Проект международного сибирского социально-культурного, спортивного и лечебно-оздоровительного центра
CELLPADDING=8 CELLSPACING=0>Характеристика новизны услуг
аналог лучших европейских технологий предоставления услуг
расширенный ассортимент услуг
качественное обслуживание
Прогноз продаж
Реализация проекта начинается с момента получения предполагаемого кредита на закупку оборудования и строительство. Предусмотренный объём реализации от различных услуг в течении 10 лет составляет и имеет следующий вид (млн. $ USD):
В нижеследующей таблице приводится динамика валового дохода от проданных услуг.
Вид услуги | ДИНАМИКА ДОХОДА ОТ ПРОДАННЫХ УСЛУГ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Оплата проживания | 0,0% | 13,7% | 38,2% | 79,6% | 90,0% |
Оплата подъемников | 1,2% | 25,8% | 51,1% | 89,6% | 98,0% |
Оплата проката | 80,3% | 80,5% | 80,6% | 80,8% |
90,0% |
Компания зарабатывает деньги на дополнительной продаже услуг и обслуживании посетителей.
Из всех видов услуг, предоставляемых ЗАО "Интер-Сиб-Сервис", только плата за проживание предназначена для компенсации основных затрат на строительство. Все остальные услуги компенсируют затраты на эксплуатацию, развитие и прибыль.
Операционный план. Начальные инвестиции
Первая произведенная оплата - это первоначальный взнос в количестве 100 000 000 $, чтобы покрыть расходы на начальном этапе.
Последующее распределение фондов будет производиться поэтапно, ежемесячно, в соответствии с потребностью проекта, по мере возникновения и удовлетворения. Максимальное количество ссудных фондов будет израсходовано на оплату заключительных чертежей, которые, как предполагается, будут не позднее 60 месяцев после начального финансирования.
До настоящего времени не производилось каких-либо значимых финансовых капиталовложений в проект.
Выплаты будут осуществлены следующим образом:
Фаза начальная (Январь 2010 - апрель 2011) | Сумма |
1. Подготовительный этап. | 0,68 |
2. Предпроектный этап. | 1,13 |
3. Организационно-техническая подготовка строительства | 69,79 |
Фаза разработки (сентябрь 2010 - октябрь 2013.) 200 | |
1. Организационно - технологическое проектирование: | 3,935 |
2. Техническое проектирование (техно-рабочий проект): | 91,340 |
Фаза строительства | |
1-ая очередь | 165,140 |
2-ая очередь | 331,170 |
3-ая очередь | 1070,540 |
Фаза завершения | |
3,070 | |
ИТОГО | 1 737 |
Например: | |
Законодательные, учетные, административные затраты на землепользование и др. неконвертируемые взносы составляют приблизительно | 55 млн. дол. |
Затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно-планировочного задания | 2,2 млн. дол. |
Оформление земельного участка и разбивочные работы | 0,68 млн. дол. |
Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства | 1,1 млн. дол. |
Разрешение на строительство, оплата утверждений, архитектурные и инженерные взносы составляют | 25 млн. дол. |
Изыскательские работы | 0,52 млн. дол. |
Освоение территории строительства | 3,42 млн. дол. |
Затраты, связанные с командированием работников подрядных организаций | 0,54 млн. дол. |
Проектные работы | 1,2 млн. дол. |
Стоимость экспертизы проектов | 0,56 млн. дол. |
Затраты по авторскому надзору | 0,5 млн. дол. |
Затраты на возведение средств обслуживания составляют | 175 млн. дол. |
Модернизация аэропорта и основная телекоммуникационная система составляют | 170 млн. дол. |
Проценты по кредиту | 305,5 млн. дол. |
Непредвиденные расходы | 25 млн. дол. |
Фаза начальная (концептуальная)
Январь 2010 - апрель 2011. Выплаты составят приблизительно 14% стоимости проекта. Сюда входят затраты на следующее:
1. Подготовительный этап.
