Учет и аудит амортизации
внутренних факторов.
2.3 Разработка программы проверки
Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.
Планирование – это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки
Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки.
Целью планирования является эффективное и своевременное проведение аудита, которое предполагает:
Определение областей, значимых для аудита;
Выбор оптимальной методики проверки, которая наиболее полно отвечает достижению целей аудиторской проверки.
В соответствии с требованиями стандартов аудитор должен на этапе планирования разработать и документально оформить:
- общий план аудита, с указанием предполагаемого объема, графиков и сроков проведения аудиторской проверки;
- программу аудита, определяющую объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. Элементы общего плана могут быть обсуждены с руководством экономического субъекта и его сотрудниками в целях координации действий. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур. С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля качества работы. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
ФПСАД 3 «Планирование аудита» не устанавливает жестких требований к структуре программы аудита, но исходя из содержания п.9 и п.11 данного нормативного документа, можно сделать вывод, что программа аудита, в части перечня процедур, может содержать, кроме аудиторских процедур по существу (процедур по проверке оборотов и сальдо по счетам), также тесты средств контроля (контрольные процедуры с целью оценки и подтверждения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля) Исходя из этого, следует, что аудиторскую программу необходимо составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля – это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу – это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
Аудиторские процедуры необходимо группировать по следующим направлениям проверки:
-проверка соблюдения требований действующего гражданского, специального и налогового законодательства;
-проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете (проверка оборотов и сальдо по счетам);
-проверка правильности формирования отчетных показателей.
Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов. В программе аудиторской проверки указываются:
Цель аудита.
Основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке.
Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.).
Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.
Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
Целью аудита амортизации основных средств является выражения мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.
Основными этапами работы ООО «ТРАНСЕРВИС» является розничная реализация ГСМ, а также передача площадей в аренду. Так как организация имеет достаточное количество объектов основных средств, аудитору необходимо в первую очередь проанализировать состав основных средств, правильность начисления амортизации. Затем проверить правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.
Следующий шаг – определение срока полезного использования (амортизационного периода) объекта основных средств. Аудитору целесообразно выяснить, являются ли установленные на предприятии сроки полезного использования объектов основных средств характерными для данной сферы бизнеса. Для проверки аудитор должен изучить акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств.
Таблица 5. Программа аудита амортизации основных средств
Код (шифр) | Перечень направлений проверки и аудиторских процедур по разделам аудита | Источник информации | Рабочие документы | Пери-од проведения | Исполнители | Примечания |
Аудиторские процедуры по проверке оборотов и сальдо по счетам | ||||||
Раздел "Аудит процесса приобретения" | ||||||
Область проверки: «Основные средства» | ||||||
1. 1.1 |
Проверка соблюдения требований гражданского, специального и налогового законодательства Установить источники поступления основных средств и правоотношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами при поступлении объектов основных средств |
Договоры гражданско-правового характера, учредительные и налоговые документы, |
||||
2 | Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете | |||||
2.1. | Проверить наличие, правильность и своевременность оформления первичных учетных документов, а также точность содержащихся в них показателей | Первичные учетные документы по принятию основных средств к учету | ||||
2.2 | Проверить правильность оценки основных средств | Документы, подтверждающие правильность формирования первоначальной стоимости | ||||
2.3 | Проверить правильность отражения операций в системе счетов бухгалтерского учета | Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счету 01, 08 и др. | ||||
3 4. 5. 6. 7. |
Проверка правильности формирования отчетных показателей Проверка правильности начисления амортизации Проверка способов начисления амортизации Проверка правильности определения срока полезного использования Проверка правильности отнесения амортизационных отчислений на соответствующие счета бухгалтерского учета |
Регистры бухгалтерского учета по счету 01, формы отчетности ф.№ 1, ф. №5) Амортизационная ведомость, Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 Учетная политика организации Первичные учетные документы, амортизационная ведомость Ведомости распределения амортизационных отчислений, Оборотно-сальдовая ведомость |
Целью раздела аудиторской проверки - аудита амортизации основных средств является выражения мнения относительно правильности применения правил классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств. Поскольку основными видами деятельности ООО «ТРАНСЕРВИС» является розничная реализация ГСМ, а также передача площадей в аренду, программа аудита составлена с целью подтверждения выполнения предпосылок формирования бухгалтерской отчетности в отношении указанных показателей.
