Проект автоматизированного рабочего места специалиста по формированию программ радиовещания
программ радиовещания" width="696" height="371" border="0" />Рисунок 2.19 - Результат выдачи данных о количестве элементов вещания, поставленных каждым поставщиком.
Третий запрос. Предъявить пользователю суммарные объемы обработки сотрудниками элементов вещания, сгруппированные по форматам их хранения.
Реализация запроса на языке SQL.
Select a. Format_chranenia, a. Ed_izmerenia, sum (a. "Ob,jem") as Obshij_objem_obrabotki
from Elementy a, Obrabotka b, Sotrudniki c
where b. Tab_nomer=c. Tab_nomer and b. Cod_elementa=a. Cod_elementa
group by a. Format_chranenia, a. Ed_izmerenia
В данной реализации параметры не используются.
Результат приведен на рисунке 2.20.
Рисунок 2.20 - Результат выдачи данных о суммарных объемах обработки сотрудниками элементов вещания, сгруппированных по форматам их хранения
2.4.3 Просмотр и печать результатов формирования отчета
Отчет с помощью компонентов Delphi закладки QReport организуется на отдельной форме, которая пользователю в процессе работы не предъявляется [15]. Внешний вид формы на этапе проектирования приведен на рисунке 2.21.
Рисунок 2.21 - Формы отчета на этапе проектирования
Просмотр и, по желанию пользователя, печать отчета осуществляется с помощью вызова метода frmReport. QuickRep1. Preview. Результат его выполнения приведен на рисунке 2.22.
Рисунок 2.22 - Внешний вид отчета "Обработка элементов вещания"
2.5 Получение справки по работе с приложением
Пользователь может получить справку по работе с приложением при выборе соответствующего пункта главного меню окна приложения. При этом запускается Internet-броузер (программа для просмотра файлов в формате HTML, в данном проекте - это Internet Explorer) пользователю предоставляется справочный файл в виде гипертекстового документа. Он содержит общую информацию о предметной области, структуру таблиц, входящих в базу данных, а также формы приложения и комментарии по работе с ними. Использование данной справки позволит пользователю получить необходимую помощь в затруднительных ситуациях как с точки зрения пользовательского интерфейса, так и работы по формированию программ радиовещания и учета данных об этом бизнес-процессе.
2.6 Краткое руководство пользователя
Работа с приложением баз данных АРМ специалиста по формированию программ радиовещания должна начинаться с запуска исполняемого файла ARM_Radio. exe, находящемся в основном каталоге приложения (каталог, или папка, может размещаться на любом диске персонального компьютера и иметь любое название). Для нормальной работы приложения на компьютере требуется наличие Borland Database Engine. Создания псевдонима БД в системе не требуется.
После запуска исполняемого файла пользователь имеет возможность работать с главным окном приложения, в котором располагается многостраничный элемент управления, каждая страница которого представляет собой отдельное диалоговое окно. В них располагаются табличные формы с данными об основных объектах предметной области - о передачах, элементах вещания, поставщиках этих элементов, сотрудниках радиостанции, а также о связях между ними - включении элементов вещания в передачи и обработке элементов сотрудниками. Установление связей между объектами и назначение возможных значений таких полей, как Формат хранения, Должность, Вид передачи (элемента, поставщика), облегчено использованием распахивающихся списков непосредственно в ячейках табличных форм.
На закладках Включение в сценарий и Обработка многостраничного элемента управления имеется возможность выполнить фильтрацию записей в табличных формах с помощью установленных независимых переключателей, полей ввода текста и командных кнопок.
На всех закладках главной формы имеется возможность включить или отключить сортировку записей в табличных формах по различным критериям, указанным в названии зависимых переключателей.
На закладках Передачи, Элементы вещания, поставщики и Сотрудники имеется возможность поиска нужной записи в табличной форме путем ввода нужного значения в поле ввода текста, причем поиск по ближнему соответствию начинается при вводе уже первого символа.
Приложение дает возможность с помощью пункта меню Выполнение запросов получить данные заполнении планируемой передачи элементами вещания, о количестве поставленных элементов вещания по поставщикам и об объемах обработки, выполненной сотрудниками по форматам хранения.
