Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв.м.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Оборудование торгового предприятия"
на тему: Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв. м.
Содержание
Введение
1. Характеристика торгового предприятия
2. Устройство и планировка магазина
3. Торговая мебель
4. Контрольно-кассовые машины
5. Системы безопасности
6. Телефонное обеспечение
7. Рекламно-выставочный инвентарь
7. Расчетная работа
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Предметом дисциплины "Оборудование предприятий" является изучение механизации и автоматизации процесса товародвижения, анализ рынка оборудования, подбор, установка и рациональная эксплуатация всех видов торгово-технологического оборудования. Изучение дисциплины основано на достижениях науки, техники и технологии, мировой практики совершенствования процесса товародвижения.
Торгово-технологическое оборудование, попадая в торговлю, становится существенной частью материально-технической базы предприятия, важнейшим прогрессивным элементом торгово-технологического процесса и процесса товародвижения в целом.
Участники рынка торгово-технологического оборудования являются, с одной стороны, предприятия, формирующие предложения, к которым относятся производственные предприятия отечественных и зарубежных фирм. Основные потребители рынка торгово-технологического оборудования - различные производственные, торговые, пищевые предприятия и предприятия сферы быта и услуг. Все они являются участниками процесса товародвижения. Товародвижение - специально организованный процесс перемещения товаров от сферы производства до сферы потребления.
Целью данной курсовой работы является разработка плана торгового зала предприятия, а именно магазина, специализирующегося на продаже одежды, оснащение торгового процесса современными видами торгового оборудования и инвентарем, оптимизация количества используемого оборудования.
1. Характеристика торгового предприятия
Магазины являются основными видами предприятий розничной торговли. Эффективность работы торговых предприятий, уровень культуры обслуживания покупателей во многом зависят от устройства и внутренней планировки торговых зданий.
Устройство и внутренняя планировка торгового здания должны соответствовать товарному профилю магазина, обеспечивать возможность применения прогрессивных методов продажи, условия для полной сохранности товарно-материальных ценностей, высокий уровень производительности труда работников торгового предприятия, внедрение механизации и др.
Предприятия розничной торговли могут быть размещены в отдельно стоящих зданиях и на первых этажах жилых домов. Магазины, размещаемые на первых этажах жилых домов, могут быть встроенными, т.е. занимать весь или часть первого этажа, и встроено-пристроенными, когда одни помещения находятся на первом этаже и в подвале (как правило, подсобные), а другие (обычно торговый зал) вынесены за пределы первого этажа в виде отдельного блока.
Торгово-оперативные процессы в магазине могут быть должным образом организованы при условии, если размеры, устройство и внутренняя планировка магазина отвечают современным требованиям.
При планировке и размещении помещений магазинов необходимо соблюдать следующие основные требования:
торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
помещения для хранения товаров должны быть расположены так, чтобы при необходимости их можно было бы изолировать;
оборудование непродовольственный магазин планировка
не разрешается устраивать проход в административные, подсобные и технические помещения через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;
помещения для хранения товаров не должны быть проходными;
приемочные следует располагать по возможности ближе к помещениям для хранения товаров.
Планировка торгового зала магазина самообслуживания имеет некоторые особенности. Площадь торгового зала магазина самообслуживания подразделяется на площадь, занятую оборудованием для размещения, показа и продажи товаров (28 %), площадь проходов для покупателей (50 - 52 %) и площадь, занимаемую прилавками обслуживания и узлами расчета (10 - 20 %).
При планировании торгового зала магазина самообслуживания следует учитывать:
максимальную площадь торгового зала с необходимыми подсобными помещениями;
рациональное движение покупательских потоков;
расположение торгово-кассовой зоны при выходе;
компактность и привлекательный вид торгового зала.
Удачная планировка торгового зала и удобное размещение оборудования в магазине самообслуживания позволяют покупателям легко ориентироваться, быстро выбрать товары и рассчитаться.
Рациональность выбора и эффективность расстановки в зоне обслуживания оборудования, предназначенного для размещения, показа и продажи товаров, оценивают по коэффициентам установочной и демонстрационной площади.
Под установочной принимается часть торговой площади, занятая основанием оборудования: прилавками, горками, контейнерами, столами, кассовыми кабинами. Она включает и площадь, занятую вспомогательным оборудованием. Исчисляется установочная площадь с учетом размеров оборудования. Коэффициент установочной площади счисляется как суммы площади основания отдельных видов оборудования к общей площади торгового зала.
Демонстрационная площадь - это площадь выкладки товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Коэффициент демонстрационной площади определяется как соотношение демонстрационной площади магазина к общей площади торгового зала.
Для продажи товаров, на которые не распространяются прогрессивные методы торговли, в торговом зале устанавливаются прилавки.
