Нормативы ликвидности банка, методика их исчисления и анализ (на примере филиала № 616 ОАО АСБ "Беларусбанк")

который он теперь будет иметь при хранении средств в менее ликвидной форме. Но таким образом, возникает дилемма: "ликвидность или прибыльность", или, в более общем виде: " Невысокий риск или финансовый результат".

Так как банк обязан поддерживать свою ликвидность на должном уровне, поэтому его цель - найти оптимальное соотношение ликвидных активов и рисковых пассивов, что, естественно, отразится на финансовом результате банка через уровень и структуру доходов и расходов.

В сложившихся экономических условиях, обусловленных внешней средой и рядом проблем внутреннего характера, возможно из-за ошибок в политике, стремлением к получению максимальной прибыли, недостатков в аналитической работе и других причин, филиал оказался на пределе своей ликвидности. Показатели ликвидности значительно снизились к 2010 году и ниже с данными в целом по банку (таблица 2.12).

Проведенный качественный, структурный и факторный анализ ликвидности помог выявить количественную взаимосвязь между различными статьями и группами статей баланса и определить степень воздействия их на состояние ликвидности филиала. Выяснили взаимосвязь ликвидности с финансовым результатом. Это так называемые внутренние факторы. Но, как известно, состояние ликвидности определяется в немаловажной степени и внешними факторами. Их непосредственное воздействие отразилось на внешней стороне ликвидности филиала.


Таблица 2.12- Динамика выполнения нормативов ликвидности



Филиал №616 ОАО «АСБ Беларусбанк»

ОАО «АСБ Беларусбанк»
Показатели Нормативное значение На 01.01.2007 На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010

На

01.01.2010

Краткосрочная ликвидность Не менее 1 0,93 0,88 0,86 0,59 1,7
Текущая ликвидность Не менее 70 140,1 137,7 111,8 77,2 160
Мгновенная ликвидность Не менее 20 196,5 198,9 174,3 97,7 209,9
Соотношение высоколиквидных и суммарных активов Не менее 20 23,6 24,2 22,8 15,2 28,1

1. Экономическая и политическая обстановка в стране. Прямое воздействие данного фактора очевидно. Стабилизация политической и экономической ситуации в стране и банковской системы в частности повысило доверие к банкам со стороны населения. Рост депозитной базы филиала свидетельствует о доверии вкладчиков банку.

2. Политика органов власти в области формирования местных бюджетов негативно сказалось на уровне ресурсной базы филиала к концу года. Учитывая, что основная доля клиентов филиала – бюджетные учреждения, дефицит местного бюджета повлек снижение ресурсной базы, что отразилось на состоянии корреспондентского счета и снизило показатель ликвидности.

3. Политика Национального банка Республики Беларусь по снижению норм резервирования средств в фонде обязательных резервов позволяет увеличить долю ликвидных активов. Регулирующее воздействие со стороны Национального банка по соблюдению рекомендованной процентной маржи по вновь выдаваемым кредитам является сдерживающим фактором в получении дополнительной прибыли, которая могла быть источником ликвидных средств.

Рассмотренные в работе методы количественного анализа ликвидности, на основе расчета обязательных нормативов имеют свои и достоинства и преимущества. К основным преимуществам использования на практике системы коэффициентов для анализа ликвидности можно отнести следующее:

- простота расчета и наглядность;

- данный метод позволяет своевременно принимать меры по недопущению нарушения важнейших соотношений статей баланса банка, так как эти соотношения закрепляются установленными значениями коэффициентов;

- на основе использования системы коэффициентов может строиться управление ликвидности по нормативам, т.е. проводиться ограничение операций банка, воздействующих на изменение значений показателя;

- для реализации коэффициентного анализа на практике не требуется больших издержек. Однако метод анализа ликвидности с помощью коэффициентов обладает

рядом серьезных недостатков. Главные из них: - обобщение данных для расчета коэффициентов может отрицательно сказаться на достоверности получаемой при этом информации; - метод дает достаточно приближенную оценку ликвидности, поскольку коэффициенты рассчитываются на основе данных баланса. Действительность же показывает, что почти во всех случаях в расчет надо брать рыночную стоимость статей; - отсутствие инструментов прогноза. Использовании данного метода не позволяет определить ликвидность на будущие периоды, а также планирование уровня ликвидных средств.