предварительный выбор площадок для строительства, сбор и изучение необходимых данных по объектам изысканий из архивов, справочников, отчетов и прочих материалов
разработка Бизнес - плана для определения цели инвестирования, назначения и мощности объекта, номенклатуры продукции и услуг, проведения оценки возможностей достижения технико-экономических показателей
подача в местные исполнительные органы ходатайства (декларации) о намерениях
разработка "Обоснований инвестиции в строительство"
проведение необходимых предварительных согласований с местными, областными и федеральными органами
проведение Государственной экспертизы и утверждение разработанных "Обоснований"
заключение договора, оформление получения инвестиций
разработка задания на проектирование
оформление финансирования строительства
2. Предпроектный этап.
выбор Генерального проектировщика и организация проведения изысканий
с целью уточнения комплекса экономических и инженерных исследований района строительства, обеспечивающих всесторонний анализ условий строительства и эксплуатации будущего объекта, обоснования экономической целесообразности и технической возможности, объема возводимых зданий и сооружений, подготовки исходных данных для разработки технического задания для проектирования:
экономические изыскания
инженерные (технические) изыскания
топографо-геодезические
геологические и гидрогеологические
гидрометеорологические
почвенно-геоботанические
санитарно - гигиенические
решение вопроса о порядке использования местных строительных материалов
утверждение технического задания на проектирование
получение разрешения на строительство
3. Организационно-техническая подготовка строительства
оформление отвода территории для строительства
заключение договорана проектирование
внеплощадочная подготовка
строительство подъездных и временных путей к строительной площадке
строительство линий электропередачи и трансформаторных подстанций,
закладка сооружений и устройств карьеров по добыче песка, гравия, камня, мрамора
внутриплощадочная подготовка
устройство ограждения и организация охраны территории
организация контрольно-пропускного режима
создание геодезической разбивочной основы
расчистка территории строительной площадки
планировка территории
устройство постоянных и временных дорог
строительство жилого поселка для строителей
создание складского хозяйства, системы сигнализации
подготовка бетонно-растворного производства
строительство систем мобильной радиосвязи, станций спутниковой связи
строительство станций теле - и радиовещания
Фаза разработки
Сентябрь 2010 - октябрь 2013. Выплаты составят приблизительно 30% стоимости проекта
Организационно - технологическое проектирование:
проект организации строительства (ПОС)
календарный план строительства
строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов строительства
организационно-технологические схемы
ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных строительных работ
ведомости потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании с распределением по календарным периодам строительства
график потребности в основных строительных машинах и транспортных средствах
график потребности в кадрах строителей
пояснительная записка
проект производства работ (ППР)
календарный план производства работ или комплексный сетевой график
строительный генеральный план
технологические карты
решения по производству геодезических работ
решения по технике безопасности
решения по прокладке сетей водо-, тепло- и энергоснабжения и освещения
пояснительная записка
Техническое проектирование:
техно-рабочий проект
общая пояснительная записка
технико-экономическая часть
генеральный план, транспорт и восстановление нарушенных земель
технологию производства, обеспечение энергоресурсами и защиту окружающей среды
организацию труда и системы управления предприятием
строительную часть
организацию подготовки к освоению проектных мощностей
жилищно-гражданское строительство
сметную часть
проведение экспертизы проектов и их утверждение
заключение договора с Генеральной подрядной строительной организацией
обеспечение строительства проектной документацией
Фаза строительства и завершения
Апрель 2011 - октябрь 2016. Выплаты составят примерно 50% стоимости проекта
выполнение строительных работ
выполнение монтажных работ
подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта
планирование процесса завершения проекта
подготовка документации, сдача объекта и ввод в эксплуатацию
подготовка итоговых документов
закрытие работ и проекта
разрешение конфликтных ситуаций
реализация оставшихся ресурсов
Финансовый план. Распределение фондов
Финансирование проекта предполагается выполнять в виде стандартной ссуды в количестве 500 млн. долларов, рассчитанная на 10 лет с выплатой через 6 лет, после начальной стадии планирования и строительства.
Общая цена проекта 1 740 290 000 $
Общая сумма кредита 500 000 000 $
с дополнительным вкладом из действующего дохода до завершения строительства.
