Перспективы развития туризма в Приморье
туризму. Существующие статистические формы пока не дают возможность полной оценки положения в сфере туризма.Такая политика должна затрагивать весь комплекс отраслей составляющих сферу туризма. В Приморье, где туризм может претендовать на отрасль специализации, этот аспект приобретает наиболее весомое значение.
Глава 2. Конкуренция на рынке туруслуг города Владивостока
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики
Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренция представляет собой одну из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.
Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров или услуг одного функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги существенно не отличаются по качеству и цене.
Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения.
Существуют так же три вида конкуренции:
Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.
Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.
Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.
Конкурентоспособность предприятия определяется как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности – это итоги работы предприятия.
Конкурентоспособность предприятия будет обеспечена в том случае, если оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.
Конкурентоспособность предприятия характеризуется следующими показателями:
1. Конкурентоспособность товара и услуг
2. Прибыль с объема продаж
3. Темпы роста объема продаж
4. Объем реализованных товаров или услуг
Увеличение перечисленных показателей будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности предприятия.
Для анализа конкуренции можно использовать различные методы. Одним из показателей, характеризующим ситуацию на рынке относительно конкуренции является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.
Концентрация фирм отражает относительную величину и количество фирм, действующих на данном рынке. Чем меньше число Фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.
Поэтому можно сделать такой вывод, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Уровень концентрации определяется с помощью индекса Герфенделя. Индекс принимает значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Индекс концентрации Герфенделя (К) определяется по формуле:
Кр = хdi2 ,
Где di- удельный вес i-ой фирмы в товарообороте рынка по соответствующей товарной группе.
Другой способ анализа конкуренции разработан американским математиком П. Саажи – метод анализа иерархии в конкуренции. Основа данного анализа лежит в обработке экспертной информации, возникающей при парном сравнении элементов системы и иерархическом синтезе полученных результатов. Этот метод больше всего подходит для исследования конкурентных отношений в розничной торговле.
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока.
Включение России в мировую систему туризма выдвинуло одну из наиболее важных проблем туристских услуг- конкуренцию.
Положение, в котором находятся в последнее время предприятия сферы туризма в РФ со всеми острейшими проблемами (кризисное состояние экономики переходного периода, спад производства, сокращение платежеспособного спроса) делает решение проблемы конкурентоспособности туристских продуктов действительно основным вопросом. Конкурентоспособность туристских продуктов зависит от следующих составляющих:
качество менеджмента,
использование прогрессивных технологий при производстве туристской продукции,
сапостовимость качества и цены,
равномерный покупательский спрос,
профессиональные кадры.
Все эти составляющие для российских предприятий в сфере туризма являются пока не благоприятными.
Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-х годов. Туристский рынок находился в условиях свободной конкуренции, которая способствовала появлению большого числа туристских предприятий, занимающихся и туроператорской и турагентской деятельностью, не четко понимая разницы в данных видах деятельности. В результате этого, на российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4 раза больше, чем фирм- агентов. В то время, как на цивилизованном рынке наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к турагентам равнялось 1:100.
Однако постепенно, с ростом конкуренции и повышения требований клиентам к туристским организациям, наметилось изменение ситуации: разделение туроператоров и турагентов.
На сегодняшний момент, российский туррынок претерпевает большие изменения, которые выражаются в ужесточении конкуренции, как между собой, так и между иностранными компаниями.
Важным фактором, послужившим импульсом в развитии международного туризма в Приморском Крае стало принятое в 1992, решение Правительства страны об открытии страны для посещения иностранцами Владивостока и ряда других закрытых районов края.
До 1992г. большая часть приморского туризма была замкнута на Краевой Совет по туризму. Но в связи с либерализацией экономической жизни страны с 1992 года начался бурный рост туристских предприятий Приморья.
Но этот процесс увеличения фирм, оказывающих туристские услуги, говорит лишь о количественном, но не качественном улучшении структуры туристского рынка Приморского Края.
Во-первых, среди данного перечня турфирм лишь 40% были чисто туристские. Во-вторых, остро ощущался недостаток профессионально подготовленных кадров. В-третьих, в силу отсутствия материальной базы и ряда других проблем национального уровня, турфирмы края предпочитают заниматься коммерческим (шоп) туризмом.