С помощью пункта меню Выдача отчетов можно получить данные о ходе обработки элементов вещания.
С помощью пункта меню Выдача справки пользователь может получить дополнительные сведения о предметной области и структуре таблиц базы данных.
3. Экономические расчеты
Спроектированное в данном проекте автоматизированное рабочее места специалиста по формированию программ радиовещания позволяет автоматизировать деятельность играющего важную роль в бизнес-процессе радиостанции работника, дает возможность повысить производительность его труда, быстроту и качество принимаемых им решений. Автоматизация деятельности специалиста позволит повысить качество формируемых передач за счет уменьшения количества накладок и использования наиболее подходящих материалов в передачах. Автоматизация учета данных обо всех объектах бизнес-процеса, в котором участвует данный специалист, дает также соответствующий выигрыш за счет централизованного хранения, доступа и поиска данных в электронном виде.
3.1 Расчет капитальных затрат на создание программного изделия
Капитальные вложения в создание программного изделия носят единовременный характер и определяются по формуле (3.1) [16]:
K=K1+K2+K3, (3.1)
где К1 - затраты на оборудование (стоимость приобретения компьютеров, периферийных устройств);
К2 - затраты на лицензионные программные продукты;
К3 - затраты на создание программного изделия.
Коэффициент К1
К1=SNi·Ci·k1·k2, (3.2)
где Ni - количество единиц i - го оборудования, необходимого для реализации программного изделия,
N1=3020 грн. (стоимость компьютера Athlon 3.0 Ghz);
N2=809 грн. (стоимость принтера Canon LBP 2900);
N3=950 грн. (стоимость периферийных устройств).
k1=1,01; k2=1,015; По формуле (3.2):
К1=1*2735*1,01*1,015 + 1*1094*1,01*1,015 + 1*1,01*1,015*950=4118грн.
К2=1200 грн. (стоимость лицензионного обеспечения Delphi 6.0);
Затраты на создание программного продукта определим по формуле (3.3):
К3=З1+З2+З3, (3.3)
где З1 - затраты труда программистов-разработчиков,
З2 - затраты компьютерного времени,
З3 - косвенные затраты.
Рассчитаем затраты труда программистов-разработчиков
З1=Nk·rk·Tk·kзар,
где k - количество профессий разработчиков, k=1;
Nk - количество разработчиков k-й профессии, Nk=1 чел.;
rk - часовая зарплата разработчика k-й профессии;
Tk=t1k+ t2k+ … + tnk- трудоемкость разработки для k-го разработчика (разработчик работает 4 месяца, в месяце 21 рабочих дня по 8часов в день);
tnk - время затраченное на каждом этапе k-ым разработчиком, час;
t1k - разработка математической и информационной модели - 1 мес. (168 час);
t2k- разработка алгоритма и программы - 1 мес. (168 час);
t3k - отладка программы - 1 мес. (168 час);
t4k - разработка программной документации - 1 мес. (168 час);
Tk=t1k+ t2k+ t3k+ t4k= 1+1+1+1=4 (мес);
kзар - коэффициент начислений на фонд зарплаты, равен 1,475.
Часовую зарплату разработчика определим по формуле (3.4):
rk=Mk/Fkмес, (3.4)
где Mk - месячная зарплата k-го разработчика, Mk=800 грн.;
Fkмес - месячный фонд времени (разработчик работает 21 день в месяц по 8часов в день);
rk=800/ (21·8) =4,75 грн.
З1=1·2,5·4·21·8·1,475=4708 грн.
