Консолидированная бухгалтерская отчетность

Содержание


1. Основные правила составления консолидированной отчетности

2. Способы консолидации

3. Контрольная работа

Список литературы


1. Основные правила составления консолидированной отчетности


Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность составляется по следующим видам деятельности:

■ основная деятельность организаций промышленности;

■ основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;

■ основная деятельность геологических организаций и топографогеодезических организаций (экспедиций);

■ основная деятельность организаций по материально-техническому снабжению и сбыту и др.

Отраслевые министерства, другие федеральные органы исполнительной власти (ГТК РФ и др.) имеют право расширять приведенный перечень видов деятельности, в разрезе которых составляется и представляется сводная бухгалтерская отчетность.[5,89]

Необходимость в составлении консолидированных отчетов распространяется на те организации, которые имеют дочерние и зависимые общества и обязаны включать сведения об их деятельности в годовой отчет головного предприятия.

В соответствии со ст. 105 части первой ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом.

Зависимое хозяйственное общество согласно статье 106 части первой ГК РФ признается таковым, если другое общество располагает более двадцатью процентами голосующих акций акционерного общества или двадцатью процентами уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Организация, имеющая в своем составе дочерние и зависимые общества, представляет сводную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля следующего за отчетным года, и обязана представлять ее в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ.

В пределах этого срока представляют указанную отчетность унитарные предприятия. Конкретный срок определяет государственный орган или орган местного управления, уполномоченный на его создание.

Объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), созданные на добровольных началах организациями, составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном в учредительных документах указанных объединений. [3,19]

Методика составления сводной годовой бухгалтерской отчетности материнским предприятием, имеющим в своем составе дочерние и зависимые общества предусматривает:

■ прямое суммирование показателей активов и пассивов общества;

■ суммирование в пропорции, исходя из доли участия в уставном капитале, если она составляет менее 50% уставного капитала дочернего общества;

■ взаимные обязательства материнского и дочернего предприятия, отраженные по счету "Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями", погашаются и в сводную отчетность не включаются;

Аналогичная методика применяется в отношении показателей "Отчета о финансовых результатах" (ф. .№ 2), отражающих взаимные объемы реализации товаров, продукции, работ и услуг между указанными участниками (строка 010), текущие издержки по ним (строка 020), прочие операционные расходы (строка 100), а также прочие внереализационные доходы (строка 120) и прочие внереализационные расходы (строка 130);

■ прибыль дочерних обществ суммируется.

Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества подлежат включению в сводную бухгалтерскую отчетность основного общества за отчетный период, начиная с даты государственной регистрации дочернего общества.

Основное общество, имеющее вложение капитала в зависимое общество, не должно включать в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности зависимых обществ. [4,111]

Подробная информация о них приводится в разделе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности, раскрывающем финансовые вложения по каждому зависимому обществу. Содержание данной информации включает:

наименование зависимого общества;

местонахождение (юридический адрес); величину уставного капитала;

размер вклада и удельный вес его в уставном капитале зависимого общества;

предполагаемая стратегия дальнейшего участия в деятельности данного общества.


2. Способы консолидации


Методическими рекомендациями установлено, что в случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно, сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочерних обществ, и включения данных об участии в зависимых обществах. То есть способы консолидации дочерних и зависимых обществ различны и по существу соответствуют международным методам консолидации. При этом необходимо отметить, что способы консолидации дочерних обществ значительно сложнее, чем зависимых, поэтому в методических рекомендациях этому вопросу уделено больше внимания.

Для консолидации отчетности дочерних обществ предусматриваются два способа:

1. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются в полной величине все активы и пассивы, финансовые результаты в части доходов и расходов головной организации и дочерних обществ. Консолидирование осуществляется в два этапа: сначала построчно суммируются соответствующие показатели бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты обязательствам, имуществу, финансовым результатам, не относящимся непосредственно к деятельности Группы. [5,89]

Подлежат исключению из сводного баланса следующие показатели:

1) финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ;

2) показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

3) прибыль от операций между головной организацией и дочерними обществами, то есть на эту сумму уменьшается балансовая стоимость имущества, на создание или приобретение которого была использована прибыль;

4) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами голов-нон организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в Группу.

