Справочные правовые системы
в Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Справочные правовые системы в Российской Федерации
2. Общероссийская справочно-правовая Сеть «Консультант Плюс»
3.Структура информационного массива СПС «Консультант плюс»
4. Возможности поиска, анализа и применения правовой информации в СПС «Консультант Плюс»
5. Комплекс нововведений «Консультант Плюс»
Заключение
Список литературы
Введение
Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее - СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.
До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.
В настоящий момент в России работают большое количество фирм, разрабатывающих обеспечение СПС, и оказывающие услуги по информационному обеспечению потребителей. Широкое признание среди постоянных пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис». Фирмы-разработчики таких систем уделяют основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС. Как правило, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики СПС вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими СПС сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.
В данной работе будут рассмотрены возможности, принципы функционирования, состав и система поддержки одной из наиболее популярных справочных правовых систем - «Консультант Плюс».
1. Справочные правовые системы в Российской Федерации
В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.
Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
Возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.
Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.
Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.
Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.
Правовая информация не может быть получена из одного источника – она распределена практически по всей территории страны: это приводит к необходимости доставки информации с мест (даже на одной территории постановления Правительства, местных органов власти, материалы арбитражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с другом). Поэтому в создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании выпускающие на рынок электронные версии юридической информации. В настоящий момент в России работают более десяти фирм, разрабатывающих обеспечение СПС, ведущих компьютерные нормативно-правовые информационные базы и оказывающие услуги по информационному обеспечению. Информационные базы достаточно объемны, часто содержат уникальные документы, но работа массового пользователя с такими системами затруднена ввиду отсутствия эффективных каналов поддержки обновления базы, сервисного обслуживания систем и т.п. Поэтому широкое признание пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис». Фирмы-разработчики таких систем уделяли основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.
Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся: 1) объем информационного банка; 2) формирования пользовательской базы; 3) скорость поиска документов по базе; 4) актуальность информации и оперативность поступления документов; 5) степень аутентичности документов оригиналу; 6) юридическая обработка документов; 7) возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.
Особо следует отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст – это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов. Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл. Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс» «Юсис», «Юристконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «Консультант Плюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, программа «Юристконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже. Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», или система ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс». Возможность введения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Многооконный режим работы предусмотрен в системах «Консультант Плюс», «Кодекс». Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему «Гарант». Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки.
Далее будут рассмотрены возможности, принципы функционирования, состав и систему поддержки одной из наиболее популярных справочных правовых систем «Консультант Плюс».
2. Общероссийская справочно-правовая Сеть «Консультант Плюс»
Общероссийская Сеть «Консультант Плюс» - крупнейшая сервисная сеть, более 12 лет работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Основной деятельностью Сети является распространение правовой информации. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» открывает доступ к самым разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. Для сотен тысяч российских специалистов марка «Консультант Плюс» неразрывно связана с понятием надежного информационно-правового обеспечения.
Сеть «Консультант Плюс» активно содействует созданию в России единого информационно-правового пространства. С этой целью во всероссийском масштабе "Консультант Плюс" ведет широкую программу информационного сотрудничества с органами власти и управления РФ. В рамках программы заключено более 60 прямых договоров об информационном обмене с федеральными органами власти и управления. Согласно этим договорам компания "Консультант Плюс" оказывает информационную поддержку деятельности органов власти и управления РФ, а они обеспечивают незамедлительную передачу своих новых документов для включения в систему «Консультант Плюс».
Наличие прямых договоров обеспечивает полное и оперативное включение правовых документов в базу системы. Среди партнеров «Консультант Плюс» – Аппарат Правительства РФ, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральный банк РФ и др.
Сегодня трудно назвать категорию организаций, в которых не использовались бы системы «Консультант Плюс». С ними работают в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, в Государственной Думе, в министерствах и ведомствах, в сотнях налоговых инспекций и таможенных постов, в вузах и банках, на предприятиях всех форм собственности и направлений деятельности по всей России. Так, многолетнее сотрудничество между Советом Федерации Федерального Собрания РФ и компанией "Консультант Плюс" реализуется в новых совместных проектах, связанных с правовой информатизацией. 11 июня 2004 года заключен новый Договор об информационном сотрудничестве.
К настоящему времени у пользователей установлено и сопровождается 667720 экземпляров систем «Консультант Плюс». К услугам пользователей как информационные банки, содержащие нормативные документы федерального законодательства, так и банки аналитических и консультационных материалов. Кроме того, в 79 субъектах РФ силами РИЦ Сети «Консультант Плюс» ведутся информационные банки по региональному законодательству. На сегодняшний день общее количество документов в системах Консультант Плюс: 1678877 доступных на сервере: в виде справки – 1678877; с текстами – 476638; в виде графических копий – 106103. На сегодняшний день это крупнейший информационный массив, который может быть предоставлен пользователю.
