Совершенствование мотивации труда как функции управления в ОАО "Хлебная база № 52"
руб. до 1946 тыс. руб., что составило 249,5%.2.2 Анализ состава персонала в ОАО «Хлебная база №52»
Кадры являются наиболее ценной и важной частью производительных сил общества. В целом эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Проанализируем кадровый состав предприятия.
Таблица 2.3 – Состав персонала ОАО «Хлебная база №52», чел.
Категории работников | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2005 г., % |
ППП, из них: | 66 | 68 | 77 | 78 | 79 | 119,6 |
-руководители | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 100,0 |
-служащие | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 116,6 |
– рабочие, в т.ч. с высшим образованием |
44 12 |
46 12 |
52 15 |
54 15 |
55 17 |
125,0 141,6 |
– специалисты, в т.ч. с высшим образованием |
11 8 |
11 8 |
13 10 |
13 11 |
13 11 |
118,1 137,5 |
Непромышленная группа | 10 | 10 | 11 | 11 | 11 | 110 |
Всего: | 76 | 78 | 88 | 90 | 91 | 119,7 |
Основную часть работающего персонала составляют рабочие, занятые на производстве, специалисты. Как показано в таблице 2.3, кадровый состав ОАО «Хлебная база №52» претерпел с 2005 года по 2009 года незначительные изменения, с 76 человек до 91 человека. Связано это с тем, что в течение пяти лет экономическая ситуация на предприятии стабилизировалась, что позволило привлечь новых рабочих. Численность руководящего состава осталась неизменной.
Таблица 2.4 – Состав заработной платы работников ОАО «Хлебная база №52», тыс. руб.
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2005 г., % |
Распределение ФОТ в основной деятельности | 88840,0 | 123320,0 | 143910,38 | 193500 | 241150,0 | 271,4 |
Основная заработная плата | 31400,0 | 42180,0 | 51540,2 | 69660,0 | 86814,0 | 276,4 |
Дополнительные выплаты | 12520,0 | 19480,0 | 20410,18 | 27090,0 | 33761,0 | 269,6 |
Вспомогательные рабочие | 11000,0 | 16300,0 | 18500,0 | 23220,0 | 28938,0 | 263,1 |
Руководители | 12000,0 | 17860,0 | 20000,0 | 25155,0 | 33399,2 | 278,3 |
Специалисты | 10000,0 | 13500,0 | 16950,0 | 25600,0 | 28383,5 | 283,8 |
Средняя заработная плата по предприятию, руб. | 2300,0 | 3400,0 | 3850,3 | 4320,0 | 5300,0 | 230,4 |
Исходя из данных таблицы 2.3, можно заметить, что средняя заработная плата за анализируемый период выросла на 3000,0 рублей или 230,4%, что объясняется наступлением стабилизации экономики на предприятии, а также повышением МРОТ в целом по стране.
Рассмотрим размер среднемесячной заработной платы отдельно по категориям персонала.
Таблица 2.5 – Размер среднемесячной заработной платы, тыс. руб.
Средняя заработная плата | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2005 г., % |
Рабочие | 2300,0 | 3500,0 | 3850,0 | 4300,0 | 5330,0 | 231,7 |
Руководители | 8000,0 | 8500,0 | 9500,0 | 10000,0 | 11200,0 | 140,0 |
Специалисты | 6800,0 | 6850,0 | 7200,0 | 7600,0 | 8400,0 | 123,5 |
В 2009 г. средняя заработная плата рабочих составила 5330,0 руб., что больше на 231,7%, чем в 2005 г.; заработная плата руководителей увеличилась на 140,0%, специалистов – на 123,5%.
Проанализируем состав заработной платы на примере расчетного листка за апрель 2009 г.
Таблица 2.6 – Состав заработной платы в ОАО «Хлебная база №52» (на примере заработной платы водителя)
Составляющие | Дни | Часы | Сумма | Удержано | |
Оплата по табелю | 20.00 | – | 4840,00 | НДФЛ | 1036,00 |
Доплата за ночные часы по табелю | 10.00 | 80.00 | 704,00 | Удержан штраф | 1605,00 |
Ежемесячная премия | 0.00 | 0.00 | 1386,00 | ||
Районный коэффициент | 0.00 | 0.00 | 1039,50 | ||
Всего начислено | 7969,50 | Всего удержано | 2641,00 | ||
Итого к выдаче | 5328,50 |
Как видим, заработная плата состоит из начислений оплаты за отработанное время (по табелю), доплаты за ночные часы, ежемесячной премии и районного коэффициента. Нет доплат за стаж, за хорошую работу, за уровень образования.
2.3 Анализ мотивации персонала в ОАО «Хлебная база №52»
Мотивация – явление чрезвычайно сложное для исследований, поскольку она проявляется в действиях и поступках людей, не всегда отражающих истинные побудительные причины поведения.
Дело осложняется тем, что мотивацию работника невозможно измерить. Мотивы человека проявляются в его поведении, поэтому при исследовании мотивации прибегают к методам, позволяющим оценить последствия тех или иных действий, выраженные в результатах трудовой деятельности (анализ организационных проблем, анализ документов), уяснить характер отношения работника к тем или иным процессам, происходящим в организации (наблюдение, социологический опрос), а также определить силу и направленность его поведения, являющиеся следствием действия как внутренних, так и внешних мотиваторов.
Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации:
– по результатам деятельности работников;
– по их поведению;
– путем выявления косвенных показателей, характеризующих состояние мотивации персонала.
Оценка по результатам. Результат деятельности работника есть производное от двух составляющих:
– личностная: способности, профессиональная подготовленность, отношение к труду вообще, отношение к организации;
– организационная: ясность и достижимость цели деятельности предприятия и работника, обеспечение трудового процесса (материалы, инструменты, технология, оборудование), организация работы (руководство, режимы работы, требования к результату).
Оценка мотивации по результатам предполагает выделение связи между этими составляющими и определение степени влияния каждой из них на деятельность работника. Такая оценка проводится путем сравнения плановых и фактических результатов работы. Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, необходимо учитывать факторы, усложнившие выполнение работы (например, сотрудник не был вовремя обучен). Методами получения информации, используемой для оценки мотивации по результатам, выступают анализ организационных проблем, а также анализ документов, дающих сведения о причинах отклонений.
Оценка поведения. Характер и силу мотивации можно определить посредством наблюдения за поведением человека. В частности, мотивация проявляется через усилия, старание, настойчивость, добросовестность, ответственность и целевую направленность действий работника.
Оценка по косвенным показателям. Сила мотивации может быть выявлена через косвенные показатели. Так, одной из составляющих мотивации является удовлетворенность трудом, проявляющаяся в том, что сотрудники стремятся продолжать работу в данной организации. Поэтому основным косвенным показателем мотивации является уровень текучести персонала, интерпретация которого всегда является однозначной: чем выше уровень текучести, тем ниже удовлетворенность сотрудников, и наоборот, чем ниже текучесть, тем выше удовлетворенность.
Для определения эффективности мотивации работников на исследуемом предприятии и степени значения мотивационных факторов, способствующих повышению эффективности их труда, в процессе изучения и анализа личной мотивации труда работников в повышении его эффективности использовалась разработанная Ф. Герцбергом анкета, позволяющая выявить такие факторы (Приложение Б).
Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса, в процессе которого был опрошен весь персонал.
Ответы работников на предлагаемые в анкете вопросы позволили установить наиболее важные мотивационные факторы и степень их ранжирования для удовлетворения потребностей.
Анкета предусматривала возможность получения ответов по степени важности для работников на такие основные вопросы, как:
возможность получения большего материального вознаграждения;
уважение и признание со стороны руководителей;
желание проявить творчество в работе;
хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе;
возможность приобрести профессиональный опыт;
возможность быть отличным исполнителем, хорошо выполнять
поставленные кем–то задачи;
возможность быть максимально самостоятельным в своей работе;
стремление к продвижению по службе.
Результаты анкетирования распределились согласно данным, приведенным в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Результаты анализа личной мотивации труда работников, %
Вопросы | Сумма рангов |
1) возможность получения большего материального вознаграждения; | 72,8 |
2) уважение и признание со стороны руководителей; | 9,1 |
3) желание проявить творчество в работе; | – |
4) хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе; | 4,5 |
5) возможность приобрести профессиональный опыт; | 9,1 |
6) возможность быть отличным исполнителем, хорошо выполнять поставленные кем–то задачи; | – |
7) возможность быть максимально самостоятельным в своей работе; | – |
8) стремление к продвижению по службе. | 4,5 |
По результатам анкетирования выявлено, что 72,8% работников на первое место поставили удовлетворенность заработной платой и методами стимулирования труда. 9,1% предпочтение отдали стилю, методам управления и отношению с руководством, т.е. уважение и признание со стороны руководителей и возможности приобрести профессиональный опыт.
Стремление к продвижению по службе и хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе в качестве первостепенного мотивационного фактора отметили 4,5% соответственно.
Помимо приведенных вопросов были получены ответы и на другие вопросы. Так, по вопросу наличия возможности профессионального роста 54,5% из числа опрошенных отметили, что такая возможность имеется, однако переход на другую работу даже при той же заработной плате отвергли все.
При ответе на вопрос, что является стимулом в работе, работники ОАО ответили, что это возможность приобретения профессионального опыта, продвижение по службе, возможность быть отличным исполнителем, получение материального вознаграждения за труд.
По вопросу, каким формам стимулирования на предприятии уделяется большее внимание, большинство работников отметили, что такими формами являются возможность приобрести профессиональный опыт, продвижение по службе, рост материального вознаграждения, минимальная самостоятельность.
Следовательно, руководство предприятия первостепенное значение придает формированию высококвалифицированных специалистов и стабильному материальному вознаграждению за результативность труда.
Решение возникающих проблем на исследуемом предприятии осуществляется, по мнению 72,8% опрошенных, руководителями и сообщается работникам. Все управленческие работники исследуемого предприятия не вполне уверены в стабильности своей работы, чувствуют себя частью коллектива, хотя участвуют не во всех видах деятельности. Они отметили, что в коллективе наличествует атмосфера дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия и продуктивности.
Таким образом, анализ личной мотивации труда работников ОАО «Хлебная база №52» на основе анонимного анкетирования показал, что работники не вполне удовлетворены действующей системой мотивации и стимулирования их труда, но при той же заработной плате не видят разницы в возможности перехода на другую работу. Это свидетельствует о том, что на предприятии работает профессиональный, организованный, но не достаточно мотивированный трудовой коллектив работников.
2.4 Исследование удовлетворенности персонала работой в ОАО «Хлебная база №52»
Для проведения исследования удовлетворенности работой нами была разработана анкета, которая предлагалась для заполнения работникам предприятия, содержит 19 вопросов. Вопросы можно разделить на 6 общих категорий (Приложение В).
В ходе исследования было опрошено 12 человека.
Результаты анкетирования сведены в таблицах (в процентах от общего числа) по категориям.
Как свидетельствуют данные таблицы 2.8 – 81,8% работающих удовлетворены своей работой и выбранной профессией.
Таблица 2.8 – Результаты анкетирования по категории «удовлетворенность работой», %
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
1. Удовлетворенность работой, итого в том числе |
81,8 | 9,1 | 9,1 |
1.1. Вам интересна выполняемая работа? | 81,8 | 9,1 | 9,1 |
1.2. Хотели бы Вы остаться на этом предприятии? | 90,9 | - | 9,1 |
1.3. Считаете ли Вы свою работу интересной, престижной, творческой? | 72,7 | 18,2 | 9,1 |
Вместе с тем 18,2% либо не удовлетворены своей работой вообще, либо на анализируемом предприятии. Чтобы разобраться, что снижает мотивирующие факторы работающих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос.
Как свидетельствуют данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствуют уровню их работы, но вместе с тем 13,6% работников считают, что знаний им не достаточно и 63,6% хотели бы повысить свою квалификацию (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Результаты анкетирования по категории «возможность повышения квалификации», %
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
2. Возможность повышения квалификации | 80,3 | 16,7 | 3,0 |
2.1. Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций? | 77,3 | 13,6 | 9,1 |
2.2. Хотели бы повысить свою квалификацию? | 63,6 | 36,4 | - |
2.3. Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки? | 100 | - | - |
В среднем по организации положительно возможность повышения квалификации оценивают 80,3% опрошенных.
Результаты опроса показывают, что в коллективе существует некоторая социальная напряженность (таблица 2.10). Руководство предприятия должно больше внимания уделять этому вопросу, т. к. данная ситуация значительно снижает работоспособность трудящихся.
Таблица 2.10 – Результаты анкетирования по категории «конфликты в коллективе», %
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
3. Конфликты в коллективе между сотрудниками | 57,9 | 28,5 | 12,4 |
3.1. Вы оцениваете социально–психологический климат в коллективе как благоприятный? | 54,5 | 40,9 | 4,5 |
3.2. Есть ли у Вас друзья в Вашем коллективе? | 81,8 | 4,5 | 13,6 |
3.3. Возникают ли конфликты в Вашем коллективе? | 72,7 | 9,1 | 18,2 |
3.4. Хотели бы Вы сменить трудовой коллектив? | 22,7 | 63,6 | 13,6 |
Как свидетельствуют данные таблицы 2.11, у сотрудников практически отсутствует возможность продвижения по службе.
Таблица 2.11 – Результаты по категории «продвижение по службе», %
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
4. Возможность продвижения по службе | 27,3 | 47,7 | 25,0 |
4.1. Есть ли у Вас перспектива продвижения? | 27,3 | 59,1 | 13,6 |
4.2. Играет ли роль руководитель в сплоченности коллектива? | 27,3 | 36,4 | 36,4 |
Большинство сотрудников удовлетворены условиями организации труда на предприятии.
Анализ материальной мотивации показал, что 33,3% опрошенных работников материально удовлетворены (табл. 2.12).
Таблица 2.12 – Результаты анкетирования по категории «материальная мотивация», %
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
5. Материальное удовлетворение | 33,3 | 51,5 | 15,2 |
5.1. Удовлетворяет ли вас уровень заработной платы? | 36,4 | 45,5 | 18,2 |
5.2. Достаточна ли доля премии в оплате Вашего труда? | 22,7 | 68,2 | 9,1 |
5.3. Знаете ли Вы, за какие показатели Вы премируетесь, в частности за производительность труда? | 40,9 | 40,9 | 18,2 |
Как видно из таблицы 2.12, сотрудники не знают, из расчета чего они получают заработную плату. Кроме того, высокий процент работников не имеют удовлетворенности от материальной стимуляции труда.
Таким образом, если мы сведем данные в общую таблицу 2,13, увидим следующую ситуацию:
Таблица 2.13 – Сводные данные по результатам анкетирования
Категория вопросов | Да | Нет | Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
1. Удовлетворенность работой | 81,8 | 9,1 | 9,1 |
2. Возможность повышения квалификации | 80,3 | 16,7 | 3,0 |
3. Конфликты в коллективе между сотрудниками | 57,9 | 28,5 | 12,4 |
4. Возможность продвижения по службе | 27,3 | 47,7 | 25,0 |
5. Материальное удовлетворение | 33,3 | 51,5 | 15,2 |
Суммарный результат оценки качества, основных направлений деятельности работников средний. Достижение такого результата обусловлено такими направлениями деятельности, как:
– слабое стимулирование и мотивация труда;
– создание благоприятных отношений в коллективе путем обеспечения на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
– предоставление каждому работнику работы, не побуждающей его развивать свои знания и навыки;
– определение четких целей и задач путем авторитарного принятия решения;
– предоставление возможности для профессионального роста и равных возможностей при продвижении по службе, а также компенсация усилий работников путем повышения заработной платы и премирования по итогам работы за год.
Применение мотивации на предприятии способствует, как было выявлено в процессе изучения и анализа экономического механизма мотивации работников, повышению эффективности труда, определяемой степенью достижения основных экономических и социальных целей. Поэтому механизм мотивации труда работников должен быть направлен на формирование такого комплекса мотивов, который обеспечивал бы реализацию внутренних личных целей и поведения людей в процессе труда с общими целями всего предприятия. Эффективность мотивации можно оценить индикатором «удовлетворенность персонала своей работой».
Однако степень удовлетворения работой может быть различна у многих работников в зависимости от их целей, уровня организации производственной, экономической, социальной и мотивационной деятельности. Различная степень личной удовлетворенности работника отражает разный уровень достижения социальных целей предприятия. Социальную эффективность в виде стимулов можно реализовать только тогда, когда существование предприятия стабильно и надежно, если оно получает необходимую прибыль и является платежеспособным и кредитоспособным как в отношении оплаты и стимулирования труда своих работников, так и всех внешних компаньонов.
С точки зрения мотивационного воздействия на работников предприятия и основные результаты их трудовой деятельности наибольший интерес должны представлять такие главные личные факторы, как работоспособность, условия труда, стиль руководства, четкое осознание цели работы, атмосфера в коллективе, стабильность работы и другие.
Подводя общие итоги анализа, можно выделить следующее:
– данные проведенного опроса свидетельствуют, что у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также как положительный момент, работники имеют возможность и желание повышать свою квалификацию по мере необходимости;
– вместе с тем у работников предприятия средний показатель материальной мотивации;
– на предприятии отсутствуют мотивируемые задачи, когда меньше внимания сотрудники обращают на комфорт и отсутствует мотивирующая окружающая обстановка, когда сотрудники могут избегать возможностей, которые лишат их зоны комфорта. Главной задачей работников предприятия является «отработка положенного времени и получение денежного вознаграждения», отсутствует сплоченность в коллективе и достижение единой цели – процветание предприятия. Это значительно понижает работоспособность, а в конечном итоге понижение производительности труда сказывается на снижении заработной платы;
– существует социальная напряженность в коллективе и практически отсутствует социальная и моральная мотивации труда.
Подводя предварительные итоги можно сказать, что руководству предприятия необходимо пересмотреть социальную обстановку в коллективе и улучшить условия труда работников.
Для улучшения социальной мотивации руководству предприятия необходимо больше внимания уделять отдыху работников, более грамотно подходить к составлению расписания работы для избегания конфликтов в коллективе, которые негативно сказываются на результатах труда.
Таким образом, по второй главе мы можем сделать следующие выводы.
ОАО «Хлебная база №52» занимается производством крупы в ассортименте (гороховая, овсяная, ячневая, перловая, пшеничная, пшенная и другие); производством муки пшеничной и ржаной; производством комбикормов и комбисмесей.
Выручка от продажи продукции и валовая прибыль в 2009 г. по отношению к 2005 г. составили 74,0% и 51,1% соответственно, но зато снизились такие показатели как себестоимость – 76,3% и расходы – 80,9%. Благодаря сокращению себестоимости и расходов выросла прибыль с 780 тыс. руб. до 1946 тыс. руб., что составило 249,4%.
Основную часть работающего персонала составляют рабочие, занятые на производстве, специалисты. С 2005 года по 2009 год кадровый состав ОАО «Хлебная база №52» претерпел незначительные изменения, с 76 человек до 91 человека. В 2009 г. средняя заработная плата рабочих составила 5330,0 руб., что больше на 231,7%, чем в 2005 г.; заработная плата руководителей увеличилась на 140,0%, специалистов – на 123,5%.
Заработная плата состоит из начислений оплаты за отработанное время (по табелю), доплаты за ночные часы, ежемесячной премии и районного коэффициента. Нет доплат за стаж, за хорошую работу, за уровень образования.
Согласно данным проведенного опроса у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также как положительный момент, работники имеют возможность и желание повышать свою квалификацию по мере необходимости. Вместе с тем у работников предприятия средний показатель материальной мотивации, так как существует социальная напряженность в коллективе и практически отсутствует социальная и моральная мотивации труда. Главной задачей работников предприятия является «отработка положенного времени и получение денежного вознаграждения», отсутствует сплоченность в коллективе и достижение единой цели – процветание предприятия. Это значительно понижает работоспособность, а в конечном итоге понижение производительности труда сказывается на снижении заработной платы.
3. Совершенствование мотивации в ОАО «Хлебная база №52»
3.1 Развитие внутриорганизационной карьеры работников в ОАО «Хлебная база №52»
В управлении персоналом существенное место занимает оплата труда работников. Заработная плата является одним из важнейших и, может быть, даже решающих элементов формирования хорошего климата на предприятии.
Заработную плату стоит рассматривать как денежную выплату, производимую нанимателем работнику за отработанное время, произведенную продукцию или другую конкретную деятельность работника.
Проведенный анализ показал, что у сотрудников предприятия средний показатель материальной мотивации.
Главной задачей работников предприятия является «отработка положенного времени и получение денежного вознаграждения», отсутствует сплоченность в коллективе и достижение единой цели – процветание предприятия. Это значительно понижает работоспособность, а в конечном итоге снижение производительности труда сказывается на снижении заработной платы.
Говоря об использовании социально–психологических методов стимулирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно–экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.
Проведенное исследование позволило выявить ряд недостатков в мотивации персонала, которые, однако, можно исправить, если мотивация сотрудников будет осуществляться в рамках организационной стратегии по персоналу на уровне высшего руководства и руководителями среднего звена.
Таким образом, можно отметить основные направления совершенствования мотивации на предприятии.
1) Совершенствование внутриорганизационной карьеры сотрудников.
2) Совершенствование оплаты труда и системы материального стимулирования персонала.
3) Совершенствование социально–психологических методов в управлении.
Рассмотрим совершенствование мотивации внутриорганизационной карьеры сотрудников.
Прежде всего, для улучшения работы организации, а впоследствии и улучшения мотивации, необходимо провести планирование деятельности предприятия на ближайший период времени, т.е. составить план развития и восстановления данного предприятия. Планирование поможет определить главные и конечные цели организации, а также пути их достижения. Мотивацию персонала лучше всего начать с определения для каждого работника внутриорганизационной карьеры. Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации.
Карьера – это мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность, т.е. процесс успешной самореализации, сопровождающийся социальным признанием и являющийся результатом продвижения по служебной лестнице.
Развитие карьеры работника, т.е. переход от одного этапа к другому и т.д., всегда регулируется потребностью предприятия, на котором работает работник, и стремлением к этому самого работника. Но руководителям предприятия и тем, от кого это зависит, следует иметь в виду, что карьера должна быть управляемым процессом, а значит, плановым. При этом планирование, по возможности, должно быть долговременным и увязано с планами развития предприятия. В то же время планирование карьеры, являясь элементом планирования кадров, не может носить директивный характер, так как со временем могут меняться и человек (его интересы, ориентации и т.д.), и планы предприятия.
Карьера работника должна строиться исходя из ряда принципов ее развития. Это позволяет выделить основные элементы, этапы и особенности карьеры как процесса и учесть их в работе с человеком.
В качестве основополагающих этапов следует положить такие принципы:
– индивидуальность, что предполагает определенную избирательность при планировании развития карьеры, так как далеко не все руководители и специалисты могут удовлетворять предъявляемым требованиям (по способностям, возрасту, образовательному уровню и т.д.);
– заинтересованность предприятия и работника в развитии карьеры, что предполагает перспективное развитие производства, мотивацию на развитие карьеры и ряд других факторов;
– стимулирование (моральное и материальное) и материальное обеспечение, финансирование развития карьеры работника в планах предприятия;
– обязательность профессионального роста, что предполагает повышение квалификации, рост профессионализма (мастерства), соответствующее планирование и т.д.;
– социально-психологический комфорт и удовлетворенность, что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т.п. (при повышении в должности или категории и т.д.);
– объективность, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.
В ОАО «Хлебная база №52» рекомендуется провести следующие мероприятия по планированию карьеры персонала:
тестирование по участку деятельности работника;
дополнительное обучение и курсы по повышению квалификации;
самообразование (на добровольной или обязательной основе);
проведение аттестации комиссией или руководителем предприятия в виде конкурсов (например, «Лучший мельник», «Лучший водитель» и т.п. (Приложение Г));
присвоение (или не присвоение) соответствующего разряда по результатам аттестации, повышение (или не повышение) квалификации;
назначение работника на соответствующую должность с учётом его профессиональных и личных качеств;
повышение заработной платы в соответствии с занимаемой должностью работника;
предоставление работникам социальных гарантий.
3.2 Совершенствование системы оплаты труда персонала в ОАО «Хлебная база №52»
Несомненно, одним из основных факторов мотивации персонала для выполнения работы является оплата труда, выступающая в форме заработной платы.
Анализ показал, что возможны три основных формы совершенствования системы оплаты труда:
на основе существенного повышения стимулирующего воздействия тарифной оплаты;
на основе повышения стимулирующего воздействия надтарифных выплат (премий, оплаты за перевыполнение норм, надбавок);
на основе усиления стимулирующей роли механизма образования и распределения фондов оплаты труда подразделений предприятия.
Работа по совершенствованию оплаты труда при первом варианте состоит в том, чтобы, используя более высокие тарифные ставки (оклады), существенно поднять уровень нормирования труда, отменить искусственные системы премирования и доплаты, обеспечивающие механическое повышение заработной платы, подкрепить возросший уровень труда мерами по повышению уровня организации труда.
Второй вариант объективно необходим там, где тарифные условия оплаты труда в силу каких–либо причин пересмотреть невозможно или их можно повысить незначительно. При этом варианте повышения жесткости нормирования труда требований к интенсивности труда и более высокой загрузке работников сопровождается чаще всего очень незначительным ростом тарифной оплаты, поскольку основной формой вознаграждения возросших результатов работы являются надтарифные выплаты.
Для рабочих предпочтительнее осуществлять совершенствование оплаты труда на основе прироста тарифной оплаты ее доли в заработке.
Третий вариант совершенствования оплаты труда предполагает, что заработная плата будет направлена на стимулирование заданных конечных результатов. Наибольший эффект он может дать тогда, когда труд работников характеризуется широкой взаимозаменяемостью, и достаточно свободным и подвижным разделением труда.
Если интенсивность труда на данном рабочем месте отличается от нормативной, то следует проводить мероприятия по снижению или повышению интенсивности труда, в частности, изменению норм труда.
Все ошибочно установленные нормы труда, выявленные в ходе работы по совершенствованию нормирования труда, должны пересматриваться в установленном порядке.
Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже [15, c. 228].
Предлагаемая система материального стимулирования ОАО может включать в себя:
премии (бонусы),
пенсионные накопления,
участие в прибылях, дивиденды,
оплату обучения (работника или его детей),
беспроцентные займы на покупку дома или машины,
оплату питания или проезда работников,
оплату отдыха работника и т.п.
Рассмотрим пример системы премирования в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Предлагаемая система премирования в ОАО «Хлебная база №52»
Основание выплаты доплат, надбавок, премий | За какие показатели установлены |
Вариант 1. Размер доплат, надбавок, премий |
Вариант 2. Сумма |
Надбавка за классность водителям |
1 класс 2 класс 3 класс |
25% 15% 10% |
500 300 200 |
Надбавка за стаж работы всем работникам |
От 2 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет от 15 до 20 лет свыше 20 лет |
10% 20% 20% 25% 30% |
100 200 300 400 500 |
Также можно применить систему премирования, которая наиболее справедливо оценивает труд персонала и стимулирует повышение эффективности, качества и производительности труда. Премирование работников зависит от конечных результатов деятельности в организации. Премии выплачиваются после подведения результатов труда работников и организации за месяц. Сравним с учетом предложенных мероприятий расчетный лист заработной платы водителя.
Таблица 3.2 – Состав заработной платы водителя в ОАО «Хлебная база №52» до предложенных мероприятий
Составляющие | Дни | Часы | Сумма | Удержано | |
Оплата по табелю | 20.00 | – | 4840,00 | НДФЛ | 1036,00 |
Доплата за ночные часы по табелю | 10.00 | 80.00 | 704,00 | Удержан штраф | 1605,00 |
Ежемесячная премия | 0.00 | 0.00 | 1386,00 | ||
Районный коэффициент | 0.00 | 0.00 | 1039,50 | ||
Всего начислено | 7969,50 | Всего удержано | 2641,00 | ||
Итого к выдаче | 5328,50 |
Таблица 3.2 – Расчетный лист заработной платы водителя 1 класса водителя в ОАО «Хлебная база №52» с учетом предложенных мероприятий
Составляющие | Дни | Часы | Сумма | Удержано | |
Оплата по табелю | 20.00 | – | 4840,00 | НДФЛ | 1036,00 |
Доплата за ночные часы по табелю | 10.00 | 80.00 | 704,00 | Удержан штраф | 1605,00 |
Ежемесячная премия | 0.00 | 0.00 | 1386,00 | ||
Доплата за стаж (3,5 г.) |
100 | ||||
Надбавка за классность | 500 | ||||
Районный коэффициент | 0.00 | 0.00 | 1039,50 | ||
Всего начислено | 8569,50 | Всего удержано | 2641,00 | ||
Итого к выдаче | 5928,50 |
Как видим, размер заработной платы увеличился на 600 рублей.
В результате предлагаемый проект увеличения заработной платы будет выглядеть следующим образом (таблица 3.3):
Таблица 3.3 – Размер среднемесячной заработной платы, тыс. руб.
Средняя заработная плата | 2009 г. | 2011 г. (проект) | 2011 г. к 2009 г., % |
Рабочие | 5330,0 | 7728,5 | 45 |
Руководители | 11200,0 | 16800,0 | 50 |
Специалисты | 8400,0 | 11760,0 | 40 |
Разработка и внедрение справедливой и подходящей для ОАО и для работников системы оплаты за выполненную работу является важным фактором повышения уровня трудовой мотивации персонала и роста эффективности и конкурентоспособности организации в целом.
3.3 Совершенствование мотивации труда персонала в ОАО «Хлебная база №52» социальными приемами
В качестве социально–психологических (или, по-другому, нематериальных) методов мотивации персонала можно выделить:
1) совершенствование психологического климата в коллективе;
2) управление конфликтами.
Вклад в создание благоприятного климата – это оптимизация работы внутри компании. Каждый сотрудник должен знать, что, в какие сроки и для чего он делает. Необходим процесс постоянной оптимизации структуры, оптимизации функциональных обязанностей под влиянием рыночной ситуации. Ситуация безответственности и непонимания сферы своей деятельности, ее границ провоцирует внутреннюю напряженность в компании. Правильно прописанные, четкие должностные обязанности, Положения о дирекциях и подразделениях, электронный документооборот могут частично снять данную проблему.
Устойчивый психологический климат в коллективе характеризуется стабильностью и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Комфортный психологический климат – это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи [24, с. 62].
В качестве социальных приемов совершенствования мотивации труда можно предложить следующие мероприятия:
Не денежная материальная помощь в трудных и кризисных ситуациях (в связи с болезнью, несчастным случаем, потерей близких родственников);
Подарки ко дню рождения; поздравления сотрудников с 23 февраля, 8 марта, Новым Годом;
Совместное проведение досуга, организуемое руководством организации, юбилейные торжества;
Похвала, поддержка со стороны руководителя;
Похвала, поддержка со стороны коллектива;
Занесение на Доску почета;
Благодарственное письмо со стороны руководства;
Ценный подарок;
Почетная грамота;
Престижность труда;
Возможность общения;
Причастность к делам трудового коллектива;
Размеры и планировка служебного кабинета;
Публикация статьи с признанием заслуг работника в местной прессе;
Подарки к праздникам, юбилеям.
Приведем пример расчета затрат на социально-психологические приемы повышения мотивации труда в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Расчет затрат на социально-психологические приемы повышения мотивации труда персонала в ОАО «Хлебная база №52» на 2011 г., тыс. руб.
Социально-психологические приемы воздействия | Тыс. руб. |
Новогодние подарки для детей в возрасте до 18 лет | 35 000 |
Юбилеи работников (50, 55, 60 лет) | 20 000 |
Подарки к праздникам (день автомобилиста, день сельскохозяйственного работника) | 40 000 |
Итого | 95 000 |
Важное значение в организации, где работает большое количество людей, имеет благоприятный психологический климат. Нарушить его может любая мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать. Для организации нормального психологического климата необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как конфликт – это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива. Если конфликтная ситуация разрешена, стороны пришли к согласию, найден компромисс, то конфликт именуется конструктивным, функциональным. И любой руководитель должен поощрять функциональные конфликты, т. к. именно с их помощью в процесс управления (совещания, собрания, семинары и т.п.) могут быть вовлечены все члены коллектива.
Если же компромисс не найден, и стороны остались на прежних позициях, конфликт перерастает в деструктивную, дисфункциональную форму. Ее следует предупреждать или, если этого не удалось сделать, разрешать и пресекать.
В 2008 году в ОАО «Хлебная база №52» произошел следующий конфликт. В результате ухода на пенсию одного из бухгалтеров освободилась должность. На нее претендовали двое сотрудников, которые повели себя не лучшим образом: жаловались друг на друга вышестоящему начальству, коллегам и т.д. В коллективе стало напряженно, никто не хотел остаться виноватым. В конце года должность сократили, и конфликт был исчерпан за неимением предмета раздора.
Среди основных причин возникновения конфликтов можно отметить:
1) Неопределенность управления и принятой технологии. Это серьезный повод для возникновения конфликта. Когда в течение одного дня, недели какие–то управленческие решения сначала принимаются, а потом отменяются, реакция персонала достаточно негативна.
2) Многоначалие. Когда полномочия руководителей пересекаются, они издают противоречащие друг другу распоряжения, каждый требует отчета, усложняя непосредственную работу сотрудников.
3) Число подчиненных превышает максимальное. В этом случае теряется индивидуальное общение и непосредственный контроль. Как следствие – снижаются дисциплина и ответственность.
4) Присутствие «профессиональных» возмутителей спокойствия – такой категории работников, которые всегда и везде будут искать причины для недовольства, обсуждать это с другими, насаждать атмосферу раздражения и дискомфорта. Это так называемые спровоцированные конфликты.
Руководители должны уметь вовремя предотвратить конфликтную ситуацию. Например, придавая острой конкуренции в коллективе форму соревнования, снимается конфликт по поводу предстоящей вакансии или, проводя открытые продвижения сотрудников из числа резерва, пресекаются интриги и «подсиживания» коллег. В профилактике конфликтов необходима организованность, последовательность и авторитетность руководства, а также гласность проводимых мероприятий.
Для совершенствования системы управления конфликтами возможно участие руководства и персонала в тренингах, целями которого являются понимание конфликта, как явления и выработка навыков управления конфликтной ситуацией.
Тренинги можно пройти в любом из ближайших крупных городов: Барнаул, Новосибирск, Кемерово и др. [41]. Причем, тренинги проводятся как очно, так и дистанционно.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.
Рассмотрев вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы по третьей главе.
В ОАО «Хлебная база №52» рекомендуется провести следующие мероприятия по планированию карьеры персонала:
тестирование по участку деятельности работника;
дополнительное обучение и курсы по повышению квалификации;
самообразование (на добровольной или обязательной основе);
проведение аттестации комиссией или руководителем предприятия в виде конкурсов (например, «Лучший мельник», «Лучший водитель» и т.п.);
присвоение (или не присвоение) соответствующего разряда по результатам аттестации, повышение (или не повышение) квалификации;
назначение работника на соответствующую должность с учётом его профессиональных и личных качеств;
повышение заработной платы в соответствии с занимаемой должностью работника;
предоставление работникам социальных гарантий.
Система материального стимулирования ОАО может включать в себя:
премии (бонусы),
пенсионные накопления,
участие в прибылях, дивиденды,
оплату обучения