Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику
Оглавление:
Введение
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
III. Необходимость инвестиций для российской экономики
IV. Инвестиционный кризис в Российской экономике.
V. Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат
1. Природные ресурсы и инфраструктура
2. Рабочая сила.
3. Макроэкономические показатели.
4. Состояние государственного долга.
5. Государственное управление и экономическая политика
6. Права собственности и корпоративное управление
7. Законодательство и судебная защита
8. Соблюдение обязательств по контрактам
9. Виртуальная экономика и структурная политика
10. Преступность и коррупция
11. Налоговый режим
12. Банковская система. Институты финансового рынка
13. Проблемы адекватного бухгалтерского учета
14. Политика местных властей
15. Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов
16. Проблемы развития «Новой» экономики.
17. Экономическая политика по регулированию прямых иностранных инвестиций.
VI. Заключение
I. Введение
Целью данной работы является исследование факторов, влияющих на инвестиционный климат России. Оценка этих факторов с точки зрения благоприятствования иностранным инвестициям. Делается попытка выделить основные тенденции улучшения инвестиционного климата, а также дать анализ главным проблемам, которые сохраняются на протяжении всего периода развития цивилизованной экономики в России.
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
Виды инвестиций.
В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.
Инвестиции принято подразделять на:
- денежные средства,
- целевые банковские вклады,
- паи, акции и другие ценные бумаги;
- движимое и недвижимое имущество;
- имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
2. В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на
- реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.).
- нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.). Сюда же можно отнести и инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способность персонала, и в конечном счете повышающее производительность их труда.
- финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
3. По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
- прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции. Прямой иностранной инвестицией, в соответствии с российским законодательством считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации
- косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
4. Кроме того, инвестиции бывают частными, государственными и иностранными.
В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и др. видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.
Пример иностранного инвестирования в Российскую экономику.
26 июня 2001 переговоры, длившиеся почти 2 года, завершились подписанием договора между "РОСНО", АФК "Система" и страховой группой Альянс (Allianz AG) о покупке Альянсом 45% акций "РОСНО". Это событие стало началом интенсивного сотрудничества между ведущим страховщиком самой большой страны мира и одним из крупнейших мировых финансово-страховых концернов. Обе компании с самого начала восприняли этот союз как равноценное партнерство, в которое каждая из сторон вносит что-то особенное и ценное. "РОСНО" вносит понимание специфики российского страхового рынка, а также динамичной и комплексной бизнес-среды. Альянс вносит наработанный опыт международного страхования, ноу-хау и технологии, накопленные в течение более чем столетней работы в различных странах (т. е. вложение нематериальных активов)
Обе компании превосходно дополняют друг друга, глобальное сочетается с локальным. В этом изначально заложена твердая основа для успешного сотрудничества. Первым шагом на пути сотрудничества Альянса и Росно явилось создание проектной группы. Целью группы является ноу-хау трансферт к Росно и обширные консультации во всех важных областях страхования, т.е. в области продаж, разработки страховых продуктов, финансов, информационных технологий, персонала.
III. Необходимость инвестиций для российской экономики
Спад в инвестиционной сфере в ходе затянувшегося трансформационного кризиса в России был наиболее глубоким и драматическим. Если в 1998 г., когда снижение производства было наибольшим, ВВП, согласно официальной статистике, составлял 61%, объем промышленного производства - 50% по отношению к уровню 1991 г., то инвестиции в основной капитал достигали только 25%, в том числе прямые инвестиции производственного назначения - всего лишь 15% от уровня 1991 г.
Преодоление инвестиционного кризиса приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по стране износ основных производственных фондов составляет 40,4%, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике - более 50, в нефтепереработке - 75, в газопереработке - 80%. Если доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране равна 12,5%, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38%'. К 2000 г. выработали ресурс 17% мощностей электростанций России, около 25% оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы.
