Анализ производственно-финансовой деятельности вагонного депо ст. Кинель

себя следующие элементы:

планирование трудовых ресурсов;

поиск и отбор работников;

профориентация и адаптация, обучение и повышение квалификации;

оценка трудовой деятельности;

изменение статуса работника.

Планирование потребности в персонале в депо основывается на информации, содержащейся в планах материально-технического снабжения, финансовом, инвестиционном, производственном, сбытовом и организационном планах, а также в штатном расписании. Для выявления потребности в трудовых ресурсах в конкретном подразделении принимают участие их руководители. На этом этапе происходит оценка наличных ресурсов, которая заключается в установлении количества людей, выполняющих конкретные операции, и качества их труда. Далее разрабатывается прогноз численности персонала в соответствии со стратегическими и краткосрочными планами предприятия в целом и отдельных подразделений в частности. В случае недостатка на предприятии работников той или иной квалификации отдел кадров осуществляет их поиск на рынке труда с учетом особенностей Самарского рынка труда (количество незанятых, квалификацию кадров и т.д.). Одной из важных задач планирования трудовых ресурсов в депо является анализ профессиональных функций, который необходим для выяснения выполняемых работниками задач, а также профессиональных и личностных требований к ним. Информация, необходимая для такого анализа, получается различными методами. Например, проводится опрос и анкетирование работников каждые 3–4 месяца. Но наиболее объективны методы, применяемые при техническом нормировании труда (фотография и / или хронометраж рабочего времени), в результате чего выявляют резервы рабочего времени работника. Такую работу выполняют непосредственно на рабочем месте сотрудники отдела труда и заработной платы. На основе такого анализа определяются нормы затрат труда на предприятии (времени обслуживания, сменного штата и т.д.), а также составляют должностные инструкции или описания производственных операций.

В процессе поиска и отбора работников, который осуществляют специалисты из отдела кадров, создается необходимый резерв кандидатов на должности и специальности. Пополнение кадров происходит за счет внутренних резервов, т.е. перераспределения заданий, перемещения работников между подразделениями или дополнительной работы, и внешних источников, из которых подбирают новых работников. Методы поиска потенциальных сотрудников из внешних источников включают объявления о вакансиях в средствах массовой информации и обращение в агентства по трудоустройству. Кроме того, привлечение молодых кадров практикуют из вузов и других учебных заведений. Кадровой базой молодых сотрудников вагонного являются ведущие вузы Самарского региона, Самарский Государственный Технический Университет, Самарский Государственный Экономический Университет, Самарская Государственная Академия Путей.

Профориентация, адаптация, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия осуществляется на базе учебного центра депо, который имеет 3 лицензии на ведение образовательной деятельности, располагает 10 специализированными кабинетами, оснащенными современным оборудованием, компьютерной техникой, наглядными средствами обучения, проекционной, аудио- и видеотехникой. Каждый третий сотрудник ежегодно повышает свою квалификацию на специализированных и целевых курсах и тренингах по изучению новых видов ремонта.

Постоянно совершенствуется методика обучения. Каждый вновь принятый работник проходит обязательное обучение.

Поскольку большая часть сотрудников получает заработную плату по повременной схеме, такой труд сложнее оценить, для чего вводятся различные способы оценок труда, которые могут учитывать такие показатели, как профессиональные знания и навыки, объем и качество работ, инициативность и творчество, коммуникативные навыки, надежность, способность руководить и др.

Персонал депо не является неизменным ресурсом. Внутри предприятия постоянно происходит перемещение кадров, связанное с повышением сотрудников в должности, переводом их на другую работу, а также неизбежна текучесть кадров – увольнение по собственному желанию, по инициативе администрации или в связи с выходом на пенсию.


2.3 Анализ труда и заработной платы


Среднесписочная численность за 2006 год составила 775 человек при запланированных 754 человек (т.е. работников вагонного депо больше на 2,8%), в тоже время произошло увеличение общей численности к аналогичному периоду 2005 года на 7 человек, что составляет (0,9%), а на перевозках содержится 538 человек при плане 521 человек (т.е. 103,3%), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность на перевозках снижена на 9 человек, что составляет 1,6%.

Тарифное соглашение и коллективный договор в части социальной помощи пенсионерам, выплаты заработной платы работникам выполняется в полном объеме.

Фактическая себестоимость по деповскому ремонту вагонов за 2006 год возросла на 58,7%.