Рассчитаем затраты компьютерного времени по формуле
З2=Сk·Fо,
где Сk - себестоимость компьютерного часа,
Fo - затраты компьютерного времени на разработку программы (разработчик работает 4 месяца, в месяце 21 рабочих дня по 8 часов в день);
Сk=Ca+Cэ;
где Сa - амортизационные отчисления,
Cэ - энергозатраты;
Cа=SСiЧNАi/Fгод. i,
Сэ=Pэ·Сквт,
где Сi - балансовая стоимость i - го оборудования, которое использовалось при создании ПИ; С1=4118 грн., формула (3.2);
NАi - годовая норма амортизации оборудования, NАi=0,15,Fгод. i =Fkmes*12 - годовой фонд времени работы i - го оборудования;
Fkmes - месячный часовой фонд работы оборудования, 160 ч (оборудование работает по 8 ч в день, 5 дней в неделю, 4 недели в месяц);
Fгод. i=160*12=1920 ч (12 месяцев в году);
Pэ - расход электроэнергии, потребляемой компьютером, Pэ=0,25 кВт/ч,
Сквт - стоимость 1кВт/ч электроэнергии, Сквт=0,25 грн.;
Сk=4118·0,15/1920+0,25·0,25=0,38 грн.;
Fo=4·21·8=672 ч;
З2=0,38·672=255,4 грн. /ч.
Рассчитаем косвенные затраты по формуле
З3=С1+С2+С3,
где С1 - затраты на содержание помещений;
С2 - расходы на освещение, отопление, охрану и уборку помещений;
С3 - прочие расходы (стоимость различных материалов, используемых при разработке проекта).
Рассчитаем соответственные затраты по формулам:
С1=2·Цзд/100=12000·2/100=240грн.; С2=0,2·Цзд/100=12000·0,2/100=24грн.,
где Цзд=12000грн. (стоимость помещения).
В прочие расходы входит стоимость бумаги (5 грн), ручки (0,2 грн), картриджа для принтера (160,75грн), записываемого лазерного диска (2,3грн).
С3=5+0,2+160,75+2,3=168,25 грн.
З3=240+24+168,25=432,25 грн.
По формуле (3.3) рассчитаем затраты на разработку программы:
К3=4708+255,4+432,25=5396 грн.
Исходя из полученных значений по формуле (3.1) получим:
К=4118+1200+5396=10714 грн.
3.2 Расчет годовой экономии от автоматизации управленческой деятельности
Основным источником экономии является снижение трудоемкости выполнения рутинных управленческих операций. Годовая экономия от автоматизации управленческой деятельности рассчитывается по формуле
Сm=Cp·Stpi·kpi-Ca·Stai·kai,
где tpi, tai - трудоемкость выполнения i - й управленческой операции соответственно в ручном и автоматизированном вариантах,
kpi, kai - повторяемость выполнения i-й операции в единицу времени:
1 операция - оформление бланков (tр1=0,8ч., tа1=0,25ч., k1=3000);
2 операция - поиск информации (tр2=0,17ч., tа2=0,01ч., k2=3100).
Сp, Сa - часовая себестоимость выполнения операций в ручном и в автоматизированном вариантах.
Значения показателей представлены в таблице, помещенной ниже.
Таблица 3.1- Численные значения показателей
Показатель | tр1, ч. | tа1, ч. | k1 | tр2, ч. | tа2, ч. | k2 |
Величина | 0,8 | 0,25 | 3000 | 0,17 | 0,01 | 3100 |
Рассчитаем себестоимость выполнения управленческих операций в ручном варианте по формуле
Сp=Cp1+Cp2,
где Cp1 - затраты на оплату труда персонала,
Cp2 - косвенные расходы,
Cp1=SNk·rk·kзар, (3.5)
где Nk - количество работников k-й профессии, выполняющих работу, Nk=1 чел.;
rk - часовая зарплата одного работника k - й профессии, см. формулу (3.5),
где Mk=300 грн. (месячная зарплата),
Fkмес - месячный фонд времени специалист по формированию передач работает 21 день в месяце по 8часов в день);
kзар - коэффициент начислений на фонд зарплаты, равный 1,475.