Исключаются из сводного отчета о финансовых результатах такие показатели, как:

1) выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами (а также между дочерними обществами одной головной организации) и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

2) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации (либо другим дочерним обществам той же головной организации), а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о финансовых результатах отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в Группу;

3) любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами (а также между дочерними обществами одной головной организации, не относящиеся к деятельности Группы).

2. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются активы, пассивы и финансовые результаты в части доходов и расходов головной организации и дочерних обществ не в полной величине, а исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества. Затем применяются правила консолидации, установленные Методическими рекомендациями (построчное суммирование, исключение двойных оборотов). [7,64]

Включение данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:

1) отражающего стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показываемого в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения";

2) отражающего долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, который представлен в сводном отчете о финансовых результатах отдельно статьей "Капитализированный доход (убыток)" после группы статей по внереализационным доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности Группы. Правила расчета указанных показателей приведены в Методических рекомендациях.

Необходимо отметить, что включение в сводный баланс и в сводный отчет о финансовых результатах при консолидации как дочерних, так и зависимых обществ специальных показателей, рассчитываемых по установленным в настоящих Методических рекомендациях правилам, является отличительной особенностью формирования сводной бухгалтерской отчетности и регламентируется международными правилами консолидации.

При объединении данных по дочерним обществам в сводную бухгалтерскую отчетность используются следующие расчетные показатели:

■ "Деловая репутация дочерних обществ", если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества балансовая оценка у головной организации финансовых вложений в дочернее общество отличается от номинальной стоимости акций дочернего общества (стоимостной оценки доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества), то указанная разница отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей;

■ если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества, в котором головная организация имеет более пятидесяти, но менее ста процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти, но менее ста процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в сводном бухгалтерском балансе и в сводном отчете о финансовых результатах отражаются отдельно два расчетных показателя: доля меньшинства в уставном капитале и доля меньшинства в финансовых результатах деятельности общества.

Определения указанных показателей и правила их расчета приведены в Методических рекомендациях.


3. Контрольная работа


1 .По данным об остатках средств и источников их образования открыть счета бухгалтерского учета на О1.12.2004_г. (Таблица I).

2. Составить корреспонденцию счетов и отразить хозяйственные операции за декабрь на счетах бухгалтерского учета (Таблица 2).

3.Составить оборотно - сальдовую ведомость (Таблица 3).

4. Заполнить формы годовой бухгалтерской отчетности;

Ф.1 Бухгалтерский баланс:

Ф.2 Отчет о прибылях и убытках;

Ф.3 Отчет об изменениях капитала;

Ф.4 Отчет о движении денежных средств;

Ф.5 Приложение к бухгалтерскому балансу.

Примечание. Исходные данные в таблице 2 приведены для базового варианта. Для обеспечения индивидуального характера задания, приведенные значения необходимо увеличить на произведение (2 х порядковый номер варианта). Например, по пятому варианту, базовые значения сумм необходимо увеличить на 10 руб. (2 х 5). Номер варианта определяется по двум последним цифрам в номере зачетной книжки.

Данные об остатках по счетам бухгалтерского учета на начало года и на начало 4 квартала


Таблица 1

Номер и наименование счета для всех вариантов на 01.0I на 01.10 Номер и наименование счета для всех вариантов на 01.01 на 01.10
01 Основные средства 314000 364500 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 100000 49000
02 Амортизация основных средств 60880 93200 68 Расчеты по налогам и сборам 68.1 Налог на доходы физических лиц(К) 12360 -
04 Нематериальные активы 60500 40500 68.2 Налог на прибыль - -
05 Амортизация НМА 24400 17080 68.3 НДС(к) 42756
10 Материалы 57640 51270 68.6 Налог на имущество (Д) 1900
19 НДС по приобретенным ценностям - -

69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69.1 Расчеты по социальному страхованию (К)