Степень износа основных фондов в % на начало года |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Промышленность в целом |
48,5 |
50,5 |
52,4 |
52,9 |
52,4 |
Легкая промышленность |
51,8 |
54,4 |
54,9 |
55,7 |
54,2 |
Машиностроение и металлообработка |
50,1 |
52,3 |
53,2 |
53,3 |
55,3 |
Промышленность строительных материалов |
49,2 |
51,7 |
53,6 |
54,2 |
53,7 |
Химическая и нефтехимическая *промышленность* |
60,0 |
62,0 |
62,6 |
60,9 |
60^2 |
Сельское хозяйство |
41,1 |
43,7 |
46,9 |
48,8 |
50,4 |
Топливная промышленность |
52,6 |
54,2 |
54,7 |
52,6 |
50,2 |
Цветная металлургия |
48,7 |
51,3 |
52,0 |
49,1 |
44,5 |
Пищевая промышленность |
45,7 |
46,9 |
44,5 |
39,9 |
38,3 |
Электроэнергетика |
47,4 |
48,6 |
49,4 |
50,4 |
51.6 |
Черная металлургия |
48,9 |
52,0 |
53,1 |
53,0 |
53,5 |
Лесная, деревообрабатывающая |
51,1 |
54,9 |
55,2 |
51,6 |
48,7 |
Строительство |
37,4 |
37,9 |
35,6 |
40,7 |
44,6 |
Транспорт |
41,4 |
43,6 |
.44,3 |
45,0 |
47,8 |
Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. А в стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики и прежде всего достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологичных и инновационноемких обрабатывающих отраслей.
IV. Инвестиционный кризис в Российской экономике.
Динамика инвестиций в основной капитал до 2002 в целом производила оптимистическое впечатление. В 2000 г. темп роста инвестиций достиг своеобразного рекорда -17,4%. В 2001 г. он снизился, составив все же весомую величину, равную 8,7%. В середине 2002 г. объем инвестиций в основной капитал примерно на 15% превысил уровень предкризисного 1997 года. Стала несколько повышаться доля инвестиций в основной капитал в ВВП.
Несмотря па некоторые благоприятные явления, сложившаяся ситуация не только не дает пока оснований для самоуспокоенности, по вызывает нарастающую тревогу.
Во-первых, увеличение инвестиции начинается с очень низкого исходного уровня, обусловленного длительным и тяжелым спадом.
Во-вторых, несмотря на повышение их доли в ВВП, она остается весьма низкой: 14-18%''.
Кроме того, доля инвестиций в основной капитал и в целом валового накопления в составе российского ВВП заметно отстает от доли валовых сбережений, что отражает, в частности, бегство капитала из страны.
В-третьих, по данным за 9 месяцев 2002 г., наметилось значительное сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал и отставание их от динамики важнейших показателен производства.
В-четвертых, абсолютная сумма прямых отечественных инвестиций резко отстает от потребности в них. По расчетам Минэкономразвития РФ, в течение ближайших 15 лет необходимы ежегодные инвестиции в реальный сектор экономики в объеме порядка 3 трлн. руб. Фактически же они составили в 2001 г. почти вдвое меньшую величину - 1599,5 млрд. руб.
В-пятых, Обращает на себя внимание исключительно низкий вес банковских кредитов в финансировании инвестиций - 3,5% (без кредитов иностранных банков - только 2,9%). При этом немногим более 30% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более одного года и их сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии чрезвычайно малы. Слабый фондовый рынок также не способен пока выполнять эти функции.
В-шестых, весьма неоднородна межотраслевая структура инвестиций: разные отрасли обеспечены ими весьма неравномерно и эта неравномерность пока усиливается (Тб. №1). Наиболее существенно увеличиваются инвестиции в топливную промышленность и в транспорт. Доля всех инвестиций в топливную промышленность составила в 2000 г. 18,5% (около '/2 инвестиций в промышленность), в транспорт - 21,1%. В 2001 г. соответствующие показатели составили 22,1%, 52 и 23,1%. Иными словами, структура инвестиций консервирует экспортно-сырьевую направленность развития российской экономики, до сих пор не став фактором ускоренного развития обрабатывающей промышленности.
