Швеция
в Европейский Союз.В 1979 году была принята поправка к конституции, по которой референдумы, имеющие решающую силу, могут проводиться по вопросам, касающимся внесения поправок к конституции. Решение о проведении решающего референдума принимается, если за него проголосовала одна треть членов риксдага, референдум проводится одновременно с очередными всеобщими выборами. До настоящего времени ни один подобный референдум проведен не был.
Политические партии
В риксдаге представлены семь партий: Умеренная коалиционная партия (Moderata Samlings-parliet, М), Народная партия либералы (Folkpar-tiet Liberalema, FP), Партия центра (Centerpartiet, С), Христианские демократы (Kristdemokratema, KD), Партия зеленых (Miljopartiet de Grona, МР), Социал-демократическая рабочая партия (Social-demokratiskaArbetarepartiet, S) и Левая партия (Vansterpartiet, V).
Партии хорошо организованы и в риксдаге и вне его. Социал-демократическая партия тесно связана с движением рабочих профсоюзов (Landsorganisationen, LO), ряд представителей которого входит в социал-демократическую группу риксдага.
С 1966 года государство выплачивает субсидии всем партиям, получившим более или менее значительную поддержку избирателей на всеобщих выборах. Эти субсидии выплачиваются в форме партийных субсидий и субсидий секретариата. Партия имеет право на партийные субсидии в том случае, если она получила хотя бы одно место в риксдаге или набрала не менее 2,6% голосов по всей стране на последних или предпоследних выборах. Чтобы получать субсидии секретариата, партия должна, в принципе, либо пройти в риксдаг в результате последних выборов, либо набрать не менее 4% голосов по всей стране на тех же выборах. Размер субсидий зависит от величины партии. Размер субсидии секретариата больше для оппозиционных партий, чем для правящих. Общая сумма в 133,4 млн. шведских крон будет распределена между партиями, имеющими представительство в риксдаге, в 1997 финансовом году. Получение субсидий не обязывает партии выполнять какие-либо условия или публиковать отчет о расходовании этих сумм.
Социал-демократическая партия была у власти с 1932 по 1976 год, не считая перерыва в 100 дней в 1936 году. С 1933 по 1936 год партия имела рабочее соглашение с партией центра. Коалиционные правительства социал-демократической партии и партии центра были у власти в 1936-1939 и 1951-1957 годах. Во время второй мировой войны, 1939-1945, все партии, кроме коммунистической. были представлены в коалиционном правительстве. С 1945 по 1951 и с 1957 по 1976 годы социал-демократическая партия была у власти одна.
На выборах 1976 года коалиция несоциалистических партий набрала большинство мест в риксдаге. Социал-демократическое правительство подало в отставку и уступило место коалиции партии центра, партии умеренных и либеральной партии. Председатель партии центра занял пост премьер-министра. Через два года коалицию сменило правительство либерального меньшинства.
По результатам выборов 1979 года коалиция несоциалистических партий сохраняла большинство в риксдаге, но с минимальным перевесом (175 из 349). Было образовано новое коалиционное правительство из представителей трех партий. Весной 1981 года партия умеренных вышла из правительства.
На выборах 1982 года несоциалистические партии потеряли большинство в риксдаге. Коалиционное правительство сменилось правительством социал-демократического меньшинства (166 из 349). По итогам выборов 1985 года социал-демократическая партия сохранила свое положение в риксдаге, набрав 159 мест из 349. На выборах 1988 года социал-демократы получили 156 мест и остались у власти.
Правительства с1945 года
Год |
Партия |
Премьер-министр |
1945-1951 |
С |
П. А. Хаксоон/ Т. Эрландер |
1951-1957 |
С/Ц |
Т. Эрландер |
1957-1976 |
С |
У. Пальме |
1976-1978 |
Ц/У/НП |
Т. Фельдин (Ц) |
1878-1979 |
НП |
У. Ульстен |
1979-1981 |
Ц/У/НП |
Т. Фельдин |
1981-1982 |
Ц/НП |
Т. Фельдин |
1982-1991 |
С |
У. Пaльмe/ И. Карлссон |
1991-1994 |
У/НП/Ц/ХД |
К. Бильдт (М) |
1994-1996 |
С |
И. Карлссон |
1996- |
С |
Й. Перссон |
На выборах 1991 года социал-демократическая партия получила всего 138 мест, и власть перешла к правительству несоциалистического меньшинства, состоящему из умеренной коалиционной партии, народной партии либералов, партии центра и христианские демократы (с общим количеством мест — 170).
На выборах 1994 года три из четырех партий коалиции потеряли места, и правительство подало в отставку. Социал-демократическая партия, получившая 161 место, сформировала новое правительство меньшинства.
Все политические организации пользуются полной свободой и всеми демократическими правами.
В Швеции свобода печати в отношении политики неограниченна. Почти половина газет (по размеру тиража) поддерживает либеральную партию или придерживается политической концепции либералов, немногим менее одной четвертой части поддерживает партию умеренных и одна четвертая — социал-демократов. Партия центра и остальные партии имеют сравнительно мало газет.
Роль организаций
Представители различных организаций имеют места в риксдаге, работают в комиссиях и административных органах. Эти организации могут делать замечания по любого рода предложениям, разработанным в административных органах или в риксдаге. Их мнения также отражаются в официальных публикациях политического аппарата.
Правами, перечисленными выше, пользуются организации, представляющие рабочих, трудящихся, женщин, работодателей, потребительские и производственные кооперативы, арендаторов, промышленников, бизнесменов, оптовую и розничную торговлю, квартиросъемщиков и домовладельцев и т.д.
