Развитие системы снабжения промышленного предприятия (на примере ОАО "Минский завод "Калибр")

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Предприятие как субъект хозяйствования

2. Организация управления на предприятии

3. Планирование на предприятии

4. Управление персоналом на предприятии

5. Анализ производственно-хозяйственной деятельности

5.1 Основные средства предприятия

5.2 Материальные ресурсы предприятия

5.3 Затраты на производство (издержки обращения) и себестоимость продукции, товаров, услуг

5.4 Образование и распределение прибыли предприятия

5.5 Финансовое состояние предприятия

5.6 Инвестиционная деятельность

6. Индивидуальное задание (организация материально-технического обеспечения ОАО «Минский завод «Калибр»)

Выводы и предложения

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ


Основной целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях перехода предприятия к рыночным отношениям.

Так как данная практика является преддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во время которой осуществляется подбор, накопление и анализ информации по теме дипломной работы: «Развитие системы снабжения промышленного предприятия» (на примере ОАО «Минский завод «Калибр»).

Производственно-экономическая практика основывается на анализе предприятия отрасли, а конкретно ОАО «Минский завод «Калибр», его производственной и организационной структуры.

Задачи прохождения практики:

1. Дать общую характеристику ОАО «Минский завод «Калибр».

2. Провести анализ организации управления на предприятии.

3. Рассмотреть планирование на предприятии.

4. Провести анализ управления персоналом на предприятии.

5. Провести анализ производственно-хозяйственной деятельности: материальных ресурсов предприятия, затрат на производство и себестоимости продукции, товаров, услуг, образования и распределения прибыли предприятия, финансового состояния предприятия, инвестиционной деятельности.

В качестве индивидуального задания провести анализ организации материально-технического обеспечения ОАО «Минский завод «Калибр».

Цель практики - закрепить, углубить знания, полученные в процессе обучения, собрать необходимую информацию для выполнения дипломной работы.

Объектом исследования является ОАО «Минский завод «Калибр».

Предмет исследования - комплекс вопросов оценки и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.


1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


Открытое акционерное общество «Минский завод «Калибр» создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь 31 декабря 2004 г. № 222 путем преобразования производственного республиканского унитарного предприятия «Минский завод «Калибр» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.

Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать.

Источниками формирования имущества Общества являются:

- имущество, в том числе денежные средства, переданные Обществу его акционерами;

- продукция, произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности;

- полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Имущество Общества принадлежит ему на праве собственности.

На предприятии существуют структурные подразделения:

1) Стародорожский механический завод (филиал);

2) столовая «Минский завод «Калибр» (обособленное структурное подразделение).

В 2006 году на заводе уделялось должное внимание освоению в производстве новых изделий. За это время в производстве освоены новые изделия:

- станции управления лифтами, типа ШУЛК, ШУЛР, УЛ-30П;

- технологическое оборудование для напольного содержания бройлеров;

- осциллографы С8-38;

- генераторы Г6-46, Г1-131;

- пробойная установка УПУ-21;

- измеритель иммитанса Е7-18.

Завод обеспечивает проведение в установленном порядке гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемой продукции.

Потенциальными потребителями станций управления лифтами являются: лифтостроительные предприятия Российской Федерации (ОАО «Карачаровский механический завод» г. Москва, ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» г. Щербинка), строительные и монтажные организации Республики Беларусь (ОАО «МАПИД», ЗАО «Инвест-систем, ООО «ТЕДОЛ»), ремонтные лифтовые организации «Лифтсервис», «Лифтремонт», «Лифткомплект», а также КУП «УКС Мингорисполкома».

Рынок станций управления лифтами оценивается в 16000 штук в год.

Потенциальными потребителями РИА являются практически все промышленные предприятия СНГ, предприятия топливно-энергетического комплекса, научно-исследовательские, учебные заведения, предприятия сервиса, транспорта, связи, и других отраслей народного хозяйства. В настоящее время в странах СНГ наблюдается рост промышленного производства, что сказывается на спросе.

