Привод электродвигателя
[σ]Н1= 1∙580,9=580,9 Н/мм2;
для колеса:
[σ]Н2=КHL2∙[σ]Н02
[σ]Н2= 1∙514,3=514,3 Н/мм2.
Так как НВ1ср – НВ2ср =285,5 – 248,5 = 20…50 НВ, то косозубая передача рассчитывается на прочность по меньшему допускаемому контактному напряжению.
4.3 Определение допускаемых напряжений изгиба [σ]F
Рассчитываем коэффициент долговечности КFL. Наработка за весь срок службы:
для колеса N2 = 10,72∙107 циклов;
для шестерни N1 =48,26∙107 циклов.
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости, NF0 = 4∙106 для обоих колес.
Так как N1>NF01 и N2>NF02, то коэффициенты долговечности
КFL1 = 1 и КFL2 = 1.
Определяем допускаемое напряжение изгиба [3], соответствующее числу циклов перемены напряжений NF0:
для шестерни:
[σ]F01 = 294,07 Н/мм2 в предположении, что m<8 мм;
для колеса:
[σ]F02 = 1,03HВ2ср = 1,03∙248,5 =255,96 Н/мм2.
Определяем допускаемое напряжение изгиба:
для шестерни:
[σ]F1 =294,07 Н/мм2;
для колеса:
[σ]F2 =255,96 Н/мм2.
Таблица 4
Составляем табличный ответ к задаче:
Элемент передачи |
Марка стали |
Термообработка |
НВ1ср |
[σ]Н |
[σ]F |
НВ2ср |
Н/мм2 |
||||
Шестерня |
40Х |
У |
285,5 |
580,9 |
294,07 |
Колесо |
40Х |
У |
248,5 |
514,3 |
255,96 |
4.4 Проектный расчет закрытой зубчатой передачи
1. Определяем главный параметр — межосевое расстояние аW, мм:
где Ка — вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач Ка = 43;
- коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28...0,36 - для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых цилиндрических редукторах. Примем его равным 0,30;
u - передаточное число редуктора;
Т2 - вращающий момент на тихоходом валу редуктора, Н/м;
[]Н - допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, Н/мм2;
КН - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев КН = 1.
(мм)
aw=230 мм
2. Определяем модуль зацепления m, мм:
где Кm — вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач Кm = 5,8;
- делительный диаметр колеса, мм, d2=271,5 мм;
b2 = aaW - ширина венца колеса, мм, b2= 48 мм;
[]F —среднее допускаемое контактное напряжение , Н/мм2.
Таким образом, m = 2.16, округляя до стандартного значения, принимаем m=2,5(мм).
3. Определяем угол наклона зубьев min для косозубых передач:
,
4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубых колес:
5.Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
6.Определяем число зубьев шестерни:
.
7. Определяем число зубьев колеса:
z2 = zΣ – z1 =90 - 26=64 .
8. Определяем фактическое передаточное число uф:
.
и проверяем его отклонение от заданного:
9. Определяем фактическое межосевое расстояние для косозубых передач:
.
Геометрические параметры передачи представлены в табл. 5.
Таблица 5
Геометрические параметры передачи
Параметр |
Шестерня косозубая |
Колесо косозубое |
|
Д и а м е т р |
делительный |
|
|
вершин зубьев |
|||
впадин зубьев |
|
||
Ширина венца |
|
|
.4.5. Проверочный расчет
1. Проверяем межосевое расстояние:
.
2.Проверяем контактные напряжения Н:
.
где К - вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач К = 376;
— окружная сила в зацеплении, Н;
КН - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Зависит от окружной скорости колес , и степени точности передачи, принимаем равной 8; КН=1,119 [1, с.62-63];
КН — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КН=1,01 [1, с.62].
Подставляя числовые данные получаем:
3.Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни F1 и колеса F2, Н/мм2:
где m - модуль зацепления, мм;
b2 - ширина зубчатого венца колеса, мм;
Ft - окружная сила в зацеплении, Н;
KF - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для косозубых колес КF зависит от степени точности передачи. КF = 1,0.
КF — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев колес КF = 1;
КF — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи равный 1,04, [3];
YF1 и YF2 — коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Для косозубых определяются в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни
.
и колеса
YF1 = 3,88 и YF2 = 3,62;
— коэффициент, учитывающий наклон зуба;
[]F1 и []F2 — допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, Н/мм2.