Экономика организации
Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет
Потребительской Кооперации
Кафедра финансов и кредита
ОТЧЕТ
О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКЕ
Студента 5 курса, специальности
«Налоги и налогообложение»
Чернова Юрия Юрьевича
Руководитель производственной практики
ст. пр. Ранга Олеся Васильевна
БЕЛГОРОД 2006
Введение
Тема 1. Организация финансовой работы на предприятии.
Тема 2. Оценка финансового состояния предприятия.
Тема 3. Динамика и структура налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.
Заключение.
Приложения.
Введение
Целью прохождения производственной (преддипломной) практики является: подготовка к написанию дипломного проекта, сбор материалов к дипломному проекту и получение практических навыков.
Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков в организации работы предприятия, анализе финансово-хозяйственной деятельности, знакомство с управлением социально-экономическими процессами в трудовом коллективе предприятия.
Базой прохождения производственной практики, изучение структуры организации и анализ ее финансово-хозяйственной деятельности является управление «Сантежмонтаж» ОАО КМАпроектжилстрой.
Тема 1. Организация финансовой работы на предприятии.
Управление «Сантехмонтаж» является самостоятельным структурным подразделением открытого акционерного общества «КМАпроектжилстрой».
Местонахождение ОАО КМАпроектжилстрой (почтовый адрес):
309511 Белгородская область г. Старый Оскол, мкр, Олимпийский, 62.
Управление «Сантехмонтаж», как структурное подразделение, вошло в состав акционерного общества «КМАпроектжилстрой» двадцать пятого апреля тысяча девятьсот девяносто четвертого года, согласно Приказа АО «КМАпроектжилстрой» от 30.03.94 г. № 130. Полное официальное наименование Подразделения — Управление «Сантехмонтаж» ОАО «КМАпроектжилстрой».
Местонахождение Подразделения: 309530 Белгородская область г. Старый Оскол, ст. Котел - 10.
Управление «Сантехмонтаж», являясь структурным подразделением ОАО КМАпроектжилстрой, не является юридическим лицом по российскому законодательству. В своей деятельности Подразделение руководствуется действующим законодательством РФ, Уставом, Положением о структурном подразделении Управления «Сантехмонтаж» ОАО КМАпроектжилстрой, приказами и распоряжениями первых руководителей ОАО КМАпроектжилстрой. Сантехмонтаж имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, его имущество и средства учитываются в общем балансе ОАО КМАпроектжилстой.
Для организации и ведения своей деятельности с разрешения первых руководителей Общества в Сантехмонтаж открыт отдельный текущий счет в Старооскольском филиале ОАО Белгородпромстройбанк № 40702810100040000208 в установленном законом порядке, а так же несет ответственность по своим обязательствам в пределах переданного ему в управление имущества. В остальной части ответственность несет ОАО «КМАпроектжилстрой». Управление «Сантехмонтаж» имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Основной целью Управления является получение прибыли.
Предметом его деятельности является:
• изготовление заготовок систем отопления, водопровода, канализации, газопровода;
• группировка и обвязка нагревательных приборов;
• монтаж систем отопления, водопровода, канализации, водостока жилых домов и объектов соцкультбыта;
• установка санфаянса;
• монтаж тепловых сетей;
• монтаж систем газоснабжения жилых домов и объектов соцкультбыта;
• монтаж газопроводов высокого и низкого давления; обвязка котельных;
• изготовление металлоконструкций на объекты соцкультбыта; изготовление фланцев
Управление может заниматься и иной деятельностью в области строительства, а также осуществляет реализацию материалов и продукции собственного изготовления другим структурным подразделениям ОАО КМАпроектжилстрой и сторонним организациям.
В компетенцию ОАО КМАПЖС по управлению Подразделением входит:
- утверждение, внесение изменений и дополнений в настоящее Положение;
- определение основных направлений его деятельности, утверждение планов и отчетов об их выполнении, проектов производства работ, технологических карт;
- назначение и снятие с должности начальника; а также главного инженера и главного бухгалтера СТМ;
- назначение аудиторов;
- определение структуры;
- установление размера, формы и порядка наделения управления имуществом;
- определение и установление планового фонда оплаты труда,
- утверждение годовых отчетов по результатам деятельности,
- утверждение отчетов и заключений аудиторов, определение порядка распределения прибыли и порядка покрытия убытков;
- утверждение штатного расписания на руководящих работников, специалистов и служащих управления и лимита численности рабочих,
- принятие решений о прекращении деятельности Сантехмонтажа, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.
Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник, назначаемый генеральным директором ОАО КМАПЖС и действующий на основании доверенности, выдаваемой генеральным директором, действующим от имени общества.
Начальник Управления:
- по доверенности действует от имени управления в пределах полномочий, определяемых настоящим Положением и другими решениями общества;
- организует работу и несет полную ответственность за деятельность своего подразделения,
- осуществляет оперативное руководство деятельностью подразделения в соответствии с утвержденными обществом планами;
- обеспечивает выполнение подразделением заданий, согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками и заказчиками;
- распоряжается средствами подразделения в пределах предоставленных ему прав, совершает сделки в рамках предмета деятельности подразделения;
- в пределах имеющихся полномочий издает приказы и указания, обязательные для всех работников подразделения;
- по согласованию с первыми руководителями общества открывает в банках расчетные и иные счета;
- самостоятельно решает вопросы квалифицированными кадрами, определяет порядок и условия найма, формы и методы организации труда,
- способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране труда, Федеральных законов от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- в качестве представителя работодателя принимает на работу и увольняет с работы работников подразделения в соответствии со штатным расписанием и лимитом численности рабочих, за исключением главного инженера и главного бухгалтера подразделения. При приеме на работу всех работников Аппарата подразделения и линейных ИТР, начальник подразделения согласовывает кандидатуры с начальником отдела кадров ОАО «КМАпроектжилстрой».
Приказы и распоряжения начальника в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми работниками управления «Сантехмонтаж».
В составе управления «Сантехмонтаж» имеются:
- два строительно-монтажных участка, выполняющие работы по монтажу сантехсистем, а так же газопровода и обвязке котельных на объектах ОАО КМАПЖСЖилищного, коммунального, общеобразовательного и производственного строительства в г. Старый Оскол и г. Белгород.
- цех сантехзаготовок, производит трубную заготовку, сантехузлы, детали и металлические конструкции, используемые в строительстве.
- участок вентиляционных заготовок изготавливает воздуховоды, фасонные части, типовые детали, крепежные изделия в максимально возможном укрупненном виде, а затем на месте монтажа собираются в готовые изделия.
- автогараж, имеющий в своем составе 10 единиц грузового автотранспорта для транспортировки оборудования и материалов со склада на строящиеся объекты, получения материалов с базы УПТК ОАО КМАПЖС и заводов – изготовителей материалов и 3 единицы пассажирского автотранспорта для доставки работников управления на место работы ст. Котел и обратно.
Приложение № 1
Управление «Сантехмонтаж» выполняет объем подрядных работ по прямым и субподрядным договорам для подразделений ОАО КМАПЖС (СМУ – 1, СУ- 4, СУ – 7, СУ – 8) и для сторонних организаций «Индустрия строительства», Кондитерская ф-ка «Славянка», «Венткомплектмонтаж».
Приложение № 2
Финансовый аппарат в «Сантехмонтаж» как таковой отсутствует. Все функции по финансововому управлению предприятием осуществляются отделом бухгалтерской службы и планово-экономическим отделом. Права, обязанности и ответственность работников этих отделов закреплены соответствующими должностными инструкциями, утвержденными начальником управления «Сантехмонтаж».
Отдел бухгалтерской службы возглавляется главным бухгалтером и функциональные обязанности его следующие:
- Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности управления и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности управления.
- Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности управления, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
- Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядком документооборота.
- Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в управлении на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
- Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности управления, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
- Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.
- Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
- Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности управления по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
- Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.
- Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
- Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
- Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в вышестоящую организацию.
- Оказывает методическую помощь работникам управления по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
Планово-экономический отдел возглавляет главный экономист и его функциональные обязанности следующие:
- Осуществляет работу по осуществлению экономической деятельности управления, по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования.
