Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Предпочитаемым видом коммуникации для детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут.

У многих детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Значительная часть детей с общим недоразвитием речи стараются отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

Многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Такие дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их (О.Н.Усанова, О.А.Слинько, 1987).

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

С учетом сказанного следует отметить, что общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ


2.1 Описание методик исследования


Учитывая то, что в настоящее время значительно возросло количество детей с речевой патологией, чрезвычайно важно выяснить действительно ли межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют свои особенности и отличаются от межличностных отношений их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование межличностных отношений проводилось на базе ЦРР МДОУ №11 «Росинка» г. Саяногорска.

Экспериментальная выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня (см. Приложение 1).

Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста:

Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).

Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).

Беседа (Я.Л. Коломинского).

Рассмотрим описание методики «Капитан корабля».

Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.

По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.

Во время индивидуальной беседы ребёнку показывается рисунок корабля, и задаются вопросы:

Представь, что ты – капитан этого корабля и отправляешься в дальнее плавание, кого из детей группы ты взял бы себе в помощники?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя?

Кого из детей группы ты ни за что не взял бы с собой в плавание и оставил на берегу?

В заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются

выборы детей. Затем осуществляется подсчёт положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребёнком, находятся взаимные выборы, которые отмечаются , подсчитываются и записываются в социоматрицу (см. Приложения 2,3). На основе результатов социоматрицы составляется карта групповой дифференциации – социограмма (см. Приложение 4).

Полученные результаты подвергаются анализу и интерпретации в следующих направлениях:

Количество положительных (1 и 2 вопросы) и отрицательных (3 вопрос) выборов, полученных каждым ребенком. В зависимости от этого, ребенка, получившего 5 и более выборов, можно считать «звездой», 3-4 выбора – «предпочитаемым», 1-2 выбора – «принятым», в группу «отверженных» (или «игнорируемых») относят детей, которых никто не выбрал(0 положительных выборов), а также тех, у кого количество отрицательных выборов превышает количество положительных выборов.

Уровень благополучия взаимоотношений. Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных категориях («звезды», «предпочитаемые»), Уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей из неблагоприятных категорий («принятые», «отверженные») – как низкий.

Коэффициент взаимности. Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя коэффициент взаимности можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – КВ=15-20% (низкий), II – КВ=21-30% (средний), III – КВ=31-40% (высокий), IV – КВ=40% и выше (сверхвысокий).

В нашем случае целесообразно использовать методику «Два домика».

Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.

Для проведения методики мы приготовили два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывались обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу. После окончания беседы мы спрашивали у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и отрицательные выборы, нашли и подсчитали взаимные выборы. Полученные результаты фиксировались в социоматрице (см. Приложения 5, 6).

При анализе и интерпретации результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Нас заинтересовало, какие мотивы лежат в основе межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому в исследовании мы использовали специальную беседу.

Цель: диагностика характера межличностных отношений у дошкольников, выявление мотивов выбора.

Выясняется, какие мотивы лежат в основе выборов каждого ребенка, в какой степени дети осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

Во время индивидуальной беседы мы задавали каждому ребенку вопросы:

Кого из детей группы ты больше всего любишь? Почему?

С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему?

С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

С кем ты хотел бы вместе дежурить? Почему?

Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости? Почему?

Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе в другой детский сад? Почему?

Кого бы не взял? Почему?

Все ответы заносятся в протоколы (см. Приложения 7, 8). На основе протоколов мы составили таблицы выборов, где подсчитали количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком (см. Приложения 9, 10). Также был выделен доминирующий мотив выбора у каждого ребенка отдельно (см. Приложение 11). В зависимости от содержания мы разделили мотивы на V типов:

I тип – общая оценка сверстника, эмоционально-положительное или отрицательное отношение к нему («он хороший», «нравится», «не нравится», «плохой»);

II тип – выделение тех или иных качеств сверстника:

а) внешние,

б) качества, обеспечивающие успешность или неуспешность деятельности,

в) нравственные;

III тип – интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе», «мне с ним смешно»);

IV тип – дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»);

V тип – пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение не подкрепляется эмоционально. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами.


2.2 Сравнительный анализ результатов исследования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


Анализируя полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа (и далее по тексту) – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа (и далее по тексту) – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сравним результаты методики «Капитан корабля». Мы осуществили анализ и интерпретацию данных, зафиксированных в социометрических таблицах (см. Приложения 2, 3).

Рассмотрим первый параметр нашего анализа – количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком.


