Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)


4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).


Рабы – не люди, а орудия труда.


Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).


Если исполняет то - ?????


Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».


В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.


Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).


«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).


«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.


«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).


Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.


Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)


Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.


Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)


Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)


возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).


Противоположность Конфуция:

  1. государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

  2. доброта и человечность – мать всех проступков,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

  1. необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

  1. ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,

  2. разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.


Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».


Греция. Политико-правовые идеи софистов.


Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.


Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …


Старший софист Протагор:

  1. золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

  2. справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

  3. мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).


Афины: Сократ


По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

Идеи:

  1. управлять должны знающие,

  2. закон и справедливость – понятия тождественные.


Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

  1. занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

  2. жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.


Платон (ученик Сократа).


о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:

  1. аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

  2. олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),

  3. демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

  4. охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

  5. тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

  6. тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).


Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

    • разумность – стремление думать,

    • честолюбие – стремление к славе,

    • вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).


Принципы жизни философов и стражей:

  1. общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

  2. общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

  3. общественное воспитание детей.


Аристотель.


Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.


Формы правления по Аристотелю:


Власть одного

Власть немногих

Власть многих

«Правильная»

монархия

аристократия

полития

«Неправильная»

тирания

олигархия

демократия


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».


Демократия:

  1. слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

  2. к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.


Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.


Два вида справедливости:

    • уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

    • распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).


Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)


Основные принципы организации жизни общин:

  1. общность имущества,

  2. обязательность труда для всех,

  3. равенство,

  4. отсутствие духовенства и культов,

  5. осуждение богатства.


Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».


Два аспекта:

  1. какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

  2. каким судом судите – таким судимы будете.


Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

  1. человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

  2. человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.


Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3: концепция «как спастись от греха».


Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».


Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.


Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.


В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

  1. Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

  2. Происхождение власти: по наследству или силой.

  3. Использование власти:

    1. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

    2. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».


Субординация законов:

  1. Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».

  2. Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

  3. Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

    1. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

    2. предусматривают наказание за нарушение.

  4. Божественный закон – Библия.


Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни.


Средневековая ересь о праве и государстве.


Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.


Два вида ереси:

  1. плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

    1. требует социального и имущественного равенства,

    2. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

  1. бюргерская ересь:

    1. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

    2. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).


Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.


Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

  1. выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

  2. отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

  3. советы государю:

    1. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

    2. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

    3. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

    4. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».


Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).


Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.


Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.


Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).


Основные идеи:

  1. общественная собственность,

  2. обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

  3. все должны приносить пользу обществу,

  4. общественная трапеза,

  5. законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

  6. против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.


Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.


Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)


Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.


Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

  1. человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

  2. законов должно быть как можно меньше.


Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.


Различия в подходах:

    • Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

    • Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.


Классическая теория демократии.


Монтескье: «О духе законов».


Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

    • физический фактор (климат, территория и т.д.),

    • моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).


Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.


Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.


Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

  1. отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

  2. недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

  3. недопустимость наказания за помыслы,

  4. о нескромных словах.


Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

  1. государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

  2. законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

  3. нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.