Наименование источника финансирования
Сумма инвестиций
Кредит для оборудования и строительства 500 000 000 USD
Развитие производства (из доходов) 1 240 290 000 USD
ИТОГО: 1 7400 290 000 USD
Кредитный источник финансирования полностью расходуется на выполнение первых трех этапов настоящего проекта и покрывает расходы на проектирование, монтаж и закупку оборудования.
Факторы риска и стратегия снижения рисков
Введение
При международном финансировании проектов следует различать некоторые риски, оказывающие влияние на реализуемый проект.
В период строительства и эксплуатации на проект могут оказывать влияние многие факторы, часть из которых могут иметь политическую, коммерческую, техническую и экономическую окраску.
Рассмотрим какие риски оказывают влияние на проекты и возможные варианты страхования от них.
Внутренние риски проекта
Риск не завершения строительства.
Этот риск может возникнуть в течение периода, предшествующего завершению проекта. Он имеет особое значение при финансировании достаточно крупных инвестиционных проектов и в большинстве случаев может быть покрыт гарантией завершения.
Данный риск может возникнуть при следующих обстоятельствах:
Расхождений в планируемых и фактических затратах на реализацию проекта. Причем, подобные расхождения не всегда являются результатом ошибки в расчетах, а могут проистекать из изменений экономической среды проекта (изменение налоговой, ценовой, таможенной или банковской политики и т.п.). при возникновении подобной ситуации дальнейшее финансирование осуществляется кредиторами при условии принятия инициатором проекта дополнительных обязательств по покрытию непредвиденных расходов.
Аварии при строительстве.
причем как небольшой, так и достаточно крупной, способной поставить под вопрос дальнейшую реализацию проекта.
При возникновении данных обстоятельств инициатор проекта может посчитать дальнейшую реализацию проекта нецелесообразной. В данном случае ставится вопрос о возможности инициатора проекта вернуть кредиторам предоставленные средства, что должно подтверждаться прямыми или косвенными гарантиями.
Кроме того, при продолжении реализации проекта при подобных условиях его сроки могут увеличиваться и это может повлиять на расторжение договоров на поставку продукции, если подобное невозможно в установленные сроки.
Финансовой несостоятельности (банкротства) исполнителей проекта.
Риски реализации (риск стратегии маркетинга и стабильности продаж). Это риски, которые связаны с рынком.
Отказ независимой комиссии принимать объект из-за не достижения определенных установленных параметров.
Среди причин возникновения данных рисков отметим следующие:
Ошибочная оценка сегментации и объема рынка,
Несоответствие продукции современным требованиям рынка, а также моральное устаревание выпускаемой продукции.
Снижение рыночных цен на подобную продукцию.
Недостаточная квалификация команды менеджеров, планируемой и реализуемой задачи по развитию проекта на стадии функционирования.
Вышеназванные причины влияют на возможности реализации выпускаемой продукции. Влияние данных рисков на проект можно уменьшить тщательным изучением рынка, доскональным прогнозам предполагаемых цен на продукцию, а также тщательной проработкой контрактов на продажу продукции в части условий их расторжения.
Финансовые риски.
Возникают либо при ухудшении финансового положения инициатора проекта, либо являются следствием предоставления кредиторами инициатору проекта кредитных средств по плавающей ставке с наметившейся тенденцией к её росту. Естественно, что данный риск могут снизить сами кредиторы благодаря уменьшению своих требований к заемщику.
Производственные риски. Это риски, связанные с эксплуатацией построенного объекта. Источниками возникновения подобных рисков являются следующие проблемы:
Экономические проблемы, которые обусловлены плохим обеспечением сырьём предприятия, а также ростом издержек производства.
Технические проблемы, возникающие из-за некачественного инжиниринга, достаточной квалификации персонала, а также возникшим несоответствием реализованного проекта выдвигаемым к построенному объекту требованиям.
Риск консервации проекта.
Данный риск возникает только при наличии следующего условия: решении прекратить дальнейшую эксплуатацию построенного объекта под эгидой проектного финансирования, т.е. когда возврат кредитных средств инициатор проекта осуществляет из финансовых потоков, генерируемых реализованным проектом. Подобного риска можно избежать благодаря гарантированной эксплуатации построенного объекта в течение срока, необходимого для возврата средств кредиторам, а также организацией финансирования строящегося объекта с правом регресса и увеличения доли собственных средств инициатора проекта в финансировании и числа кредиторов. Тем не менее отметим, что для судостроения и сферы недвижимости характерна ситуация, когда кредитные институты финансируют до 100% общей стоимости проекта.