Важными направлениями деятельности Сети «Консультант Плюс» является осуществление Программы поддержки науки и образования и Программы поддержки российских библиотек, а также участие в общественных начинаниях, способствующих укреплению престижа профессии юриста. Компания оказывает поддержку премии "Фемида", учрежденной Московским клубом юристов. В рамках этих программ в различных государственных органах, научных и учебных заведениях по всей территории РФ на льготной основе установлено и обслуживается 20000 справочных систем «Консультант Плюс», позволяющих обеспечить правовой информацией свыше 250 000 рабочих мест.
Те, кто работает с системами «Консультант Плюс», отмечают, что одним из важнейших свойств этих систем является достоверность правовой информации. Для ввода документов в систему используются официальные источники и официальные тексты. Копии всех официальных текстов хранятся в архиве компании "Консультант Плюс" и в случае необходимости могут быть предоставлены пользователю.
Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.
Особенность системы «Консультант Плюс» - оперативность доставки информации пользователю. Специфика Российских условий – отсутствие разветвленных информационных сетей и техническое несовершенство существующих линий связи. Это послужило причиной разработки оригинальной схемы передачи информации по Сети «Консультант Плюс»: АО «Консультант Плюс» - Региональные Информационные Центры (РИЦ) – пользователи.
Алгоритмы и форматы обмена данными между Эталонным Информационным банком и абонементами Сети «Консультант Плюс» обеспечивают полную автоматизацию процедуры поддержания эквивалентности, достигающуюся передачей только новых и измененных документов. Такой способ называется «кусочным» пополнением, его реализация крайне важна для оперативности информационного обмена с помощью телекоммуникационных сетей в режиме off-line. Системы «Консультант Плюс» доступны также в режиме on-line через сеть Internet.
Для пользователей Internet компанией «Консультант Плюс», являющейся разработчиком одноименной справочной правовой системы в 1997 году был создан специализированный правовой сервер www. consultant. ru.
Для тех, кто впервые попал на данный сервер, после ознакомления с общей с информацией о системе, есть возможность воспользоваться большим массивом правовой и справочной информацией, находящимся в свободном on-line -доступе, и оценить информационные ресурсы. Среди выставленной на сервере правовой информации- информационные банки по федеральному и региональному законодательству, по международному праву, информационные банки включающие в себя аналитические и консультативные материалы, новые поступления документов и каталоги информационных банков, банки данных «Копии правовых актов: Российская Федерация» и «Библиотека копий официальных публикаций правовых актов», содержащие графические копии документов.
Так, в on-line -версии осуществляется круглосуточный бесплатный доступ к таким разделам, как: Налоги Бухучет (более15 000документов); Международное гуманитарное право, применяемое во время конфликтов; Конвенции Совета Европы; доступ в вечерние часы (с 20-00 до 24-00) и по нерабочим дням (с 00-00 до 24-00 (время московское): ВерсияПроф и Законопроекты; доступ по нерабочим дням (с 00-00 до 24-00 (время московское): Специальная версия системы «Консультант Плюс» (более 400 000 документов). Актуализация информации на сервере происходит каждый день. Его посетители получают самую свежую и достоверную информацию о состоянии российского законодательства.
За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.
Сеть «Консультант Плюс» насчитывает 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. Они имеют собственную сервисную структуру, определяют сбытовую и сервисную политику в регионах. РИЦ, осуществляют поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание, передачу информации пользователям и обеспечивают оперативное, вплоть до ежедневного, обновление информационной базы справочной системы.
Технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов. РИЦ получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра. В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.
Программные продукты «Консультант Плюс» отличаются высокой эффективностью и качеством. Так, система «Консультант Плюс» была первой среди справочных правовых систем сертифицирована Microsoft на совместимость с Windows 95/98/NT/2000/XP. Существуют 32-разрядные однопользовательские, сетевые и Intranet-версии для Windows 95/98/NT/2000/XP.
Отличительной чертой системы «Консультант Плюс» является ее совместимость с различными платформами и широко используемым программным обеспечением. «Консультант Плюс» — первый российский программный продукт, который прошел тестирование компании Microsoft на совместимость с операционными системами Windows 2000 Professional и Windows XP и получил логотипы "Certified for Microsoft Windows — Windows 2000 Professional" и "Designed for Microsoft Windows XP". Ранее система «Консультант Плюс» стала первой российской справочной правовой системой, прошедшей тестирование Microsoft на совместимость с Windows NT/95/98.
Надежность программных технологий «Консультант Плюс» (неоднократно подтвержденная сертификацией Microsoft) обеспечивает устойчивую работу справочной правовой системы, ее эффективное функционирование в сетях любых конфигураций и гарантирует пользователям отсутствие сбоев, вызванных конфликтами с операционной системой и другим программным обеспечением.
О надежности системы свидетельствуют данные независимых опросов, выявивших, что большинство пользователей справочных правовых систем предпочитают работать с «Консультант Плюс». Так, по результатам ежегодного опроса читателей журнала "Мир ПК" - "Лучшие продукты на российском компьютерном рынке 2003 года" - система «Консультант Плюс» была признана лучшей в категории "Правовые информационно-справочные системы". В апреле 2004 года компании "Консультант Плюс" был вручен Сертификат "Лучший продукт 2003 года"
Популярность систем «Консультант Плюс» объясняется их мощными технологическими возможностями. СПС «Консультант Плюс» создана на базе технологии, разработанной в Координационном Центре сети «Консультант Плюс».
Одной из главных задач при разработке справочных правовых систем является создание технологий, поддерживающих одновременно гипертекст, текстовые поля больших размеров, индексацию по текстам и "кусочное" пополнение. Для системы «Консультант Плюс» были разработаны и реализованы уникальные алгоритмы автоматической корректировки индексов по текстам. Они не требуют полной переиндексации базы данных, что значительно сокращает время индексации. Благодаря своему главному достоинству — оперативной актуализации при любом изменении в базе данных — технология «Консультант Плюс» позволила на порядок улучшить важнейшие характеристики правовых систем: качество информации и оперативность получения пользователем новых документов. Решение этих сложнейших задач произвело переворот в развитии технологии справочных правовых систем.
Система «Консультант Плюс» разработана с применением современных профессиональных средств программирования — она создана на Microsoft Visual C++ с использованием библиотеки Microsoft Foundation>
Приобретение пользователем электронной справочной системы имеет смысл только при условии регулярного ее обновления и добавления документов по индивидуальному заказу. Технология «Консультант Плюс» предоставляет пользователю возможность обновлять информацию в системе с любой периодичностью — вплоть до ежедневной. Это стало возможным благодаря тому, что еще при разработке первой версии системы «Консультант Плюс» в программную технологию был заложен принцип динамической актуализации данных. Он позволяет обновлять информацию в системе путем добавления компактного информационного пакета вместо того, чтобы каждый раз целиком заменять базу данных. Процесс пополнения на компьютере пользователя полностью автоматизирован и занимает всего несколько минут. Это ноу-хау является стержневым элементом технологии «Консультант Плюс». Разработанные алгоритмы не уступают в быстродействии известным мировым аналогам.
Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.
СПС «Консультант Плюс» характеризуется также: а) высокой степенью сжатия информации; б) быстродействием; в) простотой и удобством работы с программной оболочкой. Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:
1. Многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения, которые позволяют:
а) использовать преимущества «древовидной» структуры рубрикатора;
б) формировать сложные поисковые запросы, объединяя по разным логическим условиям произвольное число рубрик.
2. Режим гипертекста, т.е. переходы из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок. Главная особенность работы с нормативно-правовой информацией состоит в необходимости учета существующей связи между документами и отслеживании изменений, а также возможности получить для каждого документа из Информационного банка списки прямых и обратных ссылок и в случае необходимости быстро перейти в текст документа по этим ссылкам. Прямые ссылки – документы, на которые действует просматриваемый. Обратные ссылки – документы, которые действуют на просматриваемый. Ссылки четко классифицированы по 17 типам, упорядочены по важности и хронологии происходящих с документом изменений. Введение гипертекста не повлияло на «кусочный» способ пополнения Информационного банка (ИБ). Это достигнуто за счет специально разработанных алгоритмов динамической настройки перекрестных ссылок.
3. режим «папок» документов, т.е. возможность сохранять сформированные подборки документов по некоторым тематикам, производить их объединение или пересечение. Становится возможной коллективная работа нескольких пользователей над одной проблемой.
Таким образом, благодаря своим мощными технологическими возможностями, большого ряда оригинальных разработок, общероссийская Сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс» гарантирует качественное сервисное обслуживание, предусматривающее гибкие финансовые условия. Оптимальное соотношение качества и цены позволяет каждому пользователю выбрать информационные банки, отвечающие его потребностям и возможностям. Сотрудники компании "Консультант Плюс" и РИЦ делают все, чтобы пользователи могли работать с самой полной и достоверной правовой информацией и одними из первых узнавать обо всех изменениях в законодательстве.