В том числе по элементам затрат:

– по заработной плате за счет увеличения на 34,6%;

– по материалам за счет увеличения цен на основные материалы и запчасти на 64,9% и увеличения списания магистральных частей воздухораспределителя, износостойких элементов тяговых хомутов, колесных пар после капитального ремонта;

– по электроэнергии и топливу за счет увеличения цены в 1,7 раза.

Средний процент роста цен составил 58,7%.

Объем приведенной продукции по эксплуатации выполнен к плану на 100,3%, к прошлому году на 112,3%. Производительность выполнена к плану на 100,4%, к прошлому году на 114,4%.

Численность по эксплуатации содержится выше от плана на 17 человек по сравнению с прошлым годом ниже на 9 человек.


Таблица 2.4. Анализ оплаты труда

Наименование 2006 год 2007 год %, к 2006
Эксплуатация
Объем приведенной продукции, прив. ваг 4609515,6 5178530,6 112,3
Производительность труда, прив. ваг. 8442,34 9661,44 114,4
Контингент, чел. 547 538 98,4
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 32953,5 43861,5 134,8
Среднемесячная з/плата, руб. 4957 6793 137
Прочие источники
Контингент, чел. 221 237 107,2
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 13354 20598 154,2
Среднемесячная з/плата, руб. 5035 7242 143,8
Всего по депо
Контингент, чел. 768 775 100,9
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 45898 64459 140,4
Среднемесячная з/плата, руб. 4980 6930 139,2
Несписочный состав (всего / перевозки)
Контингент, чел. 36 19 52,8
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 1138 879 77,2
Среднемесячная з/плата, руб. 2637 3859 146,4

Приведенная продукция возросла за счет увеличения проследования грузовых вагонов через ПТО к плану на 660,6 тыс. вагонов, к прошлому году на 261,3 тыс. вагонов; за счет увеличения деповского ремонта вагонов РАО «РЖД» к плану на 11 вагонов, к прошлому году на 175 вагонов.

Увеличение фонда заработной платы по производственным группам за счет увеличения права по расчетной заработной платы произошло за счет увеличения объемов работы и роста численности.

Численность по осмотру и текущему ремонту вагонов и по подготовке цистерн под налив возросла по сравнению с прошлым годом соответственно на 14 и 3 человека. И за счет увеличения объемов проследовавших вагонов через ПТО на 9,4% – 261,3 тыс. вагонов и увеличения подготовки цистерн под налив на 16752 цистерны, т.е. на 46,7%.

Численность по деповскому ремонту вагонов РАО «РЖД» возросла на 15 человек за счет увеличения объемов ремонта вагонов на 5,8%, за счет внедрения новых технологий в ремонте вагонов (ввод новых видов неразрушающего контроля, модернизации тележек грузовых вагонов износостойкими элементами).


Таблица 2.5. Производственные группы

Наименование Период Объем Числ. Произв – сть. ФОТ

Среднемес

З/п

Осмотр и текущий ремонт вагонов 2006 г. 2772879 366 7576,2 21480 4890

2007 г. 3034196 380 7984,7 32483 7123
% к 2006 г.
109,4 103,8 105,4 145,14 145,65
Подготовка цистерн под налив 2006 г. 35850 15 2390 900,9 5004

2007 г. 52602 18 2922 1474 6826
% к 2006 г.
146,7 120 122,3 163,7 136,4

Деповской ремонт вагонов РАО

«РЖД»

2006 г. 3007 121 24,9 7255 4997

2007 г. 3182 135 23,6 11170 6895
% к 2006 г.
105,8 111,6 94,8 154 138

Увеличение фонда заработной платы по производственным группам за счет увеличения права по расчетной заработной плате на 31,3%. Увеличение численности по деповскому ремонту вагонов РАО «РЖД» за счет увеличения объемов по сравнению с прошлым годом на 175 вагонов, что составило 6,8%, увеличение объема подготовки вагонов под налив на 16752 вагона дало увеличение заработной платы на 5,1%, увеличение объема по осмотру и текущему ремонту на 261300 вагонов дало увеличение зарплаты на 14,3%.

Численность по подсобно-вспомогатлеьной деятельности по сравнению с планом выше на 4 человека. По сравнению с прошлым годом численность по подсобно вспомогательной деятельности увеличилась на 16 человек.