Площадь проходов для покупателей включает все основные и боковые (между островными горками) проходы, а также свободную площадь перед входом в магазин и выходом из него.
Площадь узлов расчетов состоит из площади, занятой кассовыми кабинами проходами между ними, столами для упаковки товаров, проходами между кабинами контролеров-кассиров и стеной, витриной, нерабочей стороной оборудования. Она включает также площадь для хранения закупочных корзин и тележек.
Важное значение придается освещению помещений магазинов. Нормы естественного освещения определяются отношением оконных, витринных и дверных проемов к площади зала. Для торговых залов это соотношение должно составить 1: 6, для подсобных - 1: 10.
При искусственном освещении предпочтение отдается люминесцентным лампам, которые благоприятно действуют на зрение, имеют более долгий срок службы и экономичны в эксплуатации.
В данной работе представлена планировка непродовольственного торгового предприятия, площадь торгового зала которого составляет 450 кв. м. Специализируется данный магазин на реализации одежды. Магазин расположен в отдельно стоящем здании. Здесь имеются следующие основные группы помещений: торговый зал, помещения для приемки, хранения, подготовки товара к продаже, административное помещение, технические помещения. Торговый зал, административные и технические помещения располагаются на первом этаже здания, остальные помещения располагаются в подвале здания.
Торговый зал - это основное помещение магазина. Он занимает центральное место в составе планировочных зон магазина. В торговом зале размещаются рабочий и выставочный товар, рабочие места продавцов и кассиров.
Оплата покупок производится с помощью контрольно-кассовых машин наличным и безналичным расчетом.
2. Устройство и планировка магазина
Наряду с улучшением планировки и повышением эффективности использования площадей для рациональной организации работы магазина весьма важное значение имеет оснащение его торговым оборудованием, средствами механизации, а также различными приспособлениями, инструментами и инвентарем, с помощью которых осуществляется продажа товаров.
Оснащение магазинов современными видами торгового оборудования и инвентарем предъявляет повышенные требования к работникам магазина. Они должны хорошо знать значение каждого вида оборудования и инвентаря, правила эксплуатации, в совершенстве владеть приемами и методами работы с применением различных приспособлений и механизмов и т.д.
За последние годы оборудование магазинов во многом изменилось, что связано с расширением прогрессивных методов продажи товаров, применением новых материалов, используемых для его изготовления и др. Ежегодно объем производства оборудования увеличивается, вводится много новых видов.
Торговое оборудование должно отвечать следующим требованиям:
иметь стандартные размеры и состоять из сборных элементов, из которых можно составлять различные конструкции;
быть удобной для осмотра и выбора товаров;
обладать достаточной емкостью для обеспечения рациональной выкладки;
быть конструктивно прочным и недорогим в изготовлении;
иметь прочную облицовку, отвечающую санитарным и гигиеническим требованиям и обеспечить удобное крепление ценников;
конструкция оборудования должна обеспечить оптимальное использование площади торгового зала;
форма и конструкция оборудования должны составлять единое целое с оформлением торгового зала.
Оборудование должно также отвечать определенным эстетическим требованиям.
Согласно санитарно-техническим требованиям поверхность торгового оборудования должна быть водостойкой и легко очищаться от загрязнений. На оборудовании не должно быть излишних углублений, зазоров и т.п.
Применяемое в торговле оборудование разделяют по следующим признакам: месту использования, способу установки, товарному профилю, назначению, конструкции.
По месту использования оборудование разделяют на две группы: для торговых залов магазинов и для подсобных помещений.
По способу установки - на пристенное, островное, настенное и встроенное.
По товарному профилю - на специализированное, используемое для размещения и продажи определенной группы или определенного вида товара, универсальное, используемое для размещения и продажи товаров различных групп.
По назначению - на оборудование для денежных расчетов с покупателями (кабины контролера-кассира); для демонстрации образцов товаров (витрины); для размещения и показа товаров в торговом зале (горки, шкафы); для хранения товаров (стеллажи, подтоварники, поддоны); для подготовки товаров к продаже (стола для бракеража товаров, фасовки).
Размеры торгового оборудования должны обеспечивать его достаточную вместимость и быть удобными для покупателей. Товары на оборудовании следует размещать так, чтобы они находились в пределах видимости и досягаемости покупателей, а также, чтобы не требовалось больших усилий от продавца при их выкладке.
Оборудование для розничной торговли включает:
инвентарь для вскрытия тары, упаковки;
весоизмерительное оборудование для приемки товаров;
оборудование для хранения товаров, в том числе холодильное;
фасовочное, упаковочное, этикеировочное оборудование, если товар поступил не в потребительской таре;
инвентарь для продажи товаров (мерные кружки, ножи и др.);
весоизмерительное оборудование для продажи товаров;
торговая мебель;
торговое холодильное оборудование;
контрольно-кассовое оборудование (кассовые терминалы, компьютерная техника) и узлы расчета;
оборудование для дополнительного обслуживания покупателей.