На рынке присутствуют серийно выпускаемые РИА производителей Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, США, Западной Европы, Республики Корея, Китая и других стран:

- осциллографы универсальные и цифровые производства: ОАО «Минский приборостроительный завод», г. Минск, ОАО «Минский завод «Калибр», ОАО «МНИПИ» г. Минск, завод «Электроаппарат» г. Брянск, «МЗИА» г. Москва (общий объем выпуска до 5 000 шт., объем спроса рынка свыше 20 000 шт. в год);

- мегомметры производства: ОАО «Минский завод «Калибр», ОАО «МНИПИ» г. Минск, НИИ «Рекорд» г. Александров (Владимирской обл.), завод «Мегомметр» г. Умань (Украина) (общий годовой объем выпуска в Республике Беларусь и Российской Федерации до 200 шт., годовой объем выпуска в Украине до 60 000шт., объем спроса рынка свыше 70 000 шт. в год);

- измерители иммитанса производства: ОАО «Минский завод «Калибр», «ГНИПИ» г.Нижний Новгород, ОАО «МНИПИ» г.Минск (общий годовой объем выпуска до 300 шт., объем спроса рынка свыше 2 000 шт. в год);

- вольтметры импульсные производства ОАО «Минский завод «Калибр» (годовой объем выпуска до 30 шт., объем спроса рынка свыше 400 шт. в год);

- источники токов и напряжений производства ОАО «Минский завод «Калибр» (годовой объем выпуска до 30 шт., объем спроса рынка свыше 100 шт. в год).

ОАО «Минский завод «Калибр» выпускает следующие товары народного потребления:

- радиотелевизионная техника - радиотаймеры, телевизионные антенны;

- изделия электротехнического профиля: источники питания, сигналы торможения автомобиля, удлинители;

- изделия хозяйственного назначения: закаточные машинки, насадки на кран, устройства поливочные и др.;

- галантерейные изделия: щетки массажные, расчески специальные и др.

ОАО «Минский завод «Калибр» является единственным отечественным производителем технологического оборудования (систем поения и кормления) для напольного выращивания цыплят-бройлеров. Цели и задачи по развитию производства отечественного оборудования для птицеводства установлены заданиями межотраслевой Программы производства машин и технологического оборудования для птицеводства на 2005-2007 гг. Кроме этого, на предприятии выполняются работы по разработке и освоению в 2007 г. наружных бункеров сыпучих кормов, с последующим применением на предприятиях птицеводства и животноводства.

Новые направления деятельности ОАО «Минский завод «Калибр».

В связи с уменьшением потребности рынка в оборудовании для напольного выращивания цыплят-бройлеров в 2010 году восполнение объемов производства и их наращивание планируется осуществить за счет освоения новых конкурентоспособных радиоизмерительных приборов. Однако потребность рынка по РИА не позволяет компенсировать в полной мере падение объемов по оборудованию птицеводства.

ОАО «Минский завод «Калибр» в 2006 году были дополнительно проведены маркетинговые исследования на рынке РБ по новым направлениям техники. Исследования показали, что ведущие предприятия Республики РУП «МАЗ», ЗАО «Атлант» и др. в настоящее время приобретают ряд комплектующих изделий (КИ) из ближнего и дальнего зарубежья.

Анализ конструктивно-технологических и ценовых параметров, предъявляемых к импортируемым этими предприятиями КИ, показал, что ОАО «Минский завод «Калибр» при определенной модернизации производства и внедрении новых технологий может конкурировать с зарубежными поставщиками.

Работа по разработке конструкторско-технологической документации, подготовке производства и организации серийного выпуска КИ для ЗАО «Атлант», РУП «МАЗ» будут вестись начиная с 2007 года в рамках отраслевой программы «Импортозамещение».

Рекламная деятельность ОАО «Минский завод «Калибр».

Одним из направлений поиска новых рынков сбыта и продвижения товара является рекламно-выставочная деятельность.