Cp1=1·300/ (21·8) ·1,475=2,60 грн.;
N1 - стоимость стола, равная 70 грн.;
N2 - стоимость стула, равная 25 грн.;
k1=1,01;
k2=1,015;
NАi - годовая норма амортизации оборудования, NАi=0,2;
Fгод. i - годовой фонд времени работы i - го оборудования, Fгод. i=1920 ч. (8 ч в день, 5 дней в неделю, 4 недели в месяц, 12 месяцев в году),
Pэ - расход потребляемой электроэнергии, Pэ=1,5 кВт/ч.,
Сквт - стоимость 1кВт/ч электроэнергии, Сквт=0,25 грн.;
определим Cp2:
Cp2= (1·70·1,01·1,015+1·25·1,01·1,015) ·0,2/1920+1,5·0,25=0,385=0,40 грн.
Сp=2,60+0,40=3,00 грн.
Рассчитаем себестоимость выполнения управленческих операций в автоматизированном варианте по формуле
Са=Cа1+Cа2,
где Cа1 - затраты на оплату труда персонала,
Cа2 - себестоимость компьютерного часа.
По формулам (3.2, 3.4),
где Nk - количество работников k-й профессии, выполняющих работу, Nk=1 чел.;
rk - часовая зарплата одного работника k - й профессии, см. формулу (3.5),
Mk=300 грн. (месячная зарплата), Fkмес - месячный фонд времени (21 день в месяц по 8 часов работы в день);
kзар - коэффициент начислений на фонд зарплаты, равный 1,475,определим Cа1:
Cа1=1·300/168·1,475=2,60 грн.;
NАi - годовая норма амортизации оборудования, NАi=0,02;
Fгод. i - годовой фонд времени работы i - го оборудования, Fгод. i=1920 ч (оборудование работает по 8 ч в день, 5 дней в неделю, 4 недели в месяц, 12 месяцев в году),
Pэ - расход потребляемой электроэнергии, Pэ=0,3 кВт/ч.,
Сквт - стоимость 1кВт/ч электроэнергии, Сквт=0,25грн. Определим Cp2:
Cа2= (1·2735·1,01·1,015+1·1054·1,01·1,015) ·0,2/1920+0,3·0,25»0,4 грн.
Са=2,6+0,4=3,00 грн.
Так как Са» Сp, то полагаем, что Са=Сp=С$=3,00 грн.
Сm= С$ [ (tр1-tа1) k1 + (tр2-tа2) k2] =3* [ (0,8-0,25) *3000 + (0,17-0,01) 3100] =6438 грн.
3.3 Расчет годового экономического эффекта, коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений
Рассчитаем годовой экономический эффект:
Эф=Эг-Ен·К,
где Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности, Ен=0,42;
Эг - годовая экономия от автоматизации управленческой деятельности, равная 6438грн;
К - капитальные затраты, равные 10714 грн. Тогда
Эф=6438-0,42·10714=1938,0 грн.
Рассчитаем коэффициент экономической эффективности по формуле:
Ер=Эг/К=6438/10714=0,6.
Рассчитаем срок окупаемости капиталовложений, то есть период времени, в течение которого окупаются затраты на программное изделие по формуле:
Тр=1/Ер=1/0,6=1,7*12»20=1 год и 8 месяцев.
Таким образом, видно, что рассчитанный срок окупаемости меньше нормативного, равного 2,4 года, то есть капитальные вложения использованы эффективно. Результаты расчетов сведены в таблицу.
Таблица 3.2 - Экономическая эффективность от внедрения АРМ
Элементы расчета | Ручной вариант | Автоматизированный вариант | Единицы измерения |
Срок обработки поступающей информации | 1 |
0.00567 |
час |
Затраты времени при поиске и редактировании информации | 2 |
0.0010 |
час |
Годовая экономия от автоматизации процесса учета и ведения документов 6438 грн. Годовой экономический эффект составил 1938 грн Срок окупаемости капиталовложений 1 год и 8 месяцев. |
Преимущества АРМ по сравнению с ручной обработкой данных:
ускорение сроков обработки информации;
повышение достоверности учета объектов предметной области;
ликвидация рутинного труда специалиста, связанного с формированием и учетом передач радиовещания;
ликвидация несанкционированного доступа к документации;
обеспечение целостности и сохранности документации.
