Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

волк очень голоден и ему нужно покушать, чтобы накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием, а Назрин Амиросланова даже не побежала его догонять. Ей было его жалко. Она стояла и говорила: «А я не буду его трогать, он ведь несчастный».

С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби – дух» и др.

В игре «Тропинка» нужно сообща подчиняться определенным игровым правилам. Мы разделили ребят на команду девочек и команду мальчиков. Делая «тропинку», «копну», «кочки» мальчишки старались быстрее выполнить задание. У Тимы и Миши при этом лица были как у заговорщиков. Они шептались и подсказывали друг другу, что нужно делать.

В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пре сердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать. Быстрее всего перестала сердиться Фадеева Даша, а Настя Арнаутова продержалась дольше всех, но в итоге тоже сдалась.

В игре «Игрушки» мы предложили детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Женя Шорохов и Карина Вилиева обычно очень стеснительные и поэтому у них возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление, стыд.

Пришлось помогать используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по своему. Резвый зайка- у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у Карины зайчик прыгал без всяких эмоций. Мы стали предлагать разные варианты: Кариночка, смотри, к тебе прыгает твоя сестричка Сабиночка, она так рада тебя видеть, улыбнись ей скорей.

Реакция оказалась обратной: Карина остановилась и стала искать Сабину, а потом конечно засмеялась, т. к. на соседней площадке действительно увидела свою сестру.

В игре «Мыши и кот» мы развивали такие эмоции как: удивление, злость, обида.

Правила в этой игре простые. Кот должен ловить мышей, после последних слов текста. Ребята все делали правильно, но после первого раза, мы шепнули коту (Паше Анцыпину), чтобы он не ловил мышей, а сделал вид, что ему лень. «Мышки» были очень удивлены. Они старались быстрее убегать, а кот их не ловил. Тима с Женей стали его дразнить: «Эй, кот, ты что, мы ведь здесь»!

В следующий раз мы договорились с «мышками», что они будут злиться на кота, что он такой ленивый, а кот сделал обиженное лицо.

После это игры ребята сразу вспомнили мультфильм «Кот Леопольд». Мы все дружно смеялись, а дети признались, что они очень удивились, когда кот за ними не побежал.

Так же мы проводили игры – эстафеты, игры – забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Они сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Мы старались все учитывать, заостряли внимание детей, когда Назрин упала и разбила себе коленку, мы все вмести жалели ее и оказывали ей первую помощь. При нарушении правил – старались тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы. А Карине Валиевой ребята помогали криками, поддерживали ее, т. к. она девочка полная и ей сложно бегать.

Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку.

С детьми, у которых наблюдались трудности в проявлении эмоций проводилась индивидуальная работа.

С этими ребятами проводились занятия и игры по методике Минаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников»: игры «Облака», «Наседка и цыплята», использовали пиктограмму: «Прочитай письмо», «Волшебные шары», «Нарисуй облако».

К этой работе мы привлекали родителей. Рекомендовали игры, которые можно использовать дома, например, «рисуночные» игры «Рисуем настроение»; танцевально-двигательные и телесно ориентированные: «Свободный танец», «Джаз тела», «Зеркальный танец», этюд «Насос и надувная кукла».

Желательно, чтобы родители сами принимали участие в организации игр.

Детям очень нравится, если кто-нибудь из родных будет игру сопровождать текстом.

В уголок для родителей вносили информацию на тему: «Трудности поведения и характера».

Наблюдая за детьми мы сделали следующие выводы:

Дети стали более спокойны, уравновешены;

Дети стали более внимательны друг к другу;

На занятиях стало больше присутствовать эмоций радости, веселья;

Дети стали сами организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными;

Стали проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр.

Для более объективного результата нашей работы была проведена повторная диагностика.

Она дала следующие результаты:

Тест №1 Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.


Таблица №1

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

Уровень

Амиросланова Н. 0 3 3 3 5 5 5 0 24 средний
Анцыпин П. 5 3 3 5 5 3 5 5 34 высокий
Арнаутова Н. 5 3 5 5 5 3 5 3 34 высокий
Велиева К. 0 3 3 3 5 3 5 3 25 средний
Гришков Т. 0 0 3 3 5 3 5 3 22 средний
Смирнов М. 5 3 5 5 5 5 5 5 38 высокий
Фадейцева Д. 3 3 5 5 5 5 5 5 36 высокий
Шорохов Ж. 3 3 3 5 5 3 3 3 28 средний

Анализ повторной диагностики показал очень хорошие результаты: дети почти без затруднений отвечали на вопросы, но небольшие сложности возникли при ответах на 2-ой и 6-ой вопросы. Ребят с низким уровнем развития эмоциональной сферы не выявлено.

Таблица №2

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

Уровень

Амиросланова Н. 3 3 3 3 5 3 3 5 28 высокий
Анцыпин П. 5 3 5 5 5 3 3 5 34 высокий
Арнаутова Н. 5 5 5 5 5 5 3 5 38 высокий
Велиева К. 3 3 3 3 5 5 3 5 30 высокий
Гришков Т. 0 0 3 3 3 3 0 5 19 низкий
Смирнов М. 5 5 5 5 5 3 5 5 38 высокий
Фадейцева Д. 3 3 5 5 5 5 3 5 34 высокий
Шорохов Ж. 3 3 3 3 3 5 0 5 25 средний

Анализ второй серии вопросов показал следующие результаты: только у одного мальчика низкий уровень, а в общем уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и рассуждения их были правильные.

В процентном соотношении получились такие результаты:


Таблица №1 Таблица №2


Тест №2 Изучение социальных эмоций.


Таблица №1

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

Баллы

Уровень

Амиросланова Н. 3 5 3 0 5 3 19 средний
Анцыпин П. 5 5 5 3 5 5 28 высокий
Арнаутова Н. 5 5 3 3 3 3 22 средний
Велиева К. 3 5 5 3 5 5 26 высокий
Гришков Т. 3 5 5 3 3 3 22 средний
Смирнов М. 5 3 5 3 5 5 26 высокий
Фадейцева Д. 5 3 3 3 0 3 19 средний
Шорохов Ж. 5 5 5 3 5 3 26 высокий

Анализ повторной диагностики показал следующие результаты: без дополнительных вопросов ответили 4 человека, воспользовались помощью 4 человека, трудности возникли при ответе на 4 – ый вопрос. Признаваться в том, что ты сломал игрушку ребята не очень спешат.


Таблица №2

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

Уровень

Амиросланова Н. 3 0 5 5 5 3 3 24 средний
Анцыпин П. 3 5 5 5 5 3 5 31 высокий
Арнаутова Н. 3 3 5 5 3 3 3 25 средний
Велиева К. 5 5 5 5 5 3 3 31 высокий
Гришков Т. 3 5 3 3 5 3 3 25 средний
Смирнов М. 5 5 5 3 5 5 5 33 высокий
Фадейцева Д. 0 3 3 3 0 5 5 19 низкий
Шорохов Ж. 3 3 5 3 3 5 5 27 высокий

Анализ повторной диагностики по второй серии вопросов показал следующие результаты: высокий уровень развития эмоциональной сферы показали 4 человека; ответили с дополнительными вопросами 3 человека; один человек показал низкий уровень. Затруднения были с ответом на 1 – ый вопрос. Фадейцева Даша знает, что нужно помогать друг другу, но огромного желания не проявляет.


В процентном соотношении получились такие результаты:


Таблица №1 Таблица №2


Сравнительный анализ изучения понимания детей эмоциональных состояний людей


(Октябрь 2005) (Апрель 2006)

Таблица № 1 Таблица № 1


Таблица № 2 Таблица № 2


Сравнительный анализ изучения социальных эмоций.


(Октябрь 2005) (Апрель 2006)

Таблица № 1 Таблица № 1


Таблица № 2 Таблица № 2


Заключение


Исходя из проделанной работы можем сказать, что система игр подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказала значительное влияние на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, в результате которой дети стали более дружелюбными, внимательными друг к другу, стали проявлять сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.

Предложения:

1. Проводить больше подвижных игр с детьми

2. Включать их во все формы работы.

3. Использовать все многообразие подвижных игр. Включать: народные игры, игры – забавы, игры – аттракционы и вовлекать в этот процесс как сотрудников, так и родителей.


Список литературы


Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2006–82 с.

Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.

Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.

Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.

Запорожец А.В., Неверович Я.З., Колелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение. 1985 – 176 с.

Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м.: 1978

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение. 1985

Кенеман А.В., Осокина Т.И., Детские народные подвижные игры – М.: Просвещение. 1989 – 239 с.

Кильпио Е.И. 80 игр детского сада – М.: 1973

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях М.: 2002

Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СП б Издательство «Союз», 2002 – 336 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. уч. завед. – М.: Издательский центр «Академия» 2000 – 416 с

Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч- щ – М.: Просвещение. 1986 – 336 с.

Кряжева Н.А. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 – 160 с.

Люблинская А.А. Детская психология – М.: 1971

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятие, игры – М.: Аркти, 1999 – 48 с.

Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1985

Недоспасова В.А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей м.: Просвещение 2003 – 94 с

Немов Р.С. Психология в двух частях. Словарь – справочник М.: Владос – пресс 2003 ч. 1 – 304 с., ч, 2 – 352 с.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Физические упражнения и игры для дошкольников – М.: 1971

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду – М.: Просвещение, 1986

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе – М.: Просвещение, 1983 – 224 с.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет – М.: 2000

Смирнов Е.О. Детская психология: Учебн. Для студ. Высш.пед. учеб. заведений – м.: Владос., 2003–368 с.

Солодилова О.П. Возростная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие – М.: Проспект, 2004 – 288с

Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игра с правилами в детском саду – М.: Просвещение. 1970–192 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М.: Академа, 2001–368 с.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей – М.: Новая школа, 1994–287 с.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд – во Академия, 1996

Урунтаева Г.А. Практическая психология – М.: Изд – во Академия 1996

Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии СП б, Детство – пресс. 2002. – 160 с.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.: «Новая школа» 1996

Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Практикум – М.: 1996

Эльконин Д.Б. Психология игры, 1978

Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры – М.: Просвещение, 1977

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СП б. Валерин СПД, 2001.