Фактическая производительность труда на 100,4, % к плану.

К прошлому году задание по росту производительности труда выполнено и рост составляет 14,4% (однако следует отметить, что рост производительности труда компенсируется инфляцией и нисколько не превышает ее). Численность работников на 1 января 2007 года составила 774 человека. Из них 382 человека – сдельщики.

Средняя норма выработки за декабрь 2006 года составила: цех деповского ремонта – 119,7%, механический цех – 122,4%, колесный цех – 122%, АКП – 120.

Заработная плата ведущих профессий на конец года составила: осмоторщик-ремонтник 10143 руб., слесарь деповского ремонта 8515 руб., токарь бондажник 10582 руб., слесарь роликового отделения 11677 руб.

Доплаты за совмещение профессий и расширение зоны обслуживания получают 2 человека.

Таким образом, для повышения производительности труда необходимо провести фотографии рабочего времени.

Перерасход по фонду оплаты труда по вагонному депо ст. Кинель от плана составляет 3770 тыс. руб.

Перерасход сложился из следующих выплат на учтенных в плановой заработной плате согласно сметы по ФЗП: передержка плановой численности 21 человек – 1690 тыс. руб.; единовременное поощрение за выполнение особо важных производственных заданий – 298 тыс. руб.; материальная помощь, оказываемая большинству работников согласно коллективного договора – 862,4 тыс. руб.; выплаты по среднему заработку осмотрщикам, командированным в ВЧД Сызрань в связи с закрытием 7 – го парка на реконструкцию; компенсация за неиспользуемый отпуск – тыс. руб.

Исходя из проведенного анализа руководству предприятия необходимо искать интенсивные пути повышения эффективности работы депо, в том числе за счет повышения профессионального уровня работников предприятия.


2.4 Повышению квалификации персонала


Успешная реализация мероприятий по совершенствованию организации производства и его эффективности тесно связана с уровнем квалификации работающих. Не может быть по-настоящему высокоорганизованного производства без высокой квалификации работников. В условиях стремительного развития техники и технологий постоянно возникает разрыв между существующим и требуемым уровнями квалификации. Отсюда возникает необходимость в организации систематического повышения квалификации. Данная работа должна вестись дифференцированно: отдельно для специалистов и отдельно для рабочих. Это обусловливается не только различием в работе, но и в направленности повышения квалификации, которая обеспечивается разнообразными формами обучения работников.

Повышение квалификации рабочих должно осуществляться на предприятии и на том оборудовании и при той технологии, которые приняты здесь, либо предполагается их внедрение (с отрывом от работы и на рабочих местах). Повышение квалификации специалистов должно проходить вне предприятия. Это обусловливается необходимостью знания происходящих изменений в области техники, технологии и организации производства по избранной специальности. Перед тем как направить специалиста на курсы или в институт повышения квалификации, необходимо поставить перед ним задачу не только по овладению новыми знаниями, но и внедрению отдельных новшеств на предприятии.

Разнообразие технологий обучения должно учитывать особенности каждого обучающегося с учетом наличия у них технических средств и индивидуальных предпочтений конкретных форм представления знаний: аудио, видео, текстовых и графических средств. При этом для обучающегося генерируется индивидуальный сценарий обучения, по сути являющийся руководством по самостоятельному изучению предмета.

Специализированное обучение предполагает углубление и расширение сферы изучения предмета с учетом специальности и специализации обучающегося (его ролевого участия в качестве субъекта вида деятельности), выбранного предмета изучения (конкретных подвидов деятельности и процессов), а также уровня квалификации, позволяющего решать разные по сложности задачи.

Глубина представления материала курса зависит от числа уровней декомпозиции вида деятельности на процессы, подпроцессы, действия, а широта представления материала курса определяется числом подклассов вида деятельности, выделяемых по различным признакам классификации.

В настоящее время на вагонном депо можно классифицировать различные несколько рабочих групп, к которым нужны совершенно различные подходы по повышению квалификации таблица 2.6.

Новые технологии внедряемые на предприятиях железнодорожного транспорта предъявляют совершенно новые требования к качеству подготовки работников предприятия.


