Ценообразование в Беларуси
рентабельности продукции также на 2%.Решение:
РЦ=ОтпЦ+ТН+НДС+НП
Где РЦ - розничная цена;
ОтпЦ - отпускная цена
ТН - наценка торговых организаций;
НДС - налог на добавленную стоимость;
НП - налог на продажу;
Рассчитаем отпускную цену фирмы-производителя, используя обратный затратный метод:
НП= (РЦ*СТАВКА (НП)) / (100+СТАВКА (НП));
НП= (95000*5) / (100+5) =4524 (руб)
НДСисх= ( (РЦ-НП) *СТАВКА (НДС)) / (100+СТАВКА (НДС));
НДСисх= ( (95000-4524) *18) / (100+18) =13801 (руб)
ТН= ( (РЦ-НП-НДС) *СТАВКА (ТН)) / (100+СТАВКА (ТН));
ТН= ( (95000-4524-13801) *10) / (100+10) =6970 (руб)
ОтпЦ=РЦ-ТН-НДС-НП;
ОтпЦ=95000-6970-13801-4524=69705 (руб)
Отп=С+П+МЦФ+РЦФ;
С=П/Р;
Где С - себестоимость;
Р - рентабельность;
П - прибыль;
МЦФ - отчисления в местный целевой фонд;
РЦФ - отчисления в республиканский фонд;
НДСвх - налог на добавленную стоимость;
НДС=ОтпЦ*0,18;
НДСвх=69705*0,18=12547 (руб)
НДСк уплате = НДСисх-НДСвх;
НДСк уплате =13801-12547=1254 (руб)
РЦФ= (ОтпЦ) *СТАВКА (РЦФ);
РЦФ= (69705) *0,03=2091 (руб)
МЦф= (ОтпЦ - РЦФ) *СТАВКА (МЦФ);
МЦФ= (69705-2091) *0,0115=778 (руб)
ОтпЦ=С+П +МЦФ+РЦФ;
П=ОтпЦ-С-МЦФ-РЦФ;
П=69705-55236-778-2091=11600 (руб)
С=55236 (руб)
П=С*Р; Р=П/С;
Р=11600/55236=0,21= (21%)
Структура розничной цены товара по элементам
Элементы | Сумма |
Cсебестоимость единицы продукции | 55236 |
Плановая прибыль на 1 изделие | 11600 |
Итого затратная цена фирмы-производителя | 43636 |
Отчисления в местный целевой бюджетный фонд | 778 |
Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд | 2091 |
Отпускная цена производителя без НДС | 69705 |
НДС, начисленный производителем | 12547 |
Итого отпускная цена фирмы-производителя | 82252 |
Торговая наценка | 6970 |
НДС, начисленный в торговле | 13801 |
Налог на продажу | 4524 |
Итого розничная цена товара | 95000 |
Вывод: Так как ставка РЦФ не изменилась, то рентабельность осталась прежней.
Решение:
РЦ=ОтпЦ+ТН+НДС+НП
Где РЦ - розничная цена;
ОтпЦ - отпускная цена
ТН - наценка торговых организаций;
НДС - налог на добавленную стоимость;
НП - налог на продажу;
Рассчитаем отпускную цену фирмы-производителя, используя обратный затратный метод:
РЦ=95000-95000*0,12=83600 (руб)
НП= (РЦ*СТАВКА (НП)) / (100+СТАВКА (НП));
НП= (83600*5) / (100+5) =3981 (руб)
НДСисх= ( (РЦ-НП) *СТАВКА (НДС)) / (100+СТАВКА (НДС));
НДСисх= ( (83600-3981) *18) / (100+18) =12145 (руб)
ТН= ( (РЦ-НП-НДС) *СТАВКА (ТН)) / (100+СТАВКА (ТН));
ТН= ( (83600-3981-12145) *10) / (100+10) =6134 (руб)
ОтпЦ=РЦ-ТН-НДС-НП;
ОтпЦ=83600-6134-12145-3981=61340 (руб)
Отп=С+П+МЦФ+РЦФ;
С=П/Р;
Где С - себестоимость;
Р - рентабельность;
П - прибыль;
МЦФ - отчисления в местный целевой фонд;
РЦФ - отчисления в республиканский фонд;
НДСвх - налог на добавленную стоимость;
НДС=ОтпЦ*0,18;
НДСвх=61340*0,18=11041 (руб)
НДСк уплате = НДСисх-НДСвх;
НДСк уплате =12145-1141=1104 (руб)
РЦФ= (ОтпЦ) *СТАВКА (РЦФ);
РЦФ= (61340) *0,03=1840 (руб)
МЦф= (ОтпЦ - РЦФ) *СТАВКА (МЦФ);
МЦФ= (61340-1840) *0,0115=684 (руб)
ОтпЦ=С+П +МЦФ+РЦФ;
П=Отп-С-МЦФ-РЦФ;
П=61340-55236-684-1840= 3580 (руб)
С=55236 (руб), П=С*Р; Р=П/С; Р= 3580/55236= 0,06= (6%)
Структура розничной цены товара по элементам
Элементы | Сумма |
Cсебестоимость единицы продукции | 55236 |
Плановая прибыль на 1 изделие | 3580 |
Итого затратная цена фирмы-производителя | 58816 |
Отчисления в местный целевой бюджетный фонд | 684 |
Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд | 1840 |
Отпускная цена производителя без НДС | 61340 |
НДС, начисленный производителем | 11041 |
Итого отпускная цена фирмы-производителя | 72381 |
Торговая наценка | 6134 |
НДС, начисленный в торговле | 12145 |
Налог на продажу | 3981 |
Итого розничная цена товара | 83600 |
Вывод: при установлении потолка цен на 12% ниже существовавшей цены, рентабельность продукции снизилась до 0,6. (на 0,15%).