3. Структура информационного массива СПС «Консультант плюс»
Лидирующие позиции «Консультант Плюс» обусловлены постоянным развитием программной и информационной технологии. Настоящим прорывом стало внедрение новой платформы -Технологии 3000, на которую в 2003 году были бесплатно переведены все пользователи «Консультант Плюс». Технология 3000 предоставляет еще более широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации. В Технологии 3000 вся информация представлена в виде единого информационного массива (ЕИМ), который имеет четкую структуру. Разнообразные виды документов физически содержатся в ЕИМ, представляющий собой совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС «Консультант Плюс». Документы каждого типа имеют специфические особенности, с учетом которых они объединяются в Разделы информационного массива. Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно было быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Вот список разделов:
Законодательство | Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти. |
Судебная практика | Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики. |
Финансовые консультации | Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий. |
Комментарии законодательства | Комментарии к нормативным актам федерального законодательства. |
Формы документов | Типовые формы, бланки, образцы деловой документации. |
Законопроекты | Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ. |
Международные правовые акты | Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации. |
Правовые акты по здравоохранению | Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности. |
Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. - создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.
Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:
Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).
А теперь рассмотрим структуру Единого информационного массива.
1. Раздел "Законодательство"
• ИБ Версия Проф включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России, правовые акты разъяснительного характера и правоприменительные акты общего значения, правовые акты отраслевого значения, связанные с экономическими и финансовыми аспектами деятельности организаций. Общее количество документов-48000.Среднемесячное поступление новых документов-350-450. Периодичность обновления информации - до ежедневной
• ИБ Российское Законодательство включает нормативные акты РФ общего значения и действующие на территории России законы СССР общего значения, правовые акты разъяснительного характера и правоприменительные акты общего значения, правовые акты отраслевого значения, связанные с экономическими и финансовыми аспектами деятельности организаций.
• ИБ Нормативные Документы включает документы по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также все документы, которые были использованы авторами консультаций, представленных в ИБ Вопросы Ответы
• ИБ Налоги Бухучет включает все необходимые в практической работе федеральные нормативные документы по налогообложению и бухгалтерскому учету
• ИБ Эксперт Приложение включает законопроекты, документы правоприменительного, нормативно-технического, разъяснительного и организационного характера, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий или организаций, а также включает акты персонального характера. ИБ содержит специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, узковедомственные документы органов государственного управления, министерств и ведомств.
• ИБ Региональный Выпуск включает документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ. Созданы и распространяются информационные банки по законодательству 79 субъектов РФ
• ИБ Документы СССР содержит правовые акты, изданные в советский период (октябрь 1917 г. – июль 1991 г.): Конституции и законодательные акты СССР и РСФСР, документы союзного и российского Советов министров, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ведомственные акты, изданные на союзном и российском уровне. В ИБ включаются малодоступные документы, которые в настоящее время практически не переиздаются.
2. Раздел "Судебная практика"
• ИБ Судебная Практика включает документы высших органов судебной власти, документы, освещающие деятельность судебной системы Российской Федерации, образцы процессуальных документов, а также обширную информацию о судебной практике по арбитражным, гражданским и уголовным делам
• ИБ Все Округа включает судебные акты федеральных арбитражных судов (ФАС) всех 10 судебных округов РФ (Московского, Уральского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Поволжского, Волго-Вятского, Центрального, Северо-Кавказского, Дальневосточного) по делам, рассмотренным в порядке кассации. Судебные акты предоставляются ФАС округов. Большинство представленных материалов практически не публикуется в открытой печати. Общее количество документов – более 200000 Среднемесячное поступление новых документов – 3000. Периодичность обновления информации - 2 раза в месяц
• ИБ Окружной Выпуск включает судебные акты Федерального арбитражного суда (ФАС) конкретного судебного округа РФ по делам, рассмотренным в порядке кассации (созданы информационные банки по всем 10 округам:
3. Раздел "Финансовые консультации"
• ИБ Финансист включает консультации специалистов Минфина, МНС, Центробанка, других министерств и ведомств, экспертов ведущих аудиторских фирм по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, по банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о банкротстве. Все консультации обоснованы нормативными документами. Многие консультации отражают не только мнение конкретного автора, но и представляют официальную точку зрения государственных министерств и ведомств. Большинство консультаций опубликовано здесь впервые
• ИБ Вопросы Ответы включает консультации и разъяснения специалистов Минфина, МНС, Центробанка, других министерств и ведомств, а также экспертов ведущих аудиторских фирм по применению законодательства в практике бухучета и налогообложения. Материалы представлены в форме "вопрос-ответ". Все консультации обоснованы нормативными документами. Более 90% консультаций опубликованы здесь впервые.