ТАБЛИЦА 1 Сравнительный анализ статусного положения в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Статусная категория I группа II группа


Абс.число % Абс.число %
I «звезды» 6 40 10 67
II «предпочитаемые» 5 34 4 26
III «принятые» 2 13 1 7
IV «отверженные» или «игнорируемые» 2 13 - -

Из таблицы 1 видно, что в благоприятных статусных категориях (I,II) большее количество детей – 93% находится из II группы, из I группы – 74% детей. В неблагоприятных же статусных категориях (III,IV) большее количество детей – 26% находится из I группы, в то время как из II группы только 7% детей. Следует отметить, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) отрицательные выборы делали реже, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (I группа): общее количество отрицательных выборов у детей I группы – 28%, II группы – 17%. Многие дети из II группы при ответе на третий вопрос (Кого из детей ты ни за что не взял бы с собой в плавание?) затруднялись, долго раздумывали. В итоге 26% детей этой группы не сделали ни одного отрицательного выбора, в то время как в I группе отрицательные выборы не сделали 6% детей.

Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием только 13% детей не получили отрицательных выборов, а в группе с общим недоразвитием речи III уровня 47% детей не получили отрицательных выборов (см. Приложения 2,3).

Полученные данные говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, по сравнению с группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, чаще демонстрируют положительное отношение к сверстникам, так как у них преобладают положительные выборы по отношению друг к другу.

Второй параметр нашего исследования – уровень благополучия взаимоотношений.

Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений как в I, так и во II группах, то есть в данных группах большее количество детей имеют благоприятный статус: I и II статусная категория (см. Таблицу 1). Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Третий параметр нашего исследования – коэффициент взаимности.

Коэффициент взаимности – это индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности I группы – 34%, II группы – 52%, из чего следует, что I группа относится к III уровню взаимности (высокий), II группа – к IV уровню взаимности (сверхвысокий).

Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов (см. Приложение 4) дает нам представление о характере отношений, существующих в данных группах: коллективы детей и I, и II групп достаточно сплоченные, дружные. Однако, высока половая дифференциация (дети чаще всего выбирают сверстников своего пола). По данным социограммы мы выявили такой характер связи как «взаимная симпатия» (дети разного пола делают взаимные выборы). В I группе «взаимную симпатию» имеют 3 пары детей разного пола, во II группе – 2 пары детей.

Таким образом, результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать вывод о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Рассмотрим сравнительный анализ результатов методики «Двадомика». Анализу и интерпретации подвергались данные, зафиксированные в социометрических таблицах (см. Приложения 5, 6).


ТАБЛИЦА 2 Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного возраста

Параметр анализа


Выборка детей

Количество положительных выборов Количество отрицательных выборов Количество взаимных выборов

Абс.число % Абс.число % Абс.число %
I группа 61 70 26 30 18 20
II группа 87 82 19 18 37 35

Из таблицы 2 видно, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительные выборы делают чаще, чем отрицательные: 82% положительных выборов против 18% отрицательных. В то время как у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием положительные выборы составляют 70%, а отрицательные – 30%. В связи с этим количество взаимных выборов у детей II группы в два раза превышает количество взаимных выборов у детей I группы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается

Преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Сравним результаты, полученные при беседе.

Анализ протоколов, полученных от каждого ребенка, имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ показал, что получили подтверждение результаты социометрических методик.


ТАБЛИЦА 3 Сравнительный анализ количества положительных и отрицательных выборов у детей старшего дошкольного возраста

Параметр анализа


Выборка детей

Количество положительных выборов Количество отрицательных выборов

Абс.число % Абс.число %
I группа 62 70 27 30
II группа 95 84 18 16

Из таблицы 3 видно, что во II группе общее количество положительных выборов значительно превышает количество отрицательных выборов, а именно 84% положительных против 16% отрицательных. В то время как в I группе разрыв не столь значителен: 70% положительных и 30% отрицательных выборов. Это свидетельствует о преобладании в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительных выборов по отношению друг к другу.

Количественный анализ мотивов позволил выделить доминирующий мотив у каждого ребенка отдельно (см. Приложение 11).


ТАБЛИЦА 4 Сравнительный анализ доминирующего типа мотива у детей старшего дошкольного возраста

Тип мотива


Выборка детей

I II III IV V

Абс.

число

%

Абс.

число

%

Абс.

число

%

Абс.

число

%

Абс.

число

%
I группа - - 7 46 3 20 4 27 1 7
II группа 2 13 3 20 1 7 4 27 5 33

Из таблицы 4 видно, что доминирующим мотивом у детей I группы является II тип мотива (46% детей), у II группы – V тип мотива (33% детей).