С 1977 года профсоюзы, объединяющие государственных служащих, пользуются определенным правом вести переговоры с представителями государства, выступающего в роли работодателя, о планируемых реформах и подобных вопросах, которые могут сказаться на условиях труда. Однако, заключение контрактов, ущемляющих политическую демократию, запрещено.
Ведущие деятели промышленности, торговли и т.д. привлекаются для работы на высоком уровне, в консультативных комиссиях в канцелярии премьер-министра. Например, они работают в консультативных органах, занимающихся вопросами рынка труда, строительства и т.д.
Эти организации или так называемые “группы давления” в Швеции, очевидно, не совсем оправдывают свое название, являясь органической частью демократической системы. Они не только принимают участие в общей дискуссии, они также играют важную роль в общественной жизни на всех уровнях.
Местное самоуправление
До 1971 года Швеция была разделена на 850 муниципалитетов (komman), каждый из которых имел свое выборное собрание уполномоченных. Количество коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.д. Коммуны имеют право взимать подоходный налог и получают доход от небольшого налога на недвижимость. Они также предоставляют разного рода платные услуги. По сравнению с другими странами коммуны имеют большую возможность предоставлять услуги населению по собственному усмотрению. В то же время по закону они обязаны выполнять ряд основных услуг.
Между государственным и муниципальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на 23 лена (1ап). Государственную власть представляет в каждом лене губернатор (landshovding) и правление лена (lansstyrelese). Губернаторы ленов назначаются правительством на шестилетний срок; они часто избираются из числа политических деятелей, но обычно оставляют политическую карьеру, получая пост губернатора.
Самые важные дела лена ведутся правлением лена под председательством губернатора. Члены правления лена назначаются ландстингом.
Для выполнения определенных задач в рамках лена избирается ландстинг (landsting). Ландстинги отвечают прежде всего за здравоохранение и больничное обслуживание и некоторые виды образования и профессионального обучения. Ландстинги взимают подоходный налог для покрытия своих расходов.
Начиная с выборов 1976 года иммигранты, проживающие в Швеции не менее трех лет, имеют право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в органы местного самоуправления — как в коммуны, так и в ландстинг.
Бюджет
Финансовый год в Швеции длится с 1 января по 31 декабря. Каждый год все центральные управления и другие государственные учреждения подают запросы на бюджет на следующий финансовый год. Соответствующие министерства тщательно изучают их и в октябре, в свою очередь, направляют свои собственные запросы в Министерство финансов. Специальная коллегия делает предварительный расчет государственного дохода на следующий год, а отделение Министерства финансов составляет экономический обзор национального бюджета. В сентябре правительство направляет проект бюджета в риксдаг, который в декабре принимает окончательное решение по этому вопросу.
Язык и культура Швеции
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий... меня часто выручает изучение шведского языка и знакомство с литературой и историей Швеции. Возможно, кто-то будет удивлен — заниматься этим, когда кругом такой кризис?.. По моему глубокому убеждению, именно поэтому необходимо изучать культурный и исторический опыт других народов, которым приходилось преодолевать подобные трудности.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения человека, чье полученное с таким трудом образование оказывается хотя и уважаемым, но не слишком, мягко говоря, востребованным. В сложные времена таких людей оказывается множество, и все они сталкиваются со сходными тупиками, несмотря на непохожесть личных ситуаций.
Обсуждение вопросов добра и зла, чем традиционно спасалась интеллигенция, оказывается практически бессмысленным, поскольку все и так уже очевидно. Дела, которые могли бы принести ощутимый заработок, либо не оправдали себя, либо находятся в стадии становления. Разного же рода махинаций и насилий оказывается так много, что даже у самых больших оптимистов начинают опускаться руки.
И тут, как ни странно, приходит второе дыхание и появляются неожиданные решения. Начинаются они с вопросов — действительно ли все так плохо в этом мире, и нельзя ли одновременно отвлечься от тягот «системного кризиса» и выйти на людей, которые решают те же проблемы, в том числе и успешно?
История Швеции чем-то похожа на историю России. Суровая варварски-героическая «военная демократия» эпохи викингов, болезнь великодержавия времен Карла XII, «обочина истории» XIX века, реальная демократия и новый расцвет в XX веке, но уже на мирной и гуманистической основе. То, что делает привлекательным образ этой страны для всего мира.
Верные решения приходят не тогда, когда каждый может видеть их результаты, а в сложные периоды. Россия движется несколько медленнее, и можно увидеть путь своего соседа, и что этот путь небезнадежен. Поэтому так интересна шведская культура с ее метаниями, борениями и взлетами. Ключ же к пониманию во многом лежит через изучение языка как души народа.
Сам шведский язык — явление почти мистическое. Иногда от него веет Древней Русью: mjцd — это те самые меды, которые пили русские витязи и былинные богатыри; torg — площадь, то место, где был центр «рыночных отношений»; lдkare — попросту «лекарь». Выяснять, пришли ли эти слова из Скандинавии на Русь или наоборот — дело специалистов истории и филологии. Важно, что это древний культурный мост, связывающий оба народа.
С точки зрения практического изучения языка здесь тоже много удивительного. У шведского довольно сложная структура плюс множество диалектов, которые, в отличие от России имеют почти официальный статус. К этому надо прибавить большое количество правил чтения, составляющих практически второй алфавит.
Человек, решивший выучить шведский язык нередко подобен витязю на распутье: что изучать в первую очередь — слова, правила чтения или грамматику? Какой вариант произношения более правильный? Что считается официальным, а что нет?…
Список использованной литературы:
«Шведская модель экономики», М. Э. Караманов
«Швеция вчера и сегодня», Е. В. Милюкова, А. Н. Залыгин
«Северные соседи СССР» Кульков К. Н., Антонов В. А.