Итак, хотя коэффициентный метод анализа имеет свои преимущества и

недостатки, его использование позволило с высокой степенью достоверности определить состояние филиала и подготовить базу для формирования направлений дальнейшего управления ликвидностью.

3. Проблемы управления ликвидностью банка и некоторые пути их решения


3.1 Риски ликвидности и методы управления ими


Управление ликвидностью - это инструмент стратегического и оперативного значения, позволяющий банку заранее подготовиться к возможным проблемам с ликвидность и своевременно принять меры по их решению. Первостепенной задачей для эффективного управления ликвидностью любого банка является создание и развитие механизма управления как такового. Этот механизм должен включать в себя одобренную высшим руководством банка, согласованную и открытую для всех заинтересованных организаций стратегию ежедневного управления ликвидностью. С целью выполнения стратегии ликвидности должны существовать соответствующие политика и процедуры ограничения рисков ликвидности. Риск ликвидности связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам. Управление ликвидностью банка означает, прежде всего, минимизация вероятности наступления неблагополучной ситуации и тех издержек, которые связаны с поддержанием запаса ликвидности на должном уровне. Поэтому рассмотрим основные риски, которые чаще всего могут возникать, и определим методы управления ими с целью минимизирования вероятности их наступления:

а) депозитный риск или риск пролонгации (вклады отзываются до истечения срока их хранения);

б) кредитный риск или риск невозврата кредита в срок;

в) рыночный риск (риск новых или непланируемых кредитов) или риск по новым видам деятельности (по факторинговым, лизинговым, инвестиционным и другим операциям);

г) прочие риски.

Депозитный риск связан с досрочным отзывом вкладчиками своих вкладов из банка. Для ослабления этого фактора коммерческие банки должны проводить работу по привлечению различного рода вкладов. Предупреждению потерь или стимулированию формирования депозитов могут способствовать особые условия, включенные в договор о депозитном вкладе, который должен заключаться между клиентом и банком. При этом банк должен решать, с какими клиентами необходима такого рода договоренность. В качестве одного из условий этого договора может быть отказ клиенту в досрочном востребовании вклада.

Кредитный риск – это риск невозврата кредита должниками в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. Самым ответственным этапом управления кредитным риском является его оценка в момент выдачи кредита, то есть, в момент, когда имеет место скрытая фаза риска. В этих целях надо дать оценку кредитного предложения, представленного потенциальным заемщиком. Для этого банк должен выяснить:

а) насколько он (банк) хорошо знает репутацию заемщика с точки зрения его возможностей по производству, маркетингу, финансовому состоянию (особенно это касается новых клиентов);

б) квалифицированно ли подготовлено кредитное предложение, является ли оно реалистическим как с деловой, так и с экономической точки зрения;

в) как изменится его кредитный портфель вследствие выдачи новых кредитов, т.е. оценить кредитное предложение.

При оценке кредитного риска нужно обязательно учитывать такие основные критерии: репутация, т.е. выяснение взаимоотношений потенциального заемщика с кредиторами, поставщиками, клиентами; платежеспособность заемщика за последние несколько месяцев, или лет в зависимости от объема предстоящей кредитной сделки; капитал, т.е. наличие собственного каптала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости на погашение кредита; залог, т.е. одно из надежных обеспечений кредита, дающее иногда возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска.

Рыночный риск, или риск по новым видам деятельности (это также фактический риск непланируемых кредитов), связан с распространением новых операций: факторинговых, лизинговых, операций с ценными бумагами. Самыми рискованными являются лизинговые операции. Риск по лизингу связан с множеством факторов, но главными из них являются два: качество лизинговой сделки; нарушение сроков поставки оборудования. Поэтому банк при решении вопроса о предоставлении кредита по лизингу должен получить достоверную информацию об объекте лизинга.

