Проектирование привода к ленточному конвейеру
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Томский политехнический университет
Кафедра теоретической
и прикладной механики
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА К ЛЕНТОЧНОМУ КОНВЕЙЕРУ
Пояснительная записка к курсовому проекту
Выполнил: ст-т гр.2Б01
Герасимов А.
Преподаватель:
Снегирёв Д. П.
2004
Задание на проектирование
Спроектировать привод к ленточному конвейеру. Окружное усилие на барабане Fб; окружная скорость барабана Vб; диаметр барабана Dб; срок службы привода h.
Исходные данные
Fб=4 кН;
Vб=60 м/мин;
Dб=0,3 м;
h=8 лет.
Расчет и конструирование
1 – электродвигатель;
2 – муфта;
3 – редуктор зубчатый цилиндрический двухступенчатый горизонтальный;
4 – муфта;
5 – барабан.
I – вал электродвигателя;
II – быстроходный вал;
III – промежуточный вал;
IV – тихоходный вал;
V – вал конвейера.
(Z1 – Z2) – быстроходная пара;
(Z3 – Z4) – тихоходная пара.
1 Выбор стандартного электродвигателя
Выбор стандартного электродвигателя проводят по трём признакам:
требуемой мощности;
типу;
частоте вращения.
1.1 Определение требуемой мощности электродвигателя
При выборе мощности электродвигателя необходимо соблюдать следующее неравенство:
(1.1)
где N – паспортная мощность электродвигателя;
Nтр.ЭД – требуемая мощность электродвигателя.
(1.2)
где Nраб.зв. – мощность на рабочем звене;
ηпр – коэффициент полезного действия (КПД) привода.
В нашем случае Nраб.зв. = Nv.
Определим мощность на рабочем звене по выражению:
Вт (1.3)
где F – усилие натяжения ленты конвейера, Н;
– линейная скорость перемещения ленты конвейера, м/с.
Вт.
Определим КПД привода:
(1.4)
где - КПД муфты, связывающей I и II валы;
- КПД редуктора;
- КПД муфты, связывающей IV и V валы;
- КПД опор звёздочки.
КПД редуктора рассчитываем по следующей формуле:
(1.5)
где - КПД пары подшипников качения;
- КПД зубчатой передачи.
Определим КПД редуктора:
.
Определим КПД привода, принимая КПД муфт и , равными 1:
.
Зная мощность на рабочем звене и КПД привода, определим требуемую мощность электродвигателя:
Вт.
На основании выражения 1.1 принимаем ближайшее стандартное значение мощности электродвигателя:
N = 5,5 кН.
1.2 Выбор типа электродвигателя
Учитывая условия работы конвейера (большие пусковые нагрузки, запыленность рабочей среды), среди основных типов асинхронных электродвигателей трёхфазного тока выбираем двигатель типа АОП2 – электродвигатель закрытый обдуваемый с повышенным пусковым моментом. Исполнение закрытое, на лапах, без фланца.
1.3 Выбор частоты вращения вала электродвигателя
Выбор частоты вращения вала электродвигателя производят с учетом средних значений передаточных отношений отдельных передач. Определим передаточное отношение привода по разрешающей способности:
(1.6)
где , - передаточные отношения зубчатых передач.
На основании рекомендаций [1,7] принимаем:
==3...6.
В нашем случае:
.
Тогда
(1.7)
где - частота вращения рабочего звена, об/мин. Она равна:
= (1.8)
где - окружная скорость барабана, м/с;
- делительный барабана, мм.
= об/мин.
Зная частоту вращения рабочего звена и передаточное отношение редуктора по разрешающей способности, определим возможные частоты вращения вала ЭД:
об/мин.
Принимаем частоту вращения вала двигателя при известной мощности и типе двигателя, равной 965 об/мин.
Габаритные размеры, мм |
Установочные размеры, мм |
||||||||||
L |
B1 |
B4 |
B5 |
H |
L3 |
l |
2C |
2G |
d |
d4 |
h |
468 |
318 |
238 |
165 |
361 |
108 |
80 |
254 |
178 |
38 |
14 |
160 |
Типо-размер АОП2 |
Nном, кВт |
n, об/мин при Nном |
Мпуск/Мном |
51-6 |
5,5 |
965 |
1,8 |
2 Кинематический расчёт
2.1 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням
По известным частотам вращения электродвигателя и вала рабочего звена определим передаточное отношение редуктора:
.
По имеющимся рекомендациям в литературе разбиваем передаточное отношение по ступеням. Для зубчатого цилиндрического двухступенчатого редуктора:
. (2.1)
Найдем передаточное отношение для первой (быстроходной) ступени:
Найдем передаточное отношение для второй ступени:
2.2 Определение частот вращения на валах двигателя
об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин.