Таблица 2.6. Методы обучения персонала на рабочем месте

Производственные группы Виды повышения квалификации работников депо
1. Производственные работники 1 – 5 разряда Обучение в учебных классах депо и на рабочих местах
2. Производственные работники 6 – 9 разряда Повышение квалификации сотрудников в учебных заведениях и в рамках учебной базы вагонного депо
3. Производственный управленческий персонал (мастера, бригадиры, начальники цехов) Повышение квалификации в учебных заведениях, а также на семинарах и специализированных конференциях
4. Высший управленческий персонал Обучающие курсы направленные для «ТОП» менеджеров предприятия
5. Обслуживающий персонала депо Дистанционное образование

Современное образование предъявляет повышенные требования к качеству процессов обучения, их адаптивности к региональным потребностям экономики и к индивидуальным особенностям обучающихся. В этих условиях возрастает значение интеграции процессов обучения на основе гибких образовательных программ, ориентированных на различные категории специалистов и потребности обучающихся в течение непрерывной жизнедеятельности.

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника.

Производственные работники 1 – 5 разряда с одной стороны это наиболее неквалифицированный производственный персонал, но с другой именно от них зависит качество и производительность работы депо в будущем. К этой категории относятся как правило люди после техникумов с определенной теоретической подготовкой, но с малым стажем работы или без такового. Таким образом, целесообразно подготовку этой категории рабочих проводить на рабочем месте до тех пор, пока человек не освоится на предприятии, узнает структуру депо, полностью освоит производственный процесс какого либо цеха и ознакомится с производственным процессом работы всего депо в целом. К каждому работнику этой категории предлагается «приставить» опытного наставника, который отвечал бы за процесс обучения, повышения квалификации и за технику безопасности работника. Данная форма повышения квалификация для этой категории работников является наиболее оптимальной и дешевой в том плане, что на данном этапе развития специалиста, работнику нужно дать практический опыт, т. к. при всех преимуществах традиционного обучения в учебных заведениях нет возможности дать практический опыт, но этой категории работников уже есть определенные теоретические знания. Более того к обучению данной категории работников надо подходить максимально ответственно т. к. без малого – это будущее предприятия.

Производственные работники 6 – 9 разряда. От данной категории работников зависит эффективность функционирования всего предприятия. Это самая многочисленная группа производственных работников. Именно эти рабочие непосредственно ремонтируют вагоны, цистерны, осматривают вагоны на пунктах технического осмотра, именно от них зависит качество ремонта вагонов, от них зависят производственные показатели работы депо, и самое главное от них зависит безопасность движения поездов. Повышение квалификации данной категории работников трудно переоценить. С одной стороны работники этой группы имеют достаточный производственный опыт, но с другой слабую теоретическую подготовку и подготовку в области новых технологий. Поэтому целесообразно проводить повышение квалификации в рамках курсов «повышения квалификации» сотрудников в специализированных учебных заведениях и в рамках учебной базы вагонного депо с приглашением лучших специалистов и сотрудников Куйбышевской железной дороги и ОАО РЖД. Как и первая рассмотренная группа, эта группа сотрудников содержит кадровый управленческий потенциал для предприятия. Как правило это молодые специалисты закончившие только, что институт и приобретавшие производственный опыт во время учебы в институте, в рамках производственных практик. Таким образом, на ранних стадиях формирования специалистов необходимо инвестировать денежные средства чтобы в будущем предприятие работало четко и стабильно.

Производственный управленческий персонал (мастера, бригадиры). Особенность этой группы рабочих заключается в том, что с одной стороны это производственные рабочие, как правило, имеющие очень большой стаж работы или специалисты с опытом работы более 2 – 3 х. лет после окончания института. Отличительной чертой производственно-управленческого персонала является то, что специалисты одновременно являются и производственными рабочими т. к. они непосредственно связаны с производственным процессом и управленцами. Это достаточно квалифицированные работники от которых зависит качество и организация работы рассмотренных выше групп. На них лежит ответственность за организацию технологического процесса на «производственном месте», от них зависит трудовая дисциплина в коллективе, от квалификации этой категории работников зависят основные производственные показатели предприятия. Таким образом, повышение квалификации этой категории работников целесообразно проводить в учебных заведениях с привлечение лучших научных и производственных кадров, а также на семинарах и специализированных конференциях и курсах РАО РЖД. Кроме того, подготовка рабочего должна включать освоение вторых и смежных профессий. Необходимость в этом обусловливается потребностями производства.

Высший управленческий персонал.