Таким образом отечественные инвестиции не удовлетворяют всех потребностей российской экономики. Иностранные инвестиции в этом свете становятся важным фактором экономического роста. Но и в сфере иностранного инвестирования основные тенденции настораживают: хотя суммарный приток капитала в Россию из года в год растет, объем и доля прямых иностранных инвестиций сокращаются. В 2001 г. удельный вес прямых иностранных инвестиций снизился до 27,9% общего их объема, тогда как в 2000 г. составлял 40,%, а в 1999 г. - 44,6%. В накопленном же иностранном капитале, который к концу 2001 г. составил 35,6 млрд. долл., доля прямых инвестиций достигает 51%. Портфельные инвестиции ежегодно растут в разы (в 4,5 раза в 2001 г. по сравнению с 2000 г.), но доля их остается едва заметной (3,2% в 2001 г.). Преимущественная же часть приходится на прочие инвестиции, главным образом на торговые и прочие кредиты (12,9 и 55,4% соответственно в 2001 г.). В 2001 г. прямые иностранные инвестиции составили менее 7,5% прямых отечественных инвестиций. В развитых же странах мира на иностранные вложения приходится 12-13% общего объема инвестиций.
Наблюдаемое распределение инвестиций по отраслям и секторам промышленности, где значительная доля приходится на ТЭК, транспорт, торговлю и пищевую промышленность, свидетельствует об острой стадии "голландской болезни", что в условиях значительного износа основного капитала создает угрозу падения производственного потенциала экономики, - как по объему и разнообразию выпускаемой продукции, так и по сложности используемых технологий. Это, в свою очередь, ведет к еще большей зависимости от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, снижает конкурентоспособность и влияние экономики в мире.
V. Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат
Понятие инвестиционный климат характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. В их числе этих факторов:
природные ресурсы и состояние экологии;
качество рабочей силы;
уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг;
качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;
уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
обязательность партнеров при исполнении контрактов;
качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;
открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок.
Рассмотрим подробнее каждый из факторов и оценим его благоприятность в отношении иностранных инвестиций.
1. Природные ресурсы и инфраструктура
К числу безоговорочно благоприятных факторов Российской экономики традиционно относятся богатейшие природные ресурсы. Но мобилизация этого фактора представляется весьма сложной задачей из-за неразвитости инфраструктуры экономики. Неразвитость инфрастуктуры в совокупности с огромными размерами страны приводит к значительным транзакционными издержкам и является серьезным препятствием, как для отечественного, так и для иностранного инвестора, т. к. требуется значительная величина первоначальных затрат. Также неразвитость инфраструктуры снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Этим можно в частности объяснить неравномерность распределения инвестиций по стране. Потоки инвестиций направляются отнюдь не в те отрасли и регионы, которые в большей степени нуждаются в модернизации. За последние 10 лет 80% инвестиций направлялось в торговлю и сырьевые отрасли, причем 70-80% всех инвестиций сконцентрировано в Москве и СПБ.
2. Рабочая сила.
Традиционно к благоприятным факторам относят также и высокий уровень образования, сильный интеллектуальный потенциал. Необходимо заметить, что вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.
Необходимо отметить также и особый отечественный менталитет. Приведем характеристики кадрового потенциала России. Мы имеем примерно 6% активного населения, что практически соответствует мировым характеристикам, так как это именно тот слой активных промышленников, предпринимателей, являющихся своего рода двигателями, основными генераторами идей и в бизнесе, и в науке. Следующая градация людей (примерно 27%) - это люди, которые сориентированы в первую очередь на то, чтобы повторять поведение людей, которые добились успеха. Вместе с тем огромная доля населения (более 50%) относится в России к тому типу людей, которые в значительной мере зависимы - и считают это правильным - от решения тех или иных властей. Эта категория людей уверена, что их задача выполнять то, что говорит Президент, мэр города, руководитель предприятия, Правительство т.д Но в этом случае всю ответственность за результаты своего поведения они перекладывают на тех людей, чьи указания они выполняют.