Основные направления рекламной деятельности:

1. Определение маркетинговых целей предстоящей рекламной компании.

2. Разработка стратегии рекламных компаний.

3. Анализ ситуации и исследование факторов, влияющих на объем продаж, долю рынка, прибыль.

4. Сегментация рынка.

5. Разработка плана рекламно-выставочной деятельности предприятия.

6. Составление плана участия в выставках, ярмарках в 2007 г. Участие в оптовых ярмарках с целью проведения договорной компании на 2007 г.

7. Подготовка и обеспечение изготовления рекламной продукции (рекламные листки, календари, сувенирная реклама).

8. Обновление номенклатуры и обеспечение работы выставочного зала предприятия.

9. Составление сметы затрат на рекламно-выставочную деятельность на 2007 г.

Стратегия маркетинга ОАО «Минский завод «Калибр».

На заводе разработана и внедряется стратегия маркетинга, которая включает в себя ряд этапов:

- маркетинговый анализ рыночной конъюнктуры;

- изучение потребности рынка, сегментация потребителей по потребностям,

- прогноз развития потребностей;

- изучение ресурсов рынка: определение платежеспособности выявленных потребительских сегментов; дробление их по уровню платежеспособности; определение емкости рынка и его сегментов; динамика платежеспособности рынка и его сегментов в перспективе.

- изучение конкурентной ситуации: кто конкуренты и их количество; потребительские характеристики товаров и их цены; география рынков сбыта; объемы продаж; маркетинговая политика конкурентов: методы продвижения товаров, методы продаж, ценовая политика, методы распространения товаров, сервис;

- изучение государственной политики в области регулирования рынка;

- изучение посредников, присутствующих на данном рынке и общих условий распространения товаров;

- изучение рынков коммуникаций и возможных методов стимулирования сбыта на данном рынке;

- принятие решений о проникновении на рынок: формирование и реализация плана проникновения.

В 2007 году предусматривается увеличить реализацию продукции методом прямых поставок и расширением поставок через дилерскую сеть.

Расширение существующих рынков сбыта.

ОАО «Минский завод «Калибр» специализируется на производстве продукции следующих основных направлений:

- станции управления лифтами (радиоэлектронная аппаратура и блоки управления);

- технологическое оборудование для напольного поения и кормления бройлеров;

- радиоизмерительная аппаратура;

- изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения.

На заводе разработана и защищена концепция развития РИА. До конца 2007 года планируется организовать серийное производство следующих изделий:

Осциллограф С8-39, ряд комбинированных осциллографов с полосой пропускания 100 МГц, измеритель иммитанса для жестких условий эксплуатации.

Внедрение мероприятий концепции позволит заводу довести объем выпуска аппаратуры в 2007 г. до 800 млн. руб., что составит 7 % от общего объема производства.

В 2007 г. планируется стабилизировать и увеличить объемы экспорта в страны СНГ по традиционным, наработанным схемам товародвижения.

Увеличение экспортных поставок планируется осуществлять используя следующую технологию:

- поиск зарубежных партнеров, имеющих потребность в изделиях серийно-производимых на заводе;

- поиск зарубежных партнеров, желающих организовать в Республике Беларусь производство продукции на базе создания совместных предприятий или используя другие формы сотрудничества, конечной целью которых является создание новых рабочих мест и получение прибыли для завода;

- сотрудничество с посольствами Республики Беларусь в зарубежных странах;

- установление контактов с торговыми фирмами, работающими с продукцией, аналогичной выпускаемой ОАО «Минский завод «Калибр»;

- проработка предприятий, выпускающих продукцию, аналогичную или близкую к изделиям ОАО «Минский завод «Калибр» для организации совместных производств;

- организация участия специалистов завода в деловых встречах с представителями зарубежных фирм, проводимых торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и другими организациями;

- отправка предложений и информации о номенклатуре новых изделий, выпускаемых заводом, в учреждения Минобороны и другие силовые структуры Российской Федерации, Республики Беларусь и других стран СНГ;

- участие в международных специализированных выставках;

- использование технологий Интернет с целью поиска новых рынков сбыта, продвижения продукции на внешние рынки, изучения спроса и требований потребителей, размещение необходимой информации о заводе и продукции на сайте www.kalibr.