Но, не смотря на уменьшение количества турфирм и попытки улучшения качества обслуживания в компаниях, число претензий и жалоб со стороны туристов на некачественное обслуживание не уменьшается.
Анализ статистики претензий туристов показывает, что из общего числа жалоб на работу турфирм только 15% приходится на те турфирмы, которые прошли сертификацию. За 1998 год из 165 фирм прошли сертификацию всего 140 предприятий. За 1997 год аннулировано действие сертификата у 7 предприятий, действие лицензии у 17, а также у 37 предприятий действие лицензий приостановлено вследствие нарушения требования Закона «Об основах туристской деятельности» и Закон РФ «О защите прав потребителей». На сегодняшний момент в Приморском крае зарегистрировано 197 туристских предприятий, имеющих право на осуществление международной туристской деятельности.
Среди характерных нарушений следует отметить:
отсутствие полной и достоверной информации о предприятии и оказываемых услугах,
несоответствие качества туристских услуг условиям договора. Сюда относят несвоевременное начало маршрута, проблемы прохождения таможенного и пограничного контроля, низкое качество услуг принимающей стороны, начиная с момента проживания, питания и предоставление экскурсионной программы и заканчивая их невыполнением,
несоответствие применяемых бланков туристской путевки и договора с клиентом требованиям законодательства в области туризма,
отсутствие договора между туристским предприятием и клиентом, что приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений, проспектов и т.д.
Объем туристских услуг оказанных туристскими компаниями края составил 118млн. рублей, или 150 % к уровню прошлого года. Десятку лидеров по этому показателю возглавляют «Диалог народов», «Лотос», «Спутник», БМТ «Приморье», «Интурист-Владивосток», «Элипс-Тур», «Дальинтурист», «Фрегат-Аеро», «Приморавтотранс», «Приматур».
Говоря о негативных факторах, следует отметить, что существенной особенностью ситуации на рынке туристских услуг Приморского края и России в целом являются кризисные явления.
Наиболее трудным для туристской отрасли Приморья стал 1996 год и второе полугодие 1998 года. В1996 году произошло сокращение въездного и выездного туризма.
Сокращение въездного потока туристов было вызвано постоянным в этой области фактором- недостатком услуг. Но помимо этого серьезное влияние на спад потока иностранцев в Приморье оказал ряд социально-бытовых проблем, пик которых пришелся на 1996 год- отключение воды, света, отопления и т.п.
Снижение выездного потока туристов стало результатом действия таких причин как:
1. Резкое увеличение транспортных тарифов на Российском рынке.
2. Резкое снижение покупательской способности населения, вызванной безработицей и невыплатой заработной платы.
Общим для обеих сфер международного туризма фактором, вызвавшим снижение эффективности их функционирования (в большей мере выездного потока) стал тот факт, что в 1996 году вышло достаточно много постановлений Правительства России и различных законодательных актов, которые осложнили въезд иностранных туристов в Россию и выезд за рубеж российских граждан. Можно сказать о постановлении Правительства РФ №808 от 18 июля 1996г. «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производства той или иной коммерческой деятельности» не только парализовало туристские связи со многими странами, но и ухудшило экономическое положение региона в целом. Так как зависимость края от импорта превышает 60%, большая часть промышленных и производственных товаров ввозится из стран АТР физическими лицами. Ежегодно из Приморья направляются устойчивые потоки «челноков» в основном в Китай, Южную Корею и Японию.
Введение в действие разделов постановления Правительства в части повышения ставок ввозных таможенных пошлин повлекло за собой снижения насыщения рынка дешевыми товарами первой необходимости и повседневного спроса, резкий рост цен, а в целом снижение жизненного уровня населения и социальной стабильности в регионе.
Данное постановление Правительства и на сегодняшний день является одним из основных сдерживающих факторов развития туризма в Приморье.
Другим, наиболее мощным сдерживающим фактором, значительно снизившим деловую активность туристской отросли Приморского края, явился финансовый кризис, охвативший Россию в середине августа 1998 года.
Снижение уровня туризма так же было вызвано повышением стоимости услуг (авиа, железнодорожные билеты). Под давлением этих неблагоприятных факторов туристские фирмы Приморского края понесли большие убытки. За последние три квартала 1998 года, выездной поток туристов сократился по сравнению с тем же периодом 1997 года на 14,3% или в 1,2 раза.