Последовательность перечисления применяемого оборудования соответствует логике товародвижения от сферы производства до сферы потребления.
3. Торговая мебель
Внедрение новейших методов выкладки и продажи предъявляет к торговой мебели новые требования. Она должна соответствовать современным представлениям дизайна, технологии и производственной эстетики, способствовать привлечению покупателей, увеличению товарооборота и повышению культуры торгового обслуживания.
Оснащение магазина правильно подобранной торговой мебелью позволяет более рационально организовать торгово-технологический процесс, эффективно использовать торговые площади, повысить пропускную способность, обеспечить необходимое архитектурно-художественное оформление интерьера торгового зала.
Производство торговой мебели постоянно расширяется, при этом учитываются такие направления ее совершенствования, как:
универсальность;
унификация узлов и деталей;
увеличение емкости;
расширение номенклатуры приспособлений для выкладки товаров;
применение недорогих пластиковых и других облегченных материалов;
производство быстро сборного торгово-выставочного оборудования из стекла и зеркал;
проектирование торгового оборудования нового поколения;
производство торгового и выставочного оборудование их ламинированных ДВП в сочетании с металлическим профилем;
Большие резервы в рационализации использования торговой мебели заключаются в унификации каркасных и композиционных конструкций различных ее типов с целью достижения возможности взаимозаменяемости узлов и деталей торговой мебели одного типа узлами и деталями другого. Решение этой проблемы позволяет разрабатывать систему кооперирования между различными производителями торговой мебели и дает существенный экономический эффект.
Торговую мебель принято классифицировать по следующим признакам:
по функциональному назначению - для хранения, подготовки товаров к продаже, их показа, выкладки и продажи, транспортирования, хранения и продажи, расчетов с покупателями и дополнительного обслуживания;
по месту использования - для торговых залов магазинов, помещений для приемки, кратковременного хранения, подготовки товаров к продаже;
по способу установки - пристенная, островная, привитринная, настенная и встроенная;
В зависимости от конструкции торговую мебель подразделяют:
по принципу устройства - полочная, каркасная и трубчатая;
по комплектности - детали, элементы, приспособления, композиции горок;
по способу сборки - неразборная, сборно-разборная и складная;
по материалу изготовления - пластиковая, из стекла и зеркал, металлическая, деревянная, комбинированная с применением металла, дерева, ДСП, стекла и пластмасс в различных сочетаниях.
При конструировании торговой мебели стремятся не только увеличить ее экспозиционную площадь, но и оснащают некоторые ее виды встроенным люминесцентным освещением, наклонными кронштейнами, зеркалами и другими приспособлениями с целью обеспечения широкого показа товаров и создания покупателям максимума удобств и комфортности при выборе товаров.
Необходимо, чтобы форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствовали ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению торгового зала.
Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для ее изготовления, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки торговых помещений. В связи с этим торговая мебель должна иметь качественную отделку с гладкой поверхностью без лишних зазоров, выступов и углублений.
Рабочие поверхности торговой мебели, соприкасающиеся с продуктами, должны изготавливаться из материалов, разрешенных к применению в торговле продовольственными товарами.
Для оснащения торгового зала магазина, специализирующегося на продаже одежды, применяются следующие виды оборудования:
ГОРКИ серии "Tomsal 1,2":
Металлические горки серии " Tomsal 1" прочно зарекомендовали себя как оптимальное оборудование для торговых предприятий различной специализации.
ДИСПЛЕЙ ПАНЕЛЬ:
Предназначено для выставки и продажи различных товаров, в зависимости с какими аксессуарами педставленно.
КАБИНА ПРИМЕРОЧНАЯ:
Кабина примерочная двух секционная, комплектуется крючком, зеркалом и штангой под шторку.
ПРИЛАВОК LW2-P.
БАНКЕТКА 55T-2M предназначена для примерки обуви.
Системы входа и барьерных ограждений
Предлагаемые фирмой "Wanzl" пропускные системы характеризуются современным комфортом и продуманными техническими решениями. Представляют собой целостную универсальную систему, состоящую из совмещаемых элементов. Предлагаются решения для магазина любого формата. В ассортименте представлены как классические и традиционные решения, так и новейшие разработки, такие, как автоматические турникеты, пропускные системы с электронным управлением, инфракрасным фотодиодом и механизмом для учета количества покупателей.
рамка поворотная;
перегородка для барьера;
турникет;
перегородка для тележек.