Ценовая политика ОАО «Минский завод «Калибр» ориентирована на работу в условиях конкуренции.

На заводе разработана программа снижения себестоимости выпускаемой продукции. В соответствии с программой снижения себестоимости планируется пересматривать отпускные цены и доведение их до рыночных.

Планируется применять гибкие системы скидок при реализации продукции:

- конечным потребителям и зарубежным посредникам при покупке оптовых партий продукции;

- дилерам при реализации им партий товара не менее определенных объемов в квартал.

Анализ основных показателей деятельности ОАО «Минский завод «Калибр» за 9 месяцев 2006-2007 гг. приведен в таблице 1 на основании данных отчета о прибылях и убытках (приложение А).


Таблица 1. Основные показатели деятельности ОАО «Минский завод «Калибр» за 9 месяцев 2006-2007 гг.

Показатели 9 месяцев 2006г., млн. руб. 9 месяцев 2007г., млн. руб. Отклонение от прошлого периода



в стоимостном выражении в %
1 2 3 4 5
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 13748 12122 -1626 88,2
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, 1624 1383 -241 85,2
услуг



Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 12124 10739 -1385 88,6
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 11692 10680 -1012 91,3
Управленческие расходы - - - -
Расходы на реализацию 145 123 -22 84,8
Прибыль (убыток) от реализации 287 -64 -351 -
Операционные доходы 568 1365 +797 240,3
Налоги, включаемые в операционные доходы 54 142 +88 263,0
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) 514 1223 +709 238,0
Операционные расходы 487 595 +108 122,2
Прибыль (убыток) от совместной деятельности - - - -
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 27 628 +601 2326,0
Внереализационные доходы 107 77 -30 72,0
Внереализационные расходы 177 485 +308 274,0
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -70 -408 -338 -
Прибыль (убыток) за отчетный период 244 156 -88 63,9
Налог и сборы, производимые из прибыли 239 288 +49 120,5
Расходы и платежи из прибыли - - - -
Сумма льгот по налогу на прибыль - - - -
Прибыль (убыток) к распределению 5 -132 -137 -

По сравнению с 9 месяцами 2006 г. за 9 мес. 2007 г. произошло снижение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1626 млн. руб. (или на 11,8 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 1012 млн. руб. или на 8,7 %), расходы на реализацию сократились на 22 млн. руб. или 15,2 %. Прибыль от реализации снизилась на 351 млн. руб.

Операционные доходы ОАО «Минский завод «Калибр» увеличились на 709 млн. руб., операционные расходы - на 108 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов возросла по сравнению с 9 месяцами 2006 г. на 601 млн. руб. Внереализационные доходы уменьшились на 30 млн. руб., внереализационные расходы увеличились на 308 млн. руб. Убыток от внереализационных доходов и расходов вырос по сравнению с 9 месяцами 2006 г. на 338 млн. руб.

Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ОАО «Минский завод «Калибр» за 9 мес. 2006-2007 гг. является прибыль, по сравнению с 9 месяцами 2006 г. она уменьшилась на 88 млн. руб., темп роста составил 63,9 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли увеличились на 49 млн. руб. Нераспределенная прибыль уменьшилась на 137 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Текущее функциональное руководство деятельностью ОАО «Минский завод «Калибр» осуществляет директор.

Коротко остановиться на работе каждого подразделения ОАО «Минский завод «Калибр».

На заместителя директора по маркетингу, сбыту и экономике возлагаются следующие функции:

1) руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

2) контроль за материально-техническим обеспечением организации, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным использованием банковского кредита, выполнением договорных обязательств по поставкам продукции;

3) обеспечение своевременной выплаты зарплаты работникам предприятия;

4) организация рекламы выпускаемой продукции;

5) взаимодействие с другими организациями в процессе выполнения функциональных обязанностей;

6) координация работы подчиненных ему структурных подразделений предприятия.