Проблему управления ликвидностью необходимо рассматривать не только со стороны возникновения отдельных рисков, но и как часть вероятного развития кризиса ликвидности, так как развитие и последствия возникающих перед банком затруднений на разных стадиях кризиса будут проявляться не одинаково. Например, задержка платежей и наличие картотеки у банка, имеющего запас ликвидности и не попавшего под действие кризиса, скорее всего не будет иметь для него серьезных последствий, и большая часть клиентов этого попросту не заметит. В то же время, если подобные задержки платежа произойдут в разгар кризиса, когда у банка будут практически исчерпаны запасы ликвидности, а кредиторы насторожены, это может спровоцировать цепную реакцию, - закрытие лимитов на банк со стороны контрагентов и отток средств с лицевых счетов, что может быстро сделать банк неликвидным. Для руководства важны разработка и анализ развития сценария развития кризиса ликвидности, потому, как показывает отечественная и зарубежная практика, почти все банкротства банков являются его следствием. Прочие причины лишь способствуют нарастанию и усилению кризиса. Поэтому составляемые руководством банка планы антикризисного управления должны включать моделирование, анализ и разработку управленческих решений, связанных с возможным сценарием развития кризиса ликвидности. Для эффективного управления ликвидностью банка необходимы методы, позволяющие выполнить как оценку, так и прогноз ликвидности с учетом как внутренней, так и внешней по отношению к банку информации. В процессе эволюции банковского дела методология управления ликвидностью постоянно изменялась и совершенствовалась. Однако неизменны остались основные подходы к управлению ликвидностью через управление активами и пассивами. Управление активами - первая стратегия является наиболее старым способом обеспечения банка в ликвидных средствах и предполагает управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных активов в виде денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в наличных денежных средствах, банк продает необходимое количество ликвидных активов и тем самым избегает проблем с ликвидностью. Управление пассивами – это вторая стратегия предлагает использовать в качестве источника ликвидных средств займы на денежном рынке. Данная стратегия предполагает заем быстрореализуемых средств, в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Стратегия сбалансированного управления ликвидностью является компромиссом предыдущих двух стратегий и частично позволяет избежать присущих им недостатков. В частности, стратегии управления пассивами присущи риски, характерные для заемных средств, а для стратегии управления активами характерны дополнительные затраты (либо упущенная выгода) как результат хранения избыточного запаса ликвидных средств в активах. Современной банковской практике известны следующие четыре теории:

коммерческих ссуд; перемещения; ожидаемых доходов; управления пассивами. Все они имеют свои недостатки и в чистом виде вряд ли применимы при выборе стратегии и тактики управления ресурсами банка. Однако в зависимости от ситуации - предлагаемые этими теориями подходы используются в реальной практике и позволяют регулировать ликвидность банка. Формальность и сложность процесса, используемого для управления ликвидностью, зависят как от размера и сложности банка, так и от характера и сложности его активов. Однако главными элементами сильного управления ликвидностью в банке любого размера с любым набором возможных операций должны быть хорошие управляющие информационные системы, анализ чистых финансовых требований при альтернативных сценариях, разнообразие источников финансирования и планирование непредвиденных обстоятельств. Управление банковскими рисками и в том числе риском ликвидности в ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляется в соответствии с разработанной Центральным аппаратом Политикой управления банковскими рисками и Положением по управлению ликвидностью до 1 месяца. Целью Политики является поддержание стабильного и устойчивого функционирования банка. Задача политики управления рисками состоит в достижении корректного встраивания системы управления банковскими рисками в общую структуру управления активами и обязательствами банка, в обеспечении надлежащей диверсификации активов и пассивов банка и поддержании оптимального баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами.

На уровне центрального аппарата банка структурными подразделениями по направлениям деятельности осуществляется управление основными видами банковских рисков: кредитным риском, риском ликвидности, риском по операциям с ценными бумагами, процентным риском, фондовым риском, валютным риском, товарным риском, операционным риском, стратегическим риском и риском потери деловой репутации. Управление риском ликвидности до одного года осуществляется посредством разработки Основных показателей развития Банка и прогноза краткосрочной ликвидности. Прогноз краткосрочной ликвидности банка представляет собой расчет показателя краткосрочной ликвидности на первые числа планового периода по всем валютам в эквиваленте белорусских рублей, а также в разрезе белорусских рублей и иностранной валюты в эквиваленте белорусских рублей.

