История международных отношений

анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый золотой миллиард. В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом, как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношении, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием “холодной войны” даже в условиях авторитарных режимов сузились возможности скрывать, а тем более узаконивать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции стало спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет. Это делает возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации по всем интересующим современного человека вопросам. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, - как правительственных, так и неполитического характера.

При изучении мировой политики и международных отношений в рамках политической науки важное значение занимает геополитика. Геополитика имеет предметом своего исследования глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на территориальные и демографические императивы, также силовые потенциалы различных стран

Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических исследований является, во-первых, географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве. Во-вторых, типом и формой государственных границ. В-третьих, состоянием окружающей среды, наличием природных ресурсов. Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими факторами внешней политики, как политическая система, социально-демографическая структура общества, экономика, военная мощь.

При изучении географической среды в рассматриваемой науке делается акцент, прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В данной связи важное значение имеет такое понятие, как территориальность. Территориальность – это совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания, чтобы не допустить в него посторонних. Каждая страна имеет свою собственную территорию с четко обозначенными границами и пограничной службой, охраняющей эту территорию.

Величина территории, которую занимает государство на планете, является важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем - плотность населения, то есть числом жителей на 1 км2. В современном мире есть государства-гиганты в территориальном плане, имеющие высокую или относительно высокую плотность населения. Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии. Например


Государство Площадь территории, млн. км Плотность населения, чел/км
Россия 17,075 8,6
Китай 9,600 125,0
США 9,360 27,8
Индия 3,290 282,6

Существуют государства с большой территорией и малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию. Основная характеристика таких стран сведена в таблицу. Площадь территории и плотность населения Канады и Австралии.


Государство Площадь территории, млн. кв. км Плотность населения, чел.км.
Канада 9,97 2,95
Австралия 7,70 2,33

Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные. Воды, входящие в состав государственной территории, имеют большое геополитическое значение: Во-первых, внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) выполняют роль геостратегических линий развития государств. По ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются крупные города, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;

Во-вторых, территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникации.

Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникации и обороны страны.

Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство. Структуру мирового геополитического пространства представляет: геостратегические регионы, геополитические регионы, государственные территории, воздушное пространство, суша, воды: внутренние, территориальные, особые экономические зон, недра.

Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические регионы. Геостратегический регион - образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион - это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория “граница”. В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница - это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе. Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территорий одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений. В геополитике отдается предпочтение естественным границам над искусственными. Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д.

Важным элементом геополитического анализа является сила (или мощь) государства. Категория сила отражает чрезвычайно сложное и многофакторное геополитическое явление. С одной стороны, сила государства - это способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.

Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос, связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе, которая является исторической категорией и во многом определяет глобальное развитие человечества и отдельных регионов на нашей планете.

Украина в системе международных отношений


Необходимость четко определить идеологию создания государства в современной Украине, обусловлена глубоким кризисом во всех сферах жизни украинского общества, потребностью в создании объективной системы политических взглядов и в использовании этой системы при формировании и осуществлении политического курса государства.

Нынешнее состояние Украины в контексте сложного и динамического развития мира обусловлено следующим. Медленностью и стихийностью предыдущего развития; несовершенством политической системы, конституционно-нормативные параметры, которые сформировались на основе тоталитарно административных подходов реально существующих институтов; неспособностью государственного административно-политического руководства объективно оценить внутреннюю ситуацию и принимать соответствующие решения. Отсутствием четко определенных национальных интересов; незавершенностью в построении общественных институтов; потерей Украиной за период 1991-2001 гг.75 % ВВП и около 15 млн. рабочих мест (за этот период из Украины было вывезено более 40 млрд. долл. США).

Прогрессивное демократическое развитие украинского общества может быть действенным и результативным в случае принятия во внимание национального исторического опыта, культуры, традиций, положительных общемировых тенденций общественного развития.

Приоритетное развитие науки, образования, культуры должно содействовать постепенному преобразованию украинского народа в экспортера интеллектуальных услуг и технологий, в страну университетов, которой руководит духовно ориентированная элита.

Обозначенная стратегия общественного развития под предводительством национальной духовно ориентированной элиты способна преодолеть кризисную ситуацию в стране. Вывести ее на позиции и лидерства в европейском регионе и в мире, который стоит сегодня на пороге глобальных изменений, способных привести его либо к антикультурному тоталитаризму, либо к процветающему культурному разнообразию человечества будущей духовной эпохи.