Задача 3.
Определить цену на грузовой автомобиль Х отечественного производства на основе его качественных характеристик, приняв за основу цену аналога Z, которая составляет 56 тысяч долларов.
Данные для анализа представлены в таблице.
Показатель (параметр качества) |
Коэффициент весомости показателя |
Значение показателя | |
анализируемый товар Х |
товар-аналогZ | ||
1. Безопасность эксплуатации, балл. |
0,25 |
24 |
22 |
2. Расход топлива, литров на 100 км. пробега | 0,15 | 22 | 21 |
3. Грузоподъемность, тонн |
0,05 | 11 | 10,5 |
5. Эргономические характеристики, балл | 0,1 | 22 | 23 |
6. Пробег до первого капитального ремонта, тыс. км. • |
0,15 | 31 | 34 |
7. Уровень вредных выбросов, мг/км пробега | 0,3 | 41 | 36 |
Решение:
Ц (Х) =Цб* (н*Уi/б*Уi);
Ц (Х) =56000* (24*0,25+22*0,15+11*0,05+22*0,1+31*0,15+41*0,3) / (22* 0,25+21*0,15+10,5*0,05+23*0,1+34*0,15+36*0,3) =59324 ($).
Коэффициент торможения, принимаемый при расчете, составляет 0,85. Определить размер необоснованной надбавки (либо скидки) к цене автомобиля Х (без учета коэффициента торможения), если известно, что назначенная на него фирмой цена составляет 65 тысяч долларов. Надбавку (скидку) рассчитать как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Набс=Ц (Хр) - Ц (Хфирмы);
Н=65000 - 59324=5676 ($);
Нотн= Набс / Ц (Хфирмы);
Н=5676/65000=0,1
Изменить коэффициенты весомости, проведя собственную экспертизу параметров качества (обосновав логику своих рассуждений) и повторить расчет. Сопоставить полученные значения и сделать выводы о влиянии экспертных оценок на результаты расчетов цен, учитывающих потребительские свойства продукции.
Указания: Для решения задачи необходимо рассчитать:
1) коэффициент относительной конкурентоспособности анализируемого товара;
2) Цена безразличия товара;
3) Цена реализации товара;
Показатель (параметр качества) |
Коэффициент весомости показателя |
Значение показателя | |
анализируемый товар Х |
товар-аналог Z | ||
1. Безопасность эксплуатации, балл. |
0,3 |
24 |
22 |
2. Расход топлива, литров на 100 км. пробега |
0,2 | 22 | 21 |
3. Грузоподъемность, тонн |
0,05 | 11 | 10,5 |
5. Эргономические характеристики, балл |
0,05 | 22 | 23 |
6. Пробег до первого капитального ремонта, тыс. км. • |
0,1 | 31 | 34 |
7. Уровень вредных выбросов, мг/км пробега | 0,3 | 41 | 36 |
Решение:
Ц (Х) =Цб* (н*Уi/б*Уi);
Ц (Х) =56000* (0,3*24+0,2*22+0,05*11+0,05*22+0,1*31+0,3*41) / (0,3*22+0,2*21+0,05*10,5+0,05*23+0,1*34+0,3*36) =60146 ($);
Кб= (н*Уi/б*Уi);
Кб= (0,3*24+0,2*22+0,05*11+0,05*22+0,1*31+0,3*41) / (0,3*22+0,2*21+0,05*10,5+0,05*23+0,1*34+0,3*36) =1,07
Цс тор=К*Цб
Цс тор=0,85*60146=51124
Набс=Ц (Хф) - Ц (Хр) = 65000-60146=4854
Нотн=4854/65000=0,07
59324 < 60146
Увеличение цены автомобиля можно объяснить тем, что мы увеличили коэффициенты таких важных показателей как безопасность эксплуатации,
расход топлива. Таким образом, экспертные оценки влияют на цены, т.к при более высоких баллах одного из показателей с высоким коэффициентом весомости, цена на товар увеличивается.
Заключение
В ходе курсовой работы мы проследили за тем как осуществляется регулирование цен в Республике Беларусь на уровне государственного управления, проанализировали, как ведется контроль за соблюдением законодательства о ценах в Республике Беларусь, рассмотрели возможные методы ценообразования. На основании проведенной нами работы сделали вывод:
1. Современное государственное регулирование цен весьма противоречиво. С одной стороны, государственные институты стремятся сдержать инфляцию, оказывающую отрицательное воздействие, как на внутренние, так и внешние экономические процессы. С другой стороны, выражая интересы крупных компаний, государство различными средствами обеспечивает их защиту. В результате регулирование представляет собой попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию экономики в целом и через цены сглаживать возникающие колебания в воспроизводственном процессе.
2. На основании практической работы можно заключить, что:
цена на товар в краткосрочном периоде практически не изменяется;
колебания (абсолютное и относительное) цен относительно её среднего значения не большое. Это можно объяснить тем, что данный товар производится и реализуется в условиях олигополии (если продавец завысит цену, то он будет терпеть убытки, т.к покупатель будет покупать тот же товар по более низкой цене у конкурентов, если же он занизит цену, ему также будет невыгодно, т.к он мог бы продать свой товар по рыночной цене;
средняя цена в различных формах собственности в краткосрочном периоде почти не изменилась как в национальной, так и в иностранной валютах, а в долгосрочном периоде наблюдается незначительное изменение цены во всех типах форм собственности.
3. По результатам решенных задач можно заключить:
снижении товарной наценки приведет к росту рентабельности продукции.
при увеличении или уменьшении ставки РЦФ рентабельность изменяется соответственно;
при установлении потолка цен ниже существовавшей цены, рентабельность продукции снижается.