Экономика гуманизма в России

забыв об основных потребностях собственного населения.

Глобализация способствует устранению контроля государств за международными финансовыми потоками. Внезапные перетекания капитала из одной страны в другую обусловили обрушение ряда валют, в частности в Юго-Восточной Азии.

Технологический прогресс, усугубленный вывозом капитала в регионы на юге с низкими затратами на производство, вызвал рост безработицы на севере - явление, столь унизительное для человеческого достоинства.

Глобализация популяризировала культуру потребительства. Потребительство дало рождение материализму, в рамках которого люди придают большее значение тому, что имеют, чем основополагающим человеческим ценностям.

Глобальное потребительство формирует универсальную мировую культуру, в результате местная культура стран Юга вытесняется западной.

В системах официального образования предпочтение отдается техническим и управленческим навыкам и умениям в соответствии с требованиями рынка, вместе с тем игнорируются традиционные академические дисциплины.

Несмотря на то, что бум информационных технологий вызвал рост информации, значительная ее часть бесполезна и бессмысленна.

Двойные стандарты существуют в аспекте защиты прав человека в современном мире, где они являются инструментом внешней политики правительств Запада лишь тогда, когда это им выгодно.

Глобализация интернационализировала преступность.

Как и в случае с ростом преступности, распространение болезней также происходит гораздо более стремительно, что затрудняет контроль за данными процессами.

Вызов

Анализируя обе стороны глобализации, мы обнаруживаем, что в действительности единственный ее положительный результат - это побочный продукт.

Подлинный мотив, каковым является максимизация прибыли, ответственен за ее болезни. Глобализация вполне может быть одним из самых серьезных вызовов целостности человеческой цивилизации за всю историю.

Стратегия

Как следует рассматривать этот вызов?

Так как глобализация несет определенные положительные элементы для религии и культуры, важно не отвергать ее полностью. Этические и моральные правила должны учитываться при ведении экономической деятельности, как в краткосрочной, так и долгосрочной стратегии. Рынок должен регулироваться этическими принципами.

Вызов интеллектуалам,например, ислама и других религий заключается в разработке нравственной и экономически обоснованной политики, встроенной в процесс глобализации в гармонии с религией.

Долговременная стратегия

Экономическое измерение глобализации не единственный фактор, требующий переосмысления.

Культура должна основываться на универсальных моральных ценностях, в соответствии с которыми сильная этика самообладания в рамках одной культуры применяется для предотвращения господства другой культуры.

Интернационализация этических ценностей в сознании, как личности, так и общества, является единственной реальной надеждой для человечества. Эффективная цензура всей информации, распространяемой через интернет, спутниковые средства связи и т.д. едва ли возможна. Человек, который выводит систему ценностей из религии, будет руководствоваться, прежде всего, освященными веками принципами того, что есть добро, а что есть зло.

Для того чтобы выносить решения, основываясь на Божественной этике, необходимо глубоко ощущать свою связь с Богом. Общество, ощущающее свою связь с Богом, противостоит несправедливости, - люди поступают так из глубокого осознания своего места, как представителей Бога на земле. Именно они являют собой наилучшее противоядие от пагубных последствий глобализации.

Религия

Возникновение подобного общества требует подлинных преобразований. Борьбу придется вести в течение длительного времени, начинать, тем не менее, следует с нашей собственной религии. Справедливость, любовь и сострадание, которые присутствуют во всех религиях, должны утверждать добродетель в большей мере, чем формальную сторону, ритуалы и символику.

На благо религии некоторые аспекты глобализации облегчили распространение универсального послания веры. Впервые в истории у нас есть возможность передать всему человечеству универсальную сущность каждой из наших религий. Почему бы вместо того, чтобы позволять недалеким фанатикам монополизировать телеэфир, людям с широким кругозором не излагать свои доводы через всемирную информационную инфраструктуру?

Общества становятся менее однородными и более мультирелигиозными. Общественная реальность вынуждает нас освободиться от наших предрассудков и выработать универсальный курс, более примирительный по отношению к другим.

Возможно, это и есть путь, который нации должны избрать для построения мирового сообщества, основанного на общей всем нам человечности, - сообщества, к которому глобализация никогда не сумеет привести. Может быть, мы поймем, таким образом, лучше слова прославленного мистика Джалауддина ар-Руми: "Светильники - разные, но свет один и тот же". (Чандра Музаффар /IslamOnline)




5. ПРИЛОЖЕНИЕ: Итоги Международного исследовательского проекта "Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации".

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Автор проекта и ответственный редактор
Л.М. Дробижева

Москва, Academia, 2002.


Некоторые социально-культурные характеристики горожан Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии), Оренбургской области и оценка ими межнациональных отношений, % от ответивших (стр. 84)

Социально-культурные характеристики и оценка межнациональных отношений

Татарстан

Башкортостан

Саха (Якутия)

Оренбург-ская область


Тата-ры

Рус-ские

Баш-киры

Рус-ские

Тата-ры

Яку-ты

Рус-ские

Рус-ские

Тата-ры


Доля специалистов высокой квалификации, руководителей высшего и среднего звена. представителей крупного и среднего бизнеса

29

24

32

30

35

49

20

26

22


Отношение доли людей с высшим образованием к доле специалистов и руководителей высшего звена

109

102

114

89

101

122

112

137

185


Доля перешедших из низших страт в высшую

17

11

14

10

18

19

11

9

8


Доля положительных оценок межнациональных отношений в республике (области)

75

59

72

76

73

52

43

70

84


Оценка городским населением Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и Оренбургской области своего положения на "лестнице" власти, богатства и престижа, медианные значения оценок (стр. 138)

Этнические группы

Положение на шкале власти

Положение на шкале богатства

Положение на шкале престижа


Татары Татарстана

1,73

3,05

2,94


Русские Татарстана

1,84

2,78

2,82


Башкиры Башкортостана

2,29

2,92

3,02


Русские Башкортостана

1,41

2,68

2,69


Татары Башкортостана

2,09

2,93

2,99


Якуты Саха (Якутии)

2,53

3,1

3,35


Русские Саха (Якутии)

2,1

2,93

3,22


Русские Оренбургской обл.

1,79

2,4

2,38


Татары Оренбургской обл.

1,39

2,17

2,14


Ранговый ряд выраженности ценностно-трудовых установок экономического сознания этнических групп Саха (Якутии), Татарстана, Оренбургской области. На основе пословиц, % выразивших согласие (стр. 231)

Вера в возможность праведных экономических достижений

Пессимистическое, непроизводительное отношение к труду

Этическое осуждение богатства


(«Кто правдой живет, тот добро наживет»)

(«От работы не будешь богат, а будешь горбат»)

(«Богатому черти деньги куют»)


81,4 – якуты/село Якутия

75,9 – русские/село Якутия

67,7 - русские/село Татарстан


64,5 – русские/село Татарстан

65,0 – русские/село Татарстан

65,5 - русские/город Татарстан


60,0 – якуты/город Якутия

61,2 - русские/город Якутия

64,8 - русские/город Якутия


57,9 – татары/село Татарстан

56,4 - русские/город Татарстан

63,7 - татары/город Оренбуржье


47,5 – татары/город Татарстан

56,4 - татары/город Оренбуржье

59,5 - татары/город Татарстан


45,7 – русские/город Якутия

54,5 - татары/город Татарстан

58,1 - – русские/село Оренбуржье


45,6 - русские/город Татарстан

51,6 - русские/село Оренбуржье

56,8 - якуты/город Якутия


41,4 - татары/город Оренбуржье

48,2 - татары/село Татарстан

55,8 - русские/город Оренбуржье


39,7 – русские/село Якутия

43,7 - татары/село Оренбуржье

54,3 - татары/село Оренбуржье


36,4 – татары/село Оренбуржье

40,4 - русские/город Оренбуржье

52,6 - русские/село Якутия


35,1 – русские/село Оренбуржье

33,0 - якуты/город Якутия

50,1 - якуты/село Якутия


30,1 - русские/город Оренбуржье

30,5 - якуты/село Якутия

31,0 - татары/село Татарстан


Примечание: Верхняя тройка значений каждого рангового ряда демонстрирует наибольшую выраженность исследуемых нами установок, а нижняя тройка - наименьшую.

Мнения мужчин и женщин Татарстана, Башкортостан, Саха (Якутии) и Оренбургской области о предпочтительном виде занятий для женщин, в % от всех опрошенных (стр. 277)

Предпочтительный вариант занятий для женщин

Татары Татарстана

Башкиры Башкортостана

Якуты Саха (Якутии)

Русские Оренбургской обл.


Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины


Работа

35

39

31

31

44

40

25

36


Домашнее хозяйство

41

42

41

35

20

30

47

26


Этнический состав социальных слоев в самооценках горожан Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и Оренбургской области, в % от всех ответивших
(стр. 442)

Социальные слои

Татарстан

Башкортостан

Саха (Якутия)

Оренбург-ская обл.


Тата-ры

Рус-ские

Баш-киры

Рус-ские

Тата-ры

Яку-ты

Рус-ские

Рус-ские

Тата-ры


Высший

0,3

0,9

0,7

0,9

0,7

0,5

1,1

2,1

0,5


Средний

70,4

57,6

75,1

58,8

75,7

72,1

64,8

52,4

49,5


Низший

23,3

41,5

24,2

40,3

23,6

27,4

34,1

45,5

50


Авторы Проекта отвечают на следующие вопросы, актуальные для поликультурного общества:

- Насколько обоснованны представления об этническом неравенстве и об этнокультурных препятствиях на пути трансформационных процессов в России?

- Почему ситуация отбора на рынке труда, неизбежная в условиях социально-экономической конкуренции, воспринимается в общественном сознании как проявление неравенства и каковы реальные различия в распределении богатства, престижа, власти в этнических группах?

- Насколько влияет этничность на положение людей в стратификационной иерархии современного российского общества?

- Каковы перспективы общероссийской гражданской интеграции?



1 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. М.: Экономика. 1995, с. 103.

28