Экспертиза социально-культурных проектов
Благотворительными трастами «ПЬЮ» и Всемирным банком.В грантовых проектах привлечение ресурсов возможно в различных формах – выделение специалистов и экспертов, предоставление информации, оборудования, технологий др. Но наиболее распространенная форма – это поиск и привлечение финансовых ресурсов.
Для многих людей в России сегодня уже не является новым словосочетание «фонды выдают гранты». Фонд – это благотворительная организация, оказывающее безвозмездную материальную, финансовую, организационную и иную помощь учреждениям и организациям различных уровней и направлений деятельности, творческим коллективам, частным лицам для реализации их проектных идей.
Фонды бывают международными, зарубежными и российскими. Согласно статистике, в России работают более 3000 различных фондов. Однако, в последнее время, в связи активным внедрением проектного подхода во все сферы и области жизнедеятельности, будь то национальные проекты, региональные и муниципальные конкурсы или даже текущая деятельность организации, гранты стали выдавать не только фонды, как специальные финансовые организации, но и органы власти различных уровней, а также специальные организации, создающиеся крупными бизнес компаниями для осуществления благотворительной деятельности.
Зарождение фондов в России началось в период перестройки, чему покровительствовала жена М.С. Горбачева – Раиса Максимовна. Раиса Максимовна возила Джорджа Сороса по стране с целью привлечения в неё зарубежных фондов.
Фонд «Евразия» организовался в России в 1993 году и поддерживал локальные инициативы в области гражданского общества, развития частного предпринимательства, общественного управления и политики. С 1993 года фонд «Евразия» выделил 7 300 грантов на общую сумму свыше $150 миллионов в 12 бывших республиках СССР. [2]
К концу 2004 года фонд «Евразия» свернул в России свою деятельность. Его миссию продолжил новый фонд, о котором было заявлено в ноябре 2004 года – Фонд «Новая Евразия» (ФНЕ), созданного как партнерский проект России, США и Европы. Основные задачи нового фонда – поддержка и укрепление гражданского общества в России, а также содействие интеграции страны в мировое сообщество.
Стоит отметить еще один значимый фонд – фонд местных сообществ. Данное исследование проводилось в рамках программы развития фондов местных сообществ (ФМС) России в 2007–2008 гг. Программа реализуется CAF Россия при финансовой поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта.
Начиная с 2003 года CAF Россия реализовал несколько видов грантовой программы, в рамках которых фонды местных сообществ (ФМС) получили финансовую поддержку на свое организационное развитие, а также на развитие и продвижение модели в различных регионах РФ. В настоящее время активно работают около 30 фондов, 26 фондов входят в Партнерство ФМС России. За это время некоторые фонды приобрели устойчивость, создали или начали создавать неприкосновенный капитал, имеют в собственности помещение, обладают высококлассными специалистами как в области управления социальными проектами, так и в грантмейкинге [7].
Программа развития ФМС, которая насчитывает уже более 10 лет деятельности, ставила перед собой задачу и во многом способствовала наращиванию такого потенциала в России. Менеджеры программы постоянно проводили мониторинг не только текущей деятельности фондов, но и анализ потребностей, как в развитии их профессиональных компетенций, так и новых направлений деятельности, которые способствуют дальнейшему развитию модели.
Значительную роль в Программе занимал грантовый конкурс, в основе своей содержащий направления на организационное и профессиональное развитие фондов, а также консультационные гранты на продвижение модели, когда фонды оказывали консультационную поддержку инициативным группам или организациям, которые планировали стать фондами.
В 2007 году в Программе появилось новое направление «Экспертные гранты». Задача данного направления – это повышение экспертного потенциала фондов местных сообществ по оценке собственной деятельности, эффективности проектов и программ, реализуемых при поддержке фондов в своих сообществах и повышение качества и эффективности конкурсов. Это новый формат программы, появление которого определялось тем, что большинство фондов не имеет практического опыта применения механизмов, инструментов и специалистов в области оценки.
Отсутствие таких инструментов и неумение использовать результаты оценки для продвижения ФМС как организации в своих сообществах, выработки стратегии и выхода на новые программы, все это было выявлено в результате мониторинга деятельности фондов в рамках программ поддержки и развития ФМС в России.