Управление ликвидностью (денежными потоками) в периоде до одного месяца осуществляется казначейством. Оно основано на достижении сбалансированности входящих и исходящих денежных потоков банка с использованием инструментов регулирования ликвидности при недостатке или избытке ликвидности в течение операционного дня и в периоде до одного месяца. Процесс управления ликвидностью в Банке состоит из: подсчета ликвидных активов, обязательств банка и определения методов управления ими; прогнозирования ликвидности Банка, включающее ежедневный прогноз корсчетов банка, а также составление платежного календаря на один месяц с подекадной разбивкой; управления денежными потоками Банка для регулирования ликвидности; применения инструментов регулирования ликвидности. В случае недостатка ликвидности, с целью поддержания мгновенной и текущей ликвидности, Казначейство проводит следующие операции: изъятие средств из фонда обязательных резервов до минимальной величины, установленной НБ РБ; привлечение средств на межбанковском рынке; проведение операций с государственными ценными бумагами; продажа валюты в счет открытой валютной позиции Банка; осуществление операций СВОП; привлечение инструментов поддержания текущей ликвидности, предоставляемых Национальным банком: однодневный расчетный кредит (кредит «овернайт»); аукционные операции (ломбардный аукцион продажа НБ РБ государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях РЕПО); двусторонние операции (продажа НБ РБ иностранной валюты на условиях СВОП, операции по встречному размещению депозитов, ломбардный кредит по фиксированной ставке); операции структурной настройки (покупка НБ РБ государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях «до погашения»). При недостатке ликвидности в иностранной валюте Казначейство осуществляет операции по привлечению средств на межбанковском рынке. При избытке ликвидности в белорусских рублях и иностранной валюте проводятся операции: размещение ресурсов на межбанковском рынке; проведение операций с государственными ценными бумагами; осуществление операций СВОП; покупка иностранной валюты в счет открытой валютной позиции; применение инструментов изъятия текущей ликвидности, предоставляемых Национальным Банком Республики Беларусь: - размещение средств в белорусских рублях в депозиты НБ РБ; - покупка краткосрочных облигаций НБ РБ, покупка государственных ценных бумаг на условиях РЕПО, депозитный аукцион; - покупка у НБ РБ государственных ценных бумаг и ценных бумаг НБ РБ на условиях «до погашения». Система регулирования ликвидностью в Банке направлена на минимизацию риска ликвидности, обеспечение бесперебойного расчетно-платежного процесса и недопущение убытков вследствие ухудшения ликвидности.

В целях раннего предупреждения развития кризиса ликвидности Банк ежеквартально осуществляет стресс-тестирование ликвидности. В процессе анализа используется моделирование изменений нескольких показателей и оценка воздействия их на показатели Банка. Система направлена на изучение возможностей банка по минимизации негативных последствий от изменения факторов риска и разработку планов действий в случае кризисной ситуации.

На уровне филиалов управление ликвидность заключается путем исполнения доведенных прогнозных параметров активов и пассивов.