6380 -
43 Готовая продукция 27032 7180 69.2 Расчеты по пенсионному обеспечению (К) 31400 -
50 Касса 500 500 69.3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию (К) 4100 -
51 Расчетный счет 141404 108780 70 Расчеты с персоналом по оплате труда (К) 72000 -
55 Специальные счета в банках - 32624 71 Расчеты с подотчетными лицами (Д) 340 -
58 Финансовые вложения S2000 130200 76.5 Расчеты с разными дебиторами И кредиторами (К) 91060 141614
60 Расчеты с поставщиками (к) 107760 43065 80 Уставный капитал 110000 250000
62 Расчеты с покупателями (Д) - 10000 83 Добавочный капитал . 91595
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам - 60000 84 Нераспределенная прибыль 22220 -

Таблица 2 Журнал хозяйственных операций за 4 квартал

№ п/п Документ и содержание операции Сумма Дт Кт
1. 20.10. Приходный кассовый ордер Получено в кассу из банка по чеку на командировочные и хозяйственные расходы 3014 50 51
2. 20.10. Расходный кассовый ордер Выдано на командировочные расходы Иванову И.И. 2014 71 50
3. 25.10. Требование Оглушены материалы на производство продукции 24454 20 10
4.

31.10. Расчетная ведомость за октябрь Начислена зарплата основным производственным рабочим

Произведены удержания НДФЛ и зарплаты- 13%


56014

7281,82


20

20


70

68/1

5.

И.10. Начислен единый социальный налог за октябрь:

ПФ- 20 %

ФСС-3,2%

ФОМС- 2.8 %


11202,80

1792,45

1568,39


20

20

20


69/2

69/1

69/3

6.

05.11. выписка с расчетного счета Перечислено с расчетного счета

- НДФЛ

- расчеты по социальному страхованию

- расчеты по пенсионному обеспечению

- расчеты по обязательному медицинскому страхованию


7281,82

1792,45

11202,80

1568,39


68/1

69/1

69/2

69/3


51

51

51

51

7. 10.11.Ведомость готовой продукции Поступила на склад готовая продукция по фактической производственной себестоимости 80014 43 20
8. 12.11. Бухгалтерская справка Списана фактическая себестоимость реализованной продукции 80014 90/2 43
9.

12.11. Предъявлен счет-фактура покупателю

Отражена реализации отгруженной продукции по продажной цене в т.ч. НДС-18%

160014

24409,92

62

90/3

90/1

68/3

10

15.11. Выписка с расчетного счета

Поступила на расчетный счет выручка за реализованную покупателям продукцию

160014 51 62
11

15.11. Бухгалтерская справка

Определен финансовый результат от реализации продукции

55590,08 90/9 99
12

20.11. Денежный чек. Приходный кассовый ордер.

Получены с расчетного счета в кассу для выплаты зарплаты Платежная ведомость. Расходный кассовый ордер. Выдана зарплата за октябрь


45014


45014


50


70


51


50

13

Ю.П.Расходный кассовый ордер

Выдано под отчет Петрову НА. на приобретение канцтоваров

514 71 50
14

11.12.Приходный ордер со склада

Поступили материалы от поставщика НДС 18%

3827

688,86

10

19

60

60

15

12.12.Платежное поручение

Материалы оплачены поставщику

Сумма НДС по оплаченным материалам отнесена в уменьшение НДС к оплате в бюджет


4515,86

688,86


60

68


51

19

16

13.12. Справка бухгалтерии

Начислена неустойка за нарушение поставщиком сроков поставки

материалов в соответствии с договором

714 60 91
17 13.12.Авансовый отчет Петрова Н.А. Согласно копии чека приобретены канцтовары 431 26 71
18 Принят от Петрова Н.А. остаток неизрасходованной суммы подотчета 83 50 71
19

14.12.Акт инвентаризационной комиссии По результатам инвентаризации выявлены: излишки материалов на складе

недостача топлива на складе


10014

2014


10

94


91/1

10

20 14.12. Излишки материалов и топлива списаны на внереализационные доходы и расходы

10014

2014

10

91/2

91/1

94

21

31.12.Бухгалтерская справка

Списание сальдо субсчетов, открытых к счету 90 "Продажи"