В 2007–2008 гг. по направлению «Экспертные гранты» в рамках Программы развития ФМС 7 фондов смогли провести оценку своей деятельности. Для этого привлекались различные специалисты, как собственные, имеющиеся в некоторых фондах, так и привлеченные внешние эксперты.
На общероссийском уровне также можно отметить, проведенный в 2004 году Социальный форум в Перми. [ПРИЛОЖЕНИЕ №5]
В нем приняли участие более 2 тыс. представителей некоммерческих организаций, бизнеса и власти из всех федеральных округов Российской Федерации. Основными направлениями работы форума явились «Рынок социальных моделей и технологий», «Выставка достижений: презентация успешных практик и проектов социального партнерства», «Инициативы форума: гражданская экспертиза, проектирование и программирование». Основной задачей форума было обсуждение инициативы В.В. Путина о создании Общественной палаты.
Социальный форум-2004 организован как движение социальных проектов и инициатив, направленных на развитие гражданских институтов социальной политики, механизма взаимодействия предпринимательского сообщества с экспертными центрами. Анализируя деятельность форума, можно отметить важные решения: была разработана общая стратегия развития социальной инфраструктуры на ближайшие годы; эксперты, которыми являлись члены форума, давали оценку перспектив развития общественных инициатив и становления гражданского общества. Проведение такого масштабного форума послужило толчком для внедрения социальных программ [23].
Интересен также опыт работы Нижегородского профессионального экспертного исследовательского центра «Мера». «Мера» – некоммерческое партнерство политического консультирования и гуманитарных исследований, негосударственное научно-исследовательское учреждение. Основано в 1992 году (первоначальное название – Нижегородский исследовательский фонд. За годы работы с разнообразными партнерами, экспертная команда «Меры» сформировала базовый комплекс предложений, который расширяется по мере развития переговоров с учетом конкретной ситуации. Для реализации контрактных обязательств «Мера» формирует мобильные коллективы из высококлассных специалистов, имеющих богатый опыт и хорошую репутацию. Центр осуществляет работу по различным направлениям, включая диагностику социально-культурной ситуации с использованием стандартных и оригинальных исследовательских методик, коррекция и разработка стратегий повышения эффективности представленных на экспертизу проектов. А также организация теоретических и деловых форумов, тренингов и деловых игр, проектирование и запуск клубных структур, дискуссионных площадок.
В России сегодня предпринимаются попытки создания гражданского общества, в том числе посредством создания НКО и общественных экспертных советов. Однако на практике провести общественную экспертизу в соответствии с законом достаточно сложно и дорого. Во-первых, закон оставляет множество лакун, не учитывая, например, места юридической регистрации общественной экспертизы. Не учтены в нем и следующие моменты: Как получить объект экспертизы? Как узнать сроки госэкспертизы? Как зарегистрировать свое заключение в уполномоченном органе, и как это заключение может быть утверждено? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают у практиков.
Кроме того, процедура экспертизы проекта всегда затратна. Финансовые средства необходимы для публикации информационного сообщения о начале экспертизы и ее результатах в СМИ (на коммерческой основе, если не удастся договориться); для размножения объекта экспертизы для экспертов (может оказаться, что в комиссии большое количество членов, а проект – около 1000 листов); на оплату работы экспертов, председателя и секретаря; на командировки – выезд комиссии на место. Довольно часто приходится сталкиваться с мнением, что общественная экспертиза должна быть бесплатной. Исходя из списка расходов, данного выше, это невозможно. Даже если некоторые эксперты согласятся работать бесплатно, то время председателя и секретаря должно быть оплачено – на них ложится огромный объем работы.
Все эти сложности возникают, как уже было сказано, из-за высокого статуса экспертизы, определяемого действующим законодательством.
Говоря о тенденциях развития экспертной деятельности, отметим, что сегодня оценивание рассматривается в контексте демократизации общества как инструмент обеспечения открытости и отчётности процессов принятия управленческих решений. Здесь также важно взаимодействие в процессе разработки программ, проектов и регулирующих документов между государственными органами, субъектами бизнеса и гражданским обществом.
В настоящее время на стадии разработки любого коммерческого или социального проекта до 10% бюджета проекта отводится на оценку его выполнения. Это, в свою очередь, подтверждает важность части экспертной оценки в создании проекта, ведь методические характеристики экспертизы позволяют учитывать особенности социальных процессов как предпосылок и результатов управленческой деятельности.