3.2 Пути сохранения и обеспечения ликвидности филиала


Как уже отмечалось ранее, выполнять задачу управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны НБ. Во второй главе мы уже отмечали, что банк в целом и анализируемый нами филиал, имеет проблемы в выполнении норматив по краткосрочной ликвидности, а в отдельные периоды и по мгновенной ликвидности. Это говорит о том, что имеются пробелы в управлении ликвидностью и, для предотвращения развития кризиса ликвидности, необходимо совершенствовать механизм и политику управления ликвидностью. Правление банка считает проблемой номер один поддержание ликвидности на уровне, позволяющем обеспечить беспрепятственное прохождение платежей клиентов с минимальными затратами. Филиальная сеть в основном сосредотачивает внимание на получении максимальных доходов, прибыли за счет наращивания активных операций без увязки с ликвидностью, что приводит к негативным последствиям. Возникают сложности с прохождением платежей и для закрытия корсчета банк вынужден прибегать к таким непопулярным мерам, как ограничивать выдачу кредитов. Управление ликвидностью многофилиального банка с разносторонним набором операций достаточно непростая задача. Поэтому ее решение в определяющей степени будет зависеть от того, насколько грамотно и эффективно поставлена работа в филиалах по управлению активами и пассивами, по их сбалансированности по срокам, от состояния собственной ликвидности филиала. Ведь потеря ликвидности филиальной сети может подорвать ликвидность Банка. В процессе управления ликвидностью филиал должен самостоятельно приспосабливаться к меняющимся условиям на рынке: спроса и предложения на валюту, кредиты, другие банковские продукты, на уровень процентных ставок. Он должен ориентироваться в постоянно меняющейся банковской конъюнктуре. Филиал сам, в пределах доведенных лимитов, формирует ресурсную базу, определяет состав активов, прогнозирует движение денежных потоков, управляет состоянием корсчета, принимает решения в пределах полномочий по регулированию ликвидности. Для того чтобы определить пути, приемлемые для управления ликвидностью данного филиала, необходимо сконцентрироваться на особенностях его деятельности и индивидуальных проблемах. Уровень ликвидности филиала зависит не только от его самого, но и от политики проводимой Национальным банком и Правительством, а также экономической и политической обстановки в регионе и республике. Поэтому регулирующее воздействие норм обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, обязательность выполнения индикативных параметров Национального Банка это факторы, которые оказали существенное воздействие на формирование уровня ликвидности.

Следующий немаловажный фактор это то, что филиал участвует в выполнении государственных программ, в частности осуществляет льготное кредитование населения на строительство жилья за счет средств банка. Размещение больших объемов средств в долгосрочные активы вызывает определенные трудности в поддержании сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов.

На рынке банковских услуг филиал конкурирует с банком, занимающим устойчивую стабильную позицию в данном регионе. Особенности деятельности этих двух учреждений обусловлены жестким разделом рынка услуг и клиентуры: филиал, как приемник сберегательного банка в основном обслуживает физических лиц и бюджет, а конкурирующий банк – юридических лиц. Поэтому в структуре привлеченных средств филиала превалируют средства физических лиц, которые отличаются, как более устойчивые, но и более дорогие.

На формирование ликвидности филиала влияет и множество факторов внутреннего характера. Расширение спектра осуществляемых филиалом банковских услуг, таких как обслуживание по картсчетам, потребовало приобретение для этих целей специального оборудования, что повлекло за собой отвлечение значительных средств в неликвидные активы.

Организация управления ликвидностью любого банка во многом зависит от уровня менеджмента и наличия управленческой информационной системы. Необходимо отметить, что в этом отношении у филиала имеются существенные пробелы. Программное обеспечение филиала не позволяет проводить анализ работы учреждения на высоком профессиональном уровне. Сказывается неразработанность программ методом научного управления. Слабо развита система менеджмента по управлению ликвидностью. Уровень подготовки кадров требует их профессионального роста. Не налажена четкая координация действий служб филиала, регулирующих кредитные операции, кассовые активы, привлекающих ресурсы, т.е. воздействующих на уровень ликвидности. Иногда операции совершаются без увязки сроков размещения со сроками привлечения ресурсов. Главный аспект делается на доходность операций с целью получения максимальной прибыли. Необходимо признать, что большое значение в процессе управления активами уделяется кредитным рискам. На предварительной стадии выдачи кредита тщательно изучается платежеспособность заемщиков с привлечением соответствующих служб филиала. Мониторинг осуществляется до полного погашения кредита. В настоящее время филиал предпринимает усилия по диверсификации кредитного портфеля.

Управление пассивами практически ограничивается привлечением средств физических лиц. Слабо задействованы другие источники, в частности средства юридических лиц, которые составляют лишь 12% в общей сумме средств клиентов. На это влияет и качество обслуживания клиентов, которое поставлено не на высшем уровне, и объем предоставляемых услуг, которые необходимо постоянно обновлять. Кроме того существуют разного рода формальности в оформлении документов, которые на наш взгляд излишни или необязательны, но это компетенция НБ.