- Осуществляет контроль за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, за правильностью установления наименований профессий и должностей, применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, а также за соблюдением режимов труда и отдыха, трудового законодательства.
- Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности управления и его подразделений, показателей по труду и заработной плате, анализирует их и составляет установленную отчетность, а также учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации.
- Разрабатывает перспективные и годовые планы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
- Составляет периодическую отчетность в установленные сроки.
Тема 2 Оценка финансового состояния предприятия.
Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих способность погасить свои долговые обязательства.
Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения, обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за их использованием.
Имуществом предприятия являются оборотные средства, активы, которые представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме. Это и денежные средства, необходимые предприятию для создания производственных запасов на складах и в производстве, для расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности и оказанные услуги производственного и иного характера, для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам сборам и отчислениям, для выплаты заработной платы работникам предприятия и по договорам гражданско-правового характера, а также на финансирование прочих расходов.
Для обеспечения непрерывности процесса производства промышленное предприятие должно располагать определенной суммой оборотных средств.
Оборотные производственные фонды - та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью передает стоимость на готовую продукцию и изменяет натуральную форму.
Классификация оборотных фондов:
- производственные запасы;
- незаконченная продукция;
- расходы будущих периодов;
- прочие.
Фонды обращения.
Для обеспечения непрерывности процесса производства помимо оборотных фондов необходимы фонды обращения, функционирующих в сфере обращения.
К ним относятся:
- готовая продукция предприятия на складе
- товары отгруженные и находящиеся в пути
- денежные средства на расчетном счете.
- средства в расчетах с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность).
- краткосрочные финансовые вложения (облигации, депозиты и другие ценные бумаги)
Соотношение между группами оборотных средств в общей стоимости образует структуру оборотных средств предприятия.
В зависимости от структуры оборотных средств намечаются основные пути улучшения их использования, особенно по тем элементам, которые имеют наибольший удельный вес в структуре оборотных средств.
Непрерывность производственного процесса требует возмещения оборотных средств в натуральном выражении после каждого цикла. Оборотные средства находятся в постоянном движении. Постоянно меняя свою натуральную форму, они в своем движении проходят три стадии, выполняя на каждой из них определенную функцию. На первой стадии происходит превращение денежных средств предприятия в материальные ценности в виде запасов сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов. На второй стадии кругооборота оборотные средства находятся непосредственно в сфере незавершенного производства. Они постепенно становятся готовой продукцией. На третьей стадии они находятся в сфере обращения, где готовая продукция реализуется, и оборотные средства снова приобретают денежную форму.Время, в течении которого оборотные средства проходят три стадии оборота, является периодом оборота оборотных средств, а процесс перехода их из сферы обращения в сферу производства и снова в сферу обращения представляет собой кругооборот оборотных средств.
Таблица 1
Финансовые результаты Предприятия.
Наименование показателя | за 2005 г. | за 2006 г. | Отклонение | |||
Абсолют. | % | Абсолют. | % | Абсолют. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 = 4-2 | 7 = 5-3 |
Чистая выручка | 58 999,00 | 99,39 | 61 123,00 | 99,70 | 2 124,00 | 0,31 |
Себестоимость реализованной продукции | 57 394,00 | 96,69 | 59 138,00 | 96,46 | 1 744,00 | -0,23 |
Валовая прибыль | 1 605,00 | 2,70 | 1 985,00 | 3,24 | 380,00 | 0,54 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 57 394,00 | 96,69 | 59 138,00 | 96,46 | 1 744,00 | -0,23 |
в том числе коммерческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
управленческие расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Результат от основной деятельности | 1 605,00 | 2,70 | 1 985,00 | 3,24 | 380,00 | 0,54 |
Прочие доходы | 361,00 | 0,61 | 185,00 | 0,30 | -176,00 | -0,31 |
Прочие расходы | 117,00 | 0,20 | 153,00 | 0,25 | 36,00 | 0,05 |
Результат от прочей деятельности | 244,00 | 0,41 | 32,00 | 0,05 | -212,00 | -0,36 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 1 849,00 | 3,11 | 2017,00 | 3,29 | 168,00 | 0,18 |
Налог на прибыль и обязательные платежи | -448,00 | -0,75 | 484,00 | 0,79 | 932,00 | 1,54 |
Чистая прибыль (убыток) | 1 405,00 | 2,37 | 1 533,00 | 2,50 | 128,00 | 0,13 |
Всего доходов | 59 360,00 | 100,00 | 61 308,00 | 100,00 | 1 948,00 | 0,00 |
Чистая выручка Предприятия за анализируемый период увеличилась всего на 2 124 тыс. руб., то есть менее чем на 5%. Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной.