Риск резкого изменения внутреннего валютного курса.
Противодействовать этому риску возможно посредством проведения соответствующей ценовой политики, при которой цены на реализуемую продукцию будут привязаны к курсу какой-либо твердой валюты, а также наличию возможности оперативной корректировки цен на продукцию.
Риск снижения платежеспособного спроса
в результате снижения доходов населения. Данный риск значителен и очевидных прямых способов его уменьшения не существует. Предполагается, что будет возможно стабилизировать показатели прибыльности или, по крайней мере, не допустить их обвального падения до уровня, когда объект встанет на грань банкротства. Для этого необходимо грамотно манипулировать качеством и количеством выпускаемой продукции (а значит и расходами), применять ценовую дискриминацию для повышения уровня сборов, оперативно перепрофилировать производство.
Риск введения ограничений на конвертацию национальной валюты, перевод средств за границу.
Риск административных ограничений предпринимательской деятельности.
Налоговый риск.
Большинство проектов демонстрируют удовлетворительные показатели кредитной привлекательности только в том случае, если они пользуются в период до полного расчета по кредитам большими налоговыми льготами, которые предусматривают освобождение от уплаты всех местных налогов. Очевидно, что смена руководства города (или страны) может привести к пересмотру налоговых льгот, что может повлечь за собой существенное изменение определенных ранее условий кредита.
Политико-экономические риски.
Данные риски возникают при нестабильной политико-экономической ситуации в стране, где реализуется проект. Многие проекты показывают, что основным риском является риск политико-экономический. Определяется он, прежде всего, следующими составляющими:
Уменьшить политико-экономический риск возможно, если реализовать схему финансирования проекта с участием иностранного капитала. Подобное распределение рисков является важнейшей тенденцией в международном финансировании проектов.
Наиболее вероятен коммерческий риск и он является самым высоким риском проекта, поскольку всегда существует вероятность таких изменений, как понижение спроса на услуги и повышение себестоимости, что естественно, может сказаться на доходности проекта.
Изменение цены вследствие изменения рыночной конъюнктуры мало повлияет на доходность проекта, хотя бы потому, что за расчетные приняты сниженные цены на 5% от планируемой, а объемы спроса изменяются лишь в сторону увеличения. Риск повышения себестоимости проекта существует, т.к. цены на электроэнергию, бензин для транспорта, аренду могут вырасти, а средние ставки оплаты труда растут год от года. Следует отметить, что увеличение себестоимости может быть компенсировано уменьшением срока строительства, увеличением количества продаж услуг и реинвестированием средств в дополнительные услуги и строительство. Итак, можно заключить, что объективно существуют факторы коммерческого риска проекта, но существуют также и пути их нейтрализации.
Основными путями является компенсационное регулирование цен на дополнительные услуги. Дополнительно, к уменьшению риска, следует придерживаться наиболее лучших кредитных условий и процентных ставок.
Внешние риски проекта
Риск повышения местных и федеральных налогов невысок, поскольку стратегия Российского правительства направлена на уменьшение налогового пресса на производителей подобных услуг (или хотя бы на сохранение статус-кво).
Валютные риски.
Кредиторы, имеющие опыт страхования валютных рисков, принимают на себя данные риски в тех случаях, когда операционные расходы, поступления от продаж, платежи по кредитам и т.д. осуществляются в различных валютах.
Инфляционные риски.
Эти риски, как правило, почти полностью ложатся на кредиторов, которые должны правильно оценить перспективы развития инфляционных процессов. Если прогноз данного риска был неточен, то кредиторам придется предоставлять дополнительное финансирование, поэтому при проработке проектов принято закладывать определенные темпы инфляции.
Риск изменения процентных ставок.
При предоставлении долгосрочных кредитов приходится учитывать и стоимость кредитных ресурсов. Поэтому, для устранения риска изменения процентных ставок кредиторы предоставляют средства на базе "плавающих" ставок.