Не разрабатываются в филиале варианты развития ликвидности в нестандартных, или стрессовых ситуациях, отсутствуют планы непредвиденных обстоятельств. Оценка ликвидной позиции в отличных от нормальных условий необходима для поддержания способности управлять ею при возникновении новых факторов. В итоге в сложившихся экономических условиях, обусловленных внешней средой и рядом проблем внутреннего характера, филиал оказался на пределе своей ликвидности. И мы попробуем дать рекомендации филиалу, которые помогут повысить эффективность управления ликвидностью филиала.

Во-первых - необходимо улучшить структуру управления ликвидностью. Должен быть четко отлажен в филиале сам механизм управления ликвидностью. Этот механизм должен включать стратегию ежедневного управлению ликвидностью и соответствующую политику, и процедуру по ограничению рисков ликвидности (положение). Положение согласуется со всеми заинтересованными службами филиала и утверждается руководителем филиала. Оно должно излагать основные подходы в вопросе управления ликвидностью филиала и определить количественные и качественные цели. Важно чтобы была ясна и согласована политика в таких специфических аспектах, как состав активов и пассивов, оценка конкурентоспособности активов, подход к управлению ликвидностью в различных валютах, предпочтения (приоритеты) в использовании банком определенных инструментов поддержания ликвидности. Так как фактически каждая финансовая сделка или обязательство имеют значение для позиции ликвидности, поэтому те службы филиала, которые осуществляют операции, оказывающие воздействие на ликвидность, должны знать стратегию ликвидности и работать в строгом соответствии с ней. При этом они должны четко представлять, как другие риски, включая кредитные, рыночные и операционные воздействуют на общую ликвидность банка. Кроме того, должны быть определены границы полномочий и ответственность персонала при управлении риском ликвидности и назначен ответственный за управление общей ликвидностью. Во-вторых - такой механизм должен включать в себя и адекватные информационные системы измерения, контроля и сообщения о риске ликвидности. Поэтому следующим вопросом, над которым, как нам полагается, необходимо поработать филиалу это создание сильной управленческой информационной системы.

Совершенно очевидно, что управление ликвидностью - это, прежде всего анализ и принятие решений на основе полученной информации. А от методов формирования информационной базы, обработки и анализа информации, характеризующей деятельность банка, зависит и качество управления им. Существующая система получения и обработки информации в филиале не соответствует современным требованиям, необходимым для качественного анализа и принятия решений по управлению ликвидностью. Дело в том, что эксплуатируемые программные комплексы по различным направлениям деятельности реализованы не в виде одного модуля, а виде разнородных АРМов. Половина из них разработана департаментом информационных технологий ОАО «АСБ Беларусбанк», а остальные другими разработчиками: ООО «Софтклуб», ЗАО «Мебиус» и др. Система автоматизации банковских процессов в разных АРМах, разработанных разными разработчиками на разном программном инструментарии - чаще информационно не связана между собой, что не позволяет интегрировать информацию в единую базу. При финансовом планировании, управлении активами и пассивами, анализе относительных показателей необходимо извлекать информацию из разнородных систем. В результате требуется ручной труд для обновления и консолидации отчетной информации. Менеджеры не имеют непосредственного доступа к обобщенной текущей информации в режиме реального времени, чтобы проводить эффективное краткосрочное управление. Но это проблема не только филиала, а в целом банка. Консолидация данных в головном офисе осуществляется путем передачи информации из локальных систем обработки информации, сформированных в филиале. На это, во-первых, необходимо некоторое время, а во-вторых, информация является не динамичным инструментом анализа, а носит уже статичный характер. Поэтому проблема модернизации существующей системы автоматизации процессов актуально не только в аспекте филиала, но и всего банка, которую надо решать в первую очередь. Необходимо отметить, что ОАО «АСБ Беларусбанк» в настоящее время поставил задачу и работает над созданием новой интегрированной централизованной автоматизированной банковской системы (АБС). Реализация данного проекта осуществляется поэтапно и планируется, что к 2011 году банк перейдет на централизованную IT-систему. Предполагается, что она позволит повысить оперативность и эффективность управления, снизить риски, обеспечить финансовую прозрачность, существенно снизить операционные расходы. Надеемся, что внедрение новой АБС будет включать интегрированные подсистемы, которые позволят решать задачи в области управления ликвидностью:

оперативный анализ ликвидности;

прогнозирование состояния ликвидности;

управление рисками ликвидности;

моделирование различных сценариев развития ликвидности;

оценка эффективности принимаемых решений; контроль выполнения поставленных целей. Но внедрение новой АБС потребует и совершенно другого уровня менеджмента. Поэтому следующей задачей стоящей перед филиалам должно стоять повышение профессионального уровня менеджеров. Важное значение имеет соответствие квалификации специалистов современным требованиям и технологиям. Как свидетельствуют аналитические данные - на сегодняшний день уровень квалификации кадров филиала только на 60% соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам системы ОАО «АСБ Беларусбанк». Руководство филиала должно уделить серьезное внимание вопросу повышения уровня квалификации кадров через участие на курсах, семинарах, путем переподготовки и обучению в ВУЗах. В-третьих - необходимо иметь систему измерения потребностей ликвидности. Одним из ключевых моментов в работе по управлению ликвидностью является оценка ликвидной позиции. Для адекватного управления ликвидностью необходимо организовать в филиале процесс постоянного (ежедневного) контроля и измерения потребностей ликвидности. Прогнозирование ликвидной позиции должно осуществляться не только на краткосрочный период – ежедневно, но и на среднесрочный период – неделя, месяц и т.д. Прогнозирование ликвидности филиала на краткосрочной период - сужено до рамок ежедневного прогноза состояния корреспондентского счета. Оценка ликвидности на среднесрочный период определяется ежемесячно только при расчете нормативных коэффициентов ликвидности. При оценке ликвидности филиала методом расчета коэффициентов было установлено отклонение показателей краткосрочной ликвидности от нормативных значений. А также выявлены существенные несоответствия активов и пассивов по срокам размещения. Это уже должно насторожить руководства филиала в том, что он может столкнуться с проблемой ликвидности в будущем. Поэтому для филиала важно иметь оценку и прогноз именно будущих финансовых потребностей, чтобы контролировать свою позицию ликвидности в более отдаленных периодах.

Учитывая, что коэффициентный метод дает только приближенную оценку ликвидности, так как базируется только на данных баланса и сведениях о внебалансовых обязательствах филиала, необходимо использовать другой метод, который позволит выполнить анализ динамики доходов и расходов филиала, своевременности возврата кредитов, а также оценить объем ресурсов, которые филиалу необходимо заимствовать у головного банка. В данном случае можно порекомендовать филиалу использовать метод анализа денежных потоков. Это поможет выявить существенные разрывы финансирования в отдаленных периодах и тогда еще есть возможность приложить усилия для заполнения этих разрывов, соответствующим образом воздействуя на сроки заключаемых сделок. Сбор данных относительно отдаленных периодов максимизирует возможности для закрытия разрыва заранее до его проявления. Вычисление ликвидности методом потока включает в себя оценку во времени всех денежных притоков (поступлений) банка против их оттоков (списаний) с учетом финансирования внебалансовых обязательств, для выявления возможных любых предстоящих нехваток средств. Расчет необходимо провести в несколько этапов. На первом этапе в активе, пассиве и внебалансовых обязательствах необходимо выделить однородные по характеру операции, по срочности и поведению клиентов группы. На втором этапе у каждой группы определяется вероятная доля платежа на каждый рассматриваемый временной период (поправочный коэффициент). Оценка может производиться на основе статистического и факторного методов анализа. На третьем этапе суммируются все позиции по соответствующим срокам платежа с учетом поправочных коэффициентов. На четвертом этапе рассчитывается величина всех отклонений и определяется их суммарное значение. При выделении групп платежей, операции в рублях и иностранной валюте желательно оценить отдельно, так как они имеют разные характеристики по доле отзыва и величине возврата. Денежные притоки включают платежи клиентов в пользу банка в результате погашения наступивших по срокам активов и дополнительного привлечения пассивов. Их можно разбить на следующие группы:

возврат средств с истекшим сроком договора. Данная группа корректируется на срок возврата;

поступления от уплаты клиентами процентов за пользование кредитами. При прогнозировании данной группы платежей необходимо учитывать срок уплаты, который, как правило, определен договором и будет участвовать только в дни поступления. Эту группу также необходимо откорректировать на процент возврата;

поступления от комиссионного вознаграждения за оказание услуг. В расчет необходимо принимать планируемый показатель на расчетный период;

пени, штрафы, неустойки к взысканию. Учитываются планируемые поступления с учетом вероятности невыплаты данных сумм;

постоянные поступления от прочих операций, в том числе снижение средств в расчетах и снижение дебиторской задолженности;

прогноз притока средств клиентов на расчетные и текущие счета с разбивкой по валютам и в разрезе клиентов юридических и физических лиц;

прогноз притока средств на депозиты юридических и физических лиц в разрезе валют;

прогноз по прочим постоянным поступлениям: увеличение средств в расчетах, увеличение кредиторской задолженности. Денежные оттоки можно сгруппировать в следующие группы:

суммы неисполненной перед клиентами задолженности банка, проценты по просроченной задолженности, средства списанные со счетов клиентов, но перечисленные кредитору. Эта группа включается в расчет в полной сумме;

отток средств с текущих счетов клиентов юридических и физических лиц. При анализе оттока средств необходимо учитывать и предполагаемые выдачи по кредитам, которые, как правило, зачисляются сначала на расчетные счета и в дальнейшем переводятся на счет кредитора;

отток средств с депозитных счетов клиентов. По данной группе необходимо оценить два показателя – доля невозобновляемых депозитов с истекшим по договору сроком и доля депозитов, по которым клиенты произвели досрочный отзыв. Оценка производится методом статистического анализа;

погашение долговых обязательств, выпущенных банком, по которым срок обращения истекает;

выплаты процентов и комиссионного вознаграждения. Эта группа учитывает соответствующие сроки выплат, как правило, в конце месяца;

выплаты по прочим операциям филиала, в том числе по расчетам и кредиторской задолженности;

выплаты по заработной плате сотрудников;

арендные, коммунальные платежи и другие обязательства филиала, связанные с расходами по обслуживанию его деятельности;

выдача ссуд клиентам по открытым кредитным линиям;

заявки от клиентов на предоставление кредитов. Для того чтобы сравнить денежные притоки и денежные оттоки в определенных временных интервалах, необходимо каждый денежный приток и отток разместить по соответствующей календарной дате. При этом подходить осторожно к оценке исполнения их по срокам. Так, допустим при оценке оттоков по пассивам, необходимо учитывать самую раннюю дату, на которую их владелец может потребовать их выплат, а денежные притоки оценивать более поздними сроками.

Таким образом, филиал может определить свою ликвидную позицию в будущем, рассчитанную на основании предположений о будущем поведении активов, пассивов и внебалансовых статей притоками и оттоками средств на соответствующие даты. Более длинный временной интервал может дать полезную информацию для решения проблем поддержания сбалансированности активов и пассивов по срокам, определить зависимость филиала от покупной ликвидности. Учитывая то, что при недостатке собственных средств для проведения платежей филиал заимствует средства у головного банка за определенную плату, то раннее выявление дефицита ликвидности создаст предпосылки для минимизации издержек по поддержанию ликвидности.

В-четвертых - необходима оценка ликвидности при альтернативных сценариях развития событий. Оценка того, является ли банк достаточно ликвидным, зависит в большой мере от поведения денежных потоков при различных условиях. Поэтому анализ должен производиться с использованием максимально широкого разнообразия «что если» сценариев развития событий. Эта следующая рекомендация филиалу основана на том, что условия деятельности филиала обусловлены динамично меняющейся внешней средой. Это и развитие финансового рынка, и изменения в законодательной и нормативной базе,