2.3 Состояние проблемы экспертизы в регионе
В последнее время Прикамье стало экспериментальной площадкой в области создания и реализации различных социально-культурных проектов. Для нашего региона, именуемого центром гражданского общества, характерно проектное мышление и искусство опережать время. Наши специалисты уже не столько перенимают, сколько делятся передовым опытом. Однако в идеале опыт должен быть подвергнут экспертной оценке и вылиться в перечень конкретных и эффективных действий.
Упомянутый выше Всероссийский Социальный форум 2004 – это некая открытая площадка для привлечения столичных аналитиков и международных экспертов, опытных проектантов и потенциальных зарубежных партнеров в краевой центр. Это отличная возможность представить на суд экспертов и коллег из других регионов все пермские экспериментальные наработки в сфере управления развитием региона и перспективные проекты, касающиеся социальной сферы. К примеру, на форуме была представлена стратегия социально-экономического развития нашего региона, которая будет интересна и другим субъектам РФ.
Еще одна составляющая нашего интереса к подобному мероприятию – обсуждение вопроса политики распределенной ответственности. Некоторые региональные проекты успешно идут в локальном варианте, но требуют некоторой доработки и завершенности на федеральном уровне [23].
Названные признаки благоприятных перемен обнаружили и новые проблемы, связанные, прежде всего, с нормативным и законодательным обеспечением разнообразия форм гражданского участия в организации и реализации региональных социальных проектов. Наиболее проблемной областью является гражданское участие в экспертизе государственных и коммерческих региональных проектов. Законодательная база такого участия слаба, противоречива и нуждается в совершенствовании, в том числе за счёт развития практик «социального партнёрства», «общественных договоров» и «культуры мира». В то же время, ряд федеральных законов открывает новые возможности для такого рода участия. В частности, новый закон «Об основах местного самоуправления» заметно расширяет формы непосредственного участия центров гражданской активности в выработке и принятии решений на уровне муниципалитетов.
Участники презентационной площадки выражают уверенность в необратимости названных позитивных изменений, а также готовы и в дальнейшем инициировать и поддерживать процессы формирования региональных центров гражданской активности, включающей в себя и общественное участие, и экспертизу, и мониторинг, и консультирование. Кроме того, необходимо поддерживать процессы сетевой организации таких центров, процессы формирования региональных «интерфейсов» социальных проектов, которые бы предлагали повестку дня социальной политики, как региональным властям, так и региональному бизнесу [21].
Ни одна инициатива сейчас не может пройти без такой формы как социально-культурный проект. Установление такой экспериментальной площадки особенно характерно для нашего города. Пермь, по мнению, многих представителей СМИ – «территория активного гражданского общества, ей свойственно проектное мышление и искусство опережать время» [6]. Наши специалисты уже не столько перенимают, сколько делятся передовым опытом.
По словам вице-губернатора Пермского края Татьяны Марголиной, в нашем регионе проведение мероприятий социально-культурной направленности уже стало своего рода традицией. Основа для проведения конкурсов и ярмарок социальных проектов закладывалась именно в нашем городе, а уже потом и в других регионах Приволжского федерального округа, результатом чего стало появление окружной ярмарки социальных и культурных проектов. Оформились новые направления в ярмарочно-выставочной деятельности такого рода, как написание грантов, социальная ответственность бизнеса, экспертиза. Безусловно, важно и открытие в этом году второго павильона Пермской ярмарки, ставшее дополнительной предпосылкой для принятия решения в пользу Перми [28].
За время работы системы социального партнерства в Прикамье удалось создать приемлемую нормативно-правовую базу. Региональная концепция социальной политики предусматривает понятие «социальная ответственность», в стратегии социально-экономического развития Пермского края прописана включенность граждан, общественных организаций и бизнеса в решение социальных вопросов. В области разработан и действует закон о благотворительности. В 2004 году был принят закон о взаимодействии органов государственной власти и НКО в сфере социальной политики, вышел в свет закон о социальном заказе.