Для выполнения возложенных на него функций заместитель директора по маркетингу, сбыту, и экономике осуществляет следующие обязанности:

1) разрабатывает предложения, направленные на повышение эффективности и рентабельности производства, конкурентоспособности продукции, повышение производительности труда и т.д. на основе экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

2) проводит экономический анализ хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции;

3) определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;

4) руководит финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области планирования и управления ее производственно-экономической политикой, хранением, сбытом продукции с целью достижения наибольшей экономической и маркетинговой эффективности;

5) организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка, его емкости;

6) принимает участие в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовке планов экспортной деятельности на различных рынках, корректировке планов с учетом реализации продукции и имеющихся заказов;

7) разрабатывает рекомендации по выбору целевого рынка в соответствии с ресурсами производства, определению основных направлений ценовой политики;

8) изучает тенденции рынка и прогнозирует объем продаж в зависимости от внешних условий;

9) принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями, контролирует выполнение этих договоров;

10) организует разработку и совершенствование информационного обеспечения маркетинговых исследований;

11) координирует и проводит маркетинговые действия, вытекающие из решений руководства предприятия и других руководителей линейных служб;

12) осуществляет разработку эффективной системы взаимодействия планирующих и производящих подразделений, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке и изменений требований потребителей к качеству продукции;

13) осуществляет контроль за выполнением показателей реализации продукции, достижением установленных показателей прибыли и другими финансовыми показателями, за правильным расходованием банковского кредита, прекращением производства продукции , не имеющей сбыта;

14) создает условия для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов и готовой продукции;

15) организует работу по рекламе выпускаемой продукции, оказанию дополнительных услуг, установлению торговых скидок, организует торговлю в кредит;

16) обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по маркетингу, сбыту готовой продукции и финансовой деятельности;

17) координирует работу подчиненных ему служб и подразделений;

18) в случае временного отсутствия директора предприятия (отпуск, командировка, болезнь) приобретает его права и исполняет его обязанности по соответствующим направлениям.

На заместителя директора по общим вопросам возлагаются следующие функции:

1) контроль за материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия.

2) обеспечение контроля за состоянием и оперативным регулированием запасов материалов и комплектующих ресурсов;

3) обеспечение взаимодействия с поставщиками и подготовки заключения с ними договоров в процессе выполнения функциональных обязанностей;

4) координация работы подчиненных ему структурных подразделений предприятия;

5) разработка рекомендаций по развитию новых форм внешнеэкономического сотрудничества.

Должностные обязанности заместителя директора по общим вопросам:

1) принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями, контролирует выполнение этих договоров;

2) организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли;

3) обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов;

4) обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и хранение на складах предприятия;

5)подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров;

6) обеспечивает контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов в организации, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению;

7) организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения;

8) организует учет движения материальных ресурсов на складах предприятия, принимает участие в проведении инвентаризации материальных ценностей;

9) обеспечивает рациональное использование всех видов транспорта, принимает меры по максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами;

10) координирует работу подчиненных ему служб и подразделений предприятия.

На главного инженера возлагаются следующие функции:

1) обеспечение технической подготовки производства;

2) руководство проведение научно-исследовательской работы;

3) осуществление взаимосвязи с научно-исследовательскими, проектными (конструкторскими, технологическими) организациями и высшими учебными заведениями;

4) организация обучения и повешения квалификации работников организации;

5) контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Для выполнения возложенных на него функций главный инженер осуществляет следующие обязанности:

1) обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и долговечность;

2) в соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на долгосрочную, среднесрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства;

3) организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

4) обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства;

