Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен

ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен, зачастую, отменяется.

Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов.

Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть:

- прямыми (установление определенных правил ценообразования);

- косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).

Методы прямого регулирования цен:

административное установление цен;

«замораживание» цен;

установление предельного уровня цен;

регламентация уровня рентабельности;

установление нормативов для определения цен.

Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены

-на энергоносители

-на услуги

транспорта

связи

жилищно-коммунальные

-другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.

Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Прямое государственное регулирование предполагает необходимость дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не соответствует оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

Методы косвенного регулирования цен

налогообложение;

регулирование денежного обращения;

оплата труда;

кредитная политика;

регулирование государственных расходов;

установление норм амортизации и так далее.

Косвенные меры, как правило, направлены:

-на изменение конъюнктуры;

-создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций;

-установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними.

Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.


4. Формирование цен на товары


Данный процесс можно рассмотреть на практике, при расчете розничной цены на печенье «Ореховое»

Стоимость сырья и товаров рассчитаем на основе калькуляции

Затраты на сырье и товары для производства 1000 кг печенья


Расчет стоимости сырья для изготовления печенья

Таблица 1

Наименование сырья Норма расхода Цена, руб. Стоимость, руб.
1. Мука 750,08 19,00 14251,52
2. Сливки 33,90 38,00 1288,20
3. Сливочное масло 130,90 70,00 9163
4. Сахар 238,70 27,00 6444,90
5. Соль 3,56 10,00 35,60
6. Яичный порошок 28,75 37,00 1063,75
7. Орехи 22,56 50,00 1128
Итого:

33374,97

Калькуляция себестоимости 1000 кг печенья

Таблица 2

Статьи затрат Стоимость, руб
1 2 3
1. Сырье и товары 33374,97
2. Топливо 390,70
3. Энергия 1020,70
4. Основная зарплата 4500
5. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы

6. ЕСН 26%

7. Цеховые расходы 35% от основной ЗП

8. Общезаводские расходы 45% от основной ЗП

9.Производственная себестоимость 44623,37

сложение

с1 строки по 8 строку

10.Внепроизводствен-ные расходы 1,2 % от производственной себестоимости

11. Полная себестоимость 45158,85 9строка + 10 строка

Себестоимость 1 кг печенья = =


Расчет розничной цены 1 кг печенья

Таблица 3

Показатели Сумма, руб.
1.Себестоимость 45,16
2. Прибыль 11% от себестоимости

3. Торговая надбавка 19%

4. НДС 18 % (45,16+4,97+9,52)*0,18 = 10,74 (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18
5. Розничная цена

45,161+4,97+9,52+10,74=

70,39

Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС

Розничная цена 1 кг печенья равна 70 руб. 39 коп.

Стоимость сырья и товаров рассчитаем на основе калькуляции

Затраты на сырье и товары для производства 1000 кг щербета «Южный»


Расчет стоимости сырья для изготовления щербета

Таблица 1

Наименование сырья Норма расхода Цена, руб. Стоимость, руб.
1. Сахар 340 27,00 9180
2. Патока 70 25,00 1750
3. Молоко сгущенное 150 26,00 3900
4. Арахис 80 42,00 3360
5. Какао-порошок 40 24,00 960
6. Ванилин 0,10 6,00 0,60
Итого:

19150,60

Калькуляция себестоимости 1000 кг щербета

Таблица 2

Статьи затрат Стоимость, руб.
1 2 3
1. Сырье и товары 19150,60
2. Энергия 400
3. Основная зарплата 3600
4. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы

5. ЕСН 26%

6. Цеховые расходы 23% от основной ЗП


7 Общезаводские расходы 19% от основной ЗП

8. Производственная себестоимость 26052,20

сложение

с1 строки по 7 строку

9.Внепроизводствен-ные расходы 1,1 % от производственной себестоимости

10. Полная себестоимость 26338,77 8строка + 9 строка

Себестоимость 1 кг щербета = =

Расчет розничной цены 1 кг щербета

Таблица 3

Показатели Сумма, руб.
1.Себестоимость 26,34
2. Прибыль 12% от себестоимости

3. Торговая надбавка 19%

4. НДС 18 % (26,34+3,16+5,61)*0,18 = 6,32 (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18
5. Розничная цена 26,34+3,16+5,61+6,32=41,43 Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС

Розничная цена 1 кг щербета равна 41 руб. 43 коп.


Заключение


При написании курсовой работы были рассмотрены вопросы сущности цен и их государственного регулирования, в частности антимонопольное регулирование.

Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек.

Также был рассмотрен вопрос государственного регулирования цен в Российской Федерации, со свойственной спецификой и законодательным обоснованием. Изложенное в этом вопросе свидетельствует, что в настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Рассматривая процесс формирования цен на товары, можно убедиться в том, что стоимость товара складывается из очень многих статей затрат, цен на топливо и других составляющих, что цена является направляющей силой рынка, а правильная политика ценообразования, государственное регулирование цен играют значительную роль в нормальном функционировании рыночной экономики.


Список литературы


Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2003 год.

Экономика предприятия. Под ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА – М, 2002 год.

Торговое дело: экономика и организация. Под. ред. П.А. Брагина. М.: ИНФРА – М, 2001 год.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА – М, 2003 год.

Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник. Под. ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА –М, 2006 год.

Экономика торгового предприятия. Под. ред. А.И. Гребнева. М.: «Экономика», 1996 год.

Стукалова И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. М.: 2000 год.

Албегова И.М., Елизов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: 1998 год.

Шуляк П.Н. Ценообразование. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2004.

Цены и ценообразование 4-е издание под редакцией Есипова В.Е. СПб.: Питер. 2004.

Яркина Т.В. Основы экономики предприятия. Краткий курс. М., 1999.

Нуреев Р.М., Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: 2001 год.

Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. М.: ИНФРА – М, 1997 год.

Маренков Н.Л. Ценообразование. М., Национальный институт бизнеса Ростов-на-Дону «Феникс». 2005.

Магомедов А.М. Экономика предприятия. М., Издательство «Экзамен». 2004.

Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). М., Экономистъ. 2005.

Уткин Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. М., 1996.

Цены и ценообразование. Конспект лекций. – Москва, 2007.