3 Определение крутящих моментов на валах привода
Крутящий момент на валу I рассчитываем по следующей формуле:
(3.1)
где - угловая скорость вала двигателя, 1/с.
Переход от частоты вращения вала к его угловой скорости осуществляется по нижеприведенной формуле, если частота имеет размерность об/мин, а угловая скорость – 1/c:
(3.2)
В нашем случае угловая скорость вала двигателя равна:
1/c.
Определим крутящий момент на валу I:
.
При определении крутящего момента на валу II следует учитывать потери мощности на муфте и паре подшипников качения на втором валу. Таким образом, рассчитыавть крутящий момент на валу II следует по формуле:
(3.3)
где - КПД пары подшипников качения на втором валу.
.
Крутящий момент на валу III рассчитываем по нижеприведенной формуле:
(3.4)
где - КПД зубчатой передачи первой ступени;
- КПД пары подшипников качения на третьем валу.
.
(3.5)
где - КПД зубчатой передачи второй ступени;
- КПД пары подшипников качения на четвертом валу.
.
(3.6)
где - КПД опор пятого вала.
.
4 Расчёт цилиндрических косозубых передач редуктора
4.1 Расчёт быстроходной ступени
4.1.1 Определение межосевого расстояния для быстроходной ступени
Межосевое расстояние определяется по следующей формуле, см. [1,стр. ]:
, (4.1)
где - коэффициент нагрузки; при несимметричном расположении колёс относительно опор коэффициент нагрузки заключён в интервале 1,11,3;
- коэффициент ширины венцов по межосевому расстоянию; для косозубых передач принимаем равным 0,25, см. [1, стр. 27].
4.1.2 Выбор материалов
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками: согласно [1, стр.28] принимаем для шестерни сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 260; для колеса – сталь 45 улучшенную с твёрдостью НВ 280.
4.1.3 Определение допускаемых контактных напряжений
Допускаемые контактные напряжения определяются при проектном расчёте по формуле [1, стр.27]:
(4.2)
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Значения определяются в зависимости от твердости поверхностей зубьев и способа термохимической обработки. Согласно [1, стр.27] при средней твёрдости поверхностей зубьев после улучшения меньше НВ350 предел контактной выносливости рассчитывается по формуле:
; (4.3)
- коэффициент долговечности; если число циклов нагружения каждого зуба колеса больше базового, то принимают =1. В других условиях, когда эквивалентное число циклов перемены напряжений меньше базового , то, согласно [1, стр.28] вычисляют по формуле:
. (4.4)
Базовое число циклов определяют в зависимости от твёрдости стали: по [1, стр.27] при твёрдости стали НВ 200-500 значение возрастает по линейному закону от 107 до . Т.е. для НВ = 260 =, а для НВ = 280 =;
- коэффициент безопасности; согласно [1, стр.29] для колёс из улучшенной стали принимают =. В данной работе предлагаю использовать среднеарифметическое =1,15.
4.1.4 Определение эквивалентного числа циклов перемены напряжений
Эквивалентное число циклов перемены напряжений будем рассчитывать по формуле:
, (4.5)
где - частота вращения вала, мин-1;
t – общее календарное время работы привода с учётом коэффициента загрузки привода в сутки Kсут = 0,5 и год Kгод = 0,7, а также срока службы привода h = 8 лет;
часов;
T – момент, развиваемый на валу.
Применительно к нашему графику нагрузки: Т1 = Т при t1 = ;
Т2 = при t2 = 0,7t.
Определим по формуле 4.4 эквивалентные числа циклов перемены напряжений для валов II, III, IV:
=;
=;
=.
Так как во всех трёх случаях число циклов нагружения каждого зуба колеса больше базового, то принимаем =1.
4.1.5 Определение допускаемых напряжений для шестерни
Определяем допускаемые напряжения для шестерни Z1 по выражению 4.2:
Н/мм2.
4.1.6 Определение допускаемых напряжений для колеса
Определяем допускаемые напряжения для колеса Z2 по выражению 4.2:
Н/мм2.
4.1.7 Определение расчётного допускаемого контактного напряжения для косозубых колёс
Согласно [1, стр. 29] для непрямозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение определяют по формуле:
, (4.6)
где и - допускаемые контактные напряжения соответственно для шестерни Z1 и колеса Z2.
Найдём расчётное допускаемое контактное напряжение, после чего стоит проверить выполняемость условия 1,23, см [1, стр. 29]:
Н/мм2;
так как 507,26 Н/мм2 Н/мм2, то проверочное условие выполняется.