3. Аудит амортизации основных средств в ОАО “ТРАНСЕРВИС”
3.1 Оценка организации бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники).
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты бухгалтерии.
Правила документооборота на предприятии не регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила не увязаны с формами бухгалтерского учета на предприятии.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в организации производится инвентаризация. В данном случае не совсем понятно для чего, и в течение какого времени будет производиться инвентаризация, поэтому главному бухгалтеру следует обратить внимание на записи в учетной политике и внести поправки:
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчетности производится инвентаризация:
1) материальных остатков на складе перед сдачей годового отчета (в 4 квартале)
2) инвентаризация основных средств производится один раз в три года
3) обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных ст.12 Закона № 129-ФЗ.
В ходе ознакомления деятельностью объекта практики можно сделать вывод, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации.
В ходе преддипломной практики были проанализированы основные показатели деятельности предприятия за период на основе бухгалтерской финансовой отчетности.
Для выполнения экспресс- анализа составим уплотненный аналитический баланс за 2008 г. (Таблица 6) .
Таблица 6 – Уплотненный вертикальный баланс
Наименование показателя | Строка баланса | На 01.01.08, тыс. руб. | На 01.01.08, % |
Нематериальные активы | 110 | 0 | 30 |
Основные средства | 120 | 28 370 | 911 500 |
Незавершенное строительство | 130 | 738 276 | 33 401 |
Доходные вложения в материальные ценности | 135 | 0 | 36076 |
Долгосрочные финансовые вложения | 140 | 209 421 | 252 573 |
Отложенные налоговые активы | 145 | 321 | 14 570 |
Запасы | 210 | 127 217 | 82 433 |
НДС по приобретенным ценностям | 220 | 19 224 | 16 800 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 240 | 230 115 | 52 865 |
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | 65 903 | 10 733 |
Денежные средства | 260 | 2635 | 889 |
БАЛАНС | 300 | 1 421 482 | 1 411 870 |
Уставный капитал | 410 | 3 875 | 3 875 |
Нераспределенная прибыль | 470 | 170 320 | 170 454 |
Займы и кредиты | 510 | 545 057 | 863 978 |
Отложенные налоговые обязательства | 515 | 10 163 | 27 050 |
Прочие долгосрочные обязательства | 520 | 24 773 | 0 |
Займы и кредиты | 610 | 570 838 | 162 519 |
Кредиторская задолженность | 620 | 96 456 | 183 994 |
БАЛАНС | 300 | 1 421 482 | 1 411 870 |
В данном случае, валюта баланса сократилась на 9,5 млн. руб., что свидетельствует о незначительном снижении эффективности бизнеса, а, с учетом острой фазы кризиса, пришедшегося на этот период – об успешном его преодолении.
Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявления «больных статей» баланса, свидетельствующих об определенных недостатках работы предприятия – увеличение дебиторской, кредиторской задолженности, появление убытков отчетного года.
Заметим, что за отчетный период дебиторская задолженность увеличилась на 180 млн.р., что является благоприятным признаком (сокращение неплатежей), но увеличилась кредиторская задолженность на 87 млн.р. (в 2 раза) в основном за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
За отчетный период было введено в эксплуатацию основных средств на 888 млн.р., и их доля в валюте баланса увеличилась более, чем в 30 раз. Это произошло, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию дорогостоящего объекта незавершенного строительства.
На Уставный капитал Общества не изменился.
При анализе платежеспособности с позиций допущения непрерывности деятельности обычно рассчитываются три основных коэффициента:
а) коэффициент текущей ликвидности;
б) коэффициент быстрой ликвидности;
в) коэффициент абсолютной ликвидности;
С помощью таблицы 7 проанализируем показатели ликвидности.
Таблица 7 – Анализ ликвидности ОАО «ТРАНСЕРВИС» за 2008 г.
Коэффициент | Методика расчета | Коэффициент за 2008 г. |
К текущей ликвидности |
Оборотные активы / кредиторская задолженность |
0,472 |
К быстрой ликвидности | Дебиторская задолженность + денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / кредиторская задолженность | 0,186 |
К абсолютной ликвидности | Денежные средства / кредиторская задолженность | 0,003 |
Коэффициент текущей ликвидности дает оценку возможности организации погашать свои долги, показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль кредиторской задолженности.
Этот коэффициент демонстрирует, насколько текущие долги организации покрываются ее оборотными активами.
Обычно приводится критическое нижнее значение показателя текущей ликвидности, равное 2; однако это лишь ориентировочное значение параметра, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
Тем не менее, при сравнении критического и полученного значения коэффициента, становится очевидным неустойчивое финансовое положение организации.
При расчете коэффициента быстрой ликвидности из числителя исключается такой показатель, как запасы, т.е. материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и товары.
Логика исключения из числителя суммы оценки запасов состоит не только в значительно меньшей в сравнении с дебиторской задолженностью и денежными средствами степенью их ликвидности, но и, что гораздо более важно, в том, что деньги, которые можно выручить в случае вынужденной продажи запасов, могут быть существенно меньше расходов по их приобретению.
В большинстве современных работ, посвященных анализу отчетности, приводится ориентировочное нижнее значение показателя быстрой ликвидности - 1, однако эта оценка также носит весьма условный характер.
Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.
С помощью проведенного анализа был найден коэффициент, равный 0,003. Таким образом, 0,3% краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Данный уровень, очевидно, характеризуется как крайне низкий.
Проанализируем отчетность ОАО «ТРАНСЕРВИС» за 2008 год с целью предварительного ознакомления с финансовыми результатами.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2006 г., была получена выручка-нетто в сумме 1 573 639 т.р., себестоимость продаж составила 1 312 691 т.р., поэтому валовая прибыль составила 260 948 т.р.
Коммерческие расходы составили 161 688 т.р., проценты к уплате 81 808 т.р. , прочие расходы 21 764 т.р., а прочие доходы 1 151 т.р.
Таким образом, прибыль до налогообложения составила 3 340 т.р.
Чистая прибыль, полученная ОАО «ТРАНСЕРВИС», составляет 134 т.р.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность ОАО «ТРАНСЕРВИС» в отчетном периоде является прибыльной, что объясняется, в первую очередь, высокой наценкой. При этом следует отметить, что в масштабах деятельности организации величина прибыли ничтожно мала, поэтому, при наличии бухгалтерской прибыли, можно говорить о получении экономического убытка.
Таблица 8. Динамика финансовых результатов ОАО «ТРАНСЕРВИС», т.р.
Показатель | Код строки | 2007 | 2008 | Изменение |
Выручка (нетто) от продажи (за минусом НДС) | 010 | 1655428 | 1573639 | -81789 |
Себестоимость продаж | 020 | 1469131 | 1312691 | -156440 |
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 75596 | 99260 | 23664 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 44208 | 3340 | -40868 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 190 | 31567 | 134 | -31433 |
Таким образом, наиболее благоприятным для предприятия оказался 2007 г., в котором была получена чистая прибыль в сумме 31567 т.р.
С помощью Таблицы 9 рассчитаем также показатели рентабельности продаж за 2007-2008 гг.
Таблица 9. Динамика уровня рентабельности продаж
Показатель | Методика расчета | Год | |
2007 | 2008 | ||
Рентабельность продаж | Рпр = Прибыль от продаж / Выручка | 0,0019 | 0,000009 |
Показатель рентабельности продаж свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности и отражает размер прибыли на рубль реализованной продукции.
Важным элементом работы является анализ структуры выручки от продаж. Информация, полученная на предприятии (см. табл. 5), позволяет заключить, что основным направлением, формирующим выручку, остается оптовая торговля ГСМ. Вопреки ожиданиям, связанным с вводом в эксплуатацию объекта основных средств – бизнес-центра «Гринвич», существенного перераспределения источников формирования прибыли не произошло.
Более того, как позволяет оценить Приложение 3 (Оборотная ведомость по счету 02 «Амортизация основных средств»), только величина амортизационных отчислений по данному объекту (28 600 тыс. руб. за 10 месяцев) составляет более 30% от величины выручки, генерируемой данным объектом.
Таблица 10. Структура выручки
№ п/п | Наименование вида деятельности | 2007 год | 2008 год | Изменение по отношению 2007 году | ||
Рубли | % | Рубли | % | % | ||
1 | Оптовая торговля ГСМ | 1 630 482 880,97 | 98,493 | 1 458 179 762,95 | 92,663 | -10,568 |
2 | Предоставление имущества в аренду | 14 265 868,73 | 0,862 | 102 238 362,56 | 6,497 | +616,664 |
3 | Предоставление имущества в лизинг | - | - | 1 548 143,22 | 0,098 | - |
4 | Хранение транспортных средств на платных стоянках | - | - | 2 387 031,05 | 0,152 | - |
5 | Услуги по хранению ГСМ | 4 493 675,01 | 0,271 | - | 0,590 | - |
6 | Прочее | 6 186 021,95 | 0,374 | 9 285 367,13 | - | +50,102 |
ИТОГО | 1 655 428 446,66 | 100 | 1 573 638 666,91 | 100 | -4,941 |
Таким образом, в отношении организации бухгалтерского учета в компании можно отметить следующее: в ходе ознакомления с деятельностью объекта практики установлено, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации. По этой причине организацию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля нельзя принять удовлетворительной, риск существенного искажения отчетности (в соответствии с требованием ФПСАД №8) должен быть оценен как высокий, а следовательно, аудитору в ходе проверки рекомендуется проводить расширенный перечень процедур для формирования окончательного мнения.
3.2 Аудит правильности ведения бухгалтерского учета амортизации основных средств
Так как объектом исследования в ходе прохождения преддипломной практики являлась амортизация объектов основных средств, то автором данный вопрос изучался особенно детально.
Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств Планом счетов и Инструкцией по его применению предназначен счет 02 Амортизация основных средств». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.
Как указано в учетной политике (Приложение 1) Общества, амортизация начисляется линейным методом, единообразно в бухгалтерском и налоговом учете.
Основную долю стоимости объектов основных средств составляют здания и сооружения, из которых выделяется объект «Гринвич», первоначальной стоимостью 725 936 923,65 руб. Амортизация по данному объекту, в соответствии с Постановлением Правительства от 01.01.2002 года №1, начисляется с применением срока полезного использования 372 месяца. Начисление амортизации, в соответствии с Актом 1/107/11/1 от 14 февраля 2008 года, ведется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (с марта 2008 года). Сумма амортизационных отчислений за 2008 год составила 28 632 627,78 руб. Данный объект, а также ряд объектов, входящих в комплекс «Гринвич» (кафе, столовая, парковка) относятся к 10-й амортизационной группе (свыше 30 лет). Начисление по данным объектам было проверено в ходе прохождения практики, на предмет соблюдения задекларированного в учетной политике и в актах линейного способа начисления амортизации, а также правильности определения сумм амортизации. Расхождений не выявлено.
Помимо данного объекта, значительная величина амортизационных отчислений приходится на группу объектов «Грузовой транспорт». Данные объекты относятся к Пятой амортизационной группе (объекты со сроком полезного использования от 7 до 10 лет). Сумма начисленной амортизации составляет 2 285 786, 09 рублей за 2008 год, что составляет около 12% от общей стоимости грузового автотранспорта на балансе Общества. По указанной группе активов в течение года также имелись операции, связанные с приобретением и выбытием единиц основных средств, в том числе неполностью самортизированных. Тем самым, в бухгалтерском учете Общества имели место операции по дебету счета 02, в корреспонденции со счетами учета продаж.
Отдельной строкой в учете выделяются объекты «без права собственности» - это объекты основных средств, право собственности, по которым уже перешло лизингополучателю. В то же время, амортизация по данным объектам продолжает начисляться, так, в 2008 году было начислено 356 414,76 руб.
Кроме того, в учете имеются объекты внешнего благоустройства (небольшая зона отдыха около центра «Гринвич». За 2008 год на указанный объект начислена амортизация в размере 212 тысяч рублей (в учете сделана запись Дебет 29 Кредит 02). Данный факт является нарушением действующего бухгалтерского законодательства по учету основных средств, так как объекты внешнего благоустройства, в соответствии с ПБУ 6/01, не амортизируются (на них начисляется износ). Данный факт искажает данные бухгалтерского учета (занижает на 212 тысяч показатель по строке 120 бухгалтерского баланса, завышает на эту же величину данные по строке 020, занижает показатель по строке 190 и др. Отчета о прибылях и убытках, искажает сумму к уплате налога на имущество организаций.
Других нарушений в ходе практики выявлено не было.
Таким образом, по итогам данного раздела проверки можно сделать вывод, что указанное в предыдущем разделе существенное ослабление эффективности функционирования систем учета и контроля приводит к возникновению неустраняемых ошибок и искажений в учете, что влечет за собой искажение отчетности.
3.3 Аудит правильности ведения налогового учета амортизации основных средств
Учет начисленной линейным методом амортизации в ОАО «ТРАНСЕРВИС» ведется по каждому объекту амортизируемого имущества, в соответствии с требованиями абз. 2 ст. 323 НК РФ. Учетной политикой для целей налогообложения указано, что амортизация, которая начисляется нелинейным методом, учитывается по каждой амортизационной группе (подгруппе). В то же время таких объектов основных средств на момент прохождения практики на балансе не имелось.
Помимо этого в отношении каждого объекта амортизируемого имущества в ОАО «ТРАНСЕРВИС» должным образом организован аналитический учет, в котором, в соответствии с требованиями законодательства, содержится информация (ст. 323 НК РФ):
- о первоначальной стоимости амортизируемого имущества (величина первоначальной стоимости рассчитывается в соответствии с правилами формирования первоначальной стоимости для целей налогообложения) ;
- изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации (в проверяемом периоде имели место ситуации постройки объектов основных средств, однако дооборудования и реконструкции, изменяющей первоначальную стоимость, не проводилось);
- принятых организацией сроках полезного использования амортизируемого имущества (Сроки полезного использования для целей налогового учета принимаются равными срокам для целей бухгалтерского учета);
- сумме начисленной амортизации с даты начала ее начисления до конца месяца, в котором амортизируемое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
- сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
- остаточной стоимости (определенной на основании п. 1 ст. 257 НК РФ) объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), - при их выбытии;
- цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
- дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
- дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 256 НК РФ, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;
- понесенных расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.
В ходе исследования налогового учета установлено, что выявленное нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации на объекты внешнего благоустройства) приводит к искажению и налогового учета, и к недоплате налога на прибыль организаций.
Заключение
В целом, вне зависимости от формы государственного устройства, формы собственности и других факторов, понимание термина амортизации остается неизменным. Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости основных производственных фондов на изготовляемую их помощью продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Данного понимания придерживаются как отечественные, так и зарубежные теоретики учета, и оно находит свое отражение как в научных трудах, так и в нормативных документах.
Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств является важной составной частью учета основных средств.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от направлений фактического использования конкретных объектов основных средств.
Целью аудита амортизации основных средств является выражения мнения относительно реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности амортизации объектов основных средств.
Аудитору важно учитывать, что неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете амортизации является долговременным процессом и для более точного и достоверного определения себестоимости продукции, а также финансовых результатов организации необходимо регулярно осуществлять контроль за правильностью начисления и учета амортизационных отчислений, при этом контроль должен проводиться со стороны как внешних, так и внутренних аудиторов.
Величина части этой стоимости, включаемая в затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) в данном отчетном периоде, называется амортизационными отчислениями, в экономическом смысле накапливаемые амортизационные отчисления являются одним из главных источников финансирования воспроизводства и обновления основных фондов и других амортизируемых активов.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации.
Устанавливается, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляются причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность.
В отношении организации бухгалтерского учета в компании в процессе написания работы установлено следующее: в ходе ознакомления с деятельностью объекта практики получена информация, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации. По этой причине организацию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля нельзя принять удовлетворительной, риск существенного искажения отчетности (в соответствии с требованием ФПСАД №8) должен быть оценен как высокий, а следовательно, аудитору в ходе проверки рекомендуется проводить расширенный перечень процедур для формирования окончательного мнения.
По итогам изучения организации и ведения бухгалтерского учета ОАО «ТРАНСЕРВИС» можно сделать вывод, что указанное в предыдущем разделе существенное ослабление эффективности функционирования систем учета и контроля приводит к возникновению неустраняемых ошибок и искажений в учете, что влечет за собой искажение отчетности.
В ходе исследования налогового учета установлено, что выявленное нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации на объекты внешнего благоустройства) приводит к искажению и налогового учета, и к недоплате налога на прибыль организаций.
Список использованных источников
Гражданский Кодекс РФ. – Новосибирск: Кодексы и законы, 2009. – 475 с.
Налоговый кодекс – часть 1 и 2.– М.: Нормативные документы +, 2009. – 520 с.
План счетов и все ПБУ – в новой редакции. – М.: Финансы и право, 2009. – 211 с.
Приказ Министерства финансов от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н) // Система Консультант плюс.
Приказ Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н) // Система Консультант плюс.
Сборник нормативных документов бухгалтера. – М.: Нормативные документы +, 2009. – 429 с.
Альянский Р.Б. Бухгалтерский и налоговый учет начисления амортизации. // Аудит и налогообложение, 2009, N 4. – с. 52-55
Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете. / под ред. Старновской Е.Ю. – М.: Про-М, 2009. – 220 с.
Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. - М.: МЕНАТЕПИНФОРМ , 2006. – 628 с.
Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007.-304 с.
Барановский Т.Ю.Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основным средствам. //Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 14. – с. 12-14
Бобылев Ю.Г. Выбор метода начисления амортизации в целях оптимизации налогообложения прибыли. // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2007, N 1. – с. 35-37
Бойкова М.Ю. Особенности учета и налогообложения отдельных доходов и расходов предприятия при формировании финансового результата // Экономика и жизнь. – 2009. - N 2(4). - с. 15-18.
Борщева О.Ю.Начисляем амортизацию. // Аудит и налогообложение, 2006, N 5. – с. 22-24
Бухгалтерский учет: Учебное пособие: Пер. с англ. – М.: ТОО «ДеКА», 2005. – 425 с.
Василенко Л.П. Налоговый учет амортизационных отчислений на неиспользуемые объекты основных средств. // Учет. Налоги. Право, 2009, N 22. – с. 12-15
Виктюк О.Ю., Виктюк Д.Ю. Амортизация после модернизации. // Учет. Налоги. Право, 2006, N 47. – с. 22-25
Волошин Д.А. Основные средства по-новому. // Главбух, 2006, № 78. – с. 26
Воробьева Е.И. Праздники прошли, а вопросы остались. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2005. - N 6. – с. 11-13.
Гащевская К.Л. Комплекс ОС амортизировать проще. // Учет. Налоги. Право, 2009, N 46. – с. 26-28
Дьяков А.Н.Аудит достоверности расчета амортизации по основным средствам. //Аудиторские ведомости, 2007, N 6. – с. 12-20
Ефремова А.А. Отдельные проблемы учета основных средств // Главбух, 2009, №10.-с.15-16
Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Гросс-медиа, 2009. – 368 с.
Как правильно рассчитать амортизационную премию и амортизацию. // Налоговая политика и практика, 2007, N 2. – с. 8-9
Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 489 с.
Комментарий к части второй налогового кодекса РФ / Под общей редакцией д.ю.н., профессора Лабуганова О.Д. – М.: Юрист –Н, 2007. – 458 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие (на основе Нового Плана счетов).-4-е изд.,перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.-640 с.
Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций - М.: АО "Инкосаудит", 2006. – 356 с.
Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ. –М.: Книги издательства «Налоговый вестник», 2009. – 450 с.
Начисление износа по основным средствам и нематериальным активам: сборник документов - М.: ПРИОР, 2006.