Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
г. объем импорта составил 2,4 млрд. дол., что на 17% меньше, чем в январе 1999 г., и на 58% меньше, чем в январе 1998 г.Публикуемые Государственным таможенным комитетом данные по основным товарам российского импорта не позволяют провести всеобъемлющий анализ структуры импорта, поскольку, как свидетельствует табл. 2.2-1., почти 46% импорта в настоящее время относится к категории “другие товары”. На основании имеющихся данных можно заключить, что в стоимостном измерении импорт сократился в 1999 г. по всем товарным категориям, что отражает протекающий в российской экономике процесс импортозамещения.
Таблица 2.2-1.
Главные статьи российского импорта 1998-1999 гг.
Статьи импорта |
1998г. |
1999г. |
||
Стоимость (млрд. долларов) |
Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, % |
Стоимость (млрд. долларов) |
Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, % |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продукты питания | 4,3 | 9,8 | 4 | 13,3 |
Потребительские товары не первой необходимости | 2,1 | 4,7 | 0,9 | 2,9 |
Энергоносители | 1,5 | 3,4 | 0,4 | 1,3 |
Промышленные товары | 2,6 | 5,9 | 0,3 | 1 |
Одежда, товары для дома, мебель и медицинские препараты | 2,4 | 5,5 | 1,6 | 5,2 |
Машины и оборудование | 15,6 | 35,4 | 9,9 | 32 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Другие товары | 17 | 38,6 | 14 | 45,6 |
Импорт, официально зарегистрированный при пересечении границы | 44,1 | 100 | 30,9 | 100 |
Источник: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. с англ. – М., 2000.
Если исключить категорию “другие товары”, то наиболее крупной категорией импорта окажутся машины и оборудование (32% общего объема). Подобное положение дел наблюдалось и в предшествующие годы. Импорт капиталоемких товаров, таких как машины и оборудование, является общей чертой всех стран с переходной экономикой, стремящихся к повышению уровня своей конкурентоспособности путем наращивания объемов импорта соответствующей продукции. В стоимостном выражении импорт машин и оборудования составил в 1999 г. 9,9 млрд. долларов (на 37% меньше, чем в 1998 г.).
Что касается остальных категорий импорта, то самый глубокий спад — на 88% по сравнению с 1998 г. — был отмечен в категории “промышленные товары”. Их доля в совокупном импорте сократилась с 6% в 1998 г. до 1% (0,3 млрд. долларов) в 1999 г. Импорт продовольствия сократился в 1999 г. на 7% по сравнению с 1998 г., а его доля в совокупном экспорте составила 13% (4 млрд. долларов). Импорт потребительских товаров — одежды, бытовых товаров и медикаментов — в 1999 г. сократился на 33%. При этом на него пришлось 5% совокупного импорта (по сравнению с 6% в 1998 г.). Импорт потребительских товаров, не являющихся предметами первой необходимости, снизился в 1999 г. на 57%, а импорт энергоносителей — на 73%.
2.3. Платёжный баланс
Основные показатели платежного баланса в 2000 году (см. Приложение 1) продолжили свое изменение в направлении, которое было характерно для 1999 года: рост сальдо платежного баланса по текущим операциям с соответствующим увеличением дефицита по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Величина положительного сальдо по счету текущих операций в течение 2000 года в среднем в 2 раза превышала аналогичные значения для I-III кварталов 1999 года, а в январе 2000 года данный показатель был зафиксирован на уровне, рекордном для российского платежного баланса, – свыше 12 млрд. долл. Вместе с тем основным фактором, определяющим величину сальдо по текущим операциям, являлся торговый баланс, сальдо которого, в свою очередь, в решающей степени определялось движением цен на мировых рынках на нефть и прочие основные товары российского экспорта. Из данных, представленных на рисунке 2.3-1, видно, что связь между мировыми ценами на нефть и сальдо торгового баланса России, наблюдавшаяся в 1995-1999 годах, проявлялась и в течение первых трех кварталов 2000 года [3].
Рисунок 2.3-1.
Торговый баланс Российской Федерации и индекс мировых цен на нефть в 1998 – III квартале 2000 года
Следует отметить, что рост сальдо торгового баланса происходил в основном за счет роста объемов российского экспорта, т.к. импорт на протяжении 2000 года возрастал крайне незначительными темпами.