Результатом такой активной общественной политики явилось создание в 2007 году Пермской гражданской палатой, Обществом развития предпринимательских инициатив и несколькими гражданскими экспертами из Перми и Москвы Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ». [ПРИЛОЖЕНИЕ №6] Организация создавалась для экспертной, консультационной и информационной поддержки деятельности граждан и их объединений по реализации общественных интересов, в т.ч. во взаимодействии с органами власти. Активная деятельность фонда с первых месяцев существования стала возможной благодаря тому, что объединили усилия эксперты гражданских организаций, которые имеют более чем десятилетний опыт проведения независимых исследований и разработки экспертных решений для успешных гражданских действий в Пермском крае и других регионах РФ, а также на федеральном уровне.
Целью организации является повышение эффективности деятельности объединений граждан и общественных организаций, усиление их роли во взаимодействии с органами власти для решения общественных проблем, для продвижения в России ценностей и практики гражданской политики, развития гражданской экспертизы. Особой сферой ответственности Центра является формирование гражданской «повестки дня» в обновлении социальной и гуманитарной жизни в России, участие специализированных и низовых институтов гражданского общества в модернизации. Миссия реализуется через предоставление экспертной, информационной и консультационной поддержки общественным организациям и инициативным группам граждан, а так же реализацию собственных гражданских инициатив.
Фонд в тесном партнерстве с другими общественными организациями Пермского края и других регионов осуществляет несколько проектов, направленных на продвижение технологий гражданского влияния, гражданского консалтинга, гражданской экспертизы. В частности, при поддержке Фонда Мотта действует «Служба поддержки гражданских инициатив в общественных интересах», в рамках которой инициативные группы, которые ведут деятельность по защите гражданских интересов и обращаются в приемную Пермской гражданской палаты, получают от экспертов Центра «ГРАНИ» консультационную, методическую помощь. Ведётся работа по формированию и пополнению библиотеки консультационных методических материалов с привлечением экспертов из различных гражданских сфер деятельности: правозащитников, специалистов по защите прав малого и среднего бизнеса, экологов. В мае-июне 2008 года в деятельности по проведению гражданского контроля школьных учреждений по разработанной Центром методике приняло участие не менее 250 человек (родителей, студентов, гражданских активистов и т.п.). Успешно реализуется программа Пермских публичных лекций и дебатов – независимой площадки для общественных диалогов по наиболее острым проблемам общественной жизни. Публичные дискуссионные мероприятия, публичные лекции, которые читают «ключевые игроки» и известные интеллектуалы региона, включая руководителя Пермской гражданской палаты, губернатора Пермского края, краевого Уполномоченного по правам человека, руководителя общественной организации Анархо-экологического сопротивления и т.п. В июле 2008 года стартовал проект «Гражданский консалтинг – гражданским инициативам», реализуемый при поддержке фонда Форда. Он направлен на создание специализированного консалтингового «гражданского сервиса»: консультирование общественных организаций по вопросам развития технологичности и увеличению устойчивости гражданской деятельности, по современному управлению гражданскими организациями, решению конфликтов с органами власти и надзорными инстанциями.
Таким образом, рассмотрев мировой, российский и региональный опыт экспертной деятельности, можно отметить тенденцию использования специальных экспертиз для оценки той или иной инициативы. Важно при этом обратить внимание на аналитическую работу фондов и НКО в нашей стране. Фонды, в свою очередь, как занимаются собственной диагностикой ситуации, так и прибегают к специализированным органам, занимающимся обеспечением мониторинга социальных и культурных новаций.
Организация и проведение Социального форума в Перми в 2004 году подтверждает заинтересованность государственных структур в диалоге бизнеса и организаций социально-культурной сферы, в комплексном развитии всей инфраструктуры. Наблюдается заметное увеличение количества конкурсов социально-культурных проектов, организованных под патронажем мировых и общероссийских фондов. Это свидетельствует о взаимодействии экспертов высшего уровня и проектантов различных проблемных уровней общественной жизни. Финансовые средства выделяются в зависимости от ценности проекта для фонда или учреждения, которая определяется средствами экспертной оценки: диагностика ситуации с использованием стандартных и оригинальных исследовательских методик, разработка программ адаптации и дополнение социально-культурных проектов, практическое сопровождение реализации предложений и рекомендаций на начальном этапе создания проекта.