4.1.8 Расчёт межосевого расстояния для быстроходной ступени
По выражению 4.1 рассчитаем межосевое расстояние, принимая :
=
= мм.
Округляем до стандартного значения по СТ СЭВ 229-75 = 125 мм, см. [1, стр. 30].
4.1.9 Определение модуля
Согласно [1, стр. 30] модуль следует выбирать в интервале :
= мм;
по СТ СЭВ 310-76, см. [1, стр. 30], принимаем 1,5.
4.1.10 Определение числа зубьев шестерни Z1 и колеса Z2
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса по формуле, предложенной в [1, стр. 30]:
, (4.7)
где - угол наклона линии зуба; для косозубых передач принимают в интервале , см. [1, стр. 30].
Принимаем предварительно =100 и рассчитываем число зубьев шестерни и колеса:
;
принимаем =164.
Определяем число зубьев шестерни по формуле [1, стр. 30]:
; (4.8)
Принимаем =33.
Рассчитаем :
По полученным значениям оределяем передаточное отношение:
;
расхождение с ранее принятым не должно превышать 2,5%. Вычислим погрешность:
, что меньше 2,5%.
Определим уточнённое значение угла наклона зуба:
отсюда = 10,260.
После всех округлений проверим значение межосевого расстояния по следующей формуле, см. [1, стр. 31]:
; (4.9)
мм.
4.1.11 Определение основных размеров шестерни и колеса
Диаметры делительные рассчитываются по следующим выражениям, см. [1, стр. 38]:
; (4.10)
. (4.11)
мм;
мм.
Проверка: мм.
Вычислим диаметры вершин зубьев:
; (4.12)
; (4.13)
мм;
мм.
Диаметры впадин зубьев:
; (4.14)
; (4.15)
мм;
мм.
Ширина колеса:
; (4.16)
мм.
Ширина шестерни:
мм; (4.17)
мм= мм:
принимаем =35 мм.
4.1.12 Определение коэффициента ширины шестерни по диаметру
; (4.18)
.
4.1.13 Определение окружной скорости колёс и степени точности
; (4.19)
м/c.
Согласно [1, стр. 27] для косозубых колёс при до 10 м/с назначают 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-72.
4.1.14 Определение коэффициента нагрузки для проверки контактных напряжений
Коэффициент КН, учитывающий динамическую нагрузку и неравномерность распределения нагрузки между зубьями и по ширине венца, определяется следующим выражением, см. [1, стр. 26]:
, (4.20)
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- динамический коэффициент.
По [1, стр. 32] находим:
= 1,07; = 1, 06; = 1,0.
4.1.15 Проверка контактных напряжений
Условие для проверочного расчёта косозубых передач, см. [1, стр. 26]:
; (4.21)
Н/мм2 = 499 Н/мм2.
4.1.16 Расчёт зубьев на выносливость при изгибе
Проверка зубьев быстроходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба проводится по следующему выражению, см. [1, стр. 38]:
, (4.22)
где Ft - окружная сила, действующая в зацеплении;
, (4.23)
Н;
KF – коэффициент нагрузки;
, (4.24)
пользуясь таблицами 3.7 и 3.8 из [1, стр. 35-36], находим = 1,14 и = 1,1;
.
Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
для шестерни ; ;
для колеса ; .
Допускаемое напряжение вычисляем по формуле, см. [1, стр. 36]:
. (4.25)
По таблице 3.9 из [1, стр. 37] для стали 45 улучшенной предел выносливости при отнулевом цикле изгиба
= 1,8 НВ;
для шестерни Н/мм2;
для колеса Н/мм2.
Коэффициент запаса прочности . По таблице 3.9 =1,75; =1.
Допускаемые напряжения и отношения :
для шестерни Н/мм2; Н/мм2;
для колеса Н/мм2; Н/мм2.
Найденное отношение меньше для шестерни, следовательно, дальнейшую проверку мы будем проводить для зубьев шестерни.
Определим коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми, см. [1, стр. 39]:
, (4.26)
где - угол наклона линии зуба;
.
= 0,75.
Проверяем зуб колеса по формуле 4.22:
Н/мм2,
что значительно меньше Н/мм2.
4.2 Расчёт тихоходной ступени
4.2.1 Определение межосевого расстояния для тихоходной ступени
Межосевое расстояние тихоходной ступени определяем по той же формуле 4.1, что и для быстроходной, принимая = 1,14, = 0,4, Н/мм2:
=
= мм.
Округляем до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75 = 160 мм, см. [1, стр. 30].
4.2.2 Выбор материалов
Для тихоходной ступени выбираем аналогичные материалы, что и для быстроходнодной: сталь легированную 30ХГС улучшенную с твердостью НВ 250 для шестерни с