Таблица 1. Технические характеристики торговой мебели
№ п/п |
Наименование торгового оборудования, марка, фирма |
Ширина, м | Длина, м | Площадь уст. ед. оборудования | Кол-во ярусов | Площадь эксп. ед. оборудования | Кол-во едениц оборудования в группе | Площадь установочная группы оборудования | Площадь экспозиционная группы оборудования |
1. | Дисплей панель | 0,60 | 0,9 | 0,54 | 5 | 2,7 | 138 | 74,52 | 372,6 |
2. | Прилавок глухой LW2-P | 0.5 | 0.92 | 0.46 | 1 | 0.46 | 5 | 2.3 | 2.3 |
3. | Прилавок остеклённый | 0,5 | 0,92 | 0,46 | 2 | 0,92 | 4 | 1,84 | 3,68 |
4. | Прилавок угловой | 0,5 | 0,5 | 0,25 | 3 | 0,75 | 2 | 1 | 1,5 |
5. | Горка Tomsal 1 | 0,4 | 0,9 | 0,36 | 4 | 1,44 | 32 | 11,52 | 46,08 |
6. | Горка Tomsal 2 | 0,4 | 0,9 | 0,36 | 4 | 1,44 | 16 | 5,76 | 23,04 |
7. | Кабина примерочная 2х секционная | 1,2 | 2,38 | 2,856 | 1 | 2,856 | 4 | 11,425 | 11,425 |
8. | банкетка | 0,45 | 1 | 0,45 | 1 | 0,45 | 40 | 18 | 18 |
Для обеспечения планировочной схемы производится выбор оборудования и торгового инвентаря, позволяющий с учетом ассортимента реализуемого товара произвести оптимальную выкладку и обеспечить сохранность торговой продукции.
Оптимальность выбранной планировочной схемы будет определяться двумя коэффициентами:
Куст = ∑Sуст = 126,384/450 = 0,2808
Sт. з
Кэксп = ∑Sэксп = 478,594/450 = 1,0635
Sт. з
Зона размещения торгового оборудования должна составлять 28 %, при коэффициенте установочной площади 0,28, в нашем случае Kуст = 0,0,28.
4. Контрольно-кассовые машины
В торговые предприятия поступают большие суммы денежной выручки. Необходимо обеспечить правильный учет денежных средств, четкий контроль за их сохранностью и своевременную сдачу.
Правильно организованный учет и контроль денежной выручки - необходимое условие соблюдения принципов рационального хозяйствования в торговле и сохранности товарно-материальных ценностей. Расчеты с покупателями и учет поступающих от них денежных сумм осуществляет либо непосредственно продавец, либо специально выделенный для этой цели работник - кассир-контролер.
Наиболее эффективный способ расчета с покупателями - автоматизированный способ с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Он обеспечивает точный учет денежной выручки и контроль продажи товаров, позволяет проверить правильность выполнения расчетно-кассовых операций, сокращает время, необходимое для расчетов, повышает производительность труда контролеров-кассиров, снижает до минимума возможность ошибок при расчетах, предоставляет сведения об объемах продаж товаров и количестве обслуженных покупателей по часам рабочей смены.
Уровень автоматизации расчетно-кассовых операций характеризуется многообразием автоматически выполняемых функций и скоростью действия ККМ, оперативностью и количеством выдаваемой информации и пропускной способностью узла расчета. Современные электронные ККМ оснащены блоком памяти и выполняют функции поиска цен товаров, относящимся к различным торговым отделам, могут вести учет по товарным группам, видам, наименованиям.
Электронно-регистрационные машины (ЭКРМ) имеют сканирующие устройства, позволяющие определить стоимость товара автоматически, без набора ее на клавиатуре. Новые модели ЭКРМ могут выполнять функцию кассового терминала в роли головного устройства, управляющего работой нескольких ККМ.
Разработка автоматизированных рабочих мест контролера-кассира для предприятий розничной торговли позволяет:
считывать информацию, нанесенную в виде штриховых кодов на упаковку или ярлыки товаров, и записывать ее в определенном коде в запоминающее устройство или вводить в компьютер;
выполнять расчетные операции с учетом скидок и надбавок;
обеспечивать различные виды оплат - наличный, безналичный расчет, чеками, с помощью пластиковых карт;
осуществлять контроль над операциями, выполняемыми контролером-кассиром;
регистрировать покупку на уровне групп и наименований товаров;
автоматически вызывать цены из запоминающего устройства;
выдавать оперативные и итоговые статистические данные продажи товаров;
отображать информацию для покупателя.
В данном магазине используется контрольно-кассовая машина POS терминал TEC ST СПF. Активная системная контрольно-кассовая машина TEC ST СПF - это компьютерный кассовый аппарат нового поколения от фирмы TOSHIBA TEC Corporation (Япония). Терминал TEC ST СПF - это одна из последних моделей популярной серии Open POS.