5) на основе современных достижений науки и техники, результатов патентных исследований, а также передового опыта с учетом конъюнктуры рынка организует работу по улучшению ассортимента и качества, совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), техники и технологии, принципиально новых конкурентно-способных видов продукции, по проектированию и внедрению в производство средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и испытаний высокопроизводительного специализированного оборудования, разработке нормативов трудоемкости изделий и норм расхода материалов на их изготовление, последовательному осуществлению режима экономии и сокращению издержек;

6) осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор. Организует соблюдение требований стандарта СТБ ИСО 9001-2001;

7) обеспечивает своевременную подготовку технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карт);

8) заключает с научно-исследовательскими, проектными (конструкторскими и технологическими) организациями и высшими учебными заведениями договора на разработку новой техники и технологии производства, организует рассмотрение и внедрение проектов технического перевооружения, разработанных сторонними организациями, составление заявок на приобретение оборудования на условиях лизинга;

9) координирует работу по вопросам патенто-изобретательской деятельности, унификации, стандартизации и сертификации продукции, аттестации рабочих мест, метрологического обеспечения, механоэнергетического обслуживания производства;

10) организует разработку и освоение новой техники по результатам исследований отделов: маркетинга, сбыта лифтового оборудования, РИА и ТНП;

11) организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу в области научно-технической информации, рационализации и изобретательства, распространения передового опыта;

12) проводит работу по защите приоритета внедренных научно-технических решений, подготовке материалов на их патентование, получение лицензий и прав на интеллектуальную собственность;

13) организует обучение и повышение квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала.

Директор по качеству обязан:

1) формировать проект Политики предприятия в области качества и осуществлять контроль за ее проведением;

2) осуществлять руководство подразделениями службы качества;

3) руководить работами по разработке, внедрению, функционированию и совершенствованию системы качества;

4) осуществлять связь с организациями по вопросам, касающимся обеспечения качества;

5) организовывать сбор, обобщение и анализ информации о качестве продукции и функционировании системы качества;

6) руководить работами по получению точной информации о качестве продукции за счет применения современных методов, средств контроля и постоянного повышения квалификации персонала при контроле продукции и процессов.

7) обеспечивать получение полной и точной информации о причинах дефектов выпускаемой продукции, принятие экономически обоснованных корректирующих мероприятий.

8) организовывать своевременное и качественное сервисное обслуживание.

9) обеспечивать получение полной и точной информации о качестве, надежности, запасах надежности выпускаемой продукции за счет качественного проведения испытаний и обработки их результатов в ИЦ.

10) обеспечивать получение своевременной, объективной и полной информации о качестве ПКИ, об уровне и состоянии системы качества у субподрядчиков.

11) руководить работами по управлению документами системы качества

12) принимать решения по использованию несоответствующей продукции, проведению корректирующих мероприятий.

13) составлять и представлять руководству предприятия для анализа отчеты об эффективности функционирования системы качества в реализации Политики в области качества.

14) согласовывать извещения на изменение конструкторской и технологической документации по соответствующей номенклатуре, а также решения на временные отклонения от требований действующей технологической документации, не приводящие к снижению качества.

15) организовывать обучение и инструктаж работников службы качества по выполнению требований системы качества, правилам приемки и испытаний изделий, по контролю соблюдения технологических процессов, проверять знание ими действующих документов системы качества, нормативных документов, методов испытаний, принципов функционирования выпускаемой продукции, умения пользоваться испытательной и измерительной аппаратурой.

16) участвовать в работе по контролю за соблюдением условий и правил эксплуатации выпускаемой продукции у потребителей в установленном порядке.

17) участвовать в работе комиссии по приемке результатов разработок и установочных партий изделий.

18) формировать ежегодный план внутренней проверки качества и осуществлять контроль за его выполнением.

19) директор по качеству по указанию директора завода должен выполнять и другие разовые работы и задания, не вошедшие в перечисленные выше, если это связано с производственной или общественной необходимостью.

Взаимодействие директора по качеству на уровне руководства завода определяется на основании принципов построения современных систем качества, оговоренных в СТБ ИСО 9000.

Бухгалтерия.

Занимается бухгалтерским учетом и отчетностью, анализирует выполнение плана, фактические расходы на производство, составляет смету расходов, акты на списание израсходованных материалов и др.

Работники данного отдела также выполняют функции отдела труда и заработной платы. В их обязанности входят:

1. Разработка перспективных и текущих планов по труду; нормативных материалов по труду; техпромфинплана по труду; проекта коллективного договора; мероприятий по совершенствованию труда и материального стимулирования;

2. Внедрение технически обоснованных норм выработки, организация учета выполнения норм выработки и отчетности по установленным формам;

3. Осуществление контроля за правильностью применения на предприятии установленных норм выработки; использованием рабочего времени,

4. Разработка положений о премировании, графика работы предприятия.

Начисление заработной платы на ОАО «Минский завод «Калибр» производится в соответствии с действующим Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и единым тарифно-квалификационным справочником.

Фонд потребления расходуется на социальные выплаты работникам предприятия: материальную помощь к отпускам; компенсацию стоимости проезда.

Конструкторский отдел.

Разрабатывает техническую документацию на вновь выпускаемые изделия, технические задания, характеристики, комплекты конструкторской документации, чертежи, комплекты лекал для пошива изделий.

Передает другим подразделениям согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия. Разрабатывает предложения и рекомендации по:

- созданию и производству новых образцов изделий, улучшению характеристик и конструкций выпускаемой продукции;

- созданию модификации продукции применительно к сфере деятельности, полу, особенностям районов, совершенствованию отделки, окраски с целью улучшения эстетического вида продукции, ее сохранности в процессе транспортировки и хранения;

- использованию новых и улучшенных материалов;

- повышению уровня унификации и нормализации конструкций, совершенствованию технических условий на новую продукцию;

- снятию с производства устаревшей продукции.

Отдел главного технолога.

Работники данного отдела занимаются технологической документацией, разрабатывают последовательность технологических процессов, предложения по совершенствованию технологических процессов и качества изготовления продукции.

Отдел технического контроля:

- занимается мероприятиями по устранению в производстве дефектов, выявленных в процессе эксплуатации и испытаний продукции, анализом рекламаций и принятием по ним мер;

- передает другим подразделениям предложения о необходимости усиления контроля по группам изделий, по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации продукции.

Отдел маркетинга.

Реализация предприятием задач маркетинга осуществляется по следующим направлениям:

- сбор и анализ информации о покупателях и рынке (информация о покупательском спросе, положении своего предприятия на рынке, конкуренции и др.;

- установление маркетинговых целей и основные пути их достижения;

- формирование номенклатуры и ассортимента продукции, в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям рынка (решения относительно дизайна; для каждого изделия определяются свойства, уровень качества, цена продажи; рассмотрение потребительских характеристик новых товаров);

- работа на рынках (предприятия, сбытовая сеть, реклама, мероприятия по стимулированию сбыта, дистрибьюции);

- работа с общественностью (разработка имиджа предприятия, пропаганда предпринимательской деятельности с помощью СМИ, органов власти, общественных структур среди имеющихся и потенциальных покупателей);

- текущая управленческая работа.

Службой маркетинга проводятся следующие рекламные мероприятия:

- изготовление и прокат рекламных листков в общественном транспорте;

- реклама в СМИ.

Результатом всего вышеперечисленного является повышение популярности продукции среди непосредственных заказчиков со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

Отдел сбыта.

Получает сведения о заключенных договорах на поставку продукции. Данные об отказах от продукции. Поквартальные данные о количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами. Передает другим подразделения состояние и прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Сведения о проведении выставок и ярмарок.

Служба снабжения.

Изучение и определение потребностей в материальных ресурсах, заключение договоров на их поставку, планирование завоза и организация доставки, распределение между цехами и участками, установление норм расхода и запаса, организация выдачи и хранения возложены на службу материально-технического снабжения.

Основные функции службы снабжении:

- разработка нормативов запасов материальных ресурсов;

- планирование потребности в материальных ресурсах и в увязке ее с планом производства и нормативами запасов;

- поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен, условий платежей и поставок, транспортно-заготовительных расходов и т.д.;

- заключение договоров на поставки;

- организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и оперативное регулирование выполнения договоров поставок;

- организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;

- оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными ресурсами;

- учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;

- надзор за рациональным использованием материалов в производстве.

Отдел кадров.

Составляет рекомендации по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих, руководителей. Исходящие и внутренние документы. Входящие документы на исполнение и для руководства. Табуляграммы-напоминания об исполнении документов и заданий.

Передает другим подразделениям отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров. Резервы на руководящие должности. Заявки на потребность кадров. Штатное расписание, табели или другие документы учета рабочего времени. Заявки на повышение квалификации рабочих, специалистов и служащих. Подготовленные на подпись исходящие (ответные или инициативные) и внутренние документы. Исполняющие входящие документы. Заявления, докладные и служебные записки, направленные руководству предприятия для рассмотрения. Согласованные, завизированные или с замечаниями внутренние организационно-распорядительные документы.


3. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Концепция планирования в ОАО «Минский завод «Калибр», заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретного задания. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации продукции, услуг и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.

Экономисты ОАО «Минский завод «Калибр» осуществляют организацию работы по экономическому планированию, подготовку проектов текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной деятельности, обоснований и расчетов к ним, обеспечивают организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, разрабатывает финансовый план. Также в задачи экономистов входит доведение плановых показателей по видам деятельности до участников. Они организуют и осуществляют систематический оперативный контроль за ходом выполнения доведенных показателей, анализирует эффективность применения действующих форм материального стимулирования.

Составление такого плана разбито на ряд этапов:

1. Бюджет производства и продаж.

Самым важным в этом разделе является прогнозирование объема производства и продаж, так как именно от правильности определения этого показателя во многом зависит достоверность всего плана. Здесь учитываются такие факторы: объем производства и продаж предыдущих периодов, производственные мощности, общеэкономические показатели (личные доходы населения, уровень цен и т.д.), сезонные колебания, ценовая политика, конкуренция и т.д. Чтобы в дальнейшем было легче осуществлять контроль, бюджет продаж составляется по месяцам в натуральном и денежном выражении.

2. Бюджет расходов.

Все расходы этой категории соотносятся с объемом производства и продаж. Они подразделяются на переменные и постоянные. К первым относятся, затраты на производство, транспортировку, хранение, складирование, премиальные и т.д. Постоянные - это затраты на рекламу, маркетинг и др. Все эти показатели планируются в процентах к объему продаж, оказание услуг.

3. Бюджет закупки.

ОАО «Минский завод «Калибр» составляет план закупки в натуральных показателях по каждому из видов продукции. Необходимое для закупки количество и товара рассчитывается как сумма планируемого объема продаж и желаемого запаса продукции на конец периода за вычетом запасов готовой продукции на начало периода. Определить оптимальный запас продукции на конец периода очень важно, так как его неправильная величина может привести к нерациональному распределению оборотных средств. Этот показатель выражается в процентах к продажам следующего периода.

4. Бюджет управленческих расходов.

Здесь приводятся затраты на мероприятия не связанные непосредственно с закупкой и продажей. Это содержание основных фондов непроизводственного назначения, зарплата управленческого персонала, услуги связи, налоги, включаемые в себестоимость и т.д. Обычно эти затраты носят постоянный характер, а если присутствует переменная часть, то она планируется в процентах к объему продаж (в натуральном и денежном выражении).


4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Одними из основных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, являются трудовые ресурсы, от эффективности использования и степени обеспеченности которых, зависит получение максимальной прибыли при прочих при прочих равных условиях.

Численность работников ОАО «Минский завод «Калибр» на 01.10.2007г. составила 625 человек.

Данные о возрастном и образовательном уровне работников ОАО «Минский завод «Калибр» приведены на рисунках 1 - 2.