Совершенствование мотивации труда как функции управления в ОАО "Хлебная база № 52"
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
(на примере ОАО «Хлебная база №52» Заринского района)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Барнаул 2010
Введение
Одним из основных условий высокой эффективности деятельности организации любой формы собственности является наличие сознательной трудовой, социальной и творческой активности работников. Более того, наряду с материальными аспектами заметно возрастает роль морального стимулирования работников в процессе трудовой деятельности.
Проблемы трудовой мотивации актуальны для большинства предприятий и организаций в современной России. Мотивация – сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации. Еще в социалистическом обществе в качестве основных побудительных мотивов работников авторы выделяли, в том числе и моральные, определяя их как «мотивы, связанные не с личной материальной выгодой, а с бескорыстными побуждениями к труду, с заботой об интересах общества, с моральным долгом трудящихся, с потребностью организма в облагораживающем влиянии труда». Данный подход вполне понятен с учетом специфики времени, однако, на наш взгляд, утратил свою актуальность применительно к определению существа мотивации работников в современный период.
Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации трудовой деятельности каждого отдельно взятого работника. Зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы людей, и при помощи каких методов они могут быть реализованы на практике.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию мотивации труда персонала в ОАО «Хлебная база №52» Заринского района Алтайского края.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы мотивации персонала;
2) проанализировать систему мотивации персонала в ОАО «Хлебная база №52» Заринского района;
3) обосновать предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ОАО «Хлебная база №52».
Объектом исследования является персонал организации.
Предмет исследования – механизмы управления мотивацией персонала, а также комплекс материальных и нематериальных факторов, воздействующих на трудовую деятельность персонала.
В выпускной квалификационной работе использованы общенаучные методы исследования, а также статистические методы обработки информации, анкетирование, методы сравнительного анализа.
Информационная база представлена положениями трудов ведущих ученых и специалистов в области экономики и социологии труда, таких как: Т.Ю. Базаров, Ю.К. Балашов, О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.П. Егоршин, М.И. Еникеев, Д.В. Валовый, А.Я. Кибанов, И.К. Макарова, М. Мескон, М. Альберт, А.Н. Никифоров, С.С. Фролов, С.А. Шапиро и др., а также результатами проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, представляющие научный и практический интерес для формирования оптимальной системы мотивации персонала на предприятии.
1. Теоретические основы мотивации персонала на предприятии
1.1 Сущность и виды мотивации
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью [1, с. 165].
Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот – избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им; а следовательно стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение и он зачастую готов трудиться почти даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы от этой работы избавиться [1, с. 168].
Мотивация − это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процессы активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному труду. В связи с этим как синонимичные термину «мотивация» используются также термины «стимулирование» и «мотивирование».
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа:
1. Возникновение потребности.
2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности − нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Потребности − источник активности человека, причина его целенаправленных действий.
Стимул – это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы.
Термин «стимул» имеет латинское происхождение. В Древнем Риме «стимулом» называли заостренную палку, которой погоняли животных. В настоящее время стимулы представляют собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, благ, используемых руководителем в качестве фактора трудового поведения.
В качестве стимулов могут выступать отдельное предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность. Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:
чувство уверенности в работе;
самоутверждение;
похвала, признание заслуг, премии;
осознание себя членом команды;
развитие и эффективное использование кадров;
возможность внесения идей и предложений;
продвижение, основанное на заслугах;
приятная рабочая обстановка;
хорошие отношения с начальником;
позитивные социально-психологические отношения в группе;
уважение к личности человека;
доверие руководства;
хорошие условия труда;
экономическое благосостояние работников;
гибкий график работы;
отсутствие чрезмерных стрессов на работе.
творческая атмосфера;
необязательность командировок и поездок;
независимость;
благодарность за сверхурочную работу;
возможность учиться;
возможность работать дома;
скидки в магазинах компании;
оплата расходов на проезд и питание.
Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Таким образом, существует совокупность качественных показателей, имеющих различные природу, стоимость, способы оценки и глубину воздействия на личность человека. На качество трудовой жизни влияют следующие группы показателей:
трудовой коллектив;
оплата труда;
рабочее место;
руководство предприятия;
служебная карьера;
социальные гарантии;
социальные блага.