Характеристики терминала TEC ST СПF:
Несущий металлический каркас обеспечивает защиту от воздействия электромагнитных полей и статического электричества;
Материнская плата специально спроектирована по стандартам промышленных систем. Прекрасно рассчитанная вентиляция защитит от сбоев в самое жаркое время;
Шесть последовательных портов (из них 4 с питанием) позволяют использование любого набора периферийного оборудования: сканеров, считывателей карточек, весов и т.п.;
Денежный ящик со съемной кассетой, снабженной закрываемой на ключ крышкой, упростит внесение размена, инкассацию, переход кассира с кассы на кассу;
Замок денежного ящика закрыт металлической накладкой, которая не дает открывать его ключом без команды программы, но может быть отвинчена в экстренном случае;
Дисковод и кнопка включения питания запираются на ключ;
Терминал опционально может иметь встроенный источник бесперебойного питания.
Кассовый терминал TEC ST СПF внесён в "Государственный Реестр ККМ, разрешенных к использованию на территории РФ" для сферы торговли. Терминал специально создан для жестких условий кассовой линейки супермаркета и гипермаркета, но благодаря гибкости конфигурации, большому выбору периферийного оборудования и современной аппаратной платформе удобен и для предприятий иных форматов, в которых эргономичность и надежность являются определяющими факторами при подборе оборудования.
Под рабочим местом контролера-кассира в магазине самообслуживания понимается часть торгового зала, оснащенная специальным оборудованием для расчетов с покупателями.
Рабочее место контролера-кассира должно рассматриваться как один из самых важных и ответственных участков магазина. От его организации во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания покупателей.
Главная задача рациональной организации рабочего места контролера-кассира заключается в обеспечении высокой эффективности его труда, максимальной пропускной способности рабочего узла при высокой культуре обслуживания покупателей. Уровень организации рабочего места контролера-кассира определяется его планировкой, оснащением и оборудованием.
При организации рабочего места контролера-кассира необходимо учитывать следующее:
кассовую кабину располагают у выхода из торгового зала, а при боксовой системе - у выхода из зоны боксов;
площадь вокруг кассовых кабин должна обеспечивать беспрепятственное движение покупателей;
Важно, чтобы узлы расчета были компактными и занимали небольшую площадь, а их расположение соответствовало направлению потоков покупателей и исключало их встречное движение.
При размещении инвентаря на рабочем месте контролера-кассира необходимо соблюдать следующие правила:
на рабочем месте должно находиться все необходимое и не должно быть ничего лишнего;
каждый предмет должен иметь свое постоянное место, что обеспечивает автоматизм рабочих движений;
предметы, которые чаще требуются для выполнения работы, должны быть расположены ближе к работнику;
предметы, используемые последовательно, должны быть расположены рядом, чтобы можно было использовать обратные движения рук;
все предметы должны быть размещены в зоне досягаемости рук работника.
Уровень организации рабочего места и производительность труда контролера-кассира во многом зависят от правильности выбора типа контрольно-кассовых машин. При выборе типа кассовой машины учитывают такие факторы, как объем товарооборота, метод продажи товаров, количество секций (отделов), среднюю стоимость покупки, интенсивность покупательских потоков, производительность контрольно-кассовой машины.
Правилами установлено, что при денежных расчетах с покупателями разрешается применение только тех типов контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.
Уход за кассовой машиной, проверка ее исправности, а также уборка кассовой кабины и инвентаря осуществляется контролером-кассиром, а обеспечение рабочего места разменной монетой, необходимыми упаковочными материалами и средствами ухода за контрольно-кассовой машиной - администрацией магазина.
В течение всего рабочего дня контролер-кассир должен следить за порядком на своем рабочем месте, за чистотой и правильным расположением инвентаря и приспособлений, используя свободное время для устранения замеченных недостатков.
В случае неисправности машины контролер-кассир обязан принять срочные меры для ее устранения, а при необходимости вызвать механика. Периодически, не реже одного раза в месяц, механик должен осматривать машину, смазывать ее, проверять работу отдельных узлов.
Ответственность за организацию и состояние своего рабочего места несет контролер-кассир, а контроль за правильностью организации расчетов осуществляет администрация магазина.
При рациональной организации расчетов с покупателями контролер-кассир выполняет свои действия в следующей последовательности:
четко называет сумму полученных денег и кладет их на виду у покупателя;
печатает чек на кассовой машине;
называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
5. Системы безопасности
Магазинные кражи - это лишь одно из преступлений, встречающихся в сфере торговли. Существуют и другие проблемы, которые требуют отдельного анализа ситуации и различных мер по предотвращению. Например кражи служащим персоналом.
Понимание факторов, содействующих проблеме воровства, поможет Вам выявить ключевые моменты и выбрать наиболее подходящие меры для решения проблемы воровства в магазине, а также определить степень эффективности принимаемых мер.