Главными ориентирами государственной внутренней и внешней политики Украины являются: стабильность общественно-политической ситуации в стране;

динамичное экономическое развитие и соответствующий уровень жизни граждан с учетом экологической ситуации; развитие аграрно-промышленного сектора и внедрение высоких технологий, безопасных для окружающей среды; неуклонное обеспечение прав и свобод личности, возобновление в паспортах граждан Украины сведений о национальности, обеспечение прав национальных меньшинств, приоритетное развитие науки и образования; неуклонное развитие социальной сферы и социального обеспечения граждан; ориентация на возрождение национальной культуры, традиционной христианской религии, развитие национальной самобытности и традиций; обеспечение неприкосновенности национальных границ, защита национальной валюты, атрибутов государственно-этнической самостоятельности.

Главными целями государственной деятельности следует признать: возрождение духовности; обеспечение высокого уровня жизни граждан, создание самодовлеющей экономики, приоритетное развитие образования и науки, обеспечение свободного доступа населения к информационным технологиям.

Для обеспечения стратегии развития украинского общества необходимо. В экономической сфере: ускорение структурной перестройки экономики на основе реализации инновационной модели; усиление роли государственного регулирования в сфере обеспечения эффективных механизмов инвестирования (аккумуляция внутренних трудовых ресурсов государства и создания благоприятных условий для возвращения капиталов в страну). Кроме этого, повышение инвестиционного имиджа Украины; оптимизация инвестиционной структуры экономики отраслевых пропорций производства, усовершенствование структуры экспорта, а также внедрение механизма межсекторного переливания капиталов. Необходимо возрастание объемов кредитования со стороны коммерческих банков в национальной и иностранной валюте, удешевление кредитных ресурсов, обеспечение правовой защиты кредиторов; обеспечение ценовой стабильности и динамики валютного курса; возрастание бюджетных поступлений пропорционально к возрастанию объемов производства товаров и услуг; возрастание доходов.

В социальной сфере: - четко определить государственные капиталовложения в образование, науку, разработку и внедрение новых интеллектуальных технологий и технологических процессов; изучение и возвращение в общественно-политическое сознание и широкое использование в воспитательной работе традиций и нравственно-правовых норм украинского казачества;

- формирование у граждан Украины высокой духовности, активной гражданской позиции и преданности, национальным идеалам и традициям.

Во внешнеполитической сфере:

политика международного сотрудничества должна проводиться Украиной активно и последовательно, с эффективным использованием ее большого геополитического потенциала. Речь идет об интегрировании страны в мировые, европейские и евразийские структуры, об установлений, развитии и углублении дружеских отношений с соседними государствами, о защите прав украинской диаспоры за границей.

Курс на европейскую интеграцию и расширение международного сотрудничества может быть реализован путем применения соответствующей внешнеэкономической стратегии, которая предусматривает открытость украинской экономики, ее соответствие международным стандартам, устранение правовых, таможенных и технологических преград к экономическому росту и эффективному экономическому сотрудничеству.

Необходимо обеспечить присутствие и активную деятельность Украины в мировых и региональных международных организациях, что будет стимулировать внешнеэкономическую деятельность на международных рынках. Содействовать повышению конкурентоспособности экономики и развитию внешней торговли.

Таким образом, любой сценарий мирового развития в XXI веке предполагает расширение и углубление межнациональных связей, интенсификацию международной политики. А это означает повышение значимости для человечества политической науки. Если на протяжении многих веков и тысячелетий мировой процесс складывался стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно растет.

Литература


1. Политология: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А. Радугин - М.: Центр, 2000.

2. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие - М., 2000.

3. Ирхин Ю.В., Зотов В. Д. Политология. – М.: Юрист, 2001.

4.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию - М., 2002.

5. Политология: /Н.И. Азаров, Г.С. Адрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Б. И. Кретова. - М.: Высшая школа, 2001.

6. Политология. Под ред. М.Н. Марченко - М.:3ерцало 1999.

7. Водонин В.И. Сфера ограниченной демократии. Киевский телеграф. 2002. № 39. - С. 21, 23.

8. Коротченко Г.С. Грани реформы политической системы. Наша газета, 2002. 20 июня, №29. С.3.

9. Концепция стратегии развития Украины в ХХІ в., Персонал, 2003. № 4-5. - С. 22-31.

10. Тихонович В.П. Украина как субъект социальных реалий. Маркетинг, 2002. - №4. - С. 134 -155.

11. Тарасюк Б.Н. Украина в 21 столетии. Персонал. 2002. № 10. - С. 10-11.

37