В настоящее время рынок туристских услуг Приморья частично стабилизировался, туристские предприятия стремятся нормализовать свою работу, хотя некоторые туристические компании временно или навсегда прекратили работать, а остальные перешли к активным действиям (обновлению и расширению предложения, занялись новыми направлениями, внутренним туризмом) для обеспечения конкурентоспособности в данной сфере.
Анализ рынка туристских услуг позволяет определить рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Владивостока.
Таблица 2
Рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Владивостока [14]
Страна |
Количество турфирм, предлагающих данное направление. |
Китай |
52 |
Япония |
51 |
Тайланд |
45 |
Корея |
40 |
Сингапур |
34 |
США |
20 |
Франция | 16 |
Малайзия |
14 |
Италия |
13 |
Анализ, выше приведенных таблиц показывает, что наибольший рост предложения на рынке туруслуг со стороны туристских фирм наблюдается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом, самым популярным направлением является Китай, занимающий лидирующие позиции по <шоп> - турам и комбинированным турам (экскурсии и отдых).
За Китаем, в рейтинге основных рекламируемых направлений на рынке туруслуг г. Владивостока, следует Япония. Основной поток предложений в эту страну по целям поездки составляют туры за автомобилями (авто-шоп).
Третье место в данном рейтинге занимает одна из стран Юго-Восточной Азии – Тайланд.
На четвертой строчке рейтинга основных рекламируемых направлений на рынке туруслуг находится Корея. Доля этого направления в общей структуре предложений делится на такие цели поездки как «шоп» - туры, авто-туры, комбинированные и обучающие туры.
Приводя анализ рынка туристических услуг, следует отметить, что в настоящее время структура предложения по целям поездки имеет следующий вид.
Таблица 3
Структура предложения по целям поездки на рынке туруслуг г. Владивосток [14]
Цель |
Количество направлений |
Шоп - туры | 50 |
Авто – туры | 64 |
Комбинированные (Экскурсии +отдых) | 227 |
Обучающие | 14 |
Всего | 355 |
В целом, данный анализ позволил выделить основные направления, в которых работают туристические компании г. Владивостока, а значит и те направления, в которых высоко развита конкурентная среда.
2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города Владивостока
Анализируя состояние внешней и внутренней среды туристской отрасли г. Владивостока можно расчитать уровень конкуренции между турфирмами. Как это было сказано в разделе 2.1 во Владивостоке 197 турфирм, имеющих право заниматься туристской деятельностью на основании лицензии.
Организацией поездок за рубеж занимаются 95% фирм, внутренним и въездным туризмом занимаются не более 10% фирм. Средний объем услуг на каждую фирму составляет 461 тыс. руб. в год или чуть больше $1000 в месяц, т.е. составляющая въездного туризма очень мала.
Следующий список отражает турфирмы, занимающиеся въездным туризмом в Приморском Крае.
1 A/S Ко ЛТД 4 Нью-турс
2 Акфес турцентр 5 Нарута Сан
3 Амурский Залив 6 Прима Тур
7 Вояж-Сервис 13 Приморье
8 Вэлкам 14 Соит
9 Глобус 15 Старвинд-виза
10 Компания ЛЕВ 16 Стар тур
11 Лаксман 17 Диалог народов
12 Лаки тур 18 Лотос
Согласно нашим исследованиям можно выделить 5 крупнейших турфирм занимающихся ввозом иностранных туристов в Приморский край:
Интурист Находка (Находка)
Панорама (Находка)
Лотос (Владивосток)
Нью-Турс (Владивосток)
Лакитур (Владивосток)
По объему ввозимых туристов < Лакитур > стабильно занимает 1-е место во Владивостоке. Они работают совместно с крупнейшими туристическими фирмами Японии.
С помощью следующего списка десяти фирм, находящихся во Владивостоке можно сделать анализ уровня конкуренции (для этого будем использовать годовой товарооборот турфирмы и расчитаем уровень концентрации по формуле Герфенделя
Кр = хdi2 ,
Где ni- средний товарооборот фирмы,
di- удельный вес i-ой фирмы в розничном товарообороте локального рынка).