Принципиальным фактором, определяющим объем магазинных краж, является тип продаваемых в магазине товаров. По понятным причинам, процент краж в мебельных магазинах гораздо ниже, чем, например, в аптеках или продуктовых магазинах.
На этапе планировки магазина необходимо учитывать множество различных факторов, которые могут тем или иным образом способствовать кражам в магазине.
Результаты исследований дают общие разумные предложения определенной планировки магазинов и такого расположения стеллажей, которые препятствуют магазинным кражам. Многое также касается способности персонала наблюдать за покупателями.
Среди основных характеристик планировки наиболее подверженных кражам магазинов следующие:
много выходов, в особенности тех, где можно выйти, минуя выходной контроль;
наличие проходов, тупиковых уголков и укромных мест;
наличие комнат отдыха или примерочных;
высокие стеллажи с товаром, которые скрывают покупателей (и воров) от обозрения;
наличие проходов между рядами, за которыми персонал не может наблюдать из одной точки.
Возможные меры:
1. Улучшение планировки магазина и расположения стеллажей Планировка магазина и расположение товаров должны обеспечить служебному персоналу возможность эффективно наблюдать за покупателями. Для этого необходимо тщательно продумать размещение обзорных зеркал наблюдения, уменьшить количество выходов, укромных уголков и глухих мест, обеспечить хорошее освещение, уменьшить высоту стеллажей с товаром, переложить "горячие" товары в более охраняемые места.
2. Ужесточение контроля за движением товаров Процедура учёта товаров должна способствовать раскрытию магазинных краж и выявлению из них краж служебным персоналом.
3. Подготовка персонала.
Персонал должен обучаться поведению в случае обнаружения факта краж.
4. Изменение кадровой политики При определении подходящих кандидатов на вакантное место проводится тестирование на предрасположенность к воровству. В контракте прописываются меры и штрафные санкции за совершение краж. Среди сотрудников пропагандируется честная работа.
5. Использование обзорных зеркал Определив труднообозримые площади торгового зала, установите обзорные зеркала - они помогут персоналу магазина контролировать действия покупателей. Также немаловажно, что покупатель со злым умыслом, увидев зеркало, задумается о целесообразности кражи в этом магазине.
Снизить внутренние и внешние потери можно, организовав защиту:
радиоэлектронные системы сигнализации;
системы сигнализации-оповещения;
системы слежения (видеокамеры).
Радиоэлектронные системы сигнализации - самый популярный способ защиты товара, при котором различные радиоэлектронные датчики крепятся к каждой единице товара. У выхода из торгового зала устанавливают антенны и системы оповещения, которые срабатывают при приближении датчика. Миновать антенну можно лишь после того, как кассир снимет или отключит датчик с оплаченного товара. Система включает комплекс бирок, рамки-антенны и деактивирующее устройство или съемный ключ. Используемые сегодня датчики делятся на три группы:
деактивируемые - одноразовые датчики-ярлыки, крепящиеся к товару с помощью этикет-пистолета. На кассовых местах находятся деактивирующие устройства, прикосновения к которым достаточно для того, чтобы деактивировать датчик. Ярлык может служить одновременно и штрих-кодом. Деактивирующее устройство может использоваться отдельно или интегрировано в сканирующее устройство, тогда процесс считывания совмещается с деактивацией датчика;
недеактивируемые - жесткие многоразовые датчики-бирки, которые прикрепляются непосредственно к товару с помощью зажима или специального тросика. Снять их можно только при помощи специального ключа, находящегося у продавца. Возможность многоразового использования удешевляет эксплуатацию системы. Датчики-бирки не имеют широкого применения в продовольственных магазинах;
Checklink - датчик, который при попытке сломать или снять его без ключа, выстреливает струей несмываемой краски, оставляющей на вещи метку и портящей продукт.
Системы сигнализации-оповещения сообщают продавцу о том, что товар снят с витрины. Сам этот факт является чрезвычайной ситуацией и требует немедленного вмешательства персонала.
Система слежения - устройства для наблюдения и видеозаписи, как видимые для покупателя, так и замаскированные камеры с объективом диаметром около 1 мм и углом обзора 60 - 85 град., обычно их прячут в стены или непосредственно встраивают в торговое оборудование, располагая в местах, плохо видимых для персонала торгового зала. Контроль осуществляется оператором, находящимся вне зала. Видеозапись кражи товара служит уликой для вора, задержанного по сигналу оператора.
В связи с этим торговом предприятии установлена система видеонаблюдения: радиокамера LYD-203.
Данное устройство запитывается от сети через адаптер, после этого видеокамера уже начинает передавать сигнал - цветное изображение со звуком на приемное устройство. Запитываем приемник от электросети через адаптер, присоединяем приемник проводом аудио/видео тюльпан к телевизору. Имеет пластмассовый корпус, направленный микрофон и кронштейн для крепления беспроводной камеры.
