
Исходя из вышеперечисленных причин для исключения аварийных выбросов опасных веществ, приняты следующие технические решения, которые уже реализуются с 1995года.
К ним относятся:
техническая диагностика нефтепроводов путем пропуска внутритрубных инспекционных снарядов "Калипер", "Ультраскан", “Магнескан” и др. [2];
определение сроков первоочередной ликвидации дефектных участков [27];
плановая замена дефектных участков нефтепроводов [27];
выборочная проверка состояния наружной изоляции и плановый капитальный ремонт нефтепроводов с наружной изоляцией [29].
Эти мероприятия позволяют существенно сократить количество аварий на линейной части и предотвратить экологическую катастрофу.
Цель безопасности и экологичности при ремонте и эксплуатации трубопровода – исключение или максимальное ограничение вредных воздействий аварии на эти объекты, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Мероприятия по обеспечению безопасности и экологичности окружающей среды при ликвидации аварии заключатся в сборе разлитой нефти с поверхности водоёмов и почвы, проведении рекультивации нарушенных территорий.
Локализация, сбор и удаление нефти и нефтепродуктов с поверхности водоёмов – сложные и трудоёмкие процессы вследствие малой толщины нефтяной плёнки и относительно высокой скорости её распространения.
Для предотвращения разлива нефти и возможности попадания вытекшей нефти водоёмы, водотоки, загрязнения лесных массивов, сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, дорог с учетом рельефа местности должны быть созданы земляные обвалования и амбары для сбора разлитой нефти.
При сооружении земляных амбаров должны соблюдаться условия:
объем амбара должен обеспечивать прием разлитой, откачиваемой и влившейся самотеком нефти из нефтепровода;
основание и стенки амбаров должны быть уплотнены пленками;
уровень заполнения нефтью амбара должен быть ниже от верха обвалования на 0,5 м;
должен быть устроен не ближе 100 м от места проведения аварийных работ(допускается уменьшить это расстояние до 50 м при температуре воздуха ниже 1000С).
Откачка нефти осуществляется с помощью передвижных насосных агрегатов (ПНА). После того, как всасывание оставшейся нефти передвижными насосными установками становится невозможно, применяют следующие средства сбора нефти:
нефтесборщики вакуумные универсальные;
поглотители;
биопрепараты.
Применяют также подручные средства: сухой торф, солома, опилки, резиновая крошка, шелуха.
Рекультивация – это восстановление плодородных свойств почвы, дающее возможность возделывания сельскохозяйственных культур.
Рекультивацию следует проводить в два этапа:
техническая рекультивация;
биологическая рекультивация.
Используют следующие методы:
естественная рекультивация под воздействием природных факторов (испарения, выветривания, окисление почвенными микроорганизмами, под воздействием кислорода воздуха и солнечного тепла;
техническая рекультивация. В зависимости от степени влажности грунтов или почвы:
а) При нормальной влажности. Если площадь и глубина незначительные, то производят только срезку загрязненной почвы. При значительном объеме загрязнения почвы производится срезка, удаление, и замещение свежим грунтом (почвой);
б) При значительной влажности грунтов или высоком уровне грунтовых вод может использоваться промывка загрязненного грунта (почвы) чистой грунтовой водой;
биологическая рекультивация. Используют специальные бактерии.
В экологической части дипломного проекта рассмотрены мероприятия позволяющие сохранить экологическое равновесие при производстве работ на нефтепроводах, снижают до минимума влияние отрицательных факторов, воздействующих на почву, растительность, воздушное пространство, водные ресурсы и другие компоненты природной среды при проведении различного вида ремонтов.
6 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В данном разделе рассчитывается экономический эффект от проведения диагностики участка «Калтасы-Чекмагуш» нефтепровода «Калтасы-Уфа-2». Рассматривается сравнение двух технологий ремонта нефтепровода, новой и старой.
Определим экономический эффект от проведения диагностики участка «Калтасы-Чекмагуш» нефтепровода «Калтасы-Уфа-2» протяженностью 109 км, диаметром 720 мм, на основе следующих данных.
Таблица 6.1
Исходные данные
Новая технология |
Старая технология |
||
Всего опасных дефектов, шт | 239 | 239 | |
Объем работ по замене, км | труб | 2 | 2,5 |
изоляции | 1 | 2 | |
Ремонт локальных дефектов, шт | 10 | - | |
Оставшиеся опасные дефекты, шт | - | 5 |
Стоимость ремонта (замены) 1 км трубы 4,22 млн.р./км; стоимость ремонта 1 км изоляции (без замены трубы) 0,809 млн.р./км. Затраты на подготовительно-заключительные работы при проведении ремонта сплошным методом 0,48 млн.р./км. Затраты на оплату услуг ЦТД «Диаскан» составили 2393,64 тыс.р. Текущие затраты самого предприятия на подготовительные работы к диагностике составили 150 тыс.р. Затраты на ремонт одного локального дефекта составляют 35 тыс.р. Капитальные затраты предприятия на диагностику (реконструкция камер, покупка скребков) составили 2,1 млн.р. Амортизационные отчисления 5% от стоимости основных фондов. За расчетный период принять 10 лет. Удельный ущерб от одной аварии составляет 2,55 млн.р. Вероятность развития дефекта в аварию 0,5.