Выводы по разделу
Подтверждена эффективность использования капитальных вложений, так как рассчитанный срок окупаемости (1 год и 8 месяцев) меньше нормативного, равного 2,4 года. Экономическая и организационная эффективность от использования автоматизированного рабочего места специалиста по формированию программ радиовещания заключается в сокращении на несколько порядков затрат времени на обработку данных.
4. Охрана труда
4.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов
В настоящее время происходит активное внедрение в практику персональных компьютеров и в процессе трудовой деятельности при нарушении безопасных условий труда на человека могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы) [17-20].
К вредным производственным факторам относятся:
неоптимальный состав и состояние воздуха:
повышенная запыленность воздуха;
повышенная или пониженная влажность;
повышенная подвижность;
неоптимальное освещение;
недостаток освещенности;
неравномерность освещения;
повышенный уровень шума.
электромагнитное излучение;
психоэмоциональное напряжение.
К опасным производственным фактором относятся:
наличие электрического напряжения;
возникновение пожаров.
Один из факторов воздействия внешней среды - микроклиматические условия.
Пары и газы образуют с воздухом смеси, а твердые и жидкие частицы вещества - дисперсные системы: аэрозоли, которые делятся на пыль (размер твердых частиц более 1 мкм), дым (менее 1 мкм) и туман (размер жидких частиц менее 10 мкм). Пыль бывает крупно - (размер частиц более 150 мкм), средне - (50-100 мкм) и мелкозернистой (менее 10 мкм). Источником пыли в машинном зале ВЦ являются трущиеся механические части внешних устройств ЭВМ, бумага для АЦПУ и недостаточное кондиционирование воздуха. Вредные вещества, хорошо растворяясь в биологических средах, способны вступать с ними во взаимодействия, вызывая нарушения нормальной жизнедеятельности. В результате их действия у человека возникает болезненное состояние - отравление, опасность которого зависит от продолжительности воздействия, концентрации и вида вещества.
Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. При воздействии высокой температуры, интенсивного теплового излучения возможен перегрев организма, который характеризуется повышением температуры тела, обильным потовыделением, учащением пульса и повышением частоты дыхания, резкой слабостью, головокружением, а в тяжелых случаях - появлением судорог или теплового удара. Источником высокой температуры в машинном зале ВЦ являются внешние устройства ЭВМ: АЦПУ, дисплеи, а также плохая работа кондиционеров. Влажность воздуха оказывает большое влияние на терморегуляцию организма. Движение воздуха в помещениях является важным фактором, влияющим на тепловое самочувствие человека.
Правильно спроектированное и выполненное освещение на предприятиях машиностроительной промышленности обеспечивает возможность нормальной производственной деятельности. При освещении производственных помещений используют естественное и искусственное освещение. Недостаток естественного света предусматривает применение системы смешанного освещения. Освещенность на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной работы, который определяется следующими тремя параметрами:
объект различения - наименьший размер рассматриваемого предмета;
фон - поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения;
контраст объекта с фоном - характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта.
Недостаточное освещение приводит к напряжению зрения, преждевременной усталости и ослабляет внимание. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочее место может создать резкие тени, блики и дезориентировать работающего. Это может привести к профессиональным заболеваниям. Сохранность зрения человека, состояние его центральной нервной системы и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения.
Одним из наиболее распространенных факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на организм человека, является шум.
Шум вредно действует на организм и снижает производительность труда. Шум создает значительные нагрузки на нервную систему человека, оказывает на него психологическое воздействие. Источником шума в машинном зале ВЦ являются механические устройства ЭВМ. Человек, работая при шуме, привыкает к нему, но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление, может привести к ухудшению слуха, а иногда и к глухоте, нарушается процесс пищеварения, происходит изменение объема внутренних органов. Эти вредные последствия шума тем больше, чем сильнее шум и продолжительнее его действие.
Работая за компьютером, программист испытывает психоэмоциональное напряжение. Увлекаясь работой, человек начинает моргать реже, чем обычно, что приводит к ускоренному высыханию поверхности глаз и в результате к ухудшению зрения. Руки и пальцы должны постоянно бить по клавишам и попадать на нужную. При этом утомляется нервная система и мышцы рук.