Таблица 4
Наиболее успешные турфирмы, занимающиеся въездным туризмом [14]
Название турфирмы |
Товарооб. Млн. руб. год |
di |
di2 |
Кол-во Филиал. |
ni |
ni сумма ni |
nidi сумма ni |
|
1 | Лакитур | 9.93 | 0.246 | 0.0605 | 1 | 9.93 | 0.246 | 0.0149 |
2 | Ньюс-Тур | 9.01 | 0.223 | 0.05 | 1 | 9.01 | 0.223 | 0.0112 |
3 | Лотос | 8.63 | 0.214 | 0.046 | 1 | 8.63 | 0.214 | 0.00984 |
4 | Диалог народов | 3.26 | 0.081 | 0.00656 | 1 | 3.26 | 0.081 | 0.000531 |
5 | Спутник | 2.01 | 0.05 | 0.0025 | 1 | 2.01 | 0.0497 | 0.000124 |
6 | БМТ Приморье | 1.93 | 0.048 | 0.0023 | 1 | 1.93 | 0.0477 | 0.00011 |
7 |
Интурист- Владивосток |
1.86 | 0.046 | 0.00212 | 1 | 1.86 | 0.046 | 0.000098 |
8 | Элипс – тур | 1.43 | 0.035 | 0.00123 | 1 | 1.43 | 0.0354 | 0.000046 |
9 | Дальинтурист | 1.32 | 0.033 | 0.00109 | 1 | 1.32 | 0.0327 | 0.000032 |
10 | Фрегат-Аэро | 1.04 |
0.026 |
0.0068 | 1 | 1.04 | 0.026 | 0.000018 |
Сумма | 40.42 | 1.00 | 0.1791 | 10 | 40.4 | 1.00 | 0.0369 |
Проанализировав эту таблицу можно сделать следующий вывод: коэффициент концентрации турфирм занимающимися въездным туризмом весьма низкий. Это значит, что уровень конкуренции является низким т.е. можно сказать, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и конкуренция есть, (прямая) но она небольшая. Другими словами, существует спрос, т.е. интерес к России и Дальнему Востоку со стороны других стран, но из-за плохой инфраструктуры, небезопасной ситуации для туристов, некачественных услуг и нехватки мест для размещения туристов, поток туристов растет крайне медленно.
Очень мало фирм занимается въездным туризмом ввиду крайней сложности в организации туров, обеспечении безопасности, размещении и т.д. Но и эти фирмы не могут развить больших оборотов, т.к. постоянно сталкиваются с проблемой организации культурно-развлекательных программ. И эти проблемы не связаны с прямой конкуренцией. Скорее всего, это косвенная –конкуренция, которая возникла из-за отсутствия реальной государственной поддержки въездного туризма.
Таким образом, на сегодняшний день деятельность туристских предприятий Приморья, как и России в целом, протекает в крайней сложной социально-экономической ситуации- общего резкого спада в экономике, роста безработицы, общего снижения жизненного уровня населения и других кризисных явлений. И в таких экстремальных условиях России, конкуренция является, пожалуй, главным стимулом повышения качества гостеприимства и туризма.
Глава 3. Каналы распределения турпродукта в Приморском крае
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма
Изучение развития мирового туристского сектора связано с двумя группами факторов:
экзогенные переменные, включающие демографические, социальные, политические и экологические тренды, торговлю, технологии, транспорт;
тренды, непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение и распределение.
Социодемографические тренды
Социодемографические тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей уже в настоящее время, что, естественно, будет влиять на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка. Все больше людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни.
Политический аспект
Изменение политической карты мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно повлияло на развитие туризма и будет влиять до 2000 г. Открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад. В свою очередь, многие страны Восточной Европы стали ведущими по приему гостей, например Венгрия и Чехия. Создание Европейского союза без внутренних границ со свободным передвижением товаров, услуг и людей, с унификацией налоговой политики и дерегулированием транспорта создает условия для все большего развития туризма в этом районе земного шара.
Технологический аспект
Глобализация - один из основных трендов в индустрии международного туризма, сопровождается концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Эти компании, помимо экономии в больших масштабах, возможности распределять риск между различными рынками, применения современных маркетинговых схем и доступа на международный рынок труда, также выигрывают от активного применения новых технологий. Компьютерная система бронирования (КСБ) совершила структурную перестройку в индустрии туризма. В конце 60-х годов она применялась в авиации в США. Потом систему использовали туроператоры, поставляя ее терминалы в турагентства. Из КСБ возникла система глобального распределения (СГР), которая с конца 80-х годов быстро расширилась как по горизонтали, так и по вертикали. В вертикальную интеграцию вовлечен широкий круг туристских продуктов: средства проживания, развлечения, аренда транспортных средств и др.