В расчете суммарный ущерб от всех аварий распределить равномерно по годам расчетного периода, т.е.:
млн.р./год
Принять, что экономия за счет сокращения затрат на ремонты реализуется в первый год расчетного периода.
Методика расчета экономического эффекта от проведения диагностики.
Для анализа эффективности от проведения внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов используются следующие критерии:
чистый дисконтированный доход (ЧДД);
индекс доходности (ИД);
период возврата инвестиций (Ток).
Чистый дисконтированный доход определяется по формуле:
,
где Рt – стоимостная оценка результатов осуществления проекта за год t;
Зt – стоимостная оценка полных затрат на осуществление проекта за год t;
Е – норма (ставка) дисконта;
Т – период службы проекта.
Если из состава полных затрат Зt исключить капитальные вложения Кt (инвестиции на t-м году) то формула приобретает следующий вид:
,
где З/t – затраты на t-м году без учета капитальных вложений;
К – дисконтированные капитальные вложения.
Величина Рt – Зt представляет собой годовые поступления по проекту. Разработаны специальные таблицы, позволяющие находить величины коэффициентов при заданных значениях Е, T и t.
Проект считается эффективным, если величина ЧДД имеет положительное значение.
Индекс доходности (ИД) определяется как отношение суммы приведенных эффектов к сумме дисконтированных капитальных вложений:
,
Величина индекса доходности тесно связана с величиной чистого дисконтированного дохода. Если ЧДД положителен, то ИД>1 и проект эффективен.
Период возврата инвестиций или срок окупаемости Ток характеризует период времени, начиная с которого результаты внедрения проекта превышают первоначальные капитальные вложения и другие затраты. При определении срока окупаемости с учетом фактора времени используется следующая формула:
,
Ток можно определить по формуле:
,
где Эn-1, Эn – интегральный экономический эффект за период tn-1 и tn соответственно.
Интегральный экономический эффект учитывает приведенную стоимость и капитальные вложения с целью получения будущего дохода с учетом дисконта, банковских ставок в процентах, дивидендов и др.
Величина
Рt- Зt’=ПЧt+Аt+Лt
где ПЧt - чистая прибыль (прибыль после вычета налогов) в году t ;
Аt - амортизационные отчисления в году t ;
Лt – ликвидационная стоимость основных фондов в году t .
Прирост прибыли ПЧt от проведения диагностики образуется за счет следующих факторов:
Экономии издержек в результате уменьшения объемов ремонтных работ за счет выборочного ремонта;
Исключения аварийных потерь вследствие тех опасных дефектов, которые не могли быть выявлены традиционными методами;
Экономии затрат на проведение гидроиспытаний.
Одновременно себестоимость транспортировки нефти возрастает за счет затрат на диагностику.
Таким образом,
ПЧt=DПРt+DПУt-DПДt
где DПРt - увеличение прибыли за счет снижения затрат на ремонтные работы ( в первый год расчетного периода );
DПУt - предотвращенный ущерб от аварий и отказов в году t;
DПДt - текущие затраты на диагностику в году t .
Предотвращенный ущерб от аварий и отказов складываются из:
ущерба от повреждения линейной части нефтепровода;
ущерба от утечки нефти;
ущерба от загрязнения окружающей среды.
Затраты на диагностику DИД включают в себя :
оплату услуг Центра технической диагностики-DИЦТД;
текущие затраты на подготовительно-заключительные работы (пропуск скребков, создание запасов продукции у потребителя или свободной емкости у поставщиков)- DИПЗР;
DИД=DИЦТД+DИПЗР
Увеличение прибыли за счет снижения затрат на ремонтные работы определяются следующим образом :
DПР=DИР1+DИР2-DИР3+DИРп
где DИР1- снижение затрат на проведение ремонта с заменой труб (при длине отдельных участков, превышающих длину одной стандартной трубы),
DИР1=DL1ЧСР1
где DL1- уменьшение протяженности ремонтируемого участка, км;
СР1- стоимость ремонта одного км трубы.
DИР2- снижение затрат на проведение ремонтов нефтепровода со сплошной заменой изоляции в траншее без замены труб,
DИР2=DL2ЧСР2
где DL2- уменьшение протяженности ремонтируемого участка, км;
СР2- стоимость ремонта 1 км изоляции.
DИР3- затраты на проведение ремонтных работ по устранению локальных дефектов, включая дефекты, требующие вырезки трубы и вварки катушки (до одной трубы),
DИР3=nЧСР3
где n- количество дефектов;
СР3- затраты на ремонт одного дефекта,
DИРп- снижение затрат на подготовительно-заключительные работы при проведении ремонтов (включая гидроиспытания),
DИРп=DL1ЧСРп
где СРп- стоимость подготовительно-заключительных работ на 1 км трубы.
Капитальные затраты на диагностику включают :
затраты на реконструкцию камер;
затраты на покупку скребков.
DИР1=DL1ЧСР1=0.5Ч4.22=2,11 млн.р.;
DИР2=DL2ЧСР2=1Ч0,809=0,809 млн.р.;
DИР3=nЧСР3=10Ч0,035=0,35 млн.р.;
DИРП=DL1ЧСРП=0,5Ч0,48=0,24 млн.р.;
DПР1=2,11+0,809-0,35+0,24=2,809 млн.р.;
DП1=2,809+0,6375-(2,394+0,15)=0,903 млн.р.
Период возврата инвестиций определим графоаналитически по формуле. На рисунке 6.1 точка пересечения линии интегрального экономического эффекта и оси абсцисс – это искомая величина срока окупаемости от начала 0-го года.
года.
Так как индекс доходности положительный, ставка дисконта меньше внутренней нормы доходности и срок окупаемости небольшой, то проект можно считать выгодным.
ВНД=27%.
Результаты расчета указывают на высокую эффективность диагностики, ее развитие обеспечивает дальнейшее повышение надежности нефтепроводов и в конечном счете снижение затрат на перекачку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе эффективности от проведения внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов использовались следующие критерии:
чистый дисконтированный доход (ЧДД);
индекс доходности (ИД);
период возврата инвестиций (Ток).
Так как индекс доходности положительный, ставка дисконта меньше внутренней нормы доходности и срок окупаемости небольшой, то проект можно считать выгодным. Срок окупаемости составляет 4,37 года, ВНД=27%.
Результаты расчета указывают на высокую эффективность диагностики, ее развитие обеспечивает дальнейшее повышение надежности нефтепроводов и в конечном счете снижение затрат на перекачку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы / Минстрой России. – М.: ГУПЦ ПП, 1997. – 52 с.
Бабин Л.А. и др. Типовые расчеты при сооружении трубопроводов. – М.: Недра. 1995 – 255 с.
СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ. – М.: Стройиздат, 1985. – 80 с.
Бородавкин П.П. и др. Подводные трубопроводы. – М.: Недра, 1979. – 415 с.
Шаммазов А.М. и др. Подводные переходы магистральных нефтепроводов. – М.: Недра, 2000. – 236 с.
Зайцев К.И., Шмелева И.А. Справочник по сварочно- монтажным работам при строительстве трубопроводов. – М.: Недра, 1982. – 223 с.
Золотницкий Н.Д., Пчелинцев В.А. Охрана труда в строительстве. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1978. – 408 с.
ГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии. – М.: Издательство стандартов, 1998. – 42 с.
Броун С.И., Кравец В.А. Охрана труда при сооружении газонефтепроводов и газонефтехранилищ. – М.: Недра, 1978. – 239 с.
Бородавкин П.П., Березин В.П. Сооружение магистральных трубопроводов. Учеб. для вузов. – М.: Недра, 1987. – 471 с.
РД 153-39.4-056-00. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. – Уфа: ИПТЭР, 2000. – 150 с.
Паспорт подводного перехода магистрального нефтепровода «Калтасы – Уфа – II» через р.Калмашка
Технический отчет по диагностическому обследованию нефтепровода «Калтасы – Уфа – II » внутритрубным инспекционным прибором «Ультразвуковой дефектоскоп WM».
Технический отчет по полному обследованию ППМН «Калтасы – Уфа II» диаметром 720 мм. через р. Калмашка 107,8 км. трассы
Паспорт магистрального нефтепровода «Калтасы – Уфа II»
Паспорт очистного скребка СКР-1
РД 153–39.4–067–04* «Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов» – М.: ОАО «АК «Транснефть», 2004. – 75 с.
Регламент по очистке магистральных нефтепроводов. – М.: ОАО «АК «Транснефть», 2005. – 15 с.
ВППБ 01-05-99. Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Зарегистрированы ГУ ГПС МВД РФ, введены с 01.08.00. – 45 с.
ВСН 006-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 96 с.
ВСН 008-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 85 с.
ВСН 010-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Подводные переходы. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 88с.
ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 101 с.
ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 78 с.
ВСН 014-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 92 с.
ВСН 007-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Конструкции и балластировки. – М.: Миннефтегазстрой, 1990. – 98 с.
Паспорт прибора толщиномер МТ-50НЦ
Соловьева И.А. Методика расчета экономической эффективности. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 32 с.
РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы. – Уфа: ВНИИСПТнефть, 1995. – 68 с.
Технология проведения работ по диагностированию действующих магистральных нефтепроводов внутритрубными инспекционными снарядами. – М.: «АК «Транснефть», ЦТД, 1994. – 256 с.
ГОСТ 25812-83. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 64 с.
Правила охраны магистральных трубопроводов. Подводные переходы. М.: Миннефтегазстрой, 1993. – 205 с.
РД 153 – 39.4Р – 130 – 2002* «Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов» М.: ОАО «АК «Транснефть», 2004. – 256 с.
ГГН 2.25 686-98. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. Минздрав России. - 1998. – 28 с.
Регламент представления срочных донесений об авариях и отказах на магистральных нефтепроводах, НПС и РП и их учет. Утв. ОАО «АК «Транснефть» 30.12.2000. – 23 с.