Себестоимость реализованной продукции Предприятия за анализируемый период увеличилась всего на 1 744 тыс. руб., то есть менее чем на 5%.
Как следствие этого, эффективность основной деятельности Предприятия повысилась под влиянием опережающего темпа увеличения выручки по отношению к темпу роста себестоимости реализованной продукции.
Валовая прибыль Предприятия за анализируемый период увеличилась на 380 тыс. руб. или 23,68% (с 1 605 до 1 985 тыс. руб.).
В конце периода в структуре совокупных доходов, полученных от осуществления всех видов деятельности Предприятия, наибольший удельный вес приходился на доходы от основной деятельности.
В начале анализируемого периода Предприятие имело прибыль от основной деятельности в размере 1 605 тыс. руб. Результат от прочей деятельности при этом составил 244 тыс. руб.
В конце анализируемого периода Предприятие имело прибыль от основной деятельности в размере 1 985 тыс. руб. Результат от прочей деятельности при этом составил 32 тыс. руб.
От осуществления всех видов деятельности в конце анализируемого периода Предприятие получило прибыль в размере 2017 тыс. руб., что на 9,09% больше прибыли в начале периода, составившей 1 849 тыс. руб. Налоговые и иные обязательные платежи в конце анализируемого периода занимали 24,00 % в величине прибыли до налогообложения. Наличие в анализируемом периоде у Предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств.
Таблица 2
Структура активов Предприятия
Наименование показателя | на 01.01.2006 г. | на 01.01.2007 г. | Отклонение | |||
Абсолют. | % | Абсолют. | % | Абсолют. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 = 4-2 |
7 = 5-3 |
I. Внеоборотные активы | 6001,00 | 55,93 | 7 293,00 | 51,94 | 1 292,00 | -3,99 |
Нематериальные активы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Основные средства | 5 993,00 | 55,85 | 7 283,00 | 51,87 | 1 290,00 | -3,98 |
Вложения во внеоборотные активы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Долгосрочные финансовые вложения | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Прочие внеоборотные активы | 8,00 | 0,07 | 10,00 | 0,07 | 2,00 | 0,00 |
II. Оборотные активы | 4 729,00 | 44,07 | 6 747,00 | 48,06 | 2018,00 | 3,99 |
Запасы | 3 553,00 | 33,11 | 6 653,00 | 47,39 | 3 100,00 | 14,28 |
в том числе | ||||||
производственные запасы на складах | 3 539,00 | 32,98 | 6 639,00 | 47,29 | 3 100,00 | 14,31 |
затраты в незавершенном производстве | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
готовая продукция и товары на складах | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
товары отгруженные | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
расходы будущих периодов | 14,00 | 0,13 | 14,00 | 0,10 | 0,00 | -0,03 |
Долгосрочные дебиторы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
в том числе | ||||||
покупатели и заказчики | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 71,00 | 0,66 | 94,00 | 0,67 | 23,00 | 0,01 |
в том числе | ||||||
покупатели и заказчики | 13,00 | 0,12 | 0,00 | 0,00 | -13,00 | -0,12 |
с прочими дебиторами | 0,00 | 0,00 | 94,00 | 0,67 | 94,00 | 0,67 |
Краткосрочные финансовые вложения | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Денежные средства | 1 105,00 | 10,30 | 0,00 | 0,00 | -1 105,00 | -10,30 |
Прочие оборотные активы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
в т.ч. НДС по приобретенным ценностям | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
АКТИВЫ ВСЕГО | 10730,00 | 100,00 | 14040,00 | 100,00 | 3 310,00 | 0,00 |
Чистый оборотный капитал (за вычетом краткосрочных обязательств) | -1 798,00 | -16,76 | -2 599,00 | -18,51 | -801,00 | -1,75 |
Чистые активы (в соответствии с "Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (утв. приказом | 4 203,00 | 39,17 | 4 694,00 | 33,43 | 491,00 | -5,74 |
Активы Предприятия за анализируемый период возросли на 3 310 тыс. руб. (с 10 730 до 14 040 тыс. руб.), или 30,85%. Увеличение активов произошло за счет роста внеоборотных активов на 1 292 тыс. руб. или на 21,53 %, оборотных активов на 2 018 тыс. руб. или на 42,67 %.