Технические характеристики видеокамеры:
частотный диапазон | 2.400-2.483 МГц |
разрешение | 380 ТВ линий |
поддержка видео систем | NTSC и PAL |
настраиваемый микрообъектив | Угол 52 градуса |
объектив | 2 мм, автоматическая диафрагма |
вес | Около 30 гр |
размер | 25х23х23 мм |
минимальная освещенность | 1,5 люкс |
Технические характеристики приемника:
рабочая частота | 2414-2468 Мгц |
чувствительность | -85dB |
потребление энергии | < 2W |
рабочая температура | -10; +50 град. |
размеры | 115х80х21 мм |
вес | 150 гр. |
Поддержать порядок в магазинах и предотвратить кражи товаров поможет противокражное оборудование. Акустомагнитные противокражные системы WG Multi-Guard будут следить за кражами товаров и при попытках выноса неоплаченных товаров оповещать об этом охрану.
Противокражная система WG Multi-Guard
Система WG Multi-Guard - это оптимальное соотношение таких качеств, как безупречная защита товаров от краж, хороший дизайн и доступная стоимость.
WG Multi-Guard является флагманом ленейки противокражного оборудования компании WG Security и, в тоже время, первой акустомагнитной системой производства WG Security. С ее появлением на российском рынке пользователь в полной мере оценил широкие возможности акустомагнитной технологии защиты от краж.
Сейчас система WG Multi-Guard является более поплярной акустомагнитной системой, ее можно встретить во многих магазинах России. По сравнению с акустомагнитными системами других производителей, WG Multi-Guard менее требовательна к окружающей обстановке и одинаково уверенно работает как в небольших магазинах, так и в огромных торговых центрах.
Особенности системы:
Подключение внешней сигнализации;
Автоматическая подстройка;
Автоматическая адаптации под помеху;
Счетчик срабатывания;
Индикация работы;
Индикации тревоги;
Возможность обновления прошивки;
Технические характеристики:
Частота работы | 58КГц |
Режим работы | двухантенный, многоантенный |
Система управления | самонастраивающаяся DSP |
Индикация тревоги | световая, звуковая |
Индикация работы | да |
Габариты антенны | 1730Х427 мм |
Энергопотребление | 73 Вт |
Расстояние детекции датчиков | |
Гибкие датчики | до 160 см |
Жесткие датчики | более 200 см |
Владельцу современного магазина не понаслышке известно о существовании проблемы магазинных краж - одного из наиболее общих, но наименее обнаруживаемых и широко известных преступлений. Возможно, это и не удивительно, что магазинные кражи так широко распространены: В магазинах заманчиво красуются дорогие товары, некоторые из которых могут быть недоступны части посетителей. При этом - методы самообслуживания, которые очень широко распространены в наше время, предоставляют покупателям благоприятные возможности брать вещи в руки, рассматривать их, и …. прятать в одежде и сумке. Искушение слишком велико, и некоторые не сдерживаются. Люди знают, что у них небольшой шанс быть задержанными, а даже если их и задержат, то в большинстве случаев они могут предоставить благовидное оправдание, например, что они просто забыли заплатить.
Исследования эффективности защиты противокражных систем показывают, что их использование может снизить магазинные кражи и общую недостачу товара от 35 до 95 процентов.
Все разнообразие существующих мер сокращения краж можно условно разделить на две группы - организационные и технические. Тогда как организационные меры вполне могут быть реализованы в жизнь собственными силами магазина, меры связанные с приобретением и внедрением специализированного оборудования предполагают наличие специфических знаний и не терпят непрофессионализма. Результат неправильного выбора оборудования, неправильного внедрения системы не заставит себя долго ждать. Потраченные средства могут не окупиться.
Поэтому самый Важный критерий - это выбор правильного партнера с большим опытом работы, большой базой знаний, накопленным опытом и квалифицированным персоналом.
Противопожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Общеизвестно, что своевременно принятые меры при возникновении загорания сводят причиненный ущерб к минимуму. Полную информацию о состоянии магазина и его внутренних помещениях на предмет загорания, задымления может дать только система сигнализации о пожаре: тепловая, дымовая и наиболее современная адресная.
Все магазины должны быть оборудованы противопожарными установками, сигнализацией и иметь простейшие средства пожаротушения - огнетушители, асбестовые полотна, бочки с водой, пожарные ведра, топоры, ломы, пожарные багры, ящики с песком, лопаты и т.п. К противопожарным установкам относится оборудование для тушения пожара водой - водопровод и автоматические устройства.
Огнетушители бывают жидкостными, пенобойными, порошковыми и снежными. Жидкостные выбрасывают жидкость, пенобойные - пену, порошковые - огнетушительный порошок, снежные - твердый углекислый газ в виде снега с температурой - 79°С.
Жидкостный и пенобойный огнетушитель - это баллоны цилиндрической формы, заполняемые щелочной жидкостью. В жидкости находится стеклянная трубка в металлической сетке, заполненная кислотой. При ударе огнетушителя ударником об пол трубка разбивается, и от взаимодействия кислоты со щелочью начинается бурная реакция. Давление достигает 4 атм., и из огнетушителя выбрасывается струя жидкости или пены на расстояние 12 м. Продолжительность действия примерно 60 сек.
Противопожарный инвентарь должен находиться на видном месте. Огнетушители нужно устанавливать в специальных гнездах или подвешивать.
Крупные магазины связаны постоянной сигнализацией с пожарной охраной. В магазинах на видных местах установлены коробки красного цвета с надписью "При пожаре разбей стекло и нажми кнопку". При нажатии кнопки загорается сигнал на пульте в помещении пожарной охраны, где указаны адреса магазинов.
В данном магазине в целях пожарной безопасности используются системы пожарной сигнализации Aritech FP2000, обеспечивающие надежное и современное оповещение соответствующих служб о возникновении возгорания или предпожарной ситуации.
Выпускаемая компанией General Electric Security система пожарной сигнализации Aritech на базе прибора FP2000 является гибко программируемой и масштабируемой системой и может использоваться в зданиях различного назначения и любой площади. В зависимости от модификации, система пожарной сигнализации допускает подключение от 2 до 8 шлейфов пожарных датчиков (на 1 шлейф могут быть подключены пожарные датчики общим числом до 128). FP2000 имеет мембранную клавиатуру с оптимальным набором функциональных клавиш и жидкокристаллический дисплей, на котором отображается системная информация и текущие данные на русском языке. При установке в больших по площади зданиях можно объединять приборы в сеть ARCNET, образуя гибко масштабируемую систему пожарной сигнализации, интегрируемую с другими устройствами и системами безопасности и жизнеобеспечения здания.
Благодаря эргономичному дизайну и русифицированному программному обеспечению, система пожарной сигнализации проста в управлении и обслуживании. На передней панели прибора FP2000 расположены жидкокристаллический дисплей на 80 символов и мембранная клавиатура. На дисплеи отображается информация об адресе и текущем состоянии пожарных датчиков (текущее значение величины сигнала; текущее тестовое значение; среднее, наибольшее и наименьшее значение величины сигнал; качество связи с пожарным датчиком и степень его загрязненности) или другого подключенного оборудования.
Кроме этого, система пожарной сигнализации на базе FP2000 имеет 4 стандартных и 4 программируемых встроенных релейных выхода, через которые прибор может передавать тревожную информацию на системы оповещения о пожаре, системы автоматического пожаротушения и другие инженерные системы здания с указанием адреса тревожной зоны. Гибко программируемая логика входа/выхода позволяет практически произвольно настроить реакцию прибора на сообщения о пожаре или неисправности.
6. Телефонное обеспечение
Телефон SENAO SN-258 PLUS
SENAO на сегодняшний день единственный производитель радиотелефонов дальнего радиуса действия высокого качества. На российском рынке можно встретить радиотелефоны дальнего радиуса действия HARVEST, PAWASONIC и других малоизвестных производителей. Радиотелефоны большого радиуса действия SENAO - это гарантия высокого качества, действительно значительная дальность работы и долгий срок эксплуатации.
Плюсы радиотелефона SENAO SN-258 PLUS:
Невысокая стоимость радиотелефона возможность подзарядки трубки радиотелефона SENAO от автомобиля блокировка клавиатуры радиотрубки.
Минусы радиотелефона SENAO SN-258 PLUS:
Нет ЖК-дисплея на радиотрубке нет набора на базе радиотелефона SENAO.
Дальность работы | В городских условиях: | до 15 км |
На открытой местности: | до 25 км | |
Частота работы, МГц | 262 | 388 |
Выходная мощность, Вт | 1 | 0,35 |
Вес, г | 620 | 210 |
Размер, мм | 195х145х51 | 150х53х32 |
Питание | АС 220В/50Гц DC 8В/800 мАч | Аккумулятор 4.8В/750 мАч /Ni-Mh |
Количество каналов автосканирования | - | 240 |
Шаг автосканирования, Кгц | - | 25 |
Функции радиотелефона SENAO SN-258 PLUS:
Автосканирование с многоканальным доступом.
Возможность подключения нескольких переносных трубок радиотефона SENAO SN-258 + (до15).
Двухсторонняя связь между базой радиотелефона и переносной трубкой SENAO SN-258 PLUS (интерком).
Связь между