Поколение, которым сегодня больше 45 лет является продуктом воспроизведения старой социально-политической системы. Это поколение можно назвать потерянным. Значительное количество этих людей оказались невостребованными в реальной жизни. Достаточно заметить, что именно этот возрастной слой составляет очень незначительный процент среди удачных управляющих, он практически отсутствует в науке и высшем образовании. В кадровой политике сегодня происходит резкая смена кадров, практически «перепрыгнув» через это поколение. Рекрутские агентства отмечают, что на рынке труда чаще всего пользуются спросом люди с высшим образованием в возрасте до 35 лет, знающие иностранные языки и имеющие опыт работы за рубежом. Если проследить судьбу действительно высоких профессионалов, то легко просматриваются два основных пути – это: миграция за рубеж, что касается в первую очередь научных и технических кадров (не зря приток российских научно-технических кадров в Израиль помог уменьшить на 10-15 лет сроки научно-технического прогресса) или уход в мелкую коммерцию (челноки, гербалайф и т.д.), финансовые и охранные структуры. Поэтому квалификация работников, и особенно в сфере высоких технологий, практически потеряна. Многие технологии сегодня трудно восстановимы, если это касается необходимости привлечения работников высшей квалификации, которая нарабатывалась годами. Система профтехобразования тоже в значительной мере утеряна и мы, по существу, вернулись к системе подготовки кадров прямо на производстве, что выгодно для системы подготовки кадров массовых и не очень квалифицированных профессий, но не обеспечивает потребность в высоко квалифицированных кадрах.
Но не смотря на все отрицательные тенденции отечественная система образования является одной из самых лучших в мире, и это позволяет при небольших инвестициях в человеческий капитал добиться значительного повышения производительности труда и повышения качества продукции. Поэтому условно отнесем этот фактор к способствующему иностранному инвестированию.
3. Макроэкономические показатели.
Тенденция спада промышленного производства, проявившаяся в октябре 2001 г. — январе 2002 г., сменилась в феврале-мае 2002 года на возрастающую. Вместе с тем в апреле-мае она характеризовалась более умеренными темпами прироста по сравнению с мартом (с сезонной и календарной очисткой, соответственно 1.5% в марте и 0.3% в апреле и мае), прежде всего из-за ухудшения динамики в машиностроении и металлообработке и легкой промышленности, проявившегося в апреле-мае.
Динамика промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1)
Объем инвестиций в основной капитал с исключением сезонного фактора, по расчетам Минэкономразвития, увеличился в феврале-мае на 6.3%, что свидетельствует о постепенном улучшении инвестиционного климата в стране. Объем инвестиций в мае несколько превысил максимальный уровень, достигнутый в 2001 году (декабрь 2001 г.).
Динамика инвестиций с исключением сезонной и календарной составляющих (март 1996 г. —100%)
Вместе с тем сдерживающее воздействие на инвестиционную активность оказывает ухудшающееся финансовое положение предприятий реального сектора экономики. За январь-апрель т.г. сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций всех отраслей экономики (кроме бюджетных, кредитных и страховых организаций) снизился к уровню соответствующего периода предыдущего года на 42.9%, в том числе в промышленности — на 50.3%. На снижение рентабельности в промышленности повлияло уменьшение доходности экспортных операций, рост издержек производства, в т.ч. опережающий рост затрат на топливо, электроэнергию и заработной платы работников.