• ИБ Корреспонденция Счетов включает завершенные схемы отражения в бухгалтерском учете различных финансово-хозяйственных операций и формы необходимой учетной документации. Большинство схем учета готовится специально и только для данного ИБ лучшими специалистами-практиками: аудиторами, экспертами в области методологии бухгалтерского учета, юристами, имеющими опыт работы в государственных органах. Периодичность обновления информации - еженедельно
• ИБ Приложение Бухгалтерские Издания включает аналитические материалы ведущих финансово-экономических изданий по бухучету и налогообложению ("Финансовая газета", "Бухгалтерский учет", "Налоговый вестник", АКДИ "Экономика и жизнь" и др.), а также книги известных авторов
4. Раздел "Комментарии законодательства"
• ИБ Комментарии Законодательства включает постатейные комментарии к законам и кодексам, содержащие всесторонний анализ правовых норм; аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам права. Каждый материал содержит ссылки на все правовые акты, упоминаемые автором. По этим ссылкам можно перейти к соответствующей части комментируемого нормативного документа.
5. Раздел "Формы документов"
• ИБ Деловые Бумаги включает образцы документов, используемых на практике предприятиями с различными организационно-правовыми формами и направлениями деятельности. В ИБ представлены типовые договоры, контракты, учредительные, организационные, внутренние документы, формы отчетности предприятий, страховых и банковских учреждений. Часть документов утверждена государственными органами РФ. Общее количество документов - 19300 Среднемесячное поступление новых документов - 100-110 Периодичность обновления информации - еженедельно
6. Раздел "Законопроекты"
• ИБ Законопроекты включает тексты законопроектов, находящихся на различных этапах законотворческого процесса, а также все материалы, необходимые для получения полного представления о состоянии законопроектов на текущий момент. Также для каждого законопроекта готовится и включается в ИБ Паспорт законопроекта, содержащий информацию о результатах его рассмотрения.
7. Раздел "Международные правовые акты"
• ИБ МеждународноеПраво включает многосторонние и двусторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации. Оперативно отслеживается информация о вступлении документов в силу и прекращении их действия, о ратификации и денонсации договоров
8. Раздел "Правовые акты по здравоохранению"
• ИБ МедицинаФармацевтика включает нормативные документы, регламентирующие сферу медицинской и фармацевтической деятельности, консультации по решению практических вопросов налогообложения и ценообразования, а также комментарии, разъясняющие специфические аспекты работы медицинских и фармацевтических учреждений и организаций.
Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив- совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.
4. Возможности поиска, анализа и применения правовой информации в СПС «Консультант Плюс»
Одной из причин, по которой СПС «Консультант Плюс» используются как опытными, так и начинающими пользователями, является легкость и простота в работе. CПС «Консультант Плюс» предоставляет широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации. Интуитивно понятные принципы общения с системой позволяют даже неподготовленному пользователю освоить базовые операции работы с системой после 20 минут предварительного обучения. Ниже кратко обозначены возможности off-line системы «Консультант Плюс», т.е. системы полностью установленной на компьютере пользователя (по многим сервисным и интерфейсным параметрам она существенно богаче on-line –версии системы, представленной на сервере).
Широкие поисковые возможности, которые предоставляет Технология 3000, обеспечивают быстрый поиск необходимого документа по всему массиву информации. В основу алгоритма поиска положен принцип построения «инвертированных данных», широко применяемый в полнотекстовых информационно-поисковых системах, дающий возможность независимо от объема информационной базы практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции. В СПС «Консультант Плюс» реализованы процедуры поиска по следующим аспектам: 1) Виду документа; 2) Регистрационному номеру документа; 3) Названию органа, принявшего документ; 4) Названию документа; 5) Ключевым словам; 6) Рубрикам; 7) Дате принятия; 8) Дате и номеру регистрации в Минюсте; 9) Статусу документа; 10) Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.
Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:
Работать только с последними редакциями документов;
Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.
Для поиска документов внутри определенного раздела или информационного банка используется локальный поиск, а с помощью сквозного поиска осуществляется поиск по всему информационному массиву системы. Эта возможность обеспечивает значительное удобство при составлении подборки документов из разных разделов. Найденные документы наглядно представлены в виде списка, который отображает информацию о доступных разделах и количестве документов, найденных в разных информационных банках. При построении списка документов в окне системы появляются две колонки. В левой колонке пользователь видит список информационных банков, в