3. Проект по созданию студенческой экспертной группы «Практик»
Паспорт проекта
Наименование проекта: | Студенческая экспертная группа «Практик» при кафедре социально-культурной деятельности Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК) |
Дата принятия решения о разработке проекта: |
Решение Ученого Совета ПГИИК от «___» ___________г. № ____ |
Государственный заказчик, директор проекта: | Комитет по культуре администрации города Перми, Председатель комитета по культуре Торчинский В.М. |
Основные исполнители: |
студенты ПГИИК специальности «Социально-культурная деятельность» преподаватели кафедры социально-культурной деятельности ПГИИК |
Основные разработчики программы | Уржумцева М.А., студентка группы МК-41 |
Срок реализации программы: |
01 сентября 2011 – 31 мая 2012 г. в случае успешной работы – постоянная практика сотрудничества |
Основные мероприятия программы |
Юридическое оформление студенческой экспертной группы «Практик» при Комитете по культуре города Перми (01.09.2011–05.09.2011). Согласование учебного плана и сроков проведения конкурсов социально-культурных проектов (05.09.2011–10.09.2011). Анализ проектов; вынесение заключений (13.09.2011–30.03.2012). Составление отчета о проделанной работе (30.03.2012–05.04.2012). |
Важнейшие целевые показатели | Организация взаимовыгодного сотрудничества между студентами специальности социально-культурная деятельность и Комитетом по культуре г. Перми. Помощь в экспертной оценке и обеспечение практической деятельности в рамках специальности – приемлемые обеим сторонам условия. |
Ожидаемый конечный результат | Утверждение студенческой группы «Практик» при Комитете, постоянная практика экспертной деятельности студентов под контролем специалистов |
Объем и источники финансирования | Бюджет проекта – 107 260 рублей. 30% из стипендиального фонда ПГИИК и 70% – средства гранта Комитета по культуре г. Перми |
Система контроля за исполнением программы | Контроль за ходом реализации проекта осуществляет Комитет по культуре города Перми совместно с Ученым Советом ПГИИК |
Введение в проблему
Cоциально-культурные проекты, реализуемые во всем мире, сегодня являются неотъемлемой частью гражданского участия в политической жизни страны. Культурная политика развитых стран строится на государственных заказах. Общество отвечает на них проектом оптимизации культурного ландшафта. Для отбора наиболее качественных и эффективных идей существует экспертиза, дающая объективную оценку рентабельности и реалистичности предложенных на конкурс программ.
Социальные инициативы в мире также поддерживаются крупными фондами – «Евразия», Фонд Форда, Фонд Сороса и др., – имеющими свои представительства во многих странах. Фонды имеют свой состав специалистов по оценке предложенных на финансирование проектов. Однако зачастую эксперты с экономическим образованием не способны качественно оценить социокультурную ситуацию, предложенную в проекте.
В России в наши дни остро стоит вопрос о принятии эффективных мер по обеспечению экономической, социальной, военной, экологической, технологической и информационной безопасности, снижению риска при реализации социально и экономически значимых федеральных и региональных программ, выполнении крупных инвестиционных, инновационных, научно-технических, экологических и социально-культурных проектов. Принятие государственных решений по таким проектам должно основываться на профессиональной и всесторонней, комплексной общественной экспертизе.
Сегодня, говоря об экспертной деятельности, мы осознаем ее как естественную составную часть российской политики. Во времена советской власти экспертиза использовалась ограниченно, а нередко и формально, подтверждая те решения, которые, по существу, уже были приняты руководством страны.
Работа представительств крупных международных фондов в нашей стране, таких как «Новая Евразия», Институт «Открытое общество», позволяет говорить о глобализационных процессах, которые позволяют сегодня перенять опыт западных коллег по развитию и поддержке общественного участия в жизни страны средствами проектной деятельности.
Интерес представляет опыт создания программы развития фондов местных сообществ (ФМС) в различных регионах России. Программа, частью которой стало направление «Экспертные гранты», предполагала развитие и повышение экспертного потенциала ФМС по оценке собственной деятельности. Все это доказывает, что большинство фондов и других общественных организаций в нашей стране не имеет практического опыта применения механизмов в области оценки собственной деятельности.