Будущее СГР многообещающе, так как, в свою очередь, она обеспечивает организационную основу для распределения интегрированного туристского продукта. Так, на макроуровне система информационных технологий позволяет интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. На микроуровне внедрение передовых технологий способствует более эффективному и быстрому управлению фирмой. Например, в гостиничном хозяйстве данная система выполняет различные функции: контролирует системы энергоснабжения; упрощает деятельность офиса, выполняя функции бронирования и расчета с клиентами; оказывает поддержку маркетинговой службе при составлении баз данных; осуществляет управление складированием и учетом заказов и счетов в производстве продуктов питания и напитков и др. Компьютерное обслуживание открывает новые возможности перед теми турагентствами, которые преуспели в консультировании своих клиентов, так как в будущем турагентства новых видов, используя информационные системы для составления индивидуальных пакетов путешествий, будут проводить консультации, а не только заниматься продажей . Практика показала, что туризм и информатизация в транспорте развиваются параллельно. При продолжающемся росте цен на горючее с 6 до 8% в год единственным выходом из положения является повышение эффективности работы авиакомпаний и производительности труда в них. Специалисты считают, что в начале XXI в. будет уделяться больше внимания наземным видам транспорта, особенно увеличению применения железнодорожного и автомобильного транспорта при создании туристского продукта. Здесь немалую роль сыграют дальнейшее технологическое развитие скоростных железнодорожных сетей и их экологическое преимущество. То же самое можно сказать и о будущем автомобильного транспорта, если учесть активное строительство скоростных автомагистралей и дальнейшее превращение их в безвредные для окружающей среды средства передвижения.
Экологический аспект
Экологические вопросы в будущем будут волновать людей еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды со своей стороны стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов. В последующие 10 лет рынок заполнится новыми, более "мягкими" видами туристских продуктов, а именно экотуризмом, нацеленным на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. Однако развитие этого вида продукта может ограничиться по двум причинам. Во-первых, продукт не сможет завоевать слишком большой сегмент рынка, так как он станет слишком дорогим и элитным. Во-вторых, может возникнуть проблема, когда продукт экотуризма станет преуспевающим и возросшее число туристов сможет разрушить экосистему. Тем не менее этот продукт становится очень значительным, особенно для тех стран, которые хотят изменить свой имидж. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что экотуризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. С другой стороны, в ближайшем будущем произойдут изменения в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды. Так, если раньше акцент делался на строительстве зданий гостиниц и тем самым наносился ущерб окружающей среде, то в будущем предпочтение будет отдаваться программам обновления и реконструкции, например, в Швейцарии предусматривается до 2010 г. обновить 40% действующих отелей. С развитием туризма, как считают специалисты, появится "новый" турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море или в горах постепенно уступит место новым видам, а именно экотуризму, приключенческому и познавательному туризму. Туристский рынок в 90-х годах, следуя тенденциям развития других секторов экономики, из рынка продавцов стал рынком покупателей. Это означает, что при производстве туристской продукции компании еще больше должны уделять внимание разнообразным вкусам потребителей. Если раньше турпродукты в основном были неспециализированны, с одинаковыми характеристиками, предназначенными для массового туризма, то сейчас и в будущем туристский продукт должен быть не только диверсифицирован, но и соответствовать тенденции развития туристского спроса, который нацелен на непродолжительное многократное пребывание путешественников в течение года. В этих целях во многих странах создаются новые концепции для привлечения туристов. Здесь немалую роль играет применение тематических парков отдыха в качестве туристского продукта внутреннего и международного туризма. Например, каждый из существующих в мире парков Диснейленда (в штатах Калифорния и Флорида в США, в Японии и Франции) принимает за короткий промежуток времени 1 млн. гостей в год. Это количество гостей составляет 10% общего американского международного потока туристов. Маркетологи традиционно используют демографические и географические критерии для определения своих рынков. Однако следовало бы учитывать еще и психологические, поведенческие критерии для идентификации мотиваций и нужд туристов. Среди других факторов, которые могут оказать воздействие на будущее развитие туризма, в первую очередь можно назвать распространение во всем мире инфекционных болезней, таких, как СПИД, которые могут приостановить туристские потоки в некоторые регионы Земли, где особенно распространена эта страшная болезнь. Потоки туризма могут сократиться и вследствие такого технологического изобретения, как "виртуальная реальность", с помощью которой потенциальные путешественники, никуда не уезжая, могут побывать одновременно на разных широтах мира и без риска для здоровья. Немаловажными факторами, воздействующими на туризм, могут оказаться глобальное потепление, которое может изменить флору и фауну земного шара, а также повышение уровня морей, которое преобразует морские береговые зоны и тем самым повлияет на прибрежный туризм.