Политические риски.
Многие кредитные институты, не участвующие ранее в финансировании проектов, подверженных политическим рискам, в настоящее время начинают финансировать подобные проекты. Однако хорошие отношения между местными властями и кредитными институтами значительно лучше защищают от политических рисков, чем какие-либо имущественные залоги. Несомненно, значительное снижение политического риска возможно и при формировании международного банковского консорциума с участием таких международных организаций, как Международный банк реконструкции и развития.
Риски, связанные с рядом товарных рынков
(например, по товарам народного потребления и промышленным товарам, которые в отличие от нефти или нефтепродуктов не имеют биржевых котировок и на которые не существует мировых цен). Кредитные институты предпочитают, чтобы на определенную долю продукции у заемщика были заключены договора с платежеспособными покупателями по крайней мере на срок действия кредитного договора по согласованной цене и при условии ее изменения в соответствии с заранее установленной формулой. Однако данные договора, включающие условия периодической корректировки цен в зависимости от рыночных условий, сохраняют силу только пока продукция остается конкурентоспособной на рынке. Отметим, что подобный риск принимается, как правило, в случае финансирования проектов со сравнительно низкими издержками производства или проектов, обеспеченных устойчивой общностью интересов всех участников.
Прочие риски.
При неверной оценке и слабом распределении рисков кредиторы сознательно или непроизвольно принимают на себя и другие риски. Естественно, что участие кредиторов с подобными рисками обходится инициатору проекта в более высокой стоимости кредитных средств и жестких условиях кредитных соглашений.
Подводя итог вышесказанному отмечу, что инвестор, участвующий в финансировании инвестиционного проекта, обязательно несет какой-нибудь риск.
Общая оценка риска проекта
Таким образом, анализ рисков, влияющих на проект, формирует следующие правила, которых необходимо придерживаться при подготовке и дальнейшем рассмотрении предлагаемых проектов:
Необходимо производить тщательный анализ технической стороны проекта, для чего необходимо проводить экспертизу проекта независимыми высококвалифицированными экспертами. Следовательно, при оценке рисков и жизнеспособности проектов, банки должны больше полагаться на сторонних экспертов. Кроме того, промышленные проекты часто включают уникальные новаторские подходы, авторами которых являются инициаторы проекта. В этом случае трудно найти "независимых" консультантов, способных оценить пригодность и риск устаревания продукции.
Все экономические расчеты проекта необходимо производить при условии возникновения неблагоприятных обстоятельств (например, недостижение плановых показателей реализации, увеличение налоговых сборов и стоимости кредитных средств, изменение конъюнктуры рынка, увеличение издержек производства и т.п.).
Число участников, финансирующих реализацию проекта, должно быть больше 2.
Привлекать к финансированию проекта кредиторов с участием иностранного капитала.
При анализе проекта уделять особое внимание подверженности практически неконтролируемым рискам.
На основании вышеизложенного можно предположить, что при финансировании проектов, тем более с участием инвесторов с иностранным капиталом, необходимо разделение рисков между участниками. Так как все риски, безусловно, несет инициатор проекта, то целесообразно рассмотреть лишь те из них, которые могут быть приняты на себя кредиторами.
При анализе проекта выделяются некоторые риски, которые кредиторы готовы принять за определенную маржу. Обычно принимаются такие риски, которые поддаются оценке и "управляемы". Среди таких рисков отметим следующие:
Полностью избавиться от рисков невозможно, однако инвестор должен иметь представление о том, каким рискам подвержен проект и обязательно иметь разработанный план действий на случай их возникновения и только в этом случае он может быть уверен в том, что деньги, вложенные в реализацию проекта, обязательно вернутся в полном объеме и с процентами. Ну а для того, чтобы иметь информацию о рисках влияющих (как в настоящее время, так и в будущем) на проект, необходимо принимать решение об инвестировании только на основании тщательно подготовленных документов и расчетов, учитывающих различные варианты процесса реализации проекта.
Учитывая все вышесказанное, можно убедиться, что в современных Российских условиях степень риска, при организации данного проекта, ничуть не выше, чем при организации предприятия любого рода деятельности.