Постоянно в напряжении находятся спинные, шейные и другие мышцы, поддерживающие тело программиста в необходимом положении.
При работе за компьютером существует вероятность поражения электрическим током. В целях предупреждения электротравм запрещается работать на незаземленных мониторах, а также на мониторах, у которых нарушен внешний вид (выдвинут вперед экран, повреждена поверхность корпуса и т.п.), имеются нехарактерные сигналы, нестабильное изображение на экране.
Существуют мониторы на которых нанесено антибликовое покрытие. Покрытие обеспечивает снятие электростатического заряда с поверхности экрана и исключать искрение и накопление пыли.
Электробезопасность связана с пожарной безопасностью в помещениях. Для электронных установок характерно частое появление источников открытого огня, при коротких замыканиях, пробоях и перегрузках, однако мощность и продолжительность действия этих источников воспламенения сравнительно малы, поэтому горение, как правило, не развивается. Возникновение пожара в электронных установках возможно, если применяются сгораемые и трудно сгораемые материалы и изделия.
Кабельные линии электропитания состоят из горючего изоляционного материала, поэтому являются наиболее пожароопасными элементами. Надежность работы радиодеталей гарантируется только в определенных интервалах температуры, влажности, силы тока и напряжения. Вследствие возможных отклонений электрических и климатических параметров, а также ухудшения технического состояния устройств элементы электронной схемы являются наиболее вероятными и частыми источниками открытого пламени и высоких температур в РЭА.
Причиной возникновения пожаров в электронике могут быть нарушение правил монтажа. Под воздействием вентиляционных потоков при охлаждении РЭА возможна вибрация элементов аппаратуры, которая может ослабить болтовые соединения деталей и микросхем, вызывая их перегрев.
Количественная оценка условий труда представлена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Количественная оценка условий труда
Параметры микроклимата в теплый период года | Общая освещеность, Е, лк | Продолжительность сосредоточенного наблюдения, % | |||
Темпе-ратура, оС | Скорость воздуха, м/с |
Влажность воздуха, % |
|||
20 | 0,6 | 50 | 400 | 50 | |
Уровень шума, дб А |
Характеристика помещений, м | Количество | |||
Длина | Ширина | Высота | Помещений | Рабочих мест | |
60 | 6 | 3 | 3 | 2 | 4 |
Оценим категорию тяжести труда оператора. На рабочем месте имеются три элемента условий труда (n = 3), которые формируют их тяжесть: Х1 - шум - 60 дБ А, Х2 - скорость воздуха - 0,6 м/с, Х3 - продолжительность сосредоточенного наблюдения - 50%. Продолжительность действия факторов 8 часов. Другие элементы не рассматриваются, так как они оцениваются 1-м баллом.
Решение. Согласно [17] указанные элементы оцениваются соответственно Х1 = 4, Х2 = 3, Х3 = 2.
Элементом условий труда, который получил наибольшую оценку, в данном случае является шум: Хоп = 4. Средний балл всех элементов условий труда равняется
Интегральную балльную оценку тяжести труда определяем по формуле
. (4.1)
Интегральная оценка тяжести труда в 57 баллов отвечает V категории тяжести труда (согласно [17]).
Таким образом существует необходимость в разработке мероприятий по организации рабочего места, организации режима труда и отдыха, требований к помещению, требований к оборудованию, пожаро - и электробезопасности.
4.2 Мероприятия по обеспечению безопасных и комфортных условий труда
Рабочее место программиста, выполняющего разработку программы для ведения БД, находится в машинном зале вычислительного центра. В двух помещениях находятся 4 человека, выполняющих работы, непосредственно связанные с проектированием технологических процессов.
Оборудованием рабочего места программиста являются видеомонитор, клавиатура, рабочий стол, стул, принтер.
Оптимальными параметрами температуры при почти неподвижном воздухе являются 19-21 С, допустимыми - 18 и 22 С в соответствии с ГОСТ 12.1 005-88 ССБТ. - Воздух рабочей зоны. - Санитарно-гигиенические требования.
Комфортное состояние при данных температурах воздуха определяется влагосодержанием, составляющим 10 г/м3, допустимое - не ниже 6 г/м3. Наилучший обмен воздуха осуществляется при сквозном проветривании. Режим работы кондиционера должен обеспечить максимально возможное поступление наружного воздуха, но не менее 50% от производительности кондиционера.
При проектировании помещений предусматривается приточно-вытяжная вентиляция. Подача воздуха производится в верхнюю зону малыми скоростями из расчета создания подвижности воздуха на рабочем месте менее 0.1 м/с, лучше через подшивной перфорированный потолок. Вытяжка естественная из верхней зоны стены, противоположной оконным проемам.
Для обеспечения нормальных условий труда в помещении и повышения трудоспособности работников применяют вентиляцию.
Основная задача вентиляции в помещении - обеспечение чистоты воздуха.
Расчет общеобменной вентиляции сводится к определению количества воздуха, которое необходимо удалить или подать в помещение [17-19].
При отсутствии выделения вредностей расчет общеобменной вентиляции ведется по количеству людей работающих в помещении, по формуле:
, (4.2)
где - количество работающих людей в помещении, чел.,
- количество воздуха на одного человека, м/чел час.
Величина определяется в зависимости от объема помещения, приходящегося на одного человека.
Объем помещения равен:
V=a*b*c,
где a - длина помещения, м
b - ширина помещения, м
c - высота помещения, м.
Используется два помещения. Длина каждого помещения - 6 м, ширина - 3 м, высота - 3 м, количество работающих людей - 4 чел.
V= 2*6*3*3=108 м.
Объем помещения приходящегося на одного человека составляет 27 м.
Так как объем помещения V10 м, то принимаем =10 м/чел час.
Тогда по формуле (4.2)
10*2=20 м/час.
Такое количество воздуха необходимо подать в помещения.
Для повышения влажности воздуха можно использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов вблизи отопительных приборов [17-19].
Содержание кислорода в помещении должно быть в пределах 21-22об.%. Двуокись углерода не должна превышать 0.1об.%, озон - 0.1 мг/м3, фенол - 0.01 мг/м3, хлористый винил - 0.005 мг/м3.
В помещении следует ограничивать использование полимерных материалов для отделки интерьера и оборудования. Не рекомендуется применять для отделки интерьера помещения материалы строительные, содержащие органическое сырье: древесностружечные плиты (ДСП), декоративный бумажный пластик, поливинилхлоридные пленки, моющиеся обои.
Защита от шума имеет большое значение на производстве.
Шум неблагоприятно воздействует на организм человека, вызывает психические и физиологические нарушения, снижающие работоспособность и способствует развитию профессиональных заболеваний и производственного травматизма. На ВЦ шум возникает, в основном, при работе принтеров, вентиляционных установок, компьютера.
Комната, где размещается вычислительная техника, не должна граничить с помещениями, имеющими повышенные уровни воздушного и ударного шума, а также располагаться вблизи этих помещений. Шумящее оборудование, создающее высокие уровни шума, должно размещаться вне помещений.
Основными мерами защиты от шума являются строительно-планировочные методы (акустическая обработка помещений).
Под акустической обработкой помещений понимается облицовка части внутренних поверхностей ограждений звукопоглощающими материалами, а также размещение в помещении штучных поглотителей, представляющих собой свободно подвешенные объемные поглощающие тела различной формы.
Произведем расчет требуемой для рассматриваемого помещения акустической обработки.
Для помещений конструкторских бюро, вычислительный центров, лабораторий для теоретических и исследовательских работ допустимый уровень шума составляет =50 дБ, между тем фактический уровень шума составляет = 60 дБ. Определим требуемое снижение уровня звука:
= 60 - 50 = 10 дБ.
Перед началом акустической обработки помещения имели следующие коэффициенты поглощения шума: для стен, покрытых обычной штукатуркой =0.03; для потолка, покрытого обычной штукатуркой =0.03; для пола, покрытого линолеумом толщиной в 5 мм =0.03.
При длине помещения = 6 м, ширине = 4 м и высоте = 3 м соответственно звукопоглощение до