В ходе качественного анализа мы сделали выводы относительно содержания мотивов избирательного отношения к сверстникам. Почти половина детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (46%) основывают свой выбор сверстника на выделении тех или иных его качеств: «она маленькая, я буду помогать ей», «добрый», «ласковая», «несерьезный», «ненадежный». Также мы заметили, что мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально-положительного отношения к ним, выделяют внешние качества («самая красивая», «веселая»). У 33% детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в основе мотива выбора находится пассивно – положительное отношение к сверстнику (V тип мотива). Это говорит о том, что дети недостаточно осознают нравственные качества сверстников, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом. Данные результаты представлены на рисунке 1.


Рис. 1 Сравнительный анализ доминирующего типа мотива у детей старшего дошкольного возраста


Таким образом, можно сделать вывод о том, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается пассивно – положительное отношение к сверстникам.

Нас заинтересовало, влияет ли степень речевого нарушения на межличностные отношения ребенка со сверстниками.

Проанализировав речевые нарушения детей II группы (см.Приложение1), мы выявили, что дети с доминирующим V типом мотива выбора сверстника (пассивно – положительное отношение) имеют общее недоразвитие речи III уровня с дизартрическим синдромом. У остальных детей данной группы наблюдаются такие речевые нарушения как: общее недоразвитие речи III уровня (2 ребенка), общее недоразвитие речи III уровня с дислалией (1 ребенок), общее недоразвитие речи III уровня с дизартрией легкой степени (7 детей). Из чего можно сделать вывод о том, что дети, имеющие дизартрический синдром, с большей вероятностью, чем дети с другими речевыми нарушениями испытывают трудности в межличностных отношениях со сверстниками, дружеские связи у них слабо выражены, игровые объединения неустойчивы, эмоции и способы их выражения бедны.

Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня преобладают положительные выборы по отношению друг к другу, а также наблюдается пассивно – положительное отношение к сверстнику(33% детей). Данные результаты представлены на рисунках 1,2.


Рис. 2 Сравнительный анализ общего количества положительных выборов у детей старшего дошкольного возраста


Таким образом, гипотеза исследования – подтверждена.

2.3 Коррекционно-развивающая программа по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

недоразвитие речь дошкольник межличностный

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.

Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие к возникновению чувства неполноценности и подавленности, а иногда к агрессивности.

Результаты проведенного исследования говорят о том, что наличие речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи III уровня, может привести к нарушениям межличностных отношений, к затруднению процесса межличностного взаимодействия детей и к созданию серьезных проблем на пути их развития.

Полученными данными продиктована необходимость создания коррекционно-развивающей программы.

Цель программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи программы:

1.Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

2. Воспитание интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого.

3. Развитие умения эмоционально выражать свои чувства.

4. Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

5. Развитие творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности.

6. Развитие способности к индивидуальному самовыражению детей.

7. Сплочение детского коллектива.

Используемые средства:

- развивающие игры;

- игры на интенсивное физическое взаимодействие;

- работа в парах;

- игры – беседы;

- упражнения – этюды.

Программа состоит из 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 – 30 минут.

Занятие 1.

Ритуал начала занятия.

Упражнение «Как меня зовут».

Пластический этюд «Солнышко».

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «Дотронься до…».

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Ритуал окончания занятия.

Занятие 2.

Ритуал начала занятия.

Этюд «Скажи хорошее о друге».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирают не более двух детей.

Игра «Найди друга».

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра «Мяч в руки».

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

Ритуал окончания занятия.

Занятие 3.

Ритуал начала занятия.

Беседа «Как можно пожалеть».

Этюды на выражение страдания и печали:

- «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:


Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.


Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал…»

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой – помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

Ритуал окончания занятия.

Занятие 4.

Ритуал начала занятия.

Игра – беседа «Бездомному всегда плохо».

Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:

- Представь, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал окончания занятия.

Занятие 5.

Ритуал начала занятия.

Сказка «Маша и сандалики».

Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

Этюд «Глаза в глаза».

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает:

- Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

Ритуал окончания занятия.

Занятие 6.

Ритуал начала занятия.

Беседа «Как можно понять настроение человека?»

Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачком в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».

Ритуал окончания занятия.

Занятие 7.

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра – беседа «Представь себе, что ты паучок».

3. Игра «Солнечный зайчик».

Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки:

- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.

4. Подвижная игра «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину – путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

Ритуал окончания занятия.

Занятие 8.

Ритуал начала занятия.

Сказка «Пес Барбос».

Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.

Этюд «Сломанная кукла».

Воспитатель говорит, что иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Предлагает детям изобразить куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, предлагает потрясти всеми разломанными частями одновременно.

- А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соединяйте голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все. Куклу починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

5. Ритуал окончания занятия.

Занятие 9.

Ритуал начала занятия.

Пластический этюд «Солнышко».

Игра – беседа «Представь себя