К данной категории работников депо относятся: начальник депо, заместители начальника депо, главный инженер и др. Это самая малочисленная группа, но при этом самая важная. От политики проводимой специалистами этой группы зависит не только работа отдельно взятого предприятия, но и работа вагонной службы Куйбышевской железной дороги в целом. Можно сказать, что предприятие является градообразующим и в г. Кинель практически каждый в той или иной мере связан с работой на железной дороги, то на этих людях лежит огромная ответственность. В современных условиях к квалификации высшего руководства предприятия предъявляются жесткие требования, поэтому именно эта категория работников должна подходить к процессу повышения квалификации и самосовершенствования наиболее серьезно и давать пример другим производственным группам.

Специалисты этой группы работников предприятия наиболее подготовленный сотрудники, имеющие за своими плечами большой производственный опыт и серьезную теоретическую подготовку. Таким образом, к этой категории работников не подходит процесс повышения квалификации, который применим к другим группам работников. Т.к. с одной стороны они сами являются теми людьми, которые готовят и обучают кадры для предприятий железнодорожного транспорта. Таким образом, исходя из выше сказанного предлагается отправлять руководству Куйбышевской железной дороги данный контингента на обучающие курсы я «ТОП» менеджеров предприятий, а также на конференции и семинары РАО РЖД.

Последняя категория работников – это обслуживающий персонала депо. К данной категории относятся работники бухгалтерии, работники по подсобно-вспомогательной деятельности и др. Данная группа особо сильно не влияет на производственный процесс и обучающий процесс этой группы работников не несет специализированный характер. Таким образом, целесообразно применить дистанционный метод повышения квалификации. Самостоятельное изучение дисциплин обучающимися предполагает доступ к сценариям обучения, как к руководствам по изучению дисциплин, с помощью которых можно легко осуществлять навигацию в пространстве знаний, обращаясь к конкретным объектам и другим источникам знаний, переходить на изучение смежных дисциплин, по которым имеются пробелы в знаниях или возникает дополнительный интерес. Причем это не просто гипертекстовый поиск, а формирование индивидуальной последовательности изучаемых учебных объектов.

Применение компонентной технологии конфигурирования процесса обучения позволяет сократить затраты на прослушивание лекций и консультации с тьюторами, увеличить объем самостоятельной работы студентов с гибким графиком учебного процесса. Технологическая схема процесса обучения на основе генерации сценария обучения представлена ниже.

Обучение различных категорий обучающихся с помощью сконфигурированных сценариев обучения с учетом их индивидуальных особенностей позволяет, с одной стороны, сократить затраты на теоретическое изучение избыточного учебного материала, не соответствующего категории обучающегося, или устранить ненужные повторы ранее пройденного материала.

С другой стороны, происходит ускорение изучения интегрированных курсов в результате построения индивидуальной траектории обучения. Практическое обучение с помощью практикумов позволяет предоставлять обучающимся сконфигурированные в соответствии с поставленной задачей типовые решения, которые реализуют принцип индуктивного обучения от частного к общему. Тщательная пошаговая проработка типовых решений позволяет сократить время тьюторов-консультантов на объяснение хода решения задачи. Кроме того, сокращается время подготовки вариантов задач для самостоятельного решения, которые генерируются по общему семантическому шаблону. После прохождения обучения на предприятии необходимо ввести систему аттестаций каждого сотрудника. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников.


Таблица 2.7. Структура затрат на повышение квалификации работников депо

Производственные группы Категория затрат Руб. %
1. Производственные работники 1 – 5 разряда Доплата наставникам за внепроизводственную работу

97000


2,2

2. Производственные работники 6 – 9 разряда

Оплата курсов повышения квалификации специалистов

Оплата курсов повышения квалификации на базе вагонного депо

Методические материалы

Командировочные расходы

Утрата выработки работников за время их обучения

1432000


66200

8500

445000

325000

32,4


1,5

0,2

10,1

7,3

3. Производственный управленческий персонал (мастера, бригадиры, начальники цехов)

Оплата курсов повышения квалификации специалистов

Оплата семинаров и конференций

Командировочные расходы

Утрата выработки работников за время их обучения

235000

358000

56000

365000

5,3

8,1

1,3

8,2

4. Высший управленческий персонал Оплата за обучающие курсы 1120000 25,3
5. Обслуживающий персонала депо Оплата за курсы дистанционного обучения и методологические материалы 75000 1,7

Итого

4418200 100

В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с таким работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

В таблице 3.2 приведена структура затрат на повышение квалификации работников депо. Основную долю затрат занимают производственные работники 6 – 9 разрядов, более 50%. Это связано с тем, что на эту категорию приходится наибольшая численность, более 40% всех работников предприятия.