В целом, рост имущества Предприятия является положительным фактом. Основную часть в структуре имущества занимали внеоборотные активы. Опережение темпов роста оборотных активов над внеоборотными активами может свидетельствовать о расширении основной (производственной) деятельности Предприятия.
Чистые активы (в соответствии с "Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (утв. приказом Минфина РФ и ФКЦБ №№ Юн, 03-6/пз)) на начало анализируемого периода составили 4 203 тыс. руб., а в конце периода были равны 4 694 тыс. руб.
Доля основных средств в имуществе на конец анализируемого периода составила 51,87%. Таким образом, Предприятие имеет "тяжелую" структуру активов. Как правило, это свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности прибыли Предприятия к изменениям выручки. В таком случае, для сохранения финансовой устойчивости Предприятию необходимо иметь высокую долю собственного капитала и долгосрочного заёмного капитала в источниках финансирования. Для оценки уровня производственного рычага необходимо дополнительно проанализировать переменные и постоянные затраты.
Внеоборотные активы
В конце анализируемого периода структура имущества характеризуется относительно высокой долей внеоборотных активов, которая практически не менялась, составив 55,93% на начало и 51,94% на конец анализируемого периода.
Внеоборотные активы Предприятия за анализируемый период увеличились с 6 001 до 7 293 тыс. руб. Прирост внеоборотных активов произошел за счет увеличения следующих составляющих:
- основных средств на 1 290 тыс. руб. (с 5 993 до 7 283 тыс. руб.) или 21,53%;
- прочих внеоборотных активов на 2 тыс. руб. (с 8 до 10 тыс. руб.) или 25% .
Структура внеоборотных активов за анализируемый период оставалась достаточно стабильной. В то же время, в анализируемом периоде основная часть внеоборотных активов неизменно приходилась на основные средства (99,86 %).
За анализируемый период в структуре внеоборотных активов доля основных средств имела тенденцию к снижению (с 99,87% до 99,86%).
В анализируемом периоде Предприятие не использовало в своей финансово-хозяйственной деятельности нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы
На конец анализируемого периода структура имущества характеризуется относительно невысокой долей оборотных активов, которая практически не менялась, составив 44,07% на начало и 48,06% на конец анализируемого периода.
Оборотные активы Предприятия за анализируемый период увеличились с 4 729 до 6 747 тыс. руб.
Прирост оборотных активов произошел за счет увеличения следующих составляющих:
- запасов;
- дебиторской задолженности при одновременном снижении:
- денежных средств.
Рост оборотных средств (то есть запасов, краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности) и замедление их оборачиваемости свидетельствуют о нерационально выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована, что в конечном итоге может привести к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.
Структура оборотных активов за анализируемый период существенно изменилась. В то же время, в анализируемом периоде основная часть оборотных активов неизменно приходилась на запасы (98,61 %).
Такая структура может свидетельствовать о нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, в результате которой значительная часть оборотных активов иммобилизована в запасах. Удельный вес запасов в оборотных активах вырос с 75,13% до 98,61%.
Стоимость запасов за анализируемый период увеличилась на 3 100 тыс. руб. (с 3 553 до 6 653), что является негативным изменением, так как при этом длительность оборота запасов выросла.
Такое резкое увеличение запасов (на 87,25%) делает необходимым дальнейший углубленный анализ их состава и структуры по данным аналитического учета.
При этом темп роста запасов (187,25%) за анализируемый период опережал темпы роста выручки (103,60%), что иммобилизовало часть финансовых ресурсов в оборотных средствах Предприятия.
В составе запасов на конец анализируемого периода преобладают производственные запасы (6639 тыс. руб.), доля которых увеличилась с 99,61% до 99,79%. Второе место в структуре запасов занимают расходы будущих периодов (14 тыс. руб.), доля которых снизилась с 0,39% до 0,21%.
Доля дебиторской задолженности (краткосрочной и долгосрочной) в оборотных активах снизилась с 1,50% до 1,39%.
За анализируемый период объемы дебиторской задолженности выросли на 23 тыс. руб. (с 71 до 94), что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции Предприятия, либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из основной деятельности. Такое резкое увеличение дебиторской задолженности (на 32,39%) делает необходимым дальнейший углубленный анализ ее состава и структуры по данным аналитического учета.
На конец анализируемого периода в составе дебиторской задолженности находилась только задолженность краткосрочных (со сроком погашения в течение 12 месяцев) дебиторов. Так, за анализируемый период краткосрочная дебиторская задолженность выросла на 23 тыс. руб. и составила 94 тыс. руб., а её доля в оборотных активах уменьшилась с 1,50% до 1,39%. Кроме того, темпы роста краткосрочной дебиторской задолженности за анализируемый период опережали темпы роста выручки от реализации продукции (132,39% против 103,60%).
Сопоставление сумм краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей показывает, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело пассивное сальдо задолженности, то есть кредиторская превышала дебиторскую на 2 451 тыс. руб. на начало и на 1675 тыс. руб. на конец анализируемого периода. Таким образом, Предприятие финансировало отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.).
Величина чистого оборотного капитала (то есть разницы между запасами, краткосрочной дебиторской задолженностью, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и всеми краткосрочными обязательствами (кредиторской и финансовой задолженностью) показывает, что на протяжении анализируемого периода у Предприятия отсутствовали собственные оборотные средства..
В анализируемом периоде Предприятие не использовало в своей финансово-хозяйственной деятельности краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные активы. В анализируемом периоде Предприятие перестало использовать в своей финансово-хозяйственной деятельности денежные средства.
Таблица 3
Структура пассивов Предприятия.
Наименование показателя | на 01.01.2006 г. | на 01.01.2007 г. | Отклонение | |||
Абсолют. | % | Абсолют. | % | Абсолют. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 = 4-2 | 7 = 5-3 |
I. Собственный капитал (фактический) | 4 203,00 | 39,17 | 4 694,00 | 33,43 | 491,00 | -5,74 |
Уставный капитал (фактический) | 1,00 | 0,01 | 1,00 | 0,01 | 0,00 | 0,00 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Добавочный капитал | 1 584,00 | 14,76 | 1 584,00 | 11,28 | 0,00 | -3,48 |
Резервы, фонды, нераспределенная прибыль (фактические) | 2618,00 | 24,40 | 3 109,00 | 22,14 | 491,00 | -2,26 |
Доходы будущих периодов | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
П. Долгосрочные обязательства | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Долгосрочные кредиты | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Долгосрочная кредиторская задолженность | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
III. Краткосрочные обязательства | 6 527,00 | 60,83 | 9 346,00 | 66,57 | 2 819,00 | 5,74 |
Краткосрочные кредиты | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 2 522,00 | 23,50 | 1 769,00 | 12,60 | -753,00 | -10,90 |
в том числе | ||||||
перед поставщиками и подрядчиками | 55,00 | 0,51 | 191,00 | 1,36 | 136,00 | 0,85 |
перед персоналом организации | 1 171,00 | 10,91 | 1 561,00 | 11,12 | 390,00 | 0,21 |
перед гос. внебюджетными фондами | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
перед бюджетом | 619,00 | 5,77 | 0,00 | 0,00 | -619,00 | -5,77 |
перед прочими кредиторами | 677,00 | 6,31 | 17,00 | 0,12 | -660,00 |