Реальный рост экспорта товаров в феврале, марте, апреле и мае 1.5%, 8.9%, 6.6% и 2.4% соответственно. В апреле-мае объем экспорта превысил средний месячный уровень 2000–2001 годов:
Динамика экспорта товаров с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (декабрь 1997 г. (2) — 100%)
Основными факторами роста экспорта товаров были постепенное оживление мировой экономической конъюнктуры, особенно в США, заметное улучшение мировой конъюнктуры по важнейшим товарам российского экспорта, прежде всего по нефти. Мировые цены на нефть сорта «URALS» (биржевые) составили 18.4–18.9 долл. США за баррель в январе-феврале, 22.2 — в марте, 24 долл. — в апреле, и 23.8 долл. США за баррель в мае, против 18.8 долл. в IY квартале и 23.9 долл. в I квартале 2001 года.
В мае тенденция роста импорта товаров, проявившаяся в феврале-апреле 2002, прервалась. По предварительной оценке реальный объем импорта, очищенный от сезонного фактора, сократился в мае на 6.3 процента.
Динамика импорта товаров с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (июль 1998 г. (2) — 100%)
В январе-мае, по оценке Минэкономразвития, разница между долей стран дальнего зарубежья в общем объеме российского экспорта и их долей в общем объеме российского импорта сократилась более чем в 2 раза по отношению к январю-маю 2001 г. и составила 6.3 п.п. Это свидетельствует о продолжающейся переориентации российского спроса на импортные товары из стран дальнего зарубежья, за счет импорта из стран СНГ. Сдержанная динамика импорта в текущем году связана, прежде всего, с замедлением темпов реального укрепления рубля. За январь-май т.г. рубль в реальном выражении укрепился, по расчетам, примерно на 2.6%, в то время как в январе-мае предыдущего года его реальное укрепление составило 5.3%.
Темпы инфляции после январского пика (3.1%) составили 1.2% в феврале, 1.1% в марте, 1.2% в апреле, 1.7% в мае 2002 г.. В целом за 5 месяцев потребительские цены выросли к декабрю 2001 г. на 8.4% (против 10.9% за соответствующий период предыдущего года).
В целом развитие социально-экономической ситуации в январе-мае 2002 г. позволяет оценивать положительную динамику большинства макроэкономических показателей за 2002 год в целом, хотя темпы роста заметно ниже, чем в 2001 и, особенно, рекордном 2000 году:
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
*январь-март
**
по оценке
Минэкономразвития
Практически все макроэкономические показатели свидетельствуют о росте и оздоровлении экономики. Что в немалой степени положительно влияет на динамику иностранных инвестиций. Вместе с тем сохранятся ряд не устраненных проблем, представляющих угрозу положительной тенденции.
В целом происходящая в настоящее время смена факторов экономического роста от внешних к внутренним протекает достаточно болезненно. Возможности поддержания устойчивого роста в рамках существующей структуры производства и мощностей близки к исчерпанию. Для ускорения роста необходимы активизация структурных реформ в экономике, продолжение ее дебюрократизации, создание условий для притока инвестиций и развития новых предприятий и технологий. При этом сырьевые отрасли не могут обеспечить устойчивые темпы роста даже в среднесрочной перспективе. Необходимо создание условий для перетока избыточного капитала сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли и сферу услуг и их эффективного развития.
4. Состояние государственного долга.
Сильнейшим фактором нестабильности, связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является огромный государственный долг, в первую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2001 года составил 4479,7 млрд. рублей (63,4% к объему ВВП). 87,6% составляет Внешний долг. В среднесрочном периоде предполагаемая динамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целях рефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
По результатам проведенных проверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что Правительство Российской Федерации не создало систему, позволяющую обеспечить привлечение иностранных кредитов на решение действительно жизненно важных проблем социально-экономического развития страны, а также систему действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов. Не разработан действенный механизм по включению в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации конкретных получателей заемных средств и их гарантов.
Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны. Невозможно без значительного ущерба для социально экономического развития осуществить обслуживание долга в полном объеме. Поэтому необходимо сочетать несколько форм урегулирования долга. Госдолг препятствует развитию российской экономики не только из-за необходимости выделения ресурсов на обслуживание, но и из-за отсутствия договоренности о долгосрочном посильном графике обслуживания. Это повышает неопределенность для предпринимателей и инвесторов.
