Инвестиционный климат в Российской Федерации

экономику России поступило 23,4 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 41,9% больше, чем в I полугодии 2005 года.3

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвести­ционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее экви­валентной суммы в иностранной валюте по курсу Централь­ного банка РФ на день вступления в силу федерального за­кона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складоч­ном) капитале коммерческой организации с иностранными ин­вестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эк­вивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Цент­рального банка Российской Федерации).

Проанализируем далее, из каких государств преиму­щественно привлекаются иностранные инвестиции в Рос­сийскую экономику, инвесторы каких государств предпочи­тают использовать благоприятные условия инвестирования в России.

Об объемах инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, свидетель­ствуют данные, приведенные в таблице № 7 (см. Приложение)

В 2006 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы в I полугодии 2006г. - Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Люксембург, Германия, Швейцария, Индия, США. На долю этих стран приходится 83,6% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 84,7% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.4

По состоянию на конец июня 2006г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 128,0 млрд. долларов США, что на 40,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,1% (на конец июня 2005г. - 52,1%), доля прямых инвестиций составила 48,1% (46,1%), доля портфельных не изменилась и составила 1,8%. (см. Приложение, Таблица № 6)

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 15% в 2005 г.5

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.

Глава 3. Как улучшить инвестиционный климат в РФ

3.1. Меры на ближайшую перспективу

Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются

низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;

необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;

должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;

для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;

требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;

важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;

улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать

программу реструктуризации банковской системы:

банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;

Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;

ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Внешнеэкономическая и таможенная политика.

активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;

упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.

Защита прав собственности.

необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;

законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;

необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;

стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;

срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;

ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;

уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Свобода входа на рынок.

Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.
В настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

6. Борьба с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления этой работы в ближайшее время:

сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;

активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

7. Бухгалтерский учет.

Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);

предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;

поручить Комиссии пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов;

повысить роль института профессиональных бухгалтеров.

3.2. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

Структурные реформы.

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

защита прав собственности;

укрепление корпоративного управления;

усиление дисциплины исполнения контрактов;

развитие банковской системы и институтов финансового рынка;

реформирование естественных монополий;

проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Первое. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Второе. Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

Укрепление институтов государственной власти.

Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;

необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;

Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.

Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией,

в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

формирование межведомственной антикоррупционной структуры;

разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;

взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;

подписание международных антикоррупционных конвенций;

принятие закона об основаниях и условиях передачи чиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другие мероприятия.

Финансы и государственный долг.

Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе:

по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;

по объему выдаваемых государственных гарантий;

по доходности государственных ценных бумаг;

по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий.

Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

3.3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и националь­ных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в ак­тивизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные ин­весторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при­меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Пот­ребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенс­твована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собствен­ности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был обра­зован Государственный информационный центр содействия инвести­циям, формирующий банк предложений российской стороны по объек­там инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного кли­мата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредс­твенно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следу­ет назвать:

достижение национального согласия между различными власт­ными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

ускорение работы Государственной думы над Гражданским ко­дексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упро­щения и стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депо­зитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за ко­нечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банк­ротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их дея­тельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммер­ческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный ка­питал от политических и коммерческих рисков, а также информаци­онно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

создание в кратчайшие сроки Национальной системы монито­ринга инвестиционного климата в России;

Заключение

Необходимость создания в России привлекательного  инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы -  это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет - ресурсов.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.


Список литературы

Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной

деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Федеральный закон от 26 июня 1991 г. № 1488-I "Об инвести­ционной деятельности в РСФСР"

Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 20.08.1997.

Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997 № 1605.

Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирова­ние инвестиций. СПб.: Питер, 2000.

Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.

Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Наука, 2000.

Вахрин П.И. Организация и финансирование инвести­ций: Практикум. - М.: Маркетинг, 2000.

Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. Вопросы экономики №11, 2000г.

Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. – М., № 2, 2000.

Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2000г.

Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.

gks/ – сайт Федеральной службы государственной статистики России - Статистические материалы.

government/ - сайт Правительства РФ.

Приложение

Таблица № 1

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ6
(в процентах к итогу)


1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100

    в том числе по формам
    собственности инвесторов
    (заказчиков):








российская 97,3 86,3 85,5 85,7 84,1 84,0 82,7
государственная 31,3 23,9 22,1 20,2 21,0 17,4 18,7
муниципальная 6,3 4,5 4,9 4,7 4,3 4,3 3,6
частная 13,4 29,9 36,7 42,0 41,2 46,2 47,6
общественных и религиозных организаций (объединений) 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
потребительской кооперации - 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
смешанная российская 46,2 27,8 21,6 18,6 17,4 15,9 12,6
иностранная - 1,5 2,3 3,6 4,1 6,1 6,5
совместная российская и иностранная 2,7 12,2 12,2 10,7 11,8 9,9 10,8

Таблица № 2

Общий объем иностранных инвестиций , I полугодие 2006г7


I полугодие 2006г.

Справочно
I полугодие 2005г.
в % к


млн.
долларов
США

в % к


I полугодию 2005г. итогу




I полугодию 2004г. итогу