На втором по величине затрат стоит высший управленческий персонал – 25,3%. На данную категорию работников приходится всего лишь несколько человек. Такая высокая статья затрат связана с дороговизной курсов обучения.

На средний управленческий персонал приходится чуть более 25% расходов, такая сумма затрат связана с сочетанием многочисленной группой работников и относительно недорогим обучением по сравнению с «ТОП менеджментом» предприятия.

Следует отметить малую долю затрат на дистанционное обучение обслуживающего персонала депо. Это связано с достаточной эффективностью, сокращением затрат на командировки, отрыва от производства и на курсах повышения квалификации с привлечением разного рода специалистов.

Также достаточно маленькую часть занимают производственные рабочие 1 – 5 разрядов, так как не целесообразно на этом этапе в их обучение вкладывать большие денежные средства.


3. Мероприятия по повышению эффективности работы вагонного депо


Структурная реформа железнодорожного транспорта России требует в кратчайшие сроки решения задач по обновлению технических средств железных дорог и повышению эффективности работы отрасли.

Повышение эффективности эксплуатации грузовых вагонов и производительности труда должны быть основаны на внедрении прогрессивных форм организации труда, новых технологии и техники.

В ОАО «РЖД» намечены практические шаги по повышению надежности вагонов о готовности их к перевозкам.

Повышение качества плановых видов ремонта предполагается за счет использования при ремонте вагонов, их узлов и деталей более совершенных видов оборудования – станочного, моечного, сварочно – наплавочного, а также контрольно – измерительных приборов, средств диагностики и неразрушающего контроля.


3.1 Расчет экономического эффекта от внедрения участка автоматической наплавки надрессорных балок тележек


Расчет выполнен на годовую программу по наплавке и механической обработке 1280 надрессорных балок, что составляет 10% от годовой программы ремонта, восстановленных в 12-ти часовую рабочую смену, двухсменного режима работы автоматизированного участка и количестве смен в году 364.

Определение эксплуатационных расходов (Э1), при выполнении наплавочных работ по восстановлению надрессорных балок с использованием «базовой» технологии за год.


Э1 = Nг (Сматер. + Сэл.) + Сз.пл. + ЕСН.+ Нтравм.+ Сн.б. + Сто. + А.о. (3.1)

где:

Сматер. – суммарный расход наплавочных электродов на восстановление одной балки;

Сэл. = 3,5 5,161,35 = 24,38 руб.;

3,5 кВт, мощность сварочной дуги;

5,16 час, продолжительность сварочных работ по восстановлению наплавкой одной надрессорной балки;

1,35 руб./кВт.ч, средний годовой тариф на электроэнергию для рассматриваемых условий (без НДС);

Сз.пл. = 6 12 6914,768 = 497863,296 руб.;

6, количество электрогазосварщиков, задействованных в отчетном году в ремонтно-восстановительных работах надрессорных балок, с учетом принятого режима работы предприятия;

12, число месяцев в году;

23,974х1,12х165,08х1,3х1,2 = 6914,768 руб., среднемесячный размер оплаты труда электрогазосварщика на рассматриваемом предприятии с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат;

ЕСН – единый социальный налог;

Нтравм. – расходы связанные со снижению травматизма;

сн.б. - расходы на техническое обслуживание используемого при «базовой» технологии оборудования и инвентаря не учитываются, так как предполагается дальнейшее использование указанного оборудования и инвентаря;

А.о. – амортизационные отчисления на полное восстановление оборудования и инвентаря, используемого при восстановлении надрессорных балок по «базовой» технологии в данном расчете не учитываются, так как при внедрении участков автоматической наплавки предполагается дальнейшее использование высвобождаемого оборудования и инвентаря на других работах.

Э1 = 1280(270,16 + 24,38) + 497863,296 + 129444,45 +3485,043 + +27921920+ 0 + 0 = 28929723,989 руб.

Определение годовых эксплуатационных расходов (Э2), при выполнении восстановления автоматической износостойкой наплавкой надрессорных балок грузовых вагонов, с последующим использованием механической обработки.