Вместе с тем, позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат на обслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодные платежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период 1999-2004 годы практически в 2 раза - с 10,8 до 5,6 процента, соответственно значительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.
5. Государственное управление и экономическая политика
Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России - слабое государство. Это обусловлено:
сохранением практически всех институтов государственной власти советского периода после радикальной смены режима и необходимостью пользоваться этими институтами;
противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти;
столкновением федеральной власти и регионов в борьбе за распределение прав и ресурсов;
неоднородностью исполнительной власти, в которой всегда были представлены и сторонники реформ, и представители прежней бюрократии;
подверженностью исполнительной власти влиянию частных интересов; в последние годы частные интересы преобладали над общественными;
чрезмерностью обязательств государства, доставшихся от советского периода и новых, которые оно не в состоянии выполнять, подрывая тем самым свой авторитет в глазах населения и других контрагентов; низкой оплатой труда чиновников госаппарата, что ведет к коррупции и падению профессионализма.
С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, в жертву политике. Нет четкого разделения между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. Государство выступает зачастую как игрок, нежели как регулятор экономических процессов. Эта проблема усугубляется широким распространением коррупции и использованием неравнодоступной информации в регулирующих органах.
Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России, однако до тех пор, пока они будут продолжаться, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.
Но вместе с тем необходимо отметить безусловное влияние Президента Российской Федерации В. В. Путина на все институты государственной власти, что позволили преодолеть ряд хронических проблем современной российской политической системы.
- наладилось более конструктивное сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти,
- укрепилась вертикаль власти,
- ослабло влияние частных деловых интересов на принятие государственных решений.
Однако проведение политики по укреплению полномочий и влияния институтов государства без их кардинального преобразования и без учета потребностей экономики, нуждающейся в дерегуляции, модернизации, реструктуризации и интеграции с мировой экономикой, приведет к подавлению всех попыток реформ набравшим былую силу и власть государственным аппаратом. Ведь существующий порядок, позволяет бюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную часть ресурсов экономики.
Структурные реформы экономики, сокращение социальных льгот и реформа системы госуправления - болезненный и тяжелый процесс, при котором неизбежно произошло бы снижение популярности Президента у части общества. Однако высокий, постоянно поддерживаемый рейтинг не может быть критерием при исполнении обязанностей Президента.
В 2000 году возросла активность Прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структур по вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторон или с предъявлениями необоснованных претензий от лица государства. Возникли новые и были сохранены старые примеры неравных условий конкуренции, зависящие от решений исполнительных органов власти.
В целом административные барьеры на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности не снижаются, а приобретают еще более зловещие черты. И не смотря на усиление роли силовых структур, коррупция по-прежнему процветает, ограничивая возможности развития цивилизованной экономики.
6. Права собственности и корпоративное управление
После десятилетий господства государственной собственности Россия добилась впечатляющих успехов в законодательном укреплении прав частной собственности. Приняты Гражданский кодекс; Закон об акционерных обществах, ряд других законодательных актов, удовлетворяющих международным стандартам. Но реализация этих законов весьма неудовлетворительна, что связано, как уже упоминалось, с широким распространением коррупции и слабой связью исполнительной и законодательной власти.
Прошедшая приватизация создала дополнительные трудности. Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Инвестиционная привлекательность большинством российских компаний не воспринимается как приоритетная задача.
До сих пор сохраняются случаи нарушения прав инвесторов. Особенно это проявляется в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, теряют возможность влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний, тогда как весь контроль, позволяющий, в частности, распоряжаться денежными и физическими активами компании, переходит к ФПГ.
Такие действия создают высочайший риск для инвесторов, в первую очередь портфельных, обычно выступающих в роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля над предприятием, как правило, создает необходимые предпосылки для разворовывания имущества предприятия, перевода финансовых потоков в специально созданные компании, доведения предприятия до банкротства.
Серьезную опасность для прав инвестора несет в себе также недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства, а также самой процедуры банкротства. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые