Разработка методов анализа деформаций подземных сооружений
height="79" border="0" />(21)Разложим уравнение (21) в ряд Тейлора и, полагая, что искомые поправки достаточно малы, ограничиваясь первыми членами разложения, с учетом (19) и (20) при α > βi получим:
(22)
а при α < βi:
(23)
Введем обозначения: при α > βi:
при α < βi:
остальные коэффициенты остаются без изменений.
С учетом принятых обозначений условные уравнения примут вид:
. (24)
Таблица 1 | |||
№ п/п | βi | Si, см | φi |
1 | 0є00'00" | 188,5 | 159є56'38" |
2 | 30є00'00" | 209,7 | 129є56'38" |
3 | 60є00'00" | 234,7 | 99є56'38" |
4 | 90є00'00" | 266,0 | 69є56'38" |
5 | 120є00'00" | 302,8 | 39є56'38" |
6 | 150є00'00" | 323,8 | 90є56'38" |
7 | 180є00'00" | 318,0 | 20є03'22" |
Измеренные значения углов βi и расстояний от дальномера до стенок тоннеля Si, представлены в табл.1.
Зная проектное значение радиуса тоннеля R = 255 см, высоту пола h1 и высоту инструмента h2, можно вычислить приближенное значение величины
: .
В нашем случае h1 + h2 = 232 см, следовательно, = 23 см. В соответствии с ранее принятым расположением осей координат, величину вычислим по горизонтальным расстояниям S1 и S7:
. (25)
Из табл.1 находим, что S1=188,5 см, S7=318,0 см, следовательно,
=64,8 см.
По приближенным координатам оси инструмента вычисляется угол :
и углы .
Затем вычисляются коэффициенты аij. по приведенному выше алгоритму.
Известно, что деформации колец тоннеля – величины сравнительно малые, и в первом приближении примем со средней квадратической ошибкой 3 – 4 см. На примере расчета далее показано, что такой подход позволяет вычислить необходимые деформационные характеристики, однако у него имеются и некоторые недостатки. При уравнивании результатов измерений подобных схем измерений под условием (8), поправки к приближенным отклонениям фактического положения стенок тоннеля от окружности, по сути, являются собственно отклонениями, так как принято, что . Далее рассмотрен иной подход к обработке результатов измерений.
По приближенным координатам оси инструмента вычислим угол
: и углы, которые отражены в табл.1 (φi).
Найдем невязки li по формуле:
и затем представим их в виде матрицы L.
Составим матрицу обратных весов, используя средние квадратические ошибки, , где элементами симметричной диагональной матрицы М размером 24Ч24 являются следующие средние квадратические ошибки: mx,y = 3 см, mΔ= 3 см, mS = 0,3 см, mβ = 20", mR = 3 см.
Вектор коррелат рассчитывается по формуле:
.
Вектор поправок найдем по формуле: .
Известно, что деформации колец тоннеля – величины сравнительно малые, и в первом приближении примем Δi = 0 со средней квадратической ошибкой 3 – 4 мм. Получив поправки V, можно найти фактическое положение стенок и радиуса тоннеля, по формулам (15). В итоге получен вектор поправок Vi (поправки в линейные величины выражены в сантиметрах, а в угловые – в секундах). После определения поправок в измеренные величины, найдено фактическое положение стенок и радиус тоннеля по формуле (15). (Численные значения в автореферате не приводятся).
Выполненный анализ точности результатов уравнивания показал, что величины деформаций колец тоннеля получены со средней квадратической ошибкой 3 мм, а координаты реального положения оси тоннеля – со средней квадратической ошибкой 1,9 мм, как и величина вероятнейшего радиуса.
Далее в диссертации разработан второй метод определения деформаций стенок тоннеля с одновременным вычислением вероятнейшей окружности. В данном методе рассмотрены результаты измерений полярных координат (углов и расстояний) с одной стоянки электронного тахеометра. В данном случае целесообразно представить функцию (10) в следующем виде:
. (26)
Равенство (26) будет удовлетворено лишь в случае, если все величины будут уравнены.
Измеренные величины представим в виде:
где волнистой чертой сверху отмечены измеренные, либо приближенно известные величины.
Величины деформаций в первом приближении известны , как величины малые, следовательно, поправки к ним будут собственно смещениями наблюдаемых точек от вероятнейшей кривой: .
Представим величины, характеризующие положение вероятнейшей окружности, в виде
где величины являются дополнительными неизвестными. В таком случае уравнение (26) имеет вид:
(27)
Полагая, что поправки к измеренным величинам и дополнительным неизвестным – величины малые, воспользуемся разложением в ряд Тейлора и приведем нелинейное уравнение (27) к линейному виду и введем обозначения:
(28)
где ; .
Введем обозначения:
С учетом принятых обозначений уравнение (28) представим в виде условных уравнений
,(29)
где невязки .
С учетом (19) и (20) уравнение (29) можно представить в виде:
,(30)
где при
:
а при :
Используя условные уравнения (30), составим первую целевую функцию метода наименьших квадратов:
. (31)
После дифференцирования из полученных производных сформируем уравнения поправок: . (32)
С учетом поправок, выраженных через коррелаты (32), условные уравнения (30) предстанут в виде:
. (33)
Для определения параметров вероятнейшей окружности из уравнения (33) сформируем вторую целевую функцию, преобразовав величину свободного члена li:
,(34)
где ,
откуда определим, при каких значениях и функция (34) будет иметь минимум
откуда получим:
(35)
С учетом поправок в измеренные величины, выраженных через коррелаты (32), и перегруппировки членов уравнений, окончательно получим:
(36)
Система уравнений (36) решается совместно с системой уравнений (33). Объединенную систему уравнений можно представить в виде:
где
По сути, этот метод является коррелатным методом с дополнительными неизвестными. Основное отличие его заключается лишь в том, что на значения дополнительных неизвестных наложено новое условие
.
По данной методике был обработан ранее приведенный пример. Оценка точности практически не изменилась, а поправки в измеренные стороны уменьшились, а величина выявленных деформаций увеличилась в среднем на 2 мм. Основное преимущество разработанного метода заключается в том, что для выполнения математической обработки результатов измерений используется стандартный алгоритм коррелатного метода с дополнительными неизвестными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие городского транспорта в Тегеране ведется активными темпами. К настоящему времени уже активно эксплуатируются линии современного метро, и в ближайшем будущем сеть метрополитена Тегерана будет существенно развита. Учитывая, что геологические условия в зоне строительства тоннелей являются сложными, проблема наблюдений за деформациями обделок тоннелей является важной и актуальной задачей.
Надежное определение положения колец тоннеля возможно лишь при высокоточных методах передачи координат и дирекционных углов в подземные геодезические сети. В связи с этим в диссертации автором разработана эффективная методика ориентирования сторон подземной полигонометрии методом двух шахт. При этом через стволы шахт передаются только координаты. При этом исключается трудоемкая операция передачи дирекционного угла к сторонам подземной полигонометрии. В диссертации выполнен подробный анализ точности как дирекционных углов, так и координат пунктов, который убедительно показал, что усовершенствованная методика ориентирования подземных геодезических сетей обеспечивает точность, необходимую как для строительства тоннелей, так и для изучения деформаций стен тоннелей.
Современные средства геодезических измерений, а именно, электронные тахеометры, позволяют выполнять высокоточные измерений в безотражательном режиме с точностью вполне удовлетворяющей точностным требованиям к определению деформаций колец тоннеля (2 – 5 мм). В связи с этим автором диссертации была поставлена научная задача: разработать математический аппарат эффективной разработки результатов измерений с возможностью объективной оценки точности результатов измерений. Автором составлена математическая модель, связывающая результаты измерений с деформационными характеристиками стенок тоннелей:
,
гдеX, Y – координаты центра тоннеля относительно точки стояния инструмента;
R – вероятнейший радиус тоннеля.
Учитывая, что определяемых неизвестных всего три, а результатов измерений значительно больше, появляется возможность использования метода наименьших квадратов для получения наиболее надежных значений искомых величин.
В диссертации рассмотрены два метода решения поставленной задачи. В первом случае удалось так преобразовать математическую модель формы тоннеля, что уравнивание и оценка точности свелись к коррелатному методу уравнивания. Для того чтобы более строго зафиксировать положение вероятнейшей окружности, уравнивание результатов измерений выполняется под двумя условиями:
– минимум суммы квадратов поправок в измеренные величины с учетом средних квадратических ошибок измерений и
–
минимум суммы квадратов уклонений наблюдаемых точек стенок тоннеля от вероятнейшей окружности. Как показали результаты практических расчетов, повышение точности измеряемых величин не является существенным, но это позволило ввести в обработку точностные характеристики измеренных величин и осуществить оценку точности искомых параметров, используя коррелатный метод с дополнительными неизвестными.
Разработанная методика обработки результатов измерений будет применена при анализе деформаций тоннелей метрополитена в Тегеране.
Публикации по теме диссертации:
Власенко Е.П., Хамид Фармарз Пур. Особенности ориентирования подземных геодезических сетей методом двух шахт. Изв. вузов. "Геодезия и аэрофотосъемка", № 1, 2007.
Клюшин Е.Б., Шлапак В.В., Власенко Е.П., Хамид Фармарз Пур. О некоторых особенностях обработки результатов измерений при решении современных геодезических задач. Материалы международной научно-технической конференции, посвященной 225-летию МИИГАиК. М., 2004.