Рассматривая тенденции изменения сальдо платежного баланса по различным его компонентам, можно заметить, что за счет больших значений положительного сальдо торгового баланса происходило финансирование изменений всех остальных компонентов – отрицательного сальдо по балансу услуг труда и капитала (выплата заработной платы нерезидентам и обслуживание долговых обязательств), выплаты капитальных трансфертов нерезидентам, осуществления портфельных инвестиций за границу, увеличения зарубежных активов российских резидентов и платежи для уменьшения обязательств российских резидентов перед нерезидентами. При этом следует обратить внимание на приток капитальных трансфертов от нерезидентов в Россию в третьем квартале 2000 года: в отличие от предыдущих лет, когда они составляли от 200 до 600 млн. долл. в квартал, сумма указанных трансфертов в июле-сентябре 2000 года составила свыше 11 млрд. долл. По данным Банка России, такой показатель сальдо капитальных трансфертов в третьем квартале 2000 года был результатом отражения в платежном балансе операции по безвозмездному списанию части внешнего долга России в связи с реструктуризацией задолженности РФ перед Лондонским клубом (ранее, в 1997 году, результаты подобной операции по реструктуризации задолженности России перед странами – членами Лондонского клуба были отражены по статье "Портфельные инвестиции")
Если рассматривать совокупные показатели платежного баланса России в январе-сентябре 2000 года, то ситуацию с балансом российских активов и обязательств можно описать следующим образом: за счет торговых операций с нерезидентами российские валютные активы увеличились на 44,5 млрд. долл. (сальдо торгового баланса в январе-сентябре 2000 года). Кроме этого, источниками пополнения российских зарубежных активов являлись прямые инвестиции в Россию (сальдо по счету прямые инвестиции – 600 млн. долл.), привлечение кредитов органами государственного управления и под их гарантию (960 млн. долл.), а также перенесение задолженности органов государственного управления (3,4 млрд. долл.) [7].
Указанный прирост зарубежных активов был сбалансирован изменением сальдо по следующим статьям – импорт факторных и нефакторных услуг (10,9 млрд. долл.), портфельных инвестиций за границу (9,9 млрд. долл.), прочие инвестиции в зарубежные активы на сумму около 11 млрд. долл. (прирост остатков средств на зарубежных счетах и депозитах, предоставление торговых кредитов и авансов, увеличение просроченной задолженности нерезидентов и задолженности нерезидентов по своевременно не поступившей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам). Также за счет положительного сальдо было осуществлено погашение обязательств российских нерезидентов и погашение просроченной задолженности – баланс по привлеченным кредитам и уменьшению просроченной задолженности резидентов составил (без учета получения кредитов и переноса сроков уплаты задолженности органами государственного управления) 8,6 млрд. долларов.
Таким образом, в 2000 году продолжались тенденции изменения показателей платежного баланса, которые наблюдались и в предыдущем году: увеличение зарубежных активов вследствие больших объемов сальдо торгового баланса в отсутствие значимого объема заимствований являлось единственным источником погашения задолженности перед нерезидентами, сложившейся в предыдущие годы. Так, отрицательная величина сальдо по портфельным инвестициям в январе-сентябре 2000 года (–9,9 млрд. долл.) была зафиксирована главным за счет значительного снижения обязательств резидентов перед нерезидентами (погашения задолженности). Аналогичная ситуация была отмечена в отношении задолженности государственного сектора – при практически полном отсутствии новых заимствований отрицательное сальдо по финансовым операциям органов государственного управления (несмотря на значительные объемы просроченной и перенесенной задолженности – 4,8 млрд. долл.) было обусловлено платежами в счет погашения задолженности как по графику, так и просроченной задолженности. С другой стороны, с учетом того, что часть операций государственного сектора (а именно, – списание задолженности перед Лондонским клубом) [14] была отражена по статье "капитальные трансферты", можно сказать, что совокупная величина сальдо по операциям государственного сектора была положительной.