Состояние проблемы
В Пермском крае сегодня проходит довольно большое количество конкурсов социально-культурных проектов. Как правило, их оценивают учредители – представители властных структур, или их доверенные лица. С увеличением числа таких конкурсов, и стремлением к увеличению гражданских инициатив, в недалеком будущем, учредители не смогут самостоятельно проводить экспертизу проектов. Важным становится создание дополнительных объектов оценочной деятельности, экспертами которых становятся люди, относящихся к области социально-культурной сферы.
Можно отметить, что большая часть экспертиз в Пермском крае проводится заочно, так как этот способ наиболее дешевый, но не эффективный и часто вводит в заблуждение.
Рассматривая проблему объективности управленческих решений по отношению к социально-культурным проектам, нельзя не обратить внимание на отсутствие аппарата квалифицированной экспертизы.
Таким образом, создание специализированной группы студентов, учебная деятельность которых будет дополнена практикой в области экспертной оценки, позволит качественно и с наименьшими затратами реализовать функцию экспертирования социально-культурных проектов. В такой экспертной группе совмещаются признаки государственной и общественной экспертизы, так как будущая профессия (специальность) студентов имеет прямое отношение к заявленным социально-культурным проектам, и, при этом, участники экспертного совета являются частью социально-культурного пространства региона – фокус-группой. Данный вид деятельности позволит студентам закрепить полученные теоретические знания на практике, познакомится с направлениями культурной политики города, глубоко проникнуть в природу проектной деятельности – наиболее перспективной сегодня в социально-культурной сфере.
Цель проекта
Основной целью проекта «Практик» является организация взаимовыгодного сотрудничества Комитета по культуре города и группы студентов специальности социально-культурная деятельность ПГИИК. Студенты, с целью практического освоения учебного материала, осуществляют экспертную оценку проектов, предложенных Комитету на рассмотрение. Заключение экспертизы готовится студентами под контролем преподавателей, осуществляется на основании различных методик социологического исследования и знаний, полученных в рамках предмета «Проектирование социально-культурных процессов».
Задачи проекта
разработка идеи организации практической деятельности студентов, одновременно полезной для экспертного направления работы Комитета по культуре города;
повышение эффективности предложенных на экспертизу проектов;
совершенствование практики партнерства студентов, властных структур и разработчиков проектов.
Основные направления реализации программы
Мероприятия по реализации проекта
№ п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки выполнения |
Место |
Исполнители (участники) |
1 |
Организационно-управленческая деятельность |
|||
1.1 | Создание экспертной группы, утверждение практической деятельности группы Ученым Советом ПГИИК и ректором | 01.09.2011–05.09.2011 |
ПГИИК | Зав. кафедрой социально-культурной деятельности Баландина Г.А. |
1.2. | Заключение договора с Комитетом по культуре города Перми | Администрация ПГИИК | ||
1.3. | Оформление юридических документов об учреждении студенческой экспертной группы «Практик» при Комитете по культуре города Перми. Утверждение положения об учреждении | Администрация ПГИИК, кафедра «Социально-культурной деятельности», Комитет по культуре г. Перми | ||
1.4 | Согласование учебного плана и сроков проведения конкурсов социально-культурных проектов | 05.09.2011–10.09.2011 |
Зав. научно-методическим кабинетом Солянова К.А. |
|
1.5 | Составление плана работы группы, утверждение плана | Студенты гр. МК-41 | ||
2 |
Производственно-творческая деятельность |
|||
2.1 | Передача заявленных на конкурс проектов экспертной группе студентов. | 13.09.2011–30.12.2011 10.01.2012–30.03.2012 |
ПГИИК | студенты группы специальности «Социально-культурная деятельность», 4 курс, преподаватели Топеха Т.А., Баландина Г.А., проектанты |
2.2 | Определение, в рамках учебной деятельности, методик экспертизы предоставленных проектов. | Студенты группы МК-41 | ||
2.3 | Проведение социологических исследований по данным тематикам. | Студенты группы МК-41 | ||
2.4 | Тезисное обсуждение предложенных на экспертизу проектов с преподавателями, с создателями. | Студенты группы МК-41, преподаватели, проектанты | ||
2.5 | Анализ проектов; вынесение заключений. | Студенты группы МК-41, преподаватели | ||
3 |
Завершение работы |
|||
3.1 | Сдача заключений экспертизы в Комитет; составление отчета о проделанной работе. | 30.03.2012–05.04.2012 | студенты группы специальности «Социально-культурная деятельность», 4 курс | |
3.2 | Анализ деятельности студенческой экспертной группы «Практика»; решение о дальнейшем сотрудничестве | 06.04.2012–16.04.2012 | Председатель комитета по культуре Торчинский В.М. |
Кадровое обеспечение экспертизы и реализации программы
Экспертизой социально-культурных проектов, предложенных на конкурс, займется студенческая группа в составе 28 человек. Ответственный руководитель группы – Баландина Г.А., Топеха Т.А.