Трудовой коллектив характеризует социальную группу, в которой находится работник и принадлежность к которой будет составлять или предмет его гордости в лучшем варианте, или источник социальной неудовлетворенности – в худшем. При этом качество трудовой жизни будет характеризоваться психологическим климатом в коллективе, отношениями с администрацией, участием сотрудников в управлении и принятии решений, соблюдением регламентирующих документов, минимальными стрессами на работе и позитивной мотивацией сотрудников. Задача руководителя коллектива состоит в постоянном социологическом изучении мнения коллектива, учете индивидуальных особенностей личности сотрудников при планировании, поддержании правильной мотивации к труду и хорошего психологического климата.
Основные виды стимулирования:
– материальное;
– нематериальное (социальные, моральные, социально-психологические);
Стимулы, удовлетворяющие потребности человека, играют роль вознаграждения за его труд.
Вознаграждение – это все то, что человек считает для себя ценным. Оно может быть внешним или внутренним.
Внутреннее вознаграждение – это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение – обеспечивает сама работа. Это заработная плата, продвижение по службе, похвалы, признание, дополнительные выплаты и отпуска. Возможность получения необходимых благ составляет суть процесса стимулирования.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
Инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;
Достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;
Коллективистский – побудительная сила к трудовой деятельности – стремление заслужить уважение коллег, стремление к сотрудничеству, общению;
Интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;
Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия труда.
Тип мотивации формируется под воздействием ряда факторов. Чаще всего это состояние экономики, уровень жизни населения, образование, культурные традиции.
Мотивация в организации может рассматриваться:
– как функция управления (мотивация изучается как процесс побуждения к деятельности);
– как сила, побуждающая к действию (в этом понимании мотивация сходна с понятием «мотив»).
Мотивация как функция управления – это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает вести себя таким образом, чтобы стратегические цели данной организации были достигнуты, т.е. именно мотивация «побуждает» сотрудника к действию.
1.2 Состав и характеристика приемов и способов мотивации
Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать. Исходя из этого, он либо формирует определенную мотивационную структуру поведения подчиненных, развивает у них желательные мотивы и ослабляет нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.
В зависимости оттого, что именно необходимо стимулировать – саму деятельность или ее результат, мотивация выступает в двух формах: текущего поощрения (наказания) или вознаграждение (наказания) по итогам.
Текущее поощрение (наказание) предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся работы, и таким образом относится к тому поведению, которое уже есть, поэтому при отсутствии какой бы то ни было деятельности, прекращается.
Величина вознаграждения должна быть минимальной, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжение нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Нужно иметь в виду: важна не столько величина, сколько форма, способ, режим вознаграждения. Так, оно может быть регулярным, эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого). Иногда целесообразным бывает даже поощрение «авансом», обязывающее человека работать лучше. Однако всегда подкрепление должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано, и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад в него, быть справедливым, создавать у человека стремление в будущем работать еще лучше [3, с. 79].
С.С. Фролов выделяет два типа мотивации [31, 11]:
– экономическая мотивация – осуществляется посредством воздействия на состояние материальных (экономических) условий существования работника и реализуется через систему оплаты эффективной работы, распределения материальных благ и т.п.;
– неэкономическая мотивация – осуществляется с использованием нравственных, моральных, идеальных и дисциплинарных мотивов, опирающихся на соответствующие ценности и нормы, ценности личности в трудовой деятельности.
Рассматривая мотивацию как силу, побуждающую к действию, т.е. практически как мотив, можно выделить функции мотивов трудовой деятельности (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Функции мотивов трудовой деятельности
Функция | Содержание |
Ориентирующая | направлена на выбор сотрудником типа поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации |
Смыслообразующая | определяющая субъективную значимость выбранного сотрудником типа поведения |
Опосредующая | возникающая на стыке внешних и внутренних мотивов сотрудника, побуждающих его к действию и влияющих на его поведение |
Мобилизующая | мобилизует внутренние резервы сотрудника, необходимые для выполнения различных видов деятельности |
Оправдательная | заложенная в отношении сотрудника к правилам, социальным нормам, ценностям и эталонам поведения, существующим в данной организации |
Таким образом, построение системы мотивации в организации дает возможность, с одной стороны, решить экономическую проблему, т. к. эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей, а с другой стороны, позволяет решить психологическую проблему, поскольку при ее построении должен учитываться такой показатель, как удовлетворенность трудовой деятельностью [23, c. 84].
Способы мотивации можно разделить на экономические и неэкономические. Суть экономических способов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы.
Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы. В свою очередь в рамках форм выделяются системы заработной платы. Использование той или иной формы или системы заработной платы в целях стимулирования зависит от сферы деятельности работников, характера трудовых операций, технологических процессов и т.п. [7, с. 117].
Повременная форма заработной платы применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых, не поддаются точному учету и измерению либо не требуют его вовсе, например, у ремонтников. В зависимости от способа начисления повременная заработная плата может быть почасовой, поденной, помесячной.
Мотивирующими моментами в рамках повременной заработной платы являются: ее величина и наличие в необходимых случаях премий. К условиям, обеспечивающим эффективность ее применения, относятся: точный учет фактически отработанного времени; наличие обоснованных норм и нормативов, регламентирующих объем выработки, численность персонала, производственные задания и пр.; рациональное распределение работы между исполнителями, принимающее во внимание их опыт, профессию, квалификацию [10, с. 139].
Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых, легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать. При прямой (индивидуальной и коллективной) сдельной заработной плате ее величина определяется в зависимости от объема выполненной работы по единой расценке за единицу продукции. При этом индивидуальная сдельная оплата используется там, где люди либо трудятся самостоятельно, либо совместно выполняют одинаковую по квалификации работу, например, в бригаде каменщиков. Коллективная сдельная применяется там, где лица разной квалификации и специальности порознь или совместно работают над сложным комплексным объектом и связаны конечным результатом.
Сдельно-премиальная система оплаты труда сочетает сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности, такие как рост ее производительности, снижение затрат, освоение новой техники и технологии и пр.
Помимо основной заработной платы, важную роль в деле стимулирования производительного труда, играет дополнительная, в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер.
Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты, исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим не менее важным элементом экономической мотивации – системой итогового вознаграждения.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка [8, с. 168]. Кроме того, эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей; ориентацией на реальный вклад в конечные результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений работников.
Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев в связи с изменением условий деятельности организации, и ее экономического положения [11, с. 128].
Денежные выплаты, используемые в качестве рычагов стимулирования, могут быть в зависимости от конкретной ситуации и его целей пропорциональны и непропорциональны достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании они растут быстрее результата, а при нивелировании – медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие, что дает возможность подтянуть их до необходимого уровня. При положительном стимулировании происходит наоборот – акцентируются передовики, что позволяет вывести организацию на наивысшие стандарты деятельности [7, с. 119].
Кроме заработной платы и премий, за последнее время для сотрудников коммерческих организаций все большее распространение получает еще один вид денежного вознаграждения – участие в прибылях. Прежде всего, это относится к дополнительной прибыли, до 75% которой может доставаться персоналу. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий. Для руководителей же с давних форм практикуются бонусы – крупные единовременные выплаты из прибыли 1 – 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для ее роста.
В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов [7,122].
В заключение остановимся на косвенной экономической мотивации, то есть мотивации свободным временем. Ее конкретными формами являются: сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и пр.); скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной практике достаточного распространения.
К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и моральные. Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.
Мотивация участием в делах организации предполагает, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, прежде всего социального характера; они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируются права и ответственность [9, с. 141].
Наконец, мотивация обогащением труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.
Приведем в качестве примера критерии мотивирующей организации труда, предлагаемые немецкими учеными В. Зигертом и Л. Ланг.
– любые действия должны быть осмысленными, и в первую очередь теми, кто требует действий от других;
– люди должны испытывать радость от работы, отвечать за нее, быть лично причастными к результатам, к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;
– каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен;
– каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать; это что-то должно получить имя своего создателя;
– необходимо знать точку зрения людей на возможные улучшения их работы;
– людям нужно дать возможность ощутить свою значимость;
– в достижении цели, которую работник себе поставил или в формулировании которой он принял участие, он проявит больше энергии;
– хорошо работающие люди имеют право на материальное и моральное признание;
– сотрудники должны иметь свободный доступ ко всей необходимой информации, причем быстрый;
– решения об изменении в работе сотрудников должны приниматься при их участии и с опорой на их знания и опыт;
– самоконтроль;
– сотрудники должны иметь возможность приобретать в процессе работы новые знания;
– нужно поощрять инициативу, а не выжимать из сотрудников пот;
– сотрудники должны иметь информацию о качестве своего труда;
– каждый по возможности должен быть сам себе шефом.
К моральным методам стимулирования, относится, прежде всего, признание, которое может быть личным и публичным [7, с. 126].
Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такого рода практика не получила еще широкого распространения за исключением, пожалуй, права постановки личного клейма, которое предоставлялось зарекомендовавшим себя соответствующим образом рабочим и мастерам.
Публичное признание знакомо нам намного лучше. Оно состоит в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («досках Почета»), награждение особо отличившихся людей почетными знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги. Часто публичное признание осуществляется не само по себе, а сопровождается награждением премиями, ценными подарками и пр.
Специфическими моральными методами мотивации являются похвала и критика [7, с. 127].
Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала – демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии.
Критика, то есть отрицательная оценка окружающими недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты [7, с. 127].
Таким образом, можно сказать, что мотивационная система представлена группой факторов (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Группы факторов, определяющие суммарный показатель мотивационной системы
Факторы | Содержание |
Мотивирующие факторы |
– стабильность положения организации; – положительный имидж сотрудника организации; – высокий уровень оплаты труда; – привлекательная система льгот для сотрудников; – отличная возможность для приобретения опыта и новых знаний; – сплоченный и дружный коллектив; – существование возможностей для быстрой карьеры; – интересная работа. |
Демотивирующие факторы |
– высокая интенсивность труда; – высокая мера ответственности за результаты работы; – жесткие требования к соблюдению дисциплины; – отсутствие гарантий занятости; – отсутствие свободного времени; – недостаток полномочий для выполнения своих функций. |
Это и есть, на наш взгляд, тот рычаг управления организационным поведением (в части мотивации), который делает это поведение эффективным. Поскольку здесь присутствует, с одной стороны, совпадение вектора организационного поведения с достижением стратегических целей организации, а с другой – удовлетворенность работой.
1.3 Повышение эффективности мотивации персонала
Как известно, успех деятельности любой компании зависит во многом от ее персонала: от квалификации, исполнительской дисциплины, точности и качества выполнения поставленных задач. А для того, чтобы побудить работников к достижению стоящих перед компанией целей, служит система мотивации персонала. Рассмотрим наиболее критичный с экономической точки зрения аспект этой системы – материальное стимулирование.
Рассмотрим, каким требованиям должна удовлетворять система материального стимулирования персонала, для того чтобы быть эффективной.
Прежде всего, она должна побуждать сотрудников предприятия на достижение нужных ему результатов (конкретных целей деятельности), то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника.
Система материального стимулирования должна обеспечивать привлечение на работу высококвалифицированных сотрудников, а также удерживать их от увольнения.
Разумеется, что система должна быть эффективной с экономической точки зрения, то есть должно соблюдаться известное соотношение между затратами на реализацию материального стимулирования (по сути, расходы на персонал).
Однако для того, чтобы необходимая система была легко внедряема, она должна быть проста для понимания и прозрачна как для сотрудников, так и для высшего руководства предприятия. Чтобы система материального стимулирования воспринималась и работодателем, и работниками как справедливая, необходимо особое внимание уделить показателям эффективности деятельности персонала.
Во-первых, показатели должны быть объективными, или, если это невозможно, субъективность показателей должна быть снижена до минимума. Субъективность показателей приведет лишь к недовольствам и возмущениям персонала, а этого допускать нежелательно.
Во-вторых, показатели должны иметь точное количественное либо качественное измерение. С количественными показателями все просто: есть алгоритм расчета, есть исходные данные, и вот оно – результирующее значение. С качественным показателем несколько сложнее. Напрямую измерить, например, удовлетворенность клиентов или качество услуг затруднительно. Для оценки таких показателей вводят специальные шкалы, причем каждый из уровней шкалы должен быть заранее формализован. В некоторых случаях шкалы имеют лишь два значения («да» – «нет»), например, для показателя «Наличие фактов производственного травматизма».
В-третьих, показатели должны быть достаточно простыми и понятными, то есть иметь точный физический или экономический смысл, который будет адекватно воспринят персоналом. Соответственно, надо по возможности избегать сложных методик расчета тех или иных показателей, так как сделает расчеты более трудоемкими.
В-четвертых, и это самое важное, показатели должны отражать результаты деятельности подразделения, на которые сотрудники могут реально повлиять. В противном случае у персонала может появиться ощущение, что их вознаграждают либо лишают премии «ни за что». В любом варианте такая ситуация опасна для бизнеса.
Стоит заострить внимание на целевых значениях показателей, используемых для системы материального стимулирования персонала.
С одной стороны, целевые значения должны быть достижимыми. Но, с другой стороны, достаточно высокими, чтобы действительно стимулировать сотрудников достигать необходимых компании результатов.