Вместе с тем среди операций, источником финансирования которых является профицит торгового баланса, следует отметить не только уменьшение обязательств перед нерезидентами, но и увеличение зарубежных активов российских резидентов, которое уже несколько лет остается существенным (хотя и понижающимся от года к году) направлением использования средств резидентов, полученных в результате положительного сальдо по текущим операциям – отрицательное сальдо по активам раздела «Прочие инвестиции» по итогам января–сентября 2000 года составило 10,7 млрд. долл. (15,4 млрд. долл. по итогам 1999 года). Основными видами российских активов за рубежом, увеличение которых было наиболее существенно, в 2000 году, как и годом ранее, являлись текущие счета и депозиты (прирост средств составил 2,6 млрд. долл.), предоставление торговых кредитов и авансов (1,6 млрд. долл.), а также прирост просроченной задолженности и задолженности по своевременно не поступившей экспортной выручке и непогашенным авансам (в сумме 9,1 млрд. долл.).
В связи с увеличением российских активов за рубежом следует упомянуть проблему утечки капитала из России. Как известно, часть средств резидентов, находящихся за рубежом в таких видах активов, как просроченная задолженность и своевременно не поступившая экспортная выручка и не погашенные импортные авансы, а также часть ресурсов, отражаемых в такой статье платежного баланса, как «Чистые ошибки и пропуски», может характеризовать неучтенный вывоз капитала из страны. В этой связи можно предположить, что если сальдо по указанным статьям принимает устойчиво отрицательные значения в течение продолжительного времени, то его динамика может являться характеристикой динамики неучтенного вывоза капитала из России. В 2000 году, если судить по перечисленным показателям, вывоз капитала из страны активизировался – если в 1999 году сумма по статье «чистые ошибки и пропуски» составила – 6,9 млрд. долл., то уже по итогам первых трех кварталов 2000 года этот показатель достиг –7,4 млрд. долл. Аналогичная картина складывается при анализе суммы чистых ошибок и пропусков, просроченной задолженности и непоступившей экспортной выручки: показатель за первые три квартала 2000 года находится на уровне годовой суммы для предыдущего года. В связи с данными оценками следует подчеркнуть, что, во-первых, анализируемые показатели могут рассматриваться лишь как косвенные индикаторы динамики, а не абсолютных объемов нелегальной утечки капитала, а во-вторых, – увеличение как просроченной задолженности, так и чистых ошибок и пропусков, могло произойти вследствие резко возросшей стоимости экспорта, которая вполне естественно могла повлечь за собой пропорциональный рост задолженности по возврату экспортной выручки и рост статистических отклонений при расчете основных показателей платежного баланса.
Анализируя состояние платёжного баланса России в 2000 году, следует обратить внимание на то, что положительное сальдо торгового баланса оказалось столь значительным, что, несмотря на большие объёмы выплат по российским обязательствам перед нерезидентами и прирост российских активов за рубежом, происходил одновременный рост объёмов резервных активов – за первые три квартала 2000 года они увеличились на 13,3 млрд. долл., причём около половины этого увеличения пришлось на второй квартал 2000 года, когда резервные активы Российской Федерации возросли на 6,2 млрд. долл.
3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России
3.1. Внешний долг России
Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его экономической системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным заёмщиком и своевременным плательщиком по своим внешним обязательствам. Осуществление в ходе реформ 90-х гг. по сути долговой модели экономики привело к тому, что, с одной стороны, масштабы привлечения внешних кредитов в страну и рост её внешней задолженности значительно увеличились; с другой стороны, высокая нагрузка по обслуживанию внешней задолженности так же как и сократившиеся в результате кризисов ресурсно-финансовые возможности экономики, выдвинули эту проблему в числе главных, препятствующих преодолению кризисных процессов и дальнейшему экономическому развитию.
Реальной альтернативой внешним кредитам и удовлетворении "валютного голода" могло стать привлечение прямых долговременных иностранных инвестиций, не увеличивающих внешнюю задолженность. Во многом именно они могли привнести в страну современные технику и технологии, столь необходимые для перевооружения и реконструкции отечественного производства. Между тем усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций, оказались несопоставимыми с реальными результатами. В период до 1998 года в страну реально удалось привлечь только 21,8 млрд. долл., из которых прямые инвестиции составили лишь 6 млрд. долларов [17].
Приводимые в печати данные по объему и структуре накопленного Россией внешнего долга зачастую различаются между собой, в том числе в силу методологических особенностей отнесения тех или иных видов задолженности к внешней. Тем не менее общее представление о масштабах накопленного страной внешнего долга и структуре осуществлявшихся заимствований дают таблицы 3.1-1 и 3.1-2, сформированные на основе данных Минфина России и других (в том числе международных) финансовых организаций.
