Отраслевая структура Республики Бурятия, анализ за ряд лет


1998 2000 2002 2004 2005 2006

Промышленность

Индекс промышленного производства в %


82,4


118,8


111,8


101,5


107,9


108,2

Сельское хозяйство,

Продукция, млн. рублей


2584,4


4665,5


5939,1


8276,5


9103,0


9864,3

Индекс физического объема сельскохозяйственной продукции в %

92


100,5


100,4


105,0


103


102

Строительство

Объем работ, млн. руб.


1353,6


2036,3


3423,8


4654,1


5038,8


7103,0

Транспорт

Грузооборот




22586,0


28468,4


33635,1


34956,2


34816,4

Связь

Доходы от основной деятельности млн. руб.



396,7


734,9


1404,1


1874,2


2356,1


Основные отрасли экономики Республики Бурятия:

промышленность

связь

транспорт

строительство и ЖКХ

топливно-энергетический комплекс

агропромышленный комплекс.

Промышленность Республики Бурятии


Главные отрасли промышленности республики - это электроэнергетика — 30%, машиностроение - 30% и металлообработка, топливная - 6%, цветная - 11%, легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая -11% и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов. Машиностроение и металлообработка представлены производством вертолетов и запасных частей к авиационной технике, электродвигателей переменного тока, технологического оборудования для легкой промышленности, телевизоров и персональных ЭВМ, приборов и средств автоматизации, бытовой техники, сварных металлоконструкций. Цветная металлургия представлена золотодобывающей отраслью, энергетика производством электрической и тепловой энергии, топливная промышленность добычей каменного и бурого угля. Предприятия лесного комплекса ориентированы на производство деловой древесины, пиломатериалов, целлюлозы, тарного картона, бумаги. Промышленность строительных материалов специализируется на выпуске цемента, строительной извести, стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций, строительного кирпича, шифера, щебня и гравия. В легкой промышленности основной объем продукции составляют шерстяные ткани и пряжа, валяная и фетровая обувь, спецодежда. В составе пищевой промышленности - 10% - мясная, молочная, спиртовая, ликеро-водочная, мукомольно-крупяная, рыбная отрасли, производство кондитерских и макаронных изделий, безалкогольных напитков.


Связь


Основной целью развития отрасли связи является удовлетворение потребности населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, других хозяйствующих объектов и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи, а также телерадиовещания.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Дальнейшая работа по повышению эффективности работы предприятий связи.

- Развитие услуг интернета, сотовой и пейджинговой связи.

- Внедрение новых информационных технологий для предоставления новых видов услуг почты в рамках федеральных программ.

- Реконструкция сети распространения и трансляции программ центрального телевидения и радио в соответствии с федеральной Программой модернизации передающей сети государственного телерадиовещания РФ (2003-2010г.г.).

Требует активного государственного вмешательства решение проблемы регионального телерадиовещания на территории Республики Бурятия.


Электросвязь.


На территории Республики Бурятия на рынке услуг электросвязи предоставляются практически все виды услуг, включая местную, междугородную и международную телефонную связь, документальную и радиотелефонную связь, услуги проводного вещания оператором связи Бурятским филиалом ОАО «Сибирьтелеком», доля рынка которого составляет 98% по физическому объему предоставления услуг населению, а предприятиям - 95%.  За 2006 год Бурятский филиал ОАО «Сибирьтелеком» оказал телекоммуникационных услуг на сумму 1937,5 млн. рублей, темп роста к аналогичному показателю прошлого года составил 122 %.   Основными потребителями услуг филиала являются население и хозрасчетные организации, причем удельный вес доходов от населения увеличивается. . Рост доходов обусловлен не только развитием средств связи и изменением тарифов на предоставляемые услуги, но и развитием новых видов услуг. Бурятский филиал ОАО «Сибирьтелеком» предоставляет в пользование юридическим и физическим лицам 178,7 тыс. основных телефонов, 80,2 тыс. основных радиотрансляционных точек. Реальный объем капиталовложений на развитие средств связи в 2006 году составил 453 млн.руб., что позволило ввести в эксплуатацию волоконно – оптическую линию передачи, 30 тыс.номеров городских и сельских телефонных станций и  70 тыс.номеров подвижной связи, 2,5 тыс.междугородных телефонных каналовпостроенной на  использовании каналов аналоговых магистральных и зоновых кабельных, радиорелейных линий передач, а также спутниковых распределительных систем для ТВ вещания, в настоящее время практически исчерпаны и эксплуатанты линий, предприятия связи, намерены вывести их из эксплуатации.

В тех районах, где создание наземной инфраструктуры экономически невыгодно, иногда и просто невозможно, учитывая низкую плотность населения и рельеф местности, применение спутниковых технологий позволяет легко решать задачи телефонизации, в том числе и введения предусмотренного Законом РФ «О связи» механизма универсальной услуги связи, которая, в частности, предполагает наличие в каждом населенном пункте не менее одного таксофона с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам и предусматривает создание механизма покрытия убытков операторов местной связи за счет средств создаваемого резервного фонда универсального обслуживания.


Информатизация.


Развитию рынка информационных технологий в республике уделяется немаловажное значение. Так в республике создана корпоративная сеть передачи данных на базе современных технологий для обеспечения органов исполнительной власти услугами связи, в том числе:

- обеспечение оперативного (в режиме реального времени) обмена информацией между Правительством Республики Бурятия и администрациями муниципальных образований;

- функционирование систем электронного документооборота;

- обеспечение доступа сотрудников органов исполнительной власти к информационным ресурсам Правительства и других открытых информационных систем федеральных органов исполнительной власти и администраций субъектов Российской Федерации;

- внедрение средств обмена мультимедийной информацией (аудио – и видео трансляция, IP – телефония и др.).

В настоящий момент, существующий сегмент сети охватывает территорию 6 муниципальных образований и планируется ее дальнейшее развитие при организации современных цифровых каналов связи с районными центрами республики.


Почтовая связь.


Почтовая связь является наиболее значимым видом связи, учитывая, что услуги других видов связи менее доступны для значительной части населения республики в силу недостаточного развития их сетей и средств или высоких тарифов. В Республике Бурятия  основным оператором по оказанию услуг почтовой связи является Управление федеральной почтовой связи Республики Бурятия – филиал ФГУП «Почта России».
Доходы от оказания услуг почтовой связи в 2006г. составили 255,9 млн. руб., что выше на 25% от уровня 2005 года. Однако рост доходов почтовой связи по - прежнему не обеспечивает достойный уровень заработной платы работников почтовой связи, восстановление и модернизацию основных фондов, привлечение более скоростных видов транспорта для перевозки почты и устойчивого финансового положения.

В сложившихся условиях для обеспечения финансовой устойчивости с 2000 года предприятием создано 14 межрайонных и районных почтамтов вместо 20, сокращено количество отделений связи с 274 до 244 с сохранением зоны обслуживания. С 1.04.2004 г. УФПС РБ вошло в состав ФГУП «Почта России» на правах филиала, что позволит решить основные проблемы почты – сокращение сроков доставки письменной корреспонденции, привлечение инвестиций на модернизацию и расширение почтовой сети, переход на международные стандарты.
Так как спрос на продукцию почтовой связи связан с платежеспособностью населения и услуги почтовой связи не являются предметами первой необходимости, рост цен, тарифов на услуги ЖКХ, электроэнергию, ГСМ отражаются на снижении востребованности почтовых услуг. Тем не менее почта  наряду с традиционными услугами в последние годы разрабатывает и внедряет новые перспективные виды услуг: экспресс – доставка, создание сети пунктов коллективного доступа в Интернет, занимается предоставлением других видов нетрадиционных услуг: прием платы за электроэнергию, коммунальные услуги, распространение рекламы, ксерокопирование документов и другой коммерческой деятельности, при этом доля традиционных услуг по прежнему является доминирующей (70% объема предоставляемых услуг). Основными задачами отрасли на среднесрочную перспективу являются:

- создание условий  для предоставления современных услуг связи и развития сетей электрической и почтовой связи, для повышения эффективности работы организаций связи;

- расширение и модернизация телекоммуникационных сетей в сельской местности;

- реализация проекта развития  региональной сети телерадиовещания с использованием спутниковых систем для дальнейшего увеличения зоны охвата.

Для решения поставленных задач в отрасли будет осуществляться реконструкция и модернизация телефонных сетей общего пользования на селе в рамках реализации республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2003 – 2006 г.г. и до 2010 г.», строительство современных линий передач для организации цифровых каналов связи.


Телевидение


Одним из важнейших направлений обслуживания населения в области связи является телевидение и радиовещание, которые не только несут важную информационную и политическую нагрузку, но и являются в некоторых отдаленных районах республики почти единственным средством культурного досуга.

Радиовещание и телевидение на всей территории  Республики Бурятия обеспечивает филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия, который осуществляет уставные виды деятельности, связанные с распространением продукции электронных средств массовой информации, развитием телевизионной и радиовещательной сети:

-передачу телевизионных и радиовещательных сигналов;

-создание, эксплуатацию и техническое обслуживание телекоммуникационных сетей и систем связи;

-проектирование и создание коммуникаций связи;

-предоставление технических средств связи для распространения сигнала;

-оказание услуг связи. В настоящее время филиал обеспечивает распространение общероссийских и региональных радиотелевизионных программ на всей территории республики через телерадиопередающие средства с использованием приемных спутниковых станций и радиорелейных линий. При этом износ технологического оборудования составляет 73%. Почти все мощные передатчики выработали свой ресурс и морально устарели.

Предприятием ведется большая работа по замене устаревшего оборудования на новое, современное и в дальнейшем планируется внедрение цифровых технологий, поскольку переход от аналогового к цифровому вещанию обеспечивает гораздо более высокое качество принимаемого сигнала. Так, в  2005-2006 годах путем реконструкции и модернизации сети телерадиовещания Республики Бурятия в целях обеспечения населения республики на всей территории республики программой регионального телевидения, 2 программами радиовещания осуществлено  строительство локальной спутниковой  сети телерадиовещания.

В последние годы наблюдается устойчивое снижение количества радиоточек проводного вещания программ республиканского радио, обусловленное в основном резким ростом цен на электроэнергию и эксплуатационные материалы, падением платежеспособности населения, особенно сельского. Если в городе, где плотность населения достаточно высока, сеть радиофикации еще хоть как-то имеет средства на свое содержание, то в сельской местности при небольшом количестве населения и длинных распределительных фидерах и абонентских линиях сеть проводного вещания в условиях рыночной экономики просто нерентабельна. При отключении сети проводного вещания сельские жители лишаются единственной  возможности слушать программы радио Бурятской телерадиокомпании, в том числе и на бурятском языке.

Для разрешения ситуации с обеспечением сельского населения республики программами передач Бурятской ГТРК разработана целевая программа «О переводе проводного радиовещания на беспроводное эфирное УКВ – ЧМ вещание» и утверждена постановлением Правительства РБ от 8.12.2000г. № 413. При переходе на эфирное УКВ ЧМ вещание решаются вопросы сокращения затрат на содержание сети, сохранения единого информационного пространства и остается возможность оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.


Транспорт.


Республика Бурятия располагает современными видами транспорта и транспортными коммуникациями, которые требуют совершенствования.
Транспортный комплекс республики включает 6904 км автобусных маршрутов, 1374 км железнодорожных путей, 4 аэропорта и 1872 км местных воздушных линий, 56,6 км трамвайных линий, по этим коммуникациям ежесуточно перевозится свыше 100 тыс. пассажиров.
Железнодорожный транспорт на территории Республики Бурятия представлен Улан-Удэнским представительством Восточно-Сибирской железной дороги в РБ и Северобайкальским филиалом ВСЖД.
За 2006 год отправлено грузов 6550 тыс. тонн. Основные перевозки - это лес, уголь, черные металлы, продукт. Отправлено пассажиров 4421 тыс. человек. Общая эксплуатационная длина железных дорог на территории республики составляет 1140 км. В организациях железнодорожного транспорта трудятся 15280 человек. Доходы от перевозок в 2003 году составили 10111,182 млн. руб.

На территории Республики Бурятия действуют два предприятия воздушного транспорта:

1. ОАО Международный аэропорт г. Улан-Удэ, включающий в себя аэропорты г. Улан-Удэ, п. Таксимо, п. Нижнеангарск, с. Багдарин;

2. ОАО Авиакомпания Бурятские авиалинии , осуществляющая воздушные перевозки наместных воздушных линиях (МВЛ). Протяженность МВЛ составляет 1872 км. Дальние перевозки осуществляют:

1. Филиал Авиакомпании Энкор ;

2. Представительство Авиакомпании Сибирь в г.Улан-Удэ;

3. Авиакомпания Красэйр .

В Республике Бурятия высоко развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2003 году перевезено более 7177,8 тыс. человек и 563 тыс. тонн грузов. Развитая сеть автомобильных дорог позволяет доставить грузы в любую точку Российской Федерации, а также в Китай и Монголию. Общая протяженность автодорог составляет более 14 тыс. км., в том числе 6567 км автомобильных дорог общего пользования.
Автопарк Бурятии на начало 2006 года насчитывает 112448 автомобилей, различных типов, из них:

Грузовые - 21099 единиц;

Автобусы - 3388 единиц;

Легковые - 87961 единицы.

При уменьшении грузооборота и объема перевозимых грузов наблюдается постепенный рост численности автомобильного парка, в частности, увеличение численности автопарка в личной собственности граждан.

Негосударственный сектор занял доминирующее положение. Предприятиями всех видов транспортных негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется 97% перевозок грузов и 38 - 50% перевозок пассажиров (воздушных, ж/д, автомобильных, городских электрических).

Основными проблемами развития транспорта республики являются низкий технологический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. К концу 2005 года износ основных производственных фондов на автомобильном транспорте составил - 68%, железнодорожном - 80%, воздушном - 87%. Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличение износа и т.д.) и работоспособности. Основные задачи по развитию транспорта в 2006 году определены в соответствии с Концепцией государственной транспортной политики в Республике Бурятия, это:

дальнейшее развитие транспортной системы, повышение технологического уровня производственной базы организаций;

удовлетворение потребности в перевозках пассажиров и грузов;

формирование тарифной политики.

Их реализация планируется по следующим направлениям:

реформирование транспортной системы и максимизация перевозочной работы для повышения рентабельности пассажиро- и грузоперевозок;

развитие или создание управляющих структур, с цель эффективного управления транспортными организациями; совершенствование законодательной и нормативной базы для согласования интересов транспортных организаций с общественными. В 2006 году совместно с Международным центром развития регионов Российской Федерации будет разработана Республиканская программа обновления подвижного состава для пассажирских перевозок в Республике Бурятия. Продолжится работа по реконструкции взлетно-посадочной полосы и навигационной системы посадки и взлета воздушных судов аэропорта Мухино в г. Улан-Удэ, сумма капитальных затрат планируется в объеме 60 млн.рублей.


Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство


Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Бурятия сложный комплекс инженерной инфраструктуры, устойчивое функционирование которого является условием жизнеобеспечения потребителей. Оказанием жилищно-коммунальных услуг в республике занимаются более 100 предприятий с общим числом работающих 16,9 тыс. человек.

Производственная структура ЖКХ объединяет более 30 видов деятельности, ведущими из которых являются жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.

В Республике Бурятия на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время существует много проблем, связанных с большой степенью износа основных фондов. Износ коммунальной инфраструктуры составляет в настоящее время 65%. Из-за ветхости основных средств количество аварий возросло за 10 лет примерно в 5 раз.

В связи с недостаточным финансовым обеспечением и имеющейся задолженностью потребителей за жилищно-коммунальные услуги планово-предупредительные ремонты полностью уступили место аварийно-восстановительным работам. А единовременные затраты на аварийные ремонты в 2,5-3 раза превышают затраты на плановый ремонт.

В настоящее время необходимо модернизировать порядка 30% мощностей водозаборных сооружений и 17% водопроводных сетей. Большинство канализационных сетей 37 км нуждается в срочной замене. Очистные сооружения эксплуатируются 20-25 и более лет и требуют реконструкции.

Более миллиона квадратных метров жилищного фонда отнесено к разряду ветхого и аварийного. Порядка 2 млн. кв. м. нуждается в неотложном капитальном ремонте. Рост ветхого и аварийного жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте, происходит также за счет приемки ведомственного жилья, которое, как правило, передается в технически неисправном состоянии с большим процентом износа. Первоочередной задачей является планомерное снижение износа инженерной инфраструктуры путем ее модернизации и развития рыночных отношений. Успешному выполнению утвержденного плана действий Министерства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия на 2003 год способствует целенаправленная работа по реализации целевых республиканских программ, в роли государственного заказчика которых выступает министерство.

Основными целями республиканских программ являются повышение эксплуатационной безопасности и надежности функционирования инженерных сетей и коммунальных котельных, обеспечение населения республики питьевой водой нормативного качества, скорейшее обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, и ликвидации существующего ветхого и аварийного жилищного фонда. Объем производственных работ в рамках программ на 9 месяцев 2003г. по оперативным данным составил 98,3 млн. рублей, в том числе за счет республиканского бюджета 74,2 млн. рублей, местного бюджета 3,6 млн. рублей и средств предприятий 20,5 млн. рублей.

Успешная работа по всем направлениям позволит до 2010 года снизить износ основных фондов коммунального комплекса с 65% до 30%, обеспечить социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, снизить долю бюджетных средств в затратах на содержание жилищно-коммунального хозяйства на основе расширения и совершенствования рыночных отношений в отрасли. Межведомственной комиссией при участии глав муниципальных образований республики рассмотрены вопросы перехода на экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Все предприятия ЖКХ прошли экспертизу экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Региональной Энергетической Комиссии и Комитете цен при Министерстве экономического развития и внешних связей Республики Бурятия.


Строительный комплекс.


В состав строительного комплекса Республики Бурятия входят две основные отрасли: строительство и промышленность строительных материалов, представляющие более 70 крупных и средних организаций, 425 малых предприятий, 17 проектных институтов и фирм, более 500 индивидуальных предпринимателей, с общей численностью работающих более 16500 человек. Основным направлением развития строительного комплекса в текущем году остается обеспечение устойчивого роста экономики Республики Бурятия на основе формирования открытой конкурентной рыночной инфраструктуры, внедрения достижений научно-технического прогресса, снижения ресурсоемкости и трудоемкости производства строительной продукции, обеспечения доступности услуг строительного комплекса для всех групп потребителей. Для ее реализации проводятся структурные преобразования предприятий в проектно-строительные фирмы, инжиниринговые компании, ассоциации. Также полностью сформирована адресная программа капитальных вложений по всем источникам финансирования, которая предполагает ввод в эксплуатацию следующих объектов: Северомуйского тоннеля; школ в селах Багдарин, Шара-Азарга и г. Улан-Удэ; Дома культуры в с. Желтура; противотуберкулезного диспансера в г. Улан-Удэ, жилых домов с общей площадью 184,9 тыс. кв. м.Продолжаются строительство 80 квартирного жилого дома для инвалидов-колясочников в г. Улан-Удэ, второй очереди детской многопрофильной больницы, торгово-делового комплекса Удинский пассаж, и многое другое.

Сегодня главной целью развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов по-прежнему остается обеспечение устойчивого экономического роста отрасли и повышение жизненного уровня населения республики.


Промышленность строительных материалов


Отрасль включает в себя 12 крупных и средних, 20 малых предприятий. Общая численность работающих в отрасли составляет более 2600 человек. Для улучшения работы отрасли Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РБ были приняты меры по увеличению объемов инвестиций, которые за 2006 год составили 41423 тыс. рублей, в т.ч. привлеченных средств 24234 тыс. рублей и амортизационных отчислений 17189 тыс. рублей.

Сейчас в республике предприятия отрасли производят цемент, шифер, сборный железобетон и бетон, силикатный и керамический кирпич, изделия деревообработки окна, двери, погонажные изделия, нерудные материалы, теплоизоляционные материалы. Доля этой продукции на внутреннем рынке республики составила 45%, а в общем объеме промышленной продукции 2%.

Основными потребителями продукции отрасли являются строительные организации, население республики и регионы Восточной Сибири.

Правительство Республики Бурятия постоянно оказывает государственную поддержку ведущим предприятиям отрасли, что положительно отразилось на росте промышленного производства предприятиями отрасли.

Принятой Правительством Республики Бурятия Концепцией развития строительного комплекса на 2003-2010 годы.

В этой связи министерство ставит перед отраслью следующие основные задачи:

увеличение объемов производства, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;

обеспечение прироста валовой добавленной стоимости и повышение эффективности производства;

создание благоприятных условий для достижения устойчивого экономического роста;

стимулирование инвестиционной деятельности с целью осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий;

реформирование предприятий с целью их финансового оздоровления;

осуществление мониторинга за финансово-хозяйственной деятельностью крупных, средних и малых предприятий.

Совершенствуется в настоящее время процесс разработки проектно-сметной документации. В республике созданы новые интересные творческие коллективы: Дарханпроект, Архитектурная студия Кушнаревых, ряд персональных творческих коллективов архитекторов Хунхенова, Червякова и др. Вместе с уже давно сформировавшимися и опытными проектными организациями с многочисленными коллективами - Бурятгражданпроект, Улан-Удэархпроект , Бурятпромстройпроект, Бурятагропромпроект большой отряд проектировщиков республики в состоянии решить сложный комплекс стоящих перед ним задач.

Подтверждением этому является успешное выступление наших архитекторов и проектировщиков на российских, зональных и республиканских смотрах и конкурсах, а также улучшающийся комплекс застройки городов и других поселений республики. Значительно способствует этому процессу и успешная работа контрольных органов строительного комплекса республики Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, Управления государственной вневедомственной экспертизы проектов и Бурятского филиала Федерального лицензионного центра.


Топливно-энергетический комплекс.


Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших составляющих промышленности республики, в которой производится более трети объема промышленного производства, работает около 20% от общего числа всего промышленно-производственного персонала, сосредоточено 54% основных фондов основного вида деятельности крупных и средних предприятий промышленности.

Основными предприятиями комплекса в республике являются ОАО Бурятэнерго, ОАО Гусиноозерская ГРЭС , ОАО Разрез Тугнуйский (дочернее предприятие ОАО Востсибуголь ). Продукция, произведенная этими предприятиями, пользуется устойчивым спросом на внутреннем рынке.

Потребляемая мощность электроэнергии по Республике Бурятия составляет 1080 МВт, где 870 МВт максимальная нагрузка и 210 МВт резерв мощности. С учетом экспорта электроэнергии в Монголию (100 МВт) и передачи электроэнергии в Читинскую область (300 МВт) полная потребность составляет 1480 МВт.

Покрытие нагрузки по электрической энергии осуществляется Гусиноозерской ГРЭС 790 МВт, ТЭЦ1 95 МВт, блок-станцией Селенгинского ЦКК 30 МВт.

Дефицит установленной мощности по Бурятской энергосистеме составляет 565 МВт и осуществляется за счет перетока из ОЭС Сибири.

Объемы производства электроэнергии в значительной мере зависят от планового задания выработки ее на Гусиноозерской ГРЭС.

С целью повышения надежности электроснабжения Республики Бурятия будет продолжено строительство ЛЭП500 кВ Иркутск Гусиноозерск Чита. В то время как состояние большинства отраслей промышленности республики на протяжении 1990х годов характеризовалось глубоким спадом, топливно-энергетический комплекс развивался относительно стабильно. В последние годы ТЭК развивается менее динамично в сравнении с промышленностью в целом.

На долю основного производителя электроэнергии ОАО Гусиноозерская ГРЭС приходится 80% всей произведенной в республике электроэнергии.

В производстве первичных энергоресурсов первостепенное значение имеет топливная промышленность. Основной вид продукции топливной промышленности уголь. В структуре сжигаемого на всех котельных топлива доля угля высока и составляет примерно 70%. Следует отметить резкое преобладание в последние годы в общем объеме добычи каменного угля (98%).

Агропромышленный комплекс.


В настоящее время в Республике Бурятия функционирует 388 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 19 колхозов, 167 совхозов, 202 предприятия новых организационно-правовых форм собственности, обрабатывающих сельскохозяйственные угодья общей площадью 1577 тыс. га, а также 2520 крестьянских (фермерских) хозяйств и 150 тыс. личных подсобных хозяйств.

Земельный фонд Бурятии превышает 35 млн. га и 56% всей площади отводится под сельскохозяйственные угодья. В земледелии наибольшее развитие получило растениеводство, представленное посевами зерновых, кормовых, овощных культур и картофеля. Из 320,7 тыс. га всей посевной площади 212,6 тыс. га занимают зерновые культуры, главным образом, яровая пшеница, овес и ячмень.

Приоритетной отраслью сельского хозяйства республики с учетом природно-климатических и экономических условий признано животноводство. Основные направления: молочное и мясное скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство. Развитию отраслей животноводства способствуют наличие обширных луговых и пастбищных угодий и богатейший опыт местного населения в ведении их. Наибольшее поголовье скота сосредоточено в Джидинском, Мухоршибирском, Еравнинском, Кяхтинском, Хоринском, Бичурском, Селенгинском и Закаменском районах. В республике в основных зонах разведения мясного скота (Баунтовский, Еравнинский, Закаменский и Окинский районы) площадь естественных сенокосов и пастбищ составляет свыше 390 тыс. га. Основными районами разведения овец исторически были Селенгинский, Джидинский и Хоринский районы. В настоящее время, кроме перечисленных районов, большое количество овец сосредоточено в Мухоршибирском, Еравнинском и Курумканском районах.

Табунное коневодство развито в хозяйствах Закаменского, Еравнинского, Баунтовского, Баргузинского и Окинского районов.
Земельный фонд Бурятии превышает 35 млн. га и 56% всей площади отводится под сельскохозяйственные угодья. В земледелии наибольшее развитие получило растениеводство, представленное посевами зерновых, кормовых, овощных культур и картофеля. Из 320,7 тыс. га всей посевной площади 212,6 тыс. га занимают зерновые культуры, главным образом яровая пшеница, овес и ячмень. Основные посевные площади сосредоточены в центральных и южных районах, а также в районах пригородной зоны г. Улан-Удэ.

Природно-климатические условия Бурятии позволяют полностью обеспечить республику за счет собственного производства мясными и молочными продуктами, картофелем, овощами местного ассортимента, яйцами и рыбной продукцией.

Так, по итогам 2006 года производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах возросло к уровню 2005 года на 1088 млн. руб., или на 20,2%. Дальнейшее же развитие сельского хозяйства Бурятии будет осуществляться в рамках реализации республиканских целевых программ.

Согласно принятой программе Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года , производство молока должно возрасти на 25%, мяса - на 36%, шерсти - на 10%, яиц на 9% к уровню 2005 года.

Увеличение объемов производства продукции животноводства будет обеспечено за счет совершенствования племенной работы, роста продуктивности скота с одновременным ростом его поголовья.

Программы Зерно и Плодородие являются основными документами, определяющими перспективное размещение производства растениеводческой продукции. Производство зерна увеличится на 8% к уровню 2005 года за счет увеличения применения минеральных и органических удобрений, применения элитных семян районированных сортов. В связи с высоким риском производства растениеводческой продукции впервые с 2006 года Правительством Республики Бурятия осуществлено страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Повышению эффективности сельскохозяйственного производства будет способствовать решение задачи финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.

Поддержка будет проводиться согласно концепции государственной поддержки АПК, основной принцип которой - приоритетное выделение средств организациям, способным обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Данные мероприятия приведут к:

частичной компенсации затрат хозяйств на реконструкцию и строительство животноводческих помещений;

компенсации части затрат сельскохозяйственных предприятий на приобретение с./х. техники, племенного скота, минеральных удобрений, элитных семян;

восстановление затрат по коренному улучшению, замене, реконструкции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Реализация мероприятий программы деятельности правительства на срок полномочий позволит снизить количество убыточных предприятий на 18%, увеличить ввод в действие животноводческих помещений на 11%, обеспечить рост добавленной стоимости по сельскому хозяйству на 9,4%.

Будет продолжена практика заключения трехсторонних соглашений, позволяющих повысить ответственность организаций, претендующих на господдержку за выполнение индикаторов развития производства.

Обеспечение устойчивого развития агропромышленного производства невозможно без сохранения ресурсного потенциала на селе, что в первую очередь предусматривает сохранение земель сельскохозяйственного назначения. Эта работа будет осуществляться путем реализации Федерального закона Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также республиканской целевой программы Плодородие.

Модернизация агропромышленного комплекса будет проводиться в соответствии с республиканской Программой приобретения сельскохозяйственной техники для технического перевооружения агропромышленного комплекса Республики Бурятия.

Задача повышения уровня доходов сельского населения будет решаться путем реализации концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников. Учитывая высокий удельный вес продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, планируется создание условий для их дальнейшего развития. Большое внимание будет уделяться развитию сельской потребительской кредитной кооперации. Реализация мероприятий республиканских программ в перспективе должна решить три основные задачи: сохранение ресурсного хозяйства Республики Бурятия; финансовое оздоровление сельскохозяйственных мероприятий; повышение жизненного уровня сельского населения.

Темпы роста продукции, производимой организациями АПК, на перспективу предусмотрены Целевой программой перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы. Перспективы развития агропромышленного комплекса Бурятии.

Основной целью развития агропромышленного комплекса на перспективу определено наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства для более полного удовлетворения потребностей населения в собственных продуктах питания и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье, что в свою очередь должно привести к стабилизации финансово-экономического положения организаций АПК, решению социальных проблем на селе.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства будет осуществляться в рамках реализации республиканских целевых программ:

-Зерно

-Плодородие

-Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года

-Развитие рыбного хозяйства

-Приобретение сельхозтехники для технического перевооружения АПК РБ.

Кроме того Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия намечено в 2005 году разработать Программы:

-Социальное развитие села до 2010 года

-Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия

-Малое предпринимательство на селе

- Кадры АПК до 2010 года .

Реализация мероприятий республиканских Программам в перспективе должны решаться 3 основные задачи:

-сохранения ресурсного потенциала хозяйств Республики Бурятия;

-финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий;

-повышение жизненного уровня сельского населения.

Кроме того, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия предусмотрены мероприятия по снижению количества убыточных предприятий, повышению занятости сельского населения, увеличению доходов сельского населения, закреплению кадров на селе, повышению квалификации работников сельхозпредприятий.

Разработан и находится на согласовании в Правительстве Республики Бурятия Концепция государственной поддержки АПК, предусматривающая:

- частичная компенсация затрат хозяйств по реконструкции и строительству животноводческих помещений;

- компенсация части затрат сельскохозяйственных предприятий на приобретение с/х техники, племенного скота, минеральных удобрений, элитных семян;

восстановление затрат по коренному улучшению, замене, реконструкции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Задание № 2 Представить динамику численности населения России.


Состав населения каждой территории на каждый данный момент времени формируется как в процессе естественной смены поколений, так и под влиянием комплекса социально-экономических факторов. Он изменяется по следующим причинам: рождаются, подрастают и включаются в состав определенных групп новые поколения; уходят из жизни старшие поколения; происходят миграционный приток и отток жителей; имеет место социальная и экономическая мобильность, в ходе которой человек может изменить образование, профессию, род занятий, квалификацию, место работы; может изменяться языковая принадлежность.

Различают характеристики личности по степени их изменчивости во времени. Жестко и однозначно закрепленными являются только пол, место и дата рождения, социальное происхождение. Есть характеристики, которые меняются очень редко, например национальность. Социально-экономические характеристики могут быть подвержены достаточно частым, неоднократным и масштабным изменениям, особенно на более ранних этапах жизненного цикла личности и при вступлении в пенсионный возраст.

В зависимости от возможных изменений состава населения в статистике используются различные способы моделирования типовых структур населения, исследования влияния факторов и прогнозирования состава населения на перспективу.

Исходным моментом исследования изменения состава населения выступают определение наиболее существенных факторов и их классификация. Факторы могут иметь специфику в зависимости от того, в каком разрезе анализируется состав населения, какие категории населения и какой исторический этап развития исследуется. В первую очередь, разграничиваются демографические, социальные, экономические, политические, правовые, нравственно-психологические, идеологические, этнические факторы.

К демографическим факторам относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция, брачность, разводимость, дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

Тенденции изменения состава населения в России на современном этапе складываются и развиваются на фоне общего социально-экономического кризиса. Все или почти все сегодняшние демографические проблемы России, идет ли речь о низкой рождаемости или высокой смертности, о суженном воспроизводстве населения или новых тенденциях процессов формирования и распадения семей, связаны с историческими изменениями в условиях жизни людей, происходящими во всех странах с высоким уровнем индустриализации и урбанизации. Но существует и Российская специфика. Это – высокая смертность от устранимых причин смерти, недостаточная обеспеченность репродуктивных прав женщины и семьи, низкий уровень репродуктивного здоровья, неразвитость методов планирования семьи, высокая материнская смертность и пр. Преодоление этих негативных тенденций требует длительных и разносторонних усилий, которые, по причине обычной ограниченности ресурсов, не могут быть предприняты одновременно и с одинаковой интенсивностью. Необходим правильный выбор приоритетов, который позволил бы сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее важных и перспективных направлениях действий, на решении проблем, которые, по тем или иным причинам достигли критической остроты.

Но кроме экономических есть и серьезные политико-идеологические препятствия. Усилия, направленные на развитие полового просвещения или служб планирования семьи в России, не всегда находят понимание общественного мнения.

Велико значение обобщающих статистических показателей в решении важнейших проблем при рассмотрении демографической политики. Они необходимы для определения роста населения, в изучении миграции населения, составляющей основу межрайонного перераспределения рабочей силы и достижения равномерности ее распределения.

Поскольку население в определенном аспекте изучают многие другие науки – здравоохранение, педагогика, социология и пр., необходимо использовать опыт этих наук, развивать их методы применительно к нуждам статистики.

Стоящие перед нашей страной задачи обновления должны затронуть и решение демографических проблем. Разработка комплексных программ экономического и социального развития должна включать в себя разделы по демографическим программам. Их решение должно способствовать развитию населения с наименьшими демографическими потерями.

Таблица 1. Численность населения Российской Федерации. По данным "Федеральной Службы Государственной Статистики".


Годы

Все население

(млн. человек)

в том числе в общей численности населения %


городское сельское городское сельское
1989 147,0 108,0 39,0 73 27
1991 148,3 109,4 38,9 74 26
1996 148,3 108,3 40,0 73 27
2001 146,3 107,1 39,2 73 27
2002 145,2 106,4 38,8 73 27
2003 145,0 106,3 38,7 73 27