Финансирование программы
СМЕТА РАСХОДОВ
по проекту создания экспертной студенческой группы «Практик», финансируемому ПГИИК в 2011–2012 учебном году
№, пункт | Виды расходов | Всего на 2011 г. |
1 | Заработная плата | 54000 |
2 | Прочие выплаты (надбавка к стипендии) | 28000 |
3 | Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог) – 34% | 18360 |
4 | Услуги связи и интернет | 2000 |
5 | Транспортные услуги | 900 |
6 | Арендная плата за пользование имуществом | - |
7 | Услуги по содержанию имущества | - |
8 | Прочие расходы | - |
9 | Увеличение стоимости основных средств | |
10 | Расходные материалы, в т.ч. бумага для ксерокса, ручки, карандаши, маркеры, клей, ножницы, картридж для принтера. | 4000 |
ИТОГО РАСХОДОВ | ||
Организационно-техническое сопровождение проекта | ||
Всего (100%) | 107 260 |
Экспертная группа (28 человек): единоразово, по результатам работы в качестве надбавки к стипендии 1 000 рублей * 28 человек = 28 000 рублей.
Преподаватели группы, руководители проекта: ежемесечно, в ходе реализации проекта 3 000 рублей * 2 * 9 месяцев = 54 000 рублей
Итого: 82 000 рублей
Система контроля исполнения проекта
Контроль за исполнением проекта осуществляется Комитетом по культуре города Перми совместно с Ученым Советом ПГИИК.
Отчет о ходе реализации проекта составляется руководителями практики – преподавателями кафедры социально-культурной деятельности и отправляется в письменном виде. Исполняющий обязанности председателя комитета по культуре рассматривает его, делает заключения о качестве проведенной экспертной работы. Обеспечение контроля экспертной работы группы студентов входит в обязанности преподавателей – руководителей практики.
Основы и принципы социально-экономической экспертизы
Оценка проекта осуществляется специалистами экспертной деятельности при Комитете по культуре города Перми. Работники административного органа устанавливают социальную значимость проекта, его реалистичность, а также оценивают рациональность сметы расходов, предложенной в программе.
Выводы по проекту
Проект составлен в соответствии с требованием к оформлению социально-культурных проектов Пермского края. Его реальность оценивается как средняя, так как проситель гранта – ПГИИК – может не получить средства на организацию практической деятельности на базе конкурсов проектов, проводимых Комитетом по культуре города Перми. Прежде всего, это связанно с недостаточным практическим опытом экспертной группы – студентов 4 курса специальности «Социально-культурная деятельность». Вследствие этого организаторы рискуют получить недостоверные результаты экспертной оценки. Однако повышающим фактором успеха инициативы становиться участие в работе экспертной группы профессионалов-практиков – кандидата социологических наук, доцента Топехи Т.А., кандидата социологических наук, доцента и заведующей кафедры социально-культурной деятельности ПГИИК Баландиной Г.А.
Данный проект позволяет организовать практические занятия для студентов, одновременно решая вопрос экспертной оценки социально-культурных проектов, заявленных на муниципальный конкурс. Комитет по культуре города Перми также выступает потенциальной площадкой трудоустройства, а взаимовыгодное сотрудничество облегчает труд работников Комитета. Данный вид экспертной деятельности относительно недорогой, что также является привлекательным для финансовых доноров.
К проблемному полю студенческой экспертной группы «Практик» можно отнести затяжной характер экспертизы, обусловленный неопытностью в оценке проектов. Также организатор может подвергнуть критике результаты проделанной работы, опять же ссылаясь на скудные практические навыки студентов в области создания проектов и экспертной оценки.
Заключение
По мнению автора, цель, поставленная в начале работы, заключающаяся в обобщении теории и практики в сфере экспертизы социально-культурных проектов, была достигнута.
Подробно изучив теоретический аспект вопроса: от определения понятия «экспертизы» до изучения опыта экспертирования социально-культурных проектов в мире, России и в регионе, автор разработал проект студенческой экспертной группы «Практик».
Проект, разработанный автором, является уникальной площадкой для реализации практической деятельности студентов и одновременной поддержке экспертного направления деятельности Комитета по культуре города. Проблемным полем данного проекта является неопытность студентов в области оценки социально-культурных проектов, однако положительным моментом здесь является высокий профессионализм наставников-преподавателей, ответственных за качество экспертизы. К тому же данный вид сотрудничества относительно недорогой.
Выполнены основные задачи, поставленные перед автором:
– рассмотрение теоретических аспектов социально-культурного проектирования и экспертной деятельности;
– знакомство с методами экспертизы;
– анализ опыта работы экспертных советов на современном этапе в мире, России, крае;
– разработка проекта.
Таким образом, цель достигнута.
Список использованных источников
Администрация Краснокамского муниципального района Положение о IX конкурсе социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: krasnokamsk.permkrai/town/socproject/
Волков, В.И. Методологическое обеспечение комплексной государственной экспертизы целевых программ и инвестиционно-инновационных проектов: Дис…. д-ра экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004. – 391 с.
Власова Т.В., Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: Учебное пособие / Т.В. Власова, М.Д. Сущинская – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 152 с.
Галенко, В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учебное пособие для высш. учеб. заведений / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
Градоустройство: от социальной диагностики к конструктивному диалогу заинтересованных сторон. /Отв. ред. Т.М. Дридзе – М.: ИС Рос АН, 1998
Грачев Г.В., Грачева И.Г Экспертиза информационно-психологического воздействия средств массовой информации как научная и социальная проблема. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Ispiran
Деловое Прикамье. Форум-газета предпринимателей Пермского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.editorzubr.perm
Инновационная деятельность МП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.media-online.
Карпов, А.С. Политический контекст. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pchela/podshiv/45/oepp.htm
Концепция развития культурного пространства города Перми на среднесрочную (2008–2010 гг.) и долгосрочную (до 2015 года) перспективу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mera-expert/archive/projects/
Коссов, В.В. Бизнес-план: обоснование решений: учебное пособие./ В.В. Коссов. – М., 2007. – 272 с.
Кузицын, Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: учебное пособие // 2-ое издание, исправленное и дополненное. – Пермь, ПГИИК, 2002. – 161 с.
Кузнецов, А.И., Омельченко, И.Н. Технология бизнес-планирования: Учебное пособие // Под ред. А.А. Колобова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 192 с.: ил.
Луков, В.А. Социальное проектирование: учебное пособие /В.А. Луков. – 8-е изд. – М.: Изд-во Московского государственного университета: Флинта, 2009. – 240 с.
Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность/ А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
Масленникова, Н.П. Менеджмент в инновационной сфере: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 536 с.
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие // Под ред. П.Н. Завалина и др. // 2-ое издание, исправленное и дополненное. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2009. – 475 с.
Перминова, С.В. Культура в системе развития деловой активности. Часть I./ С.В. Перминова. – Бизнес, менеджмент и культура. СПб: СПб ГУКИ, 2007. – 172 с.
План мероприятий по организации VIII конкурса социально-культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на территории Осинского муниципального района на январь-февраль 2009 г.
Положение о грантовом конкурсе Окружной Ярмарки социальных и культурных проектов «Тольятти 2002». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eurasia.msk
Положение о IX конкурсе социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lukoil-perm/static.asp? id=233
Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. /Отв. ред. Т.М. Дридзе – М.: Наука, 1994.-304 с.
Проект «Центр гражданской экспертизы».
Ромашова, И.Б. Финансовый менежмент. Основные темы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с.
Социальный форум 2004 в Перми.
Толковый словарь инновационных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gbte/tesaurus/221/31613.
Фарман, И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / И.П. Фарман: РАН. Ин-т философии. – М., 2005. – 244 с.
Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М., 2007. – 203 с.
Щедровицкий, П. Единое управленческое пространство // Эксперт. – 2003. – №46. – С. 76.
Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.
Экспертиза социально-культурных проектов в Перми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dp.perm/article.php? id=171
Размещено на