Например, сложившаяся система мотивации в компании «Холод» г. Заринска в последнее время претерпевает существенные изменения. Стремительно идет переход от сложившейся с советских времен «уравнительной» системы оплаты труда к дифференцированной и действительно стимулирующей работников на достижение заданных результатов в труде.
В компании структура оплаты труда примерно одинакова для всех категорий персонала. Выплаты персоналу включают в себя:
должностной оклад (тарифная ставка),
регулярные выплаты по итогам работы за период,
единовременные премии,
выплаты компенсационного характера, обусловленные ТК РФ;
доплаты и надбавки;
льготы и компенсации, обусловленные коллективным договором Компании.
При этом в структуре фактических выплат персоналу преобладают оплата по окладу (тарифу) и регулярные премии, в сумме они составляют от 60 до 80% всех выплат.
Нельзя утверждать, что такая система материального стимулирования абсолютно неэффективна. Есть определенные положительные моменты. В частности, за счет соотношения между постоянными и переменными видами выплат (3/2) возможно, что называется, «наказать рублем» нерадивых сотрудников. Однако недостатков у такой системы больше.
В большинстве своем используемые показатели премирования определены только для организации в целом и не декомпозируются на конкретные структурные подразделения и должностных лиц. Таким образом, невозможно было оценить вклад отдельного подразделения или сотрудника в результаты деятельности предприятия в целом. У отдельных показателей премирования подразделений и должностных лиц отсутствовали четкие критерии их оценки.
В целях повышения эффективности мотивации персонала руководители существенно пересмотрели как структуру выплат персоналу, так и систему ключевых показателей.
Состав выплат персоналу выстроен следующим образом:
Должностной оклад;
Персональная надбавка;
Премия по результатам работы предприятия;
Премия по результатам работы подразделения;
Премия за личные результаты работы.
Единовременная (проектная) премия.
Должностной оклад устанавливается на основе ценности рабочего места для предприятия. При этом ценность рабочего места определяется объективно, то есть на основе ценности самой должности, а не конкретного сотрудника, занимающего ее.
Персональная надбавка, как правило, устанавливается для сотрудников, обладающих более высокой квалификацией, чем требуется для выполнения возложенных на них обязанностей, либо имеющих увеличенную нагрузку.
Существенную роль в системе материального стимулирования играет регулярное премиальное вознаграждение, выплачиваемое за результаты деятельности. Причем премия выплачивается сотруднику за выполнение трех групп показателей:
Показателей, характеризующих эффективность деятельности компании в целом;
Показателей, характеризующих эффективность работы подразделения;
Показателей, характеризующих эффективность работы сотрудника.
Принципиальным моментом является то, что показатели, на основе которых рассчитывается премия, объективны, и не зависят, например, от субъективного мнения руководства.
Изменение системы материального стимулирования – трудоемкий и длительный процесс, оказывающий серьезное воздействие на персонал. Не всегда изменения воспринимаются с энтузиазмом, но если система материального стимулирования разработана качественно и учитывает специфику конкретной Компании, то эффект от ее внедрения будет положительным.
Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процессы активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному труду.
Основные виды стимулирования: материальное; нематериальное (социальные, моральные, социально-психологические).
Для того чтобы быть эффективной, система материального стимулирования персонала требованиям должна удовлетворять таки требованиям: побуждать сотрудников предприятия на достижение нужных ему результатов (конкретных целей деятельности), то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника; обеспечивать привлечение на работу высококвалифицированных сотрудников, а также удерживать их от увольнения; быть эффективной с экономической точки зрения, то есть должно соблюдаться известное соотношение между затратами на реализацию материального стимулирования.
2. Анализ системы мотивации в ОАО «Хлебная база №52»
2.1 Организационно-экономическая характеристика в ОАО «Хлебная база №52»
Открытое акционерное общество «Хлебная база №52», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий, зарегистрированное Постановлением Администрации Заринского района Алтайского края №195 от 30.05.94 г.
Место нахождения: Алтайский край, Заринский район, станция Батунная.
Предметом деятельности Общества является:
1. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
2. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются:
– производство крупы в ассортименте (гороховая, овсяная, ячневая, перловая, пшеничная, пшенная и другие);
производство муки пшеничной и ржаной;
производство комбикормов и комбисмесей;
– торгово-закупочная
и коммерческо-посредническая
деятельность,
в том числе по
продукции и
товарам, приобретение
и реализация
которых
осуществляется
на основании
специального
разрешения
(лицензии),
переработка сельхозпродукции;
оказание услуг по хранению, в том числе по хранению госрезерва.
организация оптовой, розничной торговли, в том числе комиссионной, подакцизными товарами, в частности, путем создания собственной сети и аренды торговых площадей, магазинов, складов;
– проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории России, а также для собственных нужд;
представительство иностранных лиц на территории России;
создание совместных с зарубежными фирмами предприятий;
строительство, реконструкция и эксплуатация сооружений производственного, культурно – бытового и спортивно – оздоровительного назначения;
организация и. проведение выставок, выставок – продаж, аукционов, конкурсов, культурно – массовых и спортивно – зрелищных мероприятий в РФ и за рубежом;
рекламные услуги, производство и реализация рекламной продукции;
бытовое обслуживание населения;
строительство, реконструкция, реставрация, ремонт, техническое обслуживание производственных и непроизводственных объектов и их эксплуатация.
Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения Общества, бланки установленного образца.
ОАО «Хлебная база №52» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
Проанализируем финансовые результаты деятельности ОАО «Хлебная база №52».
Таблица 2.1 – Финансовые результаты деятельности ОАО «Хлебная база №52», тыс. руб.
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2005 г., % |
Выручка от продажи | 95369 | 322912 | 392129 | 233626 | 70635 | 74,0 |
Себестоимость продукции | 86714 | 299239 | 361183 | 195140 | 66207 | 76,3 |
Валовая прибыль | 8655 | 23673 | 30946 | 38486 | 4428 | 51,1 |
Коммерческие и управленческие расходы | 7875 | 6957 | 8842 | 10438 | 6374 | 80,9 |
Прибыль от продаж | 780 | 16716 | 22104 | 28048 | 1946 | 249,4 |
Из данных таблицы 2.1 мы можем сделать вывод, что за пять лет работы ОАО «Хлебная база №52» результаты финансовой деятельности существенно менялись.
Выручка от продажи продукции и валовая прибыль в 2009 г. по отношению к 2005 г. составили 74,0% и 51,1% соответственно, но зато снизились такие показатели как себестоимость – 76,3% и расходы – 80,9%
Благодаря сокращению себестоимости и расходов выросла прибыль с 780 тыс. руб. до 1946 тыс. руб., что составило 249,4%.
Проанализируем объемы производства ОАО «Хлебная база №52» в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Объемы производства ОАО «Хлебная база №52»
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2005 г., % |
Выручка, тыс. руб. | 95369 | 322912 | 392129 | 233626 | 70635 | 74,0 |
Выпуск продукции, тыс. тонн | 14,6 | 17 | 20 | 23,6 | 28,8 | 197,2 |
Мука | 7,3 | 9,5 | 11,7 | 14,2 | 15,3 | 209,5 |
Крупа | 3,0 | 2,4 | 1,8 | 2,2 | 3,5 | 116,6 |
Кормозернопродукт | 4,3 | 5,1 | 6,5 | 7,2 | 10,0 | 232,5 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. | 14985 | 15059 | 15785 | 16340 | 18762 | 114,8 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 76 | 78 | 88 | 90 | 91 | 119,7 |
Уровень рентабельности, % | 6,36 | 21,4 | 24,8 | 14,2 | 4,2 | х |
Исходя из данных таблицы 2.2, мы можем сделать вывод, что показатели 2009 г. по отношению к 2005 г. изменились следующим образом: выручка составила 74,0%, выпуск продукции 197,2% (т.е. увеличился почти в два раза), стоимость основных производственных фондов увеличилась на 14,8%, среднегодовая численность работников – на 19,7%. Снижение выручки при увеличении выпуска продукции объясняется снижением цен на закуп. К тому же в 2005–2006 гг. предприятие выплачивало задолженность по своим обязательствам, что можно увидеть по Отчету о движении денежных средств. Таким образом, по данному разделу можно сделать выводы: ОАО «Хлебная база №52» занимается производством крупы в ассортименте (гороховая, овсяная, ячневая, перловая, пшеничная, пшенная и другие); производством муки пшеничной и ржаной; производством комбикормов и комбисмесей.
Выручка от продажи продукции и валовая прибыль в 2009 г. по отношению к 2005 г. составили 74,0% и 51,1% соответственно, но зато снизились такие показатели как себестоимость – 76,3% и расходы – 80,9%. Благодаря сокращению себестоимости и расходов выросла прибыль с 780 тыс.