Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен
ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен, зачастую, отменяется.
Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов.
Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.
Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть:
- прямыми (установление определенных правил ценообразования);
- косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).
Методы прямого регулирования цен:
административное установление цен;
«замораживание» цен;
установление предельного уровня цен;
регламентация уровня рентабельности;
установление нормативов для определения цен.
Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены
-на энергоносители
-на услуги
транспорта
связи
жилищно-коммунальные
-другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.
Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не соответствует оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Методы косвенного регулирования цен
налогообложение;
регулирование денежного обращения;
оплата труда;
кредитная политика;
регулирование государственных расходов;
установление норм амортизации и так далее.
Косвенные меры, как правило, направлены:
-на изменение конъюнктуры;
-создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций;
-установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними.
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
4. Формирование цен на товары
Данный процесс можно рассмотреть на практике, при расчете розничной цены на печенье «Ореховое»
Стоимость сырья и товаров рассчитаем на основе калькуляции
Затраты на сырье и товары для производства 1000 кг печенья
Расчет стоимости сырья для изготовления печенья
Таблица 1
Наименование сырья | Норма расхода | Цена, руб. | Стоимость, руб. |
1. Мука | 750,08 | 19,00 | 14251,52 |
2. Сливки | 33,90 | 38,00 | 1288,20 |
3. Сливочное масло | 130,90 | 70,00 | 9163 |
4. Сахар | 238,70 | 27,00 | 6444,90 |
5. Соль | 3,56 | 10,00 | 35,60 |
6. Яичный порошок | 28,75 | 37,00 | 1063,75 |
7. Орехи | 22,56 | 50,00 | 1128 |
Итого: | 33374,97 |
Калькуляция себестоимости 1000 кг печенья
Таблица 2
Статьи затрат | Стоимость, руб | |
1 | 2 | 3 |
1. Сырье и товары | 33374,97 | |
2. Топливо | 390,70 | |
3. Энергия | 1020,70 | |
4. Основная зарплата | 4500 | |
5. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы | ||
6. ЕСН 26% | ||
7. Цеховые расходы 35% от основной ЗП | ||
8. Общезаводские расходы 45% от основной ЗП | ||
9.Производственная себестоимость | 44623,37 |
сложение с1 строки по 8 строку |
10.Внепроизводствен-ные расходы 1,2 % от производственной себестоимости | ||
11. Полная себестоимость | 45158,85 | 9строка + 10 строка |
Себестоимость 1 кг печенья = =
Расчет розничной цены 1 кг печенья
Таблица 3
Показатели | Сумма, руб. | |
1.Себестоимость | 45,16 | |
2. Прибыль 11% от себестоимости | ||
3. Торговая надбавка 19% | ||
4. НДС 18 % | (45,16+4,97+9,52)*0,18 = 10,74 | (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18 |
5. Розничная цена |
45,161+4,97+9,52+10,74= 70,39 |
Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС |
Розничная цена 1 кг печенья равна 70 руб. 39 коп.
Стоимость сырья и товаров рассчитаем на основе калькуляции
Затраты на сырье и товары для производства 1000 кг щербета «Южный»
Расчет стоимости сырья для изготовления щербета
Таблица 1
Наименование сырья | Норма расхода | Цена, руб. | Стоимость, руб. |
1. Сахар | 340 | 27,00 | 9180 |
2. Патока | 70 | 25,00 | 1750 |
3. Молоко сгущенное | 150 | 26,00 | 3900 |
4. Арахис | 80 | 42,00 | 3360 |
5. Какао-порошок | 40 | 24,00 | 960 |
6. Ванилин | 0,10 | 6,00 | 0,60 |
Итого: | 19150,60 |
Калькуляция себестоимости 1000 кг щербета
Таблица 2
Статьи затрат | Стоимость, руб. | |
1 | 2 | 3 |
1. Сырье и товары | 19150,60 | |
2. Энергия | 400 | |
3. Основная зарплата | 3600 | |
4. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы | ||
5. ЕСН 26% | ||
6. Цеховые расходы 23% от основной ЗП |
|
|
7 Общезаводские расходы 19% от основной ЗП | ||
8. Производственная себестоимость | 26052,20 |
сложение с1 строки по 7 строку |
9.Внепроизводствен-ные расходы 1,1 % от производственной себестоимости | ||
10. Полная себестоимость | 26338,77 | 8строка + 9 строка |
Себестоимость 1 кг щербета = =
Расчет розничной цены 1 кг щербета
Таблица 3
Показатели | Сумма, руб. | |
1.Себестоимость | 26,34 | |
2. Прибыль 12% от себестоимости | ||
3. Торговая надбавка 19% | ||
4. НДС 18 % | (26,34+3,16+5,61)*0,18 = 6,32 | (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18 |
5. Розничная цена | 26,34+3,16+5,61+6,32=41,43 | Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС |
Розничная цена 1 кг щербета равна 41 руб. 43 коп.
Заключение
При написании курсовой работы были рассмотрены вопросы сущности цен и их государственного регулирования, в частности антимонопольное регулирование.
Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек.
Также был рассмотрен вопрос государственного регулирования цен в Российской Федерации, со свойственной спецификой и законодательным обоснованием. Изложенное в этом вопросе свидетельствует, что в настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Рассматривая процесс формирования цен на товары, можно убедиться в том, что стоимость товара складывается из очень многих статей затрат, цен на топливо и других составляющих, что цена является направляющей силой рынка, а правильная политика ценообразования, государственное регулирование цен играют значительную роль в нормальном функционировании рыночной экономики.
Список литературы
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2003 год.
Экономика предприятия. Под ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА – М, 2002 год.
Торговое дело: экономика и организация. Под. ред. П.А. Брагина. М.: ИНФРА – М, 2001 год.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА – М, 2003 год.
Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник. Под. ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА –М, 2006 год.
Экономика торгового предприятия. Под. ред. А.И. Гребнева. М.: «Экономика», 1996 год.
Стукалова И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. М.: 2000 год.
Албегова И.М., Елизов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: 1998 год.
Шуляк П.Н. Ценообразование. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2004.
Цены и ценообразование 4-е издание под редакцией Есипова В.Е. СПб.: Питер. 2004.
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия. Краткий курс. М., 1999.
Нуреев Р.М., Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: 2001 год.
Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. М.: ИНФРА – М, 1997 год.
Маренков Н.Л. Ценообразование. М., Национальный институт бизнеса Ростов-на-Дону «Феникс». 2005.
Магомедов А.М. Экономика предприятия. М., Издательство «Экзамен». 2004.
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). М., Экономистъ. 2005.
Уткин Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. М., 1996.
Цены и ценообразование. Конспект лекций. – Москва, 2007.