Образование и подготовка кадров
Образование и подготовка кадров в будущем туризма займут более важное место хотя бы потому, что туризм является и становится все более высокотехнологичной, очень контактной сферой, в которой кадры должны быть хорошо образованны, коммуникабельны, профессионально подготовлены, должны владеть несколькими языками и хорошо представлять себе природу туризма. Применяемые ранее политика и практика по отношению к трудовым ресурсам базировались на подходах управления кадрами, которые уже выходят из моды. В туристский сектор проникают идеи, подходы, приоритеты управленческой деятельности, разработанные в других секторах экономики, например, такие, как регулярная оценка, эффективные методы коммуникации и др.
Образование в туризме традиционно основывалось на развитии у обучающихся аналитического мышления для понимания концептуальных проблем. Но, с другой стороны, давались практические знания и повышалось мастерство. Однако, если раньше работники могли выполнять аналогичные операции в разных секторах туристской индустрии, например продавать билеты, то теперь многие операции становятся более профессиональными и требуют высокого уровня подготовки. С уверенностью можно утверждать, что в последнее время в мире происходит становление инфраструктуры туристского образования, основные учебные курсы которого активно создавались в 80-е годы и продолжают развиваться сейчас. Эта инфраструктура охватывает как различные школы в университете, так и центры, и подразделения компаний, которые базируются на прогрессивных педагогических концепциях. Однако, как считают швейцарские специалисты из Института туризма при Университете Св. Галлена, "школы будущего станут институтами, в которых не только будут давать знания, но которые должны превратиться в интегрированные центры образования, культуры, отдыха".
Прогнозы ВТО для международного туризма
Прогнозы, составленные на начало XXI в. Всемирной туристской организацией, являются хорошим источником для изучения мирового туристского сектора. В частности, на рис. 7.1 показано, что международные туристские прибытия во всем мире увеличатся до 661 млн. человек в 2000 г., до 937 млн. - в 2010 г. За 1990-2010 гг. число туристов в мире увеличится вдвое. Ежегодные темпы роста мирового туризма в 1990-2000 гг. составят 3,8%, а в 2000-2010 гг. - 3,5%.
Рис. 1.1. Диаграмма прибытий туристов в мире: тренды и прогнозы, 1950-2010 гг. Источник: ВТО.
Прогнозы
ВТО для региональных
трендов показывают,
что установленные
изменения в
распределении
туристских
потоков между
регионами
сохранятся
и в прогнозируемом
периоде. Доли
Европейского
и Американского
регионов сократятся
к 2010 г., тогда как
доля Восточной
Азии и Тихоокеанского
региона сильно
увеличится.
Надо отметить,
что прогнозируемая
доля ВАТ увеличится
настолько,
насколько доля
Европы сократится
- на 17,3%. Прогнозируемый
уровень годового
роста в 1990-2000 гг.
составит 2,7% для
Европы и 6,8% для
ВАТ (табл. 7.1). В
других регионах
мира прогнозы
на тот же период
показывают
незначительный
рост: в Южной
Азии - 6,1%, в Африке
- 5, на Ближнем
Востоке - 4%.
Таблица 5
Средние темпы ежегодного роста прибытий туристов по регионам, % [14]
Период (годы) |
В мире |
Европа |
Америка |
ВАТ |
1950-1970 |
9,9 |
10,9 |
9,9 |
18,1 |
1970-1980 |
5,7 |
5,3 |
3,8 |
14,7 |
1980-1990 |
4,7 |
4,1 |
4,3 |
9,6 |
1990-2000 |
3,8 |
2,7 |
4,6 |
6,8 |
2000-2010 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
6,5 |
Источник: ВТО.
После небольшого перерыва в следующем веке международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как туристский спрос имеет свои собственные детерминанты. Однако значительные изменения будут происходить в распределении туристских потоков в