Особенности формирования, распределения и использование прибыли

Институт бизнеса и управления


«Особенности формирования, распределения и использование прибыли»


КАЛУГА-2008

Содержание


Введение

Глава 1. Прибыль в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды

1.2 Формирование, распределение и использование прибыли

1.3 Влияние налоговой политики на прибыль

Глава 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли

ООО «Самородок»

2.1 Анализ деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности

2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Самородок»

2.3 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ООО «Самородок»

Глава 3. Пути увеличения прибыли на «ООО»Самородок

Пути снижения непроизводственных расходов и потерь

Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Актуальность исследуемой темы заключается в том, что рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями и необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль. Это важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Также в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

Основная цель данного исследования заключается в разработке методов увеличения прибыли.

Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность прибыли и ее виды, роль прибыли в экономике,

как прибыль формируется, распределяется и куда используется,

- проанализировать деятельность предприятия «ООО Самородок» по данным бухгалтерской отчетности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Объектом курсовой работы выступает прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии.

В процессе работы были использованы работы Бланка И.А., Шеремет А.Д., Родионова В.М., финансовая и бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Самородок».

Глава 1. Прибыль в условиях рыночной экономики


1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды


Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.

Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель (рис.1.1.).

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает:

прибыль от реализации продукции (работ, услуг),

прибыль от прочей реализации,

доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль:

облагаемую налогом,

не облагаемую налогом.

После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а

оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия называется

чистой прибылью.

Чистая прибыль - это разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее.

Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению: на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям.

Остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в:

резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков,

накопительный фонд - формирование средств для производственного

развития,

фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание

материальной помощи,

фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Прибыль - это конечный финансовый результат, характеризующий

производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения2.

Прибыль - это разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает:

балансовая прибыль,

прибыль от реализации выпускаемой продукции,

валовая прибыль,

• налогооблагаемая прибыль,

• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации

выпускаемой продукции, то сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают влияние: соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др.

Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.3

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам.

Так выделяют: внешние и внутренние факторы.

К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства. В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:

производственные - отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании

прибыли (средства труда, предметы труда и сам труд),

внепроизводственные - связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

1.2 Формирование, распределение и использование прибыли


Валовая прибыль - это общий объем прибыли предприятия.

На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности. К факторам роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, относятся:

рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями,

снижение ее себестоимости,

повышение качества и улучшение ассортимента,

повышение эффективности использования производственных фондов,

рост производительности труда.

К факторам роста прибыли, не зависящим от деятельности предприятий, относятся:

изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию,

влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием всех этих факторов складывается валовая прибыль предприятия. Валовая прибыль включает:

Прибыль от реализации товарной продукции — исчисляется путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг)

НДС, акцизов и затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость;

Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера

(прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия);

Прибыль от реализации основных средств и другого имущества;

Внереализованные доходы за минусом внереализованных расходов, т.е. результаты внереализационных операций (внереализационные доходы и расходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции);

5) Прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверна определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Планируется прибыль раздельно по видам:

от реализации товарной продукции,

от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера,

от реализации основных средств и другого имущества,

от внереализационных доходов и расходов.

В данной работе рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции:

метод прямого счета;

аналитический метод;

метод совмещенного расчета.

1) Метод прямого счета:

Применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет ведется по формуле:

П = (ВхЦ)-(ВхС),


где П - плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц- цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков годовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Метод прямого счета не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

2)Аналитический метод планирования прибыли:

Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Преимущество этого метода в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

В этом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех этапов:

а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.

в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента и цен.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. 3) Метод совмещенного расчета:

В этом методе применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен, выявляется с помощью аналитического метода.

Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляют как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.4

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Валовая прибыль уменьшается на сумму:

доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах Российского государства;

дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ,

субъектов РФ и органов местного самоуправления;

доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества;

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли:

от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек;

от работы казино, видеосалонов и использование игровых автоматов, от посреднических операций и сделок.

Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогооблажения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

После уплаты налога остается чистая прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия и использующаяся им самостоятельно. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала, на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера, а также на выплату дивидендов и доходов.

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности.

Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Под фондами потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: 1) фонд оплаты труда:

Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. 2)выплаты из фонда социального развития:

Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений. Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.


1.3 Влияние налоговой политики на прибыль


В условиях рыночной экономики, существенно изменяются методы воздействия государства на социально-экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.

Налоговая система является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов. Обоснованный, с учетом экономических реальностей, характеризующих текущую ситуацию, комплекс налоговых мер, способен оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усиливать экономическую и инвестиционную активность.

Государственное регулирование экономики посредством использования налоговых рычагов в первую очередь должно быть направленно на обеспечение и поддержание сбалансированного роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции.

Формирование налоговой политики должны строиться на соблюдении следующих принципов:

стабильность налоговой системы;

одинакового налогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности;

одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Средством достижения этих целей может стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкалы налогообложения. В этом случае воздействие на производство осуществлялось бы через изменение величины налоговой ставки и систему целевых налоговых льгот.

Осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий решить проблему наполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежутке времени. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной.

Высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения ставок и массы, излагаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Сейчас в Российской Федерации действует налоговая система, введенная в действие 1 января 1999 г - Часть 1 Налогового Кодекса РФ, и часть 2 НК РФ -Федеральный закон от 06 августа 2001 г. №110 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» глава 25 НК РФ. В нормальных условиях налоги призваны формировать доходы государственного бюджета, будучи при этом эластичным рычагом воздействия на поведение экономических и социальных структур, их хозяйственные связи и конкурентные отношения, производственные цели и потребительский выбор.

Основные законы регламентируют взимание платежей, как с юридических, так и с физических лиц. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы.

В настоящее время все предприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль.

В связи с принятием Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах», и с принятием главы 25 НК РФ, налог на прибыль с 01.01.2002 года составляет -24%.

Предприятие от прибыли уплачивает 8% в федеральный бюджет, 16% в региональный бюджет.

Прибылью в соответствии с Главой 25 НК РФ, ст.247 НК РФ признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом доходы подразделяются на две большие групп: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Они подразделяются на расходы, связанные с реализацией и внереализационные расходы.

Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налога регламентируется специальными нормативными актами.

Результат анализа основных сегодняшних законодательных актов в области налогообложения юридических и физических лиц подводят к выводу о необходимости срочной либерализации существующей налоговой системы и изменения приоритетов в налоговой политике.

В целом можно отметить, что налоговое регулирование в Российской Федерации находится на стадии становления. В 2002 году произошли изменения в законодательстве налогообложения, была изменена ставка налога на прибыль - 24%.

Только комплексное использование налогов позволит оказать правильное воздействие на хозяйственные процессы и от того, насколько быстро и активно оно окажется в процессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависеть стабилизация экономики и ее экономический рост.

Глава 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли ООО «Стройкомплект»


2.1 Анализ деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности


Целью анализа финансового состояния фирмы является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

Основное назначение финансового анализа - удовлетворить информационные потребности достаточно широкого круга лиц, имеющих отношение к предприятию. К ним относятся: инвесторы, кредиторы, менеджеры предприятия, работники предприятия, поставщики, потребители (клиенты предприятия), общественные и государственные организации.

При проведении анализа стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация прибыли предприятия,

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости,

достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов,

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия,

создание эффективного механизма управления предприятием,

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия и от того, на сколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методике, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия.

Финансовая отчетность - это система показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение предприятия, а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период. Основными документами, использующиеся при финансовом анализе, являются:

Бухгалтерский баланс - форма № 1;

Отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

Для наглядного представления изменений, произошедших в основных статьях баланса, отчета о прибылях и отчета о денежных средствах, а также для помощи менеджерам в принятии решении в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность, служат горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности.

Горизонтальный анализ - заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года).

При этом последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи.

Вертикальный анализ — позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры.

При этом общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за 100%, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.


2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Самородок»


Предприятие ООО «Самородок» зарегистрировалось в 1999г. Высшим органом управления общества является собрание Учредителей. Общество раз в год проводит годовое собрание Учредителей независимо от других собраний. Собрание созывается генеральным директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Собрание Учредителей может в случае необходимости простым большинством голосов увеличить или уменьшить Уставной капитал. Общество прекращается (ликвидируется):

- по решению Собрания Учредителей;

- по решению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения обществом действующего законодательства.

Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов.

Допускается выделение из общества подразделений и образование нового юридического лица со своим балансом и капиталом. Общество продолжает существовать с соответствующими изменениями в активах и пассивах. Добровольная ликвидация Общества производится назначенной собранием участников ликвидационной комиссией, принудительная - в установленном действующим законодательством порядке. При ликвидации общество обязано предоставить все данные по личному составу в архив местной администрации. Общество создавалось в целях:

• участие в ускоренном формировании товарного рынка;

содействие наиболее полному удовлетворению потребности народного хозяйства в товарах и услугах;

более полное и эффективное использование местных сырьевых ресурсов, вторичного сырья; отходов производства;

развитие производства и создание рабочих мест;

извлечение прибыли.

Основными направлениями деятельности являются:

ремонтно-строительные и строительные работы;

лесоповал и последующая деревообработка, производство и продажа мебели;

швейное производство;

производство, переработка и продажа сельскохозяйственной продукции;

торгово-закупочная и посредническая деятельность;

брокерские и аудиторские услуги предприятиям и организациям;

оказание маркетинговых услуг;

заготовка, выделка и реализация пушного и кожевенного сырья;

ремонт и обслуживание транспортных средств;

осуществление благотворительной деятельности;

• осуществление других видов деятельности не запрещенных действующем законодательством.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии) в случаях и порядке предусмотренном законодательством. На данный момент численность ООО «Самородок» составляет 42 человека.

Учетная политика ООО «Самородок» разработана в:

Соответствии с федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129- ФЗ от

21.11.96г. (в редакции от 29.07.98г.)

Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ

1/98 от 09.12.98г.

Организационная структура ООО «Самородок» представляет собой следующее:

Собрание учредителей 2 человека.

Генеральный директор 1 человек

Главный инженер 1 человек

Начальник снабжения 1 человек

Прорабы 3 человека

Главный бухгалтер 1 человек

Бухгалтер – кассир 1 человек


2.3 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Самородок»


Перед тем как начать анализ результатов деятельности предприятия ООО «Самородок» необходимо произвести анализ текущего состояния фирмы. Важнейшими источниками информации служат Бухгалтерский баланс (форма №1), а также Отчет о прибылях и убытках (форма №2) (см. Приложение).

Чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса проведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса.

Горизонтальный анализ проведем без вычисления относительного изменения, т.к. эти вычисления не входят в задачи данной исследовательской работы.

Таблица 1

Горизонтальный анализ баланса за 2005г.

Баланс предприятия на 01.01.05 01.01.06 абсолют, изменен. относит, изменен.
Актив



1.Внеоборотные активы



Нематериальные активы 18 15 -3
Основные средства 751 1466 715
Незавершенное строительство 58 54 -4
Внеоборотные активы, всего 827 1535 708
2.Оборотные активы



Запасы 1985 2949 964
НДС по приобретенным ценностям 4 1 -3
Дебиторская задолженность 1530 265 -1265
Денежные средства 765 68 -697
Оборотные активы,всего 4284 3283 -1001
Актив,всего 5111 4818 -293
Пассив



3.Собственный капитал



Уставной капитал 30 30 -
Добавочный капитал 260 260 -
Нераспределенная прибыль 3459 3627 168
Собственный капитал,всего 3749 3917 168
4.Долгосрочные обязательства 0% 0% -
5.Краткосрочные обязательства



Кредиторская задолженность 1362 901 -461
Краткосрочные обязательства,всего 1362 901 -461
Пассив,всего 5111 4818 -293

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

общая сумма активов уменьшилась на 293, в то же время сумма обязательств также уменьшилась;

нераспределенная прибыль незначительно увеличилась;

сумма оборотных средств предприятия уменьшилась на 1001;

на фоне значительного уменьшения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей уменьшилась на 461.

Таблица 2

Горизонтальный анализ баланса за 2006г.

Баланс предприятия на 01.01.06 01.01.07 абсолют, изменен. относит, изменен.
Актив



1.Внеоборотные активы



Нематериальные активы 15 10 -5
Основные средства 1466 1293 -173
Незавершенное строительство 54 97 43
Внеоборотные активы, всего 1535 1400 -135
2.Оборотные активы



Запасы 2949 2941 -8
НДС по приобретенным ценностям 1 1 -
Дебиторская задолженность 265 695 430
Денежные средства 68 86 18
Оборотные активы,всего 3283 3723 440
Актив,всего 4818 5123 305
Пассив



3.Собственный капитал



Уставной капитал 30 220 190
Добавочный капитал 260 260 -
Нераспределенная прибыль 3627 3866 239
Собственный капитал,всего 3917 4346 429
4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0%
5.Краткосрочные обязательства



Кредиторская задолженность 901 777 -124
Краткосрочные обязательства,всего 901 777 -124
Пассив,всего 4818 5123 305

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

общая сумма активов увеличилась на 305, в то же время как сумма обязательств незначительно уменьшилась;

увеличение общей суммы активов произошло исключительно за счет увеличения нераспределенной прибыли: компания не эмитировала новые финансовые инструменты, и не увеличивала задолженности;

сумма оборотных средств предприятия увеличилась на 440. Это увеличение произошло главным образом за счет дебеторской задолженности;

на фоне значительного увеличения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей уменьшилась на 124.


Таблица 3

Горизонтальный анализ баланса за 2007г.

Баланс предприятия на 01.01.06 01.01.07 абсолют, изменен. относит, изменен.
Актив



1.Внеоборотные активы



Нематериальные активы 10 20 10
Основные средства 1293 1186 -107
Незавершенное строительство 97 130 33
Внеоборотные активы, всего 1400 1336 -64
2.Оборотные активы



Запасы 2941 4145 1204
НДС по приобретенным ценностям 1 1 -
Дебиторская задолженность 695 632 -63
Денежные средства 86 25 -61
Оборотные активы,всего 3723 4803 1080
Актив,всего 5123 6139 1016
Пассив



3.Собственный капитал



Уставной капитал 220 220 -
Добавочный капитал 260 260 -
Нераспределенная прибыль 3866 4535 669
Собственный капитал,всего 4346 5015 669
4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0%
5.Краткосрочные обязательства



Кредиторская задолженность 777 1124 347
Краткосрочные обязательства,всего 777 1124 347
Пассив,всего 5123 6139 1016

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

общая сумма активов увеличилась на1016, в то же время сумма обязательств увеличилась;

увеличение общей суммы активов произошло за счет увеличения нераспределенной прибыли: компания не эмитировала новые финансовые инструменты, и не увеличивала задолженности;

сумма оборотных средств предприятия увеличилась на 1080;

на фоне значительного увеличения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей увеличилась на 347.

Теперь проанализируем баланс предприятия за 2006 и 2007г.г. методом вертикального анализа.


Таблица 4 Вертикальный анализ баланса за 2005,2006,2007г.г.

Баланс предприятия на 01.01.05 01.01.06. 01.01.06 01.01.07 01.01.06 01.01.07
Актив





1.Внеоборотные активы





Нематериальные активы 0,35% 0,31% 0.31% 0.20% 0.20% 0.33%
Основные средства 14,69% 30,42% 30.42% 25.24% 25.24% 19.32%
Незавершенное строительство 1,13% 1,12% 1.12% 1.89% 1.89% 2.12%
Внеоборотные активы,всего 16,17% 31,85% 31.85% 27.33% 27.33% 21.77%
2.Оборотные активы





Запасы 38,84% 61,21% 61.21% 57.41% 57.41% 67.52%
НДС по приобретенным ценностям 0,08% 0,02% 0.02% 0.02% 0.02% 0.02%
Дебеторская задолженность 29,94% 5,5% 5.5% 13.57% 13.57% 10.29%
Денежные средства 14,98% 1,41% 1.41% 1.68% 1.68% 0.41%
Оборотные активы,всего 83,84% 68,14% 68.14% 72.68% 72.68% 78.24%
Актив,всего 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Пассив





3.Собственный капитал





Уставной капитал 0,59% 0,62% 0.62% 4.29% 4.29% 3.58%
Добавочный капитал 5,09% 5,4% 5.4% 5.08% 5.08% 4.24%
Нераспределенная прибыль 67,68% 75,28% 75.28% 75.46% 75.46% 73.87%
Собственный капитал,всего 73,36% 81,30% 81.30% 84.83% 84.83% 81.69%
4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0% 0% 0% 0%
5.Краткосрочные обязательства





Кредиторская задолженность 26,65% 18,70% 18.70% 15.17% 15.17% 18.31%
Краткосрочные обязательства,всего 26,65% 18,70% 18.70% 15.17% 15.17% 18.31%
Пассив,всего 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:

Доля оборотных средств предприятия составляет больше половины активов предприятия, причем с каждым годом она возрастает;

Доля основных средств уменьшается;

Доля краткосрочных задолжностей находится приблизительно на уровне одной шестой от величины активов предприятия и не претерпивает существенных изменений;

Собственный капитал предприятия находится на уровне более 80% от общей суммы его пассивов, что говорит о низком уровне рискованности предприятия стать банкротом.

Теперь проведу анализ деятельности предприятия с помощью финансовых коэффициентов за 2005,2006,2007г.г.:

1) Коэффициент изменения валовых продаж - служит целям количественной характеристики приращения объема продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода.

Расчет ведется по формуле:

(Выручка за текущий год - выручка за прошлый год) / (Выручка за прошлый год)


(14609-14277) / 14277=0,02 (2005г.) (10457-14609) / 14609= -0,28 (2006г.) (13519-10457) / 10457 =0,29(2007г.) В 2007г. объем продаж увеличился в сравнении с 2006г.


2) Показатель валового дохода - показывает какую долю валовый доход занимает в выручке предприятия.

Расчет ведется по формуле:


Валовый доход / Выручка от реализации 2322/14609= 0,16(2005г.) 1549/ 10457=0,15(2006г.) 2202/13519= 0,16 (2007г.)


В течении всего исследуемого периода валовый доход находится примерно на одном уровне.

З Жоэффициент операционной прибыли - показывает эффективность основной деятельности предприятия вне связи