Таблица 3.1-1.
Структура внешнего долга России в 1999 году (млрд. долларов).
Вид долга |
Общая сумма долга |
Суммарный долг | 150,6 |
Долги, унаследованные от СССР | 79,9 |
Долги Парижскому клубу | 40,2 |
Долги Лондонскому клубу | 26,1 |
Прочие советские долги | 4 |
Собственно российский долг | 70,7 |
Еврооблигации | 16 |
Долг международным финансовым организациям, из них: МВФ Мировой банк |
25,4 19,7 5,7 |
Прочие российские долги | 29,3 |
Источник: Никитин В. Сколько и кому мы всё-таки должны // РФ сегодня. 2002г. №1.
Таблица 3.1-2.
Структура внешнего долга России (млрд. долларов)
Кредитор |
На 01.01.99. |
На 01.01.2000. |
Правительства иностранных государств | 68,1 | 73,2 |
Иностранные коммерческие банки и фирмы | 58,1 | 65 |
Международные финансовые организации | 24 | 28,8 |
Всего | 143,9 | 167 |
Источник: Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2003г. №4. с. 45-48.
В расчёте по текущему курсу отношение внешнего долга к ВВП страны в долларовом исчислении после дефолта возросло с 40% до порядка 100%. Ускорившееся сокращена внешнеторговых поступлений валюты в страну и продолжающийся вывоз капитала за рубеж без реструктуризации внешней задолженности России чреваты новой девальвацией национальной валюты еще большим увеличением долговой нагрузки на экономику, с логически вытекающими отсюда последствиями — дальнейшим углублением кризисных процессов, спадом производства и инвестиций, дестабилизацией хозяйственной жизни в стране и как результат — еще большим затягиванием "долговой петли".
Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства, будет уходить на оплату долгов.
Если в 1995 году на обслуживание внешнего и внутреннего долга приходилось 12% всех доходов бюджета, то в 1997 году на эти цели было направлено уже около 24% всей доходной базы бюджета, а 1998-1999 годах этот параметр превысил 35%. Между тем по мировым стандартам страна считается банкротом, неспособной своевременно обслуживать свои обязательства, если указанная величина достигает 30% [16].
Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная для экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2005 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный экономический рост не приходится [15].
В первую очередь это относится к проблеме внешних долгов. Здесь требуется не только долгосрочное реструктурирование, но главным образом — списание части советского долга. По имеющимся данным Министерства Экономики России, если этого не сделать, а только реструктурировать на длительный (15-летний) срок внешние долги, то потребуется ежегодное сокращение государственных расходов как минимум вдвое. Учитывая нынешнее состояние государственных финансов, узкие масштабы финансирования социальных нужд и вероятную дестабилизацию жизни в стране, это нереально [21].
3.2. Программа развития России до 2010 года
Итоги последних лет свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции – на 20 процентов, объем инвестиций в основные фонды – на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ – продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение [1]:
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства [11].
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.
В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО).
Конечные сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных операторов.
С учетом возрастающей открытости национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.
Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.
В 2004-2010 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия [2]:
- усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти;
- обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов;
- обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;
- активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;
- улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.;
- осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;
- обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России и обеспечивающей доступ к ним в режиме реального времени заинтересованных участников ВЭД;
- обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;
- активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.
Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.
В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип взаимности.
Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях.
Российская экономика, характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию механизмов защиты национальных товаропроизводителей.
Стержнем внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование международных региональных приоритетов.
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ останутся приоритетными, будут развиваться по следующим направлениям:
- формирование зоны свободной торговли государств СНГ, предусматривающей неприменение во взаимной торговле ограничений и переход при этом на единый принцип взимания косвенных налогов;
- сохранение доступа к необходимым для российской промышленности сырьевым ресурсам в государствах СНГ;
- достижение более тесной интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в экономической области в рамках формирования таможенного союза;
- развитие взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами СНГ с целью привлечения капиталовложений этих стран в отечественную экономику, а также стимулирование вложения российского капитала в экономику стран Содружества;
- ускорение развития инновационного сотрудничества со странами СНГ, в том числе в области выработки общих научно-технических приоритетов, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы стран СНГ, регулирующей внешнеэкономическую и налоговую сферы.
В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским Союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25% иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.
Расширение ЕС на Восток, будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность группировки.
Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами-членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:
- активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;
- совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения новой денежной единицы "Евро";
- развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе;
- рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;
- обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.
Страны-участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле - исторически сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе.
В этой связи необходимо:
- в рамках совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества усилить работу по обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на рынки этих стран, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ и по договорам с ЕС;
- обеспечить привлечение российских предприятий к строительству новых и реконструкции действующих промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено ранее при российском участии;
- добиться от стран ЦЕССТ максимально возможных компенсирующих уступок в торгово-политическом режиме сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС;
На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. В рассматриваемый период необходимо:
- предоставление России режима нормальных торговых отношений на постоянной основе;
- прекращение применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих доступ России к американским товарам и технологиям.
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона. Эти страны останутся традиционными поставщиками на российский рынок продовольственных товаров и товаров тропического земледелия.
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала.
Для укрепления позиций России в странах этого региона в рассматриваемый период целесообразно:
- активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности;
- расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка;
- использовать членство в АТЭС для содействия на многосторонней основе расширению российского экспорта и привлечения в Россию капиталов из этого региона.
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.
Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из самых благоприятных для России с устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и, особенно, на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах этого континента определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической среды.
Заключение
В русле рыночных преобразований в России происходит коренной поворот в её внешнеэкономической политике: от ориентации на относительную замкнутость к открытой экономике и интеграции в систему мировых хозяйственных связей, к либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности.
Состояние экономики России в настоящее время довольно тяжёлое: страна ещё не успела восстановиться после распада Советского Союза, российский ВВП за 2000г. едва превысил 50% ВВП СССР за 1989г. Но всё-таки в экономике страны в последнее время наметились положительные тенденции к её росту, не смотря на то, что он сдерживается значительной внешней задолженностью как самой России, так и бывшего СССР.
Довольно продолжительное время основным источником денежных поступлений является экспорт нефти и газа. Хотя доходы по этой статье значительны, многие экономисты считают, что России необходимо перенимать иностранный опыт в внедрять в производство новые технологические решения, что позволит отечественным товарам резко повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Об этом говорит то, что в экспорте России доля товаров, созданных с использованием высоких технологий чрезвычайно мала [9, 18]. Также выдвигаются идеи о том, что в экономической политике Российской Федерации должно присутствовать оптимальное сочетание разумного протекционизма и либерализма, потому что излишнее блокирование доступа иностранных товаров на мировой рынок означает падение конкурентоспособности отечественных товаров [9].
Проведённый в данной работе анализ состояния экономики России показал, что:
платёжный баланс отражает соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые экономические субъекты совершают за границей за определённый промежуток времени;
анализ экспорта и импорта страны показал, что:
а) в ближайшее время основную часть доходов Российской Федерации будут составлять поступления от экспорта энергоносителей, так как экспорт именно этого сырья является наиболее доходным и надёжным;
б) начиная с 1998 года, наблюдается сокращение импорта России, что свидетельствует о протекающем в экономике процессе импортозамещения;
4. долговая нагрузка, выплаты по которой составляют более 30% доходной части бюджета (порог банкротства), препятствует интенсивному экономическому росту;
5. в ближайшие годы экономическая политика Российской Федерации будет носить протекционистский характер на внутреннем рынке, содействовать доступу отечественных товаров на мировой рынок;
6. одной из основных целей России в предстоящий период станет вступление в ВТО (Всемирная Торговая Организация), что защитит отечественные товары от дискриминации на мировом рынке.
По мере усложнения экономических, политических, военных и других взаимосвязей государств, структура балансовых счетов, или платёжного баланса, будет постоянной усложняться, в него будут добавляться новые элементы, статьи. Значимость этого макроэкономического показателя станет ещё выше, а сам показатель потребует дальнейшего исследования.
Библиографический список
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, 2001.
Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, 2001.
Шенаев В.Н. Деньги, валюта и платежный баланс России. – М., 1996. – 117 с.
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.: Инфра-М, 2002. – 714 с. (серия «Высшее образование»).
Мировая экономика: Учебник / Раджабова З.К. – М.: Инфра-М, 2002. – 320 с. (серия «Высшее образование»).
Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. с англ. – М., 2000.
Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / Мировая