Э2 = Nг. (Сматер. + Сэл.) + Сз.пл. + ЕСН.+ Нтравм.+ Сн.б. + Сто.+ А.о. (3.2)


Э2 = 1280(295,2 + 64,8) +165954,432 + 43148,15 +1161,681+7438574,0 +66528 +166320 = 8342486,263 руб.,

Определенм экономию годовых эксплуатационных затрат (DЭг) при внедрении участка автоматической наплавки и механической обработки надрессорной балки тележки грузового вагона.


DЭг. = Э1 – Э2 (3.3)


DЭг = 28929723,989 – 8342486,263 = 20587237,726 руб.

Определеним годовой экономический эффект (Пч) от внедрения участка автоматической наплавки и механической обработки надрессорной балки тележки грузового вагона.


Пч = DЭг – DНим – Нпр (3.4)

где:

DНим – прирост налога на имущество (в первый год эксплуатации вводимого оборудования) в связи с увеличением балансовой стоимости основных средств при внедрении участка автоматической наплавки (0,023326400(1 + 0,95)/2 = 64864,8);

Нпр = 0,24(DЭг – DНим) = 0,24(20587237,726 –64864,8) = 4925369,50 руб., налог на прибыль (без применения льготы по налогу на прибыль), формирующуюся за счет сокращения эксплуатационных расходов при внедрении участка автоматической наплавки и механической обработки надрессорной балки тележки грузового вагона.

Пч = 20587237,726 – 64864,8 – 4925369,50 = 15597003,426 руб.

Таким образом экономический эффект от внедрения участка автоматической наплавки надрессорных балок составит 15,6 млн. рублей.

В 2007 году по программе ресурсосбережения было внедрено около 450 соответствующих установок, а на 2008 год было намечено ввести в эксплуатацию более 600. Наиболее эффективными являются участки восстановления наплавкой изношенных поверхностей корпусов букс и участки автоматической и механической обработки надрессорной балки тележек грузовых вагонов. Вложенные в них средства окупаются не более чем за год, средства, вложенные в другие из перечисленных технологий, полностью окупаются за два-три года [22].


3.2 Экономическая эффективность внедрения дефектоскопа ДФ – 201.1А


Применяемые при ремонте методы неразрушающего контроля хороши тем, что в процессе контроля контролируемый образец не разрушается и не меняет своих эксплуатационных характеристик, что позволяет выполнять сто процентный (и не выборочный) контроль выпускаемых изделий.

Контроль качества является самой массовой технологической операцией при ремонте вагонов, ибо не одна деталь не может быть изготовлена без измерения ее технических характеристик. В связи усложнением и требованием неуклонного повышения надежности новой техники, трудоемкости контролируемых операций редко увеличивается.

Основная цель проведения операции неразрушающего контроля (дефектоскопии) – получение информации о состоянии проверяемого объекта имеются ли в нем дефект (или несколько), каковы характеристики этого дефекта, т.е. его местонахождение в объекте, размеры, ориентация и т.д.

При дефектоскопировании ответственных деталей или узлов подвижного состава, от состояния которых зависит в значительной степени уровень безопасности движения и бесперебойности перевозок пассажиров, важнейшим результатом является информация о наличии или отсутствии дефекта в детали (или в определенной ее зоне). Это значит, что задачей дефектоскописта является достоверное обнаружение дефекта (если он есть в детали) или не обнаружении (если его нет). Следует отметить, что пропуск дефекта – более «дорогостоящая» ошибка, поскольку ее результатом может быть создании аварийной ситуации. С другой стороны, ложная браковка ведет к прямым финансовым потерям, поскольку требует замены детали, не выработавшей свой ресурс.

В соответствии с инструкцией по определению эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте /15/ определяем приведенные затраты на внедрение и эксплуатацию дефектоскопа:


(3.5)


где С – эксплуатационные расходы, руб.;

К – капитальное вложение, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, Ен = 0,15.

Годовые эксплутационные расходы определяем по формуле:


(3.6)


где

Сз – расходы на заработную плату (с учетом заработной платы обслуживающего персонала, которая равна 20% от заработной платы дефектоскописта), руб.;

Смэ – расходы на материалы и электроэнергию, руб.;

Са – амортизационные отчисления, руб.;

Спр – прочие расходы, руб.;

Ссн – отчисления на социальные нужды, руб.

Определяем годовой фонд заработной платы.

Работает с дефектоскопом дефектоскопист 6 разряда: