Югославия

сотни тысяч невооруженных гражданских лиц были вытеснены из своих домов вооруженными силами и полувоенными группами, действовавшими по указанию Белграда, тысячи людей были убиты, сотни деревень подверглись артиллерийским обстрелам и были сожжены, а все косовское албанское население было жертвой политики этнического изгнания, планировавшейся и проводившейся режимом сербского Президента Слободана Милошевича. В Косово 400 000 человек уже были изгнаны из своих домов, и более 100 000 человек нашли убежище за границей. В октябре 1998 года, за пять месяцев до интервенции НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе назвала это этническое изгнание "одним из наиболее тяжких преступлений против человечности в Европе после Второй мировой войны".

Решение о начале воздушных ударов было принято продуманно и сознательно лидерами альянса НАТО после продолжавшихся более года изнурительных переговоров, в ходе которых Милошевич нарушал каждое обязательство, принятое им, и продолжал вопиющим образом попирать международное право. В марте и сентябре 1998 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял резолюции 1160 и 1199 с осуждением нарушений прав человека в Косово и обязательным требованием о прекращении всех военных и полувоенных операций в крае. В январе 1999 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе выпустила доклад, в котором содержались убедительные свидетельства того, что сербские полувоенные формирования были ответственны за жестокие убийства десятков невооруженных гражданских лиц в деревне Рачак.

На заключительных переговорах, проходивших в марте в Рамбуйе, Освободительная армия Косово согласилась расформировать свои силы, но Белград отказался подписать соглашение о выводе войск и вместо этого приступил к развертыванию в Косово новых войск и тяжелого вооружения, чтобы завершить кампанию этнического изгнания. Когда 24 марта начались бомбардировки НАТО.

В конце концов бомбардировки и давление мирового сообщества заставили Милошевича сесть за стол переговоров. Положительный сдвиг в многолетнем конфликте был достигнут.

3. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В РЕГИОНЕ


3.1. Югославский вопрос - выводы и прогнозы


Угрозы возобновления санкций для югославского руководства, требования вести диалог с сепаратистами без предварительных условий (т.е. признания целостности СРЮ и Сербии) по т.н. "чеченской модели", негласная активность американцев в Приштине, создание привлекательного образа косовских албанцев в СМИ, отсутствие давления на сепаратистов, крайне восприимчивых к мнению Запада - все это говорит о том, что вскоре отделение Косова будет представлено как единственная альтернатива войне.

Провал западной (мадленолбрайтовской) дипломатии получился оттого, что она потребовала от противостоящих сторон невозможного: от Милошевича (Сербия) - согласия на размещения иностранных воинских частей на своей территории, а от руководителя делегации косоваров Хашима Тачи по прозвищу Змея - подписать капитуляцию и сложить оружие в обмен на автономию без права на самоопределение. В то время как этот Змей требует одного - полной государственной автономии. Максимум на что он согласился: отсрочить референдум по вопросу о независимости на 3 года.

Сегодня ситуация в Косово резко улучшилась. Численность беженцев, включая сербов и косовских албанцев, снизилась в четыре раза по сравнению с тем числом, которое имело место перед интервенцией НАТО. Выступив против Милошевича, НАТО дало возможность более чем 800 000 беженцев вернуться и восстановить свои дома и свои разбитые жизни. Для того, чтобы прекратить убийства, были посланы 42 500 международных миротворцев и 2000 полицейских, что позволило обеспечить значительную стабильность там, где год назад была атмосфера террора. Количество убийств в Косово резко снизилось -- с сотен в неделю в марте 1999 г. до пяти в неделю в настоящее время. С лета прошлого года международные организации построили временное жилье для более чем 400 000 бывших беженцев, чьи дома были разрушены, и эти организации снабдили необходимым и накормили более 600 000 человек, в результате чего прошлой зимой ни один человек не умер от голода или холода. Более миллиона квадратных метров территории Косова было очищено от сухопутных мин, включая удаление более 15 000 мин из 80 % школ, более 1000 из которых к настоящему времени открыты вновь. Большинство больниц и медицинских центров, которые год назад были разрушены или закрыты, открыто вновь, и многие косовские дороги, мосты, электростанции и системы связи подверглись серьезному ремонту. Динстбир указывает на проблему 100 000 косовских беженцев-сербов, осевших в Южной Сербии. Цель международного сообщества, действующего через силы КФОР и временную администрацию ЮНМИК, заключается именно в том, чтобы создать условия, которые сделают возможным их возвращение домой.

За 10 лет правления Милошевич не смог сдержать свое слово - государство так и не смогло предоставить действенной защиты сербской общине и вытеснение сербов с Косова продолжается. С 1990 г. относительный контроль над краем поддерживается лишь силами спецполиции. Это требует больших расходов, разрушенной санкциями экономике Югославии все труднее их обеспечивать. Теряя “кнут”, Белград не может предложить албанцам и “пряника”. Сербским властям нечего противопоставить мощному албанскому лобби в США и Европе (лидер республиканцев Роберт Доул - их давний и активный сторонник) и активной пропаганде сепаратистов. Режим Милошевича крайне непопулярен на Западе.

Ясно, что теперь необходимо делать в Косово, и именно это и делают НАТО, ООН и ОБСЕ. Во-первых и прежде всего, международное сообщество стремится обеспечить прекращение убийств. За прошлый год был достигнут большой прогресс в направлении мира, однако сегодня необходимо сделать больше для того, чтобы защитить 100 000 сербов, которые остаются в Косово, и всех людей, которые возвращаются в Косово. Решающее значение имеют активные миротворческие усилия по защите всего гражданского населения, предпринимаемые через расширенное международное присутствие. Необходимо предотвратить создание ОАК своих формирований в южной Сербии, и необходимо продолжать процесс демилитаризации и конфискации оружия ОАК. Нужно создать институты закона и правосудия, особенно местные силы полиции, и эффективную судебную систему. Убийц необходимо арестовывать и подвергать уголовному преследованию. Режим Милошевича в Белграде необходимо изолировать и не давать ему больше дестабилизировать Косово и регион. Нужно поддерживать демократические силы во всей бывшей Югославии, особенно в Хорватии, Черногории и Боснии, а также в Сербии, с тем чтобы эра Милошевича на Балканах подошла к концу. И, наконец, необходимо содействовать восстановлению экономики Юго- Восточной Европы посредством международных программ помощи типа Пакта стабильности, чтобы европейская интеграция могла охватить и беспокойный балканский регион.


3.2. Математический анализ конфликта


Статистические данные региона


  • Общая площадь - 102,350 кв.км.
    (Сербия 88,412 кв. км; Черногория 13,938 кв. км)

  • Протяженность границы - 2,246 км.

  • Береговая линия - 199 км (Черногория)

  • Население:
    11,206,039 (на июль 1998 г.) (Черногория - 679,904; Сербия - 10,526,135)

  • Этнические группы :
    Сербы - 63%, Албанцы - 14%, Черногорцы - 6%, Венгры - 4%, другие - 13%

  • Религиозное деление :
    Ортодоксы - 65%, Мусульмане - 19%, Римско-католическая церковь - 4%, Протестанты -1%, другие - 11%

  • Языки :
    Сербо-хорватский - 95%, Албанский - 5%


В Косово сосредоточено 58% запасов угля, 52% свинцово-цинковых руд, 100% висмута, 50% железо-никелевых руд бывшей Югославии, там велась добыча редких и цветных металлов, ртути, а также неметаллических минералов (магнезита, асбеста и др.), которые вывозились из края в сыром виде или после первичной переработки.


Математическая модель «Кто выйграет внутреннию войну в Югославии - сербы или албанцы».


Коэфициент влияния L i j =


0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,08

0,1

0,09

0,1

0,14

0,09

0,1

0,1

0,2

0,1

0,09

0,1

0,08

0,1

0,1

0,09

0,08

0,1

0,1

0,09

0,25

0,09

0,1

0,09

0,1

0,08

0,14

0,09

0,1

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,1

0,09

0,1

0,08

0,09

0,09

0,08

0,1

0,1

0,1

0,1

0,09

0,25

0,08

0,1

0,09

0,1

0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,1

0,1

0,08

0,09

0,09

0,1

0,1

0,08

0,25


Факторы

X1

1. законодательство не развитое и не стабильное

2. законодательство не развитое, но стабильное

3. законодательство развитое, но не стабильное

4. законодательство развитое и стабильное

X2

  1. внешняя и внутреннея политика нестабильная

  2. внешняя стабильность, внутреннея нестабильность

  3. внешняя нестабильность, внутренняя стабильность

  4. внешняя и внутренннея стабильность


X3

  1. страна в стадии гиперинфляции

  2. быстые темпы инфляции

  3. деинфляция

  4. умеренная инфляция


X4

  1. сильная безработица

  2. сильно скрытая безработица

  3. умеренная безработица

  4. отсутствие безработицы


X5

  1. экономика деструктивная

  2. экономика структивная, но с монополией

  3. экономика в состоянии перехода к рыночной

  4. рыночная экономика


X6

  1. климатический пояс и рельеф местности совершенно не совпадают с климатическим поясом и рельефом оппозиции

  2. климатический пояс и рельеф местности частично совпадают

  3. климатический пояс и рельеф местности в большей части территории совпадают

  4. климатический пояс и рельеф местности полностью совпадают


  5. X7

    1. частичное бюджетное финансирование армии и военных

    действий

    2. бюджетное финансирование

    3. коммерческое финансирование

    4. бюджетное и коммерческое финансирование


    X8

    1. народное ополчение

    2. войска состоящие из солдат срочной службы

    3. наемники

    4. войска специального назначения


    X9

    1. полное разнообразие вероисповеданий в войсках

    2. 50 % одной религии

    3. 75 % одной религии

    4. армейский состав одной религии


    f i = S l i j X k

    j 1 k = 1


Показатель по Сербии


f1 = 0,2 · 1 + 0,1 · 2 + 0,1 · 2 + 0,09 · 1 + 0,14 · 1 + 0,08 · 2 + 0,1 · 2 + 0,09 ·

· 2 + 0,1 · 4 = 1,77

f2 = 0,14 · 1 + 0,09 · 2 + 0,1 · 2 + 0,1 · 2 + 0,2 · 1 + 0,1 · 2 + 0,09 · 2 + 0,1 ·

· 2 + 0,1 · 2 + 0,08 · 4 = 1,72

f3 = 0,1 · 1 + 0,1 · 2 + 0,09 · 2 +

Заключение


Косовская проблема переходит в XXI в. с туманной перспективой на разумное разрешение в ближайшие годы. Опыт более чем 80-летнего пребывания албанцев Косово под властью королевской, а затем социалистической Югославии не сулит быстрого преодоления накопившихся за эти годы национальных, экономических, психологических, демографических и прочих противоречий. Независимо от исхода переговорного процесса, начавшегося в Рамбуйе, необходимо признать, что Косово потеряно для Сербии с того времени, когда стали предприниматься силовые приемы для его удержания в составе республики. Де-юре пока можно сохранить видимость целостности границ Югославии, но де-факто ее уже давно нет. Свидетельством этого является ситуация не только в Косово, но и в фактически неконтролируемой Белградом Черногории.

Одна из главных политических проблем современности - соотношение между принципом территориальной целостности государства и правом наций на самоопределение. Отсутствие ясной иерархии этих прав оставляет великим державам свободу рук. Это особенно видно на примере распада бывшей Югославии и войн за «югославское наследство». В 1991-1992 гг. приоритет был отдан праву Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины и Македонии на самоопределение, а не принципу территориальной целостности Югославии. Но как только встала проблема самоопределения боснийских и краинских сербов, то целостность новых республик стала для Запада святыней, война затянулась на 3 года. Однако в обоих случаях пострадали именно интересы сербов. Нет никаких оснований ожидать фундаментального изменения вектора политики США и Запада в целом на Балканах.

Сейчас ситуация в Косово радикально улучшилась. Цель НАТО, которая заключалась в том, чтобы прекратить широкомасштабные этнические чистки, направляемые белградским режимом, была достигнута. Теперь настало время для того, чтобы прекратить борьбу на руках и поддержать трудную, но конкретную работу по восстановлению Косово, поддержке демократических сил и восстановлению экономики всех балканских стран. Только таким образом все этнические группы этого беспокойного региона могут сохранить свои дома и восстановить свою жизнь, тем самым увеличив шансы на то, чтобы кризисы, подобные косовскому, наконец, стали достоянием истории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. «Бегство из Косово», Коммерсантъ-Daily. 1999. - 8 апр.

2. Смирнова Н. Д. «Последняя резервация Европы», Новое время.1996 - № 37.

3. Смирнова Н. Д. «Албанский вопрос: в чем его суть», Этнополитические конфликты в посткоммунистическом мире. М., 1996.

4. Мартынова М. Ю. «Балканский кризис: народы и политика», М., 1998.

5. Некрасов И. «Бессмысленная война», Эксперт. - 1998.

6. Рябинин С. «Косовские албанцы готовы к переговорам с Белградом, но только при посредничестве Вашингтона», Сегодня. - 1996.

7. Энгельгардт Г. Правда о Косово Анатомия конфликта и задачи российской дипломатии. Электронная публикация.