Субсчет 90.1

Субсчет 90.2

Субсчет 90.3


160014

80014

24408,92


90/1

90/9

90/9


90/9

90/2

90/3

22 31.12. Начислен налог на имущество 314 91/2 68/6
23

31.12. Бухгалтерская справка

Списание сальдо субсчетов, открытых к счету 91 "Прочие доходы и расходы"

Субсчет 91.1

Субсчет 91.2


10728

2328


91/1

91/9


91/9

91/2

24

31.12. Бухгалтерская справка

Сальдо прочих доходов и расходов списано на финансовый результат 99


8400


91/9


99

25 Начислен налог на прибыль 24% 15357,62 99 68
26 31.12. Реформация баланса: списание сальдо по счету 99 "Прибыли и убытки" на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 48632,46 99 84

Оборотно – сальдовая ведомость


№ сче Сальдо начальное Обороты Сальдо конечное
та Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 314000


314000
2
60880

0 60880
4 60500


60500 0
5
24400

0 24400
10 57640
13841 26468 45013
19

688,86 688,86 0 0
20

102313,5 80014 22299,5
43 27032
80014 80014 27032 0
26

431
431
50 500
48111 47542 1069
51 141404
160014 74389,32 227029
58 82000


82000 0
60
107760 5229,86 4515,86
107046
62

160014 160014 0 0
67
100000

0 100000
68 1900 55116 7970,68 47363,36 9870,68 102479,4
69
41880 14563,64 14563,64 0 41880
70
72000 45014 56014
83000
71 340
2528 514 2354
76
91060

0 91060
80
110000

0 110000
84
22220
48632,46
70852,46
91

10728 10728 0 0
94

2014 2014 0 0
90

160014 160014 0 0
99

63990,08 63990,08 0 0

685316 685316 877479,6 877479,6 791598 791597,8

Бухгалтерский баланс


АКТИВ Код показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110 36100 36100
Основные средства 120 253120 253120
Незавершенное строительство 130

Доходные вложения в материальные ценности 135

Долгосрочные финансовые вложения 140 82000 82000
Отложенные налоговые активы 145

Прочие внеоборотные активы 150

ИТОГО по разделу I 190 371220 371220

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210 84672 95276
в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные
57640 45013
ценности


животные на выращивании и откормке


затраты в незавершенном производстве

22300
готовая продукция и товары для перепродажи
27032 27032
товары отгруженные


расходы будущих периодов


прочие запасы и затраты

431
Налог на добавленную стоимость по приобретен- ным ценностям 220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230

в том числе покупатели и заказчики


Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240

в том числе покупатели и заказчики


Краткосрочные финансовые вложения 250

Денежные средства 260 141904 228098
Прочие оборотные активы 270 2240 12225
ИТОГО по разделу II
228816 335599
БАЛАНС 300 600036 706819
ПАССИВ Код показателя

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410 110000 110000
Собственные акции, выкупленные у акционеров


Добавочный капитал 420

Резервный капитал 430

в том числе:


резервы, образованные в соответствии с


законодательством


резервы, образованные в соответствии с


учредительными документами


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 22220 70853
ИТОГО по разделу III 490 132220 180853

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510 100000 100000
Отложенные налоговые обязательства 515

Прочие долгосрочные обязательства 520

ИТОГО по разделу IV 590 100000 100000

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

Кредиторская задолженность 620 367816 425466
в том числе:


поставщики и подрядчики
107760 107046
задолженность перед персоналом организации
72000 83000

задолженность перед государственными вне-

бюджетными фондами


41880 41880
задолженность по налогам и сборам
55116 102480
прочие кредиторы
91060 91060
Задолженность перед участниками (учредителя- ми) по выплате доходов 630

Доходы будущих периодов 640

Резервы предстоящих расходов 650

Прочие краткосрочные обязательства 660

ИТОГО по разделу V 690 367816 425466
БАЛАНС 700 600036 706819
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых


на забалансовых счетах


Арендованные основные средства


в том числе по лизингу


Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение


Товары, принятые на комиссию


Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов


Обеспечения обязательств и платежей полученные


Обеспечения обязательств и платежей выданные


Износ жилищного фонда


Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов













Список литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г., №34н.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31,10.2000г. №94н.

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г., №